Экономическая заинтересованность работодателей в обеспечении безопасных условий труда

Обновлено: 18.04.2024

Права и обязанности сторон трудовых отношений в сфере охраны труда изложены в новой редакции.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников (ст. 214 ТК РФ).

Работодатель обязан обеспечить в том числе:

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
  • создание и функционирование системы управления охраной труда;
  • реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • приобретение за счет собственных средств и выдачу СИЗ и смывающих средств работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
  • оснащение средствами коллективной защиты;
  • обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда;
  • проведение СОУТ;
  • проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров;
  • предоставление надзорным органам информации и документов в области охраны труда;
  • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм);
  • беспрепятственный допуск в установленном порядке должностных лиц уполномоченных органов в целях проведения проверок условий и охраны труда, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, проведения государственной экспертизы условий труда;
  • выполнение предписаний уполномоченных должностных лиц в установленные сроки, принятие мер по результатам их рассмотрения;
  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • информирование работников об условиях и охране труда на их рабочих местах;
  • разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии) в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов;
  • ведение реестра (перечня) нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой своей деятельности, а также доступ работников к актуальным редакциям таких нормативных правовых актов;
  • соблюдение установленных для отдельных категорий работников ограничений на привлечение их к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • приостановление при возникновении угрозы жизни и здоровью работников производства работ, а также эксплуатации оборудования, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг до устранения такой угрозы;
  • при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом создание для него условий труда, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, а также обеспечение охраны труда.

При этом работодатель имеет право:

  • использовать в целях контроля за безопасностью производства работ приборы, устройства, оборудование и (или) комплексы (системы) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, обеспечивать хранение полученной информации;
  • вести электронный документооборот в области охраны труда;
  • предоставлять дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ, а также к базам электронных документов работодателя в области охраны труда уполномоченным органам.

В свою очередь, работник обязан:

  • соблюдать требования охраны труда;
  • правильно использовать производственное оборудование, инструменты, сырье и материалы, применять технологию;
  • следить за исправностью используемых оборудования и инструментов в пределах выполнения своей трудовой функции;
  • использовать и правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • проходить в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда;
  • незамедлительно поставить в известность своего непосредственного руководителя о выявленных неисправностях используемых оборудования и инструментов, нарушениях применяемой технологии, несоответствии используемых сырья и материалов, приостановить работу до их устранения;
  • немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой известной ему ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о нарушении работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, указанными в ч. 2 ст. 227 ТК РФ, требований охраны труда, о каждом известном ему несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков профессионального заболевания, острого отравления;
  • в установленных случаях проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя, и (или) в соответствии с нормативными правовыми актами, и (или) медицинскими рекомендациями.

Каждый работник имеет право:

  • на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
  • на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда до устранения такой опасности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
  • на обеспечение в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя средствами коллективной и индивидуальной защиты и смывающими средствами;
  • на обучение по охране труда за счет средств работодателя;
  • на дополнительное профессиональное образование или профессиональное обучение за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения работодателем требований охраны труда;
  • на гарантии и компенсации в связи с работой с вредными и (или) опасными условиями труда, включая медицинское обеспечение;
  • на обращение о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте уполномоченными органами;
  • на обращение в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные представительные органы работников (при наличии таких представительных органов) по вопросам охраны труда;
  • на личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, а также в рассмотрении причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм);
  • на внеочередной медицинский осмотр в соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра.

В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами СОУТ или заключением государственной экспертизы условий труда, предусмотренные Трудовым кодексом гарантии и компенсации работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда не устанавливаются.

Кроме того, регламентировано право работника на получение информации об условиях и охране труда, а также санитарно-бытовое обслуживание.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Проблемы обеспечения безопасных условий труда

Проблема обеспечения безопасных условий труда, сохранения здоровья и работоспособности работников является весьма важной и актуальной.

Здоровье нации является неотъемлемой частью общественного богатства и ключевым ресурсом развития государства, а показатели состояния здоровья населения - важным критерием для развития общества.

Изучение здоровья населения и организации медицинской помощи позволяет обеспечить данными об уровне, структуре, охарактеризовать условия и факторы, влияющие на здоровье различных групп, определить их потребности в лечебно-диагностической, профилактической, санитарной и санаторно-курортной помощи. Одной из таких групп является трудоспособное население.

В сложных обстоятельствах формирования устойчивых рыночных отношений в России, в ситуации мирового финансового кризиса особенно важно поддерживать достойные человека условия труда, заботиться о сохранении его здоровья и жизни, о его правовой защищенности в области охраны труда. Это важно еще и потому, что неукоснительное соблюдение норм и правил охраны труда в процессе трудовой деятельности способствует формированию ответственного отношения к труду.

Однако, к сожалению, очевидно, что еще во многих отраслях промышленности имеет место слабая материально-техническая база, сохраняются плохие санитарно-технические и гигиенические условия, что способствует формированию опасных и вредных факторов, приводящих к травматизму и заболеваниям работников.

Имеет место неудовлетворительная обстановка с обеспечением пожарной безопасности зданий и сооружений, отдельных видов производств.

Причинами недостатков в охране труда прежде всего являются:
- недостаточное финансовое состояние производств, обеспечивающих поддержание соответствующих условий труда;
- отсутствие в ряде случаев нормативной правовой базы по охране труда;
- слабый ведомственный контроль за соблюдением норм и правил по охране труда и, как следствие, снижение ответственности и требовательности руководителей;
- низкий уровень знаний должностных лиц в области охраны труда;
- несовершенство структуры управления охраной труда и отсутствие квалифицированных специалистов в этой области.

Для успешной реализации норм действующего законодательства, неукоснительного соблюдения Трудового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним различного рода законодательных и нормативно-правовых актов необходимо обеспечивать постоянное обновление научно обоснованной нормативно-правовой базы по охране труда, экологической, радиационной и пожарной безопасности, усиление и расширение научно-исследовательской и методической работы в этом направлении.

Кроме того, необходимо улучшать на каждом рабочем месте, в том числе на производстве, условия труда, проводить систематическую профилактическую работу по предупреждению травматизма, профессиональной и общей заболеваемости, предотвращению несчастных случаев с работниками, развивать материально-техническое и метрологическое обеспечение служб охраны труда, создавать организационные структуры оценки условий труда на рабочих местах.

Социально-экономический эффект от реализации данных условий приведет прежде всего к сокращению выплат по временной нетрудоспособности, единовременных и месячных выплат пострадавшим от травматизма и несчастных случаев на производстве, уменьшению расходов на медицинскую и социальную реабилитацию и в результате к сокращению на этой основе государственных расходов.

Необходимо отметить, что требования по охране труда и обязательная аттестация рабочих мест регламентируются целой главой Трудового кодекса Российской Федерации - гл. 34 ТК РФ.

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Данные требования обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производств и труда.

В силу ст. 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагается на работодателя.

Так, работодатель обязан обеспечить:
- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
- режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;
- предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
- ознакомление работников с требованиями охраны труда;
- разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

Вышеуказанный перечень не является исчерпывающим.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, должна создаваться служба охраны труда или вводиться должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Примечание: Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Приказ от 29.05.2006 N 413) утверждено Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда.

Кроме того, Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8 февраля 2000 г. N 14 утверждены Рекомендации по организации службы охраны труда в организации.

Трудовым кодексом Российской Федерации также установлено, что каждый работник имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.

Это, прежде всего, право на:
- рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
- получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
- отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
- запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, и иными (ст. 219 ТК РФ).

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда возлагаются на работодателя (ст. 212 ТК РФ).

Аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями. Аттестация проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Необходимо отметить, что непроведение аттестации является нарушением законодательства о труде и об охране труда и влечет административную ответственность по ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти тысяч руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В связи с изложенным необходимо отметить, что соблюдение требований Трудового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых и законодательных актов позволит привести условия труда к определенным нормам, избежать всевозможного рода споров и обеспечить эффективность труда и производства.

Права и обязанности сторон трудовых отношений в сфере охраны труда изложены в новой редакции.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников (ст. 214 ТК РФ).

Работодатель обязан обеспечить в том числе:

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
  • создание и функционирование системы управления охраной труда;
  • реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • приобретение за счет собственных средств и выдачу СИЗ и смывающих средств работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
  • оснащение средствами коллективной защиты;
  • обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда;
  • проведение СОУТ;
  • проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров;
  • предоставление надзорным органам информации и документов в области охраны труда;
  • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм);
  • беспрепятственный допуск в установленном порядке должностных лиц уполномоченных органов в целях проведения проверок условий и охраны труда, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, проведения государственной экспертизы условий труда;
  • выполнение предписаний уполномоченных должностных лиц в установленные сроки, принятие мер по результатам их рассмотрения;
  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • информирование работников об условиях и охране труда на их рабочих местах;
  • разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии) в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов;
  • ведение реестра (перечня) нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой своей деятельности, а также доступ работников к актуальным редакциям таких нормативных правовых актов;
  • соблюдение установленных для отдельных категорий работников ограничений на привлечение их к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • приостановление при возникновении угрозы жизни и здоровью работников производства работ, а также эксплуатации оборудования, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг до устранения такой угрозы;
  • при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом создание для него условий труда, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, а также обеспечение охраны труда.

При этом работодатель имеет право:

  • использовать в целях контроля за безопасностью производства работ приборы, устройства, оборудование и (или) комплексы (системы) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, обеспечивать хранение полученной информации;
  • вести электронный документооборот в области охраны труда;
  • предоставлять дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ, а также к базам электронных документов работодателя в области охраны труда уполномоченным органам.

В свою очередь, работник обязан:

  • соблюдать требования охраны труда;
  • правильно использовать производственное оборудование, инструменты, сырье и материалы, применять технологию;
  • следить за исправностью используемых оборудования и инструментов в пределах выполнения своей трудовой функции;
  • использовать и правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • проходить в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда;
  • незамедлительно поставить в известность своего непосредственного руководителя о выявленных неисправностях используемых оборудования и инструментов, нарушениях применяемой технологии, несоответствии используемых сырья и материалов, приостановить работу до их устранения;
  • немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой известной ему ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о нарушении работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, указанными в ч. 2 ст. 227 ТК РФ, требований охраны труда, о каждом известном ему несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков профессионального заболевания, острого отравления;
  • в установленных случаях проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя, и (или) в соответствии с нормативными правовыми актами, и (или) медицинскими рекомендациями.

Каждый работник имеет право:

  • на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
  • на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда до устранения такой опасности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
  • на обеспечение в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя средствами коллективной и индивидуальной защиты и смывающими средствами;
  • на обучение по охране труда за счет средств работодателя;
  • на дополнительное профессиональное образование или профессиональное обучение за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения работодателем требований охраны труда;
  • на гарантии и компенсации в связи с работой с вредными и (или) опасными условиями труда, включая медицинское обеспечение;
  • на обращение о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте уполномоченными органами;
  • на обращение в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные представительные органы работников (при наличии таких представительных органов) по вопросам охраны труда;
  • на личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, а также в рассмотрении причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм);
  • на внеочередной медицинский осмотр в соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра.

В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами СОУТ или заключением государственной экспертизы условий труда, предусмотренные Трудовым кодексом гарантии и компенсации работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда не устанавливаются.

Кроме того, регламентировано право работника на получение информации об условиях и охране труда, а также санитарно-бытовое обслуживание.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

В статье рассмотрены современнее аспекты финансирования мероприятий по охране труда с учетом аудита безопасности труда. Рассмотрены некоторые аспекты экономического стимулирования работодателей в области охраны труда и их положительный эффект. Уделено внимание специальной оценке условий труда, как основе, позволяющей использовать механизмы экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда и дифференциации дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд России в отношении работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, в зависимости от установленных по результатам СОУТ классов (подклассов) условий труда. Также в статье отражены моменты, связанные с системой управления профессиональными рисками, которая, на сегодняшний день считается наиболее динамичным и современным инструментом управления охраной труда. В статье также нашли отражение вопросы реформирования системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; механизма возмещения денег на охрану труда из Фонда социального страхования РФ; моменты, связанные с Типовым перечнем ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков. Затронуты вопросы предоставления скидок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование работников.


7. Чижова М.А., Хайруллина Л.И., Горюнова С.М. Системные действия в управлении охраной труда: профессиональный риск как объект идентификации опасности Вестник Казанского технологического университета. – 2015. – № 23. – С. 119–124.

На сегодняшний день все более очевидным становится вопрос обеспечения безопасных условий труда на производстве в современных экономических реалиях. Действия государства в данном направлении можно рассматривать как один из факторов успешного экономического развития страны, и в этой связи меры по улучшению охраны труда на предприятиях всех форм собственности приобретают особую важность. В последнее время в России было принято немало важных документов, способствующих заинтересованности предприятий в обеспечении безопасных условий труда. Умелые и грамотные работодатели активно ими пользуются, экономя значительные средства бюджета своих предприятий. Как известно, механизмы стимулирования работодателей к улучшению условий труда работников могут быть административными или экономическими. В статье рассмотрены некоторые аспекты экономического стимулирования работодателей в области охраны труда и их положительный эффект.

За последнее время на государственном уровне проделана значительная работа в области охраны труда и безопасности производства с учетом экономических аспектов, в частности:

  • с 1 января 2014 г. в стране введен единый универсальный инструмент оценки условий труда на рабочих местах – специальная оценка условий труда (далее – СОУТ), пришедшая на смену аттестации рабочих мест;
  • в случае обеспечения безопасных условий труда работодатель освобождается от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам;
  • внесены изменения в систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • утвержден Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков;
  • разработан механизм возмещения денег на охрану труда из Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ФСС России);
  • установлены скидки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование работников;
  • субъектами Российской Федерации обеспечено программное планирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда до 2020 г. [1].

Остановимся на некоторых упомянутых мероприятиях поподробнее.

Также законодательно предусмотрено, что если результаты спецоценки не устраивают сотрудников или контролирующие государственные органы, то для разрешения спора может быть использована государственная экспертиза условий труда, предусмотренная статьей 216.1 Трудового кодекса. В системе мероприятий, призванных обеспечить безопасные условия труда на рабочих местах, она занимает особое место. Госэкспертиза представляет собой оценку соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 11 ст. 209 ТК РФ). Ее целями являются проверка: качества проведения СОУТ; правильности предоставления сотрудникам компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; фактических условий труда работников (часть третья ст. 216.1 ТК РФ).

Однако некоторые эксперты отмечают, что ушедшая в прошлое аттестация рабочих мест и пришедшая на ее смену специальная оценка условий труда в перспективе пары десятилетий неизбежно отомрет вместе со списками советского периода, постепенно уступая место гораздо более динамичному и современному инструменту управления охраной труда – системе управления профессиональными рисками [1]. Принципиальное отличие данной системы от СОУТ состоит в том, что обеспечение безопасности на предприятиях будет строиться исходя из заблаговременного предупреждения эксцессов, оценки рисков и снижения этих рисков. Многие российские предприятия на локальном уровне уже давно применяют собственные методики оценки профессиональных рисков, успешно ими пользуются, сокращая из года в год темпы производственного травматизма и вовлекая в эту работу собственный персонал. Говоря о новациях в этом направлении, также следует отметить и разработку Минтруда России по методике оценки профессиональных рисков, так как превентивные меры, по мнению экспертов, помогут не только повысить эффективность предприятий, но и, главное, сохранить человеческий капитал [7].

Изменились и сроки уплаты страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. С 1 января 2016 г. страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством нужно уплачивать в одни сроки. Единый срок уплаты страховых взносов в ФСС России для двух видов страхования должен быть удобен прежде всего для страхователей. Изменились и размеры штрафов за неуплату страховых взносов, применяются новые правила расчета среднемесячного заработка, а также имеются существенные изменения и дополнения в правах застрахованного и обязанностях банков.

Однако многие работодатели, к сожалению, до сих пор не имеют четкого представления о том, как грамотно использовать Типовой перечень для снижения налогового бремени таким образом, чтобы не было претензий со стороны налоговой службы. В целом же налицо забота государства о здоровье своих граждан, которая в то же время позволяет работодателям разделить бремя расходов сотрудников на эти благородные цели за счет снижения налоговых отчислений.

Однако налоговое стимулирование государством мер по охране труда не ограничивается приведенными нормами. Законодательством также предусмотрено частичное финансирование охраны труда за счет средств ФСС России. Например, работодателям могут вернуть по решению ФСС России до 20 % суммы уплаченных страховых взносов за предшествующий год. Это позволяет компенсировать расходы на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма. Многие мероприятия, содержащиеся в Типовом перечне, могут быть профинансированы за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний [2].

Таким образом, умело применяя действующее законодательство по охране труда, можно не только снизить налогооблагаемую базу, но и компенсировать часть расходов за счет уменьшения страховых взносов. Учитывая размеры фонда оплаты труда, для крупных предприятий – это миллионы рублей, но даже для относительно небольших организаций с численностью менее 100 сотрудников можно ежегодно экономить сотни тысяч рублей [2].

Также, чтобы простимулировать работодателей и привлечь их внимание к вопросам охраны труда, государство установило скидки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование работников. Чем ниже уровень производственного травматизма, тем больше вероятность получить скидку. А для работодателей, у которых показатели травматизма превышают определенные законом, наоборот, устанавливается надбавка к тарифу. Скидки и надбавки к страховым тарифам по взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страхователям устанавливают территориальные подразделения ФСС России. Основанием является № 125-ФЗ [6].

Максимальный размер надбавки или скидки не может превышать 40 % от установленного страхового тарифа. Надбавки и скидки территориальные подразделения ФСС России рассчитывают в специальной программе, с использованием Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Однако страхователь может вручную проверить правильность расчета, если Фонд в течение трех лет, предшествующих текущему, не производил никаких выплат по страховым случаям, произошедшим когда-либо у страхователя.

Для расчета надбавок и скидок используются отраслевые и страховые показатели. Ежегодно соответствующими постановлениями ФСС России утверждаются значения основных показателей по видам экономической деятельности. Расчет производят по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему. В отличие от надбавки, которая устанавливается территориальными подразделениями ФСС России в одностороннем порядке, скидка устанавливается только по заявлению работодателя.

Также государством планируется дальнейшая работа по совершенствованию экономических механизмов в области охраны труда [4]:

1. Внесение изменений в трудовое законодательство, предусматривающих, в частности, внесение поправок в Трудовой кодекс РФ в части вопросов соблюдения требований охраны труда на рабочих местах, а также развитие норм, обязывающих все стороны на постоянной основе выявлять и исключать опасность травмирования и профессионального заболевания, т.е. предпринимать превентивные меры.

3. Внимательное изучение аспектов трудового законодательства в части охраны труда на малых предприятиях: ослабление соответствующих норм для микро- и малого бизнеса, не в ущерб требованиям к охране труда и здоровью работников.

4. Продолжение совершенствования Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ: отработка механизма выявления первичных признаков профессиональных заболеваний на ранней стадии с предоставлением работнику возможности пройти реабилитацию именно на этой стадии, выводя его из вредных условий труда, что в последующем позволит использовать механизм реабилитационных мероприятий, а не гарантий и компенсаций.

5. Подготовка предложений об увеличении части тарифов страховых взносов по несчастным случаям, направляемых на превентивные меры. Сейчас работодатели могут использовать на них лишь 20 % тарифа, предлагается повысить эту планку до 30 %.

pic_104.tif

7. Переход на режим внутреннего контроля и режим самоинспектирования работодателями. На сегодняшний день готовятся специальные программные продукты, соответствующие сервисы, позволяющие работодателям самостоятельно оценивать условия труда на своих рабочих местах через так называемые проверочные листы. Создание подобного инструмента в формате интернет-сервисов позволит работодателям как проходить самопроверку, так и получать заключение от государственных инспекций труда (а не штрафы уже постфактум), чтобы при необходимости заранее предпринимать на своем производстве необходимые корректирующие действия [4].

8. Дальнейшее совершенствование законодательства в части формирования риск-ориентированной модели обеспечения безопасности работников на производстве.

9. Рассмотрение вопроса целесообразности создания в системе ФСС России службы профилактического и реабилитационного менеджмента и др. [4].

Также в ближайшей перспективе государством планируется совершенствовать контрольно-надзорную деятельность в области охраны труда и безопасности производства: усиление консультативной работы с работодателями, введение новых форм взаимодействия с предприятиями по вопросам охраны труда и безопасности производства с использованием современных технических средств. Обеспечение безопасных условий труда – прямая обязанность всех заинтересованных сторон, в том числе и государства. Без эффективной работы в этом направлении невозможно успешное экономическое развитие страны.

Читайте также: