Гарантии и компенсации судьям в сфере труда

Обновлено: 06.05.2024

Гарантии независимости судьи, в том числе и меры по его правовой защите, социального и материального обеспечения, относятся ко всем судьям нашей страны, а так же они не могут быть прекращены или понижены другими нормативно правовыми актами.

В том числе, после прекращения полномочий судьи он не может быть привлечен к ответственности за выраженное им мнение и принятое судом в его лице решение, за исключением случаев злоупотребления полномочиями, коррупции, предвзятости, заведомом неправосудии в вынесении приговора.[С3]

Каждый год всем судьям полагаются оплачиваемые отпуска:

· 30 дней для всех;

· 45 дней для судей, работающих в районах, приравненных к крайнему Северу, а также в районах тяжелых и неблагоприятных климатических условий (с коэффициентами к заработной плате);

· 51 день для судей, работающих в районах Крайнего Севера.

Так же ежегодно им предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск, срок которого зависит от стажа работы в юриспруденции:

· 5-10 лет стажа – 5 рабочих дней;

· 10-15 лет стажа – 10 рабочих дней;

· 15 лет и больше – 15 рабочих дней;

Особенностью расчёта отпусков у судей является то, что дорога туда и обратно, к месту проведения отдыха в отпуск не засчитывается, а вся стоимость проезда оплачивается.

В случаях, когда судье причиняется увечье, прекращающее его возможность заниматься своей профессиональной деятельностью в дальнейшем – каждый месяц ему выплачивается возмещение в размере заработной платы, соответствующей занимаемой и должности.

Во время служебных командировок судья может использовать право на получение вне очереди:

· Брони и места в гостиницах;

· Приобретение проездных на все виды транспортных средств.

Соблюдение определенных принципов применяемые к порядку исчисления стажа работы судьи, непосредственно связанно с особенностью этого статуса и условиями его профессиональной деятельности, как гарантии его обеспечения, что означает недопустимость применения новых правил на промежуток времени, который был на момент назначения лица на должность судьи, они не могут быть применены, если это отрицательно влияет на его правовое положение.

Что касаемо дополнительного образования судей по профессии, то лицо, впервые назначенное на должность судьи проходит обучение по программе профессиональной переподготовки в организациях высшего дополнительного образования судей, в том числе прохождение практики в суде; во время дополнительного обучения за ними сохраняются вознаграждения и денежные выплаты. Все время обучения включается в трудовой стаж в должности судьи.

По окончанию обучения судье присваивается квалификация. Повышение квалификации осуществляется по мере необходимости, но не реже чем раз в 3 года, опять-таки с сохранением вознаграждений и выплат на момент обучения.

Когда судье накладывается дисциплинарное взыскание учитывается:

· Последствия совершения поступка;

· Степень нарушения действием (бездействием).

Взыскание в виде досрочного прекращения полномочий налагается на судью в исключительных случаях за существенное, виновное деяние, которое не соответствует высокому званию судьи.

В том числе это:

· Нарушение судейской этики;

· Нарушение при осуществлении правосудия;

· Грубое нарушение участников процесса

Решение о взыскании дисциплинарных мер к судье не может быть принято по истечении 6 месяцев со дня выявления проступка кроме случаев, когда судья в отпуске, временно нетрудоспособен, находиться на служебной проверке и по истечении срока в 2 года, после совершения проступка.

Когда по истечении года, после наложения взыскания судья не совершил новых проступков, то он больше не считается привлекавшимся к дисциплинарной ответственности.

Каждый судья имеет право уйти в отставку в любом возрасте и при этом у него сохраняются гарантии личной неприкосновенности, звание судьи и принадлежность к судейскому сообществу.

Уходившему ранее в отставку судье, по своему желанию или же по определенным причинам, срок стажа исчисляется начиная с того дня, когда он прекратил последнюю отставку.

После ухода или удаления судьи в отставку, ему выплачивается компенсация на приобретение проездных документов н все вид общественного транспорта за счет федерального бюджета.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Принят Государственной Думой 23 октября 1996 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 года

(В редакции федеральных конституционных законов от 15.12.2001 № 5-ФКЗ, от 04.07.2003 № 3-ФКЗ, от 05.04.2005 № 3-ФКЗ, от 09.11.2009 № 5-ФКЗ, от 27.12.2009 № 9-ФКЗ, от 06.12.2011 № 4-ФКЗ, от 08.06.2012 № 1-ФКЗ, от 25.12.2012 № 5-ФКЗ, от 03.02.2014 № 1-ФКЗ, от 05.02.2014 № 4-ФКЗ, от 29.07.2018 № 1-ФКЗ, от 30.10.2018 № 2-ФКЗ, от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Судебная власть

1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. (В редакции Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

3. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Статья 2. Законодательство о судебной системе

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

Статья 3. Единство судебной системы

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Статья 4. Суды в Российской Федерации

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

3. К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации;

кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; (В редакции Федерального конституционного закона от 29.07.2018 № 1-ФКЗ)

арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

(Часть в редакции Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

4. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Самостоятельность судов и независимость судей

1. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.

2. Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. (В редакции Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

3. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

4. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

5. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом. (В редакции Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

Статья 6. Обязательность судебных постановлений

1. Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

2. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

3. Обязательность на территории Российской Федерации постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации.

Статья 7. Равенство всех перед законом и судом

1. Все равны перед законом и судом.

2. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

Статья 8. Участие граждан в осуществлении правосудия

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом.

2. Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. (В редакции Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

3. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом.

4. За время участия в осуществлении правосудия присяжным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. (В редакции Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

Статья 9. Гласность в деятельности судов

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 10. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах

1. Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, кассационных судах общей юрисдикции, апелляционных судах общей юрисдикции, арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд. (В редакции федеральных конституционных законов от 05.02.2014 № 4-ФКЗ; от 29.07.2018 № 1-ФКЗ)

2. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

3. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ СТАТУСА СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 11. Судьи

1. Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

2. Судья, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее десяти лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей. Он может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи в порядке, установленном федеральным законом.

3. Судьям предоставляется за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу. Ежемесячное денежное вознаграждение и ежеквартальное денежное поощрение судьи не могут быть уменьшены в течение всего времени пребывания его в должности. (В редакции Федерального конституционного закона от 25.12.2012 № 5-ФКЗ)

Статья 12. Единство статуса судей

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 13. Порядок наделения полномочиями судей

1. Порядок наделения полномочиями Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, его заместителя, других судей Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

11. Порядок наделения полномочиями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей Верховного Суда Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации и федеральным законом о статусе судей. (Часть введена - Федеральный конституционный закон от 30.10.2018 № 2-ФКЗ)

2. Порядок наделения полномочиями председателей, заместителей председателей, других судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и специализированных арбитражных судов устанавливается соответствующим федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей. (В редакции Федерального конституционного закона от 30.10.2018 № 2-ФКЗ)

3. Председатели и заместители председателей судов, указанные в части второй настоящей статьи, назначаются на должность сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом. (В редакции Федерального конституционного закона от 08.06.2012 № 1-ФКЗ)

4. Порядок наделения полномочиями мировых судей, а также председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

5. Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе.

(Статья в редакции Федерального конституционного закона от 15.12.2001 № 5-ФКЗ)

Статья 14. Срок полномочий судей федеральных судов

Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда - 70 лет, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом. (В редакции федеральных конституционных законов от 15.12.2001 № 5-ФКЗ; от 05.04.2005 № 3-ФКЗ; от 08.06.2012 № 1-ФКЗ)

Статья 15. Несменяемость судьи

1. Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.

2. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи, а также случаев, указанных в части 3 настоящей статьи. Решение соответствующей квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации. (В редакции Федерального конституционного закона от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)

3. Полномочия Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, военного кассационного суда, военного апелляционного суда, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам могут быть прекращены Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий, в том числе:

несоблюдения ограничений, запретов и требований, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

прекращения гражданства Российской Федерации, приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

нарушения судьей, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;

занятия деятельностью, несовместимой с должностью судьи;

в иных случаях, предусмотренных другими федеральными конституционными законами.

(Часть введена - Федеральный конституционный закон от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)

4. Порядок внесения в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации представления Президента Российской Федерации о прекращении полномочий указанных в части 3 настоящей статьи категорий судей определяется Президентом Российской Федерации. Представление Президента Российской Федерации рассматривается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в четырнадцатидневный срок со дня получения такого представления. (Часть введена - Федеральный конституционный закон от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)

Статья 16. Неприкосновенность судьи

Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.

Статья 17. Порядок создания и упразднения судов

1. Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. (В редакции Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

2. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

3. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Статья 18. Конституционный Суд Российской Федерации

1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. (В редакции Федерального конституционного закона от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)

2. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации". (В редакции Федерального конституционного закона от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)

3. Порядок и особенности прекращения полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации". (Часть введена - Федеральный конституционный закон от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)

Статья 19. Верховный Суд Российской Федерации

1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

4. Верховный Суд Российской Федерации в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики.

5. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации.

(Статья в редакции Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

МОСКВА, 12 февраля. /ТАСС/. Председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев сориентировал суды на защиту социальных прав граждан. Об этом говорится в полном тексте выступления главы ВС РФ на совещании судей, распространенного пресс-службой в среду.

Лебедев напомнил судьям, что в соответствие со ст. 7 Конституции Российская Федерация "является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану жилищных, трудовых, пенсионных прав граждан, охрану их жизни и здоровья".

При этом он подчеркнул, что "судебная практика и правовые позиции Верховного суда РФ по этим категориям дел характеризуются высокой социальной ориентированностью правосудия". Так, по 290 тыс. рассмотренных в 2019 году судами дел о взыскании невыплаченной зарплаты суды удовлетворили требования по 97% дел на общую сумму 13 млрд рублей. Кроме того, суды удовлетворили требования граждан по 45% жалоб о признании увольнения незаконным, 76% требований о возмещении ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей, 88% требований о предоставлении гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством, 92% требований, связанных со страхованием жизни и здоровья, и 92% - о компенсации морального вреда, связанного с причинением вреда жизни и здоровью.

"Верховный суд РФ обратил внимание судов на то, что право на компенсацию морального вреда в связи с врачебной ошибкой имеет не только пациент, но и его супруг, а также близкие родственники", - отметил Лебедев. Суды общей юрисдикции, рассмотрев 2 тыс. дел о защите интеллектуальной собственности, в 89% поддержали требования правообладателей, арбитражные суды, рассмотрев 21 тыс. таких споров, поддержали требования правообладателей в 75% случаев.

Инвалиды и пенсионеры

Лебедев подчеркнул, что суды "также учитывают гарантии трудоустройства людей с ограниченными возможностями, для которых работодатель обязан не только создать квотируемые рабочие места, но и обеспечить фактическое заполнение этих рабочих мест". А отказ в заключении трудового договора женщинам в связи с беременностью или наличием детей запрещен. За год рассмотрены 70 тыс. исков граждан к Пенсионному фонду РФ и негосударственным пенсионным фондам, удовлетворены 77% требований.

Отдельно Лебедев напомнил о правовой позиции Верховного суда, согласно которой пенсионеры имеют льготу в виде освобождения от уплаты госпошлины по искам к пенсионным фондам не только при подаче иска, но и на всех стадиях рассмотрения дела (в вышестоящих судах).

Споры с госорганами

В порядке административного судопроизводства в 2019 году суды при рассмотрении споров граждан с госорганами и должностными лицами удовлетворили 55% исков граждан о защите жилищных прав, 81% требований в сфере социального обеспечения и социального страхования, 64% требований в сфере здравоохранения.

Из 146 тыс. дел об оспаривании решений, действий и бездействия государственных и муниципальных органов и должностных лиц удовлетворено 45% требований. Из 2,9 тыс. дел, связанных с защитой избирательных прав граждан, удовлетворены 30% требований.

А чаще всего судьи выносят решения в пользу заявителей по жалобам об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков (в 98% случаев).

Военнослужащие

Военные суды при рассмотрении споров о защите социальных прав военнослужащих удовлетворили 74% требований, направленных на обеспечение положенными видами довольствия, и 45% - о защите жилищных прав военнослужащих.

В 47% случав военные суды признавали правоту военнослужащих, оспаривавших действия, бездействие или решения воинских должностных лиц и органов военного управления, затрагивавших их права. За минувший год военные судьи рассмотрели 9,5 тыс. таких споров.

Кредиты и банкротства

Говоря о самой массовой категории исков в судах - о взыскании долгов по кредитам (7 млн из 19,6 млн всех гражданских дел) Лебедев заметил, что одной из причин такого числа споров по выплатам кредитов является неполнота информации, предоставляемой гражданам обо всех условиях кредита и его погашения. Он отметил, что с 1 сентября вступят в силу изменения в законе, устанавливающие перечень сведений, которые должны предоставляться, и предусматривающие частичный возврат страховой премии при досрочном погашении кредита.

Кроме того, он добавил, что с 1 января 2021 года уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг начнет рассматривать требования граждан к кредитной организации в досудебном порядке. Введенное с 1 июня прошлого года досудебное рассмотрение уполномоченным требований граждан в сфере ОСАГО сократило число споров граждан со страховщиками по ОСАГО в судах на 40% (на 108 тыс.), пояснил Лебедев.

Кроме того, в этом году Верховный суд подготовит постановление пленума по вопросам применения к гражданам закона о банкротстве и обзор судебной практики по спорам, связанным с установлением требований к проходящему процедуру банкротства. Лебедев подчеркнул, что процедура банкротства граждан является социально значимой, потому что "позволяет должнику восстановить социально-экономические связи" после аннулирования прежних долгов. "Верховный суд неоднократно обращал внимание судов на недопустимость формального подхода к рассмотрению этой категории дел", - сказал Лебедев.

В частности, высшая судебная инстанция указала, что банк не вправе ссылаться на неразумность действий заемщика, не рассчитавшего свои возможности по выплате кредита, если кредит был выдан на основании достоверной информации, предоставленной заемщиком (признание неразумности действий заемщика приравнивало его действия к недобросовестным и лишало возможности быть получить признание банкротом со списанием всех долгов, которые он не в состоянии выплатить - прим. ТАСС).

Совещание судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов РФ проходило по видео-конференц-связи из Верховного суда РФ с 230 зданиями судов, что позволило судьям по всей стране в режиме реального времени увидеть выступление руководства Верховного суда.

В последнем пункте Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2021) Президиум Верховного Суда РФ дал ответ о правовой природе и пределах регулирования Отраслевого соглашения в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления при применении его судами по вопросам повышения размера фиксированного вознаграждения арбитражных управляющих (далее – Отраслевое соглашение):

«РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

ОТВЕТ. В соответствии со ст. 45 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей).

Вознаграждение в деле о банкротстве выплачивается арбитражному управляющему в соответствии с положениями ст. 20.6 Закона о банкротстве за счет средств должника, если иное не предусмотрено данным законом.

Порядок утверждения арбитражного управляющего в деле о банкротстве, установленный ст. 45 Закона о банкротстве, не предусматривает заключение с ним трудового договора.

В силу п. 5 ст. 20.6 Закона о банкротстве увеличение фиксированной суммы вознаграждения допускается исключительно в случае, если совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается неординарность конкретного дела о банкротстве, предполагающая существенное повышение объема и сложности проводимых арбитражным управляющим в рамках процедуры банкротства мероприятий.

Закон о банкротстве не предусматривает такую возможность в случае достижения тех или иных договоренностей между арбитражными управляющими и их саморегулируемыми организациями.

Данное разъяснение вызвало бурную реакцию юридической общественности и арбитражных управляющих в социальных сетях, мессенджерах и т.п.1

Чтобы лучше понять смысл данного разъяснения и правильно его истолковать, необходимо проанализировать исторический контекст применения арбитражными судами законодательства, касающегося представительства арбитражных управляющих Общероссийским профсоюзом арбитражных управляющих (далее – ОРПАУ или Профсоюз), социального партнерства в сфере несостоятельности (банкротства), а также Отраслевого соглашения.

В настоящее время уже сформирована обширная судебная практика по вопросу представительства арбитражных управляющих Профсоюзом, а СРО - Росанти.

Этим определением Верховный Суд признал обоснованными следующие выводы Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, сделанные в постановлении от 05.03.2020 по делу № А33-10989/2019:

Пунктом 1 статьи 15 Закона о профсоюзах предусмотрено, что отношения ОРПАУ с органами государственной власти строятся на основе социального партнерства, то есть в силу статьи 24 Трудового кодекса Российской Федерации являются равноправными, подразумевают учет и уважение интересов сторон.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона о профсоюзах запрещается вмешательство органов государственной власти в деятельность ОРПАУ, которое может повлечь за собой ограничение прав ОРПАУ или воспрепятствовать законному осуществлению его уставной деятельности.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 11.06.2020 по делу № А53-8303/2019 признал основанными на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права следующие выводы Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, сделанные в постановлении от 21.02.2020 по делу № А53-8303/2019:

«В соответствии с пунктом 5 статьи 1 устава Союза Союз вправе осуществлять деятельность на всей территории Российской Федерации и имеет статус общероссийского отраслевого объединения работодателей и статус объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в форме ассоциации (союза).

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона об объединениях работодателей отношения Союза с Профсоюзом и органами государственной власти осуществляются на принципах социального партнерства, что наделяет Профсоюз и Союз дополнительными полномочиями, которые отсутствуют у саморегулируемых организаций. Такая позиция принимается и арбитражными судами.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 28.11.2019 по делу № А79-2763/2019 установил, что ссылка заявителя кассационной жалобы на необоснованное направление судом первой инстанции запроса кандидатуры арбитражного управляющего в ОРПАУ не может быть принята во внимание, поскольку суд направил ОРПАУ соответствующий судебный акт как организации, осуществляющей представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов арбитражных управляющих.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 19.06.2020 по делу № А66-18311/2018 также установил, что представление кандидатуры арбитражного управляющего Профсоюзом соответствует закону о банкротстве.

Аналогичные выводы сделаны в постановлениях Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.03.2020 по делу № А45-10751/2017, Арбитражного суда Уральского округа от 19.03.2020 по делу № А60-24074/2019.

В настоящее время арбитражные суды привлекают Профсоюз не только запрашивая у него кандидатуры арбитражных управляющих, но и в качестве защитника при рассмотрении вопросов о привлечении к административной ответственности, например, определение Арбитражного суда Красноярского края от 02.06.2020 по делу № А33-40462/2019, а также в качестве заинтересованного лица при рассмотрении дел по увеличению размера фиксированной суммы вознаграждения, например, определение Арбитражного суда Тюменской области от 03.12.2019 по делу № А70-21165/2018.

Таким образом, необходимо отметить, что еще до принятия Президиумом Верховного суда указанного Обзора, кассационные арбитражные суды всех округов выразили правовые позиции, касающиеся социального партнерства в сфере несостоятельности (банкротства):

- в силу Закона о профсоюзах ОРПАУ представляет всех арбитражных управляющих на федеральном уровне социального партнерства как в отношениях с органами государственной власти, так и со своими социальными партнерами (в частности – Росанти);

Таким образом, в развитие уже сложившейся арбитражной практики президиум Верховного суда делает следующие выводы:

1. Оценка правовой природы Отраслевого соглашения.

Таким образом, Президиум Верховного суда вслед за сложившейся арбитражной практикой дает оценку Отраслевому соглашению в соответствии со ст. 45 ТК РФ как нормативному правовому акту, регулирующему социально-трудовые отношения арбитражных управляющих.

2. Оценка применения трудового законодательства к ОРПАУ.

3. Юридическая сила и пределы регулирования Отраслевого соглашения.

Положения Отраслевого соглашения могут быть применены судами только в случае наличия оснований, предусмотренных п. 5 ст. 20.6 Закона о банкротстве:

Так, например, арбитражный суд Московской области, установив в деле №А41-41959/17 повышенные объем и сложность выполняемой арбитражным управляющим работы, применил предусмотренные Отраслевым соглашением повышающие вознаграждение управляющего коэффициенты (определение от 01.11.2021):

«В соответствии с ч. 5 ст. 20.6 Закона о банкротстве и разъяснениями, содержащимися в п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", увеличение фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего возможно на основании решения собрания кредиторов или мотивированного ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве, в зависимости от объема и сложности выполняемой им работы.

Как разъяснил Пленум ВАС РФ в п. 17 Постановления от 23.07.2009 г. N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", применяя пункт 5 статьи 20.6 Закона о праве суда увеличить размер фиксированной суммы вознаграждения, следует иметь в виду, что, поскольку такое вознаграждение выплачивается арбитражному управляющему за счет средств должника (пункт 2 статьи 20.6 Закона), указанное увеличение возможно лишь при доказанности наличия у должника средств, достаточных для выплаты повышенной суммы вознаграждения.

Таким образом, по смыслу приведенных норм права суд вправе увеличить фиксированную сумму вознаграждения финансового управляющему при наличии в совокупности следующих обстоятельств: соответствующее решение собрания кредиторов или мотивированное ходатайство участвующих в деле лиц; доказанность наличия у должника средств, достаточных для выплаты повышенной суммы вознаграждения; объем и сложность выполняемой конкурсным управляющим работы.

При решении вопроса об увеличении размера вознаграждения арбитражного управляющего, необходима проверка наличия обстоятельств, указывающих на необходимость выплаты управляющему вознаграждения в повышенном размере, исходя из критериев, прямо определенных в п. 5 ст. 20.6 Закона о банкротстве, а также установить факт достаточности средств должника для выплаты повышенного вознаграждения.

В соответствии со статьей 45 Трудового кодекса Российской Федерации отраслевое соглашение является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения арбитражных управляющих, поэтому подлежит применению при регулировании деятельности арбитражных управляющих наравне с нормативно правовым регулированием.

К аналогичным выводам пришел также и арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 26.10.2021г. по делу № А79-8908/2018:

Несмотря на то, что указанные судебные акты были приняты незадолго до Обзора Президиума Верховного суда от 10.11.2021г., суды верно применили нормы права в соответствии со сложившейся судебной практикой, предвосхитив разъяснения указанного Обзора.

4. Оценка применения трудового законодательства к арбитражным управляющим

Президиум Верховного суда указывает, что арбитражный управляющий осуществляет профессиональную деятельность; суд, утверждая его в должности в порядке ст. 45 Закона о банкротстве, не заключает с ним трудового договора, поэтому деятельность арбитражных управляющих не регулируется трудовым законодательством.

Данный вывод Президиума полностью соответствует разъяснениям Конституционного суда и Высшего арбитражного суда.

Так Конституционный Суд в пункте 2.1 определения от 19.05.2009 № 597-О-О указал следующее:

Таким образом, арбитражный управляющий осуществляет профессиональную деятельность, к которой применяются положения гражданского законодательства, а не трудового.

Субсидиарное применение трудового законодательства к арбитражным управляющим возможно только в случае прямого указания об этом в Законе о банкротстве по аналогии с судьями, государственными служащими, служащими органов внутренних дел (ст. 22 Закона "О статусе судей в Российской Федерации", абз. 7 ст. 11 ТК РФ, часть 2 статьи 34 ФЗ "О полиции").

Таким образом, необходимо приветствовать данное разъяснение Президиума Верховного суда, которое, с одной стороны, закрепляет и развивает уже сложившуюся практику применения арбитражными Отраслевого соглашения, а с другой - послужит ориентиром судам для правильного применения законодательства о социальном партнерстве в сфере несостоятельности (банкротства).

Читайте также: