Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования что это за профессия

Обновлено: 24.04.2024

Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1564 (ред. от 17.12.2020)

35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования

35.00.00 - СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ

В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776; 2015, № 26, ст. 3898; № 43, ст. 5976; 2016, № 2, ст. 325; № 8, ст. 1121; № 28, ст. 4741), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4377; 2014, № 38, ст. 5069; 2016, № 16, ст. 2230), а также в целях реализации пункта 3 комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 11, ст. 1629), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию (далее - СПО) по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования (далее - специальность).

1.2. Получение СПО по специальности допускается только в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования (далее вместе - образовательная организация).

1.3. При разработке программы подготовки специалистов среднего звена (далее - образовательная программа) образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в части профессиональных компетенций на основе соответствующих профессиональных стандартов, перечень которых представлен в приложении № 1 к настоящему ФГОС СПО.

1.4. Содержание СПО по специальности определяется образовательной программой, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно в соответствии с настоящим ФГОС СПО.

1.5. Область профессиональной деятельности, в которой выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: 13 Сельское хозяйство (в сфере использования, технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники, машин и оборудования, при производстве, хранении и переработке продукции растениеводства и животноводства) [1].

1.6. Обучение по образовательной программе в образовательной организации осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.

1.7. При реализации образовательной программы образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

1.8. Реализация образовательной программы осуществляется образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы. Образовательная деятельность при освоении образовательных программ или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки.

1.9. Реализация образовательной программы осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом образовательной организации.

Реализация образовательной программы образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация образовательной программы на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации [1].

[1] См. статью 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008, № 18, ст. 2625; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364; № 51, ст. 7241; 2016, № 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; № 10, ст. 1320; № 23, ст. 3289, ст. 3290; № 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292).

1.10. Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет:

Срок получения образования по образовательной программе, предусматривающей получение в соответствии с пунктом 1.12 настоящего ФГОС СПО квалификации специалиста среднего звена "старший техник-механик", увеличивается на 1 год.

Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной и заочной формах обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:

При обучении по индивидуальному учебному плану срок получения образования по образовательной программе вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.

Конкретный срок получения образования и объем образовательной программы, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной и заочной формах обучения, по индивидуальному учебному плану определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

1.11. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой специальности.

1.13. Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерную основную образовательную программу (далее - ПООП) примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы.

2.1. Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).

Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III настоящего ФГОС СПО, и должна составлять не более 70 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение.

Вариативная часть образовательной программы (не менее 30 процентов) дает возможность расширения основного(ых) вида(ов) деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу, согласно выбранной квалификации, указанной в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО (далее - основные виды деятельности), углубления подготовки обучающегося, а также получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.

Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта, а также с учетом ПООП.

государственная итоговая аттестация, которая завершается присвоением квалификации специалиста среднего звена, указанной в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО.

при освоении образовательной программы с присвоением квалификации специалиста среднего звена "техник-механик"

при освоении образовательной программы с присвоением квалификации специалиста среднего звена "старший техник-механик"

Главный человек на селе – вот кто такой механизатор сельского хозяйства. Его золотые руки приводят в порядок всю технику, которая работает на полях и на фермах.

Механизатор сельского хозяйства – это квалифицированный рабочий, обслуживающий различные механизмы и машины, использующиеся в сельскохозяйственном производстве.

История профессии

Сельское хозяйство, которое служило основой развития человечества, тысячелетиями было изнурительным трудом. Посев, обработка и уборка урожая проводились вручную, в помощь была только тягловая сила лошадей. Ситуация начала меняться в XIX веке, когда на полях появились первые трактора, работавшие на паровой тяге.

В XX веке произошел масштабный переход сельского хозяйства на использование механизмов. Урожай зерновых стали убирать комбайны, для тракторов было разработано множество прицепных и навесных устройств (молотилки, сеялки, погрузчики, прицепы и т.д.). Для обслуживания всей этой техники и потребовалась профессия "механизатор".

Описание и характеристика профессии

Механизатор сельского хозяйства – это человек, который умеет работать на разных видах сельхозтехники, обслуживать ее и ремонтировать. Фактически это универсальный рабочий на селе, от которого зависит очень многое. Опытный механизатор может совмещать сразу несколько специальностей: тракториста, тракториста-машиниста, комбайнера, водителя, механика, слесаря.

Особенность труда механизатора заключается в неравномерном распределении обязанностей в зависимости от сезона. В период с марта по ноябрь необходимо проводить подготовку полей к посеву, непосредственно посев, уборку урожая и снова обработку почвы.

В зимнее время механизаторы занимаются в основном ремонтом техники, ее модернизацией и подготовкой к весенне-полевым работам.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Чтобы стать механизатором на селе, нужно учиться в колледже или техникуме по направлениям "Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования" и "Механизация сельского хозяйства". Также можно окончить техническое училище по специальности "тракторист" или "тракторист-машинист". Остальные практические знания и необходимый опыт приобретаются непосредственно на рабочем месте.

Учитывая особую важность сельского хозяйства для экономики страны, в России функционирует большое количество ссузов, которые готовят специалистов по механизации для сельскохозяйственного производства. Среди них:

  • Брюховецкий аграрный колледж (Краснодарский край);
  • Троицкий аграрный техникум Южно-Уральского государственного аграрного университета (Челябинская область);
  • Тулунский аграрный техникум (Иркутская область);
  • Камызякский сельскохозяйственный техникум (Астраханская область);
  • Яхромский колледж (Московская область;
  • Георгиевский техникум механизации, автоматизации и управления (Ставропольский край).

Обучение обычно длится 4 года 10 месяцев после 9 класса школы и 3 года 10 месяцев после 11 класса. Выпускники получают квалификацию "техник-механик".

Во время учебы студенты приобретают не только теоретические, но и практические знания. Система профессионального образования основана на неразрывной связи с производством, поэтому учебную и преддипломную практику учащиеся проходят на действующих предприятиях отрасли.

Профессиональные обязанности

Перечень обязанностей механизатора в аграрном секторе очень широк и требует соответствующих знаний и умений. На своем рабочем месте сотрудник обязан:

  • профессионально управлять разными типами сельскохозяйственной техники;
  • проводить с ее применением полевые работы: вспахивание, культивацию, посев, подкормку, межрядную обработку, уборку, полив;
  • производить погрузочно-разгрузочные работы на объектах сельского хозяйства;
  • проводить профилактические мероприятия, плановое обслуживание вверенной техники;
  • выявлять неисправности и устранять их по мере возможности, при необходимости крупного ремонта сообщать руководству;
  • своевременно заправлять технику горючим и вести строгий учет использования горюче-смазочных материалов;
  • правильно заполнять документацию о проведенных работах.

Профессиональный механизатор должен уметь:

  • регулировать основные системы, механизмы и узлы техники (двигатель, ходовую часть, электрооборудование) и готовить ее к работе в поле или на птицеводческих, животноводческих фермах;
  • подготавливать вспомогательные механизмы, которые будут присоединены к тракторам (сеялки, бороны, прицепы, погрузчики и др.) и определять подходящие для каждого вида работ;
  • комплектовать агрегат и рационально осуществлять на нем плановые работы;
  • ремонтировать разные узлы трактора или комбайна;
  • ставить технику на хранение и консервацию в холодное время года и снимать с консервации перед началом сезона.

Кроме того, хороший механизатор должен в деталях владеть технологией проведения разных видов сельскохозяйственных работ, а также знать основы агрономии и зоотехнии.

Кому подходит

Данная профессия подходит физически крепким мужчинам, которые разбираются в технике и любят ее. Чтобы быть профессионалом своего дела, работнику нужно обладать такими качествами, как:

  • ответственность и трудолюбие;
  • физическая выносливость и терпеливость;
  • внимательность, самообладание и быстрая реакция;
  • способность переключаться между разными задачами;
  • умение работать в коллективе;
  • техническое мышление.

Также для механизатора очень важна способность постоянно обучаться, изучать новые механизмы, способы работы с ними, новые технологии диагностики неисправностей и ремонта.

К положительным сторонам профессии можно отнести ее важность на селе, механизатор там очень уважаемый человек. Кроме того, это одна из немногих специальностей, доступных в сельской местности, и она довольно неплохо оплачивается во время проведения полевых работ. Хозяева сельхозпредприятий высоко ценят профессионалов и нередко дополнительно вознаграждают их, если был собран высокий урожай.

Минусы профессии – это физически тяжелый труд в самых разных погодных условиях. Поскольку на селе "неделя год кормит", нередко приходится работать и под дождем, и в зной. В сезон приходится забывать о выходных днях и праздниках. Работа на механизмах сидячая, она связана с постоянным шумом, вибрацией, физическими нагрузками, перепадами температур. Все это не лучшим образом влияет на здоровье рабочего.

Заработная плата

По среднегодовому показателю зарплата механизатора аграрного сектора в России невысока, приблизительно 20 тысяч рублей в месяц. Во время посевной и уборочной кампаний оплата труда может быть вдвое большей, а если работнику доверили комбайн, то он может заработать до 50-60 тысяч рублей. Зимой механизаторам платят мало, около 10 тысяч рублей, поскольку у хозяев сельхозпредприятий в этот период практически нет дохода. Также уровень заработка механизатора зависит от региона, условий труда, опыта сотрудника.

Как построить карьеру

Больших карьерных перспектив профессия механизатора перед ее обладателем не открывает. Это рабочая профессия, которая ориентирована на выполнение конкретного круга задач. Максимум, на что можно рассчитывать – это стать бригадиром. Для того чтобы пойти на повышение, придется осваивать дополнительную специальность, например, менеджерскую.

Перспективы профессии

Численность населения планеты стремительно растет, поэтому продовольственный вопрос становится все более актуальным. Сельское хозяйство приносит неплохой доход и развивается очень активно. Руководители сельхозпредприятий и фермеры вкладывают часть прибыли в обновление и модернизацию технического парка. Для управления дорогостоящими современными тракторами или комбайнами, им постоянно нужны квалифицированные механизаторы.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия механизатор сельского хозяйства подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Читайте также: