Электронная подпись для больничных листов где оформить

Обновлено: 19.05.2024

В 2021 году можно использовать как бумажный, так и электронный больничный. А вот с 2022 больничные будут оформлять только в электронном виде.

Рассказываем, почему электронный листок нетрудоспособности намного удобнее, чем бумажный, как работать с электронными больничными и как на них перейти, если вы до сих пор этого не сделали.

Что вы узнаете

Законодательство об электронных больничных

Федеральный закон от 01.05.17 № 86-ФЗ — позволил получать больничные листы в электронном виде.

Постановление Правительства РФ от 16.12.17 № 1567 — регламентировало порядок выдачи электронных листков нетрудоспособности (ЭЛН), а также правила электронного взаимодействия органов ФСС, работодателей и медицинских организаций.

Приказ от 01.09.20 № 925н — утвердил порядок выдачи и оформления листков нетрудоспособности в форме электронного документа.

Преимущества электронных больничных

Бумажный больничный — это специальный бланк, его заполняет врач и отдает работнику.

Электронный больничный лист — это запись в базе ФСС. Врач заносит информацию, подписывает своей электронной подписью и дает сотруднику только номер.

Использовать электронные больничные намного удобнее, чем бумажные:

  • Электронные больничные нельзя потерять, испортить и подделать, так как листы заверяются электронной подписью и СБИС сверяется с ФСС.
  • Можно заполнить автоматически и проверить на ошибки: СБИС сам подставит в больничный номер СНИЛС, страховой стаж, размер дневного заработка и другие сведения о сотруднике из вашей учетной системы.
  • Не нужно приносить лично в ФСС, вести учет листков и архив.
  • Информация сразу попадает в ФСС, что ускоряет процесс получения выплат.

Работайте с электронными больничными в СБИС

Схема работы с электронными больничными

  1. Работник, получив у врача номер электронного больничного, сообщает его работодателю.
  2. Бухгалтер в СБИС создает больничный и вводит его номер. ФСС присылает больничный.
  3. СБИС сделает расчет, если надо, загрузив данные из учетной системы, сформирует реестр сведений и передаст его в ФСС вместе с больничным.
  4. Работник получит пособие напрямую из ФСС.

О том, как удобно работать с электронными больничными в СБИС, смотрите в нашем видеоролике.


Электронные больничные в 2021 году

С 1 января 2021 года прямые выплаты заработали во всех регионах, подробнее в статье. Работодатели, как и раньше, оплачивают первые три дня больничного, допвыходные для ухода за ребенком-инвалидом и пособие на погребение. Порядок расчета больничных при прямых выплатах такой же, как при зачетной системе. Назначить пособие нужно в течение 10 календарных дней с даты предъявления номера ЭЛН (255-ФЗ ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 15).

В 2021 году появились новые правила выдачи больничных (приказ Минздрава № 925н от 01.09.2020). Теперь можно:

  • продлевать бумажный больничный электронным, и наоборот;
  • оформлять электронный больничный дистанционно (при угрозе распространения опасных заболеваний);
  • оформлять один электронный больничный для нескольких работодателей при совмещении.

А также закрепили правила исправления ошибок в ЭЛН: меняем данные и повторно отправляем в ФСС с указанием причины, документ утверждается электронными подписями главного бухгалтера и руководителя.

Полный расчет от больничного до зарплаты

Рассчитывайте зарплату прямо в СБИС — система автоматически заполнит табель по данным проходной или календаря сотрудника, рассчитает премию и зарплату, сформирует проводки и платежки или ордера для выплат.

Обязательные электронные больничные с 2022 года

В конце апреля Госдума приняла Федеральный закон от 30.04.2021 № 126-ФЗ с поправками, которые закрепили обязательную выдачу больничных листков только в электронном виде с 1 января 2022 года. Оформляться на бумаге больничные будут только в отдельных случаях, их список утвердит Правительство. По желанию пациента ему могут выдать выписку из электронного больничного, форму позже утвердит ФСС.

О том, как изменится работа бухгалтера после отмены бумажных больничных, читайте в нашей статье.

Как начать работать с электронными больничными: инструкция для бухгалтера

Для работы с электронными больничными вам понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись.

  1. Подключите любой тариф СБИС Отчетность через интернет, чтобы получать и передавать информацию по оплате электронного больничного. Если у вас есть эта лицензия — вам уже доступна работа с электронными больничными листами.
  2. Оповестите сотрудников.

С 2022 года получать согласие работников будет не нужно. Сведения о больничных будут передаваться работодателю автоматически. Сотруднику не нужно будет сообщать номер своего больничного.

Работайте с электронными больничными в СБИС

Электронный документооборот с ФСС

Помимо электронных больничных, ФСС все больше процессов переводит в цифру. Так Фонд разработал и запустил систему социального электронного документооборота (СЭДО). Сейчас по СЭДО ФСС может:

  • проинформировать работодателя о новом больничном листке;
  • прислать извещение о представлении недостающих документов по прямым выплатам страхового обеспечения (ПВСО).

Все это уже можно получать в СБИС: уведомления о новых больничных и извещениях из системы ПВСО сразу попадут в ваш личный кабинет. Вы точно ничего не пропустите и не получите штраф.

Можно ли использовать одну квалифицированную электронную подпись на нескольких компьютерах?

Да, это возможно в случае установки средств электронной подписи и соблюдения требований информационной безопасности.

Нет, регистрация необязательна.

Получение информации об ЭЛН может быть осуществлено страхователем тремя способами:

Что такое личный кабинет страхователя?

Личный электронный кабинет страхователя выполняет следующие функции:

  • получение данных ЭЛН по его номеру и СНИЛС работника;
  • просмотр электронных листков нетрудоспособности, вывод на печать;
  • формирование электронных отчетов по заболеваемости сотрудников с целью проведения профилактических мероприятий.

Все это можно делать в автоматическом режиме в СБИС. Подробнее

Как сотрудник должен информировать работодателя о том, что ему выдали электронный больничный?

После закрытия больничного сотрудник должен сообщить его номер своему работодателю. Сделать это он может любым удобным способом: передать распечатку, по телефону, в мессенджерах и т. д.

Как и где можно проверить подлинность больничного листа?

СБИС сам проверит подлинность больничного, автоматически отправив запрос в ФСС.

Нужно ли распечатывать и хранить электронные больничные наряду с бумажными бланками?

Нет, не нужно. Электронные листки нетрудоспособности являются документами, имеющими юридическую силу, и в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2017 № 86-ФЗ формируются и хранятся в информационной системе ФСС.

Национальный
удостоверяющий
центр Мы работаем на Ваши благополучие и успех!

Что такое Электронная Подпись врача?

Согласно новому приказу Минздрава от 24.12.2018 № 911н, с 01.01.2020 врачи должны иметь Электронную подпись (ЭП), что позволит оформлять цифровой больничный лист с рабочего места.

Средства для создания квалифицированной усиленной электронной подписи (КЭП), которая требуется врачу:

Для профессиональных целей врач может иметь подписи двух видов, в зависимости от служебных обязанностей:

Внешне ЭП для физического и юридического лица совершенно одинаковы – токен и бумажный документ к нему, тоже называющийся Сертификат, как и содержимое токена. Сертификат – важный документ, подтверждающий, что ЭП – Ваша. Данные из Сертификата позволяют приостанавливать и блокировать ЭП, поэтому он должен храниться у владельца - смело забирайте его себе.

Информация на Сертификате не секретная, фактически она поясняет суть выпущенной Электронной Подписи, поэтому если за выпуск Вашей ЭП платил работодатель - можно оставить подлинник Сертификата бухгалтерии для отчётности, а себе сделать копию или наоборот.

То есть, если предварительной подачей документов на выпуск Электронной Подписи занимались не Вы лично, а кто-то уполномоченный работодателем, то при получении ЭП – первым делом обратите внимание на бумажный Сертификат – какого типа подпись Вы получаете. Разница очевидна:

  • Подпись медицинского работника – Ваша личная собственность, Вы вправе пользоваться ею в любых целях, как обычный гражданин. Например, купить стол домой - на торгах по банкротству, дёшево. Или использовать эту ЭП для выписывания больничных на подработке в сторонней поликлинике.
  • Подпись медицинской организации – исключительно для официальной работы от имени работодателя.

Идеальный порядок получения Электронной Подписи – личное оформление и выпуск в Удостоверяющем центре, там точно будут соблюдены абсолютно все формальности. Если работодатель берёт оформление на себя, Вы так же вправе поехать на выпуск сами в УЦ.

Но если работодатель организовал удобное для сотрудников получение ЭП на рабочем месте, то обязательны следующие процедуры – строго в личном присутствии владельца ЭП (Вас):

  1. При получении ЭП юридического лица
  • представитель УЦ проверяет Ваш паспорт на подлинность и удостоверяет Вашу личность
  • Вы лично подписываете Заявление на выдачу ЭП и Сертификат
  • получаете документы и токен

ИЛИ

  • Вы лично подписываете Заявление на выдачу ЭП и Доверенность на сотрудника, который получит ЭП за Вас.
  1. При получении ЭП физического лица
  • представитель УЦ проверяет Ваш паспорт на подлинность и удостоверяет Вашу личность
  • Вы лично подписываете Заявление на выдачу ЭП и Сертификат
  • получаете документы и токен

ВАЖНО: получение ЭП физического лица по доверенности категорически запрещено! Только лично!

Что делать, если у Вас есть токен с ЭП, выданный на работе, но совершенно выпал из памяти процесс получения?

  1. Найдите Сертификат. Если есть ощущение, что Вы его в руках никогда не держали – начинайте поиск с ответственного лица или бухгалтерии.
  2. Определите по Сертификату тип подписи и срок действия.

Как "добыть" токен из недр администрации, если он точно выпускался, но Вы даже не знаете, где он "хранится"?

  1. Найдите Сертификат, начинайте поиск с ответственного лица, зама по КЭР или бухгалтерии.
  2. Определите по Сертификату тип подписи и срок действия.
  3. Если Вам была выпущена ЭП для физического лица и срок действия ещё не закончился и самого токена найти не можете – обращайтесь в Удостоверяющий центр, указанный в Сертификате – приостанавливайте действие подписи до окончания действия + один день, но не блокируйте совсем, вдруг найдётся.
  1. Если Сертификат не найдёте – узнавайте в бухгалтерии, какому Удостоверяющему центру оплачивали выпуск. Надо лично приехать туда с паспортом, СНИЛС, запросить копию Сертификата и решить вопрос о приостановке действия или полной блокировке Вашей ЭП.

Чтобы приобрести ЭП для врача Вы можете воспользоваться формой обратной связи, и в течение 15 минут наши специалисты свяжутся с Вами.

Читайте также: