Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обучения и проверки знаний

Обновлено: 16.05.2024

Штраф за нарушение требований охраны труда — это сумма от 2000 до 200 000 рублей. Он грозит за ненадлежащее исполнение требований трудового законодательства и нормативных актов в сфере ОТ.

Что является нарушением

  • невыполнение требований и инструкций (отклонение от правил, игнорирование средств индивидуальной защиты, алкогольное опьянение на рабочем месте и пр.);
  • ненадлежащее (или с нарушениями) выполнение обязанностей по обеспечению безопасных условий труда (например, начало производственного процесса без медосмотра).

В таблице каждый пункт — повод для ответственности со стороны нанимателя за нарушение требований охраны труда.

  • не проводится стажировка на рабочем месте;
  • не проводится контроль знаний по ОТ;
  • привлечение к работе сотрудников, не прошедших обучение и проверку знаний по ОТ;
  • не проводится обучение и проверка знаний руководителей.
  • привлечение работника к труду в выходные дни без его согласия;
  • привлечение к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени: к сверхурочной работе более 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов — в год;
  • отсутствие точного учета продолжительности сверхурочной работы каждого работника;
  • нарушение продолжительности еженедельного непрерывного отдыха работника, которая не может быть менее 42 часов.

Использование средств индивидуальной защиты предотвращает воздействие вредных факторов. Работодатель обязан обеспечивать:

  • специальной одеждой;
  • смывающими и обезжиривающими средствами, прошедшими обязательную сертификацию.

Обязательный медицинский осмотр позволяет выявить у сотрудника состояния и заболевания, противопоказанные для отдельных видов работ.

  • не идентифицируются потенциально вредные и опасные факторы производства и трудового процесса;
  • не оценивается уровень их воздействия на организм работника;
  • не разрабатываются рекомендации для применения СИЗ.
  • нарушение срока извещения по факту несчастного случая государственных структур, указанных в статье 228.1 Трудового кодекса;
  • несохранение до начала расследования несчастного случая обстановки, какой она была в момент происшествия;
  • неполное оформление документации;
  • сокрытие несчастного случая на производстве.

Виды ответственности

Все наказания приведены в 5.27.1 КоАП. Вот кто попадет под санкции:

  • сотрудники предприятия и организации;
  • должностные лица, обязанные осуществлять контрольные функции;
  • юридическое лицо или ИП.

Покажем в таблице виды ответственности за нарушение требований охраны труда в законодательстве о труде, применяемое наказание, субъект ответственности и регулирующую норму права.

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.
  • работники;
  • ответственные за соблюдение требований ОТ.
  • возмещение ущерба:полное;
  • частичное, в пределах среднего заработка.
  • предупреждение;
  • штраф;
  • приостановление деятельности.
  • руководители;
  • должностные лица;
  • ответственные работники;
  • юридические лица и ИП.

Ст. 5.27.1 КоАП РФ.

  • штраф;
  • лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью;
  • исправительные работы;
  • принудительные работы;
  • лишение свободы.

По дисциплинарной ответственности рядовые работники организации наказываются за:

  • отклонение от внутренних правил и актов по охране труда;
  • ненадлежащее применение инструкций по охране труда по безопасному проведению работ;
  • уклонение от медицинского освидетельствования;
  • отказ от специального обучения по охране труда.

Ответственные за соблюдение ОТ подвергаются этому виду взыскания, если:

  • работник допущен к работе на неисправном или незащищенном оборудовании, если такая защита предусмотрена;
  • работнику не выданы средства индивидуальной защиты, если их использование необходимо;
  • работник не прошел специальное обучение и проверку знаний по охране труда;
  • работник не прошел медицинский осмотр;
  • работник направлен на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья;
  • сверхурочная работа не согласована с работником и если его нельзя привлечь к работе сверх нормы по закону.

Материальная ответственность предполагает возмещение работником ущерба, причиненного работодателю в результате игнорирования требований охраны труда. Привлекают к материальной ответственности, если:

  • гражданин совершеннолетний;
  • бездействовал либо проявлял незаконные действия;
  • наниматель получил явный фактический ущерб;
  • вина в нанесении ущерба доказана и его можно оценить (ст. 247 ТК).

При взыскании не учитывается упущенная выгода работодателя (ст. 238 ТК). Работодатель вправе полностью или частично отказаться от получения компенсации за ущерб с виновной стороны (ст. 240 ТК).

Вот какой вид административного наказания может грозить работодателю за нарушение требований охраны труда:

  • административное;
  • гражданское;
  • уголовное.

Административная ответственность за требования ОТ назначается в виде штрафов. Решения о взыскании принимают инспекторы или руководители органов Государственного надзора. Они определяют размер штрафа, выносят решения относительно руководителей, должностных лиц, ответственных работников.

Гражданско-правовая ответственность должностного лица наступает за нарушение ГК, принятых в соответствии с ним федеральных законов. Может возлагаться на правонарушителя вместе с дисциплинарной, административной и уголовной ответственностью. Особенность — возмещение нанесенного вреда пострадавшей стороне.

Штраф назначается только государственным инспектором уполномоченного органа надзора и контроля либо судом по его представлению. Уровень принятия решения и наказания зависит от субъекта ответственности. К примеру:

  • штраф за отсутствие спецодежды у работника для должностных лиц — 20 000-30 000 рублей, для юридических — 130 000-150 000;
  • штраф за допуск к работе без медосмотра — 15 000-25 000 и 110 000-130 000 рублей соответственно.

Назначение административного наказания не освобождает должностное лицо, ИП и организацию от исполнения своих обязанностей и не прекращает деятельность, при которой было совершено нарушение. Если ответственный работник или организация оплатили штрафы, деятельность их прекращена не будет.

Требование уголовной ответственности наступает:

  • при неумышленном причинении вреда здоровью человека;
  • в случае смерти человека;
  • при чрезвычайной ситуации на конкретном объекте (столкновение, авария, пожар, катастрофа).

Она зависит от тяжести происшествия:

  • причинение по неосторожности;
  • смерть 1 человека по неосторожности;
  • смерть 2 и более человек по неосторожности.

Ответственный понесет один из видов наказания:

  • штраф до 400 000 рублей или в размере дохода (заработной платы) осужденного за период до 18 месяцев;
  • исправительные работы (до 2 лет);
  • принудительные работы сроком до 1 года;
  • лишение свободы на срок до 1 года с возможной дисквалификацией до 1 года.

Если происходит смерть 1 человека и более по неосторожности, виды наказания гораздо серьезнее.

Таблица штрафов по ОТ

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ

Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа.

На должностных лиц

От 2000 до 5000

На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

От 2000 до 5000

От 50 000 до 80 000

Часть 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа.

На должностных лиц

От 5000 до 10 000

На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

От 5000 до 10 000

От 60 000 до 80 000

Часть 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда и обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа.

На должностных лиц

От 15 000 до 25 000

На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

От 15 000 до 25 000

От 110 000 до 130 000

Часть 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ

На должностных лиц

От 20 000 до 30 000

На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

От 20 000 до 30 000

От 130 000 до 150 000

Часть 5 статьи 5.27.1 КоАП РФ

Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1-4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа.

На должностных лиц

От 30 000 до 40 000 или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет

На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

От 30 000 до 40 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

От 100 000 до 200 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда.

Часть 1 статьи 14.54 КоАП РФ

Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда влечет наложение административного штрафа.

На должностных лиц

От 20 000 до 30 000

От 70 000 до 100 000

Часть 2 статьи 14.54 КоАП РФ

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.54 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа.

На должностных лиц (эксперт организации, проводившей специальную оценку условий труда, совершивший при проведении специальной оценки условий труда административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.54 КоАП РФ, несет административную ответственность)

От 40 000 до 50 000 или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет

От 100 000 до 200 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Сокрытие страхового случая

Статья 15.34 КоАП РФ

Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа.

На должностных лиц

На юридических лиц

От 5000 до 10 000

Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.

Часть 23 статьи 19.5 КоАП РФ

Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет наложение административного штрафа.

На должностных лиц

От 30 000 до 50 000 или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет

На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

От 30 000 до 50 000

На юридических лиц

От 100 000 до 200 000

Оформление взыскания за нарушение требований ОТ

Нарушения по охране труда обычно выявляет и оформляет специалист по охране труда.

Шаг 1. Прежде всего, убедитесь, что:

  • с момента совершения проступка прошло не более шести месяцев;
  • с момента, когда обнаружен проступок, прошло не более одного месяца.

В срок не входит:

  • время болезни работника;
  • время его отпуска;
  • время, необходимое на учет мнения профсоюза, если он есть в организации (ст. 193 ТК).

Шаг 2. Составьте акт. Требование — форма произвольная, содержит следующие реквизиты и информацию:

  • внесите данные организации или оформите на бланке;
  • внесите дату, время и место составления;
  • укажите данные сотрудника, комиссии, свидетелей;
  • детально опишите служебное нарушение правил охраны труда и вероятную ответственность;
  • включите в акт пояснения членов комиссии и свидетелей;
  • приложение — документы, объяснительные, докладные;
  • рекомендации о взыскании и по соблюдению правил охраны труда;
  • подписи всех участвующих, включая нарушителя (если он не отказывается).

Шаг 3. Предложите работнику подготовить письменное объяснение. Сделайте это в письменной форме и получите его подпись на запросе. Попросите предоставить объяснение в течение двух рабочих дней (ч. 1 ст. 193 ТК).

Шаг 4. Если спустя два дня объяснительная не предоставлена, составьте акт об отказе. Подпишите его сами и у двух свидетелей.

Шаг 5. Изучите факты, оцените тяжесть проступка. Примите решение о дисциплинарном взыскании или откажитесь от него.

Шаг 6. Принято решение о наказании — издайте приказ. Приложите все документы по делу: докладные, предписания, объяснения работника, ссылки на нормативные акты, которые нарушил сотрудник.

Шаг 7. В течение трех дней ознакомьте сотрудника с приказом под подпись. В случае отказа составьте акт.

Шаг 8. Исполнение требований дисциплинарного взыскания.

Как считать срок давности привлечения к административной ответственности за непроведение инструктажа по охране труда? Государственная инспекция труда привлекла должностное лицо казенного учреждения к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП в виде штрафа в размере 15 тыс. руб. за допуск работников к работе без проведения вводного инструктажа.


Как считать срок давности привлечения к административной ответственности за непроведение инструктажа по охране труда?

Государственная инспекция труда привлекла должностное лицо казенного учреждения к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП в виде штрафа в размере 15 тыс. руб. за допуск работников к работе без проведения вводного инструктажа, сообщает информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ .

Нарушитель попытался обжаловать штраф через суд, ссылаясь в том числе на то, что истек срок давности привлечения к административной ответственности за данное нарушение. Дело в том, что Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29, определяет конкретные сроки проведения обучения и, в частности, инструктажей по охране труда.

Однако Шестой КСОЮ указал (Постановление Шестого КСОЮ от 8 мая 2020 г. по делу № 16-3241/2020), что административная ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ наступает непосредственно за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а не за непроведение обучения в установленные сроки. То обстоятельство, что указанная обязанность должна быть исполнена юридическим лицом в конкретный срок, не исключает необходимость ее исполнения в дальнейшем, в целях обеспечения охраны труда. Тем самым срок давности привлечения к административной ответственности в данном случае необходимо исчислять с момента выявления нарушения, которое выражается в допуске к работе без прохождения обучения.






ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО КАССАЦИОННОГО СУДА ОБЩЕЙ
ЮРИСДИКЦИИ ОТ 08 МАЯ 2020 Г. ПО ДЕЛУ № 16-3241/2020

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Юдкин А.А., рассмотрев жалобу Ш. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела № 2 Государственной инспекции труда в Республике Татарстан от 7 ноября 2019 года, решение судьи Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 20 января 2020 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 28 февраля 2020 года, вынесенные в отношении Ш. по делу об административном правонарушении, предусмотренном части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,


В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Ш. просит изменить названные акты, вынесенные в отношении нее по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заменив наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

Согласно требованиям статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 года № 1/29 утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (далее ― Порядок).

В силу пункта 2.1.1 Порядка для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда.

Согласно пункту 2.1.2 Порядка все принимаемые на работу лица проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.

В соответствии с пунктом 2.1.4 Порядка первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы, в том числе со всеми вновь принятыми в организацию работниками, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых ими за свой счет.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения должностного лица ― Ш. постановлением должностного лица, с выводами которого согласились судебные инстанции, к административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило нарушение требований пунктов 2.1.2, 2.1.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 года № 1/29, выразившееся в допуске работников к работе без прохождения вводного инструктажа.

Фактические обстоятельства совершения Ш. административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия должностного лица ― Ш. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Вопреки доводам жалобы нарушений порядка проведения внеплановой выездной проверки не установлено.

Довод жалобы о том, что на момент вынесения постановления срок давности привлечения истек, является несостоятельным и подлежит отклонению.

Административная ответственность по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает непосредственно за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а не за непроведение обучения в установленные сроки.

То обстоятельство, что указанная обязанность должна быть исполнена юридическим лицом в течение месяца после приема работника на работу, не исключает необходимость ее исполнения в дальнейшем, в целях обеспечения охраны труда.

Тем самым срок давности привлечения к административной ответственности в данном случае необходимо исчислять не с момента истечения месячного срока после принятия на работу, а с момента выявления нарушения, которое выражается в допуске к работе без прохождения обучения.

Устранение допущенных нарушений к моменту составления протокола об административном правонарушении не является основанием для освобождения лица от административной ответственности.

Доводы настоящей жалобы, имеющие правовое значение для разрешения дела, в том числе о необходимости применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки нижестоящих судов и были отклонены по мотивам, приведенным в соответствующих судебных актах, оснований не согласиться с которыми не имеется.

Несогласие заявителя жалоба с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств, правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых актов по делу, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановление заместителя начальника отдела № 2 Государственной инспекции труда в Республике Татарстан от 7 ноября 2019 года, решение судьи Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 20 января 2020 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 28 февраля 2020 года, вынесенные в отношении Ш. по делу об административном правонарушении, предусмотренном части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Ш. ― без удовлетворения.

Роструд опубликовал на своем официальном сайте Перечень типовых нарушений обязательных требований с их классификацией (дифференциацией) по степени риска причинения вреда вследствие нарушений обязательных требований и тяжести последствий таких нарушений.
Рассмотрим, как Роструд классифицировал нарушения требований трудового законодательства, допускаемые работодателями.

Перечень типовых нарушений составлен специалистами Роструда в виде таблицы, которая состоит из четырех граф:

1) порядковый номер (76 пунктов);

2) наименование нарушения требований трудового законодательства;

3) статья Трудового кодекса РФ, в которой содержится требование;

4) категория нарушения в зависимости от негативных последствий для работника (в баллах от 1 до 10).

Таблица содержит следующие подразделы, к которым отнесены нарушения трудового законодательства:

• прием на работу (заключение трудового договора);

• прекращение трудового договора (увольнение);

• гарантии и компенсации;

• ответственность сторон трудового договора;

• особенности регулирования труда отдельных категорий работников;

Роструд выделяет три категории риска: высокий риск (от 7 до 10 баллов), средний риск (от 4 до 6 баллов), низкий риск (от 1 до 3 баллов).

ВЫСОКИЙ РИСК

10 баллов

К высокому риску причинения вреда работнику, который оценивается в 10 баллов, отнесены следующие нарушения трудового законодательства:

• уклонение от оформления трудового договора (ст. 16, 19.1, 67 ТК РФ);

• заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ст. 15 ТК РФ);

• нарушения процедуры увольнения работника по инициативе работодателя (ст. 81 ТК РФ) в случаях:

– ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем;

– сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;

• нарушение процедуры привлечения к работе в выходные дни, в нерабочие праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе в ночное время, допущенное в отношении водителей автомобиля (ст. 96, 99 ТК РФ);

• нарушение процедуры привлечения к работе в выходные дни, в нерабочие праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе в ночное время, допущенное в отношении членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации (ст. 96, 99 ТК РФ);

• непредоставление работодателем междусменного отдыха водителю автомобиля (ст. 103 ТК РФ);

• непредоставление дополнительного отпуска (ст. 116 ТК РФ);

• непредоставление работодателем выходных дней водителю автомобиля (ст. 110 ТК РФ);

• невыплата работодателем работнику установленной трудовым договором заработной платы (ч. 6 ст. 136 ТК РФ);

• выплата заработной платы ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ) (ч. 3 ст. 133 ТК РФ);

• допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда (ст. 212, 225 ТК РФ);

• допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены) (ст. 69, 212, 213, 219, 266 ТК РФ);

• необеспечение требований охраны труда при организации проведения работ (производственных процессов) (ст. 211, 212 ТК РФ);

• допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей при наличии медицинских противопоказаний (ст. 212 ТК РФ).

9 баллов

К высокому риску причинения вреда работнику, который оценивается в 9 баллов, отнесены следующие нарушения трудового законодательства:

• невыплата выходного пособия по ст. 178 ТК РФ;

• несоблюдение установленных требований к организации труда работников в возрасте до 18 лет (ст. 265 ТК РФ).

8 баллов

К высокому риску причинения вреда работнику, который оценивается в 8 баллов, отнесены следующие нарушения трудового законодательства:

• фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем (ст. 67.1 ТК РФ);

• несоблюдение работодателем требования об учете фактически отработанного работником времени (ст. 91, 99, 109, 300 ТК РФ);

• непредоставление работодателем выходных дней работнику, за исключением водителей автомобилей (ст. 110 ТК РФ);

• неоплата в установленном размере работы в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 153 ТК РФ);

• несоблюдение установленных требований к организации труда инвалидов (ст. 224 ТК РФ);

• непроведение идентификации всех имеющихся потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах[2];

• непроведение исследований (испытаний) и измерений всех имеющихся вредных и (или) опасных производственных факторов 2 ;

• нарушение установленных требований отнесения условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда 2 .

7 баллов

К высокому риску причинения вреда работнику, который оценивается в 7 баллов, отнесены следующие нарушения трудового законодательства:

• нарушение процедуры привлечения к работе в выходные дни, в нерабочие праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе в ночное время, допущенное в отношении лиц в возрасте до 18 лет (ст. 96, 99, 268 ТК РФ);

• установление работодателем продолжительности рабочего времени в неделю или (при суммированном учете рабочего времени) за учетный период, превышающей предусмотренную законодательством (ст. 91, 92, 104, 173, 174, 176, 320, 333, 350 ТК РФ);

• непредоставление работодателем междусменного отдыха работнику, за исключением водителей автомобилей (ст. 103 ТК РФ);

• непредоставление в установленных случаях работникам перерывов для обогревания и отдыха (ст. 109 ТК РФ);

• выплата не в полном размере работодателем работнику установленной трудовым договором заработной платы (ч. 6 ст. 136 ТК РФ);

• неоплата в установленном размере сверхурочной работы (ст. 152 ТК РФ).

СРЕДНИЙ РИСК

6 баллов

К среднему риску причинения вреда работнику, оцениваемому в 6 баллов, отнесены следующие нарушения:

• ненадлежащее оформление трудового договора (за исключением условий оплаты труда) (ст. 67 ТК РФ);

• нарушение установленной процедуры расторжения трудового договора (ст. 71, 77, 79–84, 127, 180, 269, 296, 327.6, 384.12, 373 ТК РФ);

• нарушение процедуры привлечения к работе в выходные дни, в нерабочие праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе в ночное время, допущенное в отношении женщин, лиц с семейными обязанностями (ст. 96, 99, 259 ТК РФ);

• нарушение порядка предоставления отпуска (ст. 114 ТК РФ);

• непредоставление работодателем перерывов для отдыха и питания (ст. 108 ТК РФ);

• нарушение срока выплаты расчета при увольнении (ст. 106 ТК РФ);

• нарушение срока оплаты отпуска (ст. 106 ТК РФ);

• неоплата в установленном размере работы в ночное время (ст. 154 ТК РФ);

• неустановление сроков выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ);

• несохранение за работником среднего заработка на время прохождения обязательных медицинских осмотров (ст. 185 ТК РФ);

• нарушение процедуры наложения дисциплинарного взыскания (ст. 193 ТК РФ);

• сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 227 ТК РФ);

• отсутствие службы охраны труда или должности специалиста по охране труда при численности работников более 50 человек (ст. 217 ТК РФ);

• нарушение (несоблюдение) установленного порядка организации обязательных предварительных и (или) периодических медицинских осмотров (ст. 212 ТК РФ);

• нарушение установленного порядка выдачи и учета выдаваемых СИЗ[3] (ст. 212 ТК РФ);

• нарушение установленного порядка обеспечения (в том числе необеспечение) работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами (ст. 212 ТК РФ);

• невыполнение работодателем требований охраны труда по санитарнобытовому обслуживанию и медицинскому обеспечению работников (ст. 212, 223 ТК РФ);

• отсутствие, ненадлежащее состояние документации по охране труда (журналов регистрации инструктажей, инструкций по охране труда, программ обучения, протоколов проверки знаний по охране труда, приказов и т. д.) (ст. 212 ТК РФ);

• отсутствие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности (ст. 212 ТК РФ);

• нарушение установленного порядка проведения обучения и проверки знаний требований охраны труда, инструктажей по охране труда (ст. 76 ТК РФ), в том числе:

– несоблюдение периодичности проведения обучения и проверки знаний требований охраны труда, инструктажей по охране труда;

– проведение обучения и проверки знаний требований охраны труда комиссией ненадлежащего состава;

– проведение инструктажей лицом, не прошедшим обучение и проверку знаний требований охраны труда;

– непроведение стажировки на рабочем месте и т. д.

• запрет заемного труда (ст. 56.1, 341.1, 341.2, 341.3 ТК РФ).

5 баллов

К среднему риску причинения вреда работнику, оцениваемому в 5 баллов, отнесены следующие нарушения:

• нарушение процедуры привлечения к работе в выходные дни, в нерабочие праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе в ночное время для категорий работников, за исключением женщин, лиц с семейными обязанностями, лиц в возрасте до 18 лет, инвалидов, водителей автомобиля, членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации (ст. 96, 99 ТК РФ);

• нарушение процедуры привлечения к работе в выходные дни, в нерабочие праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе в ночное время, допущенное в отношении инвалидов (ст. 96, 99 ТК РФ);

• установление работодателем продолжительности ежедневной работы (смены), превышающей определенную законодательством, за исключением случаев, когда введен суммированный учет рабочего времени (ст. 94, 95, 96, 104 ТК РФ);

• нарушение работодателем установленного законодательством порядка учета рабочего времени (ст. 91, 99, 109, 300 ТК РФ);

• нарушение работодателем сроков выплаты заработной платы (ч. 6 ст. 136 ТК РФ);

• допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных психиатрических освидетельствований (ст. 69, 212, 213, 219, 266 ТК РФ);

• непроведение специальной оценки условий труда (СОУТ), в том числе внеплановой СОУТ[4] (ст. 212 ТК РФ);

• уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения (ст. 54 ТК РФ);

• непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 54 ТК РФ);

• необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 40 ТК РФ).

4 балла

К среднему риску причинения вреда работнику, оцениваемому в 4 балла, отнесены следующие нарушения:

• нарушение установленной периодичности проведения СОУТ (ст. 212 ТК РФ);

• неознакомление работников с результатами СОУТ (ст. 212 ТК РФ);

• проведение СОУТ комиссией ненадлежащего состава (ст. 212 ТК РФ);

• нарушение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве (ст. 227 ТК РФ).

НИЗКИЙ РИСК

К низкому риску причинения вреда работнику, оцениваемому в 1–3 балла, отнесены следующие нарушения:

• нарушение установленной процедуры оформления трудового договора (ст. 57 ТК РФ);

• неутверждение (нарушение сроков и/или порядка утверждения) работодателем графика предоставления ежегодных отпусков (ст. 123 ТК РФ);

• нарушение Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей[5], Инструкции по заполнению трудовых книжек[6] (ст. 65, 66, 309 ТК РФ);

• невыдача расчетного листка работнику (ст. 136 ТК РФ);

• необеспечение работников, занятых на работах с вредными условиями труда, молоком или другими равноценными пищевыми продуктами или непредоставление компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных продуктов (ст. 222 ТК РФ);

• нарушение порядка передачи сведений о результатах проведения СОУТ в государственную инспекцию труда и (или) в государственную информационную систему учета результатов проведения СОУТ3;

• наличие неполного комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности (ст. 212 ТК РФ).

[1] Принят Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878 (в ред. от 13.11.2012).

[4] Статья 17 Федерального закона 426-ФЗ.

[6] Утверждена Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69 (в ред. от 31.10.2016).


9 декабря Пленум Верховного Суда рассмотрел проект постановления о некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. По итогам рассмотрения проект был направлен на доработку.

Адвокат АП Московской области Марина Астаева отметила, что в п. 3 ВС делает акцент на действии закона во времени, а именно указывает на то, что при вступлении в силу закона, который будет смягчать или отменит вовсе административную ответственность, имеет место быть обратная сила закона; это означает, что смягчающий (или отменяющий) ответственность закон распространяться будет и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

В п. 4 ВС указал, что прекращение трудовых отношений с должностным лицом, в том числе руководителем организации, не исключает возможности возбуждения в отношении него производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, если нарушение было допущено им в период исполнения служебных обязанностей и не истек срок давности привлечения к административной ответственности, составляющий один год.

ВС также отметил, что прекращение физлицом деятельности в качестве ИП не препятствует его привлечению к административной ответственности в пределах срока давности за совершенные им в период предпринимательства правонарушения, предусмотренные ст. 5.27, 5.27.1 КоАП. При этом такому лицу назначается административное наказание, установленное для индивидуальных предпринимателей.

Согласно п. 6 действия (бездействие) лица, ранее подвергнутого административному наказанию, подлежат квалификации по ч. 2, 5, 7 ст. 5.27, ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП в том случае, если им совершено аналогичное административное правонарушение, которым является невыполнение (ненадлежащее выполнение) одной и той же обязанности, установленной трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение такого же административного правонарушения.

С учетом этого, отметил ВС, судьям следует проверять, истек ли срок, в течение которого лицо считается подвергнутым наказанию, на дату совершения нового тождественного правонарушения. Окончание течения данного срока на дату вынесения постановления по делу об административном правонарушении не влияет на квалификацию имевшего место невыполнения (ненадлежащего выполнения) обязанности.

В п. 13 проекта ВС отметил, что при решении вопроса о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП следует учитывать, что квалификации в качестве административного правонарушения не подлежат частичная невыплата (в размере менее половины подлежащей выплате суммы) свыше трех месяцев либо полная невыплата свыше двух месяцев зарплаты, иных установленных законом выплат работникам, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем, поскольку такие действия (бездействие) содержат признаки уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ст. 145.1 УК.

В п. 19 проекта указывается, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП, образует, например, допуск любого работника организации пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинской организации или детского учреждения, независимо от его трудовых функций, к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения периодических медицинских осмотров.

В п. 20 отмечается, что допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения необходимого обучения, проверки знаний, а также обязательных осмотров или при наличии медицинских противопоказаний является длящимся административным правонарушением, поскольку оно выражается в длительном непрекращающемся невыполнении работодателем обязанности отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; обязательный медицинский осмотр, обязательное психиатрическое освидетельствование.

Фактическое допущение каждого такого работника подлежит квалификации в качестве отдельного административного правонарушения с назначением наказания, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП.

Как соблюсти требования законодательства и сэкономить бюджет на штрафах. Разбираем распространенные ошибки работодателей.


Нарушения требований охраны труда

Трудовой кодекс РФ налагает на всех работодателей обязанность обеспечивать охрану труда. Давайте составим рейтинг топ-10 типичных нарушений в этой сфере (рейтинг основан на статистике Роструда, судебной и правоприменительной практике).

1. Отсутствие обучения и проверки знаний по охране труда руководителей

Ситуация из практики. В компании меняется директор: готовится решение учредителей, трудовой договор, приказ и т.д. А про обучение по охране труда директора нередко забывают. Между тем обязанность обучить директора в учебном центре предусмотрена ст. 212 ТК РФ и Порядком обучения по охране труда, утвержденным Постановлением Минтруда России от 13.01.2003 г. № 1/29 (далее — Порядок). Причем такое обучение должен пройти не только директор, но и все руководители, которые организуют работу подчиненных.

При отсутствии протоколов по проверке знаний требований охраны труда и удостоверения о проверке знаний инспектор может не только оштрафовать компанию, но и отстранить руководителей от работы (ст. 76 ТК РФ).

2. Отсутствие обучения и проверки знаний по охране труда рядовых работников

Если в отношении руководителей отсутствие обучения еще можно понять (необходимо произвести определенные затраты для обучения работников в учебном центре), то причины отсутствия обучения и проверки знаний охраны труда для рядовых работников непонятны. Ведь никаких затрат в этом случае не требуется, достаточно сделать следующее:

  • Организовать внутреннюю комиссию из работников, обученных в специализированных учебных центрах.
  • Разработать программу и провести обучение и проверку знаний внутри компании.
  • После этого оформить протоколы и удостоверения по образцам, приведенным в Приложениях к Порядку.

Не правда ли, несложная процедура? Однако это нарушение второе в рейтинге, и за него работодателей также привлекают к ответственности, а сотрудников отстраняют от работы.

Специалист по охране труда: нормативные акты


3. Отсутствие спецоценки условий труда

Часто работодатели не проводят спецоценку, потому что это затратное мероприятие. Успокаивает только то, что тратить деньги нужно один раз в пять лет. Но еще встречается непроведение спецоценки по незнанию.

4. Отсутствие медосмотров работников

В отличие от предыдущих трех нарушений, отсутствие медосмотров не всегда приводит к административной ответственности, потому что не все работники подлежат медосмотрам. Для того чтобы не ошибиться в этом вопросе, работодателям следует тщательно изучить не только Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н, посвященный медосмотрам, но и иные нормативные акты. Например, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 от 03.06.2003. Согласно данному документу лица, работающие с компьютерами более 50% рабочего времени должны проходить обязательные медосмотры.

В случае если медосмотры для работников обязательны, а документов, подтверждающих их прохождение, нет, инспектор труда может привлечь компанию к ответственности и наложить штраф, а также отстранить работников от работы.

5. Отсутствие средств индивидуальной защиты

Непредоставление спецодежды — распространенное нарушение для производственной сферы. Его причины ясны: выдача спецодежды требует затрат. Но иногда спецодежду не предоставляют и по незнанию. Например, согласно Приказу Минтруда России от 09.12.2014 № 997н в спецодежде должны быть и водитель, и дворник, и сторож, и уборщица.

Поэтому работодателям стоит проверить, есть ли в компании такие и иные работники, которым полагается спецодежда. И если есть, то следует одевать работников в спецодежду и делать отметки в личной карточке учета выдачи СИЗ согласно Приказу Минздравсоцразвития от 01.06.2009 г. № 290н, иначе штрафов не избежать.

6. Сокрытие несчастного случая

Несчастные случаи подлежат расследованию — ст. 227 ТК РФ. Бывает, что компании не расследуют их намеренно, чтобы облегчить себе жизнь. Какие могут быть последствия? Например, сотрудник во время рабочего времени упал, сломал ногу. Работодатель не стал расследовать несчастный случай, попросил работника сказать в больнице, что он упал дома. Работник так и сделал, а нога срослась неправильно, потребовалось длительнее лечение. Работник узнал, что при несчастном случае на производстве предусмотрены различные гарантии, и обратился с жалобой в инспекцию труда о том, что несчастный случай не был расследован. Это явный случай сокрытия.

Но бывает так, что компания и не думала скрывать несчастный случай.

Ситуация из практики. В компании произошел тяжелый несчастный случай, значит, следует в течение суток уведомить госорганы (ст. 228.1 ТК РФ). Работодатель уведомил всех, кроме объединения профсоюза, думая, что если профсоюза в компании нет, то и уведомлять этот орган не стоит. А инспектор труда счел этот случай сокрытым, так как уведомление объединения профсоюзов и в этом случае обязательно. Каковы последствия? Не только штраф, но и то, что несчастный случай расследует не комиссия, а инспектор труда единолично.

7. Отсутствие компенсаций за вредные условия труда

Если условия труда вредные, то компания должна предоставлять работнику компенсации (дополнительную оплату, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск согласно ст. 117, 92, 147 ТК РФ). Понятно, что компаний нередко не предоставляют работникам компенсации из-за желания сэкономить. Но такая экономия может привести к немалым финансовым затратам. Работники могут обратиться в суд и взыскать с работодателя не только компенсации, но и проценты по ст. 236 ТК РФ, и возмещение морального вреда (ст. 237 ТК РФ).

8. Отсутствие специалиста по охране труда

Должность специалиста по охране труда вводится в организации, когда количество сотрудников превышает 50 (ст. 217 ТК РФ). Если компания небольшая, то необязательно вводить целую ставку, можно и на часть ставки принять работника по внешнему или внутреннему совместительству. А если компания выросла, то для расчета количества работников следует использовать Межотраслевые нормативы численности, утвержденные Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10.

Инспектор труда обязательно попросит штатное расписание. Если в документе не будет должности специалиста по охране труда, компанию оштрафуют.

9. Отсутствие инструкции по охране труда

Некоторые компании не разрабатывают инструкции по охране труда, хотя согласно ст. 212 ТК РФ обязаны это делать. Почему они этого не делают — непонятно, ведь для этого затрат никаких не требуется.

Что нужно сделать:

  • Разработать документы, используя Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда, утвержденные Минтрудом РФ 13.05.2004, и типовые отраслевые инструкции.
  • Утвердить их приказом.
  • Также утвердить приказом перечень инструкций.
  • Заполнить журнал учета инструкций и журнал учета выдачи инструкций по охране труда.

Так вы убережете компанию от штрафа за отсутствие инструкций.

10. Отсутствие инструктажей по охране труда

Обязанность проводить инструктажи по охране труда предусмотрена ст. 212 ТК РФ и Порядком. Причина их непроведения также остается загадкой. Ведь для их проведения требуется только утвердить программы инструктажей и завести журналы регистрации инструктажей согласно ГОСТ 12.0.004-90.

Проводить вводные инструктажи требуется для всех работников при приеме на работу, а первичные инструктажи — на рабочем месте для работников, связанных с эксплуатацией, и ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материалов.

Отсутствие журналов регистрации инструктажей и программ будет расцениваться инспектором труда как нарушение. Это станет поводом к привлечению компании к административной ответственности.

Ответственность за нарушения законодательства по охране труда

Чтобы посчитать, какие убытки могут привести указанные выше нарушения, используйте таблицу наказаний согласно ст. 5.27.1 КоАП РФ:



Юлия Жижерина Преподаватель Русской Школы Управления

Читайте также: