Если директор оформлен в двух компаниях запись в трудовой книжке

Обновлено: 19.05.2024

Запись в трудовой генеральному директору — это отметка о назначении на должность руководителя, которая проставляется в течение 5 рабочих дней (для бумажного документа). Если книжка электронная, то эти сведения вносят в первый или второй рабочий день.

Кто делает запись о назначении директора в его трудовой книжке

Трудовая книжка — это документ, содержащий записи о трудоустройстве любого работника. Руководитель — не исключение. Правила записи в трудовой о назначении генерального директора, как и о приеме на работу других сотрудников, регулируются:

  • статьей 66 ТК РФ;
  • Порядком ведения и хранения книжек, утвержденным приказом Минтруда РФ № 320н от 19.05.2021.

Для руководителя ситуация несколько иная. В АО и ООО гендиректора назначает учредитель или выбирают на общем собрании акционеров (участников общества). Документируется это при помощи протокола собрания (или решения единственного учредителя). Затем на основании этих документов гендиректор издает распоряжение о собственном назначении на руководящую должность. В этом случае в качестве основания записи в трудовой о приеме директора ООО или АО есть возможность отметить один из нескольких документов (письмо Роструда № 2894-6-1 от 22.09.2010):

  1. Протокол общего собрания.
  2. Решение собственников.
  3. Протокол совета директоров (учредителей, наблюдательного совета).
  4. Распоряжение о вступлении в должность.

Иногда в качестве основания для гендиректора пишут оба документа — протокол общего собрания и приказ о его назначении. Но на практике чаще всего делают ссылку только на протокол. Жестких требований в ТК РФ сейчас не предусмотрено.

Работодатель обязан записать в книжке о найме сотрудника, проработавшего у него более 5 дней (ч. 2 ст. 66 ТК РФ, п. 2 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России № 320н от 19.05.2021). В электроном виде сведения о профессиональной деятельности для ПФР вносят в первый или на следующий день по форме СЗВ-ТД.

Правила, как внести запись в трудовой книжке директору — единственному учредителю, отличается только указанием основания. Если руководитель является единственным исполнительным органом компании, то он вправе издать распоряжение от собственного имени о назначении себя гендиректором. Есть возможность издать приказ и о возложении на себя обязанностей гендиректора. В качестве основания указывают решение учредителя и его приказ.

Обычно на практике специально уполномоченный сотрудник или кадровик вносит запись в трудовой генеральному директору о приеме на работу. Но иногда эту функцию выполняет сам учредитель или представитель совета директоров (Письмо Роструда № 1143-ТЗ от 11.03.2009).

Запись о расторжении договора делают по аналогичным правилам, как и для рядовых сотрудников, указав основание — номер статьи ТК РФ. Дополнительно отмечают реквизиты распоряжения или решения учредителя об увольнении. Заверяет отметку о назначении или увольнении гендиректора должностное лицо, заключившее с ним контракт. Подпись вправе поставить и сам руководитель (письмо Роструда № 1143-ТЗ от 11.03.2009).

Как вносить запись для гендиректора

  • графа 1 — № записи;
  • графа 2 — дата трудоустройства руководителя (арабскими цифрами);
  • графа 3 — должность;
  • графа 4 — реквизиты обосновывающего документа.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как назначить (избрать) единоличный исполнительный орган ООО. Используйте эти инструкции бесплатно.

Образец заполнения трудовой книжки руководителя (директора)

Вот образец, как заполнять трудовую книжку директору ООО, если он наемный сотрудник:

Образец записи о приеме на работу в трудовую директору

А это образец для гендиректора, который является единственным учредителем:

Руководитель организации (далее — руководитель, директор) является работником организации, который выполняет функции единоличного исполнительного органа . По большей части правоотношения с ним регулируются нормами трудового права, однако в силу особенностей его функционала имеет место и применение гражданско-правовых норм. В связи с этим трудоустройство руководителя имеет некоторые особенности.

1. Принимаем решение о назначении (избрании)

При принятии решения о назначении (избрании) (далее — избрание) директора учитываются требования, которые предъявляются к такой должности (высшее образование, стаж и пр.) . Решение принимает уполномоченный орган (лицо). Он различен в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица. Рассмотрим, кто принимает решение по приему на работу директора .

Критерии для сравнения Организационно-правовая форма юридического лица
ООО (ОДО) ОАО (ЗАО) УП
Кто принимает решение Общее собрание участников Общее собрание акционеров или совет директоров (наблюдательный совет) Собственник имущества
Как принимается решение Более 50% голосов (в уставе может быть предусмотрено большее количество голосов) Более 50% голосов (в уставе может быть предусмотрено большее количество голосов) Единоличное решение
Какой документ оформляется Протокол Протокол Форма не установлена

Обратите внимание!
От кандидата на должность директора следует получить перечень необходимых для трудоустройства документов. В частности, к ним относятся: документ, удостоверяющий личность, документы воинского учета, об образовании, а также трудовая книжка (кроме совместителей) .

Отметим, что нельзя принимать директора на условиях совместительства, если он уже руководит государственной организацией или организацией, в уставном фонде которой >= 50% акций (долей) находятся в собственности государства. Исключением является педагогическая, научная или иная творческая деятельность, а также медицинская практика .

Также кандидат может написать заявление о приеме на работу. Отметим, что в перечне обязательных документов оно не предусмотрено. Однако на практике наниматель может попросить его написать. Более того, если такое заявление будет написано, впоследствии его следует включить в личное дело .

Помимо принятия решения уполномоченным органом в уставе могут быть предусмотрены иные процедуры, предшествующие приему на работу директора. В частности, проведение конкурса. Кроме того, в зависимости от вида организации обязательные процедуры могут быть предусмотрены и в законодательстве. Например, до приема на работу директора банка специальная комиссия Нацбанка должна провести оценку соответствия его квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации .

2. Заключаем трудовой договор

Как правило, решение о заключении трудового договора принимается одновременно с решением об избрании. Если они принимаются коллегиальным органом, то в повестке дня протокола должны значиться оба вопроса по отдельности.

В силу ч. 1 ст. 254 ТК полагаем, что с директором может быть заключен только срочный трудовой договор. Как правило, это контракт на срок от одного года до пяти лет .

На заметку
С директором государственной организации допустима только контрактная форма найма .

При разработке контракта с директором можно воспользоваться примерными формами контрактов. В контракте можно предусмотреть условие о предварительном испытании. Однако если директор принимается на работу по конкурсу, то испытательный срок устанавливать нельзя .

Трудовой договор оформляется письменно в двух экземплярах (для организации и для директора). Как правило, от имени организации его подписывает председатель общего собрания (совета директоров, наблюдательного совета) или же собственник имущества .

Обратите внимание!
Если в организации до приема нового директора функции исполнительного органа по гражданско-правовому договору выполнял управляющий или управляющая организация, то до заключения трудового договора в штатное расписание необходимо ввести должность руководителя организации (директор, генеральный директор, заведующий, начальник или управляющий) .

3. Издаем приказ о приеме на работу

После заключения контракта необходимо оформить приказ о приеме на работу . При этом должны соблюдаться требования правил делопроизводства .

Приказ издает руководитель организации . Так как в организации не может быть одновременно двух директоров (кроме коллегиального исполнительного органа), издать и подписать такой приказ должен новый директор.

4. Вносим запись в трудовую книжку

После того как директор проработает в организации более пяти дней (но не позднее семи дней после издания приказа о приеме на работу), следует внести запись в трудовую книжку. Основанием для ее внесения является приказ о приеме на работу. При этом формулировка в записи должна полностью соответствовать формулировке в приказе .

5. Заводим личное дело и заполняем личную карточку

На директора в обязательном порядке заводится личное дело. Для этого новый директор должен оформить личный листок по учету кадров и автобиографию. Затем кадровый работник или иное ответственное лицо регистрирует личное дело в журнале (книге) учета личных дел .

Организация должна вести воинский учет. Поэтому если директор является военнообязанным лицом, то на него нужно оформить личную карточку воинского учета установленной формы . В ином случае личную карточку на директора можно не заполнять. Вместе с тем ее оформление не запрещено. При разработке личной карточки можно воспользоваться формой Т-2.

6. Корректируем список аффилированных лиц (для хозяйственных обществ)

7. Передаем документы, дела и печать организации

Когда в организации сменяется руководитель, новому директору передаются все необходимые документы и дела от прежнего. Например, устав, лицензии, бланки строгой отчетности и пр. Оформить такую передачу следует актом приема-передачи документов и дел . Кроме того, аналогичным образом целесообразно оформить передачу новому директору печати организации.

8. Уведомляем органы и организации

О приеме нового директора необходимо уведомить некоторые органы и организации. Рассмотрим, кого и в какие сроки следует проинформировать, в таблице .


Первичным документом процедуры присоединения является решение учредителей[1]. Если учредителями являются два или более лица, принятое решение оформляется протоколом общего собрания. Решение о реорганизации в бюджетных организациях оформляется приказом вышестоящего органа, в чьем подчинении находятся присоединяемая и принимающая организации.

Наличие оформленного решения обязательно (п. 1 ст. 57 ГК РФ).

Особенности реорганизации путем присоединения закреплены в абз. 2 п. 4 ст. 57 ГК РФ. Согласно указанной норме, организация, к которой производится присоединение, считается реорганизованной с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

Присоединенное юридическое лицо прекращает свою деятельность, все его права и обязанности переходят к принимающей организации (п. 2 ст. 58 ГК РФ). Это касается и обязательств в рамках трудовых отношений.

Частью 2 ст. 75 ТК РФ установлено, что смена собственника имущества не является основанием для расторжения трудового договора с работниками, не являющимися руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером. То же закреплено и в отношении бюджетных организаций (ч. 5 ст. 75 ТК РФ).

УВЕДОМЛЯЕМ РАБОТНИКОВ О РЕОРГАНИЗАЦИИ

О факте предстоящей реорганизации работодатель уведомляет работников. Поскольку они имеют право отказаться от продолжения работы после реорганизации, важно запросить у каждого согласие на продолжение трудовых правоотношений. В случае отказа трудовой договор с работником должен быть прекращен в соответствии с п. 6 ст. 77 ТК РФ (ч. 6 ст. 75 ТК РФ),

Анализ норм гражданского и трудового законодательства позволяет сделать вывод о необходимости вручения работникам присоединяемой организации письменного уведомления (пример 1), в котором следует отразить:


• переход к принимающей организации прав и обязанностей по заключенным трудовым договорам;

• необходимость выразить согласие или несогласие работника на продолжение работы;


• последствие отказа — увольнение, по которому не предусмотрена выплата выходного пособия (ст. 178 ТК РФ).



Оформление и вручение работникам уведомлений осуществляется работодателем до момента реорганизации.


Если работник отказался от продолжения трудовых отношений

Увольнение работников, отказавшихся от продолжения трудовых отношений в связи с присоединением, по мнению автора статьи, следует производить по текущему месту работы, так как трудовые отношения с организацией-правопреемником еще не возникли.

Увольнение по п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ должно состояться на дату реорганизации. Это последний день, когда присоединяемое юридическое лицо являлось действующим вплоть до 24 ч. 00 мин. Данная позиция подтверждена Высшим Арбитражным Судом РФ, давшим разъяснение о применении п. 8 ст. 63 ГК РФ. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2020 № 14140/11 по делу № А27-17017/2009, устанавливающему факт завершения ликвидации юридического лица, указано, что организация считается ликвидированной с даты, следующей за датой внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.

Увольнение по п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ ранее даты реорганизации, внесенной в ЕГРЮЛ, может быть оспорено в суде и признано незаконным ввиду отсутствия данной возможности в Трудовом кодексе РФ. Следовательно, условия трудового договора, включая трудовую функцию, размер заработной платы и иные условия, должны быть сохранены с даты уведомления до даты реорганизации.

Нередко в связи с реорганизацией возникает необходимость сокращения штата работников принимающей организации, которое может быть осуществлено только после завершения присоединения.

Хотя увольнение работников по сокращению относится к компетенции работодателя[3], запуск этой процедуры в присоединяемой организацией после вручения работникам уведомлений о реорганизации имеет высокорисковый характер, а увольнение по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ будет признано незаконным.

ОФОРМЛЯЕМ ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ С РАБОТНИКАМИ В ПРИНИМАЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В принимающей организации на момент завершения присоединения должно быть утверждено новое штатное расписание, включающее должности для работников, которые переходят из присоединенной организации. Оно должно вступить в силу с даты регистрации изменений в ЕГРЮЛ.



Чтобы закрепить факт реорганизации, к трудовым договорам с работниками оформляются дополнительные соглашения. Если при реорганизации осуществляется перевод работника присоединяемой организации в другое структурное подразделение (включая обособленное) и/или на другую должность (профессию), в дополнительное соглашение необходимо включить это условие. (пример 2).


Если при реорганизации работник переводится на другую работу, оформляется приказ о переводе[5].

При заполнении раздела 4 трудовой книжки Роструд[8] рекомендует использовать реквизиты документов, в соответствии с которыми выносилось решение о реорганизации.



В личных карточках работников[9] отметка о реорганизации должна быть сделана в строке с наименованием работодателя.

Срок подачи сведений в 2020 г. — до 15 числа календарного месяца, следующего за месяцем кадрового события.

ПОДВОДИМ ИТОГИ


[1] или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами.

[2]Пункт 1.2. Доклада с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за II квартал 2019 года (далее — Доклад Роструда).

[4] Пункт 1.2. Доклада Роструда.

[6] Утверждена постановлением Минтруда от 10.10.2003 № 69 (ред. от 31.10.2016).

[8] Письмо от 05.09.2006 № 1553-6.

[9] Унифицированные формы Т-2 и Т-2ГС, утв. Постановлением № 1.

А. Ф. Горбачева,
юрист-методолог по трудовым отношениям, кадровый аудитор, канд. социол. наук, Master of business administration

Записи в бумажную трудовую книжку вносятся на основании приказа или распоряжения руководителя и должны соответствовать правилам, установленным законодательством (Приказ Минтруда России №320н).

СБИС подскажет, что записать в трудовой при приеме, увольнении или переводе сотрудника.


Рассмотрим на примере кадровых ситуаций, как оформляются записи в бумажной трудовой книжке.

Заполнение титульного листа

  1. Отразите данные работника: ФИО и дату рождения.
  2. Укажите уровень образования, а также профессию или специальность нового сотрудника.
  3. Проставьте дату заполнения трудовой книжки.
  4. Дайте подписать бумажную трудовую книжку сотруднику и подпишите документ сами.


Запись о приеме на работу


Если сотрудник принят на работу в обособленное подразделение, в графе 3 в качестве названия отдела укажите его наименование.


Запись о переводе

  1. В графе 1 поставьте номер новой записи, в графе 2 — дату перевода.
  2. В графе 3 сделайте запись о переводе с указанием подразделения, должности, специальности или профессии с указанием квалификации.
  3. В графу 4 занесите дату и номер приказа о переводе.


Запись о работе по совместительству

Если вы оформляете прием по совместительству, не нужно запрашивать трудовую книжку у работника.

По желанию сотрудника запись о трудоустройстве совместителя вносит основной работодатель. Для этого ему потребуется подписанная руководителем и заверенная печатью справка о работе, в которой будет указано название организации, должность сотрудника, дата и основание приема. Также в качестве подтверждающего документа сотрудник может предъявить заверенную копию приказа о приеме на работу по совместительству.

  1. В графе 1 поставьте номер новой записи, в графе 2 — ее дату.
  2. В графе 3 введите полное и краткое название организации, в которую сотрудник устроился по совместительству, и наименование должности, специальности или профессии с указанием квалификации.
  3. В графе 4 укажите реквизиты документа (копии приказа), на основании которого сотрудника приняли на работу в другую организацию. Занесите в трудовую дату и номер.


Запись о выдаче бумажной трудовой книжки

  1. В графе 1 поставьте порядковый номер новой записи, в графе 2 укажите дату выдачи бумажной трудовой книжки.
  2. В графе 3 сделайте запись о том, что сотрудником было подано письменное заявление о выдаче бумажной трудовой — со ссылкой на статью ТК РФ.
  3. В графе 4 укажите дату заявления.


  • в графу 12 — внесите запись из трудовой;
  • в графе 13 — должна стоять подпись сотрудника.

Если в записи допущена ошибка, ее нельзя зачеркивать. Чтобы изменить данные, сначала сделайте отметку о том, что старая запись недействительна. После этого можно внести правильную запись.


Запись об увольнении

  1. В графе 1 поставьте порядковый номер записи, в графе 2 укажите дату.
  2. В графе 3 сделайте запись об увольнении, укажите причину. Она должна быть записана точно так же, как в приказе о расторжении трудового договора — со ссылкой на статью ТК РФ.
  3. В графу 4 занесите дату и номер приказа об увольнении.
  4. В графе 3 укажите должность, подпись и расшифровку подписи специалиста, который вносил изменения. Поставьте печать организации.
  5. Дайте сотруднику расписаться в трудовой книжке, чтобы подтвердить согласие с записями о работе в организации.


Увольнение в порядке перевода


Увольнение в связи со смертью сотрудника


Внести изменения при смене фамилии

  1. На титульной странице трудовой книжки зачеркните старую фамилию сотрудника и впишите новую.
  2. На обратной стороне обложки впишите причину смены фамилии со ссылкой на документ-основание. Например, свидетельство о регистрации брака.
  3. Укажите свою должность и фамилию. Распишитесь и поставьте печать организации.


Внести изменения в сведения об образовании

На титульной странице трудовой книжки впишите новые данные об образовании сотрудника.

Читайте также: