Должно ли фио работника быть написано полностью или достаточно подписи

Обновлено: 07.07.2024

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли в публицистическом тексте обозначить имя, отчество и фамилию автора таким образом: Светлана А. Яновская. Имя и фамилия полностью, а отчество обозначено только буквой. Редакторы сомневаются, а автор настаивает на такой записи. Существуют ли сейчас обязательные нормы записи инициалов имени или можно исходит из пожеланий автора? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Можно, хотя такая форма записи и неупотребительна.

Здравствуйте! Подскажите,пожалуйста,с прописной или строчной буквы следует писать название структурного подразделения университета в деловой переписке? Как правильно указывать инициалы имени и отчества: после фамилии или до? Заранее благодарю вас за разъяснения.

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно написать в письме? Смирнов А.А.! или Смирнов А.А! вопрос в расстановке знаков препинания после инициалов

Ответ справочной службы русского языка

Вариант Смирнов А.А.! корректен, но некрасив. Выйти из сложного пунктуационного положения можно так: А. А. Смирнов!

Добрый день! Столкнулась с проблемой написания инициалов и фамилии. Понимаю, что по правилам русского языка необходимо ставить пробелы между каждым инициалом и фамилией,т.е. А. С. Пушкин, а не А.С. Пушкин. Но нигде не могу найти ссылки именно на это правило, даже у Д. Э. Розенталя. Подскажите, пожалуйста, в какой справочной литературе я могу найти это правило.

Ответ справочной службы русского языка

Действительно, правила, касающегося написания инициалов , не существует. Но есть общее графическое правило: слова разделяются пробелами. Инициалы имени и отчества - это сокращенные слова (графические сокращения). Следовательно, пробелы между ними (а также перед фамилией) нужны.

Добрый день! В последнее время в газетно-журнальных текстах, на сайтах указывают только имя и фамилию докладчиков, выступающих, героев сюжетов: Владимир Иванов. Более привычен вариант с указанием инициалов : В.П. Иванов. Какой вариант предпочтительней? Алексей

Ответ справочной службы русского языка

Верно ли утверждение о том, что после каждого знака пунктуации ставится пробел (обозначается интервал), в том числе при написании инициалов имени и отчества? Например, Иванов И. И., а не Иванов И.И.

Ответ справочной службы русского языка

Да, между инициалами нужен пробел: Иванов И. И.

Здравствуйте, "Грамота.ру". В очередной раз обращаюсь с ОЧЕНЬ ВАЖНЫМ вопросом, как же сократить до инициалов имена с "оглы", "кызы" и прочими подобными частями. Сохраняются ли они в инициальной форме или, будучи способом образования отчества, редуцируются?

Ответ справочной службы русского языка

Части имени оглы, кызы и подобные сокращать не следует.

Здравствуйте. Не нашла ответ на свой вопрос. А вопрос следующий. По тексту (в повествовательном предложении) инициалы пишутся перед фамилией или после? А также в конце предложения какой порядок написания инициалов и фамилии.

Ответ справочной службы русского языка

Обычно инициалы имени и отчества пишут перед фамилией (и произносят тоже сначала имя и отчество, потом фамилию), но в некоторых случаях порядок обратный (например, во всех алфавитных списках).

В США иногда встречается использование инициалов вместо имени. Например, JW вместо Джон Уолтер. В некоторых случаях инициалы в принципе не расшифровываются. Например, певец Джонни Кэш получил при рождение имя JR. Подскажите, пожалуйста, как правильно передавать на русский язык, например, инициалы JW: Джей-Даблю, Джей Дабл-ю, Джейдабл-ю? В источниках можно встретить все три варианта написания.

Ответ справочной службы русского языка

скажите, как правильно прописывать фамилию и инициалы, например:
А.С.Даргомыжский или А.С. Даргомыжский (пробел после инициалов ), или вообще Даргомыжский А.С.?

какие существуют правила?

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день!
У меня вопрос по сокращенному написанию инициалов после фамилии, например Иванов И.И.
Нужен ли пробел между инициалами имени и отчества (Иванов И. И.) или нет?
Заранее благодарна.

Ответ справочной службы русского языка

Уважаемая ГРАМОТА.РУ!
Прошу ответить на вопрос. Предложение начинается с фамилий и инициалов ученых. Как правильно написать предложение - поставить инициалы перед фамилиями или после?
П.К. Анохин и И.П. Павлов утверждают или Анохин П.К. и Павлов И.П.

Ответ справочной службы русского языка

В тексте инициалы имени и отчества должны предшествовать фамилии.

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Инициалы имени и отчества человека отделяются от фамилии пробелом. А вот между инициалами пробел ставят непоследовательно. В большинстве случаев инициалы предшествуют фамилии (кроме алфавитных списков, организованных по порядку следования фамилий).

Добрый день!
На этом сайте очень часто задавался вопрос по праильному написанию инициалов . И всегда дается ответ, что инициалы пишут через пробел как между ними и фамилией, так и между инициалами.
Полностью с этим согласен, однако во многих инструкциях и ГОСТах в примерах инициалы пишут без пробелов вообще.
Вопрос: на чём основана ваша позиция? Какими документами, справочниками, словарями можно подтвердить вашу правоту? Или вы опираетесь только на железную логику?

Ответ справочной службы русского языка

Логика лингвистическая: инициалы имени и отчества - это разновидность графического сокращения слов. Когда слова сокращаются до первой буквы (инициала) и сокращение заканчивается точкой, то между сокращенными словами ставят пробел. Почему же это правило должно нарушаться для инициалов ?


Правила оформления этого реквизита покажем, опираясь на пока действующий ГОСТ Р 6.30-2003 по оформлению организационно-распорядительных документов и на скоро сменящий его ГОСТ Р 7.0.97-2016. Вы узнаете, как службе делопроизводства проверять проекты документов, подготовленных исполнителями, перед передачей их на подпись руководителю; какие способы полного и сокращенного указания должности в подписи существуют (когда что применяется); как в ней отражать звания, чины и ученые степени; как ее оформить в случае исполнения чужих обязанностей; как оформить несколько подписей на документе.

Проверка проекта документа

С лужба делопроизводства (или секретарь) организации осуществляет нормоконтроль качества составления и оформления официальных документов, проекты которых готовят исполнители в структурных подразделениях. Эта функция должна быть закреплена в положении о подразделении (или должностной инструкции секретаря 1 ).

Нормоконтроль проекта документа служба делопроизводства осуществляет по следующему примерному алгоритму:

Оформление перечисленных реквизитов обычно сверяется с требованиями Инструкции по делопроизводству организации, в которой, как правило:

Настоящая статья была опубликована в журнале до переноса срока вступления в силу нового ГОСТ Р 7.0.97-2016 на год позже – с 1 июля 2018 года. Почему это произошло, вы можете узнать здесь

Только корректный документ передается на подпись уполномоченному руководителю. Дата и индекс оформляются службой делопроизводства после проставления им личной подписи.

Документ приобретает юридическую силу после оформления всех идентификационных реквизитов: автор, дата, индекс, текст, подпись.

13) автор документа: Организация, должностное лицо или гражданин, создавшие документ.

57) подписание (документа): Заверение документа собственноручной подписью должностного или физического лица по установленной форме.

58) подпись: Реквизит, содержащий собственноручную роспись должностного или физического лица.

Составные элементы подписи

  • наименование должности лица, подписавшего документ;
  • собственноручная подпись;
  • расшифровка подписи (инициалы, фамилия).

Новый ГОСТ, как и прежний, рекомендует в подписи инициалы ставить перед фамилией, а также отказаться от использования каких-либо скобок и косых черт.

Пример 1. Сокращенное наименование должности в подписи


Пример 2. Сокращенное наименование должности в подписи


Пример 3. Сокращенное наименование должности в подписи


Звания, чины и ученые степени

Если подписант имеет воинское или почетное звание, дипломатический ранг, классный чин, категорию или звание государственной гражданской службы, ученое звание или степень и т.п., то их наименования указываются после наименования должности через запятую и оформляются со строчной буквы, например: генерал-лейтенант; полковник; заслуженный деятель культуры Российской Федерации; советник-посланник; действительный член Российской академии наук; советник государственной гражданской службы 2 класса и т.п.

В случае необходимости при оформлении званий применяются общепринятые и условные сокращения, например: академик РАН; декан факультета, д.и.н.; завкафедрой, профессор и т.п.

Пример 4. Сокращенное наименование должности с добавлением звания


Пример 5. Сокращенное наименование должности с добавлением звания


Пример 6. Сокращенное наименование должности с добавлением ученой степени


Полное или сокращенное наименование должности

Как указывать должность (полностью или сокращенно) зависит от того, оформляется ли документ на соответствующем бланке.

Пример 7. Сокращенное указание должности на бланке организации


Пример 8. Сокращенное указание должности на бланке структурного подразделения


Пример 9. Отсутствие должности в подписи на бланке должностного лица


А Примеры 10–13 демонстрируют, что при полном указании должности в нее включается наименование организации, которая является автором документа и от имени которой имеет право действовать подписант (уполномоченное должностное лицо). Если же существуют официальные сокращения этого наименования (в уставе организации, в положении, в ЕГРЮЛ и т.п.), то их можно использовать.

Пример 10. Полное указание должности в подписи на документе, оформленном не на бланке


Пример 11. Полное указание должности в подписи на документе, оформленном не на бланке


Пример 12. Полное указание должности в подписи на документе, оформленном не на бланке


Пример 13. Полное указание должности в подписи на документе, оформленном не на бланке


Подписание при исполнении чужих обязанностей

См. ответ на вопрос об издании заведующим хозяйственной частью приказов по административно-хозяйственным вопросам

Временное делегирование или исполнение обязанностей оформляется приказом / распоряжением. В ГОСТ Р 7.0.97-2016 приводятся примеры, которые отражают временное исполнение обязанностей. Заметим, что условные сокращения Врио, ВРИО, И.О. (где обе буквы заглавные) не применяются:

Пример 14. Подпись временно исполняющего обязанности


Пример 15. Подпись временно исполняющего обязанности


Пример 16. Если подписывает не то лицо, которое указано в проекте документа


В Примере 16 за генерального директора Иванова документ подписывает коммерческий директор Петров. Для доказательства правомочности временного исполнения обязанностей может потребоваться предъявление приказа об этом (или его заверенной копии).

Но существует еще так называемое штатное заместительство, например, когда в отсутствие руководителя его обязанности автоматически исполняет его заместитель. Это должно оформляться локальными нормативными документами (должностной инструкцией заместителя, положением или др.), тогда дополнительно издавать приказ об исполнении обязанностей / делегировании уже нет необходимости. В подобной ситуации замещающее лицо может оформить подпись на документе сразу по своей занимаемой должности:

Пример 17. Если в проекте документа есть возможность сразу указать должность и Ф.И.О. замещающего лица



Если документ подписывается несколькими должностными лицами

Ситуация подписания документа несколькими должностными лицами рассматривается действующим ГОСТ Р 6.30-2003 и новым ГОСТ Р 7.0.97-2016 одинаково.

Это могут быть подписи неравнозначных должностных лиц одной организации, тогда они располагаются в иерархическом порядке.

Например, гарантийное письмо всегда подписывается не только руководителем организации, но и ее главным бухгалтером. Оно может оформляться на бланке или без его применения.

Пример 19. Подписи на бланке письма организации


Пример 20. Подписи на документе, оформляемом не на бланке


Если подписывается совместный документ (например, приказ или указание, письмо инструктивного характера) должностными лицами, представляющими разные органы управления / организации, то это не предусматривает использования бланков и требует оформления полного наименования аналогичных должностей на одинаковом уровне:

Пример 21. Подписи на совместном документе


Пример 22. Подписи на акте


И в качестве заключения совет: в связи со вступлением в силу с 1 июля 2017 года нового стандарта на оформление организационно-распоряди-тельных документов не забудьте подготовить необходимые изменения в Инструкцию по делопроизводству вашей организации. В оформлении подписи, как видите, существенных изменений не произойдет.

Сноски 1

  1. Далее по тексту для упрощения будем упоминать только службу делопроизводства. Вернуться назад

Выбери свой вариант доступа





Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 2

Читайте также: