Гарантии правовой защиты и ответственность сотрудников полиции

Обновлено: 19.04.2024

1. В комментируемой статье закреплены гарантии правовой защиты сотрудника полиции. В данной статье воспроизведены с определенными изменениями нормы ст.

ст. 23 и 25 Закона 1991 г. о милиции, первая из которых посвящена обязательности исполнения законных требований сотрудника милиции, а вторая - недопустимости вмешательства в деятельность сотрудника милиции. В первоначальном варианте проекта комментируемого Закона в рамках установления гарантий правовой защиты сотрудника полиции также предлагалось закрепить следующие положения (эти положения исключены после общественного обсуждения законопроекта):

сотрудник полиции в случае отказа гражданина или должностного лица от выполнения его законного требования имеет право принудить гражданина или должностное лицо к выполнению этого требования, если иное не установлено федеральным законом. Федеральный законодатель отказался от данной нормы, видимо, по причине того, что она допускала бы необоснованное нарушение прав и законных интересов граждан;

показания сотрудника полиции по уголовному делу или по делу об административном правонарушении оцениваются наравне с иными доказательствами, полученными в установленном федеральным законом порядке.

Подобная норма о показаниях сотрудника милиции ранее содержалась в ст. 26 Закона 1991 г. о милиции. В данном случае отсутствие причины для закрепления такой нормы видится в том, что соответствующие вопросы урегулированы процессуальным законодательством, прежде всего - УПК РФ и КоАП РФ.

Комментируемую статью открывает часть 1, устанавливающая, что сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства. Подобная норма в Законе 1991 г. о милиции не содержалась, но, учитывая ее декларативный характер, принципиальной необходимости в этом и не было.

Указание на сотрудника полиции, выполняющего соответствующие обязанности и реализующие соответствующие права, как на представителя государственной власти имеет абсолютный характер. В условиях действия прежнего законодательства РФ, т.е. при планировании создания муниципальной милиции в отношении сотрудника милиции пришлось бы делать оговорки, поскольку органы местного самоуправления в силу ст. 12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти.

Следует отметить, что ряд вопросов по государственной защите сотрудников органов внутренних дел решен в Федеральном законе "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", согласно ч. 1 ст. 1 обеспечение государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными органами предусмотренных названным Законом мер безопасности, правовой и социальной защиты (меры государственной защиты), применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

В части 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" среди лиц, подлежащих государственной защите, в п.

6 (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) названы сотрудники федеральных органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 названного Закона применение и осуществление мер безопасности в отношении должностных лиц органов внутренних дел возлагается на указанные органы. Согласно части 2 указанной статьи в органах внутренних дел в целях обеспечения безопасности защищаемых лиц создаются в установленном порядке специальные подразделения.

Приказом МВД России от 21 марта 2007 г. N 281 утвержден Административный регламент МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких.

2. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет гарантии недопустимости вмешательства в деятельность сотрудника полиции:

сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному или прямому начальнику;

никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые комментируемым Законом на полицию не возложены;

при получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.

В точности аналогичные положения о недопустимости вмешательства в деятельность сотрудника милиции содержались ранее в ст. 25 Закона 1991 г. о милиции. Как определено в ч. ч. 2 и 3 ст. 39 Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел, прямыми начальниками являются начальники, которым сотрудники органов внутренних дел подчинены по службе, хотя бы и временно; ближайший к подчиненному прямой начальник является его непосредственным начальником.

О лицах, уполномоченных вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, см. ст. ст. 49 - 52 Закона и комментарии к ним.

Обязательность исполнения приказа начальника регламентирована следующими положениями ст. 34.1 Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел, введенной Федеральным законом от 22 июля 2010 г. N 156-ФЗ, принятым в целях дальнейшего совершенствования прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел:

приказ начальника в органах внутренних дел РФ - служебное требование начальника, обращенное к подчиненным сотрудникам органов внутренних дел (далее в статье - подчиненные), об обязательном выполнении определенных действий, о соблюдении правил или об установлении порядка, положения;

приказ должен соответствовать федеральным законам и приказам вышестоящих начальников;

приказ, отдаваемый начальником, обязателен для исполнения подчиненными, за исключением заведомо незаконного приказа;

приказ может быть отдан в письменной форме, устно или посредством использования технических средств связи одному подчиненному или группе подчиненных. Приказ, отданный в письменной форме, является основным распорядительным служебным документом (правовым актом), издаваемым начальником на правах единоначалия;

отдавая приказ, начальник не должен допускать злоупотребление должностными полномочиями или их превышение;

начальнику запрещается отдавать приказ, не имеющий отношения к исполнению подчиненными служебных обязанностей или направленный на нарушение законодательства РФ. Приказ формулируется ясно, кратко и четко без употребления формулировок, допускающих различное толкование;

начальник, перед тем как отдать приказ, обязан всесторонне оценить обстановку и принять меры по обеспечению его исполнения;

приказы отдаются в порядке подчиненности. При крайней необходимости прямой начальник может отдать приказ подчиненному, минуя его непосредственного начальника. В таком случае прямой начальник сообщает об этом непосредственному начальнику подчиненного или подчиненный сам докладывает о получении этого приказа своему непосредственному начальнику;

приказ начальника должен быть исполнен беспрекословно, точно и в срок.

начальник, чтобы убедиться в правильном понимании отданного им приказа, может потребовать его повторения, а подчиненный, получивший приказ, может обратиться к начальнику с просьбой повторить его;

исполнив приказ, подчиненный, если он не согласен с приказом, может его обжаловать;

об исполнении полученного приказа подчиненный обязан доложить прямому начальнику, отдавшему приказ, и (или) своему непосредственному начальнику;

подчиненный, не исполнивший отданный в установленном порядке приказ начальника, привлекается к ответственности по основаниям, предусмотренным законодательством РФ;

начальник несет ответственность за отданный приказ и его последствия, за соответствие содержания приказа законодательству РФ и за непринятие мер по обеспечению его исполнения;

отменить приказ имеет право только начальник, его отдавший, или вышестоящий прямой начальник;

если подчиненный, исполняющий приказ, получит от вышестоящего прямого начальника новый приказ, который может воспрепятствовать исполнению ранее полученного приказа, он докладывает об этом вышестоящему прямому начальнику, отдавшему новый приказ, и в случае подтверждения нового приказа, исполняет его. Начальник, отдавший новый приказ, сообщает об этом начальнику, отдавшему первый приказ.

3. В части 3 комментируемой статьи установлено, что законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. В точности аналогичная норма об обязательности исполнения законных требований сотрудника милиции содержалась в ч. 1 ст. 23 Закона 1991 г. о милиции.

Следует отметить, что в первоначальном варианте проекта комментируемого Закона содержалось также положение о том, что требования сотрудника полиции, обращенные к гражданам и должностным лицам, и предпринимаемые им действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное. Подобная норма в Законе 1991 г.

о милиции не содержалась. Иначе говоря, предлагалось установить презумпцию законности требований сотрудника полиции и предпринимаемых им действий. Данное положение исключено из законопроекта после его общественного обсуждения. Недопустимость установления указанной презумпции представляется очевидной. Кстати говоря, в отношении требований и действий сотрудников иных правоохранительных органов подобная презумпция их законности также не установлена.

4. Часть 4 комментируемой статьи указывает на ответственность за воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угрозу применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо за невыполнение законных требований сотрудника полиции. В отношении самой ответственности сделана отсылка к законодательству РФ.

Ранее подобным образом в ч. 2 ст. 23 Закона 1991 г. о милиции предусматривалось, что невыполнение законных требований сотрудника милиции и действия, препятствующие выполнению возложенных на него обязанностей, влекут за собой ответственность в установленном законом порядке. Как видно, в ч. 4 комментируемой статьи перечень деяний, влекущих ответственность, расширен. Однако, это не повлекло внесения изменений в УК РФ и КоАП РФ, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ внесены лишь терминологические изменения во второй из указанных кодексов - указание на сотрудника милиции заменено указанием на сотрудника полиции.

Соответственно, в КоАП РФ закреплены нормы об административной ответственности за следующие деяния:

невыполнение требования о предоставлении транспортного средства сотрудникам полиции право использовать транспортные средства (ч. 1 ст. 12.25);

невыполнение законного требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства (ч. 2 ст. 12.25);

невыполнение водителем законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ч. 1 ст. 12.26);

невыполнение водителем, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ч. 2 ст. 12.26);

неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей (ч. 1 ст. 19.3);

заведомо ложный вызов полиции (ст. 19.13).

В УК РФ содержатся нормы, предусматривающие, соответственно, уголовную ответственность за:

посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность (ст. 317);

применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей (ч. 1 ст. 318; согласно примечанию к указанной статье представителем власти в этой статье и других статьях данного Кодекса признается в том числе должностное лицо правоохранительного органа);

применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении указанных лиц (ч. 2 ст. 318);

публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением (ст. 319).

Следует также отметить, что в п. "ж" ч. 1 ст. 63 УК РФ в качестве обстоятельства, отягчающего наказание, указано совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга.

5. В части 5 комментируемой статьи установлено, что сотрудник полиции не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ.

признан не соответствующим Конституции РФ, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, он во всех случаях приводит к отказу органами прокуратуры в предоставлении гражданину для ознакомления материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы, без предусмотренных законом надлежащих оснований, связанных с содержанием указанных материалов, и препятствует тем самым судебной проверке обоснованности такого отказа;

Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 8. Ст. 366; СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.

признан не противоречащим Конституции РФ постольку, поскольку, являясь гарантией от недопустимого вмешательства в деятельность органов прокуратуры РФ, он освобождает прокурора и следователя от обязанности давать какие-либо объяснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления, если этим не нарушается вытекающее из ст. 24 (ч. 2) Конституции РФ право, ограничения которого возможны лишь при их надлежащем установлении федеральным законом.

Небезынтересным также представляется изданное в связи с этим указание Генпрокуратуры РФ от 5 мая 2000 г. N 93/7 "О применении ст. 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.2000" .

6. В части 6 комментируемой статьи закреплена гарантия государственной защиты жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника полиции и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением служебных обязанностей. В отношении порядка осуществления указанной государственной защиты сделана отсылка к законодательству РФ.

Подобная норма в Законе 1991 г. о милиции не содержалась, в связи с чем в пояснительной записке к проекту комментируемого Закона говорилось о новом регулировании в данном направлении. Соответственно, отсылка к законодательству РФ в части порядка осуществления государственной защиты нуждается в детализации. Следует также отметить, что новелла ч. 6 комментируемой статьи аналогична соответствующим нормам, закрепленным в отношении сотрудников иных правоохранительных органов. Так, например, в п. 1 ст. 20 Федерального закона от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране" указано, что защита жизни и здоровья, чести и достоинства, а также имущества сотрудника федеральных органов государственной охраны и членов его семьи от преступных посягательств в связи с исполнением им служебных обязанностей осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством. Однако изложенная норма также нуждается в детализации.

СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2594.

7. Часть 7 комментируемой статьи предусматривает возможность и необходимость применения мер государственной защиты также в отношении близких родственников сотрудника полиции, а в исключительных случаях - в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника полиции либо принуждения к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность.

Ряд соответствующих вопросов решается в упомянутом выше Федеральном законе "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов". В части 2 ст. 1 названного Закона предусмотрено, что меры государственной защиты могут также применяться в отношении близких родственников, а в исключительных случаях также иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 названного Закона применение и осуществление мер безопасности в отношении близких должностных лиц органов внутренних дел возлагается на указанные органы (см. выше).

Следует отметить, что при работе над законопроектом не учтено замечание Правового управления Аппарата Государственной Думы о том, что термин "близкие родственники сотрудника полиции" требует дополнительного пояснения в части установления перечня указанных близких родственников (см. Заключение от 1 декабря 2010 г. N 2.2-1/4410). Соответственно, остается лишь обращаться к аналогии с положением п. 4 ст. 5 УПК РФ, определяющим, что близкие родственники - это супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Граждане, которые оказывают сопротивление людям в форме, которое сопровождаются рукоприкладством, неповиновением законным требованиям, оскорблением в адрес сотрудника полиции должны знать, что за данные действия они будут привлечены к административной или уголовной ответственности.

Почему же сотрудники полиции не защищены от противоправных действий граждан? В последнее время значительно участились факты неповиновения законным требованиям сотрудников органов внутренних дел, нанесение телесных повреждений сотрудникам, оскорбление сотрудников ОВД при исполнении ими служебных обязанностей, за данные действия в отношении граждан были возбуждены уголовные дела и направлены в суд. Но, случаи повторяются, граждане продолжают вести себя по отношению к сотрудникам органов внутренних дел агрессивно.

Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя предоставленные ей права, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства. И эта защита должна быть реализована государством в полном объеме. Сотрудник полиции должен знать, что он государством надежно защищен.

Гарантии правовой защиты сотрудника полиции, закрепленные в статье 30 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ и представляет собой юридические средства, механизмы, презумпции и процедуры, обеспечивающие возможность уверенного и инициативного, вопреки возникающим препятствиям и опасностям, исполнения сотрудниками полиции возложенных на них обязанностей. Значимость гарантий правовой защиты в механизме реализации статуса сотрудника полиции, надлежащего выполнения им своего служебного долга обусловлена спецификой полицейской деятельности, самая последовательная гуманизация и демократизация которой не устраняет исходного, принудительного характера полицейских полномочий. В силу этого и содержание задач, решаемых полицией, и специфика используемых ею методов и средств, придают полицейской деятельности весьма высокую степень конфликтности. В таких условиях полицейский должен быть уверен в том, что его правомерные действия получат поддержку со стороны государства, а сам он будет защищен от противоправных действий участников конфликтных отношений.

В силу отмеченного перечень гарантий начинается с констатации в части 1 комментируемой статьи того факта, что сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя предоставленные ей права, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства. В названной констатации – отражение общеправового принципа понимания представителя государственной власти как должностного лица, наделенного правами и обязанностями по осуществлению функций органов государственной власти или государственного управления, в соответствии с которыми он вправе давать обязательные для исполнения указания гражданам и организациям.

Комментируемая норма фактически легализует статус сотрудника полиции именно как представителя власти, что необходимо, во-первых, для оценки законности его действий, в том числе принудительных, по реализации полномочий полиции; во-вторых, для правильного решения вопросов юридической защиты государством сотрудника полиции от противоправных посягательств; в-третьих, для правильного решения вопроса о юридической ответственности сотрудника полиции в случае совершения им противоправного деяния, связанного с исполнением служебных обязанностей.

Раскрывая спектр гарантий правовой защиты сотрудника полиции, законодатель в части 2 комментируемой статьи устанавливает своего рода организационно-правовые барьеры против действий иных лиц, вмешивающихся в процесс исполнения полицейским служебных обязанностей и тем самым препятствующих его самостоятельному и законному служебному поведению. Суть этих барьеров раскрывается законодателем посредством правовых предписаний, устанавливающих, что:

полицейский при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному или прямому начальнику;

никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом;

никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые не возложены на полицию федеральным законом;

полицейский имеет право не исполнять приказ или распоряжение, явно противоречащие закону.

Вмешаться – значит, стать участником чужого дела, ввязаться в него, принять в нем участие с целью изменения его хода. Комментируемая статья, запрещая такое вмешательство в деятельность сотрудника полиции, закрепляет гарантии надлежащего исполнения им своих служебных обязанностей.

Положения части 2 рассматриваемой статьи направлены главным образом на обеспечение самостоятельности деятельности сотрудников полиции как представителей власти, их защиты в этом качестве со стороны государства, на создание условий, при которых полиция ограждается от влияния в какой-либо форме со стороны каких бы то ни было не уполномоченных законом органов, организаций, должностных и иных лиц.

Имеется четкое предписание о том, что законные требования сотрудника полиции обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Это правовое предписание, как оправдавшее себя на практике, заимствовано из ранее действовавшего Закона о милиции (статья 23 “Обязательность исполнения законных требований сотрудника милиции”).

Требование сотрудника полиции (равно как и его распоряжение, о котором идет речь в статье 19.3 КоАП РФ) есть индивидуальный акт управления (административный акт), юридически властное решение, обязывающее гражданина (должностное лицо) поступить определенным образом. Такое предписание должного поведения опирается на полномочия полиции и корреспондирующие им обязанности граждан (должностных лиц). При отсутствии у сотрудника полиции соответствующего права и, следовательно, установленной обязанности гражданина (должностного лица) он не может предъявить ему требование. Сотруднику полиции остается лишь возможность обратиться к гражданину (должностному лицу) с просьбой. Таким образом, вне круга полномочий полиции или, иными словами, там, где нет юридических обязанностей граждан, нет и требований сотрудника полиции. В этой сфере он действует как частное лицо.

По смыслу комментируемого правового предписания вопрос об ответственности (должностных лиц), не выполняющих законные требования сотрудника полиции, можно ставить, в случае если они осведомлены (не могут не знать) о том, кто обращается к ним с требованием. В связи с этим при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения (часть 4 статьи 5 комментируемого Закона). Если сотрудник полиции не предъявил служебное удостоверение, когда с учетом создавшейся обстановки это было необходимо для подтверждения его должностного положения, при решении вопроса об ответственности за оказанное ему противодействие сотрудник полиции признается действовавшим в качестве частного лица.

Исходя из того что обязательными к исполнению гражданами (должностными лицами) признаются только законные требования сотрудника полиции, логичен вывод, что гражданин вправе не исполнять незаконные требования сотрудника полиции и, более того, сопротивляться их принудительному осуществлению, разумеется, оставаясь при этом в пределах необходимой обороны или крайней необходимости. Подобное право граждан в полной мере соответствует конституционному положению о том, что “каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом” (часть 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации).

В теории и правоприменительной практике вопрос о том, любому ли требованию сотрудника полиции, кажущемуся гражданину незаконным, он вправе не подчиняться, решается неоднозначно. При ответе на этот вопрос необходимо учитывать, что по объективным причинам законодатель нередко предоставляет правоприменителю определенную степень самостоятельности в принятии решений, т.е. возможность усмотрения, под которым следует понимать выбор должностным лицом оптимального, по его мнению, решения в рамках, установленных нормативными правовыми актами. Не исключено, что принятое решение может оказаться неоптимальным, а то и незаконным.

Для сколько-нибудь квалифицированной оценки законности требований сотрудника полиции недостаточно одного лишь знакомства с текстом соответствующего закона. Необходимо учитывать мотивы, лежащие в основе решения сотрудника полиции, которые в момент его принятия зачастую не могут быть известны гражданам (фактические обстоятельства дела, соображения тактического порядка, служебной необходимости и т.п.). Например, комментируемый Закон предоставил сотруднику полиции право останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими. Когда необходимо прибегнуть к такому правомочию и по отношению к кому – решает сам сотрудник полиции. В подобных случаях неправильное правоприменение не может иметь места, поскольку должностное лицо действует по усмотрению на основе и в пределах законного полномочия и с той целью, для достижения которой предоставлено это полномочие. Водителю, с точки зрения закона, остается лишь одно – подчиниться требованию сотрудника полиции.

Урегулировать деятельность полиции так, чтобы полностью исключить ее усмотрение, просто невозможно. Усмотрение же предполагает риск и признание права на ошибку, а следовательно, и права сотрудника полиции на беспрепятственное осуществление соответствующего полномочия в допустимых законом рамках. Нетрудно представить, во что превратилась бы, например, деятельность Госавтоинспекции и насколько “безопасно” стало бы на дорогах, если бы водитель решал сам, надо ли ему подчиняться требованию сотрудника полиции об остановке или нет. Именно поэтому обязательность выполнения законного требования Закон конституирует в качестве гарантии правовой защищенности сотрудника полиции.

Сказанное подводит к выводу о том, что гражданин имеет право противодействовать требованиям и действиям сотрудника полиции, но только тем из них, которые явно незаконны. К таковым относятся те требования и действия, которые противоречат четко определенным, не допускающим административного усмотрения предписаниям правовых норм. Явно незаконными, в частности, должны признаваться требования и действия сотрудника полиции, которые относятся к полномочиям иного органа или должностного лица (например, сотрудник полиции не имеет права выселять кого-либо из жилого помещения – это прерогатива суда).

Явно незаконными нужно расценивать требования и действия сотрудника полиции, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе предъявлять или совершать (как правило, это преступные действия – например, сотрудник полиции применяет к задержанному пытку). Явно незаконными считаются также требования и действия сотрудника полиции, предъявленные или совершаемые при отсутствии четко указанных в законе обстоятельств (например, дактилоскопирование лиц, задержанных за совершение мелкого хулиганства, до назначения им судьей административного ареста).

В качестве явно незаконных следует рассматривать такие требования и действия сотрудника полиции, которые предъявлены или совершаются с нарушением установленных законом формы и порядка (например, задержанная на законных основаниях женщина вправе препятствовать осуществлению ее личного досмотра сотрудником полиции – мужчиной; принудительное сопровождение свидетеля, уклоняющегося от явки к месту вызова, возможно лишь после вынесения постановления либо определения о приводе и объявления его под расписку лицу, подлежащему вызову).

Таким образом, законными с точки зрения Закона о полиции являются те требования и действия ее сотрудника, которые ни по форме, ни по существу не противоречат абсолютно определенным предписаниям правовых норм. При административном усмотрении в установленных законом пределах любой акт управления сотрудника полиции обязателен к исполнению гражданами (должностными лицами) независимо от того, что гражданину (должностному лицу) он может показаться незаконным и впоследствии в установленном порядке действительно будет признан таковым. Оспорить законность указанных требований и действий полиции граждане (должностные лица) вправе только путем обжалования в соответствующие органы контроля и надзора.

В части 4 комментируемой статьи содержится перечень противоправных действий в отношении сотрудника полиции, влекущих ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Речь, в первую очередь, идет о гарантиях уголовно-правовой защиты сотрудника полиции. Виновные лица несут уголовную ответственность, если имели место:

убийство сотрудника полиции или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности (пункт ”б” части 2 статьи 105 УК РФ);

истязание сотрудника полиции или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности (пункт ”б” части 2 статьи 117 УК РФ);

массовые беспорядки, сопровождающиеся оказанием вооруженного сопротивления сотрудникам полиции, участие в них, призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти (статья 212 УК РФ);

хулиганство, связанное с сопротивлением сотруднику полиции, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка (часть 2 статьи 213 УК РФ);

вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность сотрудника полиции, производящего дознание, в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела (части 2 и 3 статьи 294 УК РФ);

посягательство на жизнь сотрудника полиции, производящего дознание, а равно его близких в связи с производством предварительного расследования, совершенное в целях воспрепятствования его законной деятельности либо из мести за такую деятельность (статья 295 УК РФ);

угроза убийством, причинение вреда здоровью, уничтожение или повреждение имущества в отношении сотрудник полиции, производящего дознание, а равно его близких в связи с производством предварительного расследования, в том числе соединенная с применением насилия (части 2, 3, 4 статьи 296 УК РФ);

клевета в отношении сотрудника полиции, производящего дознание, в связи с производством предварительного расследования (части 2, 3 статьи 298 УК РФ);

посягательство на жизнь сотрудника полиции, а равно его близких в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность (статья 317 УК РФ);

применение насилия в отношении сотрудника полиции или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей (статья 318 УК РФ);

публичное оскорбление сотрудника полиции при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением (статья 319 УК РФ);

разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении сотрудника полиции (статья 320 УК РФ);

дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (части 2, 3 статьи 321 УК РФ).

К этому следует добавить, что, как установлено статьей 63 УК РФ, совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности является отягчающим уголовное наказание обстоятельством.

Гарантией административно-правовой защиты служебной деятельности сотрудника полиции является статья 19.3 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции.

Защита чести, достоинства и деловой репутации сотрудника полиции может осуществляться и в рамках гражданского судопроизводства (статья 152 ГК РФ).

Названными правовыми гарантиями не исчерпывается механизм обеспечения беспристрастного и эффективного выполнения сотрудником полиции возложенных на него обязанностей. В качестве гарантий можно рассматривать юридические средства реализации прав сотрудника полиции, которые предусмотрены, в частности, статьями 28 (пункты 2, 7, 9, 12, 13, 14, 16), 18 (часть 9), 24 комментируемого Закона.

Наряду с этим на сотрудника полиции в полной мере распространяются правовые гарантии, установленные уголовным законодательством для лица, действующего в обстоятельствах, исключающих преступность деяния (необходимая оборона, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайняя необходимость, физическое или психическое принуждение, обоснованный риск, исполнение приказа или распоряжения).

Уголовно-процессуальный закон и законодательство об административных правонарушениях не придают показаниям сотрудника полиции какое-либо процессуальное значение. Они оцениваются наравне с другими доказательствами. Поэтому уменьшение числа норм – гарантий правовой защиты, наблюдаемое в Законе о полиции в сравнении с Законом о милиции ничуть не свидетельствует о снижении уровня правовой защищенности сотрудника полиции.

Появились дополнительные гарантии, которые не были известны Закону о милиции, например право сотрудника полиции не давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, для ознакомления только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (часть 5 комментируемой статьи).

К числу новелл следует отнести и положения части 6 комментируемой статьи, устанавливающей, что государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника полиции и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением служебных обязанностей осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также положения части 7, распространяющей меры государственной защиты на близких родственников сотрудника полиции, а в исключительных случаях – на иных лиц, жизнь, здоровье и имущество которых подвергаются посягательству в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника полиции либо принуждения к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность.

Названные предписания расширяют возможный спектр форм и видов юридической защиты сотрудника полиции, а следовательно, и спектр юридических гарантий предоставления этой защиты.

Под законодательством, устанавливающим порядок государственной защиты сотрудника полиции, о котором идет речь в части 6 комментируемой статьи, понимается, прежде всего Закон о госзащите должностных лиц.

К этому следует добавить, что, как установлено статьей 63 УК РФ, совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности является отягчающим уголовное наказание обстоятельством.

Гарантией административно-правовой защиты служебной деятельности сотрудника полиции является статья 19.3 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции.

1. Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.
2. Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному (прямому) начальнику. Никто другой не вправе вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом.
Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые настоящим Федеральным законом на полицию не возложены. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.
3. Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.
4. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением служебных обязанностей, а равно невыполнение законных требований сотрудника полиции влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
5. Сотрудник полиции не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
6. Государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника полиции и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением служебных обязанностей осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7. Меры государственной защиты применяются также в отношении близких родственников сотрудника полиции, а в исключительных случаях - в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника полиции либо принуждения к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность.

Статья 31. Право сотрудников полиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации)

1. Сотрудники полиции в целях представительства и защиты своих социально-трудовых прав и интересов вправе объединяться или вступать в профессиональные союзы (ассоциации).
2. Порядок создания и компетенция профессиональных союзов (ассоциаций) сотрудников полиции устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Статья 32. Привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению возложенных на полицию обязанностей

Сотрудники органов внутренних дел, не являющиеся сотрудниками полиции, а также стажеры могут привлекаться к выполнению возложенных на полицию обязанностей в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае на них распространяются установленные настоящим Федеральным законом обязанности, права, ответственность, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции.

Статья 33. Ответственность сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности несет ответственность за свои действия (бездействие) и за отдаваемые приказы.
2. За противоправные действия (бездействие) сотрудник полиции несет ответственность, установленную федеральным законом.
3. Вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. 4. За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальному органу, подразделению полиции либо организации, входящей в систему указанного федерального органа, сотрудник полиции несет материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Глава 7. Служба в полиции

Статья 34. Правовое регулирование службы в полиции

1. Служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений настоящего Федерального закона.
2. Действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и настоящим Федеральным законом.

Статья 35. Поступление на службу в полицию

1. На службу в полицию имеют право поступать граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 35 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, владеющие государственным языком Российской Федерации, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника полиции.
2. В образовательные учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел могут приниматься граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее (полное) общее образование.
3. Гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу в полицию в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 29 настоящего Федерального закона, а также в случаях, если он:
1) имеет вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
2) является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;
3) неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в полицию, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения;
4) не согласен соблюдать ограничения, запреты, выполнять обязанности и нести ответственность, установленные для сотрудников полиции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
4. Граждане Российской Федерации, поступающие на службу в полицию, проходят психофизиологические исследования, тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
5. На гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в полицию, оформляется личное поручительство, которое состоит в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином Российской Федерации ограничений и запретов, установленных для сотрудников полиции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Порядок оформления личного поручительства определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
6. На сотрудника полиции оформляется личное дело. Порядок ведения личных дел сотрудников полиции и порядок централизованного учета персональных данных сотрудников полиции и граждан Российской Федерации, поступающих на службу в полицию, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
7. Сотрудник полиции принимает Присягу сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
8. Назначение на должности высшего начальствующего состава полиции и освобождение от этих должностей осуществляются в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Статья 36. Испытание при поступлении на службу в полицию

1. Для гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в полицию, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от трех до шести месяцев. На период испытания указанный гражданин Российской Федерации назначается на соответствующую должность стажером.
2. На стажера распространяется действие трудового законодательства Российской Федерации.
3. Срок испытания засчитывается в стаж службы в полиции.

Статья 37. Особенности режима служебного времени сотрудников полиции

1. Для сотрудников полиции устанавливается нормальная продолжительность служебного времени не более 40 часов в неделю.
2. Сотрудники полиции в случае необходимости могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
3. Выполнение сотрудником полиции служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни компенсируется предоставлением ему отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется, и сотруднику полиции предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника полиции вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация, но не более чем за 120 часов в год.
4. Порядок предоставления сотруднику полиции дополнительного отдыха, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
5. В период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций допускается в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на срок не более шести месяцев изменение режима служебного времени сотрудника полиции, возложение на него дополнительных обязанностей, командирование его в другую местность, временный перевод в другое подразделение без изменения характера службы, а также установление иных особых условий и дополнительных ограничений.

Статья 38. Профессиональная подготовка сотрудников полиции

1. Граждане Российской Федерации, принятые на службу в полицию, проходят первоначальную подготовку в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
2. Профессиональная подготовка кадров для службы в полиции осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и в научно-исследовательских учреждениях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
3. Курсанты, слушатели, руководящий и профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел считаются проходящими службу в полиции.
4. Участие курсантов, слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в мероприятиях по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка, а также выполнение ими других возложенных на полицию обязанностей являются частью их профессиональной подготовки и предусматриваются в соответствующих образовательных программах. К участию в таких мероприятиях и выполнению указанных обязанностей не допускаются курсанты, слушатели, не достигшие возраста 18 лет.
5. Гражданин Российской Федерации или сотрудник полиции, поступающие в образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, заключают контракты о прохождении службы в полиции после окончания этого образовательного учреждения на срок не менее пяти лет.
6. Гражданин Российской Федерации, отчисленный из образовательного учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел за недисциплинированность и неуспеваемость либо отказавшийся выполнять условия контракта о прохождении службы в полиции после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также гражданин Российской Федерации, окончивший такое образовательное учреждение и уволенный со службы в полиции до окончания срока службы, предусмотренного контрактом о прохождении службы в полиции, по основаниям, установленным пунктами 1, 10 - 13, 15, 16, 21 и 22 части 1 статьи 40 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на его обучение. Размер возмещаемых средств и порядок его исчисления устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 39. Служебная дисциплина в полиции

1. Служебная дисциплина в полиции - обязательное для всех сотрудников полиции соблюдение установленных законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями непосредственных начальников порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
2. Служебная дисциплина в полиции регулируется дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Читайте также: