Где получить профессию гримера после 9 класса

Обновлено: 04.05.2024

— Григорий, Елена, что такое бекстейдж-профессии и есть ли у них перспективы?

Григорий Заславский: Люди не ездили бы на машинах, если бы не было большого количества специалистов на конвейерах, которые собирают автомобили. Спектакль — это такой же сложный механизм, здесь требуется настоящая фабрика. В театре нет ни одного человека, который бы не был задействован в процессе творчества. Благодаря бекстейдж-специалистам, эскиз театрального сооружения, нарисованный великим театральным художником, обретает материальность, необходимую воздушность и легкость, которая позволяет относительно быстро собирать и разбирать конструкции. Прежде чем выйти на сцену, актер чувствует своего героя через костюм, грим и другие составные части, которые делают спектакль произведением искусства.

Григорий Заславский, ректор ГИТИСа

Григорий Заславский, ректор ГИТИСа, председатель Экспертного совета Чемпионата творческих компетенций ArtMasters

Елена Самарина: Когда я закончила художественно-гримерное отделение в Театральном художественно-техническом колледже, встал вопрос, а куда же пойти дальше учиться по профессии. Оказалось, что расти мне некуда с точки зрения образования, потому что тогда не было высшего образования для гримеров. А сейчас запускается проект по высшему образованию для художников по гриму — и теперь у молодых ребят появилась перспектива продолжить дальше обучение. Наконец-то сбывается моя мечта! Конечно, без участия гримера не может быть итогового образа в театральной и киноиндустрии. Я вижу, как в нашей профессии быстро развиваются технологии и производство продуктов для создания визуальных эффектов, которых не было 10-20 лет назад. Профессия расширяется и растет. И сегодня существует множество направлений творческого роста и экспериментов, которые выходят за пределы работы только с лицом актера.

— Какие направления подготовки в ГИТИСе традиционно популярны у студентов? Какой конкурс в этом году?

Григорий Заславский: Конкурс в ГИТИСе достаточно устойчивый. Смена эпох, столетий и тысячелетий мало что меняет. Самым популярным остается актерский факультет. Даже по сравнению с музыкальными творческими вузами, у нас наплыв абитуриентов существенно выше. Растет конкурс на продюсерский факультет, в прошлом году было 11 человек на место — это очень много. Звукорежиссеров тоже с каждым годом становится все больше. Разумеется, конкурс не такой высокий, как на актерский факультет (300-400 человек на место и даже больше), потому что в данном случае надо иметь представление о своей деятельности и что-то уметь делать, когда ты поступаешь на звукорежиссуру или художника-технолога.

— Правда ли что бекстейдж-профессиям нигде официально не учат? Например, профессии стейдж-менеджер официально не существует и многих других профессий, в которых люди работают и реализуются.

Елена Самарина: В нашей профессии художника по гриму образование можно получить только в одном Театральном художественно-техническом колледже в Москве. И это программа среднего образования. Есть еще несколько колледжей в других городах, где на отделении театрально-декорационного искусства обучают гриму, но это не специализированные театральные учебные заведения. По статистике у нас чудовищная ситуация в театрах, как в больших городах-миллионниках, так и в средних, не говоря уже о малых, где в гримерном цехе работают только 25-30 процентов гримеров с профильным образованием или вообще без него. А в основном это люди-самоучки, которые пришли с улицы. В лучшем случае они учились у мастера, гримера-постижера в театре, у которого за плечами 20-30 и более лет практики. Проблема в том, что у этих людей нет серьезных теоретических и практических знаний. Они обладают элементарными навыками, но в целом профессию не освоили. Потребность в специальном образовании сегодня очень большая по всей стране.

Григорий Заславский: Простите, художников по костюмам мы уже давно учим в ГИТИСе. И мы не единственные. Что касается художников по гриму, ничего не получилось бы, если бы у нас не было такого вдохновенного партнера и соратника, как Елена Самарина, которая весь этот путь высшего образования испытала на себе. Я считаю, что это тот случай, когда профессионалы были давно нужны (и были, и есть), а вот научить до сих было невозможно. Здесь новые технологии меняют профессию. Человек, который много знает, больше может придумать. Если вы не разбираетесь в материалах и работали только с марлей и ситцем, то ваши возможности определенно ограничены.

Сейчас мы вместе рассчитываем стоимость обучения. В течение всего следующего полугодия будем закупать необходимые материалы, планируем набрать первых студентов в 2022 году. Мы получили стандарт и скоро подаем документы на лицензирование этой специальности, чтобы подтвердить возможность учить художников по гриму в ГИТИСе.

Елена Самарина: Базовые знания среднего образования хороши для гримера, но только как начальная ступень для дальнейшего выхода на уровень художника по гриму, который способен передавать характерные черты персонажа и разрабатывать визуальный образ в целом. Мне бы хотелось, чтобы в программу были включены дисциплины, которые помогают развивать прежде всего креативность, чувство цвета и формы, эстетическое восприятие. Помимо практических дисциплин по нашей профессии таких, как искусство грима и прически, технологии изготовления постижерных изделий (париков, бород, накладок и. т. п.), на мой взгляд, более глубоко должны изучаться такие предметы, как грим кино, кино спецэффекты, техника air brush (аэрография) для body& face art, технологии пластического грима, от снятия слепка актера до отливки трехмерных деталей, позволяющих не только менять морфологию лица актера, но и его мимику.

Конечно, в учебном плане будут обязательно присутствовать рисунок, живопись, скульптура, эскизирование, цветоколористика. Кроме того, будут и вспомогательные дисциплины — основы исторического и современного дизайна, основы парикмахерского искусства, анатомия, психология, технологии цифрового дизайна и многие другие. В целом институт предполагает для изучения общеобразовательные дисциплины — история искусств, театра и кино, грима и визажа, стиля и моды. На мой взгляд, в процессе обучения должно быть много практики с непосредственным участием студентов в творческом и производственном процессе. Я бы хотела, чтобы специалисты, выходящие из ГИТИСа, были универсальными и могли работать в различных областях: кинопроизводстве, театре, шоу-проектах, развлекательной индустрии. Мы должны научить их взаимодействовать не только с актерами, но и со всеми службами проекта, работать в команде над общей идеей и результатом, самостоятельно принимать решения и нести ответственность.

— Как изнутри выглядит процесс включения специальности бекстейдж-профессии в образовательную программу? Какие предпосылки способствуют таким решениям?

Григорий Заславский: Нет никаких бекстейдж-профессий вообще. У каждой — своя история. А по процессу мы убеждаем Министерство науки и высшего образования, Рособрнадзор в том, что ГИТИС может обучать художников по гриму. Здесь важно, что государство согласилось с тем, что эта профессия в России тоже достойна стандарта высшего образования. В какой-то момент был задан совершенно естественный вопрос, если есть гример, зачем нужен художник по гриму. Станиславский, например, для каждого спектакля сам рисовал декорации и костюмы. Будучи совершенно выдающимся художником, он при этом понимал, что профессионал сделает это лучше. Актёры тоже могут сами гримироваться, но это не всегда практично. И к тому же, сам рисунок грима должен кто-то придумать.


Елена Самарина: Самый главный рост — осознание себя как специалиста. Некоторые ребята без образования в процессе понимают, что способны составить конкуренцию. Чемпионат помогает определиться, в каком направлении дальше развиваться. Участники формируют портфолио и получают опыт в своей профессии, учатся работать в команде, защищают индивидуальные и командные проекты. Например, победитель прошлого года сделал ролик о своей работе — визитную карточку. Если ты прошел рост в рамках чемпионата, то потом будет намного проще куда-то устраиваться, потому что у тебя есть уже определенные навыки и опыт.

— Что бы вы посоветовали участникам чемпионата ArtMasters? Топ-3 рекомендации.

То, как выглядят артисты на подмостках театров и в кино — результат работы людей, которые остаются за кулисами и за кадром. Тем не менее, именно благодаря им образ героя приобретает законченность.

В этой рубрике мы знакомим вас с редкими и необычными специальностями, профессиями и занятиями, а главное — рассказываем о том, где и как их освоить (в учебных заведениях или своими силами). Гости рубрики — люди, которые воплощают в жизнь свои мечты, занимаясь любимым делом. Их истории, советы и рекомендации будут полезны тем, кто строит планы и размышляет о профориентации, а также всем, кто хочет найти источник вдохновения.

Постиж – искусство изготовления декоративных изделий из волос (парики, шиньоны, локоны, бороды, усы).


Как я двигалась к профессии

Изначально я недопедагог ИЗО и черчения, недодизайнер игрушки — моё обучение было завязано на основах рисунка, живописи и прикладных искусств, но продержаться в каждом учебном заведении мне не удавалось больше года-двух. В 16-17 лет чаще всего не очень ценишь возможность получать знания. Мне в том возрасте больше нравилось работать.

В 18 лет у меня появился первый фотоаппарат, и на восемь лет фотография поработила меня. В какой-то момент я поняла, что уметь только фотографировать недостаточно, пора учиться самой красить и причёсывать своих моделей. Простые курсы визажа не подходили, так как меня тянуло к фантазийным образам со сложными причёсками, и я решила податься в гримёры.


Позже я училась на краткосрочных парикмахерских курсах, так как нужно было стричь мужчин для работы в кино. Макияж постигался с помощью роликов в интернете и походов в различные школы в качестве модели. Следующая, самая сложная для большинства гримёров ступень, пластический грим, тоже изучалась самостоятельно, по необходимости.

Могу сказать, что очень страшно впервые заливать стоматологическим альгинатом и заматывать гипсовым бинтом голову живого человека.

За что я люблю профессию

Моя работа — огромная любовь. В первую очередь я ценю возможность обитать среди киношников и сотрудников театра, быть одной из них. В моём огромном БДТ, имеющем три сцены и огромный штат сотрудников, все здороваются со всеми, и неважно, знаешь ли ты, как зовут человека перед тобой, или ты видишь его впервые.

В кино и театре не бывает случайных людей, работать в такие места приходят, как правило, навсегда — затягивает страшно.


Огромная любовь — когда стоишь такой маленький на балконе посреди парадного зала БДТ, идёт репетиция, оглядываешь с верхотуры пустые кресла и понимаешь, что вот сейчас Алиса Фрейндлих или Светлана Крючкова, например, играют кроме режиссёра и сотрудников технической части — только для тебя!

Конечно, случаются киносмены по 15-17 часов. Случаются дни, когда нужно быть и на площадке, и в театре, тогда рабочий день начинается в 5-6 утра, а заканчивается заполночь. Натурные съёмки в холодное время года и ночные съёмки — это страшный холод! Бывает, видишь свой киноляп, а серия уже в телевизоре — но это такие мелочи по сравнению с количеством полученного от работы удовольствия.


Что нужно уметь гримёру

Это постоянное развитие, как сугубо профессиональное, так и расширяющее кругозор. Например, я всегда читаю первоисточники — пьесы, по которым ставят наши спектакли, стараюсь смотреть хорошие фильмы, хожу на спектакли в другие театры, интересуюсь живописью.

Появилась привычка, свойственная нашей профессии — постоянно разглядываю людей, подмечая характерные черты лица, форму и окрас бороды, морщины и тысячи других мелочей, на которые обычный человек обращает мало внимания.

Профессионал своего дела должен знать, хотя бы в общем, историю, судмедэкспертизу, основы медицины (конечно, на съёмках есть консультанты, в театре — художники, но лучше подстраховаться и контролировать всё самому), и уметь стричь, делать причёски, визаж, грим, пластический грим и спецэффекты. Как правило, на курсах и в школах грима дают только основы, доучиваться и совершенствоваться после можно бесконечно.


Где искать работу

Фриланс. Гримёрно-визажный фриланс позволяет набраться разнообразного опыта и собрать портфолио. Это справедливо для любых специалистов — для работодателей важно, с какими проектами вы уже справились.

Театр. После завершения съёмок одного из сериалов полагался перерыв в три месяца перед прикреплением на следующий проект, и я стала искать промежуточный проект или театр. Сарафанное радио вывело меня к свободной ставке в БДТ.

Преподавание. Поиск работы на специализированных сайтах может помочь найти место по душе. Своё третье место, должность преподавателя по гриму, я нашла на HeadHunter, совершенно случайно. Совпали навыки и умения, требуемый опыт, свободный график — нельзя было не попробовать.

Помимо трёх моих основных работ всегда находятся какие-то фриланс-заказы, краткосрочные съёмки, преподавание спецэффектов школьникам и студентам на базе киностудии RWS, аквагрим на мероприятиях, сборы невест, изготовление деталей пластического грима, стрижки и причёски — и я не останавливаюсь на достигнутом, стремясь практиковать как можно больше и расширять круг своих навыков.


Туториал: как сделать рану из ваты

Устрашающий грим легко можно сделать из вещей, изначально имеющих другую функцию. Например, чтобы изготовить шрам, который дополнит школьную поставновку (меру натурализма лучше согласовать с возрастом детей) или сделает вас звездой Хэллоуина, можно обойтись содержимым обычной косметички и подручными средствами.

Что понадобится:


Наносим на кисточку клей БФ-6 3 и проводим полосу в том месте, где хотим расположить наше будущее увечье. Берём ватный диск или просто кусок ваты, растягиваем её практически до прозрачности и накладываем на полосу клея (вата даёт фактуру и объём шрама).


Снова обмакиваем кисть в БФ-6, покрываем вату клеем, оставляем сохнуть и переходим к окрашиванию.



Внешний вид артиста театра и то, насколько он соответствует роли, зависит от гримёра. В отличие от визажиста, который просто улучшает внешность, полностью её изменить может только гример. Описание профессии и где учиться искусству грима, поможет выпускникам определиться с будущей специальностью.

Гримёр - описание, где учиться профессии и зарплата

Описание профессии

Гримёру под силу сделать из юной девушки древнюю старуху, из худышки — толстуху с отвисшими щеками. Неброскую внешность можно превратить в яркий образ, подчеркнув достоинства и скрыв недостатки. Например:

  • изменить форму разреза глаз;
  • увеличить/уменьшить очертания губ;
  • сгладить горбинку на носу;
  • поднять/опустить линию лба;
  • изменить овал лица;
  • очертить скулы и многое другое.

Профессионал с помощью разных приспособлений лепит цельную картинку образа для роли, которая полностью соответствует замыслу режиссёра. У гримёра большое количество реквизита: косметического и пластического. С помощью второго вида можно изобразить какое-либо уродство или ранение.

Гримёр - описание, где учиться профессии и зарплата

Чтобы детали образа смотрелись органично и естественно, профессионал должен учитывать физические особенности клиента, малейшие нюансы его лица. Кроме этого, он подбирает накладные волосы или растительность на лице. Такой специалист — постижер, обладает умением изготавливать парики и бороды. Будущему гримёру лучше всего учиться описанным в профессии премудростям в театральных учреждениях. Они ориентированы на специфические запросы будущих работодателей.

Учебные заведения

Чтобы стать гримёром, нужно изучить несколько специальностей. Профессионалу нужны навыки стилиста, визажиста и парикмахера. Учитывая специфику, гримёр должен быть неплохим художником и физиономистом. Поскольку профессионалы своего дела сами изготавливают детали рабочего реквизита, не помешают навыки лепки. Полное профессиональное обучение могут предоставить несколько вузов:

Гримёр - описание, где учиться профессии и зарплата

  • Театральный Художественно-технический колледж Москвы;
  • Институт сценических искусств Санкт-Петербурга;
  • Московская академия Высшей школы кино;
  • Московская школа нового кино;
  • Учебный центр кино и телевидения на Шаболовке (г. Москва);
  • Школа имиджа и искусства стиля в Ставрополе.

Ставропольский вуз учит абитуриентов необходимым навыкам плюс искусству постижера. В каждом учебном заведении нужно сдавать вступительные экзамены. Количество тестов можно уменьшить, если за плечами есть курсы близкие к специальности, например, визажиста или парикмахера.

Место работы и оплата труда

Услуги мастера перевоплощения нужны во многих сферах. Телеведущие, актёры кино и телевидения, артисты цирка и даже аниматоры должны привлекать внимание зрителя, соответствовать своему образу. Нередко к услугам постижеров или профессиональных визажистов прибегают сотрудники силовых структур. После окончания учебного заведения гримёр может работать в таких сферах:

  • театр;
  • телестудия;
  • киностудия;
  • цирк.

Зарплата специалиста в Москве составляет 120—130 тысяч рублей. Но это считаные профессионалы, в среднем зарплата по России 10—20 тысяч рублей.

Личные качества

Не каждый клиент гримёра обладает мягким характером, а материал —лёгкостью в работе, поэтому одна из главных черт профессионала — терпение. Для создания чёткого образа специалист должен обладать наблюдательностью и вниманием к деталям. В наборе личных качеств гримёра присутствуют:

Гримёр - описание, где учиться профессии и зарплата

  • коммуникабельность;
  • цепкая память;
  • концентрация внимания;
  • развитая моторика пальцев;
  • аккуратность;
  • находчивость и быстрота реакции.

Профессионал отличается широким кругозором, поскольку работа требует знаний иногда в диаметрально противоположных областях. В сферу интереса гримёра входят:

  • литература;
  • живопись и скульптура;
  • психология и анатомия;
  • тенденции макияжа;
  • новинки профессиональной косметики;
  • история костюма и причёсок разных эпох.

Чтобы иметь перспективу, развивать талант и набивать руку, начинающие специалисты участвуют в различных конкурсах, пополняя профессиональное портфолио. Кроме этого, будущий гуру в искусстве грима изучает новые технологии в направлении. Интересуется модными веяниями, постоянно пополняет багаж специальных знаний.

Достигнет ли человек успеха в своей профессии, зависит от его желания, стремления к знаниям, и, несомненно, отсутствия или наличия таланта.

То, как выглядят артисты на подмостках театров и в кино — результат работы людей, которые остаются за кулисами и за кадром. Тем не менее, именно благодаря им образ героя приобретает законченность.

В этой рубрике мы знакомим вас с редкими и необычными специальностями, профессиями и занятиями, а главное — рассказываем о том, где и как их освоить (в учебных заведениях или своими силами). Гости рубрики — люди, которые воплощают в жизнь свои мечты, занимаясь любимым делом. Их истории, советы и рекомендации будут полезны тем, кто строит планы и размышляет о профориентации, а также всем, кто хочет найти источник вдохновения.

Постиж – искусство изготовления декоративных изделий из волос (парики, шиньоны, локоны, бороды, усы).


Как я двигалась к профессии

Изначально я недопедагог ИЗО и черчения, недодизайнер игрушки — моё обучение было завязано на основах рисунка, живописи и прикладных искусств, но продержаться в каждом учебном заведении мне не удавалось больше года-двух. В 16-17 лет чаще всего не очень ценишь возможность получать знания. Мне в том возрасте больше нравилось работать.

В 18 лет у меня появился первый фотоаппарат, и на восемь лет фотография поработила меня. В какой-то момент я поняла, что уметь только фотографировать недостаточно, пора учиться самой красить и причёсывать своих моделей. Простые курсы визажа не подходили, так как меня тянуло к фантазийным образам со сложными причёсками, и я решила податься в гримёры.


Позже я училась на краткосрочных парикмахерских курсах, так как нужно было стричь мужчин для работы в кино. Макияж постигался с помощью роликов в интернете и походов в различные школы в качестве модели. Следующая, самая сложная для большинства гримёров ступень, пластический грим, тоже изучалась самостоятельно, по необходимости.

Могу сказать, что очень страшно впервые заливать стоматологическим альгинатом и заматывать гипсовым бинтом голову живого человека.

За что я люблю профессию

Моя работа — огромная любовь. В первую очередь я ценю возможность обитать среди киношников и сотрудников театра, быть одной из них. В моём огромном БДТ, имеющем три сцены и огромный штат сотрудников, все здороваются со всеми, и неважно, знаешь ли ты, как зовут человека перед тобой, или ты видишь его впервые.

В кино и театре не бывает случайных людей, работать в такие места приходят, как правило, навсегда — затягивает страшно.


Огромная любовь — когда стоишь такой маленький на балконе посреди парадного зала БДТ, идёт репетиция, оглядываешь с верхотуры пустые кресла и понимаешь, что вот сейчас Алиса Фрейндлих или Светлана Крючкова, например, играют кроме режиссёра и сотрудников технической части — только для тебя!

Конечно, случаются киносмены по 15-17 часов. Случаются дни, когда нужно быть и на площадке, и в театре, тогда рабочий день начинается в 5-6 утра, а заканчивается заполночь. Натурные съёмки в холодное время года и ночные съёмки — это страшный холод! Бывает, видишь свой киноляп, а серия уже в телевизоре — но это такие мелочи по сравнению с количеством полученного от работы удовольствия.


Что нужно уметь гримёру

Это постоянное развитие, как сугубо профессиональное, так и расширяющее кругозор. Например, я всегда читаю первоисточники — пьесы, по которым ставят наши спектакли, стараюсь смотреть хорошие фильмы, хожу на спектакли в другие театры, интересуюсь живописью.

Появилась привычка, свойственная нашей профессии — постоянно разглядываю людей, подмечая характерные черты лица, форму и окрас бороды, морщины и тысячи других мелочей, на которые обычный человек обращает мало внимания.

Профессионал своего дела должен знать, хотя бы в общем, историю, судмедэкспертизу, основы медицины (конечно, на съёмках есть консультанты, в театре — художники, но лучше подстраховаться и контролировать всё самому), и уметь стричь, делать причёски, визаж, грим, пластический грим и спецэффекты. Как правило, на курсах и в школах грима дают только основы, доучиваться и совершенствоваться после можно бесконечно.


Где искать работу

Фриланс. Гримёрно-визажный фриланс позволяет набраться разнообразного опыта и собрать портфолио. Это справедливо для любых специалистов — для работодателей важно, с какими проектами вы уже справились.

Театр. После завершения съёмок одного из сериалов полагался перерыв в три месяца перед прикреплением на следующий проект, и я стала искать промежуточный проект или театр. Сарафанное радио вывело меня к свободной ставке в БДТ.

Преподавание. Поиск работы на специализированных сайтах может помочь найти место по душе. Своё третье место, должность преподавателя по гриму, я нашла на HeadHunter, совершенно случайно. Совпали навыки и умения, требуемый опыт, свободный график — нельзя было не попробовать.

Помимо трёх моих основных работ всегда находятся какие-то фриланс-заказы, краткосрочные съёмки, преподавание спецэффектов школьникам и студентам на базе киностудии RWS, аквагрим на мероприятиях, сборы невест, изготовление деталей пластического грима, стрижки и причёски — и я не останавливаюсь на достигнутом, стремясь практиковать как можно больше и расширять круг своих навыков.


Туториал: как сделать рану из ваты

Устрашающий грим легко можно сделать из вещей, изначально имеющих другую функцию. Например, чтобы изготовить шрам, который дополнит школьную поставновку (меру натурализма лучше согласовать с возрастом детей) или сделает вас звездой Хэллоуина, можно обойтись содержимым обычной косметички и подручными средствами.

Что понадобится:


Наносим на кисточку клей БФ-6 3 и проводим полосу в том месте, где хотим расположить наше будущее увечье. Берём ватный диск или просто кусок ваты, растягиваем её практически до прозрачности и накладываем на полосу клея (вата даёт фактуру и объём шрама).


Снова обмакиваем кисть в БФ-6, покрываем вату клеем, оставляем сохнуть и переходим к окрашиванию.



Читайте также: