Художественно оформленный интерьер библиотеки как и внимательность ее работников понравились всем

Обновлено: 17.05.2024

Главные принципы оформления фонда: учет возрастных особенностей читателей; поиск своего стиля в оформлении; выбор темы, героя-талисмана (библиотеки, отдела); художественное решение (шрифт, цвет); разработка тематики, цветности, символики в оформлении полочных разделителей; наглядное отражение тесной взаимосвязи библиотеки и читателя; учет индивидуальных особенностей библиотеки (объем фонда, площадь и др.); изменение структуры расположения стеллажей (где это возможно). Каким же образом в каждой детской библиотеке-филиале воплотилась идея преобразования открытого фонда?

Коллектив ЦРДБ имени Зайцева (заведующая обслуживанием И. Паймышева) обновил два абонемента и читальный зал. Сотрудники каждого отдела придумали эмблему, символику, выбрали цветность. Так, абонемент, обслуживающий дошкольников и учащихся 1-3-х и 4-5-х классов, оформлен в космическом стиле и назван "Третьей планетой". (В основу оформления положена книга Кира Булычева "Тайна третьей планеты".) Символом отдела стал Громозека (один из героев книги) — добрый, отзывчивый, любознательный. Указатели литературы выполнены в виде летающих тарелок. Их цвет полностью соответствует цвету полочных разделителей: синие и зеленые — для научно-познавательной литературы, красные и желтые — для художественной литературы.

Стеллаж с литературой для учащихся 2-3-х классов получил название "Вам, первооткрыватели!". Были даны нетрадиционные названия полочным разделителям: научно-познавательная литература — "Любознайкам" (об окружающем мире), "Есть сторонка русская" (история), "Игронавты" (игры, кроссворды, самоделки); художественная литература — "Сказки вместе собрались", "Страна непрочитанных книг", "Поэтическая радуга" и др.

Учащимся 4-5-х классов предложены книги на стеллаже с названием "Вам, старожилы!". Тематические разделители получили такие названия: научно-познавательная литература — "Из времен незапамятных", "Учение — не мучение", "О братьях наших меньших"; художественная литература — "Твоя золотая полка", "О мальчишках и девчонках", "Чудеса и тайны".

На отдельном стеллаже расположена выставка "Сокровища звездного неба", где демонстрируется забота библиотеки с читателями. Ее разделы: "Самые читающие астронавты" — полочная выставка читательского формуляра; "Властелины Вселенной" — представлена литература о писателях-юбилярах и на произведениях; "Помогай-ка" — полочная выставка рекомендательной библиографии: рекомендательные списки, книжные закладки, реклама книг и журналов, а также тематические картотеки; "Обаяние старых изданий" — полочная выставка незаслуженно забытых книг.

Оформляя открытый доступ, библиотекари не забыли и о задолжниках. Был вывешен плакат "Их разыскивает патрульная инспекция Галактики". На нем вниманию всех представлен список тех, кто не сдал вовремя литературу в библиотеку. Нетрадиционное название и яркое оформление привлекают внимание читателей, в том числе и самих штрафников.

Надо сказать и об уголке библиографии, выполненном в красных тонах. Символ отдела Громозека, присутствующий в этом уголке, показывает детям, что с помощью систематического и иллюстрированного каталогов можно выбрать книгу. Этот веселый, яркий человечек напоминает детям и о сроке возврата книги. Он написан на плакате, расположенном у кафедры библиотекаря.

Абонемент, обслуживающий учащихся 6-9-х классов, оформлен в морском стиле. А название ему дали романтическое, можно сказать, приключенческое — "Колумбус". Атрибутами открытого доступа стали глобус, картотека для подростков в помощь школьной программе "Огонек в океане", библиографическая игра "Ветер странствий".

Литература открытого доступа расположена на трех стеллажах под следующими названиями: "Белеет парус одинокий" — художественная классическая литература (полочные разделители и закладки выполнены в голубом и белом тонах); "Встреча в кают-компании" -рекомендательная библиография и формуляры самых активных читателей; "Пути-дороги необитаемого острова" — научно-познавательная литература. (Полочные разделители и заголовок выполнены в зеленых и желтых тонах.)

Особого внимания заслуживает читальный зал. Выбирая тему, которая отразила бы его работу, библиотекари остановились на детективном жанре, так как в читальном зале происходит ежедневный кропотливый поиск информации, идет выполнение справок в ответ на сложные, порой запутанные запросы читателей, не менее засекреченные и непонятные, чем сюжет в захватывающем детективе.

Эмблемой стали развернутая книга и загадочные, пытливые, таинственные и любознательные нарисованные глаза, которые хотят знать все. Эмблема оформлена в черно-сине-красных тонах. Эти же цвета взяты и для оформления библиографической игры-поиска "Знатоки идут по следу". Игра располагается в книжных шкафах, где представлены тематические папки и сборники краеведческого характера, отражающие основное направление работы библиотеки — краеведение.

Красочный плакат приглашает читателей ответить на три группы вопросов: о памятных местах Нижнего Новгорода и области; об исторических местах Сормовского района; юбилейных датах, связанных с жизнью знаменитых нижегородцев. Ответивший на все вопросы получает звание Истинного Нижегородца. Цель игры — привлечь внимание читателей к краеведческому фонду и научить самостоятельному поиску информации.

С большой фантазией и выдумкой подошли к художественному оформлению открытого доступа в библиотеке имени Бринского (заведующая филиалом Н. Потапова).

Три стеллажа открытого доступа объединены в большой "Дом Почитайки". Хозяином дома выступает человечек Почитайка, который является символом библиотеки, он представляет читателям лучшие книги, новые журналы, указывает срок возврата и т. д. В этом доме стеллажи — это подъезды, книжные полки — этажи, полочные разделители — ключи, а читательский адрес литературы на каждом стеллаже указан на замочках дома: 2-3 кл., 4-5 кл., 6-9 кл. Ключи, замочки для каждого возраста выполнены в определенном цвете: красном, желтом, зеленом. А чтобы детям удобнее было ориентироваться в открытом доступе, разработана система "светофор" и представлена в виде человечка-светофорика.

Оригинально оформлен открытый доступ библиотеки имени А. Матросова (заведующая филиалом Л. Сластникова). На очень ограниченной площади абонемента предусмотрен открытый доступ для читателей всех возрастов. Он расположен таким образом, что дети не мешают друг другу выбирать литературу.

Для дошколят выделен уголок "Как хорошо уметь читать". Цветные сиглы на книгах-брошюрах (желтые и красные треугольники) помогают не перепутать книги и сориентироваться в том, какая это литература — художественная (стихи, рассказы, сказки) или научно-познавательная (о животных, растениях, технике).

Для читателей среднего возраста литература собрана под рубрикой "Остров сокровищ". Путеводитель по этому "острову" выполнен в виде карты, расположенной на раскрытой книге. На карте условно обозначены книги по самым разным темам: "Замок чудес" -приключения; "Родник поэзии" — стихи; "Пик победы" — о войне; "Вулкан истории" — историческая литература; "Тропа натуралиста" — о мире природы.

Точно такие же условные знаки поставлены на ящиках, где расположены книги, и на самих книгах. Это позволяет детям быстро найти интересующую их литературу, а библиотекарям быстро расставить фонд. Символом открытого доступа для читателей среднего возраста стал капитан Флинт, который и приглашает желающих посетить "Остров сокровищ".

В детском отделении библиотеки имени Ленинского Комсомола (заведующая Н. Голомидова) фонд открытого доступа — один из самых больших среди детских библиотек района. Располагается он на шести стеллажах. Библиотекари продумали название и цвет каждого раздела для читателей разных возрастных групп.

Так, для учащихся 1 -3-х классов выделен стеллаж с литературой, оформленной в желтых тонах, под названием "Ромашково". Символом его стал паровозик-мультяшка, который в стихотворной форме приглашает читателей к знакомству с книгами.

Учащиеся 4-6-х классов попадают в "Сказочный замок", который выполнен в красно-коричневых тонах, где их встречает королева Книга. Она — символ раздела фонда. А из стихотворения-обращения можно узнать о том, какая литература здесь представлена и для кого.

В сине-голубых тонах предстает перед читателями 7-9-х классов раздел открытого доступа "Книжное море". Корабль, летящий на всех парусах, олицетворяет стремление подростков к знаниям, открытиям, путешествиям. На свитке синего цвета дети могут прочесть стихотворение — пожелание удачи в плавании по книжному морю.

Такое решение оформления стеллажей открытого доступа помогает посетителям легко и быстро сориентироваться в фонде и найти необходимую литературу.

Коллектив библиотеки имени Кассиля (заведующая Л. Федотова) работу с открытым доступом начал с изменения расположения стеллажей. Их поставили на значительном расстоянии друг от друга, что исключило иллюзию цельного объекта и привлекло внимание к отдельному стеллажу. Каждый стеллаж с литературой адресуется читателям определенного возраста: младшего, среднего, старшего. Выделен также "Уголок дошкольника". Поиск нужной книги облегчают различные в цветовой гамме полочные разделители для каждого отдела литературы.

Объемный разноцветный многогранник, подвешенный на ниточке между стеллажами, привлекает внимание читателей. Эту "игрушку" можно покрутить и определить, какой теме соответствует определенный цвет полочных разделителей и сигл на книге. Например: зеленый — экология, красный — история, желтый — художественная литература и т. д.

Подводя итог, надо сказать, что каждый коллектив проявил выдумку, профессиональное мастерство, творчество, индивидуальность. Благодаря этому, открытый доступ в каждой библиотеке стал более ярким, привлекательным, обновленным, неповторимым и более доступным для юных читателей [7].

Эта статья — путеводитель по всем книжным обзорам блога Happyb00k. Каталог разделен по возрастам для удобства выбора книг для домашней библиотеки.

Книжная полка от года до трех
Детям до трех лет будут интересны и книги из первого списка, а кроме них в библиотечку можно добавить:
1) Сборники стихотворений
Первые стихотворения: сборники разных авторов и авторские сборники
2) Книги с иллюстрациями В.Сутеева
Жил-был на свете волшебник Сутеев. Выбираем сказки в первую библиотеку
3) Сборники русских народных сказок
Что читаем малышам. Сборники русских сказок. Лучшие издания
4) Виммельбухи (книги для рассматривания)
Виммельбухи по возрастам
5) Знакомство с азбукой
Что читаем малышам. Первые азбуки
6) Развивающие книги и пособия от года до двух
Что читаем малышам. Развивающие книги и пособия от года до двух
7) Веселые серии: "Чик и Брики", "Груффало", "Маша и Миша"
Любимые серии малышей: "Чик и Брики", "Груффало", "Маша и Миша"
8) Что читаем мальчикам? 10 книг для автомобилистов от 1 года до 10 лет
Что читаем мальчикам? 10 книг для автомобилистов от 1 года до 10 лет

Книжная полка от трех до пяти
1) Знакомство с азбукой
Что читаем малышам. Первые азбуки
2) Русские классики-детям. 20 книг для детей от 2 до 12 лет
Русские классики-детям. 20 книг для детей от 2 до 12 лет
3) Виммельбухи (книги для рассматривания)
Виммельбухи по возрастам
4) Сказки Пушкина. Лучшие издания
Сказки Пушкина. Лучшие издания
5) Веселые серии для детей 3-6 лет
Веселые серии 3-6 лет: Финдус, Шмяк, Тося-Бося, Маруся, Паддингтон, Карлхен и Бруно
6) Что читаем мальчикам? 10 книг для автомобилистов от 1 года до 10 лет
Что читаем мальчикам? 10 книг для автомобилистов от 1 года до 10 лет
7) Круг чтения для детей 3-5 лет. 40 авторов и еще больше интересных книг
Круг чтения для детей 3-5 лет. 40 авторов и еще больше интересных книг
8) Новогодний обзор. Книга — лучший подарок и на Новый Год!
Новогодний обзор. Книга — лучший подарок и на Новый Год

Книжная полка подростка
1) "450 книг, которые рекомендуют подростки". Часть 1.
Часть 1. Российские авторы
2) "450 книг, которые рекомендуют подростки". Часть 2.
Часть 2. Российские авторы
3) "450 книг, которые рекомендуют подростки". Часть 3.
Часть 3. Российские авторы
4) "450 книг, которые рекомендуют подростки". Часть 4.
Часть 4. Российские авторы
5) "450 книг, которые рекомендуют подростки". Часть 5.
Часть 5. Российские авторы
6) "450 книг, которые рекомендуют подростки". Зарубежная литература. Часть 1.
Зарубежная литература. Часть 1.
7) "450 книг, которые рекомендуют подростки". Зарубежная литература. Часть 2.
Зарубежная литература. Часть 2.
8) "450 книг, которые рекомендуют подростки". Зарубежная литература. Часть 3.
Зарубежная литература. Часть 3.
9) "450 книг, которые рекомендуют подростки". Зарубежная литература. Часть 4.
Зарубежная литература. Часть 4.
10) "450 книг, которые рекомендуют подростки". Зарубежная литература. Часть 5.
Зарубежная литература. Часть 5.
11) "450 книг, которые рекомендуют подростки". Зарубежная литература. Часть 6.
Зарубежная литература. Часть 6.


Время, когда книги из домашней библиотеки, тщательно расставленные по полкам, были предметом гордости хозяев, к сожалению, постепенно уходит в прошлое. Теперь многие, наоборот, стараются избавиться от "макулатуры", захламляющей комнаты. Тем не менее не нужно отказываться от дорогих сердцу книг в пользу электронных гаджетов. В этом обзоре мы собрали 13 замечательных вариантов книжных полок, которые станут настоящим украшением интерьера.

1. Книжный шкаф под лестницей


Это не только удобно, но и весьма экономно в вашем доме. Книги всегда на своих полках, и пыли собирается меньше, чем в открытом месте.

2. Полка в виде географической карты


Полка для книг в виде карты задумка необычная. Такая полка не займет места в комнате, а стена не будет пустовать.

3. Эта полка подойдет для детской


Такая полка будет гармонично смотреться в детской и не займет много места. Круглая и высокая полка очень удобна в использовании детям, т. к. она вращается. Не надо будет её обходить. Просто стойте на одном месте и крутите её.

4. Уголок для чтения


Такое местечко очень легко смастерить. Сделайте полку для книг полностью вокруг окна, а подоконник оборудуйте в качестве места для чтения. Повесьте лампу и в любое время дня и ночи вы сможете сбежать от суеты.

5. Полка в форме буквы


Именная полка будет интересна для каждого ребенка, а главное уникальна. Её можно покрасить в любой цвет, а книги расставить в любом порядке.

6. Кресло с полками


Кресло с полками — очень удобная вещь. Ведь не понадобится идти в другую комнату за книгой, а после прочтения ее легко положить на место. Такое кресло сэкономит ваше пространство в квартире для шкафа с книгами. Ну, уж для такого кресла местечко всегда найдется.

7. Книжная полка в виде дерева


Такую полку в форме дерева вы сможете сделать в любой удобной для вас комнате в доме и совсем не обязательно в зале. Такое дерево-полка может замечательно украсить интерьер в вашей спальне.

8. Телефонная будка-шкаф


В настоящее время совсем необязательно придерживаться старых традиций, когда книги находились в шкафу мебельной стенки. Пора обновлять интерьер и чем оригинальнее, тем лучше! Сделайте шкаф в виде телефонной будки. В двух открывающихся дверцам можно также хранить книги.

9. Настенная книжная полка в виде цветка


Эта необычная идея для гостиной комнаты. Выделите одну стену для полок и оформите полки в виде цветка. Тогда в гостиной не понадобятся картины. Настенная полка-цветок будет отличной изюминкой для вашей гостиной.

10. Полка из старой лестницы


Оригинальная идея для создания полки для книг. Совсем не понадобится тратиться на материалы. Возьмите старую и ненужную лестницу, распилите ее пополам и прикрепите к стене.

11. Полка для книг из поддона


Такая полка не займет много места в вашем доме, а главное, что она экономная. Вам стоит всего лишь покрасить поддон в нужный цвет и прикрутить его к стене.

12. Полка со стволом дерева в качестве основы


Такой дизайн полки для библиотеки подойдет больше для дома. Создайте сами уютный уголок для чтения и хранения любимых книг. В угол поставьте ствол дерева и прикрепите к нему полки. Так у вас получится интересная и без всякого труда уникальная полка.

13. Полки для книг из труб


Просто покрасьте их в нужный вам цвет и прикрепите их к стене в любой форме.

Не менее интересным и функциональным вариантом для любого дома станут угловые полки.
Делимся идеями дизайна угловых полок, которые станут украшением интерьера.

3. Лексическая норма регламентирует словоупотребле­ние.

4. Паронимы - это близкие по звучанию однокоренные слова с разным лексическим значением.

5. При выборе слова следует учитывать не только зна­чение слова, но и его лексическую сочетаемость.

7. При выборе слова из ряда синонимов следует учиты­вать их функционально-стилистическую окраску.

8. Тавтология — это употребление в речи логически из­лишних слов.

9. Плеоназм — это употребление в речи логически излиш­них слов.

2. Соедините слова и толкование их значения.

1. Вирши. А. Точно соответствующий, равный чему-либо, совпадающий с чем-либо.
2. Буклет. Б. Силлабические стихи, распространенные в русской литературе в XVII— XVIII вв.
3.Буколика. В. Два произведения одного автора, связанные единством замысла и преемственностью сюжета.
4. Адекватный. Г. Застарелый, закоренелый.
5. Апломб. Д. Род поэзии, идеализированно изображающий пастушескую жизнь; пастораль.
6. Дилогия. Е. Научное исследование, посвященное одному вопросу, одной теме.
7. Закоснелый. Ж. Печатное издание в форме книжки, раскрывающейся, как ширма.
8. Меморандум. 3. Излишняя самоуверенность в поведении, в речи.
9. Монография. И. Направление развития от высшего к низшему; движение назад, упадок
10.Регресс. К. Дипломатический документ с изложением взглядов правительства на какой-либо вопрос.

3. Выпишите слова, употребленные без учета их семантики. Замените словами с соответствующим значением.

1. Дети стали разыскивать дорогу домой.

2. Для Маши был предназначен учитель.

3. Выражение лиц людей было прискорбным.

4. Все слушали его с внимательностью.

5. Картина вызывает грустное и жалкое настроение.

6. Наконец-то обнаружены остатки царской семьи.

7. В длинные просторы Арктики отправился ледокол.

8. Студенты стали делать костры на берегу реки.

9. Мы выражаем к бурлакам чувство сострадания.

10. Они обнаружили записку Аркадия с прошением Катиной руки.

11. Беднота – это толчок к внутренним противоречиям героев пьесы.

12. Моей подруге вырезали аппендицит.

13. На стенах офиса висела живопись.

14. Я имею страсть к трем вещам: журналистике, фотографиям и кулинарному искусству.

15. Я читаю как художественные произведения, так и современные детективы и фантастику.

4. Выберите из прилагаемых паронимов подходящий по смыслу.

1. Студент быстро (усвоил, освоил) материал.

2. Молодой рабочий (усвоил, освоил) профессию токаря.

3. Мальчик отвечает на вопросы с каким-то (виноватым, виновным) видом.

4. Мать приготовила (сытный, сытый) завтрак.

5. В новых кварталах города находятся самые (высокие, высотные) дома.

5. Выпишите словосочетания, в которых нарушена лексическая сочетаемость. Исправьте ошибки.

1. На улице лил большой дождь.

2. В разговоре он допустил сильную ошибку.

3. Грехи мои тяжелые!

4. Никогда не прибегайте к сильным словечкам, даже если окружающие позволяют себе это.

5. При подготовке к выступлению мы соблюдаем крепкую конспирацию.

Выпишите словосочетания, в которых нарушена лексическая сочетаемость. Запишите нормированные выражения, из смешения (контаминации) которых возникла речевая ошибка.

1. Большую роль имеет хороший аттестат.

2. Надо смело ставить свои требования.

3. Главный акцент ставится на знание теории вопроса.

4. Львиную часть заданий уже выполнили.

5. Большое влияние на молодых имеет телевидение.

7. Попробуйте определить, какое из слов было выбрано писателем.

1. Владимир встал и пошел искать дороги домой, но еще долго (блуждал, бродил) по незнакомому лесу (А.С. Пушкин).

2. Горные (вершины, верхушки) спят во тьме ночной (М.Ю. Лермонтов).

3. В гостиной сидела старушка с добреньким и худеньким лицом, робким и печальным (взором, взглядом) (И.С. Тургенев).

4. Дипломат говорил спокойно и величаво, развивал какую-то (идею, мысль)(Ф.М. Достоевский).

5. Белинский (владел, обладал) необыкновенной проницательностью и удивительно светлым взглядом на вещи (Н.А. Добролюбов).

6. Даша взяла горсть камешков и не спеша (бросала, кидала) их в воду (А.Н. Толстой).

7. Характерные черты (внешности, наружности) Тополева — высокий рост, сутуловатость, усы — послужили благодатным материалом для художника (В. Ажаев).

8. Всей душой она (хотела, желала) помочь этому человеку (В. Кочетов).

9. Говорят, что всякий воспитатель (желает, стремится) сделать из своего питомца свое подобие
(В.Г. Короленко).

10. Иван Никифорович этими уверениями (совсем, совершенно) успокоился (Н.В. Гоголь).

8. Распределите обнаруженные вами виды многословия на группы:

в) повторение слов с одинаковым значением.

1. Ее внешний вид тем не менее никоим образом отнюдь не гарантирует соответствующего обслуживания.

2. В своей деятельности руководители руководствуются заранее составленными планами.

3. Приурочьте дату мероприятия к какому-то знаменательному событию, обязательно к свободному от работы дню.

4. Резюмируя, можно кратко обобщить: предпринята очередная попытка скомпрометировать нашу организацию.

5. Мы стремились проанализировать характер Теплякова — характерный для людей его поколения.

6. Его взор внушал страх и боязнь.

7. Прогулы уроков являются самым нежелательным явлением.

8. Художественно оформленный интерьер библиотеки, как и внимательность ее работников, понравились всем.

1. Запишите слова. Пользуясь толковыми и орфоэпическими словарями, поставьте ударения.

Иконопись, ракурс, маркетинг, индустрия, облегчить, вечеря, газопровод, алкать, апостроф, асимметрия, береста, битум, новорожденный, глашатай, планер, гофрированный, камбала, иссиня-черный, диспансер, маркированный, загримировать, заклеить, вероисповедание, баловать, балуешь, заиндеветь, искриться, кирза, кулинария, лубок, костюмировать, искра, бряцать, мышление, запломбировать, знахарка, ивовый, асимметрия, жалюзи, высокообразованный, петля, всполох, жестяные, кета, кремень, дозировать, досуг, каталог, квартал, ровня, нормировать, обыденный, оленина, заржаветь, черстветь, пурпур, розга, свекла, комбайнер, тефтели, украинский, знамение, зубча­тый, копировать, каучук, наперченный, отвар, плато, предвосхитить, асбест, незаконнорожденный, приструнить.

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ И СЕМАНТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.

2. Сигнификативное ударение — разделяющее грамматиче­ские и семантические формы омографов. Пользуясь словарем, для каждого случая постановки ударения запишите семантическое толкование слова. В приводимых словах объясните грамматическую и семанти­ческую вариантность постановки ударения. Как значение слов подчеркивается постановкой ударения?

Замки, колледж, проясниться, планировать, атлас, видение, свойство, броня, призывного, подвижного, отзыв, хаос, учителей, угольный, растворенный, напоенный, образа, община, наголо, лоскут, кредит, кругом, лавровый, корпуса, клубы, ирис, забронировать, артикул.

ФОНЕТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.

3. Произнесите приводимые слова. Что обусловливает трудно­сти в их устной интерпретации? Обратите внимание на твердость-мягкость согласных перед (э) и другими гласными звуками.

Агрессия, конкретный, декан, кафетерий, диета, интервью, музей, демаскировать, интервент, идентичный, гейзер, ва­терлиния, тенденция, реле, тезис, фарватер, критерий, ком­петентный, контекст, кредо, крем, депо, деградация, бутерброд, бижутерия.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.

4. В приведенных ниже парах слов затруднения в семантической дифференциации возникают вследствие явления паронимии — различия значений при внешней схожести (не тождественности) лексических единиц. Записав слова, укажите их лексические или грамматические значения, влияющие на семантические признаки.

Личный — личной, гололед — гололедица, давить — довлеть, адресат — адресант, ложа — ложе, основать — обосновать, форум — кворум, одеть — надеть, район — регион, нарочно — нарочито, сытый — сытный, дипломник — дипломант, ванна — ванная, войти — взойти, лирический — лиричный, эмигрант — иммигрант, различать — отличать, факт — фактор, индийка — индейка, главный — заглавный, обеих — обоих, проблема — дилемма, встать — стать, сойти — выйти, командированный — командировочный, невежа — невежда, вдох — вздох, латышский — латвийский, предста­вить — предоставить, на поверку — на проверку.

5. В приводимых парах слов одно соответствует норме, другое в силу каких-либо причин вненормативно или ограничено в употреблении. Запишите слова. Пользуясь словарями, определите лексиче­ски ограниченные элементы и укажите причину этого огра­ничения.

Профессора — профессоры, учителя — учители, мичманы — мичмана, есть — кушать, крайний (в очереди) — последний, подойти (в кабинет) прийти, мышление — мышление, шо­феры — шофера, муз(е)й — муз(э)й, электропоезд — электричка, звонит — звонит, водомет — фонтан, гола — гола (сущ.), брала— брала, заговор — заговор, каталог — ката­лог, револьвер — револьвер, желчный — жёлчный, белёсый — белесый, делов — дел, помидоров — помидор, зал — зала, туфля — туфель, хлеще — хлестче, бархатистый — барха­тистый, желатин — желатина, журавль — журавель, их — ихний.

СЕМАНТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.

6. Все приводимые фразы не соответствуют норме, но есть некий общий признак, лежащий в основе семантического искажения. Назовите его и измените фразы так, чтобы они соответствовали норме.

Сняться в анфас, моя автобиография, февраль месяц, кавалькада всадников, большая масса людей, памятный сувенир, крайний с левого края, двоякая дилемма, равные половины, автор своей статьи, глубокая бездна, свободная вакансия, первая премьера.

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.

7. Запомните произнесение и написание следующих слов (объясните их значение): инцидент, интендант, прецедент, яства, летосчисление, время­исчисление, светопреставление, беспрецедентный, бивак, времяпрепровождение, бранчливый, будущий, следующий, бо­лее или менее, дерматин.

ЛЕКСИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.

8. Составьте словосочетания, используя один из вариантов, данных в скобках. Варианты, выбранные вами, объясните. Почему другие соче­тания ненормативны?

благодаря (миру, войне, гибели);

согласно (распоряжению, распоряжения);

дверь в (ванну, ванную);

большинство (написало диктант, написали диктант);

(широкие, широкое) галифе;

две (долгие, долгих) недели;

оплатить (за проезд, проезд);

одеть (девочку, платье);

(ужасно, необыкновенно) хороший вечер;

быть учителем по (профессии, специальности);

прийти (около, в районе, примерно) в . час(а);

заведующий (магазина, магазином);

игнорировать (факт, фактом);

поднять (бокал, тост);

вернисаж (трехнедельный, торжественный);

(автор, исполнитель) прыжка;

(построить, возвести) детский городок;

(дипломник, дипломант) конкурса;

сделать глубокий (вздох, вдох);

боковая (ложа, лоджия) в зале театра;

играть (значение, роль) в этом деле;

одолжить (ему, у него);

(вторая, настоящая) ахиллесова пята;

(лирический, лиричный) пейзаж акварелью;

быть в математике (невежей, невеждой);

(познакомить, ознакомить) с другом;

озеро и пруд (отличать, различать);

молодежный (кворум, форум).

ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.

9. В данных словосочетаниях вставьте пропущенные буквы и определите родовую принадлежность заимствованных и сложносоставных слов.

Громадн.. цунами, зелен., авеню, больш.. кафе-бар, стремительного дизел.. — электрохода, компактн.. диван-кровать, свеж., салями, влажн.. сирокко, спел., кольраби, черн.. кофе, разведенн.. какао, погоны генерал..-лей­тенанта, дом премьер..-министра, ярк.. колибри, стар., танго, стремительн.. такси, очередн.. выстав­ка-просмотр, вновь построенн.. театр-студия, думать о нов.. библиотек..-музее, бел., тюль, розоват., шампунь.

10. Написанные цифрами имена числительные замените пропис­ным вариантом; там, где это невозможно, измените фразу. Быстро прочитайте вслух получившиеся конструкции. Задача предложена 22 ученикам.

Мы плыли по морю 1,5 суток.

Было приобретено 4 ножниц, 5 граблей, 3 вил.

Поезд шел с 368 пассажирами в 10 вагонах. Длина реки равна 4749 километр.. .(пропущенное вставить).

Это произошло в 1242 году.

Рабочими отремонтировано 34 яслей. Приобрели 22 новых кеглей.

В сумке было около 1,5 килограмм., яблок. (пропущенное восстановить ).

Празднование 850-летия Москвы.

11. Перечисленные глаголы поставьте, если это возможно, форме 1 лица ед. числа наст. вр. и в форму деепричастия несов. вида. Сделайте вывод, в каких случаях этого сделать невозможно.

Будить, ходить, лудить, убедить, тузить, дерзить, двигать­ся, двигать, брызгать, мяукать, махать, писать, видеть, жевать, спать, чудить, победить, ржаветь, очутиться, течь, сквозить, кружить, следить, пахать, капать, сви­стеть, вертеть, грузить, варить, лепить.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.

12. В предлагаемых словесных структурах имеются речевые ошибки. Определив их характер, реконструируйте норматив­ное звучание фраз.

Памятный мемориал, автор праздничного пирога, ванная из чугуна, приехать в районе пяти часов, вызов редактора, памятник Кутузова, сколько много, вопреки ожидания, заве­дующий детского сада, отдыхать послеобеденным сном, меньшая половина буханки, завоевать победу, оплатить за билет, одеть весеннюю куртку, основать вескими аргументами, второе боевое крещение, вернуться в свои пенаты, плеяда бандитов, роспись учителя в дневнике, предоставить тетрадь на проверку, различать небо от земли, логическая лекция, нетерпимая жара, благодаря наводнения, играть главную скрипку, довлеть над миром, взойти в комнату.

ТЕСТЫ, СВЯЗАННЫЕ

С ОРФОЭПИЧЕСКОЙ НОРМОЙ

ТЕСТЫ, СВЯЗАННЫЕ

С ЛЕКСИЧЕСКОЙ НОРМОЙ

Соедините пары антонимов.

1. Полезный. А. Скрытный.

2. Талантливый. Б. Лживый.

3. Искренний. В. Рассеянный.

4. Правдивый. Г. Вредный.

5. Откровенный. Д. Бездарный.

6. Внимательный. Е. Лицемерный.

7. Щедрый. Ж. Прославленный.

8. Враждебный. 3. Бережливый.

9. Расточительный. И. Скупой.

10 Безвестный. К. Дружелюбный.

Ошибки исправьте.

1. Ее внешний вид тем не менее никоим образом отнюдь не гарантирует соответствующего обслуживания.

2. В своей деятельности руководители руководствуются заранее составленными планами.

3. Приурочьте дату окончания прекращения курения к какому-то знаменательному событию, обязательно к свободному от работы дню.

4. Резюмируя, можно кратко обобщить: предпринята очередная попытка скомпрометировать нашу организацию.

5. Мы стремились проанализировать характер Теплякова — характерный для людей его поколения.

6. Его взор внушал страх и боязнь.

7. Прогулы уроков являются самым нежелательным явлением.

8. Художественно оформленный интерьер библиотеки как и внимательность ее работников понравились всем.

9. Требуется лечение за границей. Дорога каждая минута времени.

10. Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного.

28. Распределите обнаруженные вами речевые ошибки на группы:

а) многословие;

б) неполнота высказывания.

Ошибки исправьте.

1. В семье взрослые не обращают на жаргон ребенка.

2. Если я не согласен с учителем, то я имею высказать свою точку зрения.

3. Я бы заключил со многими институтами, чтобы моим выпускникам было легче поступать в высшие заведения.

4. Одесса с давних времен была местом, куда прибывали и отбывали различные суда.

5. Школьники привыкли вести себя в коллективе.

7. Вот как глубоко и вместе просто и отчетливо писал поэт тринадцать лет спустя.

8. Сердце заледенело. Губы ссохлись. Он облизнул их языком.

9. Закупаем словари, литературу по спорту и туризму вторник, среду, четверг и пятницу.

10. К нам подошел молодой мальчик.

11. И худо-бедно, но дело пошло: к сожалению, именно в нашем городе дела идут хуже, чем в других.

12. Большая часть поступивших овощей погублена зря.

13. Так, мальчик на задней парте! Ведите тихо!

14. Продавать векселя мы намереваемся не только столичным жителям, но и других городов.

15. Сейчас будем веселую комедию смотреть.

29. Выпишите из предложений неудачно образованные слова. Замените их соответствующими норме вариантами.

1. А для кого-то унылье — это вся жизнь.

2. Он не раз признавался жене, что юридическая карьера начинает ему прискучивать.

3. Учитель выставляет нам оценки по поведению и хотению работать.

4. Прививайтесь от экзотических болезней.

5. Характерно, что авторы подобных опубликаций и не пытаются опровергать очевидные факты.

30. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту. Объясните разницу между данными словами.

1. В этом выступлении рабочие впервые (узрели, увидели) свою силу.

2. (Нынче, сегодня) воскресенье. На работу не пойду!

3. А воз и (ныне, сейчас) там.

4. Ученик усиленно морщил (чело, лоб), решая задачу.

5. Сверхзвуковые (аэропланы, лайнеры) были представлены на международной выставке.

ТЕСТЫ, СВЯЗАННЫЕ

С СИНТАКСИЧЕСКОЙ НОРМОЙ

А. Нарушен порядок слов.

Д. Нарушено согласование.

1. Его герои, которые описываются на протяжении всего произведения, к которым привыкаешь, которые начинают нравиться, вдруг внезапно умирают в конце.

2. Здесь каждый может заниматься тем, чем ему больше нравится, ближе и доступнее.

3. Унылая пора связана у меня с одиночеством, когда человек закрывается в своем маленьком мире и которому не с кем поговорить и некому излить свою душу.

4. Школа — это где учатся дети.

5. Волк попросил лису, чтобы она дала мне немного рыбки.

I . Орфоэпический.

II. Лексический.

III. Морфологический.

IV. Синтаксический.

А. Равноправные.

Б. Семантические.

В. Стилистические.

А. Плеоназм.

Г. Орфоэпическая ошибка.

Д. Смешение паронимов.

1. Дубровский знал, какой смертной опасности он подвергается.

2. Его первый дебют был удачным.

3. Еще учась в школе, он уже вращался со студентами.

4. Лицо мамы скрывал густой вуаль.

5. Наши мастера установят жалюзи любых размеров.

Д. Смешение паронимов.

1. Путники сдвинули лежачий на дороге камень.

2. Красноречие юноши произвело на девушку надлежащий эффект.

3. Становьте сюда свой чемодан.

4. Артисты выступали в потрясных костюмах.

5. К праздничному столу я купил пять килограмм банан.

В. Смешение паронимов.

Г. Плеоназм.

А. Смешение паронимов.

В. Ошибка в согласовании.

Д. Орфоэпическая ошибка.

1. Из этих шестиста наемников две трети - граждане Пакистана.

2. В отдельных местностях выпадают чрезмерные осадки.

3. Церковь всегда занимает примиряющую роль.

4. Моя точка такая: пусть выходят новые книги.

В. Ошибка в управлении.

Г. Многословие.

Д. Ошибка в образовании формы сравнительной степени прилагательного.

1. Его язык остолбенел от страха.

2. Греки были более образованнее, чем римляне.

3. Детей пригласили поиграть в игру.

4. Я однажды нашел большого боровика.

5. Многие относятся предвзяточно к безработным.

А. Орфоэпическая ошибка.

А. Многословие.

В. Ошибка в управлении.

Г. Словообразовательная ошибка.

А. Орфоэпический словарь.

В. Словарь паронимов.

Г. Словарь управления.

Д. Словарь синонимов.

Е. Этимологический словарь.

З. Толковый словарь.

1. Надеть или одеть.

2. Баловать или баловать.

3. Естественный или натуральный.

4. Спустив рукава или спустя рукава.

5. Благодаря успеху или успеха.

6. Ирис или ирис.

7. Фальшивый или искусственный.

8. Согласно распоряжению или распоряжения.

9. Поделки или подделки.

10. Ш[о]пен или Ш[а]пен.

11. Пустой — пустынный.

12. Компания — кампания.

13. Кредит — кредит.

14. Прикус — прикус.

15. Красный — киноварный — шарлаховый.

16. Ахиллесова пята.

17. Девичий — девичий.

18. Эффективность— эффектность.

98. Каким словарем можно воспользоваться, чтобы:

1. . продолжить ряд: красный, алый, рубиновый;

2. . узнать варианты произношения слова;

3. . узнать значения слов: релятивный, пролонгировать;

4. . к слову вакуум подобрать слово с противоположным значением;

5. . выяснить происхождение слова.

6. . узнать значение выражения колосс на глиняных ногах;

7. . проверить правописание слов преамбула, приоритет;

8. . уточнить значение слов: дантист, вещий;

9. . узнать значения одинаково звучащих слов бор, бор: панама, Панама;

10. . восстановить ряд однокоренных слов: цветастый, цветистый.

А. Орфоэпический словарь.

Б. Словарь иностранных слов.

В. Фразеологический словарь.

Г. Толковый словарь СИ. Ожегова.

Д. Орфографический словарь.

Е. Этимологический словарь.

Ж. Словарь паронимов.

3. Словарь синонимов.

И. Словарь антонимов.

К. Словарь омонимов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.

1. Запишите слова. Пользуясь толковыми и орфоэпическими словарями, поставьте ударения.

Иконопись, ракурс, маркетинг, индустрия, облегчить, вечеря, газопровод, алкать, апостроф, асимметрия, береста, битум, новорожденный, глашатай, планер, гофрированный, камбала, иссиня-черный, диспансер, маркированный, загримировать, заклеить, вероисповедание, баловать, балуешь, заиндеветь, искриться, кирза, кулинария, лубок, костюмировать, искра, бряцать, мышление, запломбировать, знахарка, ивовый, асимметрия, жалюзи, высокообразованный, петля, всполох, жестяные, кета, кремень, дозировать, досуг, каталог, квартал, ровня, нормировать, обыденный, оленина, заржаветь, черстветь, пурпур, розга, свекла, комбайнер, тефтели, украинский, знамение, зубча­тый, копировать, каучук, наперченный, отвар, плато, предвосхитить, асбест, незаконнорожденный, приструнить.


В День памяти Пушкина в нашем блоге мы выкладывали пост, в котором рассказывали о доступных и оригинальных способах оформления интерьера библиотеки на примере Пушкинского зала . Теперь мы продолжаем знакомить вас с различными идеями в оформлении библиотечного пространства. Сегодня заведующая отделом Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина Ольга Фёдоровна Солодовникова расскажет о том, как создать библиотечную инсталляцию и гармонично дополнить книжную выставку.









Книги в комбинации с другими предметами освобождаются от своих традиционных функций (прочтение), приобретают новые эстетические функции. Каждая инсталляция по-своему уникальна, требует фантазии, выдумки, неординарного мышления.


Для расположения просмотра еженедельной газетной информации мы использовали крючки для одежды и цветные бельевые прищепки (ассоциация – свежая информация как свежее белье).





Идея книжных инсталляций способствует улучшению библиотечного пространства и создания имиджа креативного и необычного места. Поэтому старые списанные книги и их обложки еще могут сослужить неплохую службу, правда, не в качестве носителя полезной информации, а для декорирования интерьера.




Списанные книги обретают вторую жизнь в совершенно ином качестве, став элементами декорирования залов. Для читателя стало просто невозможным не остановиться и не засмотреться на эти необычные книжные вазы для цветочных композиций.










Таким образом, проявляя выдумку и фантазию, используя навыки художественных приемов, сотрудники нашего отдела стараются привлечь внимание пользователей к библиотеке. Мы также организуем и проводим творческие мастер-классы, уроки мастерства, чтобы на практике, на основе книжных фондов, предложить нашим гостям освоить некоторые приемы и техники прикладного творчества в украшении и декорировании интерьеров.

16 комментариев:


Татьяна, как здорово! Какие вы, девчонки, выдумщицы и фантазерки! Спасибо! С праздником, коллеги!


Спасибо, Ирина Михайловна, за оценку творческой работы наших коллег-мастериц! И мы поздравляем Вас с наступающим профессиональным праздником!

Мы с ребята в пришкольном лагере тоже "баловались" созданием инстоляций, конечно не так масштабно и профессионально, как у Вас. ЗдОрово!


Спасибо, Елена Олеговна, что поделились ссылочкой на Ваш опыт. Мне особенно нравится инсталляция с читающей девушкой-летом :)

Читайте также: