Имеет ли право медицинский работник ускорить наступление смерти безнадежного больного

Обновлено: 04.05.2024

Как получить страховую выплату медику, заразившемуся коронавирусом:

  1. Обратиться в медицинскую организацию за помощью.
  2. Подтвердить болезнь.
  3. Дождаться вердикта комиссии по расследованию случая.
  4. Получить деньги.

Кто и на каком основании получит страховку за COVID-19

Эпидемия COVID-19 стала серьезным вызовом системам здравоохранения всех стран мира, в том числе российской. На передовой войны с новым вирусом оказались врачи, младший медицинский персонал и сотрудники скорых. Они подвергаются наибольшей опасности: учитывая количество контактов с зараженными, медицинский персонал рискует получить наибольшую вирусную нагрузку. А чем она больше, тем в среднем тяжелее течение заболевания и вероятнее смерть или инвалидизация.

Учитывая это, еще весной 2020 года в первую волну эпидемии российские власти разработали систему дополнительного стимулирования труда медработников и дополнительных денежных компенсаций, положенных, если врач все же заразился COVID-19. Одной из гарантий стали страховые выплаты медикам, заболевшим коронавирусом, введенные Указом президента РФ от 06.05.2020 № 313 (в редакции Указа президента РФ от 30.07.2020 № 487). В действующей редакции документ вступил в силу 30.07.2020 и продолжает действовать в 2021 году. В нем перечислены страховые случаи и суммы выплат при их наступлении. С июля прошлого года ничего не изменилось.

Перечень того, какие выплаты положены, если медик заразился коронавирусом на работе, приведен в Указе президента № 313:

  • единовременная компенсация по факту заражения и утраты трудоспособности, не связанной с инвалидизацией;
  • единовременная выплата медработникам, болезнь которых привела к инвалидности;
  • единовременная компенсация семье врача, умершего от COVID-19.

Претендовать на страховую компенсацию вправе врачи, средний и младший медицинский персонал и водители машин скорой помощи при одновременном соблюдении следующих условий:

  • их должностные обязанности предполагают контакты с коронавирусными больными;
  • такие контакты имели место;
  • заражение произошло на работе в связи с исполнением служебных обязанностей;
  • гражданин имеет подтвержденный COVID-19.

Это полный перечень из Указа № 313, каким категориям медработников положены выплаты по коронавирусу, больше в него никто не входит.

Отдельное условие предусмотрено для претендентов на единовременную компенсацию в связи с временной потерей трудоспособности, не связанной с инвалидизацией. Получить ее вправе медработники, у которых зафиксировано заболевание, развившееся на фоне COVID-19. Имеет значение не любое заболевание, перечень заболеваний для получения выплат по коронавирусу установлен Распоряжением Правительства № 1272-р от 15.05.2020. В число таких заболеваний входят, например:

  • сепсис;
  • легочная эмболия;
  • легочный отек;
  • почечная недостаточность;
  • кардиореспираторная недостаточность.

Перечень заболеваний для получения выплаты из-за коронавируса

Размеры страховых компенсаций медработникам

Размер, в котором осуществляются выплаты медикам за ковид, установлен в Указе президента № 313 и составляет:

  • 68 811 рублей, если медработник заболел, но это не привело к инвалидности;
  • 688 113 рублей, если после COVID-19 наступила инвалидность III группы;
  • 1 376 226 рублей, если из-за болезни наступила инвалидность II группы;
  • 2 064 339 рублей, если медработник стал инвалидом I группы;
  • если из-за COVID-19 медик скончался, его семья получит 2 752 452 рубля.

Из этого следует, что выплаты медикам, переболевшим коронавирусом в 2021 году, получат те, кто:

  • работали с коронавирусными больными и имели с ними подтвержденные контакты;
  • заразились COVID-19;
  • на фоне коронавируса переболели одним или несколькими заболеваниями из перечня, утвержденного Распоряжением № 1272-р.

Как узнавать об ограничениях и других мерах из-за коронавируса

КонсультантПлюс собрал в одном обзоре все актуальные правила: что запрещено, а что разрешено, обязательно ли носить маски, какие меры поддержки еще действуют и какие денежные выплаты еще могут получить физлица и организации. Удобно следить за изменениями. На 2 дня доступ бесплатный.


Куда обращаться за деньгами

Деньги для компенсаций перечисляет Фонд социального страхования, но обращаться в него напрямую не требуется. Порядок, где и как получить компенсацию за коронавирус, следующий:

  1. Заболевший медработник обращается в медицинскую организацию или его туда доставляют, если состояние тяжелое.
  2. Организация, к помощи которой прибегнул гражданин, проводит анализ на коронавирус. По общему правилу, требуется лабораторное исследование. Если возможности его проведения нет, установить факт заболевания врачи вправе с помощью заключения медкомиссии на основании КТ легких пациента.
  3. Установив у пациента коронавирус, медицинская организация, в которой он наблюдается, незамедлительно сообщает об этом его работодателю и в ФСС.
  4. На территории работодателя создается специальная комиссия, в которую входят представители работодателя, медучреждения, в котором пациент наблюдается, и ФСС.
  5. Комиссия расследует ситуацию заразившегося медицинского работника и устанавливает, входят ли в его должностные обязанности контакты с коронавирусными больными и были ли такие контакты.
  6. Если при подтвержденном коронавирусе и наличии одного или нескольких сопутствующих заболеваний из перечня комиссия устанавливает, что заражение произошло на работе и в связи с работой, она составляет и направляет в ФСС специальную справку.
  7. Получив заключение комиссии, ФСС производит перевод денег.

На проведение расследования комиссии дается один день. Еще день в случае положительного заключения необходим ФСС на перечисление средств. Фактически перечисление занимает около трех дней.

Таким образом, ответ на вопрос, как подать заявление на выплату из за коронавируса, такой: никуда за выплатой обращаться не нужно, обратиться необходимо только за медицинской помощью и подтвердить COVID-19, все расследование проходит без участия больного.

Какие документы потребуются

Если медработник перенес болезнь в легкой форме и его заболевание не привело к инвалидности или смерти, от него никаких документов не потребуется, кроме тех, которые необходимы при обращении за медицинской помощью (паспорта и полиса ОМС). Справку о наличии COVID-19 выдаст учреждение, в которое он обратился за помощью. Документы, подтверждающие, что он работал с коронавирусными больными, и какие выплаты положены тем, кто переболел коронавирусом, предоставит работодатель. Справку в ФСС направит комиссия самостоятельно. Заразившемуся медработнику необходимо только получить выплату.

Сложнее дело обстоит в случае выплаты, если у медработника обнаружили коронавирус и заболевание привело к инвалидности. В этой ситуации для получения выплаты придется пройти медико-социальную экспертизу и получить ее заключение о назначении определенной группы инвалидности.

Что делать, если деньги не выплатили

Нередки случаи, когда выплата медикам, заразившимся коронавирусом на рабочем месте, не назначена, потому что случай не признают страховым. Решение аргументируется, например, тем, что медработник заразился не на работе, а в быту.

Если выплату не назначили и медработник находит это несправедливым, действия и бездействие работодателя и ФСС следует оспаривать с помощью официальных обращений:

  • в Росздравнадзор;
  • прокуратуру;
  • суд.

К борьбе за компенсации следует привлекать профсоюзы, в том числе независимые, которые имеют ресурс юридической помощи. Кроме того, через профсоюзные движения есть возможность найти других медработников в аналогичной ситуации и готовить коллективные жалобы и обращения — они более эффективны, чем единоличные, и вызовут отклик у контролирующих органов.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ пересмотрела результаты спора пациента с медиками. Человек потребовал от больницы компенсировать ему моральный вред за некачественное, по его мнению, лечение. По разъяснению высокой судебной инстанции в подобных спорах гражданин должен доказать только факт своих страданий, а все остальное суду объяснят медики.

Вас плохо лечили в больнице, вы обратились в суд? Пусть больница теперь докажет, что медики не виноваты. Фото: Сергей Михеев/ РГ

Вас плохо лечили в больнице, вы обратились в суд? Пусть больница теперь докажет, что медики не виноваты. Фото: Сергей Михеев/ РГ

Верховный суд уточнил - именно медицинское учреждение должно в таких процессах доказывать правильность своих действий, отсутствие своей вины, причем дважды, как в причинении вреда здоровью, так и в причинении морального вреда при оказании медицинской помощи.

Фото: ИА

Суть спора в следующем. Пожилая женщина, инвалид I группы, обратилась с иском в суд и потребовала с больницы больше миллиона рублей. Именно в такую сумму истица оценила свои моральные страдания из-за того, что врачи не смогли поставить ей правильный диагноз.

Пенсионерка попала в больницу с жалобами на боль в ноге. Женщину госпитализировали, но медики причину болей не нашли и довольно быстро выписали пенсионерку домой.

В суде бывшая пациентка рассказала, что ее даже не осмотрели врачи - хирург и травматолог. Рентгена ей также не назначили. А спустя несколько месяцев в другой больнице рентгеновский снимок показал несросшийся перелом шейки бедра.

Пенсионерка заявила, что некачественная медицинская услуга причинила ей нравственные и физические страдания. У нее повысилось давление, началась депрессия. Понятно, что больница с такими обвинениями не согласилась и попросила суд назначить судебно-медицинскую экспертизу.

Судя по ее выводам, обследование пациентки соответствовало поставленному ей диагнозу. Ну а то, что врачи "не разглядели" перелома шейки бедра, то это связано "с объективной сложностью диагностики, поскольку истинный анамнез заболевания был выявлен после ее выписки".

Медэкспертиза в своем заключении указала, что при осмотре врачом-неврологом пациентке были запланированы консультации хирурга, но они не были проведены. По мнению экспертизы, от этого "дефекта медпомощи" никаких серьезных последствий не было. И, по заключению эксперта, "нет оснований считать, что действия врачей сами по себе причинили вред здоровью пациентки".

В суде бывшая пациентка рассказала, что ее даже не осмотрели врачи - хирург и травматолог. Рентгена ей также не назначили и быстро выписали домой

Районный суд, руководствуясь таким заключением, полностью отказал пенсионерке в иске. В своем решении суд записал: пациентка сама должна была доказать факт, что ей оказали ненадлежащую медицинскую помощь. Например, что после диагностирования ей перелома шейки бедра у нее возникли осложнения либо что состояние ее здоровья ухудшилось в результате действий ответчика, либо что объем оказанной ей медпомощи повлек негативные последствия для ее здоровья, либо создал такую угрозу.

В общем, пенсионерка, по мнению суда, сама должна была доказать вину медиков в причинении этого вреда. И она этого не сделала. А заключение экспертизы не подтвердило "противоправность поведения ответчика" и не подтвердила связь поведения врачей и наступление вреда. Вины медиков экспертиза не выявила.

Апелляция с таким решение коллег полностью согласилась. Более того, истице поставили в вину, что она, попав в больницу, "не сообщила симптомы, характерные для перелома шейки бедра". Поэтому диагноз "травма бедренной кости" врачами поставлен не был, соответственно, лечение не назначалось, "но данное обстоятельство не повлекло за собой причинение вреда больной". А еще местный суд заявил, что положили в больницу пенсионерку вообще-то не из-за травмы, а потому, что в регионе был паводок, и поэтому объявили режим ЧС. А ее как инвалида положили "на всякий случай" из-за многочисленных хронических заболеваний.

Фото: iStock

Недовольная такими решениями пациентка обжаловала их в Верховный суд РФ. Что суд увидел в материалах этого гражданского дела?

Он обнаружил "существенные нарушения норм материального и процессуального права". Судя по делу, требования пенсионерки компенсировать моральный вред основаны на факте некачественной медпомощи. Пациентке не сделали необходимые обследования и не поставили диагноз. Из-за этого было "несвоевременное лечение, что привело к ухудшению состояния здоровья истца, причинило ей физические и нравственные страдания". Тем самым, подчеркнул Верховный суд, было нарушено право гражданки на здоровье как нематериальное благо. Юридически значимыми и подлежащими доказыванию являются "факты переживания истицей физических или нравственных страданий в связи с посягательством причинителя вреда на принадлежащие ей нематериальные блага".

При этом, подчеркнула Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда, больница должна доказать правомерность своего поведения. Еще причинитель вреда, то есть больница, должен доказать отсутствие своей вины. Дело в том, что законом установлена презумпция вины причинителя вреда, и опровергнуть ее должен именно ответчик самостоятельно. Важно, что ответчик должен доказать отсутствие своей вины в причинении как вреда здоровью пациентки, так и в причинении ей морального вреда при оказании медпомощи. Верховный суд специально подчеркнул: потерпевший должен доказать факт наличия вреда - физических и/или нравственных страданий.

В нашем случае местные суды "неправомерно обязали истца доказывать обстоятельства, касающиеся некачественного оказания ей ответчиком медицинской помощи". Кроме этого местные суды также "неправомерно" освободили больницу от доказывания, почему они не виноваты в неправильном диагнозе. А уже неправильный диагноз повлек неправильное и несвоевременное лечение.

Еще Верховный суд указал местным судам, что они не применили статью 70 Закона № 323-ФЗ о полномочиях лечащего врача при оказании медпомощи, где сказано, что именно лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум. Именно лечащий врач ставит диагноз.

Фото: Пресс-служба МВД по Республике Крым

Рассматривая это дело, местный суд не выяснил, предпринимал ли лечащий врач "все необходимые и возможные меры для своевременного и квалифицированного обследования пациента". Правильно ли были организованы обследование пациента и лечебный процесс? Были ли у больницы возможность оказать пациенту необходимую и своевременную помощь, притом что обязанность доказывания своей невиновности лежит на ответчике? Высокий суд особо подчеркнул - утверждение суда, что больная не назвала симптомы, характерные именно для перелома шейки бедра, не имеет никакого значения. Ведь пенсионерка не имеет специальных медицинских знаний и не может знать, какие жалобы в ее случае являются характерными.

Да и тот факт, что в больницу ее положили из-за паводка, тоже не имеет значения. Местные суды свои выводы основали только на заключении медицинской экспертизы. В связи с этим Верховный суд напомнил, что заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не является исключительным средством доказывания и должно оцениваться не произвольно, а в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами. Это значит, что выводы эксперта не могут целиком предопределять исход спора.

Кстати, по замечанию высокого суда и в заключении экспертизы отмечены недостатки в оказании медпомощи. Но местные суды не задали вопрос: была ли у больницы возможность правильно поставить диагноз в случае проведения всех необходимых исследований? Этот важный вопрос в суде даже не прозвучал.

/img/plugs/1.jpg

В письме от 12 апреля 2021 г. № 14-1/10/П-2784 Минтруд сообщил, что во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 11 марта 2021 г. № ТГ-П45-3036 Минтруд России совместно с Минздравом России рассмотрел письмо по вопросу разъяснения отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. № 1762 (далее - Постановление № 1762) и в дополнение к письмам Минтруда России от 30 декабря 2020 г. № 14-1/10/В-12880 и от 26 февраля 2021 г. № 14-1/В-206 по компетенции и разъяснил следующее.

"Пунктом 2 Постановления № 1762 установлены категории медицинских работников, которые имеют право на специальную социальную выплату: врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, оказывающие, а также не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.


Обращаем внимание, что выплаты в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) также осуществляются немедицинским работникам, занятым в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19): водителям машин скорой медицинской помощи, членам летных экипажей воздушных судов санитарной авиации.


Иным немедицинским работникам выплаты в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 8 Постановления № 1762 приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 г. № 894н (далее - Приказ № 894н) по согласованию с Минздравом России утверждены разъяснения по применению Постановления № 1762 (далее - Разъяснения). В них в том числе отражены особенности, связанные с совместительством, даны разъяснения по категориям работников, которым осуществляется специальная социальная выплата и другим вопросам, затронутым в письме.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты устанавливаются медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе медицинским работникам рентгенологического кабинета (службы), в соответствии с временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденным приказом Минздрава России от 19 марта 2020 г. № 198н (далее соответственно - Временный порядок, Приказ № 198н).

В соответствии с пунктом 1.3 приложения № 2 к Приказу № 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководители медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, определяют общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций (далее - ОРВИ) и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Таким образом, специальные социальные выплаты по подпункту "а" пункта 2 Постановления № 1762 получают медицинские работники указанных выездных бригад скорой медицинской помощи.


На основании пункта 1 приложения № 5 к Приказу № 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья проводят корректировку схем перепрофилирования медицинских организаций для госпитализации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), предусмотрев создание условий их изолированного пребывания в стационарных условиях, специально созданных для пациентов.
В соответствии с пунктом 4 приложения № 10 к Приказу № 198н структура и штатная численность структурных подразделений медицинской организации для лечения (COVID-19) устанавливаются руководителем медицинской организации. Руководитель медицинской организации утверждает временное штатное расписание медицинской организации и осуществляет перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам, заключаемых в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

При этом формирование временного штатного расписания структурных подразделений медицинской организации для пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) осуществляется в соответствии с временными штатными нормативами, предусмотренными приложениями № 16 - 17 к Приказу 198н.

Специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления № 1762 осуществляются в том числе медицинским работникам перепрофилированных медицинских организаций и структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в стационарных условиях.

В соответствии с абзацем пятым подпункта "а" пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты производятся также медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с Временным порядком.


В случае участия медицинской организации в оказании первичной медико-санитарной помощи пациентам с симптомами ОРВИ, пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также пациентам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в соответствии с подпунктом 2.2.1 пункта 2 приложения № 3 к Приказу № 198н руководители медицинских организаций обеспечивают определение структурных подразделений медицинской организации и должностей медицинских работников в указанных структурных подразделениях медицинской организации, участвующих в оказании первичной медико-санитарной помощи пациентам с симптомами ОРВИ, пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также пациентам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).

В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты производятся медицинским работникам, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.

В этом случае согласно пункту 4 Приказа № 894н для осуществления специальной социальной выплаты учитываются все дни работы, в которые медицинские работники контактировали с пациентами с уже установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении своих должностных обязанностей.

По нашему мнению, фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи, специальные социальные выплаты производятся за фактическое число нормативных смен исходя из отработанного времени по табелю учета рабочего времени.


В соответствии с Временными методическими рекомендациями "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (версия 10 от 8 февраля 2021 г.) при стандартном определении случая заболевания (COVID-19) подтвержденным случаем (COVID-19) считается при выявлении:

  1. положительного результата лабораторного исследования на наличие РНК SARS-CoV-2 с применением методов амплификации нуклеиновых кислот (МАНК) или антигена SARS-CoV-2 с применением иммунохроматографического анализа вне зависимости от клинических проявлений;
  2. положительного результата на антитела класса IgA, IgM и/или IgG у пациентов с клинически подтвержденной инфекцией COVID-19. В случае получения лабораторного подтверждения диагноза, выставляется код по МКБ-10:
  • U07.1 - Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус идентифицирован (подтвержден лабораторным тестированием независимо от тяжести клинических признаков или симптомов).

При отсутствии лабораторного подтверждения диагноза, но наличии типичной клинической картины и/или эпидемиологических данных, выставляется следующий код по МКБ-10:

  • U07.2 - Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус не идентифицирован (COVID-19) диагностируется клинически или эпидемиологически, но лабораторные исследования неубедительны или недоступны).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами, состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Таким образом, судебно-медицинские эксперты не оказывают медицинскую помощь, и специальные социальные выплаты в соответствии с постановлением № 1762 им не предусмотрены.


Одновременно сообщаем, что Минтруд России не наделен правом расширять круг получателей специальной социальной выплаты сверх определенного Постановлением № 1762.

Пунктом 3 Постановления № 1762 установлено, что специальная социальная выплата осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 2 Постановления № 1762, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (далее соответственно - организации, перечень), который формируется в целях реализации настоящего постановления соответствующими федеральными органами исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении, федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении находящихся в их ведении организаций, иных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и взаимодействующих с ними организаций в информационном ресурсе учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 373 "Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", с указанием наименования организации, идентификационного номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет, основного государственного регистрационного номера, периода включения ее в перечень и исключения из перечня (календарный месяц).


Таким образом, формирование перечня медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) в субъекте Российской Федерации для осуществления специальной социальной выплаты, предусмотренной Постановлением № 1762, отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья".

Дополнительно сообщено, что исходя из положения части 2 статьи 72 Федерального закона 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Федеральных законов от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать размеры и условия оплаты труда, мер социальной поддержки медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции) соответственно государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений за счет собственных средств.


Министерство здравоохранения Республики Беларусь


Юридическая оценка неблагоприятных исходов лечения


Несмотря на ошеломляющие успехи медицины на протяжении 20-го и в начале 21-го века, медработники не могут сегодня гарантировать всем пациентам обязательное выздоровление, улучшение качества жизни и увеличение ее продолжительности. Существенной проблемой остаются дефекты оказания медпомощи. Ошибки могут случаться в любой деятельности, однако ни в одной другой отрасли они не приобретают такой общественной значимости. Неблагоприятные исходы в медицинской практике ставят перед врачами и юристами целый ряд вопросов. Это прежде всего сложности квалификации неблагоприятного исхода, определения вины медицинского работника и механизмов возмещения вреда пациенту.

Несмотря на ошеломляющие успехи медицины на протяжении 20-го и в начале 21-го века, медработники не могут сегодня гарантировать всем пациентам обязательное выздоровление, улучшение качества жизни и увеличение ее продолжительности. Существенной проблемой остаются дефекты оказания медпомощи. Ошибки могут случаться в любой деятельности, однако ни в одной другой отрасли они не приобретают такой общественной значимости. Неблагоприятные исходы в медицинской практике ставят перед врачами и юристами целый ряд вопросов. Это прежде всего сложности квалификации неблагоприятного исхода, определения вины медицинского работника и механизмов возмещения вреда пациенту.br> Дефект оказания медицинской помощи— ненадлежащее осуществление диагностики, лечения пациента, организации медицинской помощи, которое привело или могло привести к неблагоприятному исходу медицинского вмешательства.

Причины неблагоприятных исходов могут быть самые разнообразные, начиная от несвоевременного обращения пациента за помощью (включая атипичное течение заболевания) и заканчивая неизлечимостью патологии доступным сегодня арсеналом средств. Это объясняет трудности, возникающие при юридической оценке неблагоприятного исхода.

Белорусское законодательство различает следующие виды дефектов оказания медицинской помощи: врачебные ошибки, несчастные случаи и профессиональные преступления.

Врачебная ошибка— дефект оказания медицинской помощи, связанный с неправильными действиями персонала, характеризующийся добросовестным заблуждением при отсутствии признаков умышленного или неосторожного преступления. В основе ошибок могут лежать как объективные (отсутствие надлежащих условий оказания медицинской помощи, несовершенство существующих способов лечения заболевания, тяжесть состояния пациента и др.), так и субъективные факторы (недостаточный опыт работника, неполное обследование пациента, неправильная интерпретация результатов лабораторно-инструментальных исследований и др.).

При наличии объективных факторов неблагоприятные исходы разбираются с позиции ответственности лечебных учреждений и их руководства. Когда речь идет о врачебных ошибках, в основе которых субъективные причины, как правило, предусматривается персональная ответственность работника.

Несчастный случай— дефект оказания медицинской помощи, связанный со случайным стечением обстоятельств, которые врач, действуя правомерно, в рамках должностных инструкций и в соответствии с принятыми в медицине методами и способами лечения (диагностики), не мог предвидеть и предотвратить (аллергические и токсические реакции на диагностические манипуляции и введение лекарственных средств, необычное анатомической строение или врожденные аномалии строения того или иного органа при инвазивных хирургических вмешательствах и др.).

Важнейший фактор для правовой квалификации дефектов оказания медицинской помощи — наличие причинно-следственной связи между действиями врача и негативными последствиями для здоровья человека.

Уголовно наказуемые преступления медицинских работников делятся на профессиональные (ненадлежащее выполнение врачебных обязанностей) и должностные (ненадлежащее выполнение обязанностей должностным лицом). Установление ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей производится на основе анализа положений об обязанностях специалиста, должностных инструкций, нормативных актов Министерства здравоохранения, правил внутреннего распорядка, стандартов и протоколов диагностики и лечения. Кроме того, есть преступления против порядка осуществления врачебной деятельности, например незаконная трансплантация и т. д.

Законодательство устанавливает четыре условия наступления уголовной ответственности: вред здоровью, неправомерность действий, прямая причинно-следственная связь между ними, вина.

Читайте также: