Должность ведущего эксперта в министерстве труда обязанности

Обновлено: 02.05.2024

В рамках круглого стола обсуждались правила использования ЕКСД и ЕТКС при определении наименований должностей служащих (далее — должности) и профессий рабочих (далее — профессии), порядок кодирования должностей и профессий и т.п.

Выступила и ответила на вопросы участников Ирина Николаевна Новикова, консультант управления организации и мотивации труда главного управления труда и заработной платы Минтруда и соцзащиты. Приводим ответы на наиболее популярные вопросы.

1. О наименованиях профессий

Недопустимо. Дополнительные сведения можно использовать только при формировании наименования должности (Общих положений ЕКСД).

Для профессий действует обязательное правило: они устанавливаются в строгом соответствии с ЕТКС (ч. 1 п. 27 Общих положений ЕТКС). Использование в них каких-то дополнений не предусмотрено. Если в организации трудится большое количество водителей автомобилей, то для удобства в штатное расписание можно внести дополнительную информацию. Напомним, что штатное расписание — это ЛПА, содержание которого наниматель определяет самостоятельно. Поэтому допустимо в нем уточнить, за каким транспортным средством закреплен тот или иной водитель. К примеру, в отдельной графе или через запятую после наименования профессии. Отметим, что такое указание транспортного средства не образует наименования профессии.

Как правильно использовать наименование профессии, которое в выпуске ЕТКС указано со скобками?

Организации требуется работник для уборки только офисных помещений и одного санузла. Можно ли принять на работу уборщика помещений 2-го разряда для выполнения такой работы?

Да, принять на работу необходимо именно работника с 2-м разрядом. Напомним, что с 01.02.2021 для уборщика помещений установлена тарификация по 1-му и 2-му разряду (постановление N 83). 1-й разряд применяется при выполнении работ по уборке помещений (за исключением производственных), коридоров, лестничных клеток, гардеробных и других мест общего пользования (за исключением санузлов). 2-й разряд — при уборке производственных помещений, в том числе отходов производства, санузлов и общественных туалетов (параграф 387 выпуска 1 ЕТКС). Если работник будет выполнять хотя бы один вид работы, отнесенный к более высокому разряду, то ему следует установить более высокий разряд. Несмотря на то что в рассматриваемой ситуации работник будет убирать не производственные, а служебные (офисные) помещения, из-за наличия в трудовой функции уборки санузла данная работа должна тарифицироваться по 2-му разряду.

Нельзя. Установление двойных наименований профессий не допускается. Это возможно только при установлении наименований должностей (абз. 3 ч. 8 п. 4 Общих положений ЕКСД). Отметим, что некоторые наименования профессий могут иметь вид двойных наименований, но только когда такое наименование установлено через дефис в самой тарифно-квалификационной характеристике профессии, содержащейся в выпуске ЕТКС. Например, слесарь-сантехник, водитель-испытатель и т.п.

2. О наименованиях должностей

При определении служащему трудовой функции по двум или нескольким должностям наименование его должности может быть установлено (ч. 8 п. 4 Общих положений ЕКСД):

по одной из должностей с учетом наибольшего удельного веса выполняемых работ;

как двойное наименование должности. Указанная должность имеет код должности по первому ее наименованию.

Во всех случаях должности присваивается ее базовое наименование, для которого ЕКСД предусмотрена квалификационная характеристика, а при необходимости — полное наименование должности.

В отделе закупок работает несколько менеджеров по закупкам. Допустимо ли это?

Да, допустимо. Менеджер относится к категории руководителей. Несмотря на то что менеджер является должностью руководителя, он может не иметь в подчинении иных работников (ч. 6 п. 6 Общих положений ЕКСД).

Может ли в одном структурном подразделении быть несколько ведущих специалистов?

— должность, к которой она применяется, должна категорироваться. Например, юрисконсульт, экономист;

— работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, будет руководить подчиненными ему работниками либо самостоятельным участком (направлением) работы.

Таким образом, в одном структурном подразделении может быть несколько ведущих специалистов, которые осуществляют руководство по определенным направлениям деятельности.

Должностная инструкция ведущего специалиста — это внутренний организационно-распорядительный документ, содержащий обязанности работника на данной штатной позиции. Перечень трудовых функций и квалификация определяются непосредственно в организации с учетом:

  • обязательности применения требований профстандартов (квалификационных справочников);
  • особенностей производства, труда и управления.

Кто это такой

  • после полученного профильного образования;
  • либо имеющий большой практический опыт с образованием непрофильным.

В Едином квалификационном справочнике должностей и в сборнике профстандартов специалист — это не профессия, а категория должностей на предприятиях, в организациях и учреждениях.

В 2021 году ЕКСД используют, если нет разработанных профстандартов. Не все работодатели обязаны применять профстандарты. Они самостоятельно определяют название должностей в штатном расписании и перечень обязанностей, которые они делегируют работнику, кроме случаев, отдельно оговоренных в ФЗ РФ и отраслевых НПА (Письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253).

  • специалист;
  • ведущий;
  • главный специалист.

Специализация определяется по назначению и названию отдела. Это удобное иерархическое разнообразие. Оно используется, когда действует корпоративная система оплаты труда и премирования с тарифными ставками, категориями и т.д.

Справка. Действующее в 2021 году правило — если требования к квалификации, необходимой для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом , федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами, работодатели обязаны пользоваться профессиональными стандартами (ФЗ-122).

Бюджетные и государственные организации (предприятия) работают с использованием ЕКСД или профстандартов. Описанная квалификационная линейка вводится, если применение обязательно и закреплено ведомственными НПА или законодательно.

Должностная инструкция

Критерии зачисления на работу или перевода сотрудника на должность ведущего определяются работодателем самостоятельно и закрепляются в ЛНА организации. Используются следующие:

  • профессионально-квалификационные признаки — уровень образования, опыт, экспертность;
  • уникальность специалиста — наличие особенных обязанностей (аналитика, составление планов и прогнозов и т.д.);
  • наличие группы подчиненных.

Должностная инструкция ведущего и его обязанности в этом случае отражают специфику трудовых функций, делегированных руководителем или собственниками.


В ДИ квалификационные требования размещаются в общей части. Затем — необходимые знания и умения.

Требования к ведущему специалисту

Трудовые функции ведущего специалиста

В тексте должностной инструкции должностные обязанности описываются в двух смежных разделах и представляют из себя трудовые действия, перечисленные под каждой трудовой функцией.


При составлении текста должностной инструкции опираются на:

  • ГОСТ Р 7.0.97-2016;
  • требования профстандартов, если в сфере деятельности они существуют для должности (рекомендательно и обязательно);
  • устав;
  • локальные акты компании.

Права и ответственность сотрудника

Права и ответственность необходимы сотрудникам для эффективной реализации своих функций. Перечень их размещается в самостоятельных разделах должностной инструкции. В заключительных положениях фиксируют порядок ознакомления работника с ЛНА, использованные при его подготовке НПА, профстандарт и их реквизиты.

Ведущий специалист по энергосбережению и повышению энергетической эффективности имеет право:

4.1. Запрашивать и получать необходимую информацию, материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности ведущего специалиста по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, перечисленные в настоящей должностной инструкции.

4.2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию).

4.3. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения вопросов, входящих в компетенцию ведущего специалиста по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

4.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности, описанные в настоящей должностной инструкции.

4.5. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

4.6. Обращаться в соответствующие органы местного самоуправления или в суд для разрешения споров, возникающих при исполнении функциональных обязанностей.

4.7. Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.

4.8. Проходить в установленном порядке аттестацию.

Ведущий специалист по энергосбережению и повышению энергетической эффективности несет ответственность за:

5.1. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих функциональных обязанностей.

5.2. Невыполнение распоряжений и поручений управляющего директора управления развития квалификаций Учреждения.

5.3. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученных заданий и поручений, нарушении сроков их исполнения.

5.4. Нарушение правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в Учреждении.

5.5. Причинение материального ущерба в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

5.6. Разглашение сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

За вышеперечисленные нарушения сотрудник может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной, гражданской и уголовной ответственности.

1. Для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя - к специальности, направлению подготовки.

2. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

3. Для замещения должностей гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.

4. Для замещения должностей гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)" ведущей группы должностей гражданской службы, категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования.

5. Для замещения должностей гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования.

6. Квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной гражданской службы, устанавливаются указом Президента Российской Федерации, а для замещения должностей гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.

7. Квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом. Должностным регламентом гражданского служащего (далее - должностной регламент) могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы.

а) высших должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

б) главных должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

в) ведущих, старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы - без предъявления требований к стажу.

Не менее 2-х лет стажа гослужбы или стажа работы по специальности, направлению подготовки

Высшее юридическое образование (специалитет, магистратура)

Заместитель начальника Управления

ведущая группа (руководители)

без предъявления требования к стажу

Высшее юридическое образование

Помощник начальника Управления

ведущая группа (Помощники (советники))

без предъявления требования к стажу

Принимается без конкурса

ведущая группа (руководители)

без предъявления требования к стажу

Принимаются без конкурса

Заместитель начальника отдела

старшая группа (специалисты)

Без предъявления требований к стажу работы

Принимаются на конкурсной основе

старшая группа (специалисты)

старшая группа (специалисты)

Специалист 1 разряда

младшая группа (обеспечивающие специалисты)

Принимается без конкурса

Категория "руководители" главной группы должностей

Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации; иных нормативных правовых актов и служебных документов, регулирующих соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей; основ управления и организации труда; делопроизводства; процесса прохождения гражданской службы; норм делового общения; форм и методов работы с применением автоматизированных средств управления; правовых аспектов в области информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ); программных документов и приоритетов государственной политики в области ИКТ; правовых аспектов в сфере предоставления государственных услуг населению и организациям посредством применения ИКТ; аппаратного и программного обеспечения; возможностей и особенностей применения современных ИКТ в государственных органах, включая использование возможностей межведомственного документооборота; общих вопросов в области обеспечения информационной безопасности; основ проектного управления; служебного распорядка Минюста России, порядка работы со служебной и секретной информацией; правил охраны труда и пожарной безопасности.

Профессиональные навыки: руководящей работы, оперативного принятия и реализации управленческих решений, ведения деловых переговоров, публичного выступления, взаимодействия с другими ведомствами, государственными органами, представителями субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, нормотворческой деятельности, планирования работы, контроля, анализа и прогнозирования последствий принимаемых решений, стимулирования достижения результатов, требовательности, владения конструктивной критикой, подбора и расстановки кадров, пользования современной оргтехникой и программными продуктами, стратегического планирования и управления групповой деятельностью с учетом возможностей и особенностей применения современных ИКТ в государственных органах, управления электронной почтой, работы с внутренними и периферийными устройствами компьютера, с информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе с сетью Интернет, в операционной системе, в текстовом редакторе, с электронными таблицами, с базами данных, с системами управления проектами, систематического повышения профессиональных знаний, редактирования документации на высоком стилистическом уровне, своевременного выявления и разрешения проблемных ситуаций, приводящих к конфликту интересов.

Категория "руководители" ведущей группы должностей

Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации; иных нормативных правовых актов и служебных документов, регулирующих соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей; основ управления и организации труда; делопроизводства; процесса прохождения гражданской службы; норм делового общения; форм и методов работы с применением автоматизированных средств управления; аппаратного и программного обеспечения; возможностей и особенностей применения современных ИКТ в государственных органах, включая использование возможностей межведомственного документооборота; общих вопросов в области обеспечения информационной безопасности; служебного распорядка Минюста России, порядка работы со служебной и секретной информацией; правил охраны труда и пожарной безопасности.

Профессиональные навыки: руководящей работы, оперативного принятия и реализации управленческих решений, ведения деловых переговоров, публичного выступления, взаимодействия с другими ведомствами, государственными органами, представителями субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, нормотворческой деятельности, планирования работы, контроля, анализа и прогнозирования последствий принимаемых решений, стимулирования достижения результатов, требовательности, владения конструктивной критикой, подбора и расстановки кадров, пользования современной оргтехникой и программными продуктами, работы с внутренними и периферийными устройствами компьютера, с информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе с сетью Интернет, в операционной системе, в текстовом редакторе, с электронными таблицами, с базами данных, подготовки презентаций, использования графических объектов в электронных документах, управления электронной почтой, систематического повышения профессиональных знаний, редактирования документации на высоком стилистическом уровне, своевременного выявления и разрешения проблемных ситуаций, приводящих к конфликту интересов.

Категория "помощники (советники)" ведущей группы должностей

Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации; иных нормативных актов и служебных документов, регулирующих соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей; основ управления и организации труда; процесса прохождения гражданской службы; норм делового общения; форм и методов работы с применением автоматизированных средств управления; аппаратного и программного обеспечения; возможностей и особенностей применения современных ИКТ в государственных органах, включая использование возможностей межведомственного документооборота; общих вопросов в области обеспечения информационной безопасности; служебного распорядка Минюста России; порядка работы со служебной информацией; основ делопроизводства; правил охраны труда и пожарной безопасности.

Профессиональные навыки: работы в сфере профилактики коррупционных и иных правонарушений, обеспечения выполнения поставленных руководителем территориального органа Минюста России задач, оперативной реализации управленческих решений, ведения деловых переговоров, взаимодействия с другими ведомствами, государственными органами, представителями субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, планирования работы, пользования современной оргтехникой и программными продуктами, работы с внутренними и периферийными устройствами компьютера, с информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе с сетью Интернет, в операционной системе, в текстовом редакторе, с электронными таблицами, с базами данных, подготовки презентаций, использования графических объектов в электронных документах, управления электронной почтой, систематического повышения профессиональных знаний, умения подготовки внутренних и исходящих документов.

Категория "специалисты" ведущей и старшей групп должностей

Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации; иных нормативных актов и служебных документов, регулирующих соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей; основ управления и организации труда; процесса прохождения гражданской службы; норм делового общения; форм и методов работы с применением автоматизированных средств управления; аппаратного и программного обеспечения; возможностей и особенностей применения современных ИКТ в государственных органах, включая использование возможностей межведомственного документооборота; общих вопросов в области обеспечения информационной безопасности; служебного распорядка Минюста России, порядка работы со служебной информацией; основ делопроизводства; правил охраны труда и пожарной безопасности.

Профессиональные навыки: работы в сфере, соответствующей направлению деятельности структурного подразделения, осуществления экспертизы проектов нормативных правовых актов, обеспечения выполнения поставленных руководством задач, эффективного планирования служебного времени, анализа и прогнозирования деятельности в порученной сфере, использования опыта и мнения коллег, пользования современной оргтехникой и программными продуктами, работы с внутренними и периферийными устройствами компьютера, с информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе с сетью Интернет, в операционной системе, в текстовом редакторе, с электронными таблицами, с базами данных, подготовки презентаций, использования графических объектов в электронных документах, управления электронной почтой, подготовки деловой корреспонденции.

Категория "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей

Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, нормативных актов и служебных документов, регулирующих соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей; основ управления и организации труда; норм делового общения; форм и методов работы с применением автоматизированных средств управления; аппаратного и программного обеспечения; возможностей и особенностей применения современных ИКТ в государственных органах, включая использование возможностей межведомственного документооборота; общих вопросов в области обеспечения информационной безопасности; служебного распорядка Минюста России; порядка работы со служебной информацией; основ делопроизводства; правил охраны труда и пожарной безопасности.

Профессиональные навыки: обеспечения выполнения задач и функций по организационному, информационному, документационному, финансово-экономическому, хозяйственному и иному обеспечению деятельности территориального органа Минюста России, исполнительской дисциплины, пользования современной оргтехникой и программными продуктами, работы с внутренними и периферийными устройствами компьютера, с информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе с сетью Интернет, в операционной системе, в текстовом редакторе, с электронными таблицами, с базами данных, подготовки презентаций, использования графических объектов в электронных документах, управления электронной почтой, подготовки деловой корреспонденции.

Алена Лысак



1. Акцент на системе управления профессиональными рисками

В чем состоит необходимость изменений?

Сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определено в качестве одной из ключевых задач демографической политики России на период до 2025 года (раздел 3 Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351). Решать эту задачу намечено за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда.

Что нового в профстандарте?

Претерпели изменения некоторые трудовые функции, например:


2. Набор трудовых функций специалиста по охране труда

В чем состоит необходимость изменений?


Что нового в профстандарте?


В перечень обобщенных трудовых функций включены две принципиально новые позиции:

Обобщенная трудовая функция

Уровень квалификации

Трудовые функции

Экспертиза эффективности мероприятий, направленных на обеспечение функционирования системы управления охраной труда

Анализ мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, снижение профессиональных рисков, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Консультирование работодателей и работников по вопросам обеспечения безопасных условий труда на рабочих местах и оценки профессиональных рисков

Оценка эффективности процедур подготовки работников по охране труда

Стратегическое управление профессиональными рисками в организации

Методическое обеспечение стратегического управления профессиональными рисками в организации

Координация работ по внедрению системы управления профессиональными рисками в организации

Контроль работ по внедрению системы управления профессиональными рисками в организации

Контроль и мониторинг результативности внедрения системы управления профессиональными рисками в организации

3. Повышение уровня подготовки и компетентности специалистов в области охраны труда

В чем состоит необходимость изменений?


Достаточно низкая оценка уровня подготовки специалистов, по мнению работодателей, обусловлена:

  • слабой практической подготовкой в ВУЗе, оторванностью полученных теоретических знаний от реальности производственной деятельности, ее специфики;
  • отсутствием необходимых знаний по экономическим и юридическим вопросам, содействующим исполнению обязательств в трудовых отношениях работодателя и работника организации.

Что нового в профстандарте?

1) конкретизированы уровни образования и особые условия допуска к работе:

Наименование обобщенной трудовой функции

Требования к образованию и обучению

Особые условия допуска к работе

Обеспечение функционирования системы управления охраной труда в организации

Высшее образование - бакалавриат

Высшее образование (непрофильное) - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки в области охраны труда

Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области охраны труда

Обучение и проверка знаний требований охраны труда не реже одного раза в 3 года

Планирование, разработка и совершенствование системы управления охраной труда и оценки профессиональных рисков

Высшее образование - магистратура, специалитет

Высшее образование (непрофильное) - магистратура, специалитет и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки в области охраны труда

Экспертиза эффективности мероприятий, направленных на обеспечение функционирования системы управления охраной труда

Высшее образование - магистратура, специалитет и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в сфере оценки профессиональных рисков не реже чем один раз в три года

Высшее образование (непрофильное) - магистратура, специалитет и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки в области охраны труда, дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в сфере оценки профессиональных рисков не реже чем один раз в три года

Стратегическое управление профессиональными рисками в организации

Высшее образование - магистратура, специалитет и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по оценке профессиональных рисков не реже чем один раз в три года

Высшее образование (не профильное) - магистратура, специалитет и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки в области охраны труда, дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по оценке профессиональных рисков не реже чем один раз в три года

2) определены требования к опыту практической работы в зависимости от уровня образования и наименования должности специалиста:

Наименование обобщенной трудовой функции

Требования к опыту практической работы

Было

Стало

Обеспечение функционирования системы управления охраной труда в организации

Без предъявления требований к опыту практической работы, а при наличии среднего профессионального образования стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет

Не менее трех лет в области охраны труда при наличии среднего профессионального образования для специалиста по охране труда.

Для занятия должности главный (ведущий) специалист по охране труда – не менее трех лет в области охраны труда при наличии высшего образования или не менее четырех лет в области охраны труда при наличии среднего профессионального образования

Планирование, разработка и совершенствование системы управления охраной труда и оценки профессиональных рисков

Не менее пяти лет в области охраны труда

Не менее пяти лет в области охраны труда

Экспертиза эффективности мероприятий, направленных на обеспечение функционирования системы управления охраной труда

Не менее пяти лет в области охраны труда

Стратегическое управление профессиональными рисками в организации

Не менее пяти лет в области охраны труда, в том числе не менее двух лет руководителем проектов и (или) руководителем подразделения в области условий и охраны труда, внутреннего контроля или внутреннего аудита

4. Уточнение наименований должностей специалистов

В чем состоит необходимость изменений?

Действующий профессиональный стандарт предусматривает только два варианта наименования должностей сотрудников службы охраны труда:

  • специалист по охране труда;
  • руководитель службы охраны труда.

Принимая во внимание разноплановую деятельность специалистов по охране труда, их обязанности и функциональные задачи, возникает необходимость расширения перечня возможных наименований должностей в зависимости от обобщенной трудовой функции.


Что нового в профстандарте?

Новый профстандарт предусматривает следующие варианты наименования должностей руководителей и специалистов в области охраны труда:

Обобщенная трудовая функция

Возможные наименования должностей руководителей и специалистов в области охраны труда

Обеспечение функционирования системы управления охраной труда в организации

Младший специалист по охране труда

Специалист по охране труда

Главный (ведущий) специалист по охране труда

Планирование, разработка и совершенствование системы управления охраной труда и оценки профессиональных рисков

Руководитель службы охраны труда

Начальник отдела охраны труда

Начальник управления охраной труда

Экспертиза эффективности мероприятий, направленных на обеспечение функционирования системы управления охраной труда

Эксперт по условиям и охране труда

Консультант по условиям и охране труда и управлению профессиональными рисками

Инструктор по условиям и охране труда

Стратегическое управление профессиональными рисками в организации

Заместитель руководителя организации по управлению профессиональными рисками

Руководитель направления (подразделения) по управлению профессиональными рисками в организации

5. Внедрение автоматизации и цифровых технологий в деятельность специалистов в области охраны труда

В чем состоит необходимость изменений?


Что нового в профстандарте?

В профстандарте определены многочисленные требования к квалификации специалиста по охране труда, связанные с внедрением автоматизации, например, при использовании:

  • систем электронного документооборота;
  • цифровых платформ, справочных правовых систем, баз данных в области охраны труда;
  • прикладных компьютерных программ для формирования проектов локальных нормативных актов, оформления отчетов, создания баз данных и электронных таблиц.

Необходимо отметить отдельные знания и умения, необходимые специалисту по охране труда и связанные с внедрением цифровизации:

  • использование электронных цифровых подписей;
  • сбор, обработка и интеграция в цифровые платформы информации, характеризующей состояние условий и охраны труда у работодателя;
  • работа с базами данных;
  • разработка и анализ цифровых показателей системы управления профессиональными рисками;
  • управление статистическими данными по различным аспектам деятельности в рамках системы управления охраной труда.

В завершение рассмотрим новый профессиональный стандарт через призму соотношения с элементами, процессами и процедурами СУОТ:

Группа элементов (процессов) СУОТ

Наименование элемента (процесса) СУОТ

Взаимосвязь трудовых функций с элементами (процессами) СУОТ

Основные элементы СУОТ

Разработка политики работодателя в области охраны труда

Определение целей работодателя в области охраны труда

Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя

Управление документами СУОТ

Информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, о предоставляемых гарантиях и компенсациях, применяемых средствах индивидуальной защиты

Проведение специальной оценки условий труда

Проведение оценки профессиональными рисками

Обеспечительные процессы (допуск работника к самостоятельной работе)

Наблюдение за состоянием здоровья работников

Подготовка работников по охране труда

Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

Обеспечение работников смывающими и обезвреживающими средствами

Обеспечительные процессы (обеспечение безопасной производственной среды)

Обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений

Обеспечение безопасности работников при эксплуатации оборудования

Обеспечение безопасности работников при осуществлении технологических процессов

Обеспечение безопасности работников при применении инструментов и приспособлений

Обеспечение безопасности работников при использовании сырья и материалов

Обеспечение безопасности работников при нахождении на территории

Обеспечительные процессы (сопутствующие)

Обеспечение санитарно-бытового обслуживания

Обеспечение работников молоком или другими равноценными пищевыми продуктами

Обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием

Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников

Обеспечение безопасного выполнения подрядных работ

Обеспечение снабжения безопасной продукцией

Обеспечение обязательного социального страхования работников

Взаимодействие с надзорными органами

Реагирование на несчастные случаи

Реагирование на профессиональные заболевания

Реагирование на аварийные ситуации

Мониторинг и контроль функционирования СУОТ

Анализ и улучшение СУОТ

[3] в части операционного контроля и мониторинга системы управления профессиональными рисками

[4] в части системы управления профессиональными рисками

Представляет интерес тот факт, что отдельные элементы (процессы) системы управления охраной труда не нашли своего отражения в трудовых функциях специалиста в области охраны труда. И если в отношении отдельных элементов (процессов) тому может существовать объяснение – например, в части разработки политики в области охраны труда, то с некоторыми элементами (процессами) возникают вопросы. В частности, не вполне понятно, почему реализация процессов, связанных с обеспечением безопасности работников, а также их обеспечением молоком, лечебно-профилактическим питанием, смывающими и обезвреживающими средствами, не охвачена трудовыми функциями специалиста по охране труда.


Таким образом, основываясь на ключевых отличиях вновь принятого профессионального стандарта от действующего в настоящее время Приказа Минтруда России от 04.08.2014 № 524н., можно сделать вывод, что основными целями обновления нормативно-правового регулирования являются:

- повышение уровня подготовки и компетентности специалистов в области охраны труда;

- внедрение цифровых технологий в деятельность специалистов в области охраны труда.

Читайте также: