Гарантии и компенсации медицинским работникам

Обновлено: 16.05.2024

Данный Указ предусматривает специальное правовое регулирование применительно к страховым случаям, обусловленным воздействием COVID-19, а также весьма ощутимые фиксированные финансовые величины страховых гарантий медицинским работникам, контактирующим с пациентами, зараженными коронавирусом.

Памятка для медработников с подтвержденным диагнозом COVID-19

Итак, если есть симптомы заражения COVID-19, медработнику необходимо предупредить работодателя, самоизолироваться до установления факта инфицирования, в случае ухудшения здоровья — обратиться за медпомощью. Пособие по временной етрудоспособности при предъявлении больничного будет оплачено территориальным отделением ФСС в соответствии с действующим законодательством.

При заболевании или осложнении после COVID-19 — медработнику необходимо сообщить работодателю и в территориальный орган ФСС. Работодатель проведёт расследование случая заболевания, которое возглавит должностное лицо от Роспотребнадзора. При составлении акта о случае профзаболевания — обратиться в ФСС о назначении единовременной страховой выплаты (на основании Указа Президента РФ № 313 от 6.05.2020) в размере 68 811 рублей .

При стойком нарушении здоровья после COVID-19, медработнику необходимо пройти освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы для установления группы инвалидности. При установлении группы — необходимо обратиться в территориальный орган ФСС за назначением единовременной страховой выплаты (на основании Указа Президента РФ № 313 от 6.05.2020):

  • 1 группа — 2 064 339 руб;
  • 2 группа — 1 376 226 руб;
  • 3 группа — 688 113 руб.

По всем вопросам на любом этапе заболевания COVID-19, медработник вправе обращаться за соответствующим содействием в территориальный орган ФСС.

Параллельная реальность, введенная новым Указом Президента РФ

Итак, круг сотрудников медицинских организаций, как и круг потенциальных выгодоприобретателей – членов семьи застрахованного, определенный, определенные положениями Указа, существенно уже предусмотренных нормами Закона № 125-ФЗ.В то же время п. 5 Указа предусмотрено, что единовременная страховая выплата производится сверх предусмотренных Законом № 125-ФЗ выплат.

Таким образом, пострадавшие медработники (члены их семей как выгодоприобретатели), дополнительно смогут претендовать еще и на разовые компенсации по фиксированным тарифам:

  • а) в случае смерти медицинского работника в результате инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) при исполнении им трудовых обязанностей — в размере 2 752 452 рублей выгодоприобретелям в равных долях;
  • б) в случае причинения вреда здоровью медицинского работника в связи с развитием у него полученных при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности, — в размере 68 811 рублей;
  • в) в случае стойкой утраты медицинским работником трудоспособности в результате развития осложнений после перенесенного заболевания, вызванного новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), подтвержденной лабораторными методами исследования, если заболевание возникло при исполнении им трудовых обязанностей:
    • инвалиду I группы — в размере 2 064 339 рублей;
    • инвалиду II группы — в размере 1 376 226 рублей;
    • инвалиду III группы — в размере 688 113 рублей.

    Пункт 6 Указа предусматривает, что единовременная страховая выплата производится ФСС РФ по результатам расследования страхового случая, проведенного в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации .

    Теперь, когда мы разобрались с перечнем и размера страховых выплат, которые гарантируются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациентам с COVID-19 (подозрением на COVID-19), имеет смысл остановиться на некоторых ключевых моментах, в том числе проблемах правового регулирования. Подробнее об этом читайте в следующих статьях цикла:

    Во многих регионах медицинские организации отказывают работникам, работающим с больными коронавирусом, в дополнительных выплатах. Юристы одной из юридических фирм предложили инструкцию по отстаиванию своих прав в суде.


    Дорогие коллеги, давайте объединимся для помощи врачам и медработникам. Нас очень много, и мы вполне можем оказать бесплатную помощь всем, кто в ней нуждается по всей стране. Давайте поможем не только получить им заслуженные компенсации, но и таким образом выразим свою благодарность и солидарность с ними.

    В разъяснениях, юристы, в частности, приводят данные о том какая сумма полагается разным категориям медработников в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 415. Приведённая ниже таблица касается выплат за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам с коронавирусной инфекцией, и лицам из групп риска заражения (кроме Москвы):

    Категории медицинских работников, которым полагаются выплаты

    Максимальный размер выплат в процентах от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте РФ за 9 месяцев 2019 года (по статистическим данным)

    Врачам скорой медицинской помощи, в том числе в составе специализированных выездных бригад

    Среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании скорой медицинской помощи (фельдшеры скорой медицинской помощи, медицинские сестры, медицинские сестры-анестезисты)

    Фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи

    Врачам подразделений, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (в том числе врачам-инфекционистам, врачам общей практики (семейным врачам), врачам-педиатрам, врачам-педиатрам участковым, врачам-терапевтам, врачам-терапевтам участковым, врачам-пульмонологам)

    Среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании первичной медико-санитарной помощи, в том числе среднему медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских пунктов, фельдшерских здравпунктов

    Младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания первичной медико-санитарной помощи

    Врачам, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях (в том числе врачам-инфекционистам, врачам-анестезиологам-реаниматологам)

    Среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях

    Младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях

    По словам юристов, оплата должна производиться каждый месяц в рамках срока, установленного субъектом РФ. Например, в Санкт-Петербурге - в период с 16 марта по 30 июня 2020 года. При этом, они отмечают, что для Москвы действует отдельное Постановлением Правительства Москвы от 07.05.2020 № 517-ПП.

    Следующая таблица касается выплат медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами с коронавирусной инфекцией:

    Максимальный размер выплаты в руб. в месяц

    Оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам с коронавирусной инфекцией

    Среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу и водителям скорой медицинской помощи

    Оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам с коронавирусной инфекцией

    Среднему медицинскому персоналу

    Младшему медицинскому персоналу

    Этим категориям медицинских работников полагаются ежемесячные выплаты в течение апреля, мая и июня этого года.

    Категории медицинских работников, которым полагаются выплаты

    Размер выплаты в руб.

    Работникам медицинских организаций, непосредственно работающим с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции и пациентами с подозрением на эту инфекцию:

    • Врачам
    • Среднему медицинскому персоналу
    • Младшему медицинскому персоналу
    • Водителям автомобилей скорой медицинской помощи

    В случае стойкой утраты трудоспособности в результате развития осложнений после перенесенного заболевания, вызванного новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), возникшей при исполнении трудовых обязанностей

    В случае причинения вреда здоровью медицинского работника в связи с развитием у него полученных при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности

    В случае смерти медицинского работника в результате инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) при исполнении им трудовых обязанностей

    2 752 452 рублей

    Юристы отмечают, что медицинские учреждение сейчас применяют два незаконных подхода при осуществлении выплат:

    1. Поминутное (почасовое) высчитывание нахождения медика в контакте с зараженным;
    2. Начало расчета выплаты с первого дня контакта медика с зараженным.

    По словам специалистов, эти выплаты медработник получает вместе с зарплатой по правилам медицинской организации, в которой он работает. Кроме того, все вышеуказанные федеральные и региональные выплаты суммируются и не облагаются НДФЛ.

    Медработнику, который не получил выплату или получил её в неполном объёме, следует обратиться в Прокуратуру, трудовую инспекцию и в суд с иском о взыскании задолженности. Прежде чем подавать иск, юристы рекомендуют письменно запросить у работодателя копии документов, связанных с работой. Это должно помочь доказать свою позицию в суде. Кроме трудового договора, в качестве доказательств могут понадобиться заверенные копии штатного расписания, трудовой книжки, положения об оплате труда, табеля учёта рабочего времени за соответствующий месяц и, если таковые имеются, локальных нормативных актов, которые связаны с дополнительными выплатами.

    По письменному заявлению, работодатель в течение трёх рабочих дней обязан также выдать копии кадровых документов. Если он откажется это сделать, то их можно будет истребовать через суд. Иск можно подавать в районный суд по месту нахождения работодателя или месту жительства работника. Работникам, при этом, не придётся платить госпошлину. Кроме того, работники могут обращаться по этим вопросам на горячую линию Минздрава.

    Ранее, в ходе совещания об открытии в регионах медицинских центров Минобороны по оказанию помощи пациентам с COVID-19, Владимир Путин раскритиковал работу по выплатам медикам, работающим с больными коронавирусной инфекцией.

    Как известно, далеко не все работники сферы здравоохранения работают в безопасных условиях. Для медработников, подвергающихся воздействию вредных и опасных производственных факторов, Трудовым кодексом и иными нормативно-правовыми актами предусмотрен ряд компенсаций и льгот. В данной статье предлагаем рассмотреть предоставление медицинскому персоналу различных гарантий и компенсаций на примере ФГБУЗ Сибирского клинического центра ФМБА России.

    Как известно, далеко не все работники сферы здравоохранения работают в безопасных условиях. Для медработников, подвергающихся воздействию вредных и опасных производственных факторов, Трудовым кодексом и иными нормативно-правовыми актами предусмотрен ряд компенсаций и льгот. В данной статье предлагаем рассмотреть предоставление медицинскому персоналу различных гарантий и компенсаций на примере ФГБУЗ Сибирского клинического центра ФМБА России.




    Руководитель профсоюзной организации не согласился с проведенной оценкой, что было отражено в особом мнении профорганизации, приложенном к отчету СОУТ.

    Комиссия по проведению СОУТ в срочном порядке приступила к доработке материалов СОУТ, что послужило толчком к разработке сравнительной ведомости для работников, которые должны были в обязательном порядке ознакомиться с условиями труда на своих рабочих местах и поставить свою подпись в карте СОУТ.

    В первую очередь были проанализированы выдержки из Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), которые служат основанием для установления тех или иных компенсаций, а именно:

    – доплаты за вредные условия труда в размере не менее 4 % должностного оклада (ст. 147);
    – дополнительный оплачиваемый отпуск не менее 7 календарных дней (ст. 117);
    – сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (ст. 92).




    Данные компенсации устанавливаются только по результатам СОУТ или действующей не более 5 лет с момента завершения АРМ по условиям труда (но не позднее чем до 31.12.2018 г. включительно), которые подтверждают (не подтверждают) наличие на конкретном рабочем месте вредных или опасных условий труда. Подтверждение вредных условий труда возможно только по результатам проведенной экспертами организации, проводящей СОУТ, идентификации с последующими инструментальными измерениями вредных производственных факторов, где:

    – допустимыми (2-й класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда (с учетом времени воздействия). Данные условия труда не воздействуют на организм человека, даже если на рабочем месте присутствует вредный фактор. Компенсации за них не предоставляются.
    – вредными (3-й класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда (с учетом времени воздействия).




    Комиссия пояснила, что по результатам проведенной СОУТ, в сравнительной ведомости у работников ФГБУЗ СКЦ ФМБА России компенсации распределились следующим образом:

    – 1-й класс (оптимальные условия труда) – обязательные компенсации не установлены;
    – 2-й класс (допустимые условия труда) – обязательные компенсации не установлены;
    – 3-й класс (вредные условия труда) с такими видами обязательных компенсаций:
    – только доплаты;
    – только доплаты и дополнительный отпуск;
    – только доплаты, дополнительный отпуск и сокращенная продолжительность рабочего времени.

    Конкретные размеры компенсаций комиссией было предложено установить избирательно, с учетом мнения профсоюзной организации на основании потерь в денежном выражении у каждого работника, поскольку в картах СОУТ установлено только право работника на данные компенсации, а не их конкретный размер.

    Как отметила комиссия, порядок предоставления (отмены, изменения) компенсаций регламентируется статьей 219 ТК РФ, но при этом согласно статье 15 Закона № 421-ФЗ, отменить, или уменьшить размеры компенсаций можно только после проведения СОУТ, которая подтвердит, что условия труда улучшены и стали безвредными (2-й класс). В приложение коллективного договора ФГБУЗ СКЦ ФМБА России комиссией было предложено внести компенсации.





    Комиссия пояснила работникам, что другие виды выплат, которые они получают, не зависят от условий труда и устанавливаются независимо от результатов оценки условий труда в соответствии с коллективным договором ФГБУЗ СКЦ ФМБА России.

    Дополнительные оплачиваемые отпуска за вредные условия труда работникам предоставлены на общих основаниях – согласно статье 117 ТК РФ, при установлении класса условий труда на конкретном рабочем месте по результатам СОУТ не ниже 3.2 (независимо от наименования подразделения, должности). Ранее, по результатам АРМ, дополнительный отпуск устанавливался согласно Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС 298/П-22 от 25 октября 1974 года, на основании которого все медицинские работники имели право на дополнительный отпуск в размере 7, 14 18 и 30 календарных дней. Данный документ в настоящее время не применяется, так как не приведен в соответствие с новой редакцией ТК РФ и противоречит Закону № 421-ФЗ.



    Данное право работников на компенсацию за вредные условия труда не связано с результатами СОУТ. Поэтому комиссией предложено внести дополнительный отпуск в коллективный договор по принадлежности профессии с указанием конкретной продолжительности дополнительного отпуска в календарных днях.

    Сокращенная продолжительность рабочего времени работникам ФГБУЗ СКЦ ФМБА России предоставляется по трем основаниям:

    1. Не более 36 часов в неделю, если класс условий труда не ниже класса 3.3. По результатам СОУТ, таких рабочих мест оказалось мало, поэтому комиссией было предложено использовать в коллективном договоре второе и третье основание.

    С целью актуализации комиссией предложено внести в коллективный договор другие виды льгот и компенсаций.

    Льготные пенсии работникам ФГБУЗ СКЦ ФМБА России предоставляются по двум основаниям.




    2. Пенсия за работу во вредных условиях труда подтверждается в картах СОУТ и зависит от выполнения двух основных условий:

    – наличия наименования организации, должности, работ в пенсионных Списках № 1 и № 2 (рентгенологи, фтизиатры, психиатры и др.),
    – подтверждения по результатам СОУТ вредного класса условий труда (независимо от какого именно вредного фактора).

    Право работника на обеспечение молоком или другими равноценными пищевыми продуктами подтверждается в картах СОУТ только при наличии трех обязательных составляющих:

    – вредного фактора, согласно Перечню вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16 февраля 2009 года № 45н;
    – наличия превышения данного вредного фактора над гигиеническими нормативами (ПДК) по результатам СОУТ, в том числе по патогенным микроорганизмам в воздухе рабочей зоны и по ионизирующему излучению (проведение измерений, подтверждающих превышение – обязательно);
    – работы в данных вредных условиях не менее половины смены.

    Организации, проводящей специальную оценку условий труда, были предоставлены данные по патогенным микроорганизмам, класс условий труда по которым определялся независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и которые явились определяющими в подтверждении назначения льгот и компенсаций, а также время воздействия биологического фактора на рабочих местах работников для определения выдачи молока и назначения льготной пенсии.

    Кроме этого, нами были предоставлены перечень медицинской аппаратуры и технологического оборудования, данные сменности в работе и т.д. Учитывая непростое время, отметим, что главная задача комиссии состояла в сохранении уровня размеров компенсаций за работу во вредных условиях, действовавших до вступления в силу Закона № 421-ФЗ.

    /img/plugs/1.jpg

    В письме от 12 апреля 2021 г. № 14-1/10/П-2784 Минтруд сообщил, что во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 11 марта 2021 г. № ТГ-П45-3036 Минтруд России совместно с Минздравом России рассмотрел письмо по вопросу разъяснения отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. № 1762 (далее - Постановление № 1762) и в дополнение к письмам Минтруда России от 30 декабря 2020 г. № 14-1/10/В-12880 и от 26 февраля 2021 г. № 14-1/В-206 по компетенции и разъяснил следующее.

    "Пунктом 2 Постановления № 1762 установлены категории медицинских работников, которые имеют право на специальную социальную выплату: врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, оказывающие, а также не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.


    Обращаем внимание, что выплаты в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) также осуществляются немедицинским работникам, занятым в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19): водителям машин скорой медицинской помощи, членам летных экипажей воздушных судов санитарной авиации.


    Иным немедицинским работникам выплаты в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не предусмотрены.
    В соответствии с пунктом 8 Постановления № 1762 приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 г. № 894н (далее - Приказ № 894н) по согласованию с Минздравом России утверждены разъяснения по применению Постановления № 1762 (далее - Разъяснения). В них в том числе отражены особенности, связанные с совместительством, даны разъяснения по категориям работников, которым осуществляется специальная социальная выплата и другим вопросам, затронутым в письме.

    В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты устанавливаются медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе медицинским работникам рентгенологического кабинета (службы), в соответствии с временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденным приказом Минздрава России от 19 марта 2020 г. № 198н (далее соответственно - Временный порядок, Приказ № 198н).

    В соответствии с пунктом 1.3 приложения № 2 к Приказу № 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководители медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, определяют общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций (далее - ОРВИ) и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
    Таким образом, специальные социальные выплаты по подпункту "а" пункта 2 Постановления № 1762 получают медицинские работники указанных выездных бригад скорой медицинской помощи.


    На основании пункта 1 приложения № 5 к Приказу № 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья проводят корректировку схем перепрофилирования медицинских организаций для госпитализации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), предусмотрев создание условий их изолированного пребывания в стационарных условиях, специально созданных для пациентов.
    В соответствии с пунктом 4 приложения № 10 к Приказу № 198н структура и штатная численность структурных подразделений медицинской организации для лечения (COVID-19) устанавливаются руководителем медицинской организации. Руководитель медицинской организации утверждает временное штатное расписание медицинской организации и осуществляет перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам, заключаемых в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

    При этом формирование временного штатного расписания структурных подразделений медицинской организации для пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) осуществляется в соответствии с временными штатными нормативами, предусмотренными приложениями № 16 - 17 к Приказу 198н.

    Специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления № 1762 осуществляются в том числе медицинским работникам перепрофилированных медицинских организаций и структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в стационарных условиях.

    В соответствии с абзацем пятым подпункта "а" пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты производятся также медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с Временным порядком.


    В случае участия медицинской организации в оказании первичной медико-санитарной помощи пациентам с симптомами ОРВИ, пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также пациентам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в соответствии с подпунктом 2.2.1 пункта 2 приложения № 3 к Приказу № 198н руководители медицинских организаций обеспечивают определение структурных подразделений медицинской организации и должностей медицинских работников в указанных структурных подразделениях медицинской организации, участвующих в оказании первичной медико-санитарной помощи пациентам с симптомами ОРВИ, пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также пациентам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).

    В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты производятся медицинским работникам, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.

    В этом случае согласно пункту 4 Приказа № 894н для осуществления специальной социальной выплаты учитываются все дни работы, в которые медицинские работники контактировали с пациентами с уже установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении своих должностных обязанностей.

    По нашему мнению, фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи, специальные социальные выплаты производятся за фактическое число нормативных смен исходя из отработанного времени по табелю учета рабочего времени.


    В соответствии с Временными методическими рекомендациями "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (версия 10 от 8 февраля 2021 г.) при стандартном определении случая заболевания (COVID-19) подтвержденным случаем (COVID-19) считается при выявлении:

    1. положительного результата лабораторного исследования на наличие РНК SARS-CoV-2 с применением методов амплификации нуклеиновых кислот (МАНК) или антигена SARS-CoV-2 с применением иммунохроматографического анализа вне зависимости от клинических проявлений;
    2. положительного результата на антитела класса IgA, IgM и/или IgG у пациентов с клинически подтвержденной инфекцией COVID-19. В случае получения лабораторного подтверждения диагноза, выставляется код по МКБ-10:
    • U07.1 - Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус идентифицирован (подтвержден лабораторным тестированием независимо от тяжести клинических признаков или симптомов).

    При отсутствии лабораторного подтверждения диагноза, но наличии типичной клинической картины и/или эпидемиологических данных, выставляется следующий код по МКБ-10:

    • U07.2 - Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус не идентифицирован (COVID-19) диагностируется клинически или эпидемиологически, но лабораторные исследования неубедительны или недоступны).

    В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами, состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

    Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

    Таким образом, судебно-медицинские эксперты не оказывают медицинскую помощь, и специальные социальные выплаты в соответствии с постановлением № 1762 им не предусмотрены.


    Одновременно сообщаем, что Минтруд России не наделен правом расширять круг получателей специальной социальной выплаты сверх определенного Постановлением № 1762.

    Пунктом 3 Постановления № 1762 установлено, что специальная социальная выплата осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 2 Постановления № 1762, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (далее соответственно - организации, перечень), который формируется в целях реализации настоящего постановления соответствующими федеральными органами исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении, федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении находящихся в их ведении организаций, иных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и взаимодействующих с ними организаций в информационном ресурсе учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 373 "Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", с указанием наименования организации, идентификационного номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет, основного государственного регистрационного номера, периода включения ее в перечень и исключения из перечня (календарный месяц).


    Таким образом, формирование перечня медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) в субъекте Российской Федерации для осуществления специальной социальной выплаты, предусмотренной Постановлением № 1762, отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья".

    Дополнительно сообщено, что исходя из положения части 2 статьи 72 Федерального закона 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Федеральных законов от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать размеры и условия оплаты труда, мер социальной поддержки медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции) соответственно государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений за счет собственных средств.

    Читайте также: