Если нет трудовой книжки как оформить пенсию по возрасту в россии

Обновлено: 02.07.2024

Главным условием для возможности получения пенсии, считается стаж. Подтверждает стаж только трудовая. Поэтому очень принципиально сохранять ее, чтобы не было неприятностей при предоставлении документов на пенсию. Разъясняется здесь, как пенсию правильно оформить в случае порчи либо утери трудовой.

Если утеряна

Гражданин никак не сумеет сделать себе пенсию без данного документа, тогда он не сможет обосновать свой трудовой стаж.

Он не сможет надеяться на страховую пенсию, потому что попадает в категорию никогда не работавших людей Им будет положена только социальная пенсия. Она определяется в процентах от базисной величины трудовой зарплаты на время ее оформления, что совсем немного.

Одно дело человек, который официально нигде не работал, другое дело человек всю жизнь честно официально работал.

Когда гражданин элементарно потерял трудовую или у него в ней недостает всех записей, разрешено, при оформлении пенсии предоставлять такие документы:

  1. Трудовые договора.
  2. Книги колхозников.
  3. Из архивов выписки.
  4. С компаний справки.
  5. На полученную зарплату ведомости.

За то время, когда трудовую не заполняли надо предоставить договора на исполнение работ. Надо представить справку от предпринимателя, у кого работал человек, в том, что он заплатил все платежи в ПФ России и органы соц. страхования.

ПФР может отказать в назначении пенсии при выявлении ошибок в трудовых. Личные сведения гражданина, хранящиеся на предприятии ПФ не нужны. Остается тогда лишь обращаться в суд с иском.

Восстановить трудовую

Восстановить трудовую никак нельзя, новая трудовая будет дубликатом. Для этого будет нужно обойти всех бывших нанимателей. Когда обнаружили потерю документа необходимо срочно сообщить об этом на предприятие, где вы последний раз работали. Предоставить туда заявление о пропаже.

Потом в течение 15 дней, после его получения нанимателю необходимо гражданину предоставить дубликат.

Делаются в нем следующие записи:

Засвидетельствовать присутствие стажа могут только уникальные документы. К таким относятся:

  • приказ о включении в штат;
  • договора трудовые;
  • ведомости выданных зарплат либо ЛС;
  • справка формы СЗВ-К;
  • выдержка с СЗИ-5;
  • остальные документы, доказывающие исполнение работ.

В дубликате потребуется показать итоговую сумму стажа, без указания, где человек работал.

Когда предоставленные работником бумаги о труде у бывших нанимателей содержат неполные данные, то добавлять их при заполнении дубликата вам не нужно.

Услуги по восстановлении

Документ может стать непригодным по разным причинам. Трудовая имела возможность стать обгоревшей при пожаре, разорваться и прочее.

Когда фирма, в которой гражданин трудоустроен, прекратила существование, он может запросить ее архив о возобновлении стажа.

Надо прийти в ПФ, где собираются данные о стаже работы по результатам перечисленных ими взносов.

При утере новой трудовой (1-3 месяца) гораздо легче сделать новую, чем ждать 2 недели, пока ее восстановят.

Гражданин имеет возможность через ПФ восстановить трудовую и без помощи других, но тогда ему придется затратить много времени.

Если ответственность за утерю документа несет наниматель, то гражданину надо заявление написать ему о возобновлении трудовой.

Когда в потере трудовой виноват гражданин, то ему следует сделать следующее:

  1. Приготовить пакет необходимых бумаг – удостоверяющего личность документ и СНИЛС (и копию трудовой, если она есть).
  2. В филиале ПФР там, где он проживает, приготовить о потере трудовой заявление и прибавить к нему бумаги.
  3. В ходе разговора с работником ПФР постараться рассказать ему о местах своей работы.
  4. Обратиться с заявлением надо в филиал ПФР, который находится там, где гражданин прописан, иначе ему могут отказать.

Пошлина за восстановление трудовой никак не взимается. Это по времени займет от десяти до пятнадцати рабочих дней.

Последнее, что гражданин может сделать это послать исковое заявление в суд на нанимателя, при его отказе восстановить трудовую.

Трудовую книжку потерял работодатель

Наниматель тоже может потерять трудовые своих работников. Тогда их надо восстанавливать и этим должен заниматься сам наниматель. Предприятие берет на себя обязательство в этом только тогда, когда гражданин был в штате во время утраты документов. Бывает, что утрата документа могла произойти по причинам, не зависящими от нанимателя. Это случиться может при пожаре, стихийных бедствиях, халатности работников, преступного злого замысла.

По закону надо создать особую комиссию, в составе:

  • работодателя представители;
  • власти исполнительной;
  • профсоюзов;
  • трудового коллектива.

Возобновление трудовой проходит на основании представленных гражданами документов о присутствие у них трудовых взаимоотношений и стажа.

В случае их нехватки, выборочно опрашивают свидетелей, их обязано быть двое. Составляет комиссия документ, где указываются все нужные данные. Заполняется дубликат на базе отмеченных в нем сведений.

Если наниматель признается, что элементарно допустил потерю трудовой он должен ответить в административном порядке. Это преступление есть в КоАП (5.27). За эту невнимательность ему угрожает штраф от 5 до пятидесяти зарплат минимальных. Когда это случается не в первый раз он будет на 3 года дисквалифицирован.

Собираемся на отдых

К любому делу нужно подготовиться. А уж выход на пенсию тем более. Кстати, в ПФ это отлично понимают и, поэтому года за два, три до наступления срока начинают тормошить будущего пенсионера. Приглашать к себе, чтобы начать подготовку к уходу на отдых.

Любое несоответствие, неправильная запись, ошибки и какое-то время вам могут не зачесть в стаж. А это снижение размера пенсии. Вывод прост: к выходу нужно готовиться заранее.

Справка о работающих

ПФР

В стране существует не один десяток пенсионных фондов. Все они не государственные. Самый крупный ПФ, естественно, принадлежит государству. Филиалы его разбросаны по всей России.

Нет, наверно, ни одного крупного населенного пункта, где бы ни размещалось отделение ПФ России. Но не будем давать рекомендации читателю. Где, в каком ПФ, государственном или нет, он будет оформлять пенсию по возрасту, решать только ему.

Готовим базу

Читают документ

Прежде чем обратиться в ПФ, нужно подготовить документы.

  • паспорт;
  • трудовая книжка, естественно оригинал;
  • сведения, документы, справки о стаже;
  • справка о средней зарплате за установленный период;
  • свидетельство, пенсионное, страховое. Оно должно быть оформлено надлежащим образом;
  • если есть инвалидность, то документальное подтверждение.

С готовыми документами

Документ на деньгах

Первое правильное действие – личное обращение в ПФ. Законом, правда, допускается возможность, что вас будет представлять лицо, которому вы доверили оформление своей пенсии. Понятно, что придется выдать ему доверенность.

Разрешается обращаться в ПФ за месяц до соответствующего возраста. То есть за месяц до дня вашего рождения. Женщины уходят в 55, а мужчины – в 60.

При первом обращении в ПФ нужно взять все перечисленные документы. В отделении придется написать заявление. Составляется оно по установленной форме. В заявлении не должно быть никаких ошибок, исправлений помарок.

Если вы меняли фамилию или имя, отчество, то нужно представить документы, подтверждающие изменения. Например, брачное свидетельство.

Если возникнут затруднения с записями в трудовой, то специалисты ПФ помогут вам их устранить. То есть ПФ сделает необходимые запросы для уточнения сведений, которые содержатся в ваших документах.

По желанию пенсия может перечисляться на лицевой счет. Для этого нужно представить в ПФ банковские реквизиты вашего счета.

Пенсия оформляется в семидневный срок. По его окончанию вас пригласят для получения удостоверения.

В Москве

Женщина в очках

Принципиально оформление пенсии в Москве не отличается от оформления ее в других регионах страны. Но есть некоторые отличия, важные для самих москвичей.

  1. Для лиц, которые проживают в городе 10 лет, установлены надбавки. Москвичи получают их в случае, если пенсия ниже установленного минимума. Он составляет 12000 рублей.
  2. После получения удостоверения нужно обратиться в единое окно и оформить карту москвича. Она дает право на льготы. Например, бесплатного проезда.
  3. Лица, имеющие временную регистрацию, могут оформить в столице пенсию по своему фактическому проживанию. Но на получение московских льгот и надбавок они могут рассчитывать только при оформлении постоянной регистрации в столице.

Возможные варианты

Сидят в парке

Речь пойдет о корпоративной пенсии. В законодательстве этот вид пенсии не определен. Устанавливается она исключительно организациями или компаниями, выплачивается в негосударственные ПФ. Условия ее предоставления отражаются во внутренних документах. Может служить надбавкой к основной пенсии на время или пожизненно.

Работник может получать ее, не достигнув возраста. Но условия таких выплат определяются организацией. То есть точного возраста, с которого можно рассчитывать на корпоративную пенсию, нет.

В заключение можно сказать следующее. Выход на пенсию – важный этап. И к нему надо быть готовым. Проверяйте трудовую книжку. Содержите документы в порядке. Особенно те, которые свидетельствуют об изменениях.


Граждане, выходящие на пенсию, часто сталкиваются с проблемой подтверждения стажа работы за 90-е годы прошлого века. Предприятия меняли собственников, многие закрывались и открывались новые. Были ситуации, когда работодатели исчезали вместе со всей документацией предприятия, оставляя своих работников без возможности подтвердить стаж работы и заработок, которые требуются для назначения пенсии. Что делать человеку, если трудовая книжка утеряна, предприятие ликвидировано, а отыскать документы в архивах шансов практически нет?

Консультации по этим вопросам дала Евгения Очертарова, главный специалист–эксперт отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц ОПФР по Бурятии.

Трудовая книжка и ИЛС

Какие периоды работы включаются в страховой стаж при назначении пенсии? И так ли важна сегодня трудовая книжка?

С 2015 года при назначении пенсии периоды работы как до регистрации, так после регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования устанавливается по сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Вся информация хранится в Федеральной базе данных ПФР. До даты регистрации сведения о стаже были представлены работодателями по форме СЗВ-К на всех работающих граждан.

По законодательству в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданином, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР. К уплате страховых взносов приравниваются взносы на государственное соцстрахование до 1991 года, уплата ЕСН и ЕНВД до 2002 года.

Таким образом, полноту представленной информации о периодах работы и суммах уплаченных страховых взносов за каждый период работы граждане могут увидеть и проверить в выписке из ИЛС в Личном кабинете на сайте ПФР.

Если человек понимает, что выписка содержит неполные сведения о трудовой деятельности, как можно восстановить пробелы?

Если в выписке указаны неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, то их можно внести на основании подтверждающих документов.

В этом случае во внимание принимается трудовая книжка, которая является документом, подтверждающим периоды работы до даты регистрации в системе ОПС.

Если все записи в ней оформлены правильно, в соответствии с Инструкцией по заполнению трудовых книжек, то никаких проблем с учетом стажа не возникнет.

При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи или отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение стажа принимаются справки от работодателя либо из архивного учреждения.

Это могут быть выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, удостоверения, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их исполнении и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.

Поэтому очень важно не ждать наступления пенсионного возраста, а готовиться к выходу на пенсию заранее, до наступления права. В соответствии с действующим законодательством обязанность по предоставлению документов, необходимых для назначения, перерасчета пенсии, возложена на гражданина.

Где взять справку

Куда обращаться за справкой, если предприятие находится в другом регионе или оно ликвидировано?

Если предприятие находится в другом регионе, для получения справки о периодах работы ехать к месту, где располагалась организация, не нужно. Помощь в истребовании нужных документов о стаже или справки о заработной плате вам окажут при необходимости специалисты ПФР. Для этого нужно обратиться в клиентскую службу с заявлением.

Если предприятие ликвидировано, но у него остался правопреемник, справки о стаже и заработке должен выдать правопреемник.

Если правопреемник отсутствует, тогда нужные документы необходимо разыскивать в архивах. В какой архив следует обращаться - эту информацию также вам предоставят специалисты ПФР.

При обращении в архивное учреждение заявителю приходит ответ в виде архивной справки, реже архивной выписки или копии документа. В архивную справку о подтверждении трудового стажа включаются данные за то время, за которое имеются сведения в документах архива: приводится точное название должности, занимаемой гражданином, и период его работы. В качестве документов, подтверждающих страховой стаж, используются приказы по личному составу, по основной деятельности, лицевые счета и другие документы.

Свидетели

Что делать, если организация ликвидирована, а в архивах нет документов этого предприятия?

В этой ситуации свой период работы на этом предприятии можно подтвердить только свидетельскими показаниями. Сведения о заработной плате свидетельскими показаниями не подтверждаются.

По правилам, если архивы предприятия утрачены не по вине работника, периоды работы гражданина на этом предприятии могут устанавливаться на основании показаний не менее двух свидетелей, которые знают гражданина по совместной работе в этот период.

Свидетели должны иметь документы, подтверждающие их работу у данного работодателя в период совместной работы с гражданином, за которого они свидетельствуют. Для этого гражданин должен написать заявление в орган ПФР по месту своего жительства с просьбой установить период работы по свидетельским показаниям, с указанием ФИО и адреса свидетелей. К заявлению приложить справку из архива об отсутствии у них документов ликвидированного предприятия, на котором работал гражданин. При этом длительность периода работы гражданина на предприятии, устанавливаемого на основании свидетельских показаний, не может быть больше половины страхового стажа, необходимого гражданину для назначения пенсии.

Свидетельскими показаниями могут подтверждаться только периоды работы на территории РФ, имевшие место только до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица. Следовательно, для подтверждения иных периодов (например: военная служба, период ухода за ребенком-инвалидом, период проживания супругов военнослужащих и др.) этот способ неприменим.

Зачастую, будущим пенсионерам и архивы не могут помочь, потому что, в частности, коммерческие организации в архивы просто документы не передавали. В таких случаях, если смысл обращения в суд?

К сожалению, подобная ситуация встречается довольно часто. Именно в период с 1986 по 1995 годы документы о стаже и заработке работников коммерческих организаций чаще всего не передавались в архивы.

Ситуация усугубляется тем, что законодательных актов о том, как следует поступать работнику в случае отсутствия документов о заработке в архивах, нет.

Предусмотрены лишь процедуры подтверждения страхового стажа. А вот как подтвердить размер заработка - об этом нет нормативных документов. ПФР придерживается твердой позиции, что необходимые сведения о зарплате должны быть представлены работодателем либо архивным учреждением на основании данных лицевого счета, расчетно-платежных ведомостей и пр.

Решить данную проблему довольно сложно. Но в отдельных случаях гражданину рекомендовано обращаться в суд с иском о требовании возмещения причиненного ущерба к должностному лицу (работодателю), не исполнившему свои обязанности по передаче документов в архив в период ликвидации предприятия.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Марина Крицкая

Правительство выступило с предложением повысить возраст выхода на пенсию: для мужчин — до 65 лет, для женщин — до 63 лет. Предполагается, что задумка будет осуществляться в несколько этапов и начнется с 2019 года. Соответствующий законопроект уже внесен на рассмотрение в Госдуму. Окончательное решение по нему чиновники планируют принять осенью.

На фоне обсуждения пенсионной реформы появилась информация о новых предложениях Минтруда:

  • Ужесточить ответственность для работодателей, вплоть до уголовной, за увольнение сотрудников предпенсионного возраста. Хотя позже глава Минтруда Максим Топилин заявил о том, что в министерстве не рассматривается вариант введения в УК РФ норм об ответственности работодателей за увольнение сотрудников предпенсионного возраста.
  • Проводить проверки для выявления нарушений трудовых прав людей в предпенсионном возрасте (делать это планируется в течение всей реформы, то есть с 2019 по 2034 годы).
  • Обязать работодателей отчитываться о причинах увольнения граждан предпенсионного возраста в случае увольнения по соглашению сторон или по инициативе работодателя.

Они вызвали много споров и реакций в бизнес-среде. Но пока ни по одному из них не принято каких-либо конкретных решений.

Пенсионеры и рынок труда

  • Они согласны получать зарплату на 10-25% ниже, чем люди, еще не вышедшие на пенсию, на сопоставимых позициях.
  • Женщины на пенсии ищут работу чаще, чем мужчины (59% против 41%).
  • У женщин-пенсионерок зарплатные ожидания ниже, чем у мужчин почти на 30%.
  • Чаще всего резюме размещаются в сфере продаж, административного персонала, бухгалтерии, производства и транспортно-логистической сферы.
  • Пенсионерам больше интересна частичная занятость, на два-три дня в неделю и на три-четыре часа в день, а также надомная работа.
  • Наиболее лояльны к возрастным кандидатам: производственные компании, общепит, аутсорсинговые колл-центры и работодатели, связанные с проведением опросов, консультаций по телефону.

Трудовой кодекс не предусматривает особых требований к трудоустройству граждан-пенсионеров, однако на некоторые особенности обратить внимание все же стоит. В частности, ст. 3 ТК РФ прямо запрещает работодателям ограничивать кандидатов в трудовых правах и свободах или давать какие-либо преимущества в зависимости от возраста.

Особенности приема на работу пенсионера

В основном прием на работу пенсионеров аналогичен приему обычных работников. Есть только некоторые ограничения, учитывающие возраст, они распространяются:

  • на госслужащих: предельный возраст — 60 лет, с возможным продлением до 65 лет (ст. 25.1 Федерального закона от 27.07.2004 №79).
  • на должности ректора, проректоров, руководителей филиалов в государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования: предельный возраст — 65 лет. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста 65 лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации (ст. 332 ТК РФ).

При приеме на работу по соглашению сторон может быть предусмотрен испытательный срок, согласно ст. 70 ТК РФ. Работодатель не обязан устанавливать пенсионеру неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Это обязательство распространяется на беременных женщин, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), а также лицо, осуществляющее уход за больным членом семьи — по их просьбе (ст. 93 ТК РФ).

Также трудовое законодательство не ограничивает пенсионеров в следующих правах:

  • на работу в ночное время,
  • на сверхурочную работу на общих основаниях;
  • на работу в выходные и праздничные дни.

Работающие пенсионеры, согласно ст. 115 ТК РФ, могут претендовать на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней. Если работник-пенсионер — внешний совместитель, он также может рассчитывать на ежегодный оплачиваемый отпуск.

В ст. 128 ТК РФ уточняется, что работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы работающим пенсионерам по старости — до 14 календарных дней в году.

Какие особенные права имеет работник-пенсионер

В ст. 128 ТК РФ уточняется, что работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы работающим пенсионерам по старости — до 14 календарных дней в году.

Увольнение по собственному желанию у работника-пенсионера происходит без отработки в течение двух недель. Об этом прямо говорится в ст. 80 ТК РФ.

  • отпуск в любое удобное время для определенных категорий

У некоторых работников-пенсионеров есть право уйти в отпуск в любое удобное для них время, а также взять отпуск без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году. К ним относятся участники ВОВ и ветераны боевых действий (пп. 13 п. 1 ст. 15 и пп. 11 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ).

7 важных разъяснений Роструда о трудоустройстве пенсионеров

В июле 2018 года Роструд выпустил информацию, затрагивающую трудоустройство пенсионеров и людей предпенсионного возраста.

В нем ведомство уточнило несколько важных моментов:

  1. Оформление трудовых отношений с лицами, достигшими предпенсионного возраста (имеются в виду женщины 50 лет и старше, мужчины 55 лет и старше) производится в общем порядке.
  2. Только деловые качества могут быть основание для отказа в заключении трудового договора с гражданином предпенсионного возраста. Достижение указанного возраста тоже не повод для отказа. Но даже если это и произойдет, то такой отказ может быть обжалован в суде (ст. 64 ТК РФ).
  3. Принудительное заключение срочного трудового договора с работниками предпенсионного возраста недопустимо.
  4. Работодатель не имеет права переоформлять трудовой договор, заключенный с работником на неопределенный срок, на срочный трудовой договор по причине того, что работник достиг пенсионного возраста.
  5. Испытание при приеме на работу людей предпенсионного возраста проходит на общих основаниях согласно ст. 70 ТК РФ. Если в трудовом договоре отсутствует это условие, это означает, что работник принят на работу без испытания.
  6. При сокращении штата преимущественное право избежать этой процедуры остается за работниками, обладающими более высокой производительностью труда и квалификацией. В этом случае достижение предпенсионного или пенсионного возраста не должно ограничивать права работников при рассмотрении преимущественного права.
  7. Предпенсионный возраст — не причина для установления ограничений при приеме на работу и других ограничений в сфере труда.

Нарушение трудовых прав этой категории работников влечет административную и уголовную ответственность, напоминает Роструд.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


При достижении пенсионного возраста каждый человек встаёт перед выбором: уходить на заслуженный отдых ибо продолжать рабочую жизнь. В первом случае он надеется получать хорошую пенсию, чтоб ни в чём в себе не отказывать.

Высокое вознаграждение можно заслужить с помощью долгого трудового стажа, документально закреплённого в трудовой книжке, которую необходимо предоставить, чтобы оформить пенсию.

Процесс оформления пенсии не считается сложным при её наличии. Но что делать, если она отсутствует у гражданина — утеряна или испорчена?

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-93. Это быстро и бесплатно !

  • Возможно ли обратиться за начислением без трудовой книжки?
  • От чего зависит сумма выплат?
  • Действия, если документ отсутствует или испорчен
  • Как восстановить через пенсионный фонд?
  • Что делать при повреждении?
  • Потеря работодателем
  • Что нужно для подтверждения стажа?

Возможно ли обратиться за начислением без трудовой книжки?

Главные документы для начисления будущей пенсии – паспорт и трудовая книжка. О стаже свидетельствуют и другие документы о занятости, а также персонифицированный учёт, введенный в 1997 году Пенсионным Фондом.

Такая система собирает и копит информацию об официальном наёмном труде человека, анализируя денежные поступления на его пенсионный счёт от работодателя. Информация о стаже там также сохраняется.

Новый российский трудовой кодекс сделал трудовую книжку главным гарантом сохранения накопленного стажа работника, поэтому гражданин обязан предоставить её в Пенсионный Фонд для назначения пенсионных выплат (какая должна быть запись в ТК?). Её отсутствие у будущего пенсионера является большой проблемой, так как трудовую приходится восстанавливать, что требует времени и усилий.

Сам ПФ в письме №25-19/14554 от 29.12.2005 объясняет, что трудовая книжка не является документом, который будет постоянно находится в его распоряжении, поэтому даже если лицо предпенсионного возраста официально трудится, то работодатель обязан вручить ему под расписку его трудовую (о том, нужна ли трудовая для оформления пенсии и в каком возрасте можно уйти на отдых, узнайте тут, а как получить ТК на руки написано здесь).

Справка. Таким образом, обратиться за начислением пенсии в её отсутствии на сегодняшний день невозможно.

От чего зависит сумма выплат?

Неимение книжки у себя на руках и недостающий рабочий стаж сильно уменьшает величину пенсии. Тогда при наступлении пенсионного возраста назначается только социальная пенсия, которая пока не достигает прожиточного минимума в России (чем отличается социальная пенсия от страховой?).

А доказанный стаж более пяти лет даёт право на расчёт и расчёт трудовой пенсии по старости. Чем больше лет человек трудился, тем выше его доход на пенсии.

Действия, если документ отсутствует или испорчен

При повреждении или потере своей трудовой её следует обязательно восстановить. Самостоятельно гражданин не имеет права её заполнять, этим занимаются последний наниматель в лице отдела кадров или иные поверенные на это органы, в том числе ПФР.

Гражданин должен пройти определенные этапы для получения дубликата:

    Подать заявление во все организации, где человек работал, для получения документов, подтверждающих наёмную деятельность.

Важно! Процесс создания дубликата можно значительно облегчить. Желательно после смены каждого работодателя делать заверенную у нотариуса копию этого документа.

Как восстановить через пенсионный фонд?

Основными этапами получения дубликата с помощью Пенсионного фонда являются:

  1. Этап поиска виновного лица, испортившего или потерявшего книжку. Если виновным оказался сам гражданин, а не работодатель, то ПФ может ему помочь.
  2. Розыск заверенной копии оригинальной трудовой, информация из которой будет перенесена в дубликат.
  3. Поиск и сбор бумаг и документов, имеющих сведения о стаже человека. Весьма трудоёмкий процесс, нужно получить трудовые договора, справки от нанимателей, внутренние приказы, ведомости о заработной плате.
  4. Запросить имеющиеся сведения из автоматизированных баз Пенсионного Фонда, доступные с 1997 года.
  5. Подача заявления о создании дубликата в Пенсионный Фонд.

Существует и иной способ определения стажа для начисления пенсии. Нужно прийти в ПФ и попросить выписку о внесении обязательных страховых взносов.

Постановление Правительства РФ №1015 от 2.10.2014 запрещает Пенсионному Фонду отказывать гражданам в этой услуге, а для её получения нужно предоставить СНИЛС, договоры о найме на работу, ведомости или счета по начислению заработной платы, справки о доходах.

Что делать при повреждении?

Повреждениями трудовой книжки являются физическое повреждение (пятна, вырванные и поврежденные страницы) и неправильное заполнение (присутствие правок и затирания записей).

В данной ситуации необходимо сберечь оригинал и заказать дубликат у работника отдела кадров вашего предприятия или бывшего работодателя, в ПФ в других случаях. Причём документально подтверждаются лишь поврежденные записи.

Потеря работодателем

Работодатели заботятся о сохранности трудовых книжек, ведь это документы строгой отчётности. За их утрату и порчу грозит административный штраф.

Она может быть утрачена из-за форс-мажорных обстоятельств и стихийных бедствий. Тогда на предприятии создаётся комиссия для расследования причин факта порчи трудовых книжек. Она расследует обстоятельства дела и составляет акт, дающий право работодателю на изготовление дубликатов.

Может возникнуть ситуация, когда книжку повредили или потеряли сотрудники вашего места работы из-за халатности или неаккуратного обращения. Тогда наниматель ищет виновных лиц, но это не освобождает его от восстановления документа.

Ему нужно будет самому отсылать запросы во все организации, где работал его нынешний сотрудник, собрать необходимые документы для расчёта стажа и заполнить дубликат, который будет храниться на предприятии.

Что нужно для подтверждения стажа?

Трудовая книжка представляет собой основной документ, отражающий стаж работающего человека, но есть и иные, использующиеся, если в ней нет некоторых записей о труде на прежних местах работы или данные в ней неточны или неправильны.

Такими документами являются справки от работодателя, приказы о приёме и увольнении работника, ведомости о выдаче зарплаты, его заработные счета и расчетные книги, трудовые договоры и удостоверения, членские билеты и учетные карточки профсоюзов.

Многие люди идут по пути поиска доказательства своего стажа, ведь потерять документы, подтверждающие его — лишиться заслуженной трудовой пенсии и довольствоваться лишь малой социальной.

  • Как производится индексация базовой части трудовой пенсии по старости?
  • О том, что такое минимальная страховая пенсия, от чего зависит размер минимальных выплат?
  • Об особенностях перерасчета страховых и трудовых частей пенсий.

Таким образом, каждый человек должен беречь свою трудовую книжку и сопутствующие бумаги об официальной работе, вовремя делать заверенные копии книжки. В случаях потери и порчи незамедлительно восстанавливать её.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Читайте также: