Если на работе плохо относятся что делать

Обновлено: 21.05.2024

Хамство — самый доступный способ самоутвердиться за счет другого человека. Как поступать, как реагировать, если вам хамит коллега или руководитель в присутствии всего коллектива? Антон Ходарев, доктор экономических наук и профессиональный ментор, дает несколько конкретных советов

Позвольте, я вас покритикую

С хамством все значительно проще. Спецназ перед тем, как штурмовать помещение, применяет светошумовая гранату. Задача гранаты — вывести из равновесия все системы чувств находящегося там противника: он должен ослепнуть, оглохнуть и потеряться в пространстве. И хамство в корпоративном пространстве — та же самая граната, которая не ранит, но дезориентирует.

Надо ли отвечать на хамство?

Есть несколько вариантов ответа.

  • Спокойно промолчать с осознанием своей силы

Но если вы промолчите с позиций слабого, то вы признаете, что оскорбляющий вас хам — ровня или старше, потому что имеет право вас оскорблять.

Первое, что можно сделать, — это попросить помощи. Прийти к руководителю и попросить остановить хамство в ваш адрес, потому что он — ваш руководитель. Мы постоянно решаем за других и ничего не просим. Но мы забываем, что человеку (в данном случае вашему начальнику) будет приятно проявлять свою силу и великодушие, и это нужно использовать, чтобы остановить корпоративного хама.

В-третьих, тестирование своего окружения на поведение в кризисной ситуации — это то, что должен делать любой разумный человек в фоновом режиме. Если вам отказывают в необходимой помощи, это повод задуматься, нужен ли вам такой начальник и такая работа. Можно сравнить тестирование окружения с прогулкой по тропинке через болото: если палка, которой вы прощупываете почву для следующего шага, ушла под воду — понятно, что туда наступать не стоит. Точно так же в корпоративном мире — вы получаете знание, к кому и с какими вопросами вы можете обратиться. Знание, на кого можно положиться, а на кого нельзя, стоит золота.

Хамство со стороны начальства

Что если вам регулярно хамит начальник, но при этом продолжает платить хорошие (по вашему мнению) деньги? В рамках российской системы сдержек и противовесов деньги уравновешивают хамство. Было бы слишком хорошо, если бы и зарплата была прекрасной, и начальник — идеалом, списанным с книг по менеджменту, но чаще всегда все бывает не так. Поэтому, если система равновесная, то делать ничего не надо. А если она неравновесная, тогда заявление об увольнении и жалоба руководству не должны вас стеснять вообще.

Хотя на моей практике я еще ни разу не видел, чтобы человеку, которого унижают, платили по достоинству. Подобная ситуация допустима только в некоем начале корпоративной игры, когда вам дали условные 100 рублей, а потом начинают проверять на прочность и стрессоустойчивость. Если подобное происходит уже на регулярной основе, то тогда вы можете оказаться в позиции человека, который не имеет ни премий, ни выходных.

Если вы оказались втянуты в эти корпоративные телодвижения, то надо решить для себя вопросы:

1) Каковы ваши личные ощущения?

2) Каков смысл ведущейся корпоративной борьбы?

3) Что надо лично вам? Вы создаете добавленную стоимость или вам скучно и вы хотите позаниматься мелкой возней под столом?

Слишком активное самоутверждение на рабочем месте — это еще и сигнал того, что в коллективе компании потеряна главная цель любой совместной деятельности — создавать добавленную стоимость.

Элемент большой игры

Что делать с хамом дальше?

Вопрос дальнейших взаимоотношений — это вопрос культурных кодов. И в культурном коде, в котором я проживал свои юношеские годы, были слова, в ответ на которые ты должен был броситься в драку и бить. Обычно эти слова произносили те, кто сильнее тебя, и дальше у тебя не оставалось выбора, как быть избитым.

И это главный вопрос: зачем работать с токсичными людьми? Потому что жизнь сложнее копирки? Если вы работаете в средней компании на проходном месте, вы найдете себе работу на среднем проходном месте где угодно. А если вы работаете в выдающейся структуре, гордитесь своими титулами, но не умеете справляться с такими ситуациями, то возникает резонный вопрос: как вы туда попали?

Проблемы с коллегами: если сотрудник грубиян

Психологи считают, что агрессия — это защитная реакция на угрозу авторитета. Человек предпочитает держать коллег в страхе, если чувствует, что на него давят.

Психологи утверждают, что с агрессивными сотрудниками лучше разговаривать тет-а-тет. Вспыльчивые люди любят конфликты на публику. Пригласите коллегу в кабинет, спокойно объясните чего вы от него хотите, какие задачи ставите и почему. Поблагодарите человека за сотрудничество и скажите, что цените его работу. Таким образом, можно свести на нет возможную вспышку гнева.

Французские HR-менеджеры рекомендуют использовать метод ОВПВ при общении с агрессивными сотрудниками.

Цель — описание переживаний и действий агрессора. Человек должен посмотреть со стороны на свое поведение и понять, что чувствует собеседник. Это действует отрезвляюще, помогает переключиться и осознать проблему.

Недовольный сотрудник: отношения сотрудников коллективе

Ворчуны — это еще один тип токсичных сотрудников. Такие люди вечно недовольны происходящим, жалуются, ноют по поводу погоды, начальства, зарплат и рабочих задач. Это подрывает продуктивность команды, сводит на нет позитивное настроение, и не позволяет подходить с энтузиазмом к выполнению должностных обязанностей.

Как правило, таким людям не хватает внимание. Жалуясь и брюзжа, человек пытается обратить на себя внимание, при этом, не осознавая, что раздражает своих коллег.

Уделить внимание — это совет психологов. Почаще обращайтесь к человеку за советом, покажите, что дорожите его мнением. Главное, выстроить границы, чтобы ворчливый коллега не подумал, что теперь может весь свой негатив сваливать на вас.

Иногда помогают откровенные разговоры о причине недовольства человека. Возможно негативный настрой по поводу рабочей задачей не что иное, как защитная реакция на личные неурядицы. У человека могут быть проблемы в семье и вместо того, чтобы поговорить об этом с психологом или лучшим другом, он вываливает на коллег свои проблемы, маскируя под вечное недовольство повседневными делами.

Отношения между сотрудниками: если коллега сплетничает

Если такой ответ кажется прямолинейным, то лучше сделать вид, что вы не понимаете, о чем речь. Не соглашайтесь с негативными доводами коллеги. Ваш молчаливый кивок может расцениваться, как поддержка сплетен. Потом это обернется против вас и испортит карьеру или дружеские отношения с другим человеком.

HR-менеджеры часто сталкиваются с подобными токсичными отношениями в коллективе. Важно напомнить коллегам, что личные разговоры нужно выносить за пределы компании и обсуждать на рабочем месте только корпоративные задачи.

Если вы лично стали объектом сплетен, то есть два варианта развития событий. В первом случае — игнорирование. Покажите, что вас это не задевает, абстрагируйтесь от ситуации. Второй вариант — откровенный разговор с коллегой тет-а-тет. Не переходите на личности, не оскорбляйте и не заставляйте извиняться. Скажите, что эта ситуация вам неприятна, постарайтесь выяснить причины такого поведения. Как правило, после этого сплетни прекращаются или, по крайней мере, не обсуждаются в пределах трудового коллектива.

Проблемы в коллективе — газлайтинг на работе

В этом случае важно сохранять адекватность, спокойствие и не сомневаться в своей правоте. Найдите союзников в лице коллег или начальника, обсудите ситуацию дома с близкими, заручитесь поддержкой.

Проблемы на работе: если коллега постоянно меняет свое мнение

Отношения между сотрудниками: если коллега излишне общителен

Экстровертированные, очень общительные и болтливые люди могут стать помехой во время работы. Особенно если трудиться происходит в условиях open space. При этом человек может абсолютно не осознавать, что он — источник проблемы и неудобств.

Скажите, что у вас срочное задание от шефа и если его не выполнить хорошо и вовремя, то вам будет выговор. Так вы не проявляете невежливость по отношению к человеку, но и выстраиваете личные границы. Либо пожалуйтесь на сильную мигрень или ухудшение здоровья, извинитесь и скажите, что в другое время поговорите с коллегой. В 90% случаев вежливые отговорки срабатывают.

Некоторые сотрудники, которые работают в условиях open space, надевают наушники. Так люди показывают, что они очень заняты и не настроены на разговоры.

Дмитрий Кузьмин

Результаты исследования Гарвардской бизнес-школы показывают, что токсичные сотрудники наносят урон бизнесу. Добросовестные и спокойные люди в компаниях с таким персоналом работают заметно хуже, а некоторые (12 %) и вовсе увольняются из-за неприятной атмосферы в коллективе.

Респонденты заявили, что из-за токсичных коллег нарушаются их отношения с клиентами, большинство теряют вовлеченность и инициативу, опасаясь грубой и непоследовательной обратной связи. Все это указывает на то, что токсичные сотрудники разрушают коллектив, и игнорирование их чревато снижением эффективности команды.

Кто такие токсичные сотрудники

Также под токсичным поведение может скрываться подсознательное желание самоутвердиться и подчинить себе других людей.

Токсичность — это просто новое модное слово, которым обернули старое доброе авторитарное поведение. Авторитаризм — социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность правителю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Олег Долгицкий
психолог

Признаки и особенности поведения токсичных сотрудников

Отличительными особенностями токсичных сотрудников обычно называют немотивированную агрессию, непоследовательность в реакциях, следование за личной выгодой.

Такие люди не уважают коллег и не пытаются быть этичными, не считают руководителя авторитетом и не хотят следовать указаниям. Вот еще несколько признаков, что перед вами токсичный человек.

Игнорирует корпоративные ценности

Опрошенные для статьи руководители компаний разных уровней сходятся во мнении, что токсичные сотрудники, как правило, игнорируют корпоративные ценности. Они не обращают внимание на принятые правила, субординацию, атмосферу в коллективе. Вместо того чтобы или принять стиль работы, или не соглашаться на вакансию, они пытаются навязать коллегам и руководству свои представления об алгоритмах работы и стиле управления.

Токсичными могут быть не только рядовые работники, но и управленцы. При этом они не всегда открыто демонстрируют токсичное поведение, скандалистов среди них немного. Обычно они неплохо выполняют свою работу, у них хорошие отношения с коллегами. Токсичные сотрудники преследуют личные цели — им нужны власть, статус, выгода.

Обратите внимание: порой такое поведение является своеобразной обороной, так как сотрудник не обладает необходимыми для занимаемой должности знаниями и компетенциями. Или это попытка выразить несогласие с работой системы, правилами и порядками в компании.

В идеальном мире с токсичными сотрудниками нужно прощаться. В реальности поддерживайте специалистов, которые могут стать жертвами токсичных коллег, иначе компания потеряет хороших работников.

Екатерина Нистратова
HR-директор компании BSA

Считает себя лучшим

У него негативное отношение ко всему

Отличительной особенностью некоторых токсичных сотрудников является негативное отношение к любым нововведениям, работе и вообще к жизни. Здесь речь не про сложные ситуации, когда нам хочется выпустить пар, немного поныть и пожалеть себя. Нет, это постоянное состояние человека.

Токсичные люди, как правило, склонны драматизировать любую мелочь. На проблемы они реагируют не попыткой их решить, а опускают руки и сразу же сдаются. Подобное отношение к жизни и работе передается в коллектив.

Кто-то будет жалеть токсичных сотрудников и пытаться им помочь. В итоге вместо двух полноценных работников руководитель получает одного бесполезного и еще одного, работающего вполсилы, потому что время и ресурсы будут уходить на поддерживающие разговоры.

Часть коллектива поддается негативным настроениям. Люди могут задуматься, вдруг токсичный сотрудник действительно прав и вокруг все так плохо. Это демотивирует.

Он постоянно все критикует

Вместе с негативным отношением к жизни у токсичных сотрудников проявляется страсть к критике. Почему-то они считают, что знают все лучше всех, и никогда не верят в успех нового проекта.

Такое отношение можно использовать в мозговых штурмах. Токсичный сотрудник, если он умеет использовать аргументы, а не просто эмоциональные оценки, будет полезен — увидит потенциальные проблемы, о которых не подумали работники с позитивным отношением к проекту.

Но постоянно работать рядом с человеком, который критикует и обесценивает вашу деятельность, невозможно — даже крепкая психика не выдержит постоянного давления. Результатом станет или потеря уверенности в себе, или открытый конфликт.

У него есть склонность к интригам

В токсичных коллективах энергию принято использовать не для решения рабочих задач, а для сбора информации о коллегах, создания и распространения сплетен. Постепенно все время на работе тратится на интриги — сотрудники обсуждают, кто и что сказал, зачем это было нужно, какие выводы можно из этого сделать и как с помощью манипуляций добиться своего.

Удобные инструменты для учета кадровых событий, формирования приказов и других документов. Легкий переход на электронные трудовые и больничные листы.

Коммуникации в подобных коллективах отравлены: от коллег невозможно добиться даже элементарных действий по работе, потому что любые просьбы воспринимаются как элемент интриги. Люди, которые просто хотят работать, рядом с такими сотрудниками не задерживаются. Проще уволиться и найти подходящую вакансию, чем разбираться в хитросплетениях отношений между условным начальником, бухгалтером и парой менеджеров.

У него много активности, но мало результатов работы

Еще один признак токсичного сотрудника — это отсутствие реальных результатов работы. Подобные люди могут быть отличными собеседниками, постоянно принимать участие в социальных активностях, дружить с коллегами. Но когда наступает время анализа результатов, именно у них меньше всего сделанной работы. Это демотивирует других сотрудников: люди начинают сомневаться в том, что нужно трудиться, ведь они работают, а токсичному коллеге платят, по сути, за присутствие на рабочем месте.

Или другой пример: результаты работы есть, но сделана она чужими руками. Коллег это может задеть, ведь делают они, а похвалу от руководства получает токсичный специалист.

Мы называем таких сотрудников душой компании. Это может быть веселый, активный и в целом довольно приятный в общении человек. Для него не проблема найти общую тему для разговора, дать совет, поделиться историей из жизни, даже если не просят, помочь в организации праздника, таскать бутылки с водой и еще много-много чего. Только на выполнение непосредственных рабочих задач времени у него не остается.

Он не принимает ответственность

В ошибках токсичных сотрудников, как им кажется, всегда виноват кто-то другой. Им свойственно убегать от ответственности, подставлять окружающих, переиначивать ситуацию.

Причем с умением манипулировать логикой у токсичных работников все хорошо. Постепенно это провоцирует конфликт, добросовестным исполнителям надоедает, что им приходится исправлять чужие ошибки.

Как бороться с токсичными сотрудниками

Ищите причины токсичного поведения

Начните с поиска настоящих причин ядовитого поведения. Обычно с токсичными коллегами сложно выстраивать коммуникацию — они все воспринимают в штыки, ищут сложности и проблемы там, где их нет. Но если абстрагироваться от эмоций, можно попробовать выяснить, почему они так себя ведут.

Важно понять, токсичен ли сотрудник всегда, сам по себе, или есть какой-то триггер для проявления неприятных сторон характера. Кто-то, например, в условиях аврала начинает паниковать и демотивировать команду. Другие, наоборот, расслабляются, если им не хватает загрузки, и тянут за собой коллектив. Зная сильные и слабые стороны сотрудника, можно планировать его загрузку с их учетом и таким образом минимизировать спорные ситуации.

Помните, сотрудник ведет себя тем или иным образом чаще всего неосознанно. Старайтесь не поддаваться эмоциям, не становитесь сами токсичным руководителем. Не стоит отчитывать человека при коллективе, это только усугубит ситуацию. Обсудите проблему тет-а-тет, прямо скажите о том, какие реакции или поступки вам не нравятся и вместе поищите возможные пути решения.

Кристина Петрова
основатель агентства PR Perfect

Узнайте, что беспокоит сотрудника, что ему не нравится. Если получится, спросите, что ему хотелось бы изменить в его работе. Может быть, он беспокоится из-за недостатка компетенций? Или ему нужно больше времени на выполнение задач? Как правило, у токсичных людей отношения с руководителями напряженные, от разговора с начальником они ждут давления, проблем и конфликта. Поэтому доброжелательная беседа может сбить их конфликтный настрой, они расскажут, в чем на самом деле проблема.

Два года назад к нам устроился отличный программист. Спустя полгода он проявил свой характер: стал открыто обсуждать работу других сотрудников, причем с негативной стороны, говорил о том, что не команда, а только он вносит посильный вклад в развитие проекта.

Мы выяснили, в чем причина такого поведения. Оказывается, ему не хватало времени на его хобби. Я сделал ему гибкий график при условии выполнения KPI, проблема решилась. Еще я расширил зону его ответственности — поручил вести корпоративный блог. И предупредил, что мы будем участвовать в конкурсе блогов, от его работы будет зависеть результат. Эффект был потрясающий.

Появление токсичного сотрудника в коллективе — проверка на прочность руководителя. Сдаваться сразу не нужно, но и не затягивайте: если не удалось перевоспитать сотрудника, лучше попрощаться с человеком, каким бы профи он ни был.

Борис Сысоев
основатель HR-стартапа TestWork.io

Дайте обратную связь

Токсичные сотрудники не всегда понимают, какой негатив своими действиями приносят в компанию. Порой проблема может решиться благодаря спокойной обратной связи. Расскажите сотруднику, что не так с его поведением, почему оно негативно влияет на атмосферу в коллективе. Лучше, если коммуникация будет строиться без эмоций, логично и рационально. Как вариант, можно дать обратную связь письменно.

Используйте конкретные примеры, чтобы обратная связь не выглядела как агрессия или необоснованное нападение. Задача коммуникации — решить проблему с токсичностью, а не вызвать защитную реакцию.

Полезным будет объяснить последствия токсичного поведения. Например, выстроить логическую цепочку. Если сотрудник постоянно всех критикует, отношение к работе ухудшается, творческая энергия и позитивный настрой пропадает, люди не хотят работать, сроки срываются. В итоге компания не получит оплату за заказ и ей придется закрыться. Это негативно скажется и на токсичном сотруднике — останется без зарплаты, придется искать новую работу, о нем будут плохие отзывы.

Будьте аккуратнее с ярлыками

Не всегда человек, работающий иначе, чем принято в коллективе, токсичный. Это может быть сотрудник с творческим мышлением, нестандартной логикой. Задача руководителя — вовремя понять, кто перед ним, и использовать эту неординарность на благо бизнеса, ведь именно такие люди могут креативно подходить к решению сложных задач.

Александр Хмыль, руководитель проекта HostFly, уверен: когда в коллектив попадают люди с нестандартным мышлением, более активные, чем их коллеги, возникают напряжение и конфликт. Но управленцы в природу таких конфликтов не вникают, в итоге прогрессивные сотрудники, которые могут принести бизнесу пользу, оказываются в позиции токсичных. Это большая ошибка.

Руководителю в такой ситуации стоит думать не над управлением токсичными сотрудниками, а над нормализацией ситуации в коллективе, с учетом способностей всех работников. Важно понимать, что токсичные сотрудники в компанию при нормальном отборе кадров не попадают. Значит, они стали такими внутри коллектива.

Изучите рабочие процессы, отношение к обязанностям всех членов коллектива. В нашей практике токсичными становились люди, которые хотели проявить себя, но сдерживались менее инициативными коллегами. Поэтому не принимайте поспешных решений.

Александр Хмыль
руководитель проекта HostFly

Если не получается — расставайтесь

Часть опрошенных нами экспертов считает, что токсичных сотрудников не переделать. Управлять ими тоже невозможно — они довольно деспотичны, если руководитель говорит что-то против, это воспринимается не как конструктивная критика, а как нападение. Поэтому единственным верным, пусть и тяжелым, будет решение расстаться.

Токсичные люди обычно считают, что действуют абсолютно правильно и во благо других. Такие сотрудники могут быть продуктивными и приносить хороший доход, но их влияние на атмосферу внутри команды в итоге нанесет значительно больше вреда, чем пользы. Оно снижает эффективность других сотрудников, которые работают в непосредственном контакте с ним.

Если вы столкнулись с токсичным сотрудником, нужно принимать решение о расставании, даже если вы не являетесь его непосредственным руководителем, а стоите выше. Главное, действовать методично и последовательно, без лишних эмоций и с четкой позицией. Иногда процесс расставания может затянуться на несколько месяцев, но зато потом весь коллектив сможет вздохнуть свободно.

Вкратце о том, что делать, если у вас в команде появился токсичный сотрудник

  • Токсичный сотрудник — это человек, которые отравляет атмосферу в коллективе, мешает своим действием или бездействием другим продуктивно работать.
  • Токсичность может проявляться в постоянной критике, игнорировании корпоративных правил и ценностей. Подобные люди считают себя лучше остальных, постоянно критикуют коллег и начальство.
  • Есть и другая токсичность — когда люди активны, но перекладывают свою работу на других. Или плетут интриги, вместо того, чтобы работать. Еще токсичные сотрудники не любят брать на себя ответственность, в их ошибках всегда виноват кто-то другой.
  • Способов управлять такими сотрудниками мало. Попробуйте найти причины токсичности — возможно, сотрудник хочет так показать себя. В таком случае может помочь расширение зоны ответственности.
  • Еще важно постоянно давать обратную связь. Не понимая, как к ним относится руководитель, сотрудники начинают выгорать и проявлять неприятные черты характера. Важно, чтобы работник всегда знал, насколько хорошо он выполняет свои обязанности, куда ему расти дальше.
  • Если не выходит поменять токсичного сотрудника, расстаньтесь с ним.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Почему появляется буллинг на работе и что делать?

Многие из нас могут признаться, что у них случались конфликты на работе. Особенно неприятны такие конфликты, если в них активно принимает участие ваш начальник. Американские специалисты уже давно обратили на данное явление внимание. Так что теперь оно называется боссингом.

По большому счету боссинг – это тот же буллинг. Если вы об этом никогда не задумывались, то вам будет интересно прочитать нижеприведенную информацию.


Что это такое?

Итак, буллинг на работе – это вполне распространенное явление. Данное слово переводится просто: травля. Обычно травля происходит по отношению к одному человеку. Психология данного явления такова: агрессия и преследование.

Буллинг проявляется по-разному:

  • непристойные шутки;
  • издевательства;
  • оскорбления.

Некоторые люди с детства усвоили, что такое буллинг. Однако и во взрослой жизни они могут испытать на себе такое же негативное явление. Это происходит потому, что некоторые индивиды не в состоянии за себя постоять.

Причин для буллинга может быть много, например:

  • заискивание перед начальником;
  • некомпетентность;
  • безвольность и т. д.

Как все происходит? Обычно один человек издевается над другим. Остальные наблюдают и поддерживают нехорошие действия коллеги. Во взрослом коллективе часто травлю используют для того, чтобы заставить человека по собственному желанию уйти с работы.

Примечание. Не стоит путать буллинг с конфликтом. В последнем случае стороны имеют одинаковую силу и по очереди наносят удары.


Причины и признаки

Если вас гнобят на работе в вашем коллективе, на вас наваливаются колоссальные психические нагрузки. В этот момент важно не поддаться деструктивному давлению. Тогда вы сможете выстоять. Однако некоторые люди сразу не могут понять, что против них организована травля. Если вы чувствуете негатив, направленный в вашу сторону, но не можете понять, с чем это связано, то ознакомьтесь с признаками буллинга.

  • Вас игнорируют. Например, ваше мнение начальник ни во что не ставит. Впрочем, начальник может относиться таким образом сразу к нескольким сотрудникам.
  • С сексуальными домогательствами могут столкнуться как женщина, так и мужчина. Если начальник вам улыбается по поводу и без повода, пытается до вас дотронуться, а вам это неприятно, в этом случае вы подвергаетесь насилию. Если вы дадите отпор, то можете столкнуться с боссингом.
  • Вас оскорбляют или угрожают. Угрозы поступают от начальника. Например, он грозится вас уволить и даже не стесняется при этом в выражениях.
  • Вас начальство перегружает работой. Такой метод может быть вполне законным. Например, начальник вас может попросить выполнить за неделю такой объем работы, который невозможно выполнить и за месяц. Вы будете торопиться, и это скажется на результатах. Если начальник при этом публично объявит, что от качественного выполнения работы зависит выплата коллективной премии, а вы не справитесь, то травли со стороны своих сослуживцев вам не избежать.

Примите к сведению. Если начальник относится плохо ко всем членам коллектива, то такие действия назвать боссингом нельзя. В этом случае начальник показывает свой характер и является не совсем приличным человеком. Он самоутверждается таким образом.


Причин, из-за которых ваш начальник начнет относиться к вам плохо, большое количество. Рассмотрим их.


Конфликты различной направленности толкают людей на поиск виноватого. Поэтому и случается буллинг. Психологическая травля может начаться в отношении любого человека, который так или иначе начнет агрессивно отстаивать свои интересы.

Коллективный буллинг может иметь различные проявления: от конкретной травли до распространения ложной информации. Исходя из этого буллинг можно разделить на виды.

Вертикальный

Если в вашу сторону происходит травля со стороны начальства, то это и есть вертикальный буллинг. В данном случае участники коллектива также присоединяются к настроению начальника. Таким образом, руководитель укрепляет свои позиции.

Причин для возникновения такого явления может быть много: от зависти до страха потерять тепленькое местечко. Если начальник не слишком компетентен в профессиональных вопросах, то он может компенсировать свою профнепригодность за счет травли высококвалифицированного сотрудника.


Горизонтальный

Такой буллинг невозможен без одобрения начальства. Если руководитель недостаточно компетентен, то он может распределять нагрузки на работников неравномерно. Такое распределение станет стимулом для возникновения травли. Здесь есть два варианта развития событий. Те сотрудники, которые получают больше заданий, могут разозлиться. Они ополчатся против сотрудников, которые менее загружены.

Имейте в виду: насилие может иметь скрытый характер. Жертву все время подставляют и не дают раскрыть свои способности. Например, у работника могут пропасть со стола важные документы, его могут не пригласить на важную встречу и т. д. Если же травля носит открытый характер, то в этом случае жертва может подвергаться даже физическому насилию. Впрочем, в этом случае человеку могут испортить и его имущество.


Этапы развития

Все негативные ситуации, которые участники пытаются скрыть, носят вялотекущий характер. А стало быть, они развиваются поэтапно.

  • Период напряжения. Он может либо сильно затянуться, либо, наоборот, быстро раскрутиться. Прежде чем конфликт наберет силу, все члены коллектива будут приглядываться к поведению друг друга. В этот период никто из представителей компании не будет откровенничать и рассказывать о своих планах. Люди затаятся и будут просто ждать. В этот момент начальник тоже не останется в стороне, тем более, если конфликт был спровоцирован благодаря его некомпетентной работе.
  • Поиск жертвы. В коллективе обязательно найдется тот, кто будет отличаться от всех остальных людей. Сотрудник может иметь склочный характер или, наоборот, он будет иметь кроткий нрав. Он может быть слишком умным или глупым. Когда люди собираются, они на инстинктивном уровне чувствуют: кто ослаблен и не сможет дать отпор. Самый непорядочный член коллектива нападает первым. Так он пытается самоутвердиться и уйти от травли, скинув все напряжение на слабого. Впрочем, и начальник может первым начать нападение на человека, если у него на это будут причины.
  • Фаза насилия. После чего начнется всеобщая травля. Сначала жертва подвергнется психологическому давлению. Если в этот момент нападающие не получат отпор, давление продолжится. Дальше коллеги приступят к издевательствам над человеком: будут распускать сплетни, смеяться за спиной, всячески вредить и т. д. В некоторых случаях ситуация может зайти слишком далеко, так далеко, что жертва замкнется в себе.
  • Социальная изоляция. Начальство и все члены коллектива со временем начнут относиться к своей жертве, как к пустому месту. Представьте, что вы приходите на работу. Вокруг вас находятся люди, но вас никто не замечает. Если вы к кому-либо из коллег обращаетесь, то получаете в ответ неадекватный ответ или усмешку. Это очень унизительно и обидно. Не каждый человек такое выдержит.
  • Потеря рабочего места. Последствием такой травли может стать потеря рабочего места. Человек просто не сможет больше находиться в изоляции и чувствовать себя изгоем. Тогда события могут развернуться по определенной схеме. Жертва, загнанная в угол, начнет оказывать сопротивление. В коллективе все чаще и чаще будут случаться серьезные конфликты. В них обязательно втянется и начальник. После чего он может подстроить ситуацию, которая выльется не в пользу жертвы. Далее он уволит ее по статье. Во втором варианте события будут развиваться по простой схеме. Жертва не выдержит издевательств и добровольно напишет заявление об уходе с работы.


Как бороться?

  • Лучший способ избавиться от неприятной ситуации – это уволиться с работы. Зачем вам такой коллектив, в котором вас не ценят? Поймите, что вы уже не сможете наладить отношения с коллегами. Вам самим будет неприятно общаться с людьми, которые принесли вам много неприятных моментов. Поэтому вам следует поберечь свои нервы и просто уйти. Вскоре вы сможете найти другое место работы, где вас будут ценить.
  • Боритесь со стрессом. Неприятности на работе – это не повод впадать в деструктивное состояние. Научитесь наносить ответные удары и сопротивляться неприятностям.
  • При общении с начальством или с членами коллектива держите под контролем смысловую цепочку разговора, чтобы ваши собеседники не смогли увести вас в дебри разборок.
  • Чтобы из вас изначально не слепили козла отпущения, научитесь делать вид, что вы далеки от конфликтов. Ни в коем случае не ввязывайтесь в общие перепалки. Общайтесь с людьми, которые относятся к вам доброжелательно.
  • Вы столкнулись с травлей. Однако при этом вы чувствуете свою компетентность, и у вас есть силы для борьбы. Тогда вам следует обратиться к вышестоящему начальству.

Объясните в письменном виде сложившуюся ситуацию. Не бойтесь сделать это. Ваш босс не всесилен. Таким образом, вы добьетесь правды.

Читайте также: