Экологические правонарушения понятие виды юридическая ответственность курсовая работа

Обновлено: 13.05.2024

1. Понятие права природопользования, его виды. Право природопользования - это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов.

В зависимости от основания как критерия для классификации выделяются разные виды права природопользования. Наиболее распространенной в науке экологического права выделяют следующую классификацию права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования.

Право общего природопользования представляет собой право использования природных ресурсов без получения разрешительных документов со стороны государства и иных уполномоченных лиц. Право специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Так, к примеру, сбор грибов гражданами в лесу для личного пользования является общим правом природопользования, и для этого не требуется получения каких-либо документов, а вот использование земельного участка для строительства уже требует получения документов, как на земельный участок, так и на возведение здания, строения, сооружения.

Существует еще одна распространенная классификация права природопользования в зависимости от использования природного объекта, природного ресурса:

  • землепользование,
  • лесопользование,
  • недропользование,
  • водопользование,
  • пользование животным миром и т.д.

Можно выделить еще одну классификацию права природопользования. Так, общим критерием, объединяющим право природопользования отдельных природных ресурсов, является срок пользования ими. Таким образом, можно выделить постоянное право природопользования (без определенного срока) и срочное. Срочное делится на долгосрочное и краткосрочное. Выделяется также право ограниченного пользования чужим имуществом (сервитут). Так, существует лесной сервитут, водный сервитут, земельный сервитут.

Право природопользования тесно связано с понятием оборотоспособности природных ресурсов. В соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса РФ оборотоспособностью является возможность объекта гражданского права свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому. Земля и другие природные ресурсы, согласно данной статье, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Объединяющим показателем для природных ресурсов и объектов является также понятие изъятых из оборота или ограниченных в обороте природных ресурсов. Изъятие из оборота подразумевает невозможность, прежде всего, находиться в частной собственности, ограничение в обороте подразумевает ограниченную возможность по совершению сделок и возможность находиться в частной собственности только при прямом указании на то в законе.

2. Права граждан в области охраны окружающей среды. В соответствии с действующим законодательством РФ граждане имеют права как в рамках природоохранительного, так и в рамках природоресурсного законодательства, что являет составными частями экологического права. Права граждан в рамках природоресурсного законодательства сводятся к правам конкретных собственников, пользователей, владельцев природных ресурсов. Отдельно можно выделить права граждан в рамках природоохранительного законодательства в целом.

Поскольку речь идет о правах человека и гражданина, нельзя не учитывать нормы Конституции РФ, согласно которой (ст. 2) человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Глава 2 Конституции РФ полностью посвящена правам и свободам человека и гражданина, среди которых к правам человека (гражданина) в области экологического законодательства относятся:

  • право на благоприятную окружающую среду (ст. 42);
  • право на достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42);
  • право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42);
  • право иметь в частной собственности землю; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36).

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ст. 41).

Основные права человека и гражданина, установленные в Конституции РФ, неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17).

Немаловажную роль в развитии экологических прав граждан играют нормы международного права. В соответствии с той же ст. 17 в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

3. Право общего природопользования. Общее природопользование является общедоступным, т.е. не требует в каждом конкретном случае особого разрешения со стороны компетентных го­сударственных органов, а также юридических или физических лиц, за которы­ми природные объекты закреплены в пользование. Общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого гражданина на благоприят­ную окружающую среду. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов. При этом в ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования при­родными ресурсами.

Например, в земельном законодательстве прямо не предусматривается общее землепользование. Однако в составе земель городов предусмотрен такой вид земель, как земли общего пользования в городах, поселках и сельских насе­ленных пунктах. Каждый гражданин, соответственно, осуществляет свое право общего землепользования на названных землях.

Землями общего пользования в значительной степени являются и земли лесного фонда, правовой режим которых определяется земельным законода­тельством.

Категорию земельных участков общего пользования вводит также ГК РФ. В соответствии со ст. 262 граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, состоящих в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, до­пускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соот­ветствующего земельного участка.

Достаточно полно и четко право общего пользования водами и лесами выражено в лесном и водном законодательстве.

Статья 21 Лесного кодекса РФ[3] устанавливает публичный лесной серви­тут, в соответствии с которым граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, если иное не предусмот­рено законодательством РФ. Статья 86 более широко регулирует пребывание граждан в лесах: граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, др. пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Так, запрещается сбор и заго­товка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу РФ и в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья.

Общее водопользование традиционно предусматривается российским водным законодательством. В соответствии со ст. 86 Водного кодекса РФ[4] об­щее водопользование представляет собой использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств. Оно может осуще­ствляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на во­допользование. Общее водопользование реализуется в целях забора воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, плавания на ма­ломерных плавательных средствах, водопоя скота.

Водный кодекс РФ выделяет, как самостоятельную разновидность вод­ных объектов, объекты общего пользования (ст. 20).

Если условия общего водопользования или его запрещение не объявлены, то общее водопользование осуществляется в соответствии с водным законода­тельством РФ. Порядок объявления условия общего водопользования и его за­прещения устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ.

Таким образом, регулируя право общего природопользования, законода­тельство ограничивает его пределами, связанными с удовлетворением при этом собственных нужд.[5]

4. Право специального природопользования. Специальное пользование землей, недрами, водами, лесами, животным миром и атмосферой связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц. Оно сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на приро­ду. Поэтому специальное природопользование имеет ряд юридически значимых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешитель­ной системой и характеризуется тем, что требует выделения определенных час­тей природных объектов в обособленное пользование юридических и физиче­ских лиц. Специальное природопользование реализуется в формах:

  • комплексного природопользования,
  • специального пользования водами, недрами, объектами животного мира и др. природными ресурсами.

Разновидностью права специального водопользо­вания является особое водопользование.

Под комплексным при­родопользованием понимается такое использование природно-ресурсного по­тенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хо­зяйственная деятельность предприятия оказывает в целом минимально возмож­ное воздействие на окружающую природную среду.

Хотя в земельном законодательстве отсутствует понятие специального землепользования, однако, за исключением установленных законодательством случаев права общего пользования землями, землепользование является специ­альным.

Специальное водопользование представляет собой использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств. Оно осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии ли­цензии на водопользование.

Особой разновидностью права специального водопользования, пользова­ния атмосферой и недрами является предоставление соответствующих прав на удаление жидких, газообразных и твердых отходов производства и потребления.

Право специального природопользования возникает на основании разре­шений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в законода­тельстве процедур (предоставления земельного участка, горного отвода, выдачи лесорубочного или лесного билета, лицензии на размещение отходов и т.д.).[6]

5. Лимитирование природопользования. Лимиты на природопользование - это система экологических ограниче­ний антропогенных и техногенных воздействий на природную среду по терри­ториям. Это форма права природопользования и одна из разновидностей его нормирования.

Введение лимитов связано:

  • с нарастанием опасности утраты ограниченных способностей природы к самосохранению естественных взаимосвязей и равновесия, самоочищению и регулированию;
  • с ограниченностью невозобновимых природных ресурсов;
  • с необходимостью обеспечения рационального природопользования, бережного отношения к природным богатствам, воспроизводства возобновляе­мых природных ресурсов, охраны природы для устойчивого развития, для ком­фортной жизни и деятельности человека в экологически благоприятной при­родной среде.

Цель введения лимитов - экологическая и экономическая.

Экономическая цель - заключается в сборе налогов за использование природных ресурсов и расходования их для решения экологических проблем.

Экологическая функция лимитирования направлена на регулирование ра­ционального природопользования и охраны окружающей среды.

Лимиты представляют собой нормы предельно допустимого использова­ния (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, размещения производства и потребления.

Лимиты служат важным средством обеспечения жизни, здоровья и выжи­вания биосистемы путем ограничения, предупреждения и ликвидации вредного воздействия на окружающую среду. Они проявляются в установлении размеров (норм отвода) земельных участков для строительства, промышленности, транспорта, связи, объемов добычи полезных ископаемых из недр, извлечения воды, вырубки ле­сов, охоты, рыболовства и т.д.

6. Договорная форма природопользования. По способу правового установления и оформления содержания права природопользования индивидуально обособленным природным объектом раз­личают бездоговорный и договорный виды права природопользования.

Бездоговорный вид специфичен тем, что права и обязанности, т.е. содер­жание права природопользования, предусматриваются законодательством и решениями государственных или муниципальных органов о предоставлении природного объекта в пользование.

Договорному виду характерны конкретизация этих прав и обязанностей в зависимости от отдельных видов права природопользования, местных условий и фиксация их в договорах на право природопользования. В договорах преду­сматриваются также конкретная ответственность и санкции за нарушение усло­вий договора.

Законодательством предусматривается заключение договоров на пользо­вание природными объектами. Такие договоры заключаются между владельцем лицензии и соответствующим исполнительным органом государственной вла­сти в порядке, установленном законодательством.

Однако, договор и лицензия имеют различную правовую характеристику. Договор представляет гражданско-правовой акт. Лицензия на природопользо­вание является административной мерой государственного регулирования при­родопользования. Вследствие существования функционально-целевой связи между нормами этих двух институтов получение лицензии считается обязательным условием заключения и законности договора на природопользование, т.е. реализации гражданско-правовых сделок в сфере природопользования.

Эти договоры подразделяются на два вида:

  • договоры на пользование от­дельными видами природных объектов;
  • договоры на комплексное природопользование.

Договор на пользование отдельным видом природного объекта представляет соглашение на пользование именно этим видом природного объекта, заключенное между владельцем лицензии или иного разрешения на отдельный вид природопользования и соответствующим исполнительным органом государственной, муниципальной власти.

Показательным примером таких договоров является договор аренды зем­ли для сельскохозяйственного использования. По такому договору арендода­тель - местная администрация, собственник земли - юридическое лицо или гра­жданин на основании постановления главы местной администрации сдает в аренду юридическому лицу или гражданину земельные участки с правом или без права последующего выкупа.

Договор, устанавливающий конкретные условия, связанные с пользова­нием недрами, может быть заключен между уполномоченными на то органами государственной власти и владельцем лицензии на недропользование.

В форме договора аренды, заключаемого на основании совместного ре­шения администрации района (города) и владельца лесного фонда, предостав­ляются в долгосрочное пользование участки лесного фонда.

Соглашение между владельцами лесного фонда и лесопользователем прилагается к лицензии на право лесопользования.

На основании проведения необходимых согласований орган исполни­тельной власти субъекта РФ и пользователь животным миром (владелец долго­срочной лицензии) заключают договор о предоставлении в пользование терри­торий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным ми­ром в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законода­тельством.

Договор на комплексное природопользование представляет соглашение сторон, закрепляющее право природопользователя на пользование несколькими видами природных объектов и воздействие на окружающую природную среду на определенных условиях и в пределах соответствующей территории.

Обязательными требованиями для заключения договора на комплексное природопользование являются наличие соответствующих лицензий и положи­тельного заключения государственной экологической экспертизы на осуществление предполагаемой деятельности, учет условий, установленных лицензией на комплексное природопользование и (или) лицензиями на право пользования отдельными видами природных объектов.

Договор определяет условия и порядок комплексного использования природных объектов с учетом экологических требований законодательства и государственной экологической экспертизы, предусматривает, в частности, обязательства природопользователя по обеспечению экологической безопасности, соблюдению нормативов предельно допустимой нагрузки на природную среду и лимитов на природопользование. Закрепляет также размеры платежей за природопользование, в т.ч. за загрязнение окружающей природной среды сбросами и выбросами вредных веществ, размещение в ней отходов, порядок внесения этих платежей, перечень, объемы и сроки выполнения природоохран­ных мероприятий природопользователем, другие права, обязанности и ответствен­ность сторон, порядок разрешения споров.[7]

Контрольные вопросы и задания

1. Что относится к конституционным правам граждан в сфере экологического права?

2. Что представляет собой процедура получения лицензии на природопользование?

3. Назвать основные лимиты в области природопользования.

4. Перечислить основные виды договоров, заключаемых в сфере природопользования.

[5] Веригин Ю.А., Ударцева О.В. Экологическое право России: Курс лекций. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2002 г., с. 46-47.

Ответственность за экологические правонарушения по российскому праву

Гарантируя гражданам право жить в благоприятных экологических условиях, государство должно предпринимать в том числе меры к тому, чтобы пресекать экологические правонарушения и обеспечивать возмещение причиненного ими ущерба (ст. 42 Конституции РФ).

Ответственность за экологические правонарушения – охранительное правовое отношение между лицом, чьи права и интересы нарушены, и лицом, совершившим экологическое правонарушение, по применению установленного законом взыскания.

В юридической ответственности находит свое отражение санкция правовой нормы, в том числе нормы природоохранного законодательства. В отсутствие санкции и ответственности за экологическое нарушение соответствующее законодательство лишается своего наиболее важного свойства – государственно-принудительного характера.

Экологическая ответственность выполняет такие функции, как:

  • стимулирование законопослушного поведения;
  • предупреждение последующих правонарушений;
  • компенсация вреда, нанесенного природе и человеку;
  • наказание правонарушителя.
  • имущественную ответственность;
  • дисциплинарную ответственность;
  • административную ответственность;
  • уголовную ответственность.

Основание ответственности за экологические правонарушения

Применить к физическому или юридическому лицу меры эколого-правовой ответственности можно только при наличии основания – экологического правонарушения.

Экологическое правонарушение – противоправное и противозаконное виновное действие или бездействие, в результате которого был причинен вред окружающей среде или нарушено экологическое субъективное право.

Готовые работы на аналогичную тему

В зависимости от степени вредности (опасности) наступивших последствий все экологические деликты могут быть подразделены на:

  • проступки (гражданские, дисциплинарные, административные);
  • преступления.

Несмотря на различия, существующие между экологическими правонарушениями, все они имеют одинаковое строение, которое характеризуется концепцией состава экологического правонарушения. В структуре состава выделяют четыре элемента.

  1. Объект. Традиционно под объектом понимают охраняемые отношения в сфере экологического благополучия. Носителями охраняемых прав и интересов может быть как государство, так и физические или юридические лица.
  2. Объективная сторона. В рамках данного компонента выделяют противозаконность (противоправность) поведения; причинение (угроза причинения) вреда окружающей среде либо нарушение прав в сфере охраны окружающей среды; причинно-следственная связь между поступком нарушителя и неблагоприятными эколого-правовыми последствиями.
  3. Субъект. Каждый из видов ответственности выдвигает собственные требования к признакам субъекта (возраст, должностное положение и т. п.).
  4. Субъективная сторона. В рамках данного компонента раскрывается отношение правонарушителя к совершенному им поступку, а именно вина или неосторожность (самонадеянность, небрежность). Однако ответственность за экологические правонарушения может наступать и без вины (например, в соответствии со ст. 1079 Гражданского кодекса РФ).

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность за экологические правонарушения

Специфика гражданско-правовой ответственности за экологические деликты состоит в том, что данный вид ответственности направлен в первую очередь на возмещение вреда, которые причинен экологическим правам заинтересованных лиц и самой окружающей среде.

При этом такая ответственность может быть как договорной, например из договора в сфере природопользования, так и внедоговорной (п. 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21).

Следует помнить о принципах возмещения экологического вреда:

  • вред подлежит возмещению независимо от того, причинен он умышленно или неосторожно;
  • вред должен быть возмещен в полном объеме, при этом суд вправе уменьшить размер такого возмещения;
  • ответственность может наступать за вред вследствие правомерных действий (так, предприниматель, внесший плату за негативное воздействие на природу, не освобождается от природоохранных мероприятий и возмещения экологического вреда);
  • возможность как добровольного, так и принудительного возмещения вреда;
  • повышенный срок давности для рассмотрения требований о возмещении экологического вреда (20 лет).

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения

Данный вид ответственности имеет специфического субъекта:

  • лицо, находящееся в трудовых отношениях с организацией, который в силу закона считается причинителем вреда;
  • лицо, исполняющее обязанности государственной службы.

Основания, порядок применения и меры дисциплинарной ответственности за экологические деликты предусмотрены:

К виновному работнику или государственному служащему могут быть применены такие меры, как замечание, выговор, увольнение; предупреждение о неполном должностном соответствии.

Административная ответственность за экологические правонарушения

Данный вид ответственности заключается в применении уполномоченным органом государства меры административного наказания к лицу, которое совершило административное правонарушение, предусмотренное законом.

Виды административных проступков, посягающих на благополучие окружающей среды, предусмотрены:

  • Кодексом РФ об административных правонарушениях По данной теме мы уже выполнили реферат Административная ответственность по КоАП подробнее (главы 7 и 8);
  • законами субъекта Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее , в которых установлены дополнительные составы административных проступков.

Наиболее распространенным наказанием за административные нарушения является штраф, за некоторые деяния предусмотрена и конфискация (ст. 8.34, 8.35, 8.37 КоАП РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Статья КоАП 5.33 подробнее ).

Уголовная ответственность за экологические правонарушения

Наиболее опасные экологические посягательства преследуются в уголовном порядке. Главой 26 Уголовного кодекса РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Уголовное право подробнее предусмотрена уголовная ответственность за такие деяния, как нарушение правил обращения опасных веществ и отходов, загрязнение вод, атмосферы, моря и т. п.

В основном уголовные наказания не связаны с лишением свободы (штраф, обязательные и исправительные работы, ограничение свободы). За деяния, повлекшие наиболее тяжкие последствия (причинение вреда жизни и здоровью человека, массовую гибель животных) предусмотрено лишение свободы.

Экологические правонарушения

В отечественной правовой системе экологическое право, в качестве самостоятельной отрасли, появилось сравнительно недавно. Общая тенденция на расширение комплекса мероприятий по охране окружающей среды и природного мира, неизбежно привела к систематизации и структуризации нормативно-правовых актов в области экологического права.

Помимо непосредственного регулирования мер по охране объектов природного мира, законодательство Российской Федерации устанавливает конкретные нормы ответственности за совершение правонарушений в области экологического права.

Понятие, виды и структура экологических правонарушений

Понятие, виды и структура экологических правонарушений

Исходя из общего определения отечественного законодательства, экологическое правонарушение заключается в противоправном деянии, совершенном с определенной формой вины, причиняющее вред экологической среде либо создающее угрозу причинения такого вреда в будущем. Также под это определение подпадают действия, нарушающие права и законные интересы субъектов в области экологического права.

Если рассмотреть теоретическую основу правонарушения в сфере экологического права, то можно выделить стандартные для любой правовой системы признаки:

  • противоправность. Лицо, совершающее правонарушение в сфере экологического права, нарушает установленные законодательством запреты поведения в отношении объектов природного мира. В случае совершения какого-либо действия в отсутствие установленного законодательством запрета, формальный состав правонарушения отсутствует;
  • виновность. В действиях лица, совершившего правонарушение в сфере экологического права, должна присутствовать вина в одной из форм, определенных законодательством (прямой, косвенный умысел, неосторожность и т.д.);
  • наказуемость. За нарушение конкретного запрета законодательством должна быть предусмотрена санкция в виде определенных негативных последствий для лица, совершившего правонарушение в отношении объектов природного мира. В случае отсутствия установленной законодательством санкции за нарушение запрета в действии или бездействии лица отсутствует состав правонарушения;
  • объективный состав – деяние в сфере действия экологического и смежных с ним отраслей права. Правонарушение не может быть совершено в отношении объектов, не являющихся предметом регулирования экологического права;
  • субъективный состав правонарушения. Законодательством определен четкий круг субъектов, чьи права и интересы могут быть нарушены совершением правонарушений в сфере действия экологического права;
  • общественная опасность. Как и любой другой вид противоправного поведения, правонарушение в отношении объектов природного мира должно представлять общественную опасность, т.е. представлять угрозу как для неограниченного круга лица, так и конкретных субъектов и объектов в области экологического права.

Экологические правонарушения можно структурировать по нескольким категориям:

  • по виду ответственности, наступаемой за совершение правонарушения. В этой категории можно выделить преступления в области экологического права (привлечение к ответственности происходит в рамках уголовного законодательства), административные и дисциплинарные проступки (лицо привлекается в рамках КоАП РФ) и гражданско-правовое правонарушение (ответственность наступает в рамках гражданского права и смежных с ним отраслей). Каждый из перечисленных видов правонарушений обладает отдельным специальным составом признаков;
  • по объекту правонарушения. Комплекс норм экологического права содержит ряд подотраслей и отдельных категорий – земельное право, лесное право, система нормативных актов об охране природного мира и т.д. В зависимости от вида объекта наступают разные виды ответственности за совершение экологических правонарушений, а привлечение к ответственности осуществляют органы, обладающие контрольными и надзорными функциями в данной сфере деятельности.
  • по субъекту правонарушения. Отечественное законодательство определяет три основных группы субъектов, которые несут ответственность за совершение данной категории нарушений: должностные лица, юридические лица, граждане.
  • по объективной стороне правонарушения. Деяние виновного лица должно быть направлено на причинение вреда объектам природного мира и заключается как в конкретном ухудшении качеств и свойств таких объектов, так и в нарушении установленных правил пользования ими.
  • по субъективной стороне. Экологическое правонарушение может быть совершено в форме умысла или по неосторожности, что влечет разные правовые последствия для нарушителя. Форма умысла (прямой или косвенный) также влияет на общую квалификацию правонарушения в области экологического права.

Виды юридической ответственности за экологические правонарушения

Виды юридической ответственности за экологические правонарушения

Как указывалось выше, по виду ответственности экологические правонарушения подразделяются на три категории:

  • преступления в области экологии. Уголовный кодекс Российской Федерации содержит ряд специальных составов преступлений в области экологического права, объектом которых является природная среда либо субъекты в области экологического права. Данная категория правонарушений предусматривает санкции не только в виде возмещения вреда природной среде, но и наступление для виновного лица особых последствий – судимости. Привлечение к уголовной ответственности осуществляется судами общей юрисдикции, а расследование уголовного правонарушения в области экологического права проходит по общим правилам, предусмотренным УПК РФ.
  • административные и дисциплинарные правонарушения. КоАП РФ также содержит определенный перечень составов правонарушений в области экологического права. В отличие от уголовной ответственности, в данном случае речь идет о совершении правонарушений, не повлекших столь тяжелого вреда объектам природного мира. Дело об административном правонарушении рассматривают суды, либо уполномоченные органы.
  • гражданско-правовые правонарушения. За совершение указанных правонарушений предусмотрена гражданская ответственность, которая может заключаться либо в обязании виновного лица возместить причиненный ущерб с уплатой определенных штрафных санкций, либо в обязательстве совершить определенных действия (воздержаться от совершения действий). В отношении виновного лица с исковым заявлением имеет право обратиться уполномоченный государственный орган. Привлечение к ответственности виновного лица производится судами общей юрисдикции либо арбитражным судом, как в виде имущественной ответственности, так и в виде обязательства к совершению определенных действий, либо воздержаний от действий.

Анализ законодательства позволяет сделать вывод, что большая часть виновных лиц привлекается к ответственности за совершение экологических правонарушений в рамках КоАП РФ.

Составы экологических правонарушений

Составы экологических правонарушений

Глава 26 Уголовного кодекса Российской Федерации содержит перечень составов преступлений за совершение правонарушений против природного мира и экологии. По степени тяжести допущенного нарушения правовых актов данные составы превосходят аналогичные нормы административного права, так как наносят несоизмеримо больший вред объектам природного мира.

Ряд составов экологических правонарушений имеют смежный характер между уголовным, административным и гражданским правом. Выбор вида ответственности (уголовной, административно-дисциплинарной или гражданской) в данном случае будет зависеть от тяжести вреда, фактически причиненного окружающей среде, а также от степени негативных последствий, который могут наступить ввиду совершения противоправного деяния.

Бесплатная консультация по экологическим правонарушениям

Если у вас возник индивидуальный вопрос по экологическим правонарушениям, напишите ниже — в специальной форме под статьей. В течение нескольких минут вам проведут абсолютно бесплатную юридическую консультацию.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Тема 1.10. Виды экологических правонарушений и ответственность за них.

1.Понятие юридической ответственности за экологические правонарушения, ее задачи и виды

2.Понятие экологического правонарушения, виды. Объект, субъект, объективная и субъективная стороны экологического правонарушения.

3.Дисциплинарная, материальная и административная ответственность за экологические правонарушения .

4. Уголовная ответственность за экологические преступления.

5.Понятие и виды вреда природной среде. Принципы возмещения вреда. Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде.

6.Порядок компенсации вреда окружающей среде. Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Понятие юридической ответственности за экологические правонарушения, ее задачи и виды.

Под юридической ответственностью понимается система принудительных мер, применяемых к нарушителям экологического законодательства в целях наказания виновных, пресечения и предупреждения правонарушений, восстановления нарушенных прав.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения наступает при наличии юридических и фактических оснований, которые включают:

норму, запрещающую поведение или действие, или норму, обязывающую предпринять то или иное действие;

факт несоблюдения требований законодательства, т.е. наличие правонарушения;

причинную связь между совершенным действием и наступившими последствиями.

Виды эколого-правовой ответственности :

Преступления

Уголовная – применяется только к физическим лицам за со­вершение экологического преступления.

Административная применяется к физическим и юридическим ли­цам за совершение экологического проступка при отсутствии состава преступления.

Имущественная – предусматривает возмещение нанесенного эко­логического ущерба, включая реальный вред и упу­щенную выгоду.

Дисциплинарная применяется только к физическим лицам и преду­смотрена за совершение экологического проступка в связи с невыполнением служебных обязанностей, в результате чего причиняется экологический вред.

Гражданско-правовая Возникает у физических и юридических лиц за причинение вреда объектам:

окружающей природной среде;

имуществу хозяйствующих субъектов.

По основаниям виновности:

Объективная ответственность, возникающая по факту причине­ния вреда при использовании источника повышен­ной опасности независимо от вины его владельца. Здесь факт причинения вреда есть деяние — как объ­ективное основание ответственности, а норма закона, ее предусматривающая, — формальное основание.

Субъективная – возникает только при наличии у субъекта право­нарушения вины как обязательного признака со­става правонарушения. То есть вина — субъектив­ное основание ответственности.

По способам наказывающего воздействия:

Компенсационная – возмещение вреда в предусмотренной законом форме.

Репрессивная применение административного, уголовного, дис­циплинарного наказания.

По сфере применения ответственности:

хозяйственно-правовая

государственно-правовая

экономическая

Понятие экологического правонарушения, виды. Объект, субъект, объективная и субъективная стороны экологического правонарушения.

Экологическим правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством РФ установлена ответственность, в результате которого наступают вредные последствия или возникает угроза причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью людей.

Состав экологического правонарушения :

Объект экологического правонарушения представляет собой совокупность общественных отношений, сложившихся в системе природопользования (использование природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности). То есть объектами эколого-правовой ответст венности являются окружающая природная среда и здоровье человека.

Объективная сторона экологического правонарушения представляет собой:

нарушение путем действия или бездействия по отношению к общеобязательным правилам природопользования и охраны окружающей природной среды;

причинение вреда экологическим интересам личности общества и государства или создание реальной опасности причинения вреда;

наличие причинной связи между экологически опас­ным деянием и причиненным вредом.

Субъектами экологического правонарушения могут быть физические, юридические лица, включая хозяйст­вующих субъектов разных форм собственности и подчи­ненности, иностранные граждане и организации. Субъ­ектами уголовной, дисциплинарной ответственности — только физические лица. Субъектами административной и гражданско-правовой ответственности — как физиче­ские, так и юридические лица.

Субъективная сторона характеризуется формой вины: умышленная и неосторожная. Мотивы и цели умышлен­ных преступлений для их квалификации значения не имеют, но учитываются при назначении наказания.

Дисциплинарная, материальная и административная ответственность за экологические правонарушения.

Дис циплинарной ответственности подлежат должностные лица и работники организации, виновные в совершении правонарушений. Согласно статье 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неиспо лнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора и увольнения.

Материальная ответственность за экологические правонарушения – это имущественная ответственность должностных лиц и иных работников, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению вреда в соответствии с трудовым законодательством. Эта ответственность носит регрессный характер (т.е. сначала компенсирует причиненный окружающей среде вред юридическое лицо, а затем оно требует компенсации от виновного работника).

Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшения состояния указанного имущества. За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ или федеральными законами.

Административная ответственность.

Основной вид административной ответственности – административный штраф, налагаемый уполномоченным органом государственного контроля за охраной окружающей среды.

Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется :

Федеральной службой по надзору в сфере экологии и природопользования;

Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

Федеральной службой по атомному надзору.

Наказания за административные правонарушения назначаются судьями, которые налагают административные штрафы за:

самовольную добычу янтаря;

нарушение норм и правил ведения племенного животноводства;

нарушение правил охраны полосы отвода автодороги.

Административные наказания налагаются как органами исполнительной власти, так и судьями за следующие правонарушения:

нарушение правил добычи живых ресурсов и их охраны, лицензии на данный вид деятельности;

нарушение правил захоронения отходов во внутренних морских водах территориальном море и т.д.;

уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений;

нарушение правил пользования объектами животного мира;

нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.

Федеральной службой по надзору в сфере экологии и природопользования налагаются административные штрафы за:

сокрытие или искажение экологической информации;

нарушение законодательства об экологической экспертизе;

самовольное занятие земельных участков;

самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения;

нарушение правил охраны водных объектов и водопользования;

нарушение правил лесопользования;

нарушение правил пользования объектами животного мира;

нарушение требований по охране недр.

Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору нала­гаются административные наказания за:

нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

несоблюдение экологических требований при обращении с опасными веществами.

Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития налагаются штрафы за:

нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Уголовная ответственность за экологические преступления.

Уголовная ответственность установлена за следующие преступления:

нарушение санитарно-эпидемиологических правил;

сокрытие информации об обстоятельствах, создающих угрозу для жизни людей;

нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;

нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов;

нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими другими биологическими агентами или токсинами;

нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;

загрязнение морской среды;

нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экологической зоне России;

нарушение правил охраны и использования недр;

неза конная добыча водных животных и растений;

нарушение правил охраны рыбных запасов;

уничтожение критических мест обитания для организмов, занесенных в Красную книгу;

незаконная порубка деревьев и кустарников;

уничтожение или повреждение лесов;

нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

Виды уголовной ответственности:

штраф, не превышающий 200 тыс. руб.;

обязательные работы на различный срок;

исправительные работы на срок, не превышающий двух лет;

лишение свободы на срок, не превышающий пяти лет;

лишение права занимать определенные должности и заниматься определ енной деятельностью;

лишение свободы на срок от 12 до 20 лет (за экоцид).

Понятие и виды вреда природной среде. Принципы возмещения вреда. Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде.

Понятие и виды вреда природной среде.

Вред окружающей среде представляет собой негативные изменения окру жающей среды, вызванные антропогенной деятельностью и создающие реальную угрозу здоровью человека, растительному и животному миру, материальным ценностям.

Способы причинения вреда окружающей среде :

повреждение – частичное приведение в негодность по качеству и коли честву природного объекта, ресурса, комплекса;

истощение – уменьшение полезных природных свойств

уничтожение – полное качественное и количественное приведение в негодность

загрязнение – любое изменение физико-химического состава любым способом и в любой степени сверх установленной норм

Понятие вреда выражается в разрыве естественных природных связей объекта природопользования через:

невосполнимый вред – невозможность восполнения при помощи денежных средств ущерба, причиненного природной среде.

относительно восполнимый вред – возмещение вреда в натуре, которое носит условный характер.

фактически восполнимый вред – возмещение вреда платежом (денежными средствами), которое нельзя восполнить в натуре.

Формы вреда:

ущерб – реальные или предполагаемые потери количества или качества природной среды (экологический ущерб).

Экологический ущерб – это отрицательное изменение качества окружающей при родной среды, которое определяется нормами экологического права.

убытки – экономически невыгодные для природопользователя последствия потерь (экономические убытки).

Виды убытков:

реальный ущерб (убытки, понесенные непосредственно в результате нарушения права);

упущенная выгода (стоимость сельскохозяйственной продукции, которую потерпевший получил бы со своего участка, если бы его права не были нарушены).

Способы возмещения экологического вреда:

Общие положения. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной дея тельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, подлежит возмещению заказчиком или субъектом хозяйственной и иной деятельности.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного наруше­нием законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Воз мещение на основании решения суда. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей вреде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Сумма ущерба, взыскиваемая по решению суда или арбитражного суда, возмещается потерпевшей стороне для принятия мер по восстановлению потерь в окружающей природной среде либо перечисляется в государственный экологический фонд, если природный объект, которому причинен пред, находится в общем пользовании. При наличии нескольких причинителей вреда взыскание производится в соответствии с долей каждого в причинении вреда.

Возмещение в полном объеме. Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным действием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

Порядок компенсации вреда окружающей среде. Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Порядок компенсации вреда окружающей среде .

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется:

по решению суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного наруше­нием законодательства в области охраны окружающей среды, осуществля­ется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного со­стояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, а при их отсутствии — в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей сре­де, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей сред причиненный нарушением законодательства в рассматриваемой сфере может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быт) предъявлены в течение двадцати лет.

Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан .

Ответственность за вред, причиненный здоровью граждан.

Вред, причиненный здоровью граждан, подлежит возмещению в пои объеме лицом, его причинившим (ст. 1064 ГК РФ).

Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных сред механизмов, электрической энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, если не докажут, что вред нанесен вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (ст. 1079 ГК РФ).

Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден от ответственности полностью или частично по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ (при грубой неосторожности потерпевшего, а также с учетом имущественного положения гражданина — причинителя вреда), за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.

При причинении вреда здоровью гражданина возмещению подлежат:

утраченный им доход, который он имел либо мог иметь;

дополнительно понесенные расходы, вызванные причинением вреда здоровью.

Размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим дохода определяется в процентах к его среднемесячному заработку до повреждения здоровья.

Требования, предъявляемые к возмещению вреда здоровью малолетнего (не достигшего возраста 14 лет), не имеющего собственного дохода, в целом аналогичны к требованиям к порядку компенсации вреда здоровью совершеннолетних граждан. Однако по достижении им 14-летнего возраста или при причинении вреда несовершеннолетнему в возрасте от 14 до 18 лет лицо, ответственное за причинение вреда, обязано возместить ему не только расходы, вызванные причинением вреда здоровью, но и вред, связанный с утратой или уменьшением его трудоспособности.

Потерпевший, частично утративший трудоспособность, вправе потребовать от лица, на которое возложена обязанность по возмещению вреда, увеличения размера его возмещения, если трудоспособность потерпевшего в дальнейшем уменьшилась в связи с повреждением здоровья.

В случае реорганизации юридического лица, признанного ответственным за вред, обязанности по выплатам переходят к его правопреемнику. В случае ликвидации данного юридического лица платежи должны быть капитализированы.

Читайте также: