Федеральная служба занятости населения как субъект трудового права презентация

Обновлено: 16.05.2024

Значение государственного управления в сфере труда и занятости населения

Государственное управление сферой труда и занятости населения – это система законодательных, организационных, финансовых, административных и иных мероприятий, направленных на регулирование социальных процессов занятости и безработицы, обеспечения благосостояния работающего населения.

Сегодня в России обострены проблемы обеспечения эффективного трудоустройства населения. Роль государственного регулирования социальных процессов занятости и безработицы находит выражение в решении следующих задач:

  • сокращение объема безработицы;
  • ликвидация последствий безработицы;
  • обеспечение эффективного трудоустройства населения;
  • обеспечение минимального уровня заработной платы и пр.

Важно подчеркнуть, что рынок труда представляет одну из важнейших социальных проблем, требующих государственного управления. Проблемы рынка труда характеризуются многоаспектностью, многофункциональностью, они тесно связаны с социально-экономической и политической обстановкой в мире и стране.

Характеристика занятости населения и рынка труда в государстве и отдельных регионах отражает экономическое состояние территории и эффективность публичного управления, реализуемого на такой территории. Публичное управление в рассматриваемой сфере на соответствующей территории решает задачи наиболее полного вовлечения населения в социально-экономические процессы.

Государственное управление вопросами труда и занятости населения ориентировано на:

  • обеспечение сбалансированности спроса и предложения трудовых ресурсов соответствующей квалификации;
  • повышение уровня благосостояния населения, его качества жизни;
  • формирования благоприятной среды для наиболее полной реализации трудовых, предпринимательских и экономических интересов личности и др.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные направления государственного управления сферой труда и занятости населения

Государственная политика в области регулирования сферы занятости и труда населения строится на заложенных в Конституции основах демократического развития общества, обеспечения прав личности и принципах, установленных федеральным законодательством.

Специальным законодательством определяются следующие направления государственного управления в сфере труда и занятости:

  • это оказание помощи и поддержки в поиске работы заинтересованным лицам и обеспечение среды равных возможностей для всего населения на территории страны для осуществления конституционно гарантированных прав на добровольный труд и свободный выбор трудовой функции, повышение уровня благосостояния и формирование условий, способных обеспечить достойную жизнь и наиболее полное развитие личности;
  • это функционирование органов публичного управления, преследующее цели защиты национального трудового рынка, развития национальных трудовых ресурсов и поддержки предпринимательских, трудовых и иных экономических инициатив личности. Важнейшими мероприятиями по указанному направлению государственного управления в сфере труда и занятости является обеспечение мобильности активного трудового населения и реализации комплекса мероприятий, направленных на сокращение безработицы и ликвидации ее последствий;
  • это интеграция усилий участников трудового рынка. Здесь реализуются мероприятия по координации, согласованию деятельности субъектов трудового рынка, органов публичного управления, представителей работников и работодателей для разработки и осуществления мероприятий по обеспечению эффективной занятости. В частности, устанавливаются поощрительные меры для работодателей, которые на протяжении длительного времени сохраняют имеющиеся рабочие места и формируют новые, оказывается поддержка предпринимательским и иным экономическим инициативам, которые отвечают требованиям стратегической государственной социально-экономической политики. Необходимо подчеркнуть, что координация усилий по указанному направлению требует и международного сотрудничества, и развития негосударственных объединений, способствующих трудоустройству населения.

Субъекты реализации государственного управления сферой труда и занятости населения

Осуществление государственного управления сферой труда и занятости населения реализуется органами публичного управления специальной компетенции – Федеральной службой по труду и занятости. В компетенцию названного органа входит широкий и разнообразный круг управленческих задач. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет возложенную на нее функцию публичного управления посредством функционирования территориальных подразделений, которые находятся в тесном взаимодействии с органами публичного управления исполнительного характера на федеральном и региональном уровне, а также с органами публичного управления местного уровня, общественными организациями и объединениями.

В качестве декларируемых целей функционирования указанного органа публичного управления называются:

  • обеспечение прав личности на достойный труд;
  • обеспечение справедливого размера заработной платы;
  • обеспечение прозрачности, доступности, открытости, профессионализмы государственной и муниципальной службы и пр.

Особое значение государственное управление в сфере труда и занятости приобретает в кризисных условиях, так как именно в указанные периоды происходит обострение проблем безработицы, сокращение размера доходов населения и снижение качества его жизни.

В условиях кризиса в современной экономике видится необходимым предусмотреть в программах социально-экономического развития регионов специальные разделы, регламентирующие вопросы развития кадрового потенциала региона для обеспечения нужд региональной экономики, повышения доходов населения посредством обеспечения эффективной занятости и пр.

Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения, слайд 1

Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения, слайд 2

Цели: Изучение содержания трудового договора; Развитие умения критически анализировать источники информации.

Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения, слайд 3

Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения, слайд 4

Утверждение Верно/неверно
1.Трудовой договор заключается только на определенный срок. 2. Заключать трудовой договор можно с лицами, достигшими 16 лет. 3.Дети до 14 лет не имеют права работать. 4. Трудовой договор хранится у работодателя. 5.Расторгнуть трудовой договор может только работодатель. 6. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. 7. Для работников в возрасте до 18 лет предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени. 8. Перерывы в течении рабочего дня относятся к видам времени отдыха. 9. Привлечение работников к работе в выходные дни производится с их письменного согласия. 10. Ежегодный оплачиваемый отпуск составляет 32 дня.

Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения, слайд 5

Источники трудового права

Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения, слайд 6

Обязательные условия трудового договора
Фамилия, имя, отчество работника
Наименование работодателя
Конкретное место работы
Дата начала работы
Наименование должности, специальности, профессии, квалификации работника
Права и обязанности работодателя
Характеристика условий труда
Режим труда и отдыха работника
Условия оплаты труда работника
Виды и условия социального страхования работника

Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения, слайд 7

Документы, предъявляемые работодателю, при приеме на работу

Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения, слайд 8

Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения, слайд 9

Время отдыха
Время, в течение которого работники свободны от выполнения своих служебных обязанностей и которое они могут использовать по своему усмотрению (перерывы для отдыха и питания, выходные дни, праздничные дни, ежегодный отпуск и иные отпуска
Государственные праздники РФ 1-5 января Новогодние каникулы 7 января – Рождество Христово 23 февраля – День защитника Отечества 8 марта – Международный женский день 1 мая – День весны и труда 9 мая – День Победы 12 июня – День России 4 ноября – День народного единства

Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения, слайд 10

Утверждение Верно/неверно
1.Трудовой договор заключается только на определенный срок. 2. Заключать трудовой договор можно с лицами, достигшими 16 лет. 3.Дети до 14 лет не имеют права работать. 4. Трудовой договор хранится у работодателя. 5.Расторгнуть трудовой договор может только работодатель. 6. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. 7. Для работников в возрасте до 18 лет предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени. 8. Перерывы в течении рабочего дня относятся к видам времени отдыха. 9. Привлечение работников к работе в выходные дни производится с их письменного согласия. 10. Ежегодный оплачиваемый отпуск составляет 32 дня.
Неверно
Верно
Неверно
Неверно
Неверно
Верно
Верно
Верно
Верно
Неверно

Правовое регулирование занятости и трудоустройства, слайд 1

Слайд 5

Правовое регулирование занятости и трудоустройства, слайд 5

Слайд 6

Правовое регулирование занятости и трудоустройства, слайд 6

Права и обязанности работника
Право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены Право на своевременную и в полном объеме выплачиваемую зарплату Право на отдых Право на защиту трудовых прав
Добровольное выполнение трудовых функций Соблюдение трудовой дисциплины Бережное отношение к имуществу предприятия Выполнение норм труда
Дисциплинарная ответственность Материальная ответственность Уголовная ответственность

Слайд 7

Правовое регулирование занятости и трудоустройства, слайд 7

Права и обязанности работодателя
Требовать выполнения трудовых обязанностей работника и бережного отношения к имуществу предприятия Право поощрять работника Право привлекать их к дисциплинарной и материальной ответственности
Соблюдение законов и норм трудового права Справедливая оплата труда в соответствии с трудовым вкладом работника Создание безопасных условий труда

Слайд 8

Правовое регулирование занятости и трудоустройства, слайд 8

Условия работы несовершеннолетнихлет (с 14 лет)
Работа осуществляется в свободное от учебы время и только с согласия родителей Только легкие формы работы, запрещается применять труд несовершеннолетних на тяжелых, вредных и опасных производствах Запрет на служебные командировки Запрет на сверхурочные работы в ночное время и нерабочие дни

Слайд 9

Правовое регулирование занятости и трудоустройства, слайд 9

ТРУДОВОЙ ДОГОВОР
ЭТО СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ СТОРОНАМИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
На основании ст. 67 ТК РФ: -трудовой договор заключается в письменном виде Составляется в двух экземплярах -каждый экземпляр подписывается работником и работодателем - один экземпляр передается работнику, другой - остается у работодателя Прежде, чем подписать договор, внимательно прочитайте его текст!

Слайд 10

Правовое регулирование занятости и трудоустройства, слайд 10

ПОРЯДОК ПРИЕМА НА РАБОТУ
Прием на работу осуществляется с 18 лет при условии добровольного согласия сторон Перед приемом на работу проводится собеседование с будущим работником, допускающее тестирование, конкурс на замещение должностей Работник предоставляет необходимые документы (паспорт, трудовая книжка, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, , документы воинского учета, документы об образовании и квалификации) При приеме на работу: заявление от работника, приказ работодателя о приеме на работу, оформление личной карточки и трудовой книжки.

Слайд 11

Правовое регулирование занятости и трудоустройства, слайд 11

УСЛОВИЯ РАСТОРЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ РАБОТНИКА
ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТОДАТЕЛЯ
Прочитайте текст на стр. 279 и назовите особенности заключения трудового договора с несовершеннолетними.

Слайд 12

Правовое регулирование занятости и трудоустройства, слайд 12

ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
Не допускается испытательный срок при приеме на работу Оговаривается сокращенная продолжительность рабочего времени, пониженные нормы выработки Зарплата может выплачиваться в полном объеме за счет средств работодателя Ежегодный оплачиваемый отпуск-31 день, предоставляется в любое время, удобное для работника Расторгается трудовой договор по инициативе работодателя только при согласии государственной инспекции труда

Слайд 13

Правовое регулирование занятости и трудоустройства, слайд 13

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ОТПУСКОВ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА
СТРАНА СКОЛЬКО ЧАСОВ В ГОДУ РАБОТАЮТ отпуск Продолжительность рабочей недели
Южная Корея 2447
США 1815 12 дней
Япония 1815 18 дней
Россия 1740 28 дней 40 часов
Франция 1545 48 часов
Германия 1444 6 недель 36 часов

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

Презентация на тему Правовое регулирование занятости населения

Занятость населения — это состояние его экономически активной части, которое характеризуется наличием у людей работы, или легитимного, т

Занятость населения — это состояние его экономически активной части, которое характеризуется наличием у людей работы, или легитимного, т

Занятость населения — это состояние его экономически активной части, которое характеризуется наличием у людей работы, или легитимного, т.е. не противоречащего действующему законодательству, доходного занятия.

Всё население РК можно разделить на занятых и не занятых граждан. В зависимости от того, какими видам деятельности занимаются граждане можно определить формы занятости. В Законе о занятости указан перечень граждан, которые считаются занятыми в РК:

Анализируя понятие безработного, необходимо отметить последствия безработицы

Анализируя понятие безработного, необходимо отметить последствия безработицы

С целью максимального устранения проблем в обществе и экономике в результате безработицы был создан центр занятости населения

С целью максимального устранения проблем в обществе и экономике в результате безработицы был создан центр занятости населения

С целью максимального устранения проблем в обществе и экономике в результате безработицы был создан центр занятости населения.

Главная цель работы центров занятости – оказание трудового посредничества гражданам и работодателям, реализация активных мер содействия занятости, организация социальной защиты от безработицы.
Центры занятости предоставляют услуги населению и работодателям. Все услуги предоставляются бесплатно.
В центрах занятости работает специально подготовленный персонал и используются единые стандарты работы.

Пример: поддержка предпринимательства

Пример: поддержка предпринимательства

Пример: поддержка предпринимательства

Государственная политика в Республике Казахстан в отношении частного предпринимательства нацелена на формирование среднего класса, путем развития малого предпринимательства, ориентированного на создание новых высокотехнологичных производств с наибольшей добавленной стоимостью.

Для достижения поставленной цели, как одним из этапов реализации стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан предусматривается решение задачи развития инфраструктуры предпринимательства.
Инфраструктура поддержки предпринимательства представляет собой комплекс организаций, обеспечивающих благоприятные условия создания, функционирования и развития частной предпринимательской деятельности.

В Республике Казахстан к подобным организациям можно отнести:
государственные и созданные по инициативе государства организации;
неправительственные организации;
коммерческие организации.
В зависимости от функциональной направленности структура институтов инфраструктуры определяется следующим образом:
государственная поддержка и содействие на этапах становления, функционирования и развития бизнеса;
финансовая поддержка;
информационно-аналитическая поддержка;
поддержка в области образования и повышения квалификации кадров;
материально-техническая поддержка.

Статья 28. Участие работодателей в обеспечении занятости населения 1

Статья 28. Участие работодателей в обеспечении занятости населения 1

Статья 28. Участие работодателей в обеспечении занятости населения

1. Работодатели участвуют в реализации государственной политики в сфере занятости населения путем: 1) оказания содействия в трудоустройстве с соблюдением условий трудовых договоров и коллективных договоров в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан; 2) развития системы профессионального обучения персонала; 3) подготовки кадров через организации образования, реализующие учебные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования; 4) сохранения и рационального использования кадрового потенциала квалифицированных работников в ходе структурных изменений; 5) предоставления рабочих мест для организации общественных работ, социальных рабочих мест и прохождения молодежной практики; 6) принятия на имеющиеся вакансии лиц, обратившихся по вопросу трудоустройства, в том числе направленных центром занятости населения, а также частным агентством занятости, в соответствии с квалификационными требованиями, установленными в организациях; 7) создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов; 8) предоставления текущих вакансий и данных о прогнозируемом создании рабочих мест в разрезе востребованных специальностей в единую информационную базу рынка труда, в том числе посредством государственного интернет-ресурса "Биржа труда"; 9) создания рабочих мест.

Работодатель обязан : 1) направлять центру занятости населения письменно или посредством государственного интернет-ресурса "Биржа труда" сведения о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) в течение…

Работодатель обязан : 1) направлять центру занятости населения письменно или посредством государственного интернет-ресурса

2. Работодатель обязан: 1) направлять центру занятости населения письменно или посредством государственного интернет-ресурса "Биржа труда" сведения о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) в течение пяти рабочих дней со дня их появления с указанием условий труда и оплаты, за исключением вакантных должностей государственных служащих, выборных государственных должностей, депутатов Парламента и маслихатов, судей Республики Казахстан, лиц, состоящих на воинской службе, сотрудников специальных государственных, правоохранительных органов и государственной фельдъегерской службы, работников Национального Банка Республики Казахстан и его ведомств; 2) предоставлять центру занятости населения письменно или посредством государственного интернет-ресурса "Биржа труда" в полном объеме информацию о предстоящем высвобождении работников в связи с прекращением деятельности работодателя – физического лица либо ликвидацией работодателя – юридического лица, сокращением численности или штата, снижением объема производств и выполняемых работ и услуг, повлекшего ухудшение экономического состояния работодателя, о количестве и категориях работников, которых оно может коснуться, с указанием должностей и профессий, специальностей, квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников и сроков, в течение которых они будут высвобождаться, не менее чем за один месяц до начала высвобождения; 3) возмещать расходы центра занятости населения на оплату профессионального обучения, выплату стипендии и материальной помощи участнику активных мер содействия занятости в случае отказа в приеме его на работу после профессионального обучения на основании социального контракта, заключенного с участием работодателя, за исключением случаев отказа при ликвидации работодателя – юридического лица либо прекращении деятельности работодателя – физического лица, сокращении численности или штата работников, снижении объема производств и выполняемых работ и услуг, повлекшем ухудшение экономического состояния работодателя; 4) своевременно (в течение пяти рабочих дней со дня направления для трудоустройства) извещать центр занятости населения письменно или посредством государственного интернет-ресурса "Биржа труда" о приеме на работу или отказе в приеме на работу;

Ситуационная задача Как сделать запрос в центр занятости населения? ------------------------------------------

Ситуационная задача Как сделать запрос в центр занятости населения? ------------------------------------------

Вопросы для самоконтроля: Перечислите основные направления государственной политики в сфере занятости населения

Вопросы для самоконтроля: Перечислите основные направления государственной политики в сфере занятости населения

Вопросы для самоконтроля:

Перечислите основные направления государственной политики в сфере занятости населения.
Являются ли занятыми лица, проходящие службу в ВС?
Заинтересовано ли государство в обеспечении лиц работой?
Функции местного органа по вопросам занятости населения?
Цель и задачи центра занятости населения.
Что такое подходящая работа?


Общая характеристика законодательства РФ о трудоустройстве. Понятие и формы занятости. Порядок и условия признания гражданина безработным. Правовой статус безработного.

Содержимое разработки

Общая характеристика законодательства РФ о трудоустройстве

Государственное регулирование обеспечения занятости и трудоустройства осуществлялось и раньше, но указанным Законом оно усилено, поскольку у нас появилась безработица, которой не было с 1930 г. Рыночная экономика создала безработицу и необходимость содействовать безработным в трудоустройстве.

Еще Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г., в ст. 23 провозгласила, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый ООН в 1966 г., предусматривает полную, продуктивную и свободно избранную занятость. А Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ закрепила обеспечение занятости. Международные нормы вошли в государственную политику Российской Федерации в области занятости и в право. И ныне мы имеем уже систему российского законодательства в области занятости, в которую входят:

статья 37 Конституции РФ, предусматривающая защиту от безработицы, на что направлена такая важная ее гарантия, как содействие обеспечению занятости и трудоустройству;

статья 23 (п. 1) Всеобщей Декларации прав человека ООН 1948 г., предусматривающая, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 января 1993 г.;

Положение о Федеральной службе занятости, конкретизирующее основные задачи, права и обязанности этой службы, предусмотренные указанным Законом. С 1 декабря 2000 г. действует положение о Департаменте этой службы в системе Минтруда РФ;

Временное положение о порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, нуждающихся в социальной защите, утвержденное постановлением Минтруда и занятости населения РФ от 11 июня 1992 г.;

Положение об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, установившее понятие массового высвобождения, его критерии, программу мер по содействию занятости в условиях массового высвобождения и взаимоотношения в этот период между работниками, работодателями и органами исполнительной власти (см. постановление Правительства РФ от 5 февраля 1995 г.);

отраслевые программы содействия занятости населения, разрабатываемые и осуществляемые федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Коллективно-договорное регулирование занятости дополняет на всех его уровнях законодательное регулирование. Федеральная служба занятости также принимает нормативные акты и акты разъясняющего характера по своей сфере деятельности.

В разделах VI–VIII говорится об участии работодателей в обеспечении занятости, их правах, социальных гарантиях и компенсациях высвобождаемым работникам и безработным и о порядке выплаты пособий безработным и оказании им и членам их семей материальной помощи. Закон устанавливает и определенную социальную помощь безработным.

Понятие и формы занятости

Занятость – это понятие, которое имеет много значений. Она связана со всеми сторонами жизнедеятельности людей: производством, распределением, потреблением, доходами, культурой населения, его репродуктивным поведением, образом жизни и т.д. Как научная категория занятость представляет собой совокупность социально-экономических отношений, в которые вступают люди между собой по поводу участия в трудовой деятельности независимо от места нахождения рабочего места. Она отражает сходства и различия, согласие и борьбу между индивидами и группами в обществе с точки зрения таких важных социальных ценностей в жизни людей, как труд, профессиональное самоопределение, доходы как материальная основа существования.

Формы занятости – организационно-правовые способы, условия трудоиспользования, группировка которых осуществляется по отдельным признакам (режиму рабочего времени, регулярности трудовой деятельности, легитимности трудоустройства, условиям организации трудового процесса).

По способу участия в общественном труде занятость населения можно подразделить на занятость по найму и самостоятельную занятость.

Занятость по найму представляет собой отношения, возникающие между собственниками средств производства и работниками, не имеющими средств производства и продающими свою рабочую силу в обмен на определенную стоимость в форме заработной платы.

Самостоятельная занятость – это отношения (экономические, правовые и т.д.) между людьми в процессе участия их в общественно-полезном труде, основанные на личной инициативе, самостоятельности и ответственности, направленные, как правило, на получение трудового дохода и обусловливающие самореализацию и самоутверждение личности.

По режиму рабочего времени принято выделять занятость с режимом полного рабочего времени и неполную (частичную) занятость.

Занятость с режимом полного рабочего времени основывается на регламентированной продолжительности полного рабочего дня, которая в России в настоящее время составляет 40 часов в неделю. Как полный рабочий день следует считать предусмотренный законодательством РФ сокращенный рабочий день для отдельных категорий работников: подростков до 18 лет, занятых в особо вредных условиях труда. Ей присущи оплачиваемый профессиональный труд, с помощью которого удовлетворяются личные и общественные потребности и приносящий, как правило, гражданам заработок, доход и достойное существование.

Неполная (частичная) занятость по количественным характеристикам неполного рабочего времени подразделяется на следующие формы:

- занятость неполное рабочее время (сокращенная рабочая неделя, сокращенный рабочий день) – это результат кризисного сокращения рабочего времени.

- сжатая неполная рабочая неделя.

- деление рабочих мест.

- альтернативный режим рабочего.

Неполную (частичную) занятость как социальное явление можно рассматривать в трех аспектах:

- как необходимость отдельных групп населения (женщин, воспитывающих детей, учащейся молодежи; лиц с пониженной трудоспособностью и т.д.) работать неполный рабочий день;

- как меру макроэкономической политики, позволяющую сдерживать нарастание безработицы;

- как инструмент внутрифирменного управления, позволяющий гибко реагировать на изменение внешней и внутренней среды.

По регулярности трудовой деятельности занятость подразделяется на постоянную, временную, сезонную и случайную.

Постоянная (регулярная) занятость предполагает, что работник должен работать определенное число часов каждую неделю, реже – каждый месяц.

Временная занятость имеет две разновидности: занятость на определенный срок (фиксированный срок трудового контракта) и командировочная занятость (через посредничество определенных фирм).

Сезонная занятость предполагает работу в течение определенного сезона.

Случайная занятость означает выполнение различных по характеру непродолжительных работ с целью получения материального вознаграждения без заключения трудового договора.

По легитимности трудоустройства занятость подразделяется на формальную и неформальную.

Занятость в личном подсобном хозяйстве (ЛПХ) имеет особое значение в жизни сельского населения. ЛПХ – это хозяйство, ограниченное рамками одной семьи, которое ведется в небольших масштабах. В ЛПХ используются преимущественно простые орудия труда и ручной труд.

К неформальной занятости относится и подпольное, скрытое производство. Этот сектор так называемой теневой экономики ближе всего к официальной экономике, поскольку здесь осуществляются виды деятельности, имеющие аналоги в официальной экономике, причем зачастую они ведутся за её счет.

Можно утверждать, что сегодня неформальная занятость в России является ничем иным, как массовой самозанятостью, но исключенной из сферы цивилизованных социально-трудовых отношений и не использующей соответствующих норм. Ее существование означает, что, с одной стороны, создается примитивный неформальный сектор экономики, а с другой – происходит деформализация официальной экономики, ее передел в теневую сферу.

По условиям организации трудовых процессов занятость подразделяется на стандартную и нестандартную. В основе такого деления лежит специфика организации трудового процесса, которая принимает различные формы.

Стандартная (типичная) занятость – это занятость, предполагающая постоянную работу наемного работника у одного работодателя в его производственном помещении при стандартной нагрузке в течение дня, недели, года.

Нестандартная (нетипичная, гибкая) занятость включает следующие формы:

- занятость, связанная с нестандартными режимами рабочего времени, такими, как гибкий рабочий год, сжатая рабочая неделя, гибкие графики рабочего времени и др.;

- занятость, связанная с социальным статусом работников: самостоятельные работники, помогающие им члены семьи;

- занятость по нестандартным организационным формам: временные работники, совместительство.

Всем нетипичным формам занятости присущи черты неопределенности, неустойчивости. Но именно они теснят стандартную занятость. На первый взгляд, особенно в кризисных ситуациях или для определенных групп населения (женщин, имеющих детей, учащейся молодежи, пенсионеров, инвалидов, для вторичной занятости), нетипичная занятость обладает преимуществами индивидуализации режима работы, объема трудовой нагрузки и даже структуры жизнедеятельности. Но с другой стороны и это самое главное, абсолютно снижаются гарантии занятости со стороны работодателей и государства, наконец, общества. Если в 50-60-е годы ХХ века переход на нестандартные условия занятости носил, как правило, добровольный характер, то сегодня — это вынужденная по характеру форма занятости. И это общая и достаточно устойчивая тенденция для стран с различным уровнем развития рыночной экономики.

Порядок и условия признания гражданина безработным

Решение принимается не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости:

паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию гражданина, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы;

для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.

В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

В соответствии с п. 3 статьи 3 Закона безработными не могут быть признаны следующие категории граждан:

лица, не достигшие 16-летнего возраста;

лица, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно; либо пенсия, предусмотренная п. 2 статьи 32 Закона при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, уволенных в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, с их согласия; либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

лица, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды;

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Правовой статус безработного

Безработными не могут быть признаны граждане:

а) не достигшие 16летнего возраста;

б) получающие пенсию по возрасту или по выслуге лет;

в) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов такой работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности), – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы;

г) не явившиеся в течение первых 10 дней без уважительных причин в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных;

д) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а так же к наказанию в виде лишения свободы. Граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Случаи снятия безработных граждан с регистрационного учета:

а) признание граждан занятыми;

б) прохождение профессиональной подготовки, повышение квалификации или переподготовка по направлению органов по вопросам занятости с выплатой стипендии;

в) неявка без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска работы в органы по вопросам занятости для предложения им подходящей работы, а также неявк а в срок для регистрации их в качестве безработных;

г) длительная (более месяца) неявка в органы по вопросам занятости без уважительных причин;

д) переезд в другую местность;

е) установление злоупотреблений со стороны граждан (сокрытие заработка (дохода), предоставление документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставление других недостоверных данных для признания безработными и т. п.);

ж) осуждение к наказанию в виде лишения свободы;

з) назначение в соответствии с пенсионным законодательством РФ пенсии по старости (возрасту), за выслугу лет.


-80%

Читайте также: