Единый порядок приема и работы с бездомными гражданами

Обновлено: 16.05.2024

Аннотация. Статья посвящена социальной помощи лицам без определенного места жительства в России. Автор рассматривает работу государственных, муниципальных и общественных организаций, учреждений для лиц без определенного места жительства в РФ. На основании теоретического исследования, научной, статистической и законодательной информации рассмотрены этапы развития системы социальной помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, дана характеристика проблем лиц БОМЖ, отмечена их типологичность, изучена практика социальной помощи лицам БОМЖ на основе анализа законодательства. В статье отражается полная картина социальной помощи лицам без определенного места жительства, а также деятельность общественных институтов.

Социальную работу по обслуживанию населения, оказание социальной помощи и услуг с целью преодоления или смягчения сложной жизненной ситуации ведут социальные службы государственных специализированных учреждений и негосударственных структур[16].

К государственным социальным службам относятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания населения, министерств и ведомств РФ, к компетенции которых относится функция предоставления социальной помощи населению. К негосударственным относятся предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными организациями, частными лицами. К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания населения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

Согласно постановлениям Правительства РФ [4, 5, 6, 7,] и приказам Министерства социальной защиты населения [8, 9, 10, 11] в стране открыты специализированные учреждения для лиц БОМЖ, утверждены Примерные положения об учреждении социальной помощи для данной категории населения, о межведомственных комиссиях по проблемам профилактики бродяжничества, порядок приема лиц БОМЖ в учреждение, правила регистрации и снятие граждан РФ с учета по месту пребывания.

Услуги реабилитационной направленности оказывают в настоящее время 117 домов ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и реализуют региональные программы социальной поддержки и помощи дезадаптированным группам населения [17].

В г. Новосибирске функционирует областной центр срочной социальной помощи, основной задачей которого является оказание экстренной помощи людям, попавшим в сложную ситуацию, оставшиеся без постоянного места жительства, прописки, работы и средств к существованию. Среди его клиентов лица БОМЖ составляют 36,8%; лица, освободившиеся из мест лишения свободы – 9,0% и вынужденные переселенцы – 5,3%. Социальную помощь лицам БОМЖ оказывает Новосибирский дом ночного пребывания. В настоящее время на базе этих учреждений создан комплексный центр социального обслуживания для лиц БОМЖ [18].

В Астраханской области действует социальный центр кризисной реабилитации, в структуру которого входят: дом ночного пребывания, дом кризисной реабилитации и социальная благотворительная столовая.

В Нижнем Новгороде с 1995 года работает Центр социально-трудовой реабилитации граждан, в структуре которого отделение ночного пребывания на 90 мест, социальная гостиница на 12 мест.

В Екатеринбурге с 1995 года предоставляет услуги дом ночного пребывания на 50 мест лицам БОМЖ, здесь можно жить и питаться бесплатно 3 раза в год по 10 дней.

В Самарской области лица БОМЖ получают медицинские, жилищные, социально-бытовые, социально-психологические и правовые услуги в отделении ночного пребывания на 70 мест в структуре социального приюта г. Самары, а также в структуре социальной гостиницы г. Тольятти.

В Краснодарском крае действует Центр социальной адаптации на 100 мест (г. Краснодар) и 3 дома ночного пребывания: в г. Туапсе (на 15 мест), в г. Кропоткине (на 30 мест) и Курганинском районе (на 15 мест). В г. Лабинске функционирует социальная гостиница для лиц от 16 до 30 лет на 27 мест [20].

В Ставропольском и Хабаровском краях имеется практика использовать социальные номера на базе временного проживания бездомных.

В г. Калининграде в центре социально-трудовой реабилитации предоставляется социальная поддержка лицам БОМЖ. В структуре центра есть дом ночного пребывания, социальная гостиница, социальная столовая, отдел содействия в трудоустройстве. Важнейшим направлением в работе специалистов центра является организация их трудовой деятельности [14].

В центре реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий Владимирской области клиентам предоставляются следующие услуги: социально-бытовые, правовые, психологические, по восстановлению документов, временной регистрации, жилищные услуги, оформление инвалидности и пенсии, санитарно-гигиенические, содействие в поиске работы и родственников, получения профессии через службу занятости [13].

Чтобы представить полную картину социальной помощи лицам БОМЖ в РФ, то необходимо отразить деятельность общественных институтов.

В России традиционно, исторически, приоритет работы с этой категорией лиц был у общественных организаций, попечительских советов и Русской Православной Церкви. В наше время социальная помощь бездомным со стороны гражданских структур заметно активизировались.

Русская Православная Церковь обычно занимается организацией бесплатных обедов при крупных приходах и предоставлением сезонной работы в монастырях. Также при некоторых храмах нуждающимся может быть предоставлено кратковременное пристанище (ночлег). Но, к сожалению, подобные меры не имеют системности и зависят от инициативы епархий на местах и личного подвижничества священников.

Наибольшую активность в предоставлении социальной помощи лицам БОМЖ проявляют филиалы иностранных благотворительных организаций. Они имеют серьезные материальные ресурсы. Благотворительные гуманитарные организации могут получать средства от международных правительств и международных структур, таких как Европейский Союз, Верховного комиссариата ООН по делам беженцев.

К сожалению, деятельность общественных организаций сосредоточена в Москве, Санкт-Петербурге, а в остальных регионах страны развиты слабо, так как имеют небольшие финансовые и организационные возможности [15]. Частные благотворители в современной России большая редкость. Помощь коммерческих структур незначительна.

3. Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178 - ФЗ «О государственной

13. Аналитическая справка о положении лиц без определенного места жительства на территории Республики Марий Эл за 2010 год [Текст].

17. Карлинский, И.З. Анализ социального и правового положения бездомных в современной России [Текст]:// И.З. Карлинский. – 2-е изд. - СПб.: Дельта, 2006. – 49 с.

18. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Учебное пособие [Текст]: – М.: 2008. - 561 с.

19. Стивенсон, С. А. О феномене бездомности [Текст]: // С.А. Стивенсон. – Социологические исследования, 2006. - № 8. – с. 62.

20. Столыга, И.А. Проблема бездомности и работа с бездомными в Мурманской области [Текст]: // Бездомность в современной России: проблемы и пути их решения. – Санкт-Петербург, - 2008. - с. 68 – 73.

Где описана Социальная защита лиц без определенного места жительства? Консультант+ или любые другие источники которые соответсвуют 2017 году.

На органы внутренних дел возлагает­ся: выявление лиц, занимающихся бродяжничеством и попро­шайничеством; их задержание; доставление в центры социаль­ной реабилитации и установление личности задержанных. Органам здравоохранения поручено проведение медицинского освидетельствования бомжей и при необходимости направле­ние их на лечение. Трудоустройство этой категории граждан и определение выплаты по безработице отнесено к ведению Фе­деральной службы занятости России. На органы социальной защиты возлагается направление этих лиц в учреждения социальной защиты, а также опре­деление оснований и порядка выплаты пенсий.

Сейчас в Российской Федерации сложились четыре типа социальных учреждений, оказывающих помощь лицам без определенного места жительства:

1) дома ночного пребывания;

2) специальные дома-интернаты для инвалидов и престаре­лых;

3) центры социальной адаптации;

4) социальные гостиницы и приюты.

В июне 1992 г. в Москве был открыт первый в России дом ночного пребывания на 25 мест. Затем подобные учреждения были организованы в других городах России: в Кемерово, Петропавловске-Камчатском, Липецке, Махачкале и др.

В социальных учреждениях бомжам предоставляется бесплатный ночлег, оказывается медицинская помощь, проводится санитарная обработка, выдаются талоны на бесплатное питание. Нуждающиеся в специализированной медицинской помощи направляются в учреждения здравоохранения.

В ряде регионов получило развитие обслуживание бездом­ных престарелых и инвалидов из числа освободившихся из мест лишения свободы. Эта категория граждан направляется в специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов, которые являются медико-социальными учреждениями. Социальная работа с лицами из числа освободившихся заключенных позволяет престарелым и инва­лидам данной категории не только решить социально-бытовые проблемы, но и восстановить утраченные социальные связи с обществом.

Центры социальной адаптации предназначены для трудо­способных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, снятых с учета органов внутренних дел и задержанных за бродяжничество.

Данные учреждения решают вопросы быто­вого и психологического характера, а также оказывают по­мощь в трудоустройстве. Здесь проводятся культурно-массо­вые работа и предупредительно-профилактические мероприя­тия. Такие центры имеют общежития, где бомжам предостав­ляется возможность проживать до шести месяцев. За этот период клиентам оказывается помощь в решении различных правовых вопросов, а также в восстановлении утраченных социальных связей.

Социальные приюты (гостиницы) дают возможность 10-суточного бесплатного проживания, а также получения необ­ходимых консультаций по вопросам бытового и трудового устройства, пенсионного обеспечения. В социальных приютах оказывается медицинская помощь. В пе­риод проживания клиенты получают бесплатные горячие обеды, постельные принадлежности и предметы культурно-бытового назначения.

Анализ деятельности функционирующих домов ночного пре­бывания, специальных интернатов, адаптационных центров, социальных приютов и гостиниц показывает, что из-за дефици­та бюджетного финансирования они не в состоянии решать все проблемы лиц без определенного места жительства и занятий.

Несмотря на усилия отдельных министерств и ведомств, а также ряда общественных организаций, проблема лиц без определенного места жительства остается одной из самых ост­рых, в рамках которой не решен целый комплекс не только социальных, но и организационно-технологических вопросов:

· не определен статус таких лиц;

· отсутствует государственная система учета;

· недостаточно развита сеть социальных уч­реждений для помощи указанной категории населения;

· прак­тически отсутствует система подготовки кадров (социальных работников, социальных психологов, социальных педагогов, медицинских психологов и т.п.) для работы с бомжами.

Для организации социальной поддержки и помощи бомжам в России следует решить следующие задачи:

· организовать научные исследования проблем бездомнос­ти в России;

· повысить эффективность профилактической работы по предупреждению бродяжничества;

· усовершенствовать правовую базу;

· предоставить бомжам возможность комплексной со­циально-психологической и медицинской реабилитации с целью интеграции их в общество;

· создать материально-техническую и финансовую базы для широкой сети социальных учреждений для бездомных;

· подготовить кадры специалистов различного профиля для работы с ли­цам без определенного места жительства;

· объединить усилия всех заинтересованных министерств и ведомств, общественных и благотворительных организаций в оказании помощи бомжам.

Таким образом, для решения проблем лиц без определенно­го места жительства необходимо комплексное рассмотрение ситуации в социальном, социально-экономическом, правовом, медицинском и морально-этическом аспектах. Крайне важно привлечь к организации помощи бомжам обществен­ные и благотворительные организации.

Екатерина Фомина (Е.Ф.): Татьяна Алексеевна, добрый день! Проблема бездомности в России остается актуальной, организация работы с такой категорией людей отражена в указах президента. Расскажите, пожалуйста, эффективно ли такая работа реализуется, есть ли необходимость доработать существующее законодательство для профилактики проблемы и оказания недостающих мер поддержки бездомным.

Татьяна Кусайко (Т.К.): Действительно, в настоящее время организация работы с бездомными уже отражена в указах президента, однако, предлагаемые меры не представляют единый комплекс, направленный на оказание помощи бездомным, а носят разрозненный или даже разовый характер и реализуются только небольшой частью государственных социальных организаций. Так происходит из-за отсутствия на федеральном уровне четко установленного единого механизма реализации предусмотренных мероприятий, которые должны содержать определение и описание предполагаемых мер, сроки введения, назначение исполнителей, определение ответственности за ненадлежащее исполнение, определение источников выделяемых средств.

Кроме того, проведение практически всех мероприятий, предусмотренных государством по отношению к бездомным, возложено на субъекты, для которых, как правило, решение проблем бездомности, не является первостепенной задачей, в первую очередь по причине недостаточности финансирования, а также существующей практикой выделения средств на решение проблемы бездомности именно из местных бюджетов.

Таким образом, надо признать, что действующее законодательство, регулирующее профилактику бездомности, не совершенно и имеет пробелы. Наша задача – в целях совершенствования законодательства разработать и внести изменения в те или иные законы, доработать необходимыми нормативными документами.

Необходима государственная программа по оказанию комплексной, всесторонней и обязательно доступной помощи бездомным людям. Отмечу, что мы говорим не только о тех людях, кто фактически находится на улице, но и о тех, кто не имеет жилья, но живет у родных или знакомых, снимает временное жилье без регистрации.

Е.Ф.: Что, на ваш взгляд, необходимо предусмотреть в такой госпрограмме, как можно оценивать эффективность ее реализации?

Т.К.: Программа должна предусматривать всеобщность и общедоступность учреждений и услуг для помощи бездомным людям, долгосрочное сопровождение, ресоциализацию и социальную адаптацию на всех уровнях государственной власти.

Показателем эффективности системы социальной адаптации бездомных является возможность реализации бездомными своих политических, экономических, в том числе трудовых, культурных, социальных, семейных и иных потребностей. Но, к сожалению, реализация этих потребностей зависит от наличия регистрации, которой у бездомных нет. Получается замкнутый круг.

Е.Ф.: Какие варианты решения проблемы регистрации бездомных вы видите?

Т.К.: Как из одних возможных вариантов решения можно предусмотреть регистрацию людей, не имеющих жилья либо подтверждения права на занимаемое жилье, по адресу работодателя, либо адресу территориального подразделения по вопросам миграции аналогично основаниям и процедуре миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства.

Введенная постановлением правительства РФ от 8 сентября 2010 г. №688 возможность регистрации по месту пребывания лиц без определенного места жительства по адресам учреждений социального обслуживания данную проблему решает лишь частично, учитывая недостаточность таких учреждений. И тем более, в случае, если лица без определенного места жительства не проживают в приютах социально ориентированных некоммерческих организаций, возможность их регистрации ни там, ни где-либо вообще законодательством не предусмотрена.

Кроме того, низкая эффективность государственных и муниципальных систем социальной помощи бездомным объясняется, в том числе, тем, что эти системы не учитывают особенности бездомных: демографических, психологических, физиологических и других.

К примеру, несмотря на государственные гарантии поддержки семьи, в России на сегодняшний день нет государственных учреждений для бездомных семей, в том числе с детьми. Семья, потерявшая жилье, не имеющая возможности снимать жилье либо ночевать у родных или знакомых, вынуждена будет разойтись по разным учреждениям. То есть, маму разделят с детьми. Взрослые смогут устроиться в приюты или ночлежки, ребенок будет определен в детское учреждение временного пребывания или интернатского типа.

Зачастую помощь семьям нужна немедленно, поэтому необходимы центры размещения семей, именно семей, без разделения на детей и взрослых. Начиная от строительства новых, заканчивая предоставлением временного крова из имеющегося муниципального фонда, включая общежития, гостиницы.

Е.Ф.: В качестве меры профилактики был разработан указ президента о создании доступного арендного жилого фонда и развитии некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода. Исполняется ли он?

Отсутствие в федеральном градостроительном законодательстве нормы, обязывающей при осуществлении территориального планирования и градостроительного проектирования предусматривать размещение на территории населенных пунктов достаточного количества учреждений социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги людям, не имеющим места жительства и места пребывания в соответствующих населенных пунктах и территориях, приводит к отсутствию регламентирующих норм в региональном и муниципальном законодательстве, принятом во исполнение Градостроительного кодекса РФ.

Анализ регионального законодательства показывает, что размеры жилой площади, предусмотренные нормативными актами субъектов Российской Федерации для учреждений временного пребывания, социальной адаптации и социальной реабилитации бездомных граждан, зачастую существенно ниже норм, предусмотренных законодательством. В связи с этим, регионам совместно с федеральными органами исполнительной власти необходимо обеспечить формирование фонда социального арендного жилья, создание социальных комплексных центров помощи гражданам без определенного места жительства по крайней мере, в крупных городах с возможностью обслуживания близрасположенных населенных пунктов. Обязательно законодательно регламентировать возможность и разработать порядок устройства в приемные семьи одиноких бездомных людей с инвалидностью, либо достигших пенсионного возраста.

Отмечу, что госпрограммой по профилактике бездомности должны быть определены источники финансирования. Мы не в достаточной мере, не в полную силу используем возможности некоммерческих организаций - поставщиков социальных услуг. К тому же, государственно-частное партнерство может стать хорошим фундаментом, к примеру, при организации семейных домов.

Е.Ф.: В России в качестве основного утвержден территориальный принцип оказания социальной помощи. По этому же принципу созданы и органы для решения проблем бездомных. Как сильно это ограничивает получение помощи, какое решение проблемы возможно?

Т.К.: Мигранты, которые преобладают среди бездомных, фактически вычеркиваются из списков нуждающихся. Но и для остальной части бездомных процедура подтверждения последней регистрации очень часто сложна. Например, потому, что большинство бездомных не имеет никаких документов, на их восстановление потребуется много времени, в течение которого бездомный будет продолжать жить на улице.

В первую очередь нужна единая система учета лиц без определенного места жительства и занятий, требуется более четкая координация действий ведомств в решении социальных проблем этой категории граждан. Необходимо разработать систему оказания медицинской помощи бездомным, в том числе в целях профилактики инвалидизации, а также распространения инфекционных заболеваний. Требуется расширение сети учреждений по социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий. Необходимо развитие программ по адаптации и реабилитации бездомных.

Подчеркну, что при отсутствии документов, удостоверяющих личность, такие люди не могут официально работать, учиться, реализовывать свои социальные права. Таким образом, требуется проработка и совершенствование целого ряда нормативно-правовых регламентаций, касающихся установления личности, выдаче документов, регистрации по месту жительства или пребывания, соблюдения социальных и трудовых прав. Требуется также и усовершенствование административных и уголовно-правовых мер ответственности за проживание без регистрации и за фиктивную регистрацию либо фиктивный миграционный учет. Считаю решение проблемы бездомных одной из главных задач государства. Комитет Совета Федерации по социальной политике обязательно примет участие в работе по внесению предложений и разработке мер по профилактике бездомности.

3. Новизна практики

Социальная работа с людьми, попавшими в ситуацию бездомности, развита в России слабо. При распределении государственных и муниципальных полномочий проблема бездомности, несмотря на ее остроту, фактически осталась без внимания. Необходимость межведомственного комплексного подхода к проблеме усугубляет положение. Бездомные люди сталкиваются с барьерами в доступе ко всем государственным и муниципальным услугам:

  • законодательные барьеры (например, требование иметь регистрацию по месту жительства/пребывания);
  • ресурсные барьеры (например, отсутствие средств необходимых на восстановление паспорта; отсутствие доступа к еде, питьевой воде и т.д.; невозможность трудоустройства кроме малооплачиваемых подработок);
  • бюрократические барьеры (например, невозможность самостоятельно сделать запросы и собрать все необходимые справки и документы);
  • линейная недоступность (например, невозможность добраться до инстанций в связи с отсутствием средств на оплату транспорта, возможностей соблюдать санитарно-гигиенические нормы и т.д.).

4. Исходная ситуация

До начала реализации практики ситуация с бездомностью в Новодвинске в целом мало отличалась от общероссийской (см. предыдущий пункт).

5. Мероприятия в рамках реализации практики

Схематически организация работы с бездомными людьми в городе Новодвинске представлена в Приложении 1. Рассмотрим ее поэтапно.

1. Выявление бездомных граждан происходит, как правило, в результате самостоятельного обращения граждан к специалистам Комитета по вопросам местного значения или в Пункт питания бездомных (столовая). В условиях маленького города информация о месте и графике приема специалистов по социальной работе с бездомными распространяется быстро как среди государственных учреждений и некоммерческих организаций, так и среди бездомных граждан.

2. Специалист проводит беседу с бездомным. Бездомному предлагают заполнить анкету. На основании данной анкеты выявляются потребности бездомного и составляется план индивидуальной работы с бездомным.

3. В случае отсутствия источников существования бездомный направляется в благотворительную столовую для получения горячего питания каждый день с 13:00 до 14:00 кроме выходных и праздничных дней. Для организации питания выделено помещение и заключен договор с предприятием общественного питания. Ежедневное посещение столовой дает возможность для ежедневного контакта специалиста с бездомным и индивидуальной работы с ним.

4. Направление на санитарную обработку и обеспечение одеждой получают все проживающие в нежилых помещениях и не имеющие доступ к необходимым санитарно-гигиеническим условиям бездомные (при первичном обращении, в дальнейшем – ежемесячно).

5. Направление в городскую больницу для прохождения флюорографии получают все бездомные граждане (при первичном обращении).

6. В случае отсутствия документа, удостоверяющего личность, бездомному гражданину по его желанию предоставляется социальное сопровождение по оформлению паспорта и, в случае отсутствия источника дохода, оказывается материальная помощь на уплату штрафа, госпошлины и оплату фотографий.

7. В случае наличия проблем юридического характера, бездомный гражданин направляется на бесплатную консультацию к юристу (прием юриста 1 раз в неделю по субботам), который в случае необходимости оказывает ему бесплатную юридическую помощь в решении проблем.

8. Бездомный может получить консультацию психолога и/или работать с психологом продолжительное время. При наличии родственников проводится работа по установлению контакта с ними.

9. При наличии/восстановлении паспорта бездомному гражданину предоставляется регистрация по месту пребывания в одном из государственных учреждений стационарного типа, работающих с инвалидами, осуществляется социальное сопровождение по оформлению пенсий, ИНН, пенсионного страхового свидетельства, полиса ОМС, оказывается содействие в размещении в социальное учреждение в случае необходимости, трудоустройстве (постановке на учет в службе занятости).

10. После завершения социального сопровождения клиентов специалисты стараются отслеживать их дальнейшую судьбу.

В 2007 году в городе прошел круглый стол по профилактике и работе с бездомными людьми. Практически все принятые в резолюции рекомендации были реализованы:

6. Проблемы реализации практики и пути их решения

На областном уровне обкатанный в городе формат деятельности не был воспринят, и в результате существовавшая несколько лет и успешно развивающаяся муниципальная модель работы с бездомными практически перестала существовать.

7. Затраты на реализацию практики

В городскую целевую программу на 2008 год были заложены следующие расходы:

  • организация бесплатного питания бездомных граждан в благотворительной столовой обеспечение горячим питанием лиц без определенного места жительства – 150000 рублей;
  • приобретение наборов столовой посуды, постельного белья, моющих и дезинфицированных средств, спецодежды приобретение расходных материалов для благотворительной столовой для лиц без определенного места жительства – 2000 рублей;
  • санитарно-гигиеническая обработка бездомных граждан – 15000 рублей;
  • Оказание материальной помощи для проведения реабилитационных мероприятий: оплата лечения оплата медицинской комиссии при трудоустройстве оплата получения необходимых документов – 20000 рублей.

Читайте также: