Федеральная служба занятости населения как субъект трудового права презентация
Обновлено: 16.05.2024
Значение государственного управления в сфере труда и занятости населения
Государственное управление сферой труда и занятости населения – это система законодательных, организационных, финансовых, административных и иных мероприятий, направленных на регулирование социальных процессов занятости и безработицы, обеспечения благосостояния работающего населения.
Сегодня в России обострены проблемы обеспечения эффективного трудоустройства населения. Роль государственного регулирования социальных процессов занятости и безработицы находит выражение в решении следующих задач:
- сокращение объема безработицы;
- ликвидация последствий безработицы;
- обеспечение эффективного трудоустройства населения;
- обеспечение минимального уровня заработной платы и пр.
Важно подчеркнуть, что рынок труда представляет одну из важнейших социальных проблем, требующих государственного управления. Проблемы рынка труда характеризуются многоаспектностью, многофункциональностью, они тесно связаны с социально-экономической и политической обстановкой в мире и стране.
Характеристика занятости населения и рынка труда в государстве и отдельных регионах отражает экономическое состояние территории и эффективность публичного управления, реализуемого на такой территории. Публичное управление в рассматриваемой сфере на соответствующей территории решает задачи наиболее полного вовлечения населения в социально-экономические процессы.
Государственное управление вопросами труда и занятости населения ориентировано на:
- обеспечение сбалансированности спроса и предложения трудовых ресурсов соответствующей квалификации;
- повышение уровня благосостояния населения, его качества жизни;
- формирования благоприятной среды для наиболее полной реализации трудовых, предпринимательских и экономических интересов личности и др.
Готовые работы на аналогичную тему
Основные направления государственного управления сферой труда и занятости населения
Государственная политика в области регулирования сферы занятости и труда населения строится на заложенных в Конституции основах демократического развития общества, обеспечения прав личности и принципах, установленных федеральным законодательством.
Специальным законодательством определяются следующие направления государственного управления в сфере труда и занятости:
- это оказание помощи и поддержки в поиске работы заинтересованным лицам и обеспечение среды равных возможностей для всего населения на территории страны для осуществления конституционно гарантированных прав на добровольный труд и свободный выбор трудовой функции, повышение уровня благосостояния и формирование условий, способных обеспечить достойную жизнь и наиболее полное развитие личности;
- это функционирование органов публичного управления, преследующее цели защиты национального трудового рынка, развития национальных трудовых ресурсов и поддержки предпринимательских, трудовых и иных экономических инициатив личности. Важнейшими мероприятиями по указанному направлению государственного управления в сфере труда и занятости является обеспечение мобильности активного трудового населения и реализации комплекса мероприятий, направленных на сокращение безработицы и ликвидации ее последствий;
- это интеграция усилий участников трудового рынка. Здесь реализуются мероприятия по координации, согласованию деятельности субъектов трудового рынка, органов публичного управления, представителей работников и работодателей для разработки и осуществления мероприятий по обеспечению эффективной занятости. В частности, устанавливаются поощрительные меры для работодателей, которые на протяжении длительного времени сохраняют имеющиеся рабочие места и формируют новые, оказывается поддержка предпринимательским и иным экономическим инициативам, которые отвечают требованиям стратегической государственной социально-экономической политики. Необходимо подчеркнуть, что координация усилий по указанному направлению требует и международного сотрудничества, и развития негосударственных объединений, способствующих трудоустройству населения.
Субъекты реализации государственного управления сферой труда и занятости населения
Осуществление государственного управления сферой труда и занятости населения реализуется органами публичного управления специальной компетенции – Федеральной службой по труду и занятости. В компетенцию названного органа входит широкий и разнообразный круг управленческих задач. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет возложенную на нее функцию публичного управления посредством функционирования территориальных подразделений, которые находятся в тесном взаимодействии с органами публичного управления исполнительного характера на федеральном и региональном уровне, а также с органами публичного управления местного уровня, общественными организациями и объединениями.
В качестве декларируемых целей функционирования указанного органа публичного управления называются:
- обеспечение прав личности на достойный труд;
- обеспечение справедливого размера заработной платы;
- обеспечение прозрачности, доступности, открытости, профессионализмы государственной и муниципальной службы и пр.
Особое значение государственное управление в сфере труда и занятости приобретает в кризисных условиях, так как именно в указанные периоды происходит обострение проблем безработицы, сокращение размера доходов населения и снижение качества его жизни.
В условиях кризиса в современной экономике видится необходимым предусмотреть в программах социально-экономического развития регионов специальные разделы, регламентирующие вопросы развития кадрового потенциала региона для обеспечения нужд региональной экономики, повышения доходов населения посредством обеспечения эффективной занятости и пр.
Цели: Изучение содержания трудового договора; Развитие умения критически анализировать источники информации.
Утверждение Верно/неверно
1.Трудовой договор заключается только на определенный срок. 2. Заключать трудовой договор можно с лицами, достигшими 16 лет. 3.Дети до 14 лет не имеют права работать. 4. Трудовой договор хранится у работодателя. 5.Расторгнуть трудовой договор может только работодатель. 6. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. 7. Для работников в возрасте до 18 лет предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени. 8. Перерывы в течении рабочего дня относятся к видам времени отдыха. 9. Привлечение работников к работе в выходные дни производится с их письменного согласия. 10. Ежегодный оплачиваемый отпуск составляет 32 дня.
Источники трудового права
Обязательные условия трудового договора
Фамилия, имя, отчество работника
Наименование работодателя
Конкретное место работы
Дата начала работы
Наименование должности, специальности, профессии, квалификации работника
Права и обязанности работодателя
Характеристика условий труда
Режим труда и отдыха работника
Условия оплаты труда работника
Виды и условия социального страхования работника
Документы, предъявляемые работодателю, при приеме на работу
Время отдыха
Время, в течение которого работники свободны от выполнения своих служебных обязанностей и которое они могут использовать по своему усмотрению (перерывы для отдыха и питания, выходные дни, праздничные дни, ежегодный отпуск и иные отпуска
Государственные праздники РФ 1-5 января Новогодние каникулы 7 января – Рождество Христово 23 февраля – День защитника Отечества 8 марта – Международный женский день 1 мая – День весны и труда 9 мая – День Победы 12 июня – День России 4 ноября – День народного единства
Утверждение Верно/неверно
1.Трудовой договор заключается только на определенный срок. 2. Заключать трудовой договор можно с лицами, достигшими 16 лет. 3.Дети до 14 лет не имеют права работать. 4. Трудовой договор хранится у работодателя. 5.Расторгнуть трудовой договор может только работодатель. 6. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. 7. Для работников в возрасте до 18 лет предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени. 8. Перерывы в течении рабочего дня относятся к видам времени отдыха. 9. Привлечение работников к работе в выходные дни производится с их письменного согласия. 10. Ежегодный оплачиваемый отпуск составляет 32 дня.
Неверно
Верно
Неверно
Неверно
Неверно
Верно
Верно
Верно
Верно
Неверно
Слайд 5
Слайд 6
Права и обязанности работника
Право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены Право на своевременную и в полном объеме выплачиваемую зарплату Право на отдых Право на защиту трудовых прав
Добровольное выполнение трудовых функций Соблюдение трудовой дисциплины Бережное отношение к имуществу предприятия Выполнение норм труда
Дисциплинарная ответственность Материальная ответственность Уголовная ответственность
Слайд 7
Права и обязанности работодателя
Требовать выполнения трудовых обязанностей работника и бережного отношения к имуществу предприятия Право поощрять работника Право привлекать их к дисциплинарной и материальной ответственности
Соблюдение законов и норм трудового права Справедливая оплата труда в соответствии с трудовым вкладом работника Создание безопасных условий труда
Слайд 8
Условия работы несовершеннолетнихлет (с 14 лет)
Работа осуществляется в свободное от учебы время и только с согласия родителей Только легкие формы работы, запрещается применять труд несовершеннолетних на тяжелых, вредных и опасных производствах Запрет на служебные командировки Запрет на сверхурочные работы в ночное время и нерабочие дни
Слайд 9
ТРУДОВОЙ ДОГОВОР
ЭТО СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ СТОРОНАМИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
На основании ст. 67 ТК РФ: -трудовой договор заключается в письменном виде Составляется в двух экземплярах -каждый экземпляр подписывается работником и работодателем - один экземпляр передается работнику, другой - остается у работодателя Прежде, чем подписать договор, внимательно прочитайте его текст!
Слайд 10
ПОРЯДОК ПРИЕМА НА РАБОТУ
Прием на работу осуществляется с 18 лет при условии добровольного согласия сторон Перед приемом на работу проводится собеседование с будущим работником, допускающее тестирование, конкурс на замещение должностей Работник предоставляет необходимые документы (паспорт, трудовая книжка, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, , документы воинского учета, документы об образовании и квалификации) При приеме на работу: заявление от работника, приказ работодателя о приеме на работу, оформление личной карточки и трудовой книжки.
Слайд 11
УСЛОВИЯ РАСТОРЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ РАБОТНИКА
ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТОДАТЕЛЯ
Прочитайте текст на стр. 279 и назовите особенности заключения трудового договора с несовершеннолетними.
Слайд 12
ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
Не допускается испытательный срок при приеме на работу Оговаривается сокращенная продолжительность рабочего времени, пониженные нормы выработки Зарплата может выплачиваться в полном объеме за счет средств работодателя Ежегодный оплачиваемый отпуск-31 день, предоставляется в любое время, удобное для работника Расторгается трудовой договор по инициативе работодателя только при согласии государственной инспекции труда
Слайд 13
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ОТПУСКОВ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА
СТРАНА СКОЛЬКО ЧАСОВ В ГОДУ РАБОТАЮТ отпуск Продолжительность рабочей недели
Южная Корея 2447
США 1815 12 дней
Япония 1815 18 дней
Россия 1740 28 дней 40 часов
Франция 1545 48 часов
Германия 1444 6 недель 36 часов
Благодарим за оценку!
Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.
Занятость населения — это состояние его экономически активной части, которое характеризуется наличием у людей работы, или легитимного, т
Занятость населения — это состояние его экономически активной части, которое характеризуется наличием у людей работы, или легитимного, т.е. не противоречащего действующему законодательству, доходного занятия.
Всё население РК можно разделить на занятых и не занятых граждан. В зависимости от того, какими видам деятельности занимаются граждане можно определить формы занятости. В Законе о занятости указан перечень граждан, которые считаются занятыми в РК:
Анализируя понятие безработного, необходимо отметить последствия безработицы
С целью максимального устранения проблем в обществе и экономике в результате безработицы был создан центр занятости населения
С целью максимального устранения проблем в обществе и экономике в результате безработицы был создан центр занятости населения.
Главная цель работы центров занятости – оказание трудового посредничества гражданам и работодателям, реализация активных мер содействия занятости, организация социальной защиты от безработицы.
Центры занятости предоставляют услуги населению и работодателям. Все услуги предоставляются бесплатно.
В центрах занятости работает специально подготовленный персонал и используются единые стандарты работы.
Пример: поддержка предпринимательства
Пример: поддержка предпринимательства
Государственная политика в Республике Казахстан в отношении частного предпринимательства нацелена на формирование среднего класса, путем развития малого предпринимательства, ориентированного на создание новых высокотехнологичных производств с наибольшей добавленной стоимостью.
Для достижения поставленной цели, как одним из этапов реализации стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан предусматривается решение задачи развития инфраструктуры предпринимательства.
Инфраструктура поддержки предпринимательства представляет собой комплекс организаций, обеспечивающих благоприятные условия создания, функционирования и развития частной предпринимательской деятельности.
В Республике Казахстан к подобным организациям можно отнести:
государственные и созданные по инициативе государства организации;
неправительственные организации;
коммерческие организации.
В зависимости от функциональной направленности структура институтов инфраструктуры определяется следующим образом:
государственная поддержка и содействие на этапах становления, функционирования и развития бизнеса;
финансовая поддержка;
информационно-аналитическая поддержка;
поддержка в области образования и повышения квалификации кадров;
материально-техническая поддержка.
Статья 28. Участие работодателей в обеспечении занятости населения 1
Статья 28. Участие работодателей в обеспечении занятости населения
1. Работодатели участвуют в реализации государственной политики в сфере занятости населения путем: 1) оказания содействия в трудоустройстве с соблюдением условий трудовых договоров и коллективных договоров в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан; 2) развития системы профессионального обучения персонала; 3) подготовки кадров через организации образования, реализующие учебные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования; 4) сохранения и рационального использования кадрового потенциала квалифицированных работников в ходе структурных изменений; 5) предоставления рабочих мест для организации общественных работ, социальных рабочих мест и прохождения молодежной практики; 6) принятия на имеющиеся вакансии лиц, обратившихся по вопросу трудоустройства, в том числе направленных центром занятости населения, а также частным агентством занятости, в соответствии с квалификационными требованиями, установленными в организациях; 7) создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов; 8) предоставления текущих вакансий и данных о прогнозируемом создании рабочих мест в разрезе востребованных специальностей в единую информационную базу рынка труда, в том числе посредством государственного интернет-ресурса "Биржа труда"; 9) создания рабочих мест.
Работодатель обязан : 1) направлять центру занятости населения письменно или посредством государственного интернет-ресурса "Биржа труда" сведения о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) в течение…
2. Работодатель обязан: 1) направлять центру занятости населения письменно или посредством государственного интернет-ресурса "Биржа труда" сведения о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) в течение пяти рабочих дней со дня их появления с указанием условий труда и оплаты, за исключением вакантных должностей государственных служащих, выборных государственных должностей, депутатов Парламента и маслихатов, судей Республики Казахстан, лиц, состоящих на воинской службе, сотрудников специальных государственных, правоохранительных органов и государственной фельдъегерской службы, работников Национального Банка Республики Казахстан и его ведомств; 2) предоставлять центру занятости населения письменно или посредством государственного интернет-ресурса "Биржа труда" в полном объеме информацию о предстоящем высвобождении работников в связи с прекращением деятельности работодателя – физического лица либо ликвидацией работодателя – юридического лица, сокращением численности или штата, снижением объема производств и выполняемых работ и услуг, повлекшего ухудшение экономического состояния работодателя, о количестве и категориях работников, которых оно может коснуться, с указанием должностей и профессий, специальностей, квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников и сроков, в течение которых они будут высвобождаться, не менее чем за один месяц до начала высвобождения; 3) возмещать расходы центра занятости населения на оплату профессионального обучения, выплату стипендии и материальной помощи участнику активных мер содействия занятости в случае отказа в приеме его на работу после профессионального обучения на основании социального контракта, заключенного с участием работодателя, за исключением случаев отказа при ликвидации работодателя – юридического лица либо прекращении деятельности работодателя – физического лица, сокращении численности или штата работников, снижении объема производств и выполняемых работ и услуг, повлекшем ухудшение экономического состояния работодателя; 4) своевременно (в течение пяти рабочих дней со дня направления для трудоустройства) извещать центр занятости населения письменно или посредством государственного интернет-ресурса "Биржа труда" о приеме на работу или отказе в приеме на работу;
Ситуационная задача Как сделать запрос в центр занятости населения? ------------------------------------------
Вопросы для самоконтроля: Перечислите основные направления государственной политики в сфере занятости населения
Вопросы для самоконтроля:
Перечислите основные направления государственной политики в сфере занятости населения.
Являются ли занятыми лица, проходящие службу в ВС?
Заинтересовано ли государство в обеспечении лиц работой?
Функции местного органа по вопросам занятости населения?
Цель и задачи центра занятости населения.
Что такое подходящая работа?
Общая характеристика законодательства РФ о трудоустройстве. Понятие и формы занятости. Порядок и условия признания гражданина безработным. Правовой статус безработного.
Содержимое разработки
Общая характеристика законодательства РФ о трудоустройстве
Государственное регулирование обеспечения занятости и трудоустройства осуществлялось и раньше, но указанным Законом оно усилено, поскольку у нас появилась безработица, которой не было с 1930 г. Рыночная экономика создала безработицу и необходимость содействовать безработным в трудоустройстве.
Еще Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г., в ст. 23 провозгласила, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый ООН в 1966 г., предусматривает полную, продуктивную и свободно избранную занятость. А Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ закрепила обеспечение занятости. Международные нормы вошли в государственную политику Российской Федерации в области занятости и в право. И ныне мы имеем уже систему российского законодательства в области занятости, в которую входят:
статья 37 Конституции РФ, предусматривающая защиту от безработицы, на что направлена такая важная ее гарантия, как содействие обеспечению занятости и трудоустройству;
статья 23 (п. 1) Всеобщей Декларации прав человека ООН 1948 г., предусматривающая, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 января 1993 г.;
Положение о Федеральной службе занятости, конкретизирующее основные задачи, права и обязанности этой службы, предусмотренные указанным Законом. С 1 декабря 2000 г. действует положение о Департаменте этой службы в системе Минтруда РФ;
Временное положение о порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, нуждающихся в социальной защите, утвержденное постановлением Минтруда и занятости населения РФ от 11 июня 1992 г.;
Положение об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, установившее понятие массового высвобождения, его критерии, программу мер по содействию занятости в условиях массового высвобождения и взаимоотношения в этот период между работниками, работодателями и органами исполнительной власти (см. постановление Правительства РФ от 5 февраля 1995 г.);
отраслевые программы содействия занятости населения, разрабатываемые и осуществляемые федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Коллективно-договорное регулирование занятости дополняет на всех его уровнях законодательное регулирование. Федеральная служба занятости также принимает нормативные акты и акты разъясняющего характера по своей сфере деятельности.
В разделах VI–VIII говорится об участии работодателей в обеспечении занятости, их правах, социальных гарантиях и компенсациях высвобождаемым работникам и безработным и о порядке выплаты пособий безработным и оказании им и членам их семей материальной помощи. Закон устанавливает и определенную социальную помощь безработным.
Понятие и формы занятости
Занятость – это понятие, которое имеет много значений. Она связана со всеми сторонами жизнедеятельности людей: производством, распределением, потреблением, доходами, культурой населения, его репродуктивным поведением, образом жизни и т.д. Как научная категория занятость представляет собой совокупность социально-экономических отношений, в которые вступают люди между собой по поводу участия в трудовой деятельности независимо от места нахождения рабочего места. Она отражает сходства и различия, согласие и борьбу между индивидами и группами в обществе с точки зрения таких важных социальных ценностей в жизни людей, как труд, профессиональное самоопределение, доходы как материальная основа существования.
Формы занятости – организационно-правовые способы, условия трудоиспользования, группировка которых осуществляется по отдельным признакам (режиму рабочего времени, регулярности трудовой деятельности, легитимности трудоустройства, условиям организации трудового процесса).
По способу участия в общественном труде занятость населения можно подразделить на занятость по найму и самостоятельную занятость.
Занятость по найму представляет собой отношения, возникающие между собственниками средств производства и работниками, не имеющими средств производства и продающими свою рабочую силу в обмен на определенную стоимость в форме заработной платы.
Самостоятельная занятость – это отношения (экономические, правовые и т.д.) между людьми в процессе участия их в общественно-полезном труде, основанные на личной инициативе, самостоятельности и ответственности, направленные, как правило, на получение трудового дохода и обусловливающие самореализацию и самоутверждение личности.
По режиму рабочего времени принято выделять занятость с режимом полного рабочего времени и неполную (частичную) занятость.
Занятость с режимом полного рабочего времени основывается на регламентированной продолжительности полного рабочего дня, которая в России в настоящее время составляет 40 часов в неделю. Как полный рабочий день следует считать предусмотренный законодательством РФ сокращенный рабочий день для отдельных категорий работников: подростков до 18 лет, занятых в особо вредных условиях труда. Ей присущи оплачиваемый профессиональный труд, с помощью которого удовлетворяются личные и общественные потребности и приносящий, как правило, гражданам заработок, доход и достойное существование.
Неполная (частичная) занятость по количественным характеристикам неполного рабочего времени подразделяется на следующие формы:
- занятость неполное рабочее время (сокращенная рабочая неделя, сокращенный рабочий день) – это результат кризисного сокращения рабочего времени.
- сжатая неполная рабочая неделя.
- деление рабочих мест.
- альтернативный режим рабочего.
Неполную (частичную) занятость как социальное явление можно рассматривать в трех аспектах:
- как необходимость отдельных групп населения (женщин, воспитывающих детей, учащейся молодежи; лиц с пониженной трудоспособностью и т.д.) работать неполный рабочий день;
- как меру макроэкономической политики, позволяющую сдерживать нарастание безработицы;
- как инструмент внутрифирменного управления, позволяющий гибко реагировать на изменение внешней и внутренней среды.
По регулярности трудовой деятельности занятость подразделяется на постоянную, временную, сезонную и случайную.
Постоянная (регулярная) занятость предполагает, что работник должен работать определенное число часов каждую неделю, реже – каждый месяц.
Временная занятость имеет две разновидности: занятость на определенный срок (фиксированный срок трудового контракта) и командировочная занятость (через посредничество определенных фирм).
Сезонная занятость предполагает работу в течение определенного сезона.
Случайная занятость означает выполнение различных по характеру непродолжительных работ с целью получения материального вознаграждения без заключения трудового договора.
По легитимности трудоустройства занятость подразделяется на формальную и неформальную.
Занятость в личном подсобном хозяйстве (ЛПХ) имеет особое значение в жизни сельского населения. ЛПХ – это хозяйство, ограниченное рамками одной семьи, которое ведется в небольших масштабах. В ЛПХ используются преимущественно простые орудия труда и ручной труд.
К неформальной занятости относится и подпольное, скрытое производство. Этот сектор так называемой теневой экономики ближе всего к официальной экономике, поскольку здесь осуществляются виды деятельности, имеющие аналоги в официальной экономике, причем зачастую они ведутся за её счет.
Можно утверждать, что сегодня неформальная занятость в России является ничем иным, как массовой самозанятостью, но исключенной из сферы цивилизованных социально-трудовых отношений и не использующей соответствующих норм. Ее существование означает, что, с одной стороны, создается примитивный неформальный сектор экономики, а с другой – происходит деформализация официальной экономики, ее передел в теневую сферу.
По условиям организации трудовых процессов занятость подразделяется на стандартную и нестандартную. В основе такого деления лежит специфика организации трудового процесса, которая принимает различные формы.
Стандартная (типичная) занятость – это занятость, предполагающая постоянную работу наемного работника у одного работодателя в его производственном помещении при стандартной нагрузке в течение дня, недели, года.
Нестандартная (нетипичная, гибкая) занятость включает следующие формы:
- занятость, связанная с нестандартными режимами рабочего времени, такими, как гибкий рабочий год, сжатая рабочая неделя, гибкие графики рабочего времени и др.;
- занятость, связанная с социальным статусом работников: самостоятельные работники, помогающие им члены семьи;
- занятость по нестандартным организационным формам: временные работники, совместительство.
Всем нетипичным формам занятости присущи черты неопределенности, неустойчивости. Но именно они теснят стандартную занятость. На первый взгляд, особенно в кризисных ситуациях или для определенных групп населения (женщин, имеющих детей, учащейся молодежи, пенсионеров, инвалидов, для вторичной занятости), нетипичная занятость обладает преимуществами индивидуализации режима работы, объема трудовой нагрузки и даже структуры жизнедеятельности. Но с другой стороны и это самое главное, абсолютно снижаются гарантии занятости со стороны работодателей и государства, наконец, общества. Если в 50-60-е годы ХХ века переход на нестандартные условия занятости носил, как правило, добровольный характер, то сегодня — это вынужденная по характеру форма занятости. И это общая и достаточно устойчивая тенденция для стран с различным уровнем развития рыночной экономики.
Порядок и условия признания гражданина безработным
Решение принимается не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости:
паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию гражданина, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы;
для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.
В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
В соответствии с п. 3 статьи 3 Закона безработными не могут быть признаны следующие категории граждан:
лица, не достигшие 16-летнего возраста;
лица, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно; либо пенсия, предусмотренная п. 2 статьи 32 Закона при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, уволенных в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, с их согласия; либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
лица, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды;
не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.
Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.
Правовой статус безработного
Безработными не могут быть признаны граждане:
а) не достигшие 16летнего возраста;
б) получающие пенсию по возрасту или по выслуге лет;
в) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов такой работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности), – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы;
г) не явившиеся в течение первых 10 дней без уважительных причин в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных;
д) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а так же к наказанию в виде лишения свободы. Граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.
Случаи снятия безработных граждан с регистрационного учета:
а) признание граждан занятыми;
б) прохождение профессиональной подготовки, повышение квалификации или переподготовка по направлению органов по вопросам занятости с выплатой стипендии;
в) неявка без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска работы в органы по вопросам занятости для предложения им подходящей работы, а также неявк а в срок для регистрации их в качестве безработных;
г) длительная (более месяца) неявка в органы по вопросам занятости без уважительных причин;
д) переезд в другую местность;
е) установление злоупотреблений со стороны граждан (сокрытие заработка (дохода), предоставление документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставление других недостоверных данных для признания безработными и т. п.);
ж) осуждение к наказанию в виде лишения свободы;
з) назначение в соответствии с пенсионным законодательством РФ пенсии по старости (возрасту), за выслугу лет.
-80%
Читайте также: