Если работники концентрируют свое внимание на оплате работы на условиях труда
Обновлено: 16.06.2024
(введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 116-ФЗ)
1. Осуществление деятельности по предоставлению труда работников (персонала) - направление временно работодателем (далее также - направляющая сторона) своих работников с их согласия к физическому лицу или юридическому лицу, не являющимся работодателями данных работников (далее также - принимающая сторона), для выполнения данными работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны.
2. Договор о предоставлении труда работников (персонала) является договором, по которому исполнитель направляет временно своих работников с их согласия к заказчику для выполнения этими работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем заказчика, а заказчик обязуется оплатить услуги по предоставлению труда работников (персонала) и использовать труд направленных к нему работников в соответствии с трудовыми функциями, определенными трудовыми договорами, заключенными этими работниками с исполнителем.
3. Осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) вправе:
2) другие юридические лица, в том числе иностранные юридические лица и их аффилированные лица (за исключением физических лиц), на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законом, в случаях, если работники с их согласия направляются временно к:
юридическому лицу, являющемуся аффилированным лицом по отношению к направляющей стороне;
юридическому лицу, являющемуся акционерным обществом, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого акционерного общества;
юридическому лицу, являющемуся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной.
4. Особенности регулирования труда работников, направленных для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала), устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации.
5. Порядок аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) должен включать в себя, в частности, порядок приостановления или отзыва аккредитации, порядок ведения реестра аккредитованных частных агентств занятости.
6. Требованиями аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) являются:
1) наличие уставного капитала в размере не менее 1 миллиона рублей;
2) отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
3) наличие у руководителя частного агентства занятости высшего образования, а также стажа работы в области трудоустройства или содействия занятости населения в Российской Федерации не менее двух лет за последние три года;
4) отсутствие у руководителя частного агентства занятости судимости за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики.
(п. 7 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. В качестве частных агентств занятости, осуществляющих деятельность по предоставлению труда работников (персонала), не могут выступать субъекты предпринимательства, применяющие специальные налоговые режимы.
9. В случае приостановления или отзыва аккредитации частного агентства занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) частное агентство занятости теряет право заключать с работниками трудовые договоры в целях направления их по договору о предоставлении труда работников (персонала). При этом все права и обязанности данного частного агентства занятости по заключенным ранее таким трудовым договорам сохраняются.
10. Если число работников, привлекаемых по договору о предоставлении труда работников (персонала) для проведения работ, связанных с заведомо временным (до девяти месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг, превышает 10 процентов от среднесписочной численности работников принимающей стороны, решение о заключении с частным агентством занятости договора о предоставлении труда работников (персонала) принимающая сторона принимает с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов.
11. Обязательным условием для включения в договор о предоставлении труда работников (персонала) является условие о соблюдении принимающей стороной установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
12. Направление работников для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала) не допускается в целях:
1) замены участвующих в забастовке работников принимающей стороны;
2) выполнения работ в случае простоя (временной приостановки принимающей стороной работ), осуществления процедуры банкротства принимающей стороны, введения принимающей стороной режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели в целях сохранения рабочих мест при угрозе массового увольнения работников принимающей стороны;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 235-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) замены работников принимающей стороны, отказавшихся от выполнения работы в случаях и в порядке, которые установлены трудовым законодательством, в том числе замены работников, временно приостановивших работу в связи с задержкой выплаты им заработной платы на срок более 15 дней.
13. Наряду со случаями, предусмотренными пунктом 12 настоящей статьи, направление работников частными агентствами занятости для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала) не допускается также в целях:
1) выполнения на объектах, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к опасным производственным объектам I и II классов опасности, отдельных видов работ, перечни которых утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) выполнения работ на рабочих местах, условия труда на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени либо опасным условиям труда;
3) замещения отдельных должностей в соответствии со штатным расписанием принимающей стороны, если наличие работников, замещающих соответствующие должности, является условием получения принимающей стороной лицензии или иного специального разрешения на осуществление определенного вида деятельности, условием членства в саморегулируемой организации или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ;
4) выполнения работниками работ в качестве членов экипажей морских судов и судов смешанного (река - море) плавания.
14. Федеральными законами могут быть установлены дополнительные ограничения на направление работников для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала).
Трудовой кодекс запрещает по-разному оплачивать труд равной ценности. Обнаружили разницу в окладах или наборе доплат и надбавок у себя и коллег при одинаковых квалификации, сложности выполняемой работы, количестве и качестве затраченного труда? Можно ставить вопрос о дискриминации
В январе текущего года Мосгорсуд признал законными решения нижестоящих судов, которые не согласились с работником в том, что действия его работодателя являются дискриминацией в сфере труда. Изначально поводом для обращения работника в суд стало получение им информации о том, что его коллега, занимающий аналогичную должность и выполняющий те же должностные обязанности, получает больший оклад, нежели он. Работник посчитал свои права нарушенными и попытался взыскать разницу в зарплатах за годы работы. Не вышло.
Как современные трудовые споры связаны с изменением советской системы определения заработной платы?
Немного теории: тарифный разряд – это показатель уровня квалификации работника, сложности его труда. Если работник в первый раз устраивался на работу и у него имелся документ об образовании, то тарифный разряд ему присваивался на основании этого документа, так как разряд, указанный в нем, уже был подтвержден государственной квалификационной комиссией образовательного учреждения и результатами квалификационных экзаменов.
С понятием разряда тесно связано понятие тарифной ставки – это минимальный размер денежной выплаты за конкретный объем работы, выполненный работником определенной квалификации.
Таким образом, тарифно-квалификационная система определения заработной платы (ее окладной части) являлась основой формирования системы оплаты труда.
Полагаю, многие скажут, что эта система сохранилась и активно используется до сих пор. Спорить не буду – так и есть. Особенно если речь идет о больших предприятиях, где широко применяется труд так называемого рабочего персонала. Более того, использование этой системы связано с наличием льгот у работников, с пенсионным законодательством.
Именно эклектика переходного периода (а в глобальном смысле – переход от одной экономической системы к другой) является основанием для порождения трудовых споров, подобных приведенному в начале статьи.
Могут ли сегодня быть разными оклады у сотрудников, занимающих одну должность?
Заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Запрещается дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132 ТК РФ).
Эти условия зависят от установленной у работодателя системы оплаты труда, которая предусматривает размеры окладов и тарифных ставок (ст. 135 ТК РФ).
Кроме того, работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22 ТК РФ).
Какова позиция судов при рассмотрении вопроса о праве работодателя на самостоятельное определение окладов?
Суды не так категоричны, как Минтруд.
Например, имеются решения судов, которые демонстрируют следующие позиции:
- установление работнику размера заработной платы относится к исключительным полномочиям работодателя;
- принятие необходимых кадровых решений в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом, установление размера заработной платы относится к исключительной компетенции работодателя и не может рассматриваться как дискриминация в отношении работника;
- статья 132 ТК РФ, запрещающая дискриминацию при установлении и изменении условий оплаты труда, не исключает индивидуального договорного регулирования этих условий.
Между тем следует отметить, что каждое судебное решение имеет свои особенности, поскольку принимается исходя из анализа конкретных обстоятельств. И даже отрицательное для работника решение, которое стало поводом для написания этой статьи, не отрицает норм Трудового кодекса, запрещающих по-разному оплачивать труд равной ценности.
Так, суд отказал работнику, потому что, во-первых, тот согласился с условиями трудового договора и подписал его. Во-вторых, работник не доказал, что он выполнял тот же объем работы, что и его коллега, получавший большую зарплату. В-третьих, по результатам аттестации, проведенной на предприятии, уровень квалификации другого работника был выше, чем уровень истца. Кроме того, график работы истца отличался от графика работы других сотрудников: он выполнял свои обязанности на условиях неполной рабочей недели.
Таким образом, анализ судебной практики показывает, что суды не встают на сторону работодателей без оснований. Но работник не может просто заявить о дискриминации, ему придется доказать свое право на доплату.
Что делать работнику, узнавшему, что его зарплата ниже, чем у коллеги?
1. Следует разобраться, за счет чего формируется разница в оплате. Трудовой кодекс не запрещает работодателю платить разную зарплату сотрудникам, занимающим одинаковые должности, если эта разница – результат премирования или доплат, которые зависят от особенностей работника или результатов его труда. Разные оклады или разный набор доплат и надбавок при одних и тех же показателях – вот где основание ставить вопрос о дискриминации.
В качестве базы для сравнения следует держать в голове три позиции: квалификация, сложность выполняемой работы, количество и качество затраченного труда. Если после сравнения по всем трем пунктам выяснится, что работа выполняется наравне, а зарплата разная, – это повод для обращения к работодателю.
2. Обращаться к работодателю следует письменно – в виде запроса. В нем просите дать ответ на вопрос о разнице заработных плат. Поскольку суды при рассмотрении дел обращают внимание на то, заявлял ли работник свое несогласие с этим, то запрос следует зарегистрировать – на своем экземпляре нужно попросить поставить входящий номер и дату. Обратиться очно будет нельзя – направляйте запрос по почте, сохраняя опись вложения в письмо.
3. Если ответ на обращение не устроит или ответа не последует – будет повод обратиться в суд. Обращаться ли до суда к работодателю снова, но уже с требованием об изменении условия трудового договора – решать вам, закон этого не требует.
Нужно иметь в виду, что добиться изменения условия трудового договора об оплате и взыскать денежные средства в виде разницы в зарплатах очень сложно. Ведение такого дела без помощи юриста может резко уменьшить шансы на успех. Поэтому рекомендуется обратиться к специалисту.
И не затягивайте с иском в суд, чтобы не пропустить сроки, которые отводятся на защиту трудовых прав.
Собственные спортивные залы, столы для работы стоя, комнаты для медитации, горячие линии по вопросам здоровья – вот неполный список льгот для сотрудников, в которые инвестируют компании. Но окупаются ли эти инвестиции? Компании Future Workplace и View недавно опросили 1601 работника из Северной Америки, чтобы понять, какие льготы имеют для них наибольшее значение и как они влияют на производительность.
К своему удивлению, мы обнаружили, что сотрудники в первую очередь хотят очень простых вещей: свежего воздуха, доступа к дневному свету и возможности устроить рабочее место по своему вкусу. Половина опрошенных сотрудников заявили, что испытывают сонливость в течение дня из-за плохого качества воздуха, и более трети сообщили о потере до часа рабочего времени из-за этого. Выяснилось, что качество воздуха и свет сильнее всего влияют на производительность, удовлетворенность и благополучие сотрудников, в то время как влияние занятий фитнесом и медицинского обслуживания оказалось незначительным.
Рабочее место высокого качества – с естественным освещением, хорошей вентиляцией и комфортной температурой – снижает риск отсутствия сотрудников на работе на срок до четырех дней в год. Эффект может быть ощутимым, учитывая, что незапланированное отсутствие сотрудников на рабочем месте обходится компаниям в $3600 для работников с почасовой оплатой и в $2650 для работников на постоянной зарплате.
Другие исследования показывают, что у работников, удовлетворенных условиями труда, на 16% выше производительность, при этом вероятность, что они останутся в компании, выше на 18%, а их компания на 30% привлекательнее для них, чем конкуренты. Две трети респондентов сообщили, что с большей вероятностью примут предложение о работе или останутся на текущей работе, если компания будет заботиться об их здоровье. Вот три шага, с помощью которых можно улучшить рабочую среду и благополучие сотрудников.
1. Перестаньте тратить деньги на бессмысленные льготы. Примите как должное, что вы не знаете, чего хотят ваши сотрудники, и ищите способы выяснить это. Если бы работодатели делали это чаще, они бы уделяли меньше внимания преимуществам, которыми пользуются лишь немногие сотрудники (например, спортзалом), и больше – изменениям на рабочих местах, влияющим на всех (например, качеством воздуха и доступом к дневному свету).
Что не так с льготами для офисных сотрудников
Работодатели не скупятся на льготы вроде йоги на работе, игровых зон и бесплатных закусок. Но есть ли польза?
На первом месте среди факторов, упомянутых в нашем опросе, оказалось качество воздуха. 58% респондентов заявили, что свежий воздух без аллергенов улучшает их самочувствие. 50% сообщили, что работали бы и чувствовали бы себя лучше в офисе с видом из окна, а треть опрошенных хотели бы иметь возможность регулировать температуру на своем рабочем месте. Лишь треть участников опроса назвали температуру у себя в офисе идеальной.
Отвлекающий шум беспокоил более трети опрошенных, влияя на их способность к концентрации внимания. Сотрудники говорили, что телефонные звонки, звуки печатания на клавиатуре и разговоры коллег влияют на их способность быть внимательными. Почти половина респондентов хотели, чтобы их компании улучшили эти факторы, и они хотели этого сильнее, чем получить другие льготы. Таким образом, первым делом необходимо посмотреть, на что вы тратите деньги, и сократить расходы, которые не окупаются.
2. По возможности позволяйте сотрудникам устраивать рабочие места по своему вкусу. Наше исследование показало, что 42% сотрудников предпочли бы персонализировать рабочее место, в то время как всего 28% хотят иметь возможность неограниченного отпуска. Что именно хотят персонализировать сотрудники:
температуру: почти половина опрошенных хотели бы иметь приложение, которое позволит им устанавливать температуру на рабочем месте;
верхнее освещение и свет на столе: треть опрошенных хотят контролировать верхнее освещение и свет на столе, а также потоки дневного света;
уровень шума: треть хотели бы контролировать звуковую среду на рабочем месте.
Может показаться, что подобные запросы можно удовлетворить только в личных кабинетах руководителей высшего звена, но это не так. Штаб-квартира Hewlett-Packard Enterprise – один из примеров компании, которая обеспечила сотрудникам возможность контролировать уровень шума при планировке офиса open space. Занимаемое компанией здание было спроектировано с учетом возможности управлять шумовым фоном, для того чтобы сотрудники меньше отвлекались. Некоторые компании, например Regeneron Pharmaceuticals, пошли еще дальше и позволили сотрудникам контролировать количество дневного света, проникающего в окна офиса, с помощью приложения для смартфонов.
Например, компания Cisco управляет уровнем громкости в офисе, разработав планировку, не предполагающую фиксированной рассадки. В ней выделены места для групп сотрудников, взаимодействующих лично или удаленно, или тех, кто предпочитает работать индивидуально.
Ту же стратегию можно применять в отношении света или температуры. Вы можете поместить сотрудников, которым комфортнее в условиях более высокой температуры и более яркого света, ближе к окнам, а тех, кто любит полумрак и прохладу, – в глубине офиса.
3. Позаботьтесь о по-настоящему здоровой рабочей среде. Благополучие на рабочем месте связано не только с физическим здоровьем сотрудников. Оно состоит из трех компонентов: физического, эмоционального и экологического:
эмоциональное благополучие: обеспечьте сотрудникам дневной свет и тихие помещения, где они могут с комфортом сосредоточиться на работе;
физическое благополучие: обеспечьте сотрудников здоровой пищей и эргономичными рабочими местами;
экологическое благополучие: убедитесь, что в офисе чистый воздух, достаточно света, комфортная температура и акустика.
Главный совет работодателям: подумайте, как можно вернуться к базовым условиям, важным для сотрудников, и инвестируйте в те направления, которые окажут наибольшее воздействие на их работу и самочувствие.
Если одна потребность удовлетворяется, то на ее место выходит неудовлетворенная потребность; удовлетворенные потребности не мотивируют людей ?
Если работники концентрируют свое внимание на оплате работы, на условиях труда, большое значение придают удобству на рабочих местах, то следует удовлетворять в основном:
Если работники испытывают потребности в порядке, четких правилах, ясных структурах, то для сотрудников важнее всего удовлетворение:
Если работники испытывают желание быть компетентными, уважаемыми и признаваемыми окружающими, то это выражение потребностей:
самоутверждения и признания
принадлежности и причастности
Если человек стремится к творческой работе, к полному использованию своих знаний и умений, то это выражение потребностей:
нет правильного ответа
Способ мотивации, который помогает преодолеть отрицательное воздействие контроля на поведение работников, - это:
модель Портера – Лоулера
управление по целям
Укажите, в чем заключается вывод теории Портера – Лоулера, отличающийся коренным образом от выводов сторонников теории человеческих отношений:
все потребности делятся на потребности высшего и низшего порядка
люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребностей
результативность труда порождает удовлетворенность
все ответы правильные
К содержательным теориям мотивации относятся:
теория ожидания, теория МакКлелланда, теория справедливости
теория Маслоу, модель Портера-Лоулера, теория Герцберга
теория ожидания, теория справедливости, модель Портера-Лоулера
теория Маслоу, теория МакКлелланда, теория Герцберга
Какая научная теория определяет личность человека как совокупность поведенческих реакций на тот или иной стимул?
нет правильного ответа
Может ли появиться потребность в уважении без удовлетворения потребностей физиологической безопасности?
может, но при определенных условиях
нет правильного ответа
Осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, - это:
Какой фактор можно отнести к факторам внутреннего вознаграждения?
продвижение по службе
содержание и значимость выполняемой работы
нет правильного ответа
Какая из потребностей высших уровней удовлетворяется процессом доведения работы до успешного завершения?
нет правильного ответа
Потребность в самостоятельности, независимости во всех сферах деятельности характеризует ориентацию на:
это то, что возникает и находится внутри человека и от чего человек стремится освободиться
это то, что вызывает определенные действия человека
это совокупность мотивов, находящихся в определенном отношении друг к другу
это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям
это то, что возникает и находится внутри человека и от чего человек стремится освободиться
это то, что вызывает определенные действия человека
это совокупность мотивов, находящихся в определенном отношении друг к другу
это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям
это то, что возникает и находится внутри человека и от чего человек стремится освободиться
это то, что вызывает определенные действия человека
это совокупность мотивов, находящихся в определенном отношении друг к другу
это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям
Отметить неверное утверждение:
стимулы – это рычаги воздействия, вызывающие действия определенных мотивов
реакция человека на отдельные стимулы не поддается сознательному контролю
стимулы не имеют значения и смысла, если люди не реагируют на них
нет правильного ответа
В чем суть принципиального отличия стимулирования от мотивирования?
стимулирование – лишь одно из средств мотивирования
нет принципиального отличия
реакция человека на отдельные стимулы не поддается сознательному контролю
стимулы не имеют значения и смысла, если люди не реагируют на них
Отметить неверное утверждение:
чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование
стимулирование не отличается от мотивирования
стимулы не имеет значения и смысла, если люди не реагируют на них
нет правильного ответа
Укажите потребности, которые удовлетворяются следующими средствами присвоение рангов или званий:
принадлежности и причастности
признания и самоутверждения
Укажите потребности, которые удовлетворяются следующими средствами : создание системы страхования:
принадлежности и причастности
признания и самоутверждения
Укажите потребности, которые удовлетворяются следующими средствами : поощрение создания неформальных групп:
1) физиологические потребности
принадлежности и причастности
признания и самоутверждения
Укажите потребности, которые удовлетворяются следующими средствами: предоставление творческой работы:
1) физиологические потребности
принадлежности и причастности
признания и самоутверждения
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Читайте также: