Гидрогеология и инженерная геология что это за профессия

Обновлено: 04.05.2024

Гидрогеология изучает происхождение, условия залегания, законы движения, физические и химические свойства подземных вод. Также эта наука изучает взаимодействие подземных вод с горными породами, связи с атмосферными и поверхностными водами.

Прикладные задачи гидрологии в современном мире связаны с:

1. Оценкой качества питьевых вод и их добычей. Почти вся Московская область обеспечиваются питьевой водой за счет использования подземных вод. Подземные воды являются основным источником пресной питьевой воды. Поэтому необходимо проводить заборы воды и лабораторные анализы, чтобы контролировать качество воды, оценивать ее химический состав и фиксировать изменения.

2. Поиском и добычей вод, богатых разными химическими элементами. Из подземных вод в промышленных масштабах могут извлекаться поваренная соль, уран, бром, йод и т.д.

3. Оценкой разрушающего действия подземных вод на фундаменты сооружений. Нарушение структуры водоносных слоев, например, при строительстве зданий, приводит к тому, что подземные воды выходят на поверхность, подтапливая фундаменты зданий, образуя лужи и заболачивая местность. В этом случае гидрогеологи проводят наблюдения и предлагают меры по сдерживанию подземных вод и осушению местности. Ярким примером деятельности гидрогеологов в этой сфере является обслуживание и контроль состояния тоннелей московского метрополитена.

Сегодня развитие гидрогеологии связано, в основном, с развитием технологий проведения оценки и измерений различных показателей, появлением автоматизированных датчиков, которые могут не только в режиме реального времени снимать необходимы показатели, но и отправлять уведомления об изменениях в показателях на телефон специалиста.

Гидрогеолог – это специалист по подземным водам. Его основные задачи состоят в поиске водоносных слоев, изучении химического состава воды, глубины залегания подземных вод и их объемов. Полем деятельности этого специалиста, фактически, является вся поверхность нашей планеты, где нужна вода человеку. Сегодня гидрологи в основном занимаются проблемами поиска и добычи питьевой воды, а также влиянием грунтовых вод на строительство зданий и сооружений. Однако их профессиональные задачи этим не ограничиваются. Гидрогеологи могут предсказывать землетрясения по изменению свойств и поведения воды, работать в сельском хозяйстве, занимаясь вопросами мелиорации земель.

Как стать специалистом?

Дополнительное образование

Узнайте больше о возможных программах подготовки к профессии еще в школьном возрасте.

Основное профессиональное образование

Проценты отражают распределение специалистов с определенным уровнем образования на рынке труда. Ключевые специализации для освоения професии отмечены зеленым цветом.

  • Оценка качества работы. Умение дать объективную оценку результатам своей работы и скорректировать свои действия по результатам оценки
  • Руководство и организационные навыки. Умение организовать группу специалистов для работы над решением общей задачи, распределить роли в команде, разделить обязанности
  • Мониторинг работы технического устройства или системы. Отслеживание показателей датчиков и приборов для определения исправности устройства или системы
  • Техника и оборудование. Навыки работы со специализированной техникой и оборудованием, умение правильно его настраивать для решения профессиональных задач
  • Наблюдения. Навыки проведения научных наблюдений, регистрации полученных результатов и их анализа
  • Научно-исследовательские навыки. Умение проводить исследования, ставить эксперименты, собирать данные
  • Работа с картами и атласами. Умение читать, составлять карты и атласы, использовать карты на местности
  • Системный подход. Умение мыслить системно, понимать принципы взаимодействия элементов в системе, взаимодействия системы и внешней среды, понимание причин и особенностей изменения системы в зависимости от внешних и внутренних факторов
  • Естественнонаучные навыки. Умение применять знания в области естественных наук при решении профессиональных задач
  • Таймменеджмент. Навыки управления своим временем, умение эффективно распределять свое время для решения профессиональных задач
  • Координация. Умение "подстраиваться" в условиях командной работы
  • Внимание. Способность удерживать внимание на одном объекте в течение долгого времени
  • Критическое мышление. Способность мыслить критически: взвесить все "за" и "против", слабые и сильные стороны каждого подхода к решению проблемы и каждого возможного результата
  • Ориентация в пространстве. Способность ориентироваться в пространстве, легко находить дорогу даже в незнакомой местности
  • Скорость реакции. Высокая скорость реакции на внешние раздражители
  • Физическая сила и выносливость. Способность выдерживать длительные и/или интенсивные физические нагрузки
  • Аналитическое мышление. Способности к проведению анализа и прогнозированию ситуации, получению выводов на основе имеющихся данных, установлению причинно-следственных связей
  • Упорядочивание информации. Способность организовать данные, информацию, а также вещи или действия в определенном порядке в соответствии с определенным правилом или набором правил
  • Гибкость мышления. Способность оперировать несколькими правилами одновременно, комбинировать их, выводить наиболее актуальную модель поведения
  • Математические способности. Способности к математике и точным наукам, понимание логики математических положений и теорем
  • Обучаемость. Способность быстро усваивать новую информацию, применять ее в дальнейшей работе

Дополнительное образование для взрослых

Обязательные этапы дополнительного образования для освоения профессии закрашены зеленым цветом.

Профессия в лицах

Доктор геолого-минералогических наук, заведующий научной лабораторией гидрогеологических проблем окружающей среды и председатель секции гидрологии Института водных проблем РАН.

Где работать?

Интересные факты

Понятие карьерного роста в гидрогеологии подразумевает успешные экспедиции, в результате которых произошло отыскание подземных вод. Особенности профессии — работа в полевых условиях, на свежем воздухе, всегда в новых и красивых метах нашей Родины и других стран и связанный с этим недостаток бытовых удобств. Гидрогеологи могут быть востребованы в консалтинговых компаниях в области гидрогеологии, экологии, строительства, в учреждениях Водоканала, в специальных службах Метрополитена, в строительных компаниях, в водохранилищах. По одной из версий ученых-историков подземные воды могли использоваться в засушливых районах Ближнего Востока, средней Азии и Китая уже в 3000-2000 г. г. до нэ.

Все о профессии инженер-геолог

В последнее время идет модернизация, оптимизация и даже ликвидация некоторых профессий. Но есть такие области человеческой деятельности, которые без специалистов просто не смогут развиваться. К таким можно отнести геологию в целом и профессию инженера-геолога в частности.


Особенности профессии

Инженерная геология — это неотделимая часть строительной сферы и отраслей народного хозяйства связанных с недрами земли. Специалисты этой профессии получают знания в двух областях:

В инженерной области приобретаются навыки по выполнению грамотных чертежей, различных инженерных расчетов, анализу сметных работ, а также развивается умение использовать техническую и научную литературу, законов химии и физики в своей работе. В области геологии изучаются: строение земной коры, состав почв, особенности горных пород, анализ погодных условий и так далее.

Работа инженером-геологом имеет свои плюсы и минусы. К плюсам в первую очередь можно отнести довольно высокий уровень зарплаты, а также все возможности и условия к научным и полезным народнохозяйственным открытиям. К минусам профессии относятся:

  • высокая доля ответственности;
  • частые и длительные командировки;
  • работа на открытом воздухе со специализированным оборудованием, нередко в тяжёлых условиях.

Специалисты данной сферы деятельности должны обладать такими личными качествами, как усидчивость, внимательность и аккуратность. Особенно важно умение концентрировать внимание на деталях и анализировать большой объем исходных и текущих данных.


Обязанности инженера-геолога

Одна из главных обязанностей инженера-геолога, прописанная в должностной инструкции специалистов данной профессии, – организация и проведение геологических исследований для оценки устойчивости зданий и сооружений. Особенно это важно при строительстве многоэтажных домов, больших транспортных мостов, линий ЛЭП и других сложных инженерных объектов.

К обязанностям специалиста в области геологии относятся такие пункты:

  • исследование грунта и поверхности почвы на заданной территории;
  • сбор проб и образцов почвы и грунта для проведения лабораторных исследований;
  • составление отчетов и паспортов о проведенных работах;
  • обоснование и зашита отчетов перед соответствующими надзорными органами.

В области инженерного дела перед началом непосредственного строительства или реконструкции сооружения инженер-геолог обязан:

  • исследовать и изучить состояние объекта (в случае реставрации);
  • составить самостоятельно или изучить готовую сметную документацию на предмет обоснованности планируемых к использованию материалов;
  • осуществлять технический контроль по ходу выполнения работ на каждом этапе строительства.



Образование

  • Российский государственный университет нефти и газа им. Губкина И. М.
  • Российский государственный геологоразведочный университет им. С. Орджоникидзе.
  • Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, факультет геологии.

В настоящее время, учитывая высокоразвитые интернет-технологии можно даже дистанционно пройти курсы повышения квалификации по своей специализации или ее расширению.


Место работы

Сегодня профессию инженера-геолога относят к одной из престижных и востребованных. Общий уровень зарплаты такого специалиста в среднем по России составляет от 35 до 120 тыс. рублей, а по Москве и Московской области еще выше (от 50 до 370 тыс. рублей)

Местом работы специалистов данного направления могут быть различного рода организации. Наиболее востребованы специалисты в строительных компаниях, геологоразведочных предприятиях, предприятиях, занимающихся добычей и переработкой полезных ископаемых.

У выпускников этой специальности есть перспективные возможности заниматься научно-исследовательской деятельностью и проводить лабораторные анализы на современном оборудовании.

Работа инженером геологом это инженерные, геологические исследования во время реконструкций, при строительстве объектов. Без таких специалистов сложно представить какие-либо строительные работы, особенно в промышленности.


Геолог — кто это, чем занимается

Для начала разберём: геолог, кто это на самом деле и чем занимается на рабочем месте? Это профессия, востребованная на современном этапе развития экономики в строительном бизнесе. Такая работа будет востребована и дальше, ведь повсеместно возводятся жилые, нежилые объекты. Инженер геолог – это человек, который занимается изучением взаимодействия участков геологической среды и строительства, такая работа имеет свои плюсы и минусы. Специалисты также занимаются исследованием и поиском полезных ископаемых. Эта профессия популярна, особенно в России, территория которой огромна. До сих пор еще не найдены богатые залежи полезных ископаемых. Россия богата нефтяными, газовыми месторождениями, их эксплуатация, а также поиск невозможны без участия специалистов.

При подготовке специалистов изучаются дисциплины:

  • физика;
  • черчение;
  • линейная алгебра;
  • математические расчеты;
  • информатика.

Любое строительство объекта начинается с геологических изысканий, составления инженерных расчетов. Без геологических исследований строительной площадки не может начаться возведение жилых домов. А также крупных промышленных объектов, например:

  • блоков АЭС;
  • высотных зданий;
  • вышек;
  • плотин ГЭС.

Специалист должен уметь:

  • брать пробу грунта;
  • уметь пользоваться документацией;
  • проводить полевые, камеральные мероприятия;
  • составлять отчетность и калькуляцию.

Геолог где на него учиться

Чтобы работать, необходимо получить специальность. Обучение будущий геолог может получить в ссузах и вузах России, где можно учиться по направлениям: гидрогеология, геология, разведка месторождений полезных ископаемых и др. Образование можно получить во многих ВУЗах Оренбурга, Москвы, Омска, Уфы, Тюмени.

Какие бывают виды геологов

Геологические работы на стадии изысканий разделяются на этапы:

  • подготовка;
  • практический (полевой);
  • камеральный.

Каждый вид работ имеет свой план, многое зависит от полевых условий, уже накопленной информации, разработанных методик

Работы бывают такими:

  1. осмотр местности, рекогносцировка;
  2. вскрытие проб с помощью буровых работ;
  3. зондирование грунтовых вод, геологических пластов;
  4. лабораторные исследования, анализ химического состава;
  5. аккумуляция обработанных данных, их анализ.

Какие виды специалистов бывают? Профессию в общем смысле можно разделить на: разведчика, нефтяника, гидрогеолога и др.

Должностная инструкция инженера геолога – расскажем кратко

Работа включает выполнение обязанностей. Их специалист делает каждый день, или в течении месяца точно. Должностная инструкция инженера геолога включает:

  • Сбор фактического материала на местности — кратко.
  • Занесение полученных данных.
  • Соблюдать, следить за исполнением должностных предписаний относительно выполнения работ.
  • Собирать базы данных, графики, планы, таблицы относительно проведения работ.
  • Составлять ценные указания, формировать задания по составлению документации.
  • Внедрять новые технологии, тестировать оборудование.
  • Уметь подсчитывать запасы полезных ископаемых с применением методик.
  • Формировать тестовые коллекции образцов пород.
  • Уметь определять коэффициенты сложности разных пород по их (буримости, коэффициенту прочности, разрыхляемости и др.).
  • Соблюдать технику безопасности труда.

Специалист обязан знать:

  • Законодательную базу по геологии.
  • Уметь работать с методическими материалами.
  • Знать геологическую историю района, где проводятся работы.
  • Представлять перспективы развития геологических мероприятий.
  • Иметь информацию о горнодобывающей отрасли региона.
  • Должен представлять алгоритмы финансирования, планирования, какая необходима техника.
  • Владеть методиками подсчета запаса полезных ископаемых.
  • Знать правила хранения полученных образцов.
  • Знать ГОСТы, технические нормативы по эксплуатации, обслуживанию техники.
  • Уметь оформлять правильно документацию.
  • Знать успешный/отрицательный зарубежный опыт.
  • Знать правила распределения финансовых потоков при геологической разведке.
  • Знать меры противопожарной безопасности.
  • Владеть основами трудовых законов.

Зарплата геолога нефти и газа

Перед бурением проводится тщательная рекогносцировка на местности, математические расчеты, берутся пробы грунта. Если месторождение оказывается перспективным, то начинается подготовка к его разработке. Когда источник иссяк, скважина консервируются, проводится рекультивация. На всех этих этапах требуется участие специалистов. Этап поиска месторождения является самым трудоемким. Приходится передвигаться по безлюдным местам, месяцами жить вдали от дома в палатках, выдерживать физические, психологические нагрузки.

Россия занимает около 20% земной суши, есть регионы, где численность населения минимальна, но земные недра таят запасы нефти:

Благодаря специалистам были открыты месторождения газа, нефти во многих районах вечной мерзлоты, кимберлитовые трубки алмазов регионов Якутии, Архангельска, золота на Колыме и пр.

Сколько платит Газпром геологам

Профессия геолог плюсы и минусы
Эта профессия престижна, но одновременно подразумевает большую долю ответственности. Неправильные расчеты приводят к тяжелым последствиям, устранение которых потребует большого количества средств и сил. Какие плюсы и минусы можно выделить?

Плюсы

К плюсам относится неплохая зарплата, маленькая конкуренция, выбор направления.

Минусы

Из отрицательных сторон можно назвать удаленность работы, объект может находиться на Камчатке, поэтому неизбежны длительные командировки. Работают специалисты на свежем воздухе погода, не всегда может быть благоприятной, особенно когда холодно.

Нужно соблюдать форму

В отрасли идут непрерывно изменения, улучшаются технологии, методики. Техника становится более сложной. Чтобы не терять квалификацию, следует постоянно быть осведомленным о отраслевых инновационных процессах. Для специалистов существуют специальные семинары. На которых можно повысить квалификацию.

Физическая культура тоже занимает свое место в профессии геолога. Условия работы не всегда благоприятны. Поэтому нужно быть в хорошей форме.

Можно сделать вывод, что эта профессия будет востребована всегда, во многих отраслях народного хозяйства, оплата вполне достойная.

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 21.02.09 Гидрогеология и инженерная геология для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).

1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 21.02.09 Гидрогеология и инженерная геология имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.

ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

3.2. Сроки получения СПО по специальности 21.02.09 Гидрогеология и инженерная геология базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.

3.2. Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки превышают на один год срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки.

Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 2.

Сроки получения СПО по ППССЗ базовой и углубленной подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение гидрогеологических и инженерно-геологических работ.

оборудование, механизмы, аппаратура и приборы для гидрогеологических и инженерно-геологических исследований;

4.3.1. Ведение технологических процессов гидрогеологических и инженерно-геологических исследований при поисково-разведочных работах.

4.3.2. Техническое обслуживание и эксплуатация оборудования, аппаратов и приборов инженерно-геологических исследований.

4.3.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО).

4.4.1. Ведение технологических процессов гидрогеологических и инженерно-геологических исследований при поисково-разведочных работах.

4.4.2. Техническое обслуживание и эксплуатация оборудования, аппаратов и приборов инженерно-геологических исследований.

4.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО).

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

5.2. Техник-гидрогеолог должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.2.1. Ведение технологических процессов гидрогеологических и инженерно-геологических исследований при поисково-разведочных работах.

ПК 1.1. Выбирать методику, технологию, оборудование, аппаратуру и приборы для гидрогеологических и инженерно-геологических работ.

ПК 1.2. Проводить работы по гидрогеологическим и инженерно-геологическим исследованиям территорий, скважин и горных выработок.

ПК 1.4. Оформлять документацию гидрогеологических и инженерно-геологических работ с использованием информационных технологий.

ПК 1.5. Определять запасы подземных вод и оценивать инженерно-геологические условия территорий и строительных площадок.

5.2.2. Техническое обслуживание и эксплуатация оборудования, аппаратов и приборов для проведения исследований.

ПК 2.2. Обнаруживать неисправности в работе оборудования, устранять и принимать меры к предупреждению отказов и аварий.

ПК 2.5. Оформлять эксплуатационную и ремонтную документацию с использованием информационных технологий.

ПК 3.3. Участвовать в оценке экономической эффективности производственной деятельности персонала подразделения.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

5.4. Специалист-гидрогеолог должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности.

5.4.1. Ведение технологических процессов гидрогеологических и инженерно-геологических исследований при поисково-разведочных работах.

ПК 1.1. Выбирать методику, технологию, оборудование, аппаратуру и приборы для гидрогеологических и инженерно-геологических работ.

ПК 1.2. Проводить работы по гидрогеологическим и инженерно-геологическим исследованиям территорий, скважин и горных выработок.

ПК 1.4. Оформлять документацию гидрогеологических и инженерно-геологических работ с использованием информационных технологий.

ПК 1.5. Определять запасы подземных вод и оценивать инженерно-геологические условия территорий и строительных площадок.

5.4.2. Техническое обслуживание и эксплуатация оборудования, аппаратов и приборов для проведения исследований.

ПК 2.2. Обнаруживать неисправности в работе оборудования, устранять и принимать меры к предупреждению отказов и аварий.

ПК 2.5. Оформлять эксплуатационную и ремонтную документацию с использованием информационных технологий.

ПК 3.3. Участвовать в оценке экономической эффективности производственной деятельности персонала подразделения.

ПК 4.1. Разрабатывать геологическую и технологическую документацию по методам поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.

ПК 4.2. Участвовать в отработке новых технологических процессов методов поиска и разведки месторождений полезных ископаемых.

6.1. Программа подготовки специалистов среднего звена предусматривает изучение следующих учебных циклов:

6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.

Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).

6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".

Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.

6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Читайте также: