Имеет ли право депутат работать на другой работе

Обновлено: 15.05.2024

Зачастую у работников различных государственных организаций возникают вопросы относительно существующих ограничений по совместной службе (работе) в таких организациях супругов и близких родственников.

В первую очередь интересуют такие вопросы: будет ли являться нарушением законодательства совместная работа в государственной организации лиц, одно из которых является государственным должностным лицом (занимает руководящую должность), а второе является его близким родственником (свойственником) и занимает должность служащего (энергетик, снабженец, бухгалтер, юрисконсульт, экономист и т.д.) (в том числе, в ситуации, когда в государственной организации работают близкие родственники: первый - в должности главного бухгалтера, второй - один из бухгалтеров отдела (без материальной ответственности)) и т.д.

Иных прямых запретов на выполнение совместной работы в государственных организациях вышеуказанной категории лиц в законодательстве не содержится.

Подчиненность представляет собой отношения между руководителем организации (обособленного, структурного подразделения) и работником организации (обособленного, структурного подразделения), при которых руководитель имеет право издавать распоряжения, приказы, давать указания, поручения и требовать их исполнения, обязательные для исполнения работником.

Подконтрольность представляет собой отношения между исполнителем, выполняющим определенные обязанности, и лицом, которому этот исполнитель подотчетен по определенному направлению или в целом по работе.

Непосредственность означает, что подчиненность или подконтрольность между конкретными лицами является прямой, то есть между руководителем и работником (лицом, осуществляющим контроль, и исполнителем) отсутствует какой-либо руководитель (лицо, осуществляющее контроль), в подчинении (подконтрольности) которого находится работник (исполнитель).

Таким образом, при отсутствии непосредственной подчиненности или подконтрольности супругов, близких родственников или свойственников, в том числе находящихся, например, на должностях руководителя и главного бухгалтера, подобная совместная работа не запрещена.

Помимо вышеуказанных правовых норм, предусматривающих ограничения по совместной службе (работе), следует также иметь ввиду, что Законом предусмотрен механизм минимизации коррупционных рисков и управления ситуациями, при которых личные интересы государственных должностных лиц, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участия в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).

Порядок предотвращения и урегулирования вышеуказанных ситуаций, т.е. конфликта интересов, определен ст.21 Закона.

В ч. 1 ст. 21 Закона закреплена обязанность государственного должностного лица уведомить в письменной форме своего руководителя, в непосредственной подчиненности которого оно находится, о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Руководитель о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов и результатах рассмотрения поступившей информации информирует руководителя государственного органа, иной организации.

Таким образом, например, если в государственной организации должность заведующего хозяйством занимает родной брат директора этого учреждения, который напрямую ему не подчинен и не подконтролен, то ни трудовое законодательство, ни законодательство о борьбе с коррупцией не запрещают и не ограничивают такую совместную работу. Однако при определенных обстоятельствах, например, в случае принятия директором организации решения о премировании сотрудников, в частности заведующего хозяйством, возможно возникновение конфликта интересов, что требует от директора организации письменного уведомления своего руководителя о возможности возникновения конфликта интересов.

Уведомление о конфликте интересов или возможности его возникновения подается в письменной форме, как только государственному должностному лицу стало известно о возникновении конфликта интересов или о возможности его возникновения.

Государственное должностное лицо обязано уведомлять не только об уже возникшем конфликте интересов, но и о возможности его возникновения. О ситуации, в которой возможно возникновение конфликта интересов, государственному должностному лицу может стать известно, например, при составлении плана проведения проверок, в ходе обсуждения на совещании поручения, поступившего для исполнения, и т.д.

Вместе с тем необходимо отметить, что конфликт интересов, равно как и возможность его возникновения, - это объективно существующая, а не предполагаемая ситуация. Для констатации ситуации конфликта интересов или возможности его возникновения необходимо установить реально существующий личный интерес и конкретное решение или иное действие по службе, на которую данный интерес влияет или может повлиять.

В ч. 5 ст. 21 Закона о борьбе с коррупцией установлены правовые последствия нарушения установленного порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

Непредставление государственным должностным лицом уведомления о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, если ему было известно о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, является основанием для отказа в назначении государственного служащего на другую государственную должность либо для привлечения его к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) в порядке, установленном законодательными актами.

о правовом статусе депутата представительного органа муниципального образования

Практическое значение законодательного определения понятий "правовой статус депутата" представительного органа муниципального уровня состоит в том, что данная категория непосредственно затрагивает интересы населения, поскольку речь идет о правовом положении его представителей в органах муниципальной власти, призванных в максимальной степени выражать самые разнообразные интересы населения. Правовой статус депутата органа местного самоуправления - это правовое положение депутата, определяемое совокупностью правовых норм, которые регулируют общественные отношения, связанные с политико-правовой природой мандата, его возникновением, прекращением и сроком действия, полномочиями, а также гарантиями, ответственностью и ограничениями в связи с осуществлением принадлежащих депутату полномочий.

В энциклопедических изданиях депутат определяется как выборный представитель населения в органах власти, лицо, избранное членом представительного органа власти.

Понятие "депутат" применимо к представительным органам местного самоуправления, определяется также в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Депутат - это лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Важнейшей чертой правового статуса депутата представительного органа местного самоуправления является его стабильность и неизменность, что позволяет ему играть большую роль в противодействии развитию негативных тенденций в обществе и государстве. Это особенно актуально для современной России, где весьма динамично на уровне местного самоуправления изменяются или исчезают старые и появляются новые правовые отношения и институты, происходит болезненный процесс реформирования местной (муниципальной) власти.

Следует признать, что до настоящего времени федеральное и региональное законодательство по вопросам определения правового статуса депутата представительного органа местного самоуправления носит не до конца оформленный характер. Ситуацию осложняет отсутствие Федерального закона о статусе такого депутата, в котором было бы дано четкое определение данного юридического понятия, детально регламентированы в нормах федерального права его основные элементы.

Так, статьей 40 вышеуказанного Федерального закона установлено, что депутату органа местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

Срок полномочий депутата органа местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

Данной нормой гарантируются права граждан на местное самоуправление, их возможность влиять на работу местных органов власти, в данном случае определять их состав. Установленные сроки начала и прекращения полномочий депутатов местного самоуправления обеспечивают непрерывность функционирования представительных и иных органов муниципального образования. Полномочия депутатов местного самоуправления начинаются со дня их избрания, хотя представительный орган предыдущего созыва еще некоторое время может функционировать в прежнем составе, а заканчиваются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва. За это время депутаты готовятся к правотворческой деятельности, встречаются с избирателями.

Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом и уставом муниципального образования.

Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат.

Характерно, что депутаты, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не могут заниматься какой-либо еще деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью, занимать ряд должностей. В то же время закон устанавливает, что депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия в основном на непостоянной основе, и даже вводит ограничения по численности депутатов представительного органа, работающих на постоянной основе. Это связано прежде всего с особенностями работы представительного органа муниципального образования, который правотворческую деятельность осуществляет во время заседаний (сессий), проводящихся нерегулярно. Данная норма, безусловно, учитывает финансовые возможности местного самоуправления, а также тот факт, что работа лиц, избранных депутатами в других организациях, на предприятиях, позволяет ближе знакомиться с проблемами этих организаций и учитывать их при осуществлении полномочий депутата.

Депутатский статус предполагает особые гарантии при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, которые устанавливаются Федеральным законом. Так, действующий закон о местном самоуправлении (ч.9 ст.40) устанавливает, что депутаты местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата органа местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом органа местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом. Нормы действующего закона о местном самоуправлении недостаточно полно обеспечивают депутатскую неприкосновенность. Так, ничего не говорится об особенностях статуса депутата при совершении в отношении него оперативно-розыскных действий. Установление гарантий прав депутатов местного самоуправления в отношениях с правоохранительными органами направлено, прежде всего, на обеспечение депутатской неприкосновенности. Неприкосновенность - одна из важнейших правовых гарантий их деятельности, позволяющая им действовать, не опасаясь незаконного преследования и привлечения к ответственности.

Особенности производства по уголовным делам в отношении депутатов местного самоуправления установлены гл. 52 УПК РФ. Так, в частности, решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата местного самоуправления либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ (ст. 448 УПК РФ).

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:

2) отставки по собственному желанию;

3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

8) отзыва избирателями;

9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;

10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

11) в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с федеральными и муниципальными нормативными актами, депутаты представительных органов местного самоуправления наделены довольно обширными правами, образующими сложную и внутренне неоднородную систему. Исходя из вышеизложенного, следует определить систему правовых полномочий как элемент конституционно-правового статуса депутата представительного органа местного самоуправления, состоящую из двух групп:

В первую группу входят права лично участвовать в заседаниях муниципального собрания; избирать и быть избранным в комиссии и на соответствующие должности в муниципальном собрании; высказывать мнение по вопросам формирования создаваемых муниципальным собранием органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых или назначаемых муниципальным собранием; предлагать вопросы для рассмотрения муниципальным собранием; вносить проекты правовых актов муниципального собрания для рассмотрения на его заседаниях; вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов, поправки к проектам решений и другим актам муниципального собрания; вносить предложения о заслушивании на заседании муниципального собрания внеочередного отчета или информации любого органа или должностного лица, подотчетного или подконтрольного муниципальному собранию; участвовать в прениях в установленном порядке; оглашать на заседаниях муниципального собрания обращения граждан, имеющие, по его мнению, общественное значение.

Вторую группу прав представителей депутатского корпуса составляют права депутатов участвовать в работе постоянных и временных комиссий муниципального собрания, членом которых он является, вносить предложения, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений; принимать участие в работе комиссий, членом которых он не является, вносить предложения, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса.

Кроме того, по вопросам своей деятельности депутат на территории соответствующего муниципального образования пользуется правом приема в первоочередном порядке должностными лицами территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, руководителями организаций независимо от их организационно-правовой формы, руководителями органов управления общественных объединений. Депутат имеет право на получение от органов государственной власти, органов местного самоуправления, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, организаций независимо от их организационно-правовой формы, общественных объединений, соответствующих должностных лиц и руководителей информации по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, не являющейся государственной или иной охраняемой законом тайной.

Выделяют гарантии организационно-правовые, связанные с правами и возможностями депутата представительного органа местного самоуправления.

Так, к организационным гарантиям деятельности депутатов следует отнести, например: обязательное рассмотрение внесенных ими обращений и иных инициатив; обязательная постановка на голосование внесенных инициатив, в том числе поправок к проектам правовых актов; право для осуществления своих полномочий беспрепятственно посещать органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенные на территории муниципального образования (с учетом режима их работы), пользоваться правом внеочередного приема их руководителями и иными должностными лицами.

Кроме того, существует обязанность руководителей и иных должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, находящихся на территории муниципального образования, к которым обратился депутат по вопросам своей деятельности, безотлагательно давать устный либо письменный ответ на их обращение, предоставлять запрашиваемые документы и сведения.

Депутаты имеют права принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных ими в обращении вопросов. В случае необходимости проведения в связи с обращением дополнительной проверки или истребования каких-либо дополнительных материалов, соответствующие должностные лица обязаны сообщить об этом депутату в установленный срок.

Депутату обеспечивается возможность беспрепятственного пользования правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также документами и информационно-справочными материалами, поступающими в официальном порядке в указанные органы. Запрашиваемая депутатом, выборным должностным лицом информация, в отношении которой установлены ограничения на ее распространение, в соответствии с действующим законодательством подлежит предоставлению по письменному запросу депутата. Лицо, предоставляющее указанную информацию, обязано довести до сведения запрашивающего лица нормы, регламентирующие порядок использования соответствующих документов и сведений.

Информация, отнесенная согласно действующему законодательству к государственной тайне, предоставляется при наличии у депутата, выборного должностного лица соответствующего допуска. Отказ в предоставлении соответствующей информации подлежит оформлению в письменном виде.

При обращении в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, расположенные на территории муниципального образования организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, соответствующие должностные лица обеспечивают депутата консультациями специалистов по вопросам, связанным с их деятельностью.

Далее, важнейшей организационно-правовой гарантией осуществления профессиональной депутатской деятельности является право законодательной инициативы депутата, которая осуществляется в форме внесения в законодательный орган законопроектов и поправок к ним, законодательных предложений о разработке и принятии новых муниципальных правовых актов, законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие муниципальные нормативные акты, законы либо о признании их утратившими силу.

Конституционно закрепленный принцип самостоятельности местного самоуправления в Российской Федерации и невхождения органов местного самоуправления в систему органов государственной власти предусматривает необходимость обеспечения системы гарантий свободного, самостоятельного и независимого осуществления депутатским корпусом представительных органов власти своей профессиональной деятельности. В соответствии с этим базовым принципом представительный орган местного самоуправления самостоятельно решает вопросы организационно-технического и материально-финансового обеспечения своей деятельности. Расходы на обеспечение деятельности представительного органа местного самоуправления утверждаются самим представительным органом местного самоуправления и предусматриваются отдельной строкой в бюджете муниципального образования.

Организационной гарантией деятельности депутата является возмещение транспортных расходов, связанных с осуществлением им депутатской деятельности вне постоянного места жительства, в соответствии с действующим законодательством, а также депутату, использующим личный транспорт для осуществления своих полномочий, в соответствии с решением представительного органа местного самоуправления возмещаются расходы на его содержание и эксплуатацию.

Наконец, еще одной значимой организационной гарантией деятельности депутата представительного органа местного самоуправления является право иметь помощников.

На время участия в заседании представительного органа местного самоуправления, а также выполнения иных депутатских полномочий депутат, осуществляющий свою деятельность на непостоянной основе, освобождается от выполнения производственных и иных обязанностей с сохранением среднего заработка по месту работы.

Если ввиду специфики работы депутату не может быть сохранен средний заработок, по решению представительного органа местного самоуправления депутату может быть предоставлена за счет средств местного бюджета компенсация за каждый день выполнения депутатских полномочий, исходя из дневной ставки оплаты труда депутата представительного органа местного самоуправления, осуществляющего свою деятельность на профессиональной постоянной основе.

Депутат в течение срока своих полномочий не может быть по инициативе работодателя уволен с работы на предприятии, в учреждении или иной организации (за исключением их полной ликвидации), переведен на другую работу или исключен из учебного заведения без согласия представительного органа местного самоуправления.

Помимо вышеперечисленных прав и гарантий депутата органа местного самоуправления существуют и обязанности депутата, установленные как федеральным законодательством, так и муниципальными правовыми актами.

Так, согласно закона о местном самоуправлении, депутат органа местного самоуправления должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Регламентом Собрания представителей муниципального образования Куркинского района установлено, что депутат обязан:

- в своей деятельности выражать и защищать интересы избирателей, основываясь на принципах законности и депутатской этики;

- присутствовать на заседаниях тех органов, членом которых он является, о невозможности присутствия на заседаниях по уважительной причине заблаговременно информировать председателя Собрания представителей;

- обязан отчитаться перед своими избирателями не реже двух раз в год и регулярно сообщать избирателям непосредственно на встречах, а также через средства массовой информации о выполнении своей предвыборной кампании.


Сложная экономическая ситуация подчас вынуждает работников искать дополнительные источники доходов. Хорошим вариантом в этой ситуации может оказаться дополнительная работа — по основному профилю или даже совсем в другой сфере. Однако законно ли это и какие ограничения устанавливает закон для такой дополнительной работы?

Постоянная работа по совместительству

Трудовой кодекс ограничивает обязательства работника перед своим основным работодателем только тем рабочим временем, которое прописано у него в трудовом договоре. Свободное время любой сотрудник может использовать по своему выбору, в том числе и для постоянной дополнительной работы. Она будет называться совместительством.

Согласно статье 282 ТК РФ совместительство — это выполнение другой оплачиваемой работы в свободное от основной работы время. Важными признаками совместительства должны быть:

  • регулярный характер такого заработка;
  • заключение трудового договора с организацией, в которой сотрудник работает по совместительству;
  • указание в трудовом договоре на то, что эта работа — это деятельность, выполняемая по совместительству.

В соответствии с трудовым законодательством совместитель имеет те же трудовые права, что и постоянные работники, включая право уйти в отпуск, на больничный и проч. При этом работодатель обязан делать за работника все обязательные отчисления в социальные фонды.

Ограничения при работе по совместительству

В статье 282 ТК РФ указано, что работник вправе по своему выбору распоряжаться своим свободным временем в плане организации дополнительной занятости. Это дает ему право заключать договоры о работе на условиях совместительства с неограниченным числом работодателей.

Однако отдельные ограничения в отношении такой работы в законодательстве все же прописаны. Работодателю запрещается:

  • привлекать к работе на таких условиях сотрудников моложе 18 лет;
  • принимать на дополнительную работу во вредных или опасных условиях труда работников, у которых основная работа также выполняется во вредных или опасных условиях;
  • принимать на дополнительную работу по управлению транспортом работников, которые заняты аналогичной деятельностью по основному месту работы;
  • принимать на работу в качестве совместителя руководителя другой организации без получения предварительного согласия на это со стороны уполномоченного органа ли собственника этой организации.

В Трудовом кодексе также прописан ряд дополнительных ограничений для представителей других профессий — например, адвокатов, частных охранников. Чтобы удостовериться в том, что обстоятельства, мешающие принять сотрудника на работу, отсутствуют, в соответствующих случаях работодатель вправе запросить у него подтверждающий документ.

Например, если работа, на которую принимается совместитель, выполняется во вредных условиях, ему придется принести справку с основной работы, что его обязанности там не предполагают деятельности во вредных условиях труда.

Что до этической стороны проблемы совместительства, то конкретных указаний о работе по совместительству закон не содержит. Обязанности ставить основного работодателя в известность о том, что сотрудник в свободное время работает в другой компании, в Трудовом кодексе также не содержится. Поэтому решение на этот счет работник принимает сам.

Если сегмент рынка, в котором работает компания, очень объемный и характеризуется повышенным спросом, работа в той же отрасли обычно не оказывает прямого влияния на деятельность основного работодателя. Однако если это узкая ниша, и работа у прямого конкурента в определенной степени предполагает использование ноу-хау, технологий и данных, полученных по основному месту, стоит, наверное, подумать о том, чтобы получать дополнительный заработок в другой сфере.

Временная подработка

Впрочем, постоянная работа по трудовому договору — это не единственная возможность получения дополнительного заработка в трудные времена. Не исключено, что такая серьезная занятость работнику и не нужна: может быть, ему требуется только разовое вливание в бюджет, которое даст возможность погасить кредит или сделать крупную покупку, а для поддержания текущего уровня жизни ему вполне хватает основной заработной платы.

В этой ситуации хорошей формой дополнительного заработка может оказаться временная подработка. Часто она бывает связана с основной деятельностью и выполняется в проектном режиме: например, инженера-электрика привлекают к выполнению проекта освещения на серьезном объекте, или менеджер по закупкам готовит документацию для тендера. Этот вариант тоже не запрещен действующим законодательством — при правильном его оформлении.

Для оформления такой занятости подойдет договор гражданско-правового характера. Он представляет собой договор, подтверждающий заключение между сторонами соглашения об оказании услуг, причем в качестве заказчика в нем фигурирует работодатель, а в качестве исполнителя — работник.

В документе прописываются объем работ, сроки их выполнения, уровень оплаты и другие условия. При этом этот договор имеет срочный характер, то есть зафиксированные в нем работы должны быть исполнены за конкретный срок.

Для работника такой документ — это официальное свидетельство заключения договоренности между ним и работодателем на случай появления проблем, например, с оплатой: с ним можно обратиться в суд или государственный контролирующий орган, чтобы призвать к ответу нерадивого заказчика.

Однако в таком договоре, по сравнению со стандартным трудовым договором, есть и некоторые минусы: да, работодатель обязан уплатить с выплаченной суммы налог на доходы физических лиц (НДФЛ), взносы в ФОМС и ПФР, но другие взносы, например, на страхование по временной нетрудоспособности или в связи с материнством, он не платит. Поэтому разбираться с такими ситуациями работнику придется самому.

И, наверное, самый важный совет для обеих сторон: не стоит пытаться подменить реальные долгосрочные трудовые отношения видимостью разовой сделки по оказанию услуг, заключая договор ГПХ вместо трудового. Это нарушение чревато серьезными отрицательными последствиями и для работника, и для работодателя.

В соответствии с частью 4 КоАП РФ на организацию в этом случае может быть наложен штраф размером от 50 до 100 тысяч рублей, а должностное лицо, непосредственно принявшее решение о такой подмене, дополнительно будет оштрафовано на сумму от 10 до 20 тысяч рублей. Работник же лишится не только возможности уйти на больничный или в декретный отпуск, но и других компенсаций и льгот, предусмотренных законодательством — например, оплачиваемого отпуска.

Как выбрать дополнительную работу?

Однако во всех случаях нужно соблюдать одно простое правило: нельзя пренебрегать официальным оформлением трудовых отношений — вне зависимости от объема выполняемой работы и оговоренного уровня оплаты за нее. Как и в предыдущей ситуации, которую, впрочем, можно считать частным случаем этой, такой совет актуален как для работника, так и для работодателя.

Работник таким способом сможет застраховать себя от невыплаты установленного вознаграждения, а если это все же произойдет — обратиться в суд или контролирующие органы. А работодатель сможет призвать к ответу работника, который не справился с обязанностями или нарушил сроки выполнения работ. Да и даже если дело не дойдет до разбирательства, сам факт наличия официального документа всегда дисциплинирует стороны, а также позволяет однозначным образом зафиксировать достигнутые договоренности.

Упреждая, спорщиков по данному пункту, скажу одно. То, что я пишу — это личный опыт, это реальная практика. Как воинский устав написан кровью, так и мои слова подкреплены опытом кампаний 2008 и 2012 годов.

10 сентября 2017 года в Москве состоятся муниципальные выборы. Будем избирать новый состав Совета депутатов во всех муниципальных округах, кроме, Щукино. Там выборы прошли в 2016 году вместе с выборами в Государственную думу. Для тех, кто желает принять участие я опишу по существу основные моменты предвыборной кампании.

Нужно быть готовым и подготовить морально своих близких и домочадцев, что хорошая и качественная предвыборная кампания займёт у вас достаточно времени, особенно с середины августа и до дня тишины 9 сентября. О летних каникулах лучше забыть.

В идеале, конечно же, начинать заниматься предвыборной кампанией нужно заблаговременно, решая проблемы и тем самым демонстрируя конкретный результат.


К агитационному периоду вам необходимо подойти уже с багажом реальных дел.

Закон о выборах.

В этих законах вы подчеркнёте много полезной и нужной информации: кто может выдвигаться в качестве кандидата, о перечне документов, требуемых к предоставлению в избирательную комиссию, про агитационный период и многое другое.

Я умышленно не делаю подробную выборку из Избирательного кодекса, потому что хочу, чтобы вы сами изучили этот документ. Изучив кодекс, вы сможете избежать попадания на подводные камни. И юридически будете подкованы.

На старт, внимание… марш!

В соответствии с законодательством избирательная кампания начинается за 90 дней до дня голосования, и соответствующее решение подлежит опубликованию в местной газете. Но! Во многих муниципальных округах Москвы отсутствуют печатные версии местных газет. Только электронные. Однако, органы местного самоуправления должны будут выпустить печатные спецвыпуски местных газет где будет размещена информация об объявлении выборов. Поэтому предположительно не позднее 13 июня должны быть объявлены муниципальные выборы. Следите за обнародованием данной информации.

Какие документы нужны и куда?

Подавать документы лучше сразу же на следующий день после объявления выборов. Это важно потому, что в случае обнаружения каких-либо недочётов в предоставленных с вашей стороны документации, будет время на их устранение.

Перечень необходимых документов содержится в Избирательном кодексе города Москвы. Поэтому не ленитесь и прочитайте кодекс от начала и до конца, делая пометки и закладки.

Подавать документы необходимо в Территориальную избирательную комиссию. Обычно она располагается по адресу управы района.

Сколько нужно потратить?

При минимуме денежных средств можно использовать квартирный обход и личное общение. Но это сложно психологически — отдельная квартира — отдельный мир, во всяком случае, я смог это сделать только один раз и то не полностью, в 2008 году.

Что касается количества избирателей. На данный момент в Вешняках 7 двухмандатных избирательных округов по 10 000 избирателей в среднем на округ. Скорее всего, скоро Совет депутатов МО Вешняки поменяет нарезку и будет 3 пятимандатных избирательных округа (как и в целом по Москве приводят количество округов либо к двум при количестве в 10 депутатов, либо к трем округам при количестве в 15 депутатов), что означает увеличение числа избирателей, площади избирательного округа и удорожания избирательной кампании. В среднем в новообразованных избирательных округах в Вешняках будет по 24 тысячи избирателей. Соответственно стоимость кампании может обойтись в среднем в 144 тысячи рублей.

Сколько и что получает муниципальный депутат?

В соответствии с законом, только 10% от общего числа избранных депутатов Совета депутатов имеют право на ежемесячное вознаграждение. Обычно это один депутат, который является председателем Совета депутатов и он же глава муниципального округа. Вознаграждение в пределах 100 тысяч рублей, но в данной сумме могу ошибиться.

Остальным полагается проездной на все виды городского общественного транспорта (метро, автобусы, троллейбусы, трамваи).

Последние несколько лет в Москве действует система выплат компенсаций депутатам за отрыв от основного места работы по причине участия в деятельности комиссий по открытию актов ремонта и благоустройства, а также приёмки данных работ. В каждом муниципальном округе своя система выплат, поэтому сказать о какой ежемесячной сумме идёт речь проблематично. На примере моего муниципального округа, это 17 тысяч в месяц с учётом НДФЛ.

Как стать кандидатом в депутаты?

Для того чтобы стать кандидатом в депутаты есть два варианта.

Что предложить людям?

Предвыборная программа — это, бесспорно, важный атрибут избирательной кампании. Местное самоуправление в Москве явление, о котором мало кто слышал из жителей столицы. Те же, кто хоть как-то сталкивался с муниципальными депутатами, их деятельностью, или же сами депутаты частенько говорят об ограниченности в полномочиях и смехотворности своей функции. Но это только на первый взгляд.

Даже тот перечень функций и полномочий, который закреплён в уставах муниципальных округов и законах города Москвы, регулирующих вопросы местного самоуправления, вполне достаточен для того, чтобы сделать жизнь в своём избирательном округе лучше. Конечно, возникают конфликтные ситуации, когда мэрия игнорирует мнение жителей и продавливает нужные ей решения силой. Но это происходит лишь об бездействия большинства жителей, а активности районного меньшинства не хватает.

Со всем перечнем вопросов местного значения и полномочий вы можете познакомиться, прочитав устав муниципального округа на территории, которого планируете выдвигаться: согласование плана досуговых мероприятий, контроль за благоустройством территории, распределение средств по программе социально-экономического развития, участие в организации военно-патриотических мероприятий, контроль за проведением капитального ремонта жилых домов, заслушивание отчётов руководителей городских бюджетных учреждений, действующих на территории муниципального округа, внесение предложений по развитию территории и инфраструктуры в целом и многое другое.

Конечно, вы можете обещать снижение налогов, увеличение пенсий, но честнее и правильнее будет формировать предвыборную программу исходя из вопросов местного значения и полномочий муниципальных депутатов, увязывая их с проблематикой вашего избирательного округа: замена устаревших детских и спортивных площадок, ремонт раздолбанной проезжей части во дворах, благоустройство неблагоустроенных дворов и пр.

Читайте также: