Главный акцент в социальной работе с молодежью делается на предоставлении необходимой заботы

Обновлено: 16.05.2024

Работа состоит из 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

Таким образом, вследствие реализации программы удалось:

  1. Усилить взаимодействие органов власти, различных организаций и учреждений, бизнеса, общественных объединений и учебных заведений в работе с молодежью.
  2. Повысить роль молодежи в социально-экономическом развитии города и активизировать молодых людей в решении собственных проблем.
  3. Усовершенствовать условия выявления и поддержки талантливой молодежи.
  4. Улучшить условия для занятий ФКиС и организации досуга молодежи.

При этом очевидно, молодежь является мощным экономическим и социальным потенциалом нашего города. Поэтому, дальнейшее развитие муниципального образования возможно только при эффективном использовании этого потенциала.

    • клубная деятельность (спортивные, добровольческие клубы, клубы, клубы по месту жительства)
    • молодежное самоуправление (студенческие советы, молодежный парламентаризм)
    • здоровый образ жизни
    • информационные услуги (юридическая консультация)
    • помощь молодой семье
    • трудоустройство молодежи
    • патриотическое воспитание молодого поколения
    • поддержка талантливой молодежи

    Молодежными организациями города созданы необходимые условия для реализации творческих способностей молодого поколения.

    В то же время, несмотря на определенные успехи в реализации молодежной политики, существует немало нерешенных проблем. Вовлеченность молодежи в общественную жизнь города остается низкой. Также острыми остаются проблемы трудоустройства молодых специалистов, материально-техническое обеспечение, жилищный вопрос.

      1. Рекомендации по повышению эффективности социал ьной работы с молодежью г. Горно-Алтайска

      Необходимо признать, что молодёжь сегодня достаточно реальная и мощная сила, которая может способствовать или препятствовать развитию общества. Осознание данного факта должно привести к разработке плана по совершенствованию социальной работы с молодежью в г. Горно-Алтайске.

      Перед муниципальным образованием «Молодежный центр г. Горно-Алтайска можно поставить следующие задачи:

        1. Совершенствование законодательной базы социальной работы с молодежью на региональном уровне;
        2. Обеспечение системности в социальной работе с молодежью г. Горно-Алтайска;
        3. Разработка эффективных мер по повышению общественно - политической активности молодежи;
        4. Разработка мер по улучшению материально-технической базы военно-патриотических клубов, клубов по месту жительства;
        5. С целью решения трудоустройства молодых людей необходимо качественно организовать сотрудничество с работодателями;
        6. Обозначить критерии оценки качества работы молодежного самоуправления;
        7. Повышение эффективности социальной работы с семьей. Решение проблемы обеспечения жильем молодых семей;
        8. Разработка методической и нормативной базы для повышения эффективности работы с молодёжными объединениями;
        9. Разработка и внедрение системы мероприятий, направленных на поддержку конструктивных инициатив молодёжных объединений;
        10. Совершенствование системы работы учреждений сферы молодежной политики с молодёжными объединениями;
        11. Совершенствование работы по пропаганде здорового образа жизни среди молодёжи, сохранению и укреплению психического здоровья молодёжи;
        12. Помощь в саморазвитии и самореализации молодого поколения;
        13. Совершенствование методов работы в области семейной политики, направленных на повышение роли семьи в формировании личности;
        14. Усиление взаимодействия молодежных объединений и организаций, социальных институтов при непосредственном участии самой молодежи с целью повышения результативности социальной работы.

        В соответствии с поставленными задачами можно предложить следующую систему мероприятий для повышения эффективности социальной работы с молодежью г. Горно-Алтайска:

              1. Подготовка специалистов в области работы с молодёжными объединениями;
              2. Расширение рабочих мест для специалистов по работе с молодежью;
              3. Создание координирующего центра для работы с молодёжными объединениями и организациями;
              4. Разработка и реализация проекта по повышению общественно-политической активности молодежи;
              5. Расширение сферы взаимодействия с работодателями студенческого кадрового агентства. Увеличение штата сотрудников студенческого кадрового агентства. Повышение качества работы с работодателями, организация курсов по повышению конкурентоспособности на рынке труда;
              6. Разработка и реализация целевой комплексной программы по ЗОЖ и сохранению здоровья населения. Разработка и организация тренингов по сохранению психологического, физического и социального здоровья молодежи;
              7. Разработка проекта по работе с неполными и многодетными семьями;
              8. Формирование организационных форм и механизмов профилактики социальной напряженности в различных молодёжных объединениях.

              Проведенный анализ говорит о том, что существующие формы социальной работы с молодежью г. Горно-Алтайска в настоящее время развиты недостаточно и не обеспечивают комплексного решения задач молодежной работы. Общественная активность молодежи является низкой, общественными объединениями охвачен небольшой процент молодых людей.

              В современной научной литературе существует множество определений понятия молодежь. Одно из первых определений понятия молодежь было дано во второй половине xx века. Основным определением понятия молодежь в социологии стало определение И. С. Кона. В нашей работе мы изучили наиболее распространенные подходы к исследованию понятия молодежь. В целом изученные подходы раскрывают сущность понятия молодежь через характеристики ее социальности. Молодежь как особая социально-демографическая группа общества обладает рядом специфических черт и выполняет особые социальные функции, в то же время молодые люди являются наиболее уязвимой социальной группой. Молодое поколение обладает такими социально-психологическими характеристиками, как динамичность, восприимчивость, активность, стремление к самореализации.

              Политика государства в области молодежи является специфической деятельностью государства. Анализ документов в области молодежной политики позволяет сделать следующие выводы.

              Среди множества документов, затрагивающих молодежные проблемы можно выделить международные, федеральные и региональные документы. Среди данных документов можно выделить законы, подзаконные акты.

              Ключевые положения проанализированных международных документов по отношению к молодежи могут быть использованы при работе с молодежными общественными объединениями, разработке стратегии государственной молодежной политики, совершенствовании законодательства в области молодежной политики и в других направлениях социальной работы с молодежью.

              Анализ государственных и региональных документов по вопросам молодежной политики позволяет сделать следующие выводы:

              1) Правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере государственной молодежной политики, содержатся в нормативных правовых актах разного уровня и различной тематики, не имеют единой концептуальной основы, в них отсутствует единство понятийного аппарата.

              3) Отдельные правовые акты, отличающиеся определенной комплексностью подхода к регулированию молодежных проблем, были приняты на раннем этапе становления правовой системы Российской Федерации как независимого государства, и в силу значительных изменений в разных сферах общественной жизни не могут служить основой для проведения эффективной молодежной политики.

              4) Преобладают акты концептуального или узко-прикладного характера. Задача же формирования ядра правового регулирования молодежной политики, нормативно определяющего механизмы молодежной политики, не решена; отсутствует взаимосвязанность правовых норм, содержащихся в различных нормативных актах; ряд предложений концептуального характера и поручений, содержащихся в них, до настоящего времени не реализованы.

              5) Необходимо принятие Федерального закона, решающего в комплексе вопросы формирования и реализации государственной молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Отсутствие такого акта создает серьезные препятствия в осуществлении Правительством Российской Федерации полномочий по реализации молодежной политики, а государственными органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий по реализации программ и мероприятий по работе с молодежью.

              В нашей стране уделяется малое внимание решению конкретных проблем молодого поколения. Отсутствует единая система учреждений и организаций, в рамках которой молодой человек могу получить разностороннюю и эффективную помощь. Впрочем, как и отсутствует система методов в рамках социальной работы, особенно это касается психологических и психолого-педагогических методов. Существующие экономические и социальные программы практически не учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов и критериев работы с молодым поколением.

              Главный аспект в социальной работе с молодежью делается не на предоставлении необходимой помощи, а на минимальной стартовой поддержке. Тем самым государство снимает с себя обязательство всемирной опеки, что уменьшает материальные затраты и стимулирует раскрытие способностей молодых людей, творческих начал посредством развития сети социальных центров. Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления.

              Итак, основными целями социальной работы с молодежью являются:

              - создание системы социального обслуживания молодежи как государственно-общественной целостной системы социально- психологического сопровождения человека;

              - увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

              - достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (конечная цель).

              Государственная молодежная политика – система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России. Реализация государственной молодежной политики выступает инструментом социально-экономического и культурного развития, обеспечения конкурентоспособности и укрепления национальной безопасности страны;

              Существует классификация объектов социальной работы:

              дети - лица до достижения ими возраста 18 лет;

              молодежь - граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет;

              молодые семьи - семьи в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;

              молодежное общественное объединение - это объединение граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов;

              детское общественное объединение, - это объединение граждан, в которое входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности.

              Мероприятия по осуществлению работы с детьми и молодежью осуществляются во всех муниципальных образованиях: поселении, муниципальном районе и городском округе.

              Функции по организации мероприятий по работе с детьми осуществляются через отраслевые (функциональные) органы местной администрации (органы управления образованием, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты населения).

              Функции по организации мероприятий по работе с молодежью должны осуществляться через отраслевые (функциональные) органы местной администрации (органы по делам молодежи), организационную структуру и штатную численность которых рекомендуется определять в зависимости от численности молодежи, проживающей на территории муниципального образования и степени отдаленности от центра субъекта Российской Федерации (примерная структура прилагается).

              Мероприятия по работе с детьми непосредственно осуществляют образовательные учреждения, учреждения культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания, социальной защиты населения и др.

              Мероприятия по работе с молодежью непосредственно осуществляют учреждения органов по делам молодежи во взаимодействии с молодежными и детскими общественными объединениями.

              При организации работы с детьми и молодежью рекомендуется привлекать молодежь к формированию и реализации муниципальных (местных) программ по работе с детьми и молодежью, а также подпрограмм по работе с детьми и молодежью в соответствующих программах социально-экономического развития муниципальных образований и субъекта Российской Федерации.

              Задачами в организации работы в муниципальных образованиях являются:

              с детьми - создание необходимых правовых, социально-экономических, социокультурных условий для физического, психологического, духовного, социального, эмоционального, познавательного и культурного развития детей и реальное обеспечение основных гарантий прав детей, в том числе, находящихся в трудной жизненной ситуации;

              с молодежью - вовлечение молодежи в социальную практику и информирование о потенциальных возможностях ее развития в регионе и России; развитие созидательной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

              3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ

              При определении функций органов по работе с молодежью и учреждений органов по делам молодежи рекомендуется учитывать следующие примерные направления работы:

              1. Воспитание гражданственности и патриотизма:

              организация и проведение массовых мероприятий, посвященных памятным датам истории России, государственным символам Российской Федерации;

              проведение муниципальных мероприятий с детским и молодежным активом общественных гражданско-патриотических объединений и иных организаций, работающих с детьми и молодежью, по обмену опытом работы;

              организация поисковой работы, деятельности по увековечению памяти воинов, погибших при защите Отечества.

              2. Поддержка талантливой и способной молодежи, детских и молодежных социальных позитивных инициатив:

              поддержка объединений обучающихся в системе дополнительного образования детей; научно-технического творчества молодежи;

              развитие системы муниципальных культурно-массовых, досуговых и спортивных мероприятий, основанных на преемственности культурно-исторических традиций муниципального образования и субъекта Российской Федерации;

              развитие муниципальной системы мер поощрения способной и талантливой молодежи (учреждение стипендий, грантов, премий);

              стимулирование деятельности юридических и физических лиц, оказывающих поддержку способной и талантливой молодежи;

              организация проведения общемуниципальных детских и молодежных праздников;

              развитие системы конкурсов социальных проектов среди детей и молодежи и поддержка их реализации в муниципальном образовании, по месту жительства, учебы и т.д.;

              разработка и реализация системы мер по социально - экономической, организационной и правовой поддержке предпринимательской деятельности молодежи.

              3. Организация работы с детьми и молодежью по месту жительства:

              создание условий для поддержки и развития сети подростковых, молодежных клубов (центров) по месту жительства;

              содействие в организации игровых и спортивных площадок по месту жительства;

              повышение квалификации работников подростковых и молодежных клубов (центров) по месту жительства;

              проведение смотров-конкурсов подростковых и молодежных клубов (центров) по месту жительства.

              4. Поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений:

              проведение обучения актива молодежных общественных объединений и осуществление подготовки профессиональных кадров, работающих в сфере молодежной политики;

              организация стажировки актива молодежных общественных объединений в органах местного самоуправления;

              предоставление грантов и исполнение муниципальных заказов молодежными и детскими общественными объединениями;

              проведение семинаров, тренингов, конференций, слетов, смен лагерей, круглых столов с участием представителей молодежных и детских общественных объединений;

              5. Обеспечение занятости и трудоустройства молодежи:

              создание выездных молодежных, студенческих трудовых отрядов, в том числе международных трудовых отрядов;

              организация смен лагерей труда и отдыха дневного пребывания (круглосуточного пребывания);

              организация временных рабочих мест для трудоустройства молодежи;

              организация занятости молодых людей с ограниченными возможностями.

              6. Формирование здорового образа жизни и организация отдыха и оздоровления детей и молодежи:

              сохранение и развитие инфраструктуры загородного отдыха и оздоровления детей и молодежи;

              реализация программ по организации малозатратных форм отдыха и оздоровления детей и молодежи (смен полевых лагерей, лагерей с дневным пребыванием на базе учреждений дополнительного образования детей по месту жительства детей и молодежи, а также учреждений органов по делам молодежи);

              организация пропаганды здорового образа жизни среди детей и молодежи;

              организация детско-юношеского туризма и экскурсионная работа с детьми и молодежью.

              7. Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркозависимости, экстремистских проявлений среди детей и молодежи:

              развитие межведомственной системы учреждений социальной адаптации и реабилитации детей и молодежи группы риска;

              организация антинаркотической пропаганды среди детей и молодежи;

              разработка, принятие и реализация муниципальных (местных) программ в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

              пропаганда здорового образа жизни, распространение информации об опасности наркомании и токсикомании для жизни и здоровья;

              организационно-методическое обеспечение и координация деятельности по профилактике наркомании и токсикомании среди детей и молодежи;

              участие в развитии системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации медиков, педагогов (в том числе специалистов по работе с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства), психологов, юристов, социологов, социальных работников и иных специалистов, занимающихся профилактической работой по предупреждению наркомании и токсикомании;

              содействие общественным объединениям, иным организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике наркомании и токсикомании;

              создание постоянных специализированных рабочих мест для незанятой молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;

              организация сезонной трудовой занятости в лагерях труда и отдыха, трудовых отрядах для детей и молодежи группы риска;

              создание и развитие служб молодежных социальных работников для осуществления воспитательного сопровождения и контроля за поведением детей и молодежи группы риска;

              развитие форм пропаганды толерантного поведения;

              создание мобильных групп по работе с неформальными молодежными объединениями асоциальной направленности.

              8. Поддержка молодых семей, в том числе в решении жилищных проблем:

              мобилизация внебюджетных ресурсов для улучшения жилищных условий молодежи;

              создание самофинансируемой системы оказания помощи молодым семьям в решении жилищных проблем;

              оказание поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем формирования системы ипотечного кредитования;

              создание межведомственных структур консультирования молодой семьи (по медико-педагогическим и правовым вопросам).

              9. Информационное обеспечение работы с детьми и молодежью:

              сбор и анализ информации по всем направлениям молодежной политики;

              предоставление информации молодежи, молодежным и детским общественным объединениям, специалистам, работающим с детьми и молодежью;

              издание информационных, методических и исследовательских материалов для детей и молодежи;

              организация теле-, радиопередач по детской и молодежной тематике;

              проведение мониторинга и комплексных исследований по вопросам молодежной проблематики;

              При организации и осуществлении мероприятий по работе с детьми и молодежью необходимо создавать условия для кадрового обеспечения этой работы, в том числе:

              обеспечивать подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров для работы с детьми и молодежью;

              организовывать стажировку кадров для работы с детьми и молодежью;

              организовывать методическую работу по основным направлениям, ;

              создавать условия для стимулирования кадров, работающих с детьми и молодежью, повышения престижа их труда.

              По решению местных администраций и представительных органов местного самоуправления отраслевые (функциональные) органы местного самоуправления могут осуществлять и иные полномочия по работе с детьми и молодежью (в т.ч. по кадровому обеспечению работы с детьми и молодежью), участвовать в разработке и реализации муниципальных, межмуниципальных и региональных программ по работе с детьми и молодежью.

              Органы местного самоуправления организуют осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах ассигнований, предусматриваемых в муниципальном (местном) бюджете на реализацию работы с детьми и молодежью.

              Финансирование организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью осуществляется за счет средств муниципального (местного) бюджета, предусматриваемых отдельной строкой в его расходной части, и средств регионального бюджета, выделяемых на реализацию программ и проектов межрайонного уровня на территории субъекта Российской Федерации, и внебюджетных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

              Организация мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселениях, городских округах и муниципальных районах может осуществляться в форме разработки и реализации комплексных муниципальных (местных) программ по работе с детьми и молодежью и целевых муниципальных (местных) программ, разделов в программах (подпрограммах). При разработке данных программ (подпрограмм) рекомендуется учитывать предложения молодежных и детских общественных объединений, иных организаций, работающих с детьми и молодежью.


              ЗАКЛЮЧЕНИЕ Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, обеспечивает основы политики и практические руководящие принципы для деятельности на национальном уровне и международной поддержки с целью улучшения положения молодых людей. Программа действий нацелена на укрепление национального потенциала и расширение количественных и качественных возможностей для эффективного и конструктивного участия молодых людей в жизни общества. В процессе реформирования России предпринимаются попытки применить опыт зарубежных стран к российской действительности. Появилось осознание того, что значительно дешевле и безопаснее поддерживать эффективную социальную работу, чем содержать огромный полицейский аппарат подавления. Главный аспект в социальной работе с молодежью делается не на предоставлении необходимой помощи, а на минимальной стартовой поддержке. Тем самым государство снимает с себя обязательство всемирной опеки, что уменьшает материальные затраты и стимулирует раскрытие способностей молодых людей, творческих начал посредством развития сети социальных центров. Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления. Итак, основными целями социальной работы с молодежью являются: · создание системы социального обслуживания молодежи как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека;

              · выявление факторов, обусловливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи;

              · оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;

              · увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

              · достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (конечная цель).

              Несмотря на создание и расширение сети социальных служб различного профиля, сегодняшнее их количество не соответствует объективной потребности в них. Созданные учреждения удовлетворяют запросы не более 10 % нуждающихся в социальных услугах. Необходимо создать в социуме условия и механизмы оптимальной социализации молодежи и перехода к новому уровню социальной работы – от отдельных центров и традиционных технологий к государственной межведомственной политике социального обслуживания, созданию системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой.

              Список использованных источников

              1. Системный подход в социальной работе: Методологический семинар/ Составитель – редактор В.В. Колков. – М.: Институт социальной работы/, 1997 г.

              3. Социальная служба: состояние и перспектива – М.: Изд-во СТИ МГУС, 2001 г.

              Примерная структура отраслевых (функциональных) органов местной администрации (органов по делам молодежи)

              2. Сущность и принципы государственной молодежной политики.

              3. Роль и место социальных служб в решении молодежных проблем.

              Введение

              Перестроечные процессы 90-х годов в России затронули все сферы деятельности, включая и социальную политику. Безработица, обнищание, резкое падение уровня жизни, увеличение количества бездомных детей и многое другое стали характерными признаками социального кризиса. В результате высокой поляризации общества, т.е. непропорционального деления на богатых и бедных, с подавляющим количественным превосходством последних, индивидуальное недовольство и неудовлетворенность постепенно сформировали высокую социальную напряженность, которая реально стала проявляться в локальных социальных конфликтах разных уровней и типов.

              В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится молодежи, с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Крушение идеалов, предлагаемых молодежи, обострили естественный юношеский нигилизм. Бездуховность и ее результат – потребительско – эгоистическое отношение к жизни порождают у многих молодых апатию, безразличие к себе и другим, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации.

              В силу этого, внимание к молодежи, ее социальным проблемам должно быть резко усилено. Определение средств, форм и методов работы с молодежью находится в прямой зависимости от знания экономических, возрастных, психологических и социальных особенностей данной группы населения, ее социального статуса, проблем и основных тенденций развития молодежной субкультуры в современных условиях.

              1. Социально-демократический портрет молодежи

              Молодежь – это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптацию к нему и будущего его обновления.

              Границы этой группы размыты и подвижны, но обычно к молодежи относят население в возрасте между 14-ю и 30-ю годами.

              Нижняя возрастная граница определяется, в частности тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и открывается доступ к трудовой деятельности. Верхней границей является возраст достижения трудовой и социальной стабильности (экономическая самостоятельность, профессиональное самоопределение), создание семьи, рождение детей.

              Находясь на переходной стадии от мира детства к миру взрослых, молодое поколение переживает важнейший этап в своей жизни – семейной и внесемейной социализации.

              Социализация – это процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе.

              Каждому молодому человеку необходимо усвоить выработанные обществом и различными группами норм ценностей, установки, представления и стереотипы.

              Технологии социальной работы с молодежью – важная часть технологического арсенала социального обслуживания не только потому, что проблемы этой социально-демографической категории населения весьма обширны и трудны, но и потому, что именно молодежь будет определять судьбу нашей страны в XXI веке.

              Современная молодежь как социальная группа характеризуется некоторыми особенностями и общими чертами.

              По данным ежегодного Доклада Государственного комитета РФ по делам молодежи можно прийти к выводу, что уменьшение числа населения, низкий уровень рождаемости наряду со значительным ухудшением состояния здоровья молодежи приводит к ухудшению генофонда нации, что, в свою очередь, может составить угрозу для национальной безопасности страны. В этой связи поднимается вопрос о необходимости выработки специальной государственной политики.

              Ухудшение состояния здоровья населения России, по оценке экспертов, не имеет прецедентов в индустриально развитых странах в мирное время.

              Значительное снижение уровня и качества жизни большинства молодых россиян, нарастание социальной напряженности, обусловливающей возникновение стрессов, обострение экологических проблем, особенно в городах, и другие подобные причины ведут к росту числа заболеваний, в том числе возникновению эпидемий и социально обусловленных заболеваний.

              Молодому поколению россиян начинает всерьез угрожать СПИД. Первый случай заболевания СПИДом выявлен в России в 1987 году и с каждым годом число больных растет с огромной скоростью.

              По данным научных исследований, более 50 % подростков страдают хроническими заболеваниями (заболеваниями нервной системы и органов чувств, органов кровообращения, костно-мышечной системы, дыхания).

              К факторам, неблагоприятным для развития молодежи, относятся распространение курения, алкоголизма, наркомании и токсикомании. Высокими остаются показатели самоубийств молодых людей. Стремление уйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовому распространению алкоголизма и наркомании среди подростков. Наркомания сегодня становится мощнейшим фактором социальной дезорганизации, представляя большую угрозу для нормального функционирования всего общественного организма. По свидетельству специалистов, причины роста наркомании в известной мере есть результат конфликта личности и общества, который особенно ярко проявляется в кризисе социализации.

              Падает количество молодежи среди рабочих промышленности, строительства, транспорта. В связи с изменениями, происходящими в экономике России, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. Вместе с тем отчуждение части молодежи от труда, которое характеризуется нежеланием молодых людей работать хорошо и качественно, отсутствием стремления к профессионально-квалифицированному и должностному росту.

              Традиционно к группам риска относят лиц без определенного места жительства, занимающихся проституцией, алкоголиков, наркоманов.

              Внедрение рыночных отношений в нынешних формах обострило проблему социальной защищенности молодежи в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных.

              К числу особо тревожных тенденций современной ситуации в молодежной сфере относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; нарастающее падение престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и неориентированной на продолжение обучения; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса – будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.

              Экономическая реформа обострила серьезные проблемы молодежи в сфере быта. Заработок молодых рабочих и служащих часто ниже, чем в целом у работников госсектора экономики. Создание семей и рождение детей еще более ухудшают материальное положение молодежи. В особенно сложном социальном и материальном положении оказались неполные молодые семьи и семьи с детьми.

              Фактором, во многом определяющим образ и стиль жизни молодых людей, становится криминализация и коммерциализация их досуга. Приобретает все более актуальный характер проблема личной безопасности молодых людей: социологические исследования свидетельствуют, что около 50 % из них подвергались когда-либо физическому насилию со стороны сверстников или взрослых, а 40 % испытывали на себе рукоприкладство родителей.

              Насилие как стиль жизни все чаще приобретает организованные формы в молодежной сфере. В России свыше 50 % всех преступлений совершается молодыми людьми в возрасте 14-29 лет.

              Решение многообразных и острых проблем молодежи в России возможно лишь при реализации последовательной государственной молодежной политики.

              2. Сущность и принципы государственной молодежной политики.

              Дефицит внимания общества в сочетании с недостаточной социальной незащищенностью превращают молодежь в дестабилизирующую общественную силу. Вместе с тем речь идет о формировании пополнения, способного принять на себя заботу о будущем страны, т.е. необходимости эффективного использования созидательного потенциала молодежи.

              Социальная работа с молодежью и в нашей стране, и во многих других странах является частью государственной молодежной политики. Государственная молодежная политика – это деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах всего общества.

              Объектом государственной политики являются молодые люди от 14 до 30 лет, молодые семьи и молодежные объединения.

              Основными целями государственной молодежной политики являются:

              · Содействие социальному, культурному, культурному и физическому развитию молодежи;

              · Недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному цензу;

              · Создание условий для полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;

              · Расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;

              · Реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и самой молодежи.

              Реализация государственной молодежной политики осуществляется на следующих принципах:

              - Принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом;

              - Принцип социальной компенсации: обеспечение социальной и правовой защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;

              - Принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;

              - Принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики.

              Разработка и реализация государственной молодежной политики осуществляются на двух уровнях: общереспубликанском и региональном.

              Социальное назначение систем информационного обеспечения молодежи определяется расширением возможностей молодежи для самостоятельных и осознанных действий по защите своих прав и законных интересов, выбору профессии и видов учебы, трудоустройству, организации отдыха, решению бытовых вопросов и т.д.

              Работа по созданию единой общероссийской информационной системы для молодежи ведется несколько лет рядом федеральных ведомств совместно с органами по делам молодежи субъектов РФ и при участии молодежных и детских общественных объединений, научных коллективов. Впервые в практике России предусматривается создание обширной системы социальной информации не только для ведомственных целей, но и для самих граждан – молодых людей, их родителей, учителей, исследователей молодежных проблем и т.д. Ведется работа по подключению российских информационных центров к европейской компьютерной информационной сети. С учетом того, что около 70 % молодых людей отмечают нехватку информации при решении своих проблем, развитие информационных услуг для молодежи является одной из важнейших государственных задач в области социально-экономического и культурного развития России.

              Проблематичным остается состав информационных услуг. Формирование информационной системы для молодежи в качестве социальной службы началось в конце 80-х годов ХХ века молодежной общественной организацией – комсомолом – при поддержке государства, но ввиду изменения структуры молодежного движения в начале 90-х годов потеряла системность. Современные молодежные и детские объединения не в состоянии самостоятельно решать такую крупную задачу.

              Тем не менее, перспектива развития системы социального обслуживания молодежи видится в максимальном приближении к такому положению, когда значительная часть этой деятельности будет выполняться молодежными общественными объединениями при поддержке органов государственной власти и местного самоуправления. Это и должно составить важный принцип государственной молодежной политики, а значит, и социальной политики в России.

              Начинается движение в этом направлении и в субъектах РФ. Начала формироваться нормативно-правовая база государственной поддержки на региональном уровне социальных инноваций молодежных объединений (Московская, Волгоградская, Тульская области и др.).

              В целом же пока именно на уровне законодательства субъектов РФ получает закрепление приоритет информационных услуг в системе социального обслуживания молодежи, что соответствует идеям, составившим концепцию государственной молодежной политики в РФ.

              3. Роль и место социальных служб в решении молодежных проблем

              Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.

              Социальная работа среди молодежи рассматривается среди молодежи как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.

              Под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи, как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах.

              При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по оказании подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.

              В соответствии с утвержденной номенклатурой органов по делам молодежи существует следующая структура социальных служб:

              Центр социально-психологической помощи молодежи для оказания медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях, профилактики и предупреждения девиантного и суицидального поведения данной категории молодежи;

              Консультативный центр для подростков и молодежи, оказывающий квалифицированную, экстренную, анонимную, бесплатную психологическую помощь по телефону;

              Приют для подростков, создающий условия для жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий своего развития в семье, воспитательном учреждении, обществе;

              Центр ресоциализации молодежи, предназначенный для лиц, вернувшихся из мест заключения, и оказывающий им консультативную, социально-правовую, профориентированную и психологическую помощь, в первую очередь, несовершеннолетним, оказавшимся в дезаптированном состоянии;

              Центр информации для молодежи, оказывающий информационные и методические услуги органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодежи.

              Значительные успехи в области организации социальной работы с молодежью достигнуты в Астрахани, Новосибирске, Тюменской области и других регионах России.

              В 1997 году по итогам конкурса социальных учреждений органов по делам молодежи 20 комплексам социальных молодежных служб и подростково-молодежных клубов были присвоены специальные статусы: опорный центр, опорно-экспериментальный центр, экспериментальный центр.

              Направлениями их работы являются:

              · правовая помощь молодежи и молодой семье (Центр социальной поддержки молодежи Курска; Комплекс социальных служб молодежи Астрахани);

              Опорные и экспериментальные центры, используя комплексный подход, вырабатывают и осуществляют многосторонние долгосрочные программы оздоровления молодежной социальной среды.

              Расширяется сеть социально-психологических центров для молодых людей, страдающих различными формами химической зависимости, наркологических служб, анонимных наркологических кабинетов для подростков и молодежи. Такие центры действуют в Хабаровском крае, Новосибирской, Кемеровской областях и других регионах.

              Заключение

              Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, обеспечивает основы политики и практические руководящие принципы для деятельности на национальном уровне и международной поддержки с целью улучшения положения молодых людей. Программа действий нацелена на укрепление национального потенциала и расширение количественных и качественных возможностей для эффективного и конструктивного участия молодых людей в жизни общества.

              В процессе реформирования России предпринимаются попытки применить опыт зарубежных стран к российской действительности. Появилось осознание того, что значительно дешевле и безопаснее поддерживать эффективную социальную работу, чем содержать огромный полицейский аппарат подавления.

              Главный аспект в социальной работе с молодежью делается не на предоставлении необходимой помощи, а на минимальной стартовой поддержке. Тем самым государство снимает с себя обязательство всемирной опеки, что уменьшает материальные затраты и стимулирует раскрытие способностей молодых людей, творческих начал посредством развития сети социальных центров. Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления.

              Итак, основными целями социальной работы с молодежью являются:

              · создание системы социального обслуживания молодежи как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека;

              · выявление факторов, обусловливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи;

              · оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;

              · увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

              · достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (конечная цель).

              Несмотря на создание и расширение сети социальных служб различного профиля, сегодняшнее их количество не соответствует объективной потребности в них. Созданные учреждения удовлетворяют запросы не более 10 % нуждающихся в социальных услугах. Необходимо создать в социуме условия и механизмы оптимальной социализации молодежи и перехода к новому уровню социальной работы – от отдельных центров и традиционных технологий к государственной межведомственной политике социального обслуживания, созданию системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой.

              Использованная литература

              1. Системный подход в социальной работе: Методологический семинар/ Составитель – редактор В.В. Колков. – М.: Институт социальной работы/, 1997 г.

              3. Социальная служба: состояние и перспектива – М.: Изд-во СТИ МГУС, 2001 г.

              Работа состоит из 1 файл

              ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

              Таким образом, вследствие реализации программы удалось:

              1. Усилить взаимодействие органов власти, различных организаций и учреждений, бизнеса, общественных объединений и учебных заведений в работе с молодежью.
              2. Повысить роль молодежи в социально-экономическом развитии города и активизировать молодых людей в решении собственных проблем.
              3. Усовершенствовать условия выявления и поддержки талантливой молодежи.
              4. Улучшить условия для занятий ФКиС и организации досуга молодежи.

              При этом очевидно, молодежь является мощным экономическим и социальным потенциалом нашего города. Поэтому, дальнейшее развитие муниципального образования возможно только при эффективном использовании этого потенциала.

                • клубная деятельность (спортивные, добровольческие клубы, клубы, клубы по месту жительства)
                • молодежное самоуправление (студенческие советы, молодежный парламентаризм)
                • здоровый образ жизни
                • информационные услуги (юридическая консультация)
                • помощь молодой семье
                • трудоустройство молодежи
                • патриотическое воспитание молодого поколения
                • поддержка талантливой молодежи

                Молодежными организациями города созданы необходимые условия для реализации творческих способностей молодого поколения.

                В то же время, несмотря на определенные успехи в реализации молодежной политики, существует немало нерешенных проблем. Вовлеченность молодежи в общественную жизнь города остается низкой. Также острыми остаются проблемы трудоустройства молодых специалистов, материально-техническое обеспечение, жилищный вопрос.

                  1. Рекомендации по повышению эффективности социал ьной работы с молодежью г. Горно-Алтайска

                  Необходимо признать, что молодёжь сегодня достаточно реальная и мощная сила, которая может способствовать или препятствовать развитию общества. Осознание данного факта должно привести к разработке плана по совершенствованию социальной работы с молодежью в г. Горно-Алтайске.

                  Перед муниципальным образованием «Молодежный центр г. Горно-Алтайска можно поставить следующие задачи:

                    1. Совершенствование законодательной базы социальной работы с молодежью на региональном уровне;
                    2. Обеспечение системности в социальной работе с молодежью г. Горно-Алтайска;
                    3. Разработка эффективных мер по повышению общественно - политической активности молодежи;
                    4. Разработка мер по улучшению материально-технической базы военно-патриотических клубов, клубов по месту жительства;
                    5. С целью решения трудоустройства молодых людей необходимо качественно организовать сотрудничество с работодателями;
                    6. Обозначить критерии оценки качества работы молодежного самоуправления;
                    7. Повышение эффективности социальной работы с семьей. Решение проблемы обеспечения жильем молодых семей;
                    8. Разработка методической и нормативной базы для повышения эффективности работы с молодёжными объединениями;
                    9. Разработка и внедрение системы мероприятий, направленных на поддержку конструктивных инициатив молодёжных объединений;
                    10. Совершенствование системы работы учреждений сферы молодежной политики с молодёжными объединениями;
                    11. Совершенствование работы по пропаганде здорового образа жизни среди молодёжи, сохранению и укреплению психического здоровья молодёжи;
                    12. Помощь в саморазвитии и самореализации молодого поколения;
                    13. Совершенствование методов работы в области семейной политики, направленных на повышение роли семьи в формировании личности;
                    14. Усиление взаимодействия молодежных объединений и организаций, социальных институтов при непосредственном участии самой молодежи с целью повышения результативности социальной работы.

                    В соответствии с поставленными задачами можно предложить следующую систему мероприятий для повышения эффективности социальной работы с молодежью г. Горно-Алтайска:

                          1. Подготовка специалистов в области работы с молодёжными объединениями;
                          2. Расширение рабочих мест для специалистов по работе с молодежью;
                          3. Создание координирующего центра для работы с молодёжными объединениями и организациями;
                          4. Разработка и реализация проекта по повышению общественно-политической активности молодежи;
                          5. Расширение сферы взаимодействия с работодателями студенческого кадрового агентства. Увеличение штата сотрудников студенческого кадрового агентства. Повышение качества работы с работодателями, организация курсов по повышению конкурентоспособности на рынке труда;
                          6. Разработка и реализация целевой комплексной программы по ЗОЖ и сохранению здоровья населения. Разработка и организация тренингов по сохранению психологического, физического и социального здоровья молодежи;
                          7. Разработка проекта по работе с неполными и многодетными семьями;
                          8. Формирование организационных форм и механизмов профилактики социальной напряженности в различных молодёжных объединениях.

                          Проведенный анализ говорит о том, что существующие формы социальной работы с молодежью г. Горно-Алтайска в настоящее время развиты недостаточно и не обеспечивают комплексного решения задач молодежной работы. Общественная активность молодежи является низкой, общественными объединениями охвачен небольшой процент молодых людей.

                          В современной научной литературе существует множество определений понятия молодежь. Одно из первых определений понятия молодежь было дано во второй половине xx века. Основным определением понятия молодежь в социологии стало определение И. С. Кона. В нашей работе мы изучили наиболее распространенные подходы к исследованию понятия молодежь. В целом изученные подходы раскрывают сущность понятия молодежь через характеристики ее социальности. Молодежь как особая социально-демографическая группа общества обладает рядом специфических черт и выполняет особые социальные функции, в то же время молодые люди являются наиболее уязвимой социальной группой. Молодое поколение обладает такими социально-психологическими характеристиками, как динамичность, восприимчивость, активность, стремление к самореализации.

                          Политика государства в области молодежи является специфической деятельностью государства. Анализ документов в области молодежной политики позволяет сделать следующие выводы.

                          Среди множества документов, затрагивающих молодежные проблемы можно выделить международные, федеральные и региональные документы. Среди данных документов можно выделить законы, подзаконные акты.

                          Ключевые положения проанализированных международных документов по отношению к молодежи могут быть использованы при работе с молодежными общественными объединениями, разработке стратегии государственной молодежной политики, совершенствовании законодательства в области молодежной политики и в других направлениях социальной работы с молодежью.

                          Анализ государственных и региональных документов по вопросам молодежной политики позволяет сделать следующие выводы:

                          1) Правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере государственной молодежной политики, содержатся в нормативных правовых актах разного уровня и различной тематики, не имеют единой концептуальной основы, в них отсутствует единство понятийного аппарата.

                          3) Отдельные правовые акты, отличающиеся определенной комплексностью подхода к регулированию молодежных проблем, были приняты на раннем этапе становления правовой системы Российской Федерации как независимого государства, и в силу значительных изменений в разных сферах общественной жизни не могут служить основой для проведения эффективной молодежной политики.

                          4) Преобладают акты концептуального или узко-прикладного характера. Задача же формирования ядра правового регулирования молодежной политики, нормативно определяющего механизмы молодежной политики, не решена; отсутствует взаимосвязанность правовых норм, содержащихся в различных нормативных актах; ряд предложений концептуального характера и поручений, содержащихся в них, до настоящего времени не реализованы.

                          5) Необходимо принятие Федерального закона, решающего в комплексе вопросы формирования и реализации государственной молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Отсутствие такого акта создает серьезные препятствия в осуществлении Правительством Российской Федерации полномочий по реализации молодежной политики, а государственными органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий по реализации программ и мероприятий по работе с молодежью.

                          В нашей стране уделяется малое внимание решению конкретных проблем молодого поколения. Отсутствует единая система учреждений и организаций, в рамках которой молодой человек могу получить разностороннюю и эффективную помощь. Впрочем, как и отсутствует система методов в рамках социальной работы, особенно это касается психологических и психолого-педагогических методов. Существующие экономические и социальные программы практически не учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов и критериев работы с молодым поколением.

                          Главный аспект в социальной работе с молодежью делается не на предоставлении необходимой помощи, а на минимальной стартовой поддержке. Тем самым государство снимает с себя обязательство всемирной опеки, что уменьшает материальные затраты и стимулирует раскрытие способностей молодых людей, творческих начал посредством развития сети социальных центров. Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления.

                          Итак, основными целями социальной работы с молодежью являются:

                          - создание системы социального обслуживания молодежи как государственно-общественной целостной системы социально- психологического сопровождения человека;

                          - увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

                          - достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (конечная цель).

                          Читайте также: