Есть ли профессия дрифтер

Обновлено: 11.05.2024

Дрифт в России с каждым годом становится популярнее. Растет профессионализм и количество пилотов. Профессиональные дрифт-кары становятся мощнее и дороже. Ливреи ярче. Что привлекает внимание новых поклонников этого спорта, а так же спонсоров.

В России главным организатором гонок в управляемом заносе, выступает Российская дрифт серия. Во главе с Дмитрием Добровольским. А с 2021 RDS становится организатором международных соревнований FIA IDC, которые пройдут в Латвии.

Европейский дрифт

Toyota GR Supra с двигателем 2JZ, компактный Corolla Hatchback или бульварный родстер Opel GT. Либеральные технические правила в мире дрифта позволяют инженерам создавать поистине потрясающие проекты. Кроме того, они так же совершенны, как лучшие раллийные автомобили WRC. Или трековые автомобили из знаменитой гоночной серии.

Павел Трела, один из лидеров дрифта в Европе, конструктор спортивных автомобилей и создатель уникального дрейфующего автомобиля Opel GT. Рассказывает, как построить профессиональный дрифт-кар.

Спортивное Авто дрифт

Прочный фундамент для дрифта

Начинаем строить дрифт-кар с правильного выбора базы. А поскольку дрифтинг — это спорт, предполагающий занос задних колес, в основе лежат заднеприводные автомобили. Дрифтеры выбирают такие конструкции, как:

Toyota Supra, GT86 и Corolla AE86, Lexus IS и GS, Nissan 200SX или модели BMW.

Однако есть исключения из этого правила, потому что даже переднеприводную машину можно превратить в заднеприводную. Пример такой конструкции Toyota Corolla Hatchback последнего поколения, которым управляет норвежский дрифтер Фредрик Аасбо.

Павел Трела объясняет, почему такие конструкции не пользуются популярностью:

Переоборудование автомобиля с передним приводом на задний привод — задача сложная и дорогостоящая. Большинство автомобилей этого типа имеют поперечный двигатель, поэтому сначала нужно его провернуть.

Также необходимо найти место для карданного вала, которого в таких конструкциях нет. И серьезно переработать заднюю подвеску, чтобы установить дифференциал и карданные валы — говорит он.

Однако для дрифтующей машины важна не только трансмиссия. Расположение двигателя также важно.

Хотя мир дрифта знает конструкции со средним и даже задним расположением двигателя. Но лучшая база — это классическое спортивное купе или родстер. С передним двигателем и задним приводом, — объясняет Трела. Который сам выбрал уникальный Opel GT.

Выбирая дрифт-кар, мы также обращаем внимание на другие, менее заметные, но очень важные детали. Важны конструкция подвески и количество места в моторном отсеке. Они решают, насколько развит тот или иной проект, — добавляет двукратный чемпион Польши по дрифтингу.

Nissan Сильвия

Сильный, надежный двигатель для дрифта

Второй важный элемент дрифт-кара — двигатель. Он должен легко приводить колеса в движение. Давать большую мощность, чтобы даже при заносе вы могли догнать соперника и быть чрезвычайно прочным. Мощность дрейфующих машин часто превышает 1000 км!

К счастью, дрифтинг позволяет так называемые свапы, т.е. установка двигателей от других автомобилей. И это дает инженерам огромное поле для демонстрации.

В результате, дрифтеры используют множество различных агрегатов. От двигателей Ванкеля до классических рядных шестерок, двигателей V8 и даже V12. Однако, самые популярные остаются Toyota 2JZ и LS от General Motors.

JZ и LS, наверное, самые популярные дрифт байки. Оба имеют свои достоинства и разные характеристики. 2JZ — это японский бронированный 6-цилиндровый двигатель с турбонаддувом.

LS является американским V-образным восьмицилиндровым двигателем. Который хорошо показывает себя в версии с наддувом.

В свою машину дрифтер установил двигатель 2JZ, известный прежде всего по Toyota Supra.

Хотя JZ ассоциируется в первую очередь с Supra, в моей машине установлен двигатель Lexus IS 300. Первоначально это был атмосферный двигатель 2JZ-GE. Но я добавил к нему большой турбонагнетатель.

Сила JZ — это прежде всего выносливость. С относительно небольшими доработками этот двигатель выдерживает в 3-4 раза большую мощность, чем штатный. Инженеры Toyota проделали большую работу, — поясняет он.

На вопрос, почему дрифтеры редко используют заводские агрегаты для своих автомобилей, Trela ​​объясняет:

Можно получить достаточно мощности, чтобы соревноваться в дрифте. Но препятствие — это стоимость и доступность запчастей.

Поскольку регламент позволяет переводить двигатель, зачем вкладывать больше денег в мотор, малоизвестный в мире тюнинга. Если можно выбрать проверенный в эксплуатации и дешевый агрегат.

красная дрифтовая машина

Аксессуары для дрифта

Недостаточно выбрать подходящий движок. Чтобы получить мощный и устойчивый двигатель, вам также понадобятся подходящие аксессуары.

Дрифт-кар Павла Трелы в зависимости от карты наддува, выдает 640 или даже 860 лошадиных сил. При давлении наддува 1,45 бар.

Для получения такой мощности конструктор установил в свой автомобиль большой турбонагнетатель, который в нижнем диапазоне оборотов дополнительно поддерживается за счет впрыска закиси азота, т.е. нитро.

А в топливной системе его машины работает не обычный бензин, а топливо E85. Состоящее из 85% этанола и 15% бензина. Все находится в надежном топливном баке. И доставляется к двигателю с помощью системы, содержащей до трех топливных насосов. Включая один запасной.

Продвинутые дрейфующие машины нужно правильно охлаждать. Таким образом, эффективную работу всего мотора обеспечивают целых семь кулеров!

Четыре отвечают за поддержание нужной температуры масел — двигателя, коробки передач и гидроусилитель руля. А остальные охлаждают воздух, топливо и воду. Все системы управляются интеллектуальным центральным компьютером.

Их эффективность дополнительно контролируется множеством датчиков. Информация с которых поступает на жидкокристаллический дисплей перед глазами водителя.

Дрифтинг — относительно молодая дисциплина автоспорта. И в начале дрифт-кары были далеко не лучшими гоночными автомобилями.

Сегодня конструкции дрифовых автомобилей на уровне топовых машин WRC или кольцевых. Из самых престижных гоночных серий. Достаточно прогуляться по сервис-парку во время соревнований, чтобы увидеть это — говорит Трела.

Карбоновое сцепление и специальный дифференциал

У нас уже есть кузов, двигатель и необходимое оборудование. А как насчет трансмиссии? Здесь тоже нет любительских решений. Дрифтинг — это вид спорта, в котором такие элементы сильно проникают в кости. Дрифтеры выжимают сцепления, чтобы занести машину или внезапно переключиться на пониженную передачу.

Вот почему в лучшие дрифт-кары ставят карбоновое или кевларовое двухдисковое сцепление. Чрезвычайно быструю секвентальную коробку передач.

К этому нужно добавить бронированные карданные валы. Например, от Toyota Supra или Nissan 300ZX), часто скрученные из-за большого крутящего момента.

Также важно иметь правильный дифференциал, который можно заблокировать на 100%. В результате оба колеса получают одинаковый крутящий момент. И это позволяет свободно ездить в управляемом заносе.

В дрифте нет единого дифференциала. Самый дешевый — просто приварить обыкновенный открытый дифференциал, но на высоком уровне предпочитают продвинутые решения. Некоторые дрифтеры используют дифференциалы повышенного трения.

Как в картинге. Его главное преимущество — быстрое переключение передачи. Достаточно открыть корпус, поменять шестерни, долить масло и готово. Это занимает около 3 минут и позволяет быстро подогнать машину под трассу. Это лучшее из существующих решений.

Каждое переключение передач в дрифте замедляет вращение колес, и вы рискуете потерять занос. И за это участник получает ноль очков. Поэтому дрифтеры обычно переключают передачи только в момент импульса. На участках пути, соединяющих последовательные повороты.

Остальную часть трассы стараются проехать на одной передаче, которая обеспечивает оптимальный крутящий момент.

Сложная подвеска в дрифте

Энтузиасты ралли и гонок знают, что мощный двигатель и быстрая коробка передач ничего не дадут, если у автомобиля нет правильной подвески.

Тоже самое и с дрифтом. В подвеске профессиональных дрифт-каров используется множество экстремальных решений. Нестандартные переключатели и поперечные рычаги, регулируемые амортизаторы или металлические шаровые шарниры.

Поскольку в дрифте мы в основном едем боком, подвеска и рулевое управление наших автомобилей отличаются от тех, что используются в раллийных или гоночных автомобилях.

Когда-то дрифт-кар можно было узнать по сильно наклоненным передним колесам. Таким образом дрифтеры хотели противодействовать системе Акермана.

Это решение обычно используется в автомобилях по простой причине, при повороте внешнее колесо движется по дуге немного шире, чем внутреннее, поэтому его следует поворачивать на меньший угол.

Однако при дрифте компенсация Акермана мешает. Потому что внешнее колесо сопротивляется и замедляет автомобиль на меньший угол. Решением был большой негатив, который уменьшал площадь контакта шины с землей и, следовательно, сопротивление.

Однако сегодня в дрифт-карах мы полностью избавляемся от системы Акермана, поэтому явный минус не нужен. Также следим за тем, чтобы геометрия колес не изменялась во время работы подвески.

Мы увеличиваем угол наклона колес. Потому что, чем больше угол наклона, тем больше очков мы можем получить, — говорит Павел Трела.

Захватывающие шины и эффективные тормоза

Ни один дрифт-кар нельзя назвать профессиональным, если он не оборудован хорошими шинами. На этом дрифтеры не экономят. Во время соревнований используют только новые шины. Чаще всего полужидкие модели известных брендов.

А за одно соревнование они могут израсходовать даже несколько десятков! Хорошая шина для дрифта должна изнашиваться равномерно, быть прочной и, прежде всего, очень цепкой.

Многие думают, что цепкие шины мешают дрифту. Это иллюзия. Конечно, в этом спорте все сводится к заносу, но занос быстр и контролируется.

Наша цель — не просто проехать всю трассу крутящимися колесами. А сделать это точно и с максимально возможной скоростью. Вот почему мы используем хорошие, цепкие спортивные шины и всегда прогреваем задние колеса перед стартом.

Только тогда мы сможем полностью контролировать машину. И догнать соперника или убежать от него, сохраняя большой угол скольжения, — объясняет Павел Трела.

Выбор давления в шинах также важен. Меньший по размеру, обеспечит лучшее сцепление с дорогой и скорость. Однако сделает машину более нервной, с риском ошибки и потери скольжения.

Более крупная, будет давать много дыма из-под колес и облегчать занос шин. Но ускоряет их износ и замедлять машину.

Во время соревнований мы часто подстраиваем давление в шинах под соперника, с которым нам предстоит дуэль. Если он медленный, необходимо увеличить давление, а когда он быстрый, сдуть — добавляет Trela.

Колоссальная мощность дрейфующих машин и скорость более 200 км/ч означают, что дрифтеры помнят о тормозах.

Основное оснащение машины — это ручной тормоз с гидравлическим приводом, который позволяет легко заносить машину и контролировать ее поведение.

Не менее важен ножной тормоз. Поскольку тормозное усилие на передние колеса всегда больше, водители чувствительно нажимают на педаль тормоза во время заноса.

Чтобы замедлить автомобиль, но в то же время удерживают дроссельную заслонку и поддерживают занос.

Торможение левой ногой — это техника, которую часто используют на узких трассах. Или при движении позади более медленного соперника. Необходимы вентилируемые тормозные диски, термостойкая жидкость и качественные колодки.

дрифтовый автомобиль

Последние штрихи для дрифта

Чтобы дрифт-кар был полноценным, он должен получить подходящий кузов. Как в раллийных и гоночных болидах, корпуса профессиональных дрифт-каров изготавливаются из легких и твердых волокон. В лучших вариантах они даже сделаны из углеродного волокна или кевлара.

Поскольку дрифтинг — это чрезвычайно контактный автомобильный вид спорта, многие участники спереди и сзади ставят так называемые бары bash.

Ни один профессиональный дрифтер не забудет о безопасности. К тому же, регламент дрифт серий обязывает.

Уровень безопасности дрифт автомобилей также не отличается от уровня безопасности ведущих раллийных или гоночных автомобилей. В моем дрифт-каре у меня есть система пожаротушения, главный выключатель питания, многоточечный каркас безопасности. И ковшеобразные сиденья с 6-точечными ремнями безопасности — все они одобрены FIA.

Конечно, я сам ношу разрешённый костюм, шлем. И использую воротник HANS для защиты шеи в случае аварии. У меня уже случались травмоопасные ситуации. Благодаря таким решениям, всё обошлось. На безопасности экономить нельзя.

Любители скорости и острых ощущений мечтают стать автогонщиками. Описание профессии, её преимущества, недостатки, а также варианты обучения и возможности карьерного роста помогут лучше понять особенности этой уникальной специальности. Принимая участие в различных соревнованиях, её представители рискуют жизнью, но получают за это хорошее финансовое вознаграждение.

Описание профессии автогонщика - где учиться на пилота гоночного автомобиля и зарплата

Направления деятельности

Автогонщиком (пилотом гоночного автомобиля) называют человека, который всю свою жизнь посвящает соревнованиям на трассах России и мира. В этой профессии есть много направлений. Они отличаются друг от друга видом автомобилей и трасс, на которых соревнуются спортсмены.

Основные направления:

Описание профессии автогонщика - где учиться на пилота гоночного автомобиля и зарплата

Описание профессии автогонщика - где учиться на пилота гоночного автомобиля и зарплата

Плюсы и минусы профессии

Каждый день гонщик зарабатывает деньги, рискуя собственной жизнью и здоровьем. Несмотря на это, у профессии есть много положительных сторон, которые заставляют полюбить её.

Основные преимущества:

  • престижность профессии;
  • возможность постоянно испытывать выброс адреналина;
  • высокая заработная плата;
  • шанс стать всемирно известным спортсменом;
  • возможность путешествовать по разным странам.

Помимо достоинств, у специальности есть и несколько существенных недостатков. Большинство из них связаны с опасностью для водителей гоночных авто.

Описание профессии автогонщика - где учиться на пилота гоночного автомобиля и зарплата

Главные недостатки:

  • высокий риск травм, в т. ч. и смертельных;
  • большая ответственность;
  • необходимость управлять машиной на гоночной трассе при любых погодных условиях.

Личные качества

Человек, который хочет участвовать в гонках и становиться в них победителем, должен обладать определённым набором личных качеств. Без них добиться успеха будет практически невозможно.

Необходимые качества:

Описание профессии автогонщика - где учиться на пилота гоночного автомобиля и зарплата

  • смелость;
  • решительность;
  • высокая скорость реакции;
  • уверенность в своих силах;
  • умение концентрировать внимание;
  • прекрасное зрение и слух;
  • развитая сила воли;
  • целеустремлённость;
  • умение работать в команде.

Основные обязанности

Прежде чем начать автомобильную карьеру, нужно понимать, что в обязанности пилота входит не только участие в гонках. Кроме своих прямых функций, автогонщик выполняет десяток других, которые понадобятся во время соревнований.

Главные обязанности:

Описание профессии автогонщика - где учиться на пилота гоночного автомобиля и зарплата

  • изучение всех особенностей трассы (углы наклона дорожного полотна, крутизна поворотов, оптимальные точки торможения и прочее);
  • выработка гоночной стратегии;
  • оценка состояния и возможностей автомобиля;
  • проведение тренировочных и тестовых заездов;
  • раздача интервью средствам массовой информации;
  • совершенствование гоночной техники.

Предъявляемые требования

Принять участие в гонках может только человек, который соответствует всем требованиям профессии. Их довольно много, поэтому отбор кандидатов в автогонщики считается одним из наиболее жёстких.

Перечень требований:

Описание профессии автогонщика - где учиться на пилота гоночного автомобиля и зарплата

  • идеальное здоровье и прекрасное физическое состояние;
  • отсутствие проблем с вестибулярным аппаратом, зрением и слухом;
  • способность хорошо переносить повышенные перегрузки;
  • знание технических характеристик транспортного средства и актов автомобильных гонок;
  • умение устранять поломки;
  • наличие опыта вождения при различных погодных условиях;
  • навыки проведения работ по подготовке машины к гонкам;
  • способность грамотно высказывать свои мысли и общаться с представителями средств массовой информации;
  • умение правильно вести себя в аварийных ситуациях.

Варианты трудоустройства и карьера

Прежде чем посвятить себя профессии автогонщика, нужно узнать, где можно обучиться, потенциальную зарплату и возможные места трудоустройства. Эта информация поможет понять целесообразность выбора и определить правильный порядок действий.

Автогонщик — это не самая востребованная специальность. Из-за этого попасть в автоспорт без большого количества денег в кармане практически невозможно. Спортсмены, которые по тем или иным причинам не смогли достичь успехов, имеют шанс проявить себя в смежных профессиях.

Возможные места работы:

Описание профессии автогонщика - где учиться на пилота гоночного автомобиля и зарплата

  • спортивный клуб;
  • детские секции и школы автогонок;
  • компания, занимающаяся организацией соревнований;
  • гоночная команда (должности механика, аналитика, штурмана и другие).

Чтобы понять, сколько зарабатывает профессиональный автопилот, достаточно посмотреть на его дорогостоящую личную собственность. В большинстве случаев доход топовых гонщиков зависит от выбранного направления и команды, в которой он находится. Размер оклада варьируется в широком диапазоне и может достигать десятков миллионов долларов. При этом спортсмен-любитель ограничивается грамотой или кубком за победу в соревнованиях. Если автогонщик занимается тренерской деятельностью, то его зарплата составляет 25−35 тыс. рублей в месяц.

Построить успешную карьеру удаётся лишь некоторым гонщикам. В большинстве случаев спортсмены довольствуются местом в команде среднего или низкого уровня. У специалистов, занимающихся тренерской деятельностью, верхней ступенькой карьерной лестницы станет должность главного тренера какой-либо любительской или полупрофессиональной команды.

Способы обучения

Чтобы получить шанс стать русской звездой автоспорта, нужно знать, куда обращаться начинающему спортсмену. В большинстве случаев первой ступенью становится запись в спортивный клуб или секцию. Делать это нужно в юном возрасте, чтобы успеть пройти все этапы становления в качестве гонщика.

Обучение проводят лишь в тех городах, где для этого есть подходящие условия. Лучшие автотрассы и школы при них находятся в следующих регионах:

Описание профессии автогонщика - где учиться на пилота гоночного автомобиля и зарплата

  • Республика Татарстан;
  • Москва и Московская область;
  • Красноярский край;
  • Краснодарский край;
  • Ленинградская область.

Стать гонщиком в России трудно, но возможно. Для этого нужно приложить максимум усилий и извлекать пользу даже из своих ошибок. Если удастся стать частью этой сферы деятельности, то можно будет не только получать удовольствие от работы, но и хорошую заработную плату.


Валить боком, давать угла… Наверное, каждый школьник видел хотя бы на картинках, что такое управляемый занос. Ну а мы полистаем пыльные страницы истории и вспомним, кому впервые пришло в голову превратить скольжение в поворотах в профессиональный спорт.

Кэйити Цутия

Как все начиналось?

В разных источниках можно найти разные упоминания об использовании управляемого заноса как способа быстрейшего прохождения поворота. Некоторые свидетельства углубляются даже в 30-е годы ХХ века, где гонщики европейской серии Grand Prix проходили повороты со смещением задней оси.

Но все сходятся на том, что первой страной, где дрифт сформировался как самостоятельное движение, а не сопутствующая техника вождения, была Япония.

Depositphotos_7874172_original1.jpg

Именно там в 70-е годы на извилистых горных дорогах уличные гонщики начали осваивать новый для себя способ выйти из поворота с минимальными потерями в скорости и крутящем моменте. Их идейным вдохновителем невольно стал мотогонщик Кунимицу Такахаси, знаковая для Японии личность тех лет. Его биография как нельзя лучше подходит для иллюстрации к поговорке "Все, что ни делается, — все к лучшему". Он был первым японцем, одержавшим победу на этапе чемпионата мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам, выиграв Гран-при Германии 1961 года. Он был лучшим в Испании и Франции в 1962-м и, возможно, мог бы завоевать еще множество титулов, если бы не тяжелая авария на острове Мэн, которая поставила крест на его карьере мотогонщика, но вместе с тем стала началом нового пути.

02.jpg

Такахаси вернулся в большой спорт, но уже в качестве автомобильного гонщика и снова начал побеждать. Гран-при Японии, японская Формула-2000, "24 часа Ле Мана" и даже Формула-1 — все это входит в его обширный послужной список. Однако не это принесло ему известность в кругах стритрейсеров, а сам его стиль управления автомобилем. Он входил в поворот на предельной скорости, создавая на апексе избыточную поворачиваемость, которая позволяла сохранить и темп, и траекторию. И тут-то дым паленой резины и эффектность, с которой автомобиль выходил из поворота, и сыграли свою решающую роль.

Depositphotos_11351295_original1.jpg

Формирование дрифта как профессионального спорта

Уличные гонщики стали активно перенимать технику управления автомобилем в заносе, перенося ее на реалии загородных трасс. Скольжение стало неотъемлемой частью гонок, придав им еще большую зрелищность и сложность. И одним из тех, на кого стиль Кунимицу Такахаси оказал решающее влияние, стал будущий "король дрифта" Кэйити Цутия. Он буквально вдохнул жизнь в то, что поначалу было нелегальными уличными гонками, дав начало официальным соревнованиям по дрифту. Будучи талантливым гонщиком, Цутия построил прекрасную карьеру профессионального спортсмена, начавшуюся с Fuji Freshman series (Чемпионат новичков Фудзи) и переросшую в японскую Формулу-3, японский туринговый чемпионат, NASCAR и даже Ле Ман. Однако его главной любовью были именно дрифт-соревнования, которые даже стали причиной лишения его профессиональной гоночной лицензии на заре его карьеры.

Depositphotos_12178979_original.jpg

Снятый в 1987 году фильм Pluspy с его участием вкупе с нежеланием оставлять любимое дело жизни привели к отстранению его от официальных соревнований, к счастью, недолгому. Несмотря на все это, Цутия не оставил стремлений к популяризации и продвижению этого вида гонок, а также призывал своих единомышленников "выйти из подполья" и легализовать их.

На треке ты напряжен, теперь ты видишь, как это тяжело. Ты можешь быть самым быстрым на улице, но пока ты не узнаешь трека, ты недостаточно хорош, чтобы сидеть за рулем.

Кэйити Цутия

Итогом его стараний и совместной работы с Даидзиро Инада, основателем автомобильного журнала Option и Токийского Автосалона, стало создание в 1999-2000 годах профессиональной серии D-1 Grand Prix, которая сегодня является крупнейшей ассоциацией дрифта в мире.

10313211_810123165676863_347379225524214379_n.jpg

10690236_810123095676870_8438178764485129368_n.jpg

Ежегодно в рамках этой серии проводятся соревнования в Японии, Малайзии, США, Новой Зеландии и других странах. Для участия недостаточно просто зарегистрироваться и купить машину, нужно доказать свой уровень мастерства, выиграв в одной из основных национальных дрифт-серий. Пилоты D-1 получают лицензии, позволяющие участвовать в квалификациях и национальных сериях, а также получать приглашения на выставки и мероприятия. Строго регламентированы и технические особенности автомобилей, допускаемых до участия в соревнованиях, начиная от типа привода (запрещены полноприводные автомобили, но разрешены полноприводные и переднеприводные автомобили, переоснащенные под задний привод) и типа кузова (автомобили должны быть в заводском типе кузова, кабриолеты должны быть оснащены жесткой крышей и защитным каркасом на случай опрокидывания) и заканчивая наличием VIN и каталитического конвертера в выпускной системе.

Что такое дрифт-кар?

Кэйити Цутия о Nissan Skyline V35

Так вышло, что для успешного дрифта не подходит любой среднестатистический Ниссан Микра или дизельный Фольксваген Пассат. Мало иметь и просто задний привод — надо создать на задних колесах маломальский запас мощности, который позволит водителю вызвать их пробуксовку при прохождении поворота. Это было ясно и японским стритрейсерам семидесятых-восьмидесятых, поэтому автомобили для дрифта готовились с особой тщательностью и любовью. Так на чем же они ездили? Отдавая дань уважения, начать стоит с автомобиля чемпиона и отца-основателя. Автомобиль Кэйити Цутия до сих пор занимает особое место в дрифт-культуре, эта модель по сей день используется многими пилотами, как начинающими, так и заслуженными. Toyota Sprinter Trueno AE86, выпускавшаяся с 1983 по 1987 год, стала первым и основным автомобилем, на котором Цутия оттачивал свое мастерство и который принес ему известность. Маленький, легкий заднеприводный хэтчбек (а строго говоря, лифтбек) был популярен в самых разных видах автогонок: кузовные, кольцевые гонки, ралли и, конечно, дрифт.

autowp.ru_toyota_sprinter_trueno_gt-apex_3-door_1.jpg

autowp.ru_toyota_sprinter_trueno_gt-apex_3-door_2.jpg

На фото: Toyota Sprinter Trueno AE86

Платформа, ставшая одной из последних заднеприводных "тележек" в этом классе, вес менее тонны, а точнее, 950-970 килограммов, сбалансированность, опциональный заводской дифференциал с повышенным внутренним сопротивлением и относительно мощный двигатель 4A-GEU, выдававший 128 "лошадей" и охотно подвергавшийся тюнингу, стали визитной карточкой автомобиля и пропуском в мир больших гонок. А его легкая угловатость и выдвижные фары придавали ему особый шарм. В Японии Toyota AE86 имеет прозвище Хати-Року, что в переводе означает, как ни странно, восемь-шесть. А автомобиль, принадлежащий Кэйити Цутия, называют "Маленький Хати, который смог". Именно на нем Цутия прошивает трассу в фильме Pluspy.

Полное описание его характеристик займет две страницы, а их разбор — два дня. Достаточно сказать, что он не совсем стоковый, с двадцатиклапанным 7A-GE под капотом, карбоновым сцеплением, рулевым управлением с кастомными поворотными кулаками и изготовленным на заказ обвесом. Логично предположить, что на всех Toyota AE86 не хватало, а если даже и хватало, то хотелось альтернатив. И их было предостаточно. Классическими автомобилями для дрифта считаются Nissan 180SX, Nissan Silvia, Nissan Skyline, Nissan 200SX, Nissan. Но довольно Ниссанов! Еще подойдут Toyota Chaser, Toyota Mark II, Toyota Soarer (ну и Lexus SC400, соответственно, как же без их чудесного четырехлитрового 1UZ-FE), Toyota Supra, Toyota Altezza (и Lexus IS), а еще Mazda MX-5, Mazda RX-7, Mazda RX-8, Honda S2000 и некоторые другие.

autowp.ru_toyota_supra_hv-r_1.jpg

На фото: Toyota Supra

Неужели можно дрифтить только на "японцах"?

Стоит отметить, что рецепт приготовления дрифт-кара необязательно должен включать один из вышеперечисленных ингредиентов. Специфика гонок такова, что секрет успеха не в шильдике на крышке багажника, а в конкретных технических особенностях, поэтому список автомобилей варьируется от страны к стране и от клуба к клубу. Так, в США успешно вваливают на Dodge Charger, Dodge Viper, Chevrolet Corvette и Pontiac Solstice (кому такой знаком?), немцы катаются на BMW 3 Series, Mercedes C-Class и даже Porsche 911. Шведы в свою очередь прекрасно чувствуют себя в Volvo 240 и Volvo 340, a русские во всем вышеперечисленном, хотя есть и модели, построенные на базе вазовской классики, ГАЗ-21 и других представителей нашего автопрома. Англичанам повезло чуть больше — движение в стране левостороннее, поэтому импорт JDM (Japanese domestic market, автомобили, выпущенные для домашнего японского рынка) является лучшим решением для жителей Соединенного Королевства.

autowp.ru_dodge_viper_3.jpg

На фото: Dodge Viper

Почему лучшим? Ведь не зря даже в 2014 году в списке лучших гонщиков серии D1 Grand Prix значатся пилоты на Nissan 180SX, Nissan Silvia S14 и S15, Toyota AE85 и Mazda RX-7, несмотря на то, что машины уже далеко не в девическом возрасте. Эти нестареющие легенды еще долго будут радовать нас своим дизайном, знакомым с детства и впечатавшимся в память с играми серии Need for Speed: Underground и наклейками из жвачки Turbo.

А что есть новенького?

Прогресс не стоит на месте, а автопроизводители продолжают радовать нас спортивными машинами с приводом на заднюю ось. В числе современных авто, облюбованных дрифтерами, есть такие экземпляры, как Nissan 350Z (которому, несомненно, вскоре составит компанию 370Z), Lexus IS350, Toyota Mark X, Nissan GT-R R35.

nismo_nissan_gt-r_gt3_15.jpg

На фото: Nissan GT-R R35

Приятным подарком для поклонников дрифта стала выпущенная в 2011 году Toyota GT86, двухсотсильное купе с удивительно знакомым индексом. "Восемьдесят шестая" опирается на богатое наследие середины девяностых, олицетворяя собой новую главу в спортивной истории Toyota. Ведь свое имя она позаимствовала именно у "Хати-Року", будучи его идеологической и технической преемницей. Поклонники явно оценили столь внимательное отношение к наследию марки, и в 2014 году в тридцатке лучших пилотов D1 Grand Prix значатся уже три гордых индекса GT86. В следующей статье серии мы расскажем, что такое дрифт, как устроено судейство в дрифт-соревнованиях и почему не все то дрифт, что едет боком.

Дрифт – это экстремальный вид автоспорта. Он возник относительно недавно, но уже успел покорить сердца миллионов людей во многих странах. В гонках участвуют только профессионалы, ведь нужно удержать под контролем автомобиль, который разогнан на предельной скорости в управляемом заносе. Дрифтинг не следует путать с дрифтом на четырех колесах – классическим способом прохождения поворотов, принятым на Гран-при и гонках на спортивных автомобилях. Дрифтинг традиционно осуществляется с помощью педали сцепления с последующим преднамеренным избыточным поворачиванием и противодействием.

Терминология

Каждый дрифтер или поклонник автоспорта должен владеть базовым набором терминов.


  • Одиночный заезд – квалификация, начальная часть соревнований, по результатам которой определяются финалисты.
  • Парный заезд – в нем участвуют два гонщика, а победителя выбирает жюри.
  • Респект-зона – стартовая прямая в парном заезде, по которой оба автомобиля движутся с равной скоростью.
  • Оцениваемый участок – технику его прохождения оценивает жюри.
  • Занос – срыв одной или двух осей авто.
  • Инициация дрифта – начало скольжения.
  • Перекладка – движение, при котором меняется направление заноса.
  • Лидер – первый автомобиль в парном заезде.
  • Преследователь – автомобиль, идущий следующим.
  • Перезаезд – повторный заезд при равенстве очков.

Вышеперечисленные термины дают представление об основных выражениях, часто применяемых в среде дрифтеров.

Порядок допуска к соревнованиям

Чтобы соревнования считались состоявшимися, каждая машина должна пройти тренировочный заезд, квалификацию и финал. Участвуют спортсмены, достигшие 18 лет. Иногда (по ходатайству Комитета дрифта) допускаются лица от 16 лет, достаточно сильные физически и морально, но лишь при наличии лицензии, подтверждающей опыт в состязаниях. Руководитель гонки отстраняет от участия водителя, который, по его мнению, недостаточно квалифицирован и представляет опасность. Персонал Заявителя на участие в гонке, одетый в комбинезоны механиков, регистрируется на каждом этапе.

Административные проверки, медицинский контроль, технический контроль

Водители, представители перед началом мероприятия подают на рассмотрение административной проверки пакет документов:

  1. Лицензии Заявителя РАФ (Российской автомобильной федерации) и Водителя.
  2. Медицинскую справку о допуске к соревнованиям по автоспорту.
  3. Полис страхования от травм и несчастного случая. Организаторы имеют право потребовать такие же страховки от Заявителя, персонала команды, гостей. Если таковых не имеется, организатор должен предусмотреть возможность выдачи полиса непосредственно у администратора.

Предварительная техническая инспекция делает осмотр полностью готового к гонкам авто, техпаспорта, документов на безопасность элементов, которые были усовершенствованы. Заявителю выдается акт осмотра. Перед стартом может быть проверен любой автомобиль с целью проверки безопасности, экипировки. Если комитет усмотрит необходимость, то вправе проводить техническую инспекцию несколько раз в течение мероприятия. Сопровождение гоночного авто состоит из двух механиков: на ТО и в зоне старта. Автомобиль, имеющий технические неполадки, не стартует.

Автомобиль для дрифта

Всякий автомобиль может участвовать в гонках, но не каждый выиграет. Для этого авто специально переоборудуется. Важные технические моменты машин, соревнующихся в дрифте: форсированный двигатель, облегченный корпус, измененный дифференциал. Гонщики предпочитают заднеприводные авто, но бывает, что сборка техники изначально производится на основе полного привода.


Выбор шины зависит от мощности двигателя, способа использования, предпочтения водителя. Главное, чтобы они не так быстро истирались и хорошо сцеплялись с поверхностью. Судьи оценивают также качество дымовой завесы во время заноса.

Стартовые номера, реклама

Перед прохождением технической инспекции автомобилю придают соответствующий вид, нанося на кузов обязательные элементы.

Если техническое средство не соответствует хотя бы одному из этих критериев, может последовать наказание.

Требования к безопасности

Дрифт – сверхзрелищный вид спорта, но зачастую огорчает неприятными сюрпризами в виде аварий, травм. По этой причине правилами предусмотрены общие требования:

Экипировка гонщика должна состоять из огнезащитного комбинезона, белья, балаклавы, перчаток, обуви, усовершенствованных согласно специальным стандартам. Обмундирование должно быть в хорошем состоянии, не жать, быть хорошо подогнанным по фигуре.

Главный атрибут – шлем, должен быть целым, без сколов, трещин. В зависимости от системы фронтального удержания головы шлемы должны соответствовать Стандартам (Е22 и выше). Стекла очков должны быть выполнены из небьющегося материала. Сидения в кокпите допускаются только разрешенные FIA (Международной автомобильной федерацией). Ремни безопасности должны быть 4-5-точечные. Боковые окна во время движения должны быть закрыты. Сетка крепится к элементам кузова, играет роль клетки безопасности. Стекла должны быть выполнены из поликарботата 3,8 мм либо из натурального стекла без тонировки. Автомобиль оборудуют огнетушителями в количестве не менее двух или системой тушения огня. Бак для топлива должен быть или оригинальный, или усовершенствованный.


Начало зоны опасности обозначается желтым флагом, окончание – зеленым. В этой зоне обгон запрещен. Если в ходе соревнований у судей возникнут сомнения или разногласия в правильности выполнения какого-либо элемента, они вправе потребовать у любого гонщика предъявить видео с внутренней автомобильной видеокамеры.

Требования к трассе

По сложности поворотов дрифтинг разделяется на три вида:

Организатор отвечает за составления плана безопасности. Бетонное или асфальтированное покрытие шириной не менее 8 метров, имеющее связки поворотов, разгоночную 100-метровую зону нередко становится местом не только выброса адреналина, драйва, но и несчастных случаев.

Место для судей выбирают с учетом полного обзора всего участка трассы. С него эксперты оценивают потенциал машин. Все остальные – зрители, официальные лица, обслуживающий персонал – должны быть защищены с учетом топографии, зданий, участка гонки, скорости:

  • постами наблюдения, обеспеченными двусторонней связью;
  • системами, замедляющими, поглощающими энергию вылетевшего с трассы автомобиля;
  • барьерами; это могут быть цельносвязанные бетонные блоки как самостоятельный элемент, или в соединении с сеткой;
  • двумя емкостями сорбента (сода, цемент) по 4 кг каждая для срочной уборки масла;
  • принадлежностями для уборки;
  • 10-килограмовыми огнетушителями;
  • 2-метровой сеткой для защиты зрителей от осколков, обломков;
  • если дрифт происходит на дороге общего пользования, огораживают имеющиеся объекты инфраструктуры: столбы, бордюры, постройки.

Также должны быть предусмотрены места для групп быстрого реагирования: скорой помощи, пожарной, спасательной служб (прибытие на место происшествия – не дольше одной минуты).

Судейство

Судьи факта – так называются члены жюри, которые оценивают разные критерии прохождения гоночного пути. Параметры и критерии оценок должны быть описаны в регламенте, а также разъяснены на брифинге для участников. Оцениваются:

  • угол заноса;
  • положение заноса;
  • скорость на отдельном участке;
  • на каком расстоянии держится преследователь в парном заезде;
  • прохождение зачетной дистанции.

Выставленные по всем критериям очки суммируются (или вычитаются) – это и будет окончательная оценка заезда. Решения судей окончательные, протесты не рассматриваются.

Брифинги

Главный судья соревнования и старший судья бригад организовывают встречу с участниками гонок. На короткой публичной пресс-конференции водители получают информацию о порядке действий на случай возникновения внештатных ситуаций. Материалы раздаются в письменном виде. На следующих брифингах решаются поточные вопросы: деление трассы на сектора, прохождение, задание для прохождения и другие организационные моменты. Участник, не принявший участие в первом или последующих совещаниях, к заезду не допускается.

Основные приемы в дрифте

Визжат шины, из-под колес валит дым, за ревом мотора ничего не слышно, но зрители в восторге, с интересом следят за каждым движением и даже различают техники, которые применяются гонщиками во время прохождения трассы. Дрифтовать – значит полностью контролировать машину, владеть для этого специальными приемами.

Читайте также: