Где получить профессию механик

Обновлено: 17.05.2024

механик

Этот человек знаком с тонкостями обслуживания транспортных средств. Он поддерживает их в рабочем состоянии или возвращает к активной жизни в случае неисправности. Можно ли обойтись без профессионального авторемонта и починить машину своими руками? Да. Но настоятельно не рекомендуется!

История специальности

Появление в 1768 году паросиловой машины потребовало ее дальнейшего обслуживания. Логично предположить, что именно в этот период появились первые автомеханики. Их задачи менялись вместе с развитием автомобилестроения и усложнением механизмов.

В конце 19 века Готтлиб Даймлер выпустил машину с двигателем внутреннего сгорания. Через несколько месяцев Карл Бенц представил потребителям трехколесный автомобиль. Оба инженера, а также присоединившийся к их компании Генри Форд запустили серийные производства средств передвижения для массового потребителя.

Параллельно с работой конвейеров на заводах начали открываться ремонтные автомастерские. Они создавались на базе станций по обслуживанию сельскохозяйственной техники и велосипедов.

Первый в СССР авторемонтный завод, на котором работали профессиональные автомеханики, был построен в 1929 г в Баку. В России лучшие специалисты трудились на Московском авторемонтном предприятии П.П. Ильина. Здесь изготавливали и меняли не только отдельные детали, но и целые узлы.

Расцвет профессии пришелся на период индустриализации. В период с 1928 по 1932 годы выпуск автомобилей в Советском Союзе увеличился почти в 30 раз. Возникла потребность в их обслуживании, появились специализированные заводы и автохозяйства.

В советские годы автомеханики работали в основном на крупных государственных автотранспортных комплексах. К 1985 году их насчитывалось 2,5 тысячи. Позднее появились централизованные производства по техобслуживанию и ремонту автомобилей. После распада Союза их количество значительно сократилось. На смену большим заводам пришли небольшие частные автопредприятия и СТО.

В 90-е годы в стране стали появляться иномарки, и автомастерам пришлось менять специфику работы, проходить обучение, перенимать зарубежный опыт.

Пилот самолета – все о престижной и высокооплачиваемой професии.

Описание

Автомеханик — ведущая специальность на предприятиях транспортного комплекса. Он осуществляет диагностику, ремонт и обслуживание автомобилей.

Мастер по диагностике и ремонту автомобилей является действующим звеном постоянно развивающейся индустрии. Он должен обладать большим объемом знаний в своей области и регулярно обновлять их с учетом новых тенденций в отрасли.

Обязанности и необходимые качества

Человек, выбравший работу в сфере обслуживания автомобилей должен хорошо разбираться в специфике ремесла и обладать особыми качествами. Начнем с последних.

  • быть физически крепким;
  • иметь хорошую память, отличный слух и острое зрение;
  • уметь концентрировать внимание;
  • обладать образным мышлением.

Ему также пригодятся:

  • терпение;
  • аккуратность;
  • дисциплинированность;
  • внимательность;
  • быстрота реакции;
  • стрессоустойчивость;
  • коммуникабельность.

Логист – описание профессии, плюсы и минусы, перспективы карьерного роста.

В профессиональные обязанности автомеханика входит:

  • осмотр и диагностирование транспортного средства;
  • регулировка автомеханизмов;
  • устранение неполадок в деталях и узлах;
  • замена компонентов, вышедших из строя и не подлежащих восстановлению;
  • техническое обслуживание авто;
  • проведение косметического или восстановительного ремонта;
  • тюнинг автомобиля;
  • документальное оформление всех видов работ.

Специалист, владеющий азами профессии должен иметь следующие навыки:

  • уметь водить машину;
  • разбираться в технической документации;
  • знать устройство и принципы работы автотранспортных средств разных марок и моделей;
  • понимать особенности взаимодействия узлов;
  • определять причину неисправности при визуальном осмотре;
  • обладать навыком работы с диагностическим оборудованием и специальными инструментами;
  • разбираться в марках и видах горюче-смазочных материалов и топлива.

Работа в автомастерской имеет свою специфику. Она вряд ли подойдет женщинам, поскольку связана с тяжелыми физическими нагрузками. Ограничением для профессии являются заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем.

Специализация

Обладатель этой профессии может быть универсалом, хотя такие люди встречаются редко. Большинство автомехаников, как правило, выбирают одно из направлений автосервиса. Рассмотрим основные из них.

Диагност. Занимается осмотром автомобиля и определением причин его неисправности. Владеет всеми необходимыми для этой работы инструментами, в том числе современными видами диагностического оборудования.

Механик. Отвечает за работу механизмов внутри автомобиля. Ремонтирует двигатель, коробку передач, сцепление, трансмиссию, ходовую часть и т.д.

Моторист. Специализируется на устройстве двигателя. Имеет все навыки для выявления неполадок в моторе и их устранения.

Автоэлектрик. Хорошо знаком с системой электропитания автомобиля, разбирается в схеме подачи энергии к узлам транспортного средства. Занимается диагностикой и тестированием электронных систем. Способен устранить сбой в работе электрики и провести профилактические работы по предупреждению поломок.

Маляр. Проводит лакокрасочные работы. Владеет технологиями создания антикоррозийной защиты, правильного нанесения шпатлевки и краски с учетом особенностей каждого автомобиля.

Авторихтовщик (жестянщик). Мастер кузовного ремонта. Убирает царапины, вмятины, деформации и другие дефекты на корпусе машины. Возвращает автомобилям форму после ДТП.

Автосварщик. Владеет всем спектром сварочных работ.

Вулканизаторщик. Производит ремонт повреждений автомобильных шин и камер.

Где учиться

Для начала обучения есть смысл выбрать специализированный колледж или техникум. Если в планах получить более высокую квалификацию, следует поступать в ВУЗ. Профессию дают в политехнических и автодорожных институтах, технических университетах, где есть профильные отделения.

  • Профессиональное училище №49 (Московская область, г. Жуковский).
  • Политехнический колледж №13 (г.Москва).
  • Колледж автомобильного транспорта № 9 (г.Москва).
  • Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41 (г.Москва).
  • Колледж архитектуры и строительства №7 (г.Москва).
  • Автомобильно-дорожный колледж им. А.А. Николаева (г.Москва).
  • Колледж автоматизации и информационных технологий № 20 (г.Москва).
  • Новоуренгойский многопрофильный колледж.
  • Краснодарский политехнический техникум.
  • Сахалинский государственный университет.

Где работать

Чем лучше образование, тем престижнее место работы и выше зарплата. После колледжа и автотехникума выпускников принимают СТО и небольшие автомастерские. Инженеры-механики с высшим образованием востребованы в крупных автосервисах, а также на предприятиях транспортного профиля, в том числе, на руководящих должностях.

Зарплата автомеханика зависит от региона, успешности организации и уровня квалификации кандидата на должность. В регионах специалисты с разными уровнями подготовки и опытом работы могут получать 15-60 тысяч рублей, в Москве 20-80 тысяч.

Достоинства и недостатки профессии

При всем понимании функций автомеханика, эта работа таит в себе немало нюансов. Они связаны с широкой номенклатурой транспортных средств, каждое из которых имеет свои технические особенности и требует к себе особого подхода. Играет свою роль и человеческий фактор. Имея дело с техникой, мастеру приходится работать и с ее владельцем. Назовем основные положительные и отрицательные стороны этого ремесла.

Плюсы :

  • высокая востребованность;
  • достойная зарплата;
  • большой выбор специальностей;
  • возможность работать и руками, и головой.

Минусы :

  • большие физические нагрузки;
  • опасность получить травмы;
  • контакты с вредными химическими веществами;
  • реальный результат вложенного труда.

Резюме

Человек, который хорошо разбирается в технике, может добиться больших успехов в профессии авиационного механика. Описание, плюсы и минусы, где учиться, зарплата и другие важные характеристики помогут узнать много интересной информации об этой специальности. Её представители ремонтируют различные летательные аппараты гражданского и военного назначения.

Описание профессии авиационный механик - где учиться, зарплата, плюсы и минусы

Направления деятельности

Авиамеханик — это ответственная профессия, представители которой поддерживают работоспособность и следят за технической исправностью летательных аппаратов (самолётов, вертолётов, планеров и других). Эта сфера деятельности разделена на 2 направления, где трудятся авиаинженеры и техники.

Главные категории:

Описание профессии авиационный механик - где учиться, зарплата, плюсы и минусы

Преимущества и недостатки

Любая профессия имеет свои положительные и отрицательные стороны. Зная их, человек может заранее представить себе будущую работу и понять, подходит она ему или нет.

У специальности авиационных механик выделяют следующие достоинства:

Описание профессии авиационный механик - где учиться, зарплата, плюсы и минусы

  • высокая заработная плата;
  • право на некоторые льготы;
  • необязательно получать высшее образование;
  • возможность карьерного роста.

В большинстве случаев работа авиамеханика не является мечтой молодых специалистов, начинающих свою трудовую деятельность.

Это связано с большим количеством недостатков, с которыми сотруднику придётся ежедневно сталкиваться.

Главные минусы:

Описание профессии авиационный механик - где учиться, зарплата, плюсы и минусы

  • высокая степень ответственности;
  • риск развития профессиональных заболеваний;
  • большая вероятность получения травм;
  • необходимость контактирования с вредными химикатами;
  • некомфортные условия труда;
  • ненормированный рабочий день.

Характеристики специалистов

Работать авиационным механиком сможет далеко не каждый. Поэтому чтобы стать хорошим специалистом, человеку нужно обладать определёнными качествами, а также иметь специальные знания и навыки.

Личные качества

В большинстве случаев авиамеханиками становятся всесторонне развитые люди. Это помогает им лучше выполнять свою работу и снижать до минимума вероятность допущения ошибки.

Важные качества:

Описание профессии авиационный механик - где учиться, зарплата, плюсы и минусы

  • педантичность;
  • ответственность;
  • аккуратность;
  • терпеливость;
  • трудолюбие;
  • внимательность;
  • хорошая память;
  • наблюдательность;
  • быстрота реакции;
  • развитое мышление.

Предъявляемые требования

На любую должность в гражданской или военной авиации попадают люди, которые точно соответствуют всем требованиям профессии. Поэтому количество критериев отбора кандидатов на место авиамеханика довольно велико.

Главные требования:

Описание профессии авиационный механик - где учиться, зарплата, плюсы и минусы

  • наличие специального образования;
  • умение выявлять и устранять неисправности различной сложности;
  • понимание технологии самолёто- и вертолётостроения;
  • знание конструкции летательных аппаратов, их узлов и отдельных деталей;
  • опыт проведения регулировки оборудования, монтажа и демонтажа различных систем;
  • умение работать с профессиональными приборами;
  • понимание принципов ведения документации.

Главные обязанности

Авиамеханики ежедневно проделывают большой объём работы. При этом они выполняют много различных функций, становясь незаменимыми специалистами.

Основные обязанности:

Описание профессии авиационный механик - где учиться, зарплата, плюсы и минусы

  • техобслуживание самолётов и вертолётов;
  • выявление мелких и крупных поломок;
  • устранение различных неисправностей;
  • монтаж, демонтаж, комплектование и консервация двигателя;
  • осмотр летательных аппаратов перед взлётом;
  • контроль за состоянием самолёта или вертолёта после приземления.

Варианты трудоустройства, карьера

Прежде чем идти учиться на авиамеханика, нужно знать, сколько получает квалифицированный специалист, какие должности занимает и как может продвинуться по карьерной лестнице. Вся эта информация будет полезной не только для выпускников школ или вузов, но и для опытных работников авиации.

Вакансия авиационного механика является востребованной.

Это объясняется отсутствием большого количества профессиональных сотрудников и постоянным увеличением численности летательных аппаратов.

Возможные места работы:

Описание профессии авиационный механик - где учиться, зарплата, плюсы и минусы

  • аэропорт;
  • военный аэродром;
  • лётное поле;
  • ангарный комплекс;
  • ремонтная мастерская;
  • предприятие по производству авиаоборудования.

Авиационный механик — это сложная, но прибыльная профессия.

Начинающие специалисты зарабатывают до 100 тыс. рублей в месяц. При этом финансовый доход опытных сотрудников может достигать 170−180 тыс. рублей.

Люди, работающие авиамеханиками, имеют шанс построить успешную карьеру. Начальной её ступенью будет работа помощником, на которую берут даже людей без какой-либо квалификационной категории. Набравшись опыта, молодой специалист может начать самостоятельную деятельность и получить какую-либо старшую должность. Дальнейшее обучение и повышение квалификации даст возможность претендовать на присвоение высшей категории. Вершиной карьерной лестницы станет должность начальника организации техобслуживания.

Способы обучения

Получить специальность авиационного механика можно после окончания колледжа, техникума или училища. Чтобы поступить в одно из перечисленных учебных заведений, нужно получить полное среднее образование и иметь высокий средний балл аттестата. В наиболее востребованные училища также придётся пройти дополнительный этап отбора, который предусматривает сдачу нескольких экзаменов.

Вся учебная программа рассчитана на 3 года. Уже с 1 курса учащимся придётся осваивать десятки профильных дисциплин.

В их число входят:

Описание профессии авиационный механик - где учиться, зарплата, плюсы и минусы

  • аэродинамика;
  • теория авиационных деталей;
  • конструкция самолётов и вертолётов;
  • авиационное материаловедение;
  • основы конструкции двигателей летательных аппаратов.

Однако в этом случае выпускникам нужно будет проходить переподготовку на специальных курсах.

Лучшие учебные заведения России:

Описание профессии авиационный механик - где учиться, зарплата, плюсы и минусы

  • Троицкий авиационный технический колледж гражданской авиации (Троицк, Челябинская область);
  • Выборгское авиационное техническое училище (Выборг, Ленинградская область);
  • Московский государственный технический университет гражданской авиации (Москва);
  • Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева (Казань, Республика Татарстан);
  • Самарский национальный исследовательский университет им. академика С. П. Королёва (Самара, Самарская область).

Авиамеханик — это сложная и ответственная профессия. Её представителям приходится много трудиться и никогда не терять концентрацию, так как любая ошибка может привести к многочисленным человеческим жертвам.

Такая работа хорошо оплачивается и даёт уникальную возможность помогать гражданской или военной авиации.


Учебный центр с лицензией Министерства Образования РФ


Гарантия принятия документов у любого работодателя страны


Выдача удостоверения за 1 день с внесением в реестр

Скидка 20% за комплект

Скидка 20% за комплект При одновременном оформлении от 5-и комплектов образовательных программ в рамках одной группы.

Сделаем за 1 день

Сделаем за 1 день Ускоренная подготовка документов благодаря дистанционным образовательным технологиям.

Бесплатно доставим оригиналы

Механик – специалист, разбирающийся в механике и ее практическом применении. Рабочий диагностирует причины поломки механизмов и устраняет их. К самым прибыльным направлениям относят:

  • Механик авиационный по техэксплуатации беспилотных систем.
  • Специалист по вооружению.
  • По обслуживанию звуковой техники.
  • Механик по техвидам спорта.
  • Специалист протезно-ортопедических изделий.

Уровень оплаты труда, спрос на рабочих на рынке зависит от выбранного направления.



Стоимость курсов в Санкт-Петербурге

  • Удостоверение установленного образца о присвоении рабочего разряда
  • Выписка из протокола обучения
  • Свидетельство установленного образца о присвоении профессии
  • Удостоверение установленного образца о присвоении рабочего разряда ✅
  • Выписка из протокола обучения
  • Свидетельство установленного образца о присвоении профессии ✅

Выдаваемые документы

Документы действуют на всей территории России

Имеют полную юридическую силу и принимаются всеми работодателями РФ




По результатам обучения учащиеся получают свидетельство о присвоении профессии, удостоверение установленного образца и выписку из протокола. Пакет документов является допуском к работе: действует на территории всей России, принимается всеми работодателями страны.

Свидетельство подтверждает получение квалификации и присвоение квалификационного разряда, класса, категории.

Все документы вносятся в единый Федеральный реестр об образовании.

Свидетельство о присвоении должности служащего часто путают с сертификатом, что является ошибкой в понятиях. Официальный документ о получении специальности — свидетельство установленного образца, сертификаты же не имеют никакой юридической силы и не позволяют трудоустроиться.






Электромонтер-линейщик по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети 3-ого разряда


Электромонтер-линейщик по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети 3-ого разряда


























Лицензия Министерства Образования

Являемся учебным центром с лицензией Министерства Образования. Работаем официально, все удостоверения вносятся в единый реестр


Заниматься образовательной деятельностью могут только учебные центры с лицензией. Будьте внимательны, проверяйте лицензию на сайте Министерства Образования.

Очный или дистанционный формат обучения в Санкт-Петербурге

Если требуется пройти очное обучение в наших центрах, пожалуйста, уточняйте расписание и количество свободных мест в группах у наших менеджеров.

Для подачи заявки на обучение необходимо предоставить документы:

  • Заполненная заявка на дистанционное обучение
  • Копия или фото паспорта
  • Копия или фото текущего удостоверения/свидетельства
  • Реквизиты (при оплате от юр лица)

Вы оставляете заявку на сайте

Мы подготовим договор и счет

Выдадим скан документов с внесением в реестр за 1 день

Бесплатно доставим оригиналы

Все документы установленных образцов

Гарантированно пройдут любую проверку

Получите полный комплект документов всего за 4 500р!

Оформите заявку прямо сейчас и получите
✅ свидетельство о присвоении профессии +
✅ удостоверение рабочей профессии +
✅ выписка из протокола

Удостоверение (корочка) механика в Санкт-Петербурге

Авиационный механик по технической эксплуатации беспилотных авиа систем. Специалист по применению беспилотных авиационных систем, включая воздушные суда с предельной взлетной массой до 30 кг, обеспечивает безопасность их полета. Ему присваивается 3 разряд. В обязанности также входит техническое обслуживание, ремонт и запуск беспилотного оборудования.

Механик по вооружению. Специалист 7 разряда участвует в монтаже опытных и экспериментальных установок вооружения. Осуществляет отладку сложных систем на тяжелые типы летательных аппаратов. Проверяет, регулирует прицельно-навигационного комплекса. Устраняет неисправности систем вооружения. Проводит горячую пристрелку оружия на самолетах и вертолетах. Проводит окончательную отработку параметров вооружения по ТУ.

Механик звуковой техники. Рабочий 2 разряда монтирует, ремонтирует соединения проводов, звуковую аппаратуру. Подготавливает коммутацию аппаратов, вспомогательной техники под управлением механика старшего разряда.

По мере повышения разряда увеличиваются обязанности. Механик 7 разряда проводит работы на звуковых станциях со сложной цифровой звукозаписью. Устанавливает звуковое оборудование, проводит коммутацию студийных комплексов. Занимается техобслуживанием техники на радио, телевидении.

Механик по техническим видам спорта. В зависимости от разряда (4 – 6) мастер обслуживает и ремонтирует спортивную технику, оружие, различные устройства, улучшает, расширяет их функции. Регулирует, ремонтирует, налаживает работоспособность техники. Работает с особо сложным спортивным оборудованием, выполняет проекты под заказ.

Срочно получить удостоверение

Оформите заявку онлайн и в течение одного рабочего дня мы оформим для вас удостоверение.

Не нужно ждать прохождения программы обучения, изучите материалы тогда, когда вам будет удобно.

Пришлем вам сканы в течение суток. Оригиналы отправляем почтой России за свой счет! Получите их в удобном для вас отделении рядом с домом или работой.

Пройти онлайн обучение

Оформите заявку онлайн, наши менеджеры свяжутся с вами и помогут выбрать программу обучения.

Заключаем договор на обучение и зачисляем в группу и предоставляем материалы.

Выдаем удостоверение после прохождения обучения. Оригиналы отправляем почтой России бесплатно!

В прошлом материале мы выяснили, какие специальности в сфере добычи сырья на рынке труда сейчас востребованы, теперь расскажем о том, где можно пройти обучение горным профессиям.

Машинисты

У желающих познать все тонкости обращения с карьерными машинами довольно широкий выбор способов обучения. Многие образовательные центры предлагают будущим операторам курсы машиниста экскаватора, бульдозера, самосвала, погрузчика и другой техники.

Вариации в спектре предлагаемых услуг тоже весьма разнообразны: обучение с нуля, профессиональная переподготовка либо повышение квалификации.

БЕЛАЗ

Каждая программа включает в себя теоретическую и практическую часть, которая проходит в два этапа: сначала – отработка навыков на автодроме, потом – на рабочем маршруте.

Затем машинист сдаёт экзамен в инспекции Гостехнадзора и после успешного прохождения тестирования получает удостоверение тракториста-машиниста с определённым разрядом. Оператор может получить сразу несколько категорий, которые разрешат управлять разными видами техники (например, гусеничной и колёсной).

Разряд машиниста экскаватораОбъём ковша, м 3 (для одноковшовой техники)Производительность, м 3 /час (для роторной и траншейной техники)
5до 0,4до 1 000
6до 1,25до 2 500
7до 4до 4 500
8до 9свыше 4 500

Как правило, для новичков обучение рассчитано на 3-4 месяца. На переподготовку или повышение квалификации уходит около 2-6 недель.

Некоторые добывающие предприятия устанавливают тренажёры прямо на своих производственных площадках, чтобы специалисты на месте оттачивали свои умения в безопасных условиях.

На выходе вы овладеете умениями погрузки, перевозки и выгрузки горной массы в рудниках и шахтах. Система обучения схожая, однако ввиду сложных подземных условий к будущим специалистам предъявляются повышенные требования к физическому здоровью.

Машинист ПДМ обязан в идеале знать особенности вентиляции, допустимые концентрации пыли и газов, чтобы в случае необходимости уметь их замерять. Ещё он должен на зубок знать планы мероприятий по ликвидации и локализации последствий возможных аварий.

Горное дело

Для того, чтобы стать специалистом по горному делу, нужно обладать глубокими отраслевыми знаниями. На его плечах лежит проектирование и строительство месторождений, а также планирование, организация и управление добычей полезных ископаемых.

геология

В Санкт-Петербургском университете повышения квалификации и профпереподготовки есть очные и дистанционные направления по геологии нефти и газа, гидрогеологии и инженерной геологии.

Кроме того, учебный центр готовит специалистов по геологической съёмке, поискам и разведке месторождений полезных ископаемых и по массе других отраслевых направлений. Исходя из собственных желаний вы можете выбрать интенсивный курс (длится 2,5 месяца), стандартный (4 месяца) либо углублённый курс на полгода.

Механики

Обеспечение безаварийной и надёжной работы горного оборудования – задача не из лёгких. Добывающие компании всегда высоко ценят знающих своё дело механиков.

Для работы с тяжёлой техникой специалист в начале своей карьеры должен достичь высокого уровня знаний в общей механике. Необходимую квалификацию можно получить и в колледже, и в институте.

Для обучающихся предусмотрено обучение дефектации и механической обработки деталей оборудования, также курс рассказывает о способах и технологиях восстановления запчастей горной техники.

По окончанию обучения специалист получает все необходимые навыки техобслуживания, планового и внепланового ремонта, устранения разного года неисправностей.

Бурение

По всему миру всегда требуются как бурильщики, так и помощники бурильщика. На помбуров возлагаются немалый объём обязанностей: капремонт скважин, поисково-разведочные и эксплуатационные работы. Поэтому он должен от и до знать все особенности работы бурильных установок, а при внештатных ситуациях – уметь предотвращать аварии и быстро ликвидировать последствия.

Разряд помбура ЭРБСГлубина бурения скважин, тыс. м
4до 1 500
5от 1 500 до 4 000
6от 4 000 до 5 000
7свыше 5 000

Например, дистанционно передаёт знания Международная академия экспертизы и оценки. После 3-месячного курса вы можете стать специалистом по бурению нефтяных и газовых скважин, знающим технологию бурения скважин, монтаж и эксплуатацию бурового оборудования, механику буровых растворов, бурение наклонно направленных скважин и многое другое.

Для бурильщиков 5-8 разряда практика проходит непосредственно на производстве, в которую входят: инструктаж на рабочем месте, подготовительные работы к строительству скважин, доставка и монтаж бурового оборудования, испытание и освоение скважины, а на конечном этапе – самостоятельная работа в качестве бурильщика.

В этой статье собрано лишь несколько примеров, куда можно обратиться. Сейчас у молодых специалистов есть масса возможностей обучиться той или иной профессии, главное – знать, что искать, и вы обязательно найдёте.


От ученика до чемпиона

Этим летом в Казани прошел чемпионат мира по профессиональному мастерству Worldskills, в котором, помимо представителей прочих профессий, соревнуются и автомеханики. И впервые победу одержал наш соотечественник. Получается, лучший автомеханик в мире сейчас — россиянин Николай Дончак, 21-летний парень из Москвы.


Как вспоминает Николай, интересоваться ремонтом машин он начал еще в детстве, а уже в 14 лет сам выполнил первый заказ. Правда, под присмотром отца, который работал в этой сфере. Это были слесарные работы на внедорожнике, который готовили к соревнованиям. Этим направлением парень потом стал плотно заниматься. Ну а дальше пошло-поехало.

Однажды преподаватель колледжа, в котором учился Коля, рассказал о соревнованиях WorldSkills и предложил поучаствовать. Так и начали готовиться к первому чемпионату. В 2018 году парень прошел интенсивную подготовку в учебном центре российского представительства Тойоты. Сначала удалось попасть в расширенный состав национальной сборной, далее последовала поездка на EuroSkills-2018 в Будапешт, потом снова усердная работа и тренировки. В конечном итоге Николай оказался в основном составе.


Конечно, глядя на Николая, который в свой 21 год стал чемпионом, поневоле начинаешь верить в чудо, которое можно создать в буквальном смысле собственными руками. По сути, за пять–шесть лет он прошел путь от ученика до чемпиона. Однако в стране есть еще тысячи толковых ребят, готовых с головой погрузиться в работу и выполнить самые смелые проекты. Есть ли шанс у простого молодого российского автомеханика, который читает эти строки, занять свое место под солнцем?

С чего начать?


Дилерский сервис или гараж?

Многие опрошенные нами профессионалы этого дела утверждают, что начинать свой трудовой путь лучше сразу в крупном сервисе. Некоторые рекомендуют начинать с мультибрендовой неофициальной станции, где можно сразу познакомиться с особенностями разных марок и моделей. Кроме того, работа на такой СТО предполагает установленный рабочий график, более цивилизованные взаимоотношения с коллегами и руководством, чем на мелких станциях, порядок и чистоту в ремзоне. Все это дисциплинирует новичка и настраивает на рабочий лад, в отличие от гаражного бокса, где может царить анархия и перманентный хаос со всеми вытекающими. Также большой автоцентр имеет полный арсенал современного инструмента. К примеру, молодого слесаря научат выпрессовывать ступичный подшипник на специальном прессе, а не выдалбливать его подручными средства а-ля молоток и зубило, как это до сих пор практикуют в гаражных боксах. Опять же, в маленьких СТО есть риск нарваться на хозяина, цель которого — содрать деньги с клиента, не заморачиваясь на качестве. В таких условиях вряд ли удастся воспитать в себе высокую культуру сервисного обслуживания, а пытаться в одиночку противостоять системе — как бороться с ветряными мельницами. Наконец, крупный сервис позволяет двигаться по карьерной лестнице как по горизонтали (осваивая смежные профессии), так и по вертикали (ученик, слесарь, мастер, управляющий филиалом).


Отправляют на учебу своих мастеров и неофициальные сервисы среднего звена. Небольшой новосибирский автоцентр, специализирующийся на рулевых рейках, воспитал уже нескольких профи, умеющих собрать и разобрать рейку с закрытыми глазами. В свое время руководство не пожалело сил и средств на подготовку кадров. Это были семинары у поставщиков запчастей, совместные субботники и даже импровизированные безалкогольные корпоративы. Коллеги из соседних цехов смотрели на это со смехом. Однако через несколько лет прогресс стал очевиден. Сервис превратился в успешное предприятие с постоянным штатом, опрятным цехом, узнаваемым брендом и записью на неделю вперед, а критики так и остались сидеть в своих унылых боксах, перебиваясь случайными заказами.


Преимущества мелких СТО следующие. Туда можно устроиться буквально за час, без трудовой книжки, медкомиссии и справок о несудимости. Тебя не отправят на повышение квалификации, зато рядом всегда будет опытный наставник, который бесплатно научит регулировать клапаны или выравнивать зазоры. Ежедневный расчет без лишних издержек в виде НДФЛ или отчислений в Пенсионный фонд. Однако карьерный рост обычно означает максимум следующее: отпочковаться и открыть свой бокс. Но это уже сфера малого бизнеса со своими вложениями, рисками, ответственностью, налогами, проверками и отдельной темой для статьи.

Хлеб с маслом или лекарства?

Перейдем к самому сокровенному — сколько будет получать автомеханик? Схема расчета может быть разной. В крупных сервисах это оклад + %, в маленьких автосервисах — исключительно процент от выполненных заказов. Размер доходов зависит от специализации и квалификации мастера. В некоторых сервисах играет роль сезонность. Например, всплеск ремонтов ходовой части наблюдается весной, после того как подвеска в буквальном смысле оттаивает после холодов и огорчает владельца новыми стуками.

Итак, предположим, вы прошли стадию ученика, освоили базовый курс автомеханика и за полгода научились неплохо перебирать ходовку автомобиля. При стандартном графике (5/2, полный рабочий день) и средней загрузке в столицах можно рассчитывать на 60–90 тысяч рублей, на периферии — 40–50 тысяч. В крупных дилерских центрах механики получают свыше 100 тысяч рублей. В гаражном сервисе заработок может как стремиться к нулю, так и быть равным 50–70 тысячам.


Есть примеры совершенно заоблачных цифр. Небольшой цех кузовного ремонта в Тюмени специализируется на дорогих иномарках и пользуется хорошей репутацией уже на протяжении 15 лет. В зарплатной ведомости за сентябрь фигурируют цифры в 130, 135 и 144 тысячи рублей. Упомянутая контора по ремонту рулевых реек в месяцы пиковых нагрузок выплачивает слесарям по 150 тысяч рублей. Другая новосибирская СТО по ремонту АКПП стабильно платит мастерам по 80–100 тысяч рублей.

Однако есть и другая сторона медали. Ремонтная зона — не санаторий. Постоянный контакт с техникой, химическими жидкостями, выхлопными газами не лучшим образом сказывается на здоровье механиков. Самое вредное производство, по единогласному мнению, — малярный цех. Тут вас ждет целый букет гадостей, которые проникают внутрь организма, даже несмотря на костюмы и маски. Через несколько лет можно заработать болезни органов дыхания.

Ремонт двигателей и подвески более безопасен. Однако сам факт нахождения в замкнутом пространстве, наполненном парами технических жидкостей и выхлопных газов, также не лучшим образом влияет на организм. Кстати, это еще один повод устроиться в большой современный комплекс с хорошей системой вентиляции и удобной спецзащитой.

Наконец, изредка случаются несчастные случаи. Это может быть и падение в смотровую яму, и удары током, и травмы при эксплуатации станков и приборов. Основная причина таких инцидентов — халатность и невнимательность.


Случай из жизни


Читайте также: