Для чего нужно обучение сотрудников

Обновлено: 04.07.2024

Это актуализация знаний в рамках вашей специальности (квалификации). Сегодня мало просто получить высшее образование — чтобы оставаться востребованным сотрудником, нужно регулярно совершенствовать навыки. Для некоторых специальностей повышение квалификации и вовсе обязательно по закону. Рассказываем, что это за форма образования, зачем она нужна и как проходит обучение

Что за форма образования — повышение квалификации, чем регламентируется

Цель повышения квалификации — дать актуальные сведения о нововведениях и достижениях отрасли. Курсы должны привести практико-теоретические знания специалистов в соответствие с нормами профстандартов и ЕКСД (единого классификатора должностей).

Повышение квалификации регламентируется Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об образовании в Российской Федерации", в частности, статьей 76 “Дополнительное профессиональное образование”.

После курсов человек получает документ, подтверждающий повышение его квалификации.

Какие формы повышения квалификации бывают

Повышают квалификацию люди, которые уже где-то трудоустроены, поэтому учатся они параллельно с работой. Иногда руководитель может принять решение о направлении сотрудника на обучение в рабочее время. В этом случае ему придется сохранить за ним зарплату и передать часть обязанностей другому персоналу. Но чаще все-таки программы проводят по вечерам, выходным или дистанционно в любое удобное для специалиста время.

Есть три основные формы курсов повышения квалификации:

Очные. Самый дорогостоящий вариант. Для реализации нужно найти время, педагогов, помещение, технику — при этом не рекомендуется сочетать эти курсы с работой. Однако такие курсы позволяют общаться с профессионалами, заводить новые полезные знакомства и отрабатывать сложные ситуации на практике.

Очно-заочные. Этот вариант немного выгоднее для компании, поскольку эксперта привлекают не так часто, да и сами занятия проходят реже. Такие курсы предполагают сочетание самостоятельной работы и контроль профи.

Дистанционные. Такой формат выгоден для руководства, но требует максимум вовлеченности, ответственности и самодисциплины от сотрудника. При таком формате составляется индивидуальный учебный план, доступный слушателю в любое время.

Для чего нужно повышение квалификации

Повышение квалификации увеличивает значимость специалиста на рынке, помогает освоить современные методы решения различных задач, ускорить процессы на производстве. От этого выигрывает и работник, и руководство компании — ведь сотрудник начинает по-новому смотреть на свои обязанности и понимает, как улучшить работу, принося тем самым прибыль.

После курсов повышения квалификации сотрудник может получить новую должность или прибавку к зарплате.

Помимо обновления знаний, повышение квалификации проводится для мотивации — когда сотрудник обучается за счет работодателя, он чувствует свою значимость и важность для компании, поэтому долгое время не меняет место работы и готов работать более эффективно.

Отличие переподготовки от повышения квалификации

И переподготовка, и повышение квалификации — это формы получения дополнительного профессионального образования.

Профессиональная переподготовка — вид дополнительного образования, цель которого — глубокое комплексное изучение материала для новой работы. Человек уже может иметь большой опыт в какой-то сфере, но после переподготовки он может начать работать по смежному или совершенно новому для себя направлению. После курсов человек получает диплом о профессиональной переподготовке и может с ним устраиваться на работу.

Самое важное, что в результате переподготовки работнику присваивается новая квалификация, которую подтверждает документ об образовании, - диплом.

Повышение квалификации — это обновление и актуализация уже полученных ранее теоретических и практических знаний. Сотрудник остается в рамках профессии и своей квалификации, но проходит обучение, необходимое для соответствия требованиям работодателя или профстандарта. После курсов, которые длятся не менее 16 часов, слушатель получает удостоверение о повышении квалификации. То есть он получает новые профессиональные компетенции и свидетельство, подтверждающее это.

Кто обязательно должен проходить повышение квалификации и с какой периодичностью

По Трудовому кодексу, работодатель сам вправе решать необходимость повышения квалификации сотрудников. Но некоторые работники обязаны регулярно проходить повышение квалификации — это зафиксировано в Федеральных законах отраслей — например, в Федеральном закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" или Федеральном законе от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Так, регулярно учиться обязаны:

медицинские работники и фармацевты;

сотрудники органов внутренних дел;

адвокаты и судьи;

водители городского и железнодорожного транспорта;

Эти специалисты должны проходить курсы с установленной законодательством периодичностью: один раз в три года или раз в пять лет.

Рекомендуется пройти курсы после долгого перерыва в работе (например, после декретного отпуска), при поставке нового оборудования или обновлении программ, значительных изменениях в сфере профессиональной деятельности, изменениях в регулирующих законах и нормативных актах.

Где можно пройти повышение квалификации и как это происходит, какой документ выдается

Пройти курсы можно в аккредитованных образовательных организациях ДПО. Главный документ такой организации — лицензия на право ведения образовательной деятельности. Без нее выдаваемые документы не имеют юридической силы.

Сначала необходимо определиться с формой обучения, а после — с видом курсов. Есть три основных вида программ курсов повышения квалификации:

  • Краткосрочные — длятся 72 часа
  • Долгосрочные — продолжаются от 100 до 500 часов
  • Тематические семинары — проходят в течение 72-100 часов и посвящены какой-то узкой теме

После обучения сотрудник сдает письменный или устный экзамен или как в АБиУС проходит итоговый тест. Во время учебы может быть дополнительное тестирование после каждого тематического раздела. По итогам слушателю выдается удостоверение о повышении квалификации.

Как пройти повышение квалификации дистанционно и получить образование в Академии

Вкладываясь в повышение квалификации, вы инвестируете в свою карьеру и помогаете компании развиваться. Однако главное — правильно выбрать тех, кто будет проводить обучение.

Вы подаете заявку на сайте, после чего с вами свяжется менеджер и поможет заключить договор и начать дистанционное обучение. Дальше вас сопровождает персональный куратор, который отвечает на любые вопросы.

В АБиУС проходят повышение квалификации педагоги и воспитатели, специалисты в сфере закупок, кадровые делопроизводители, государственные служащие, риелторы.

В Академии можно учиться очно или дистанционно с понятной и удобной системой работы с материалом в интерактивном формате. Помимо актуальной информации по интересующей теме, слушателю доступна библиотека курса. После обучения слушатель в любом регионе России получает удостоверение о повышении квалификации.

Елена Космакова

Мы незаметно для себя стали жить в мире, где царит идея непрерывного обучения. Все меняется так быстро, что выпускники вузов выходят уже с устаревшим набором знаний, если за время учебы они не проходили практику и не обучались дополнительно.

Что такое корпоративное обучение

Корпоративное обучение

Постоянное обучение необходимо лично каждому для реализации его целей и задач и тем более компании. Сегодня фактором успеха становится мотивированный и прогрессивный персонал. Поэтому систему корпоративного обучения нужно внедрять в любой организации, независимо от ее размера.

Что такое корпоративное обучение? Это инвестиции компании в развитие hard и soft-skills своих сотрудников. То есть не просто обучение важным профессиональным навыкам, но и развитие эмоционально интеллекта, коммуникативных навыков, лидерских качеств и многих других. Такая инвестиция со временем повышает капитализацию компании. Сотрудники, которые постоянно осваивают что-то новое, способны привнести это новое и в свою работу.

Практически в любой сфере бизнеса есть серьезная конкуренция, и при более-менее одинаковых продуктах стать первой сможет та компания, которая привносит в продукт и качество обслуживания, и новые технологии в производстве, маркетинге, продажах, управлении.

Как организовать корпоративное обучение

Корпоративное обучение, как правило, относится к зоне ответственности HR-департаментов. В крупных компаниях создаются свои отделы обучения и корпоративные университеты. Небольшие компании, как правило, привлекают тренеров и экспертов или отправляют сотрудников на тренинги, семинары и конференции.

Если посмотреть на корпоративное обучение системно, то важно учитывать, что это долгосрочная стратегия по работе с персоналом, которая соотносится с основной бизнес-стратегией компании.

Обучение сотрудников — это ответы на вопросы. И перед планированием обучения стоит их себе задать.

Какие сотрудники и с какими компетенциями нужны компании? - Ответ на этот вопрос рождается из анализа бизнес-процессов и понимания, что должен знать уметь и стабильно применять каждый работник.

Как быстро адаптировать сотрудника? - Если в компании нет четкой системы адаптации, то новый сотрудник может долго погружаться в рабочие процессы, отвлекать коллег, не выполнять на 100% свои обязанности. Выстроенная система адаптации позволяет сократить время на ввод в должность до минимума.

Какие специалисты нужны будут компании завтра или для реализации отдельных проектов? - Система обучения должна в том числе учитывать ближайшее будущее, чтобы заблаговременно начать поиск специалистов или подтянуть знания уже у работающих сотрудников.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе

Каким может быть карьерный и образовательный путь сотрудника? - Если специалист планирует строить карьеру в компании, то помимо плана движения по карьерной лестнице, необходимо иметь и план обучения нужным навыкам. Например, специалисту, чтобы успешно перейти на должность руководителя отдела, понадобятся знания об управлении командой и управлении проектами. Значит в его план обучения стоит включить соответствующие программы.

Каким образом создавать внутреннюю базу знаний и перенимать экспертизу у лучших сотрудников? - Под понятием “отчуждение знаний” подразумевается алгоритмизация и фиксация на внешних носителях наработанных навыков и знаний. Например, IT-компания занимается внедрением программного обеспечения и настраивает оборудование в каждом офисе. Один из сотрудников придумал, как оптимизировать этот процесс, написал скрипт и успешно его применяет. Теперь нужно это знание перенести на бумагу или на электронный носитель в виде инструкции и рекомендаций.

Какие виды корпоративного обучения бывают

Исходя из тех задач, которые решает корпоративное обучение, есть его разные форматы и виды.

  • Программа адаптации (онбординг) - обычно это комплекс разных мероприятий, начиная от общения с наставником, заканчивая прохождением welcome-тренинга — программы, на которой рассказывают о структуре компании, обязанностях каждого подразделения, миссии и целях компании.
  • Стажировка под руководством опытного сотрудника — позволяет на практике отработать необходимые навыки.
  • Лекции на актуальные темы - хороши для юристов, бухгалтеров, которые обязаны следить за всеми изменениями в законодательстве.
  • Навыковый тренинг - групповое обучение, в котором на примере рабочих или жизненных ситуаций формируются и отрабатываются новые навыки.
  • Тимбилдинг - групповые мероприятия, направленные на знакомство персонала друг с другом, улучшение взаимодействия.
  • Бизнес-игры - этот тип обучения близок к вышеописанным формам, но предполагает командную или индивидуальную работу в условиях искусственно смоделированных ситуаций.
  • Самостоятельное обучение с последующей сдачей теста или практической работы.
  • Внутренний семинар или конференция - когда участники готовят доклады на актуальные тему и отчитываются о своей работе.

Все эти виды обучения можно проводить как в онлайн-, так и в оффлайн формате. Длительный карантин и работа на удаленке породили много новых форм онлайн-обучения. Это и подкасты, и текстовые рассылки с рекомендациями и советами, групповые звонки, конференции, онлайн-курсы или онлайн-игры. Тестируйте и выбирайте варианты, которые больше всего подходят для решение текущих задач-бизнеса.

Кто проводит обучение сотрудников

Корпоративное обучение часто проводится силами самих сотрудников и штатных специалистов. Многие компании даже вводят должности тренеров или менеджеров по обучению, которые занимаются и непосредственно обучением, и его организацией.
Плюсы работы такого сотрудника: он уже погружен в систему компании, знает людей, знает особенности работы. Обучение силами внутреннего сотрудника обходится дешевле, чем найм внешнего квалифицированного тренера по случаю.

Если компания небольшая и не готова брать в штат тренера, можно оформить договор с внешним специалистом или образовательной организацией. В первом случае тренер работает только с компанией, адаптирует под нее свои программы. Во втором случае сотрудники направляются на обучение в образовательный центр, где проходят программы в составе сборной группы с людьми из разных организаций.

Обучение без преподавателя — это работа с внутренним ресурсом, где выложены материалы для изучения либо прохождение онлайн-курсов также в сторонней организации.

Итак, корпоративное обучение — это система работы с персоналом, которой нужно заниматься постоянно, чтобы успешно конкурировать на рынке с другими компаниями. На рынке обучения появляется все больше сервисов и программ, которые помогают “затачивать” каждого сотрудника под нужды компании, помогая ему развивать свои компетенции.

Мы незаметно для себя стали жить в мире, где царит идея непрерывного обучения. Все меняется так быстро, что выпускники вузов выходят уже с устаревшим набором знаний, если за время учебы они не проходили практику и не обучались дополнительно.

  • Легко ведите учёт и заводите первичку
  • Отправляйте отчётность через интернет
  • Сервис расчитает налоги и напомнит о платеже
  • Начисляйте зарплату, больничные, отпускные

Поговорим о видах удержаний из заработной платы, очередности и ограничениях их размера. Также из материала вы узнаете про типы доходов, из которых удержания не производятся.

Что сказать работодателю, если вы хотите пойти на образовательные курсы за его счёт. Истории сотрудников ВКонтакте, Леруа Мерлен, BBDO Moscow и других компаний.

Передовые компании заинтересованы в профессионализме сотрудников, поэтому стараются их обучать: организуют мастер-классы, зовут на конференции, приглашают внешних экспертов для проведения тренингов и тимбилдингов.

Не всегда очевидно, но многие компании оплачивают своим сотрудникам обучение и на внешних курсах. Это помогает не только повысить профессиональный уровень человека, но и мотивировать его. В 2018 году по такой схеме в Нетологии прошли обучение 1623 сотрудника разных компаний. И даже если в компании официально не предусмотрена такая возможность, всегда можно спросить напрямую у руководителя.

Обучение за счёт работодателя: как аргументировать и зачем это самим компаниям

кристина некрасова

Организация обучения — это всегда двусторонняя история. В ней должен быть заинтересован как сам сотрудник, так и работодатель. Каждый запрос должен соответствовать бизнес-задачам компании.

Чаще всего инициатива обучения на внешних площадках приходит к нам от руководителей подразделений или самих сотрудников. В таком случае HR-отдел занимается согласованием запроса, обозначением целей и условий прохождения обучения. Например, сотруднику нужно отработать в течение полугода после обучения, чтобы вложения работодателя в развитие были обоснованными.

У нас есть небольшая инструкция для сотрудников, которые хотят пройти обучение от компании на внешних площадках:

Чтобы понять, каких компетенций недостаёт сотруднику, мы проводим оценку, после чего определяем, каким способом он будет проходить обучение: внутренний тренинг, внешние мероприятия, курсы, книги, игры и прочее.

Также можно установить критерии успешности организации обучения:

  • обратная связь от сотрудника: удовлетворенность проведенным обучением, чему научился и как планирует применять полученные знания;
  • обратная связь от руководителя: какое влияние оказало обучение на работу сотрудника;
  • количество новых проектов, предложений от сотрудника;
  • рост вовлеченности в процессы;
  • процент внутренних назначений (кадровый резерв).

Дополнительно можно запланировать проведение ассесментов для понимания результатов в формате тестов, опросов, круглых столов, митапов или мозговых штурмов. Любой из этих форматов эффективен.

Но в каждой компании к обучению сотрудников подходят по-разному. Одни работодатели сами инициируют повышение квалификации своей команды, другие предоставляют выбор курсов и определение целей сотруднику.

Мы расспросили сотрудников разных компаний о том, как они организовали свое обучение на внешних площадках, какие сложности были в процессе и как курс повлиял на их работу.

Обучение за счёт работодателя: как аргументировать и зачем это самим компаниям

дарья кищук

Менеджер по стратегическому планированию BBDO Moscow

Впервые я узнала, что могу пойти учиться за счет работодателя, от коллеги. Она рассказала, что у сотрудников BBDO Group есть возможность потратить определенное количество денег в год на дополнительное обучение, и я решила не упускать такую возможность.

Я спросила у руководителя, есть ли возможность оплатить образовательный проект, посвященный концептуальному мышлению, из средств, заложенных компанией на обучение. Правда, цена курса, который я выбрала, была сильно выше заложенного бюджета. Тогда мой запрос не нашел отклика, но спустя некоторое время руководитель сам предложил другой вариант — интенсив по созданию презентаций. В мои приоритеты навык подготовки презентаций не входил, но я подумала, почему бы и нет. Это достаточно универсальное направление, которое будет полезно в любом случае.

На интенсив в агентство Bonnie&Slide нас отправили сразу командой. Кого-то в будние дни, кого-то в выходные. При этом в BBDO Moscow позволяют тратить даже рабочее время на собственное развитие — это круто, но новых сотрудников такой подход всегда удивляет: мало кто из работодателей в нашей стране готов вкладывать в сотрудников средства и развивать их профессионально.

Перед обучением руководитель не поставил мне никаких KPI. Более того, после курса подробного отчета и диплома с отличием тоже не просили.

У меня сложилось впечатление, что нам дали возможность пойти учиться в первую очередь для того, чтобы замотивировать.

Часто дополнительное обучение — это ещё одна мера, позволяющая повысить лояльность человека к компании.

Но я сама вижу результат прохождения курса. Теперь я готовлю качественные презентации и знаю, как визуально лучше сделать предложение для клиента.

Если говорить о том, как лучше подойти к руководителю с просьбой оплатить обучение, то я считаю, что все зависит от личных отношений и результата, который ты показываешь в работе. У меня достаточно доверительные отношения с руководством, поэтому говорить о дополнительном обучении было легко. Но я могу представить, что, если бы отношения в команде сложились другие или я показывала бы другие результаты, как сложно мне было бы аргументировать желание пойти учиться за счет работодателя.

Обучение за счёт работодателя: как аргументировать и зачем это самим компаниям

александра оленева

Мне важно, чтобы в компании, куда я прихожу работать, были возможности для роста и развития. В крупных IT-компаниях, как правило, такие возможности есть.

В свою очередь я поговорила со своим руководителем и HR о том, что хотела бы пойти учиться, и мне предложили выбрать подходящие для меня курсы. То есть, инициатива исходила от меня — в тот момент я решила, что мне нужен свежий взгляд на задачи и креативная перезагрузка.

Я выбрала полугодовой курс Farm Creative, каждая неделя которого была посвящена отдельному рекламному блоку: от стратегии до креатива. Я объяснила работодателю, что такой курс будет полезен, так как он помогает видеть задачу более объемно, с разных сторон. Попросить оплатить обучение не было для меня проблемой. А каких-то KPI или целей прохождения курса мне никто не ставил.

Если уж ты идешь учиться, это надо в первую очередь тебе, а не кому-то еще. А результаты в любом случае заметны в работе.

По окончанию обучения я перевелась в другой отдел компании, где мне было интересно себя проявить, — думаю, это основной результат. Сейчас я занимаюсь креативными спецпроектами, и мне до сих пор помогают записи с лекций и презентаций, которые остались после курса. Особенно пригодились занятия по копирайту и латеральному мышлению — методу нестандартного решения задач.

Последнее меня настолько впечатлило, что я предложила пригласить к нам преподавателя курса и прочитать интенсивы для всех коллег, которым он может быть полезен. В результате теперь мы в компании используем эту методику, когда срочно надо придумать что-то классное, а в голову сходу ничего не идет.

Обучение за счёт работодателя: как аргументировать и зачем это самим компаниям

элина чернышова

Руководитель отдела маркетинга BeGroup

В моей компании обучение сотрудников предусмотрено как базовое преимущество. Это обсуждается еще на собеседовании. Учредители компании поддерживают дополнительное образование, потому что оно увеличивает интеллектуальный капитал компании.

Чем прокачаннее сотрудники, тем выше эффективность, которая потом выражается в прибыли.

Я проходила интенсив по маркетинговой стратегии в БВШД прошлым летом. Инициатива исходила от меня, я давно следила за курсом, видела положительные отзывы, знала о крутых преподавателях-практиках.

С работодателем я согласовала только стоимость обучения и даты отсутствия на рабочем месте. Привела несколько аргументов: почему именно этот курс и что я могу после этого реализовать для компании. Вопрос оптимизации маркетинговой стратегии был важен, поэтому я сразу же получила одобрение.

График курса был очень напряженный, занимались по 10 часов. Из-за этого мы с руководителем договорились об уменьшении зарплаты в дни интенсива — я старалась работать хотя бы по полдня удаленно.

Сам интенсив оказался очень полезен. Во-первых, это погружение в среду единомышленников и профессионалов, во-вторых, новые скиллы и знания, например, проведение форсайт-сессий, управление стратегическими ресурсами. Третье и самое главное — возможность убедиться, что я все делаю правильно, главное — пробовать и реализовывать новые инструменты.

Обучение за счёт работодателя: как аргументировать и зачем это самим компаниям

Линда Бенотмани

IT project manager в Леруа Мерлен

Я сама выбрала курс Product manager в Нетологии и проявила инициативу.

До Леруа я работала продакт-менеджером, и на курсе мне хотелось систематизировать свои знания и дополнить их новыми. Моя команда работает над digital-продуктами, поэтому такие знания очень нужны.

Также сейчас в компании происходит переход к новой структуре. Мы начинаем работать не над проектами, а над продуктами, создаются продуктовые команды. Поэтому, когда я пришла к руководству с инициативой пойти на обучение по product-менеджменту, ее поддержали.

После курса я стараюсь постоянно рассказывать команде, что узнала на обучении. Например, на занятиях мы строили различные роуд-мапы, а потом я обсуждала с коллегами, как их можно внедрить и в нашей работе.

Но также от компании мне поставили более глобальные цели на год по развитию в связи с обучением. Я должна провести серию митапов для коллег, поделиться своим опытом, погрузить их в разные сферы управления продуктом. Пока я провела всего один митап, но уже готовлюсь к следующим.

Мне кажется, для роста и развития как специалиста нужно проявлять инициативу всегда. Если вы планируете пойти на курс, лучше заранее посмотреть, что сейчас актуально для компании. Если внутри организации нет какой-то экспертизы, а она, по вашему мнению, необходима, обсудите это с руководством, предложите стать экспертом в этом вопросе, чтобы затем помочь коллегам.

На мой взгляд, если в компании появляются новые задачи и у кого-то из менеджеров не хватает знаний или новых решений для работы над задачами, прохождение дополнительных курсов от компании может помочь в этом. И не нужно будет нанимать новых сотрудников.

Обучение за счёт работодателя: как аргументировать и зачем это самим компаниям

Андрей Яковлев

Когда я выбрал направление, пошел с инициативой к руководителю. Аргументировал необходимость учиться тем, что с приобретенными навыками смогу выполнять свои задачи на более высоком уровне, смогу брать больше проектов, соответственно и для компании принесу денежную выгоду.

После курса я постарался сразу же применить в работе все, что узнал нового, но сначала получилось мало хорошего. И только постепенно я начал приходить к какому-то качественному результату. Сейчас я вижу, что сделал большой скачок, даже несмотря на то, что обучение после рабочего дня и домашние задания были трудными.

Внешние курсы помогают быстрее прокачать навыки, чем обучение в процессе работы.

Общение с коллегами и книги полезны, но они не дают нужной систематизации и погружения.

Вообще я считаю, что нужно использовать все возможности. Нужно выбирать пути для саморазвития и роста, даже если тебе кажется, что работодатель не поддержит твою инициативу. Единственное, я понял по своему опыту, что нужно очень осторожно подходить к выбору программ обучения и последующему совмещению занятий с работой. Когда у тебя насыщенный рабочий день, а после сразу учеба, на которой тоже нужно включать голову, хочется все бросить. Поэтому я советую выбирать не очень длинные программы — для меня было оптимально учиться не больше месяца.

Резюмируем

  • Компании заинтересованы, чтобы их сотрудники были профессиональными и мотивированными. Поэтому большинство работодателей готовы поддержать инициативу сотрудника пойти учиться и прокачать свои навыки.
  • Получить новые знания и систематизировать текущие можно не только на внутренних тренингах, митапах и тимбилдингах, но и вовне. Практика обучения сотрудников на внешних курсах или мероприятиях также распространена.
  • Не нужно бояться попросить руководителя оплатить обучение на внешней площадке. Главную роль играет правильная аргументация вашего выбора и постановка целей. И если вы сможете доказать, что приобретенные знания повысят качество вашей работы и будут выгодны для компании, вашу инициативу оценят.
  • Мы советуем заранее с руководителем определить, по каким критериям будет оцениваться эффективность пройденного обучения. Тогда вам будет проще показать хороший результат после курса, а руководителю проще его заметить.
  • К выбору программы обучения нужно подходить грамотно, и особое внимание уделять длительности и нагрузке. Если у вас насыщенная работа в течение дня, на лекции и семинары мотивации может не хватить.

Перед разговором с руководителем четко сформулируйте:

  1. Какие именно знания и навыки сделают вашу работу более результативной.
  2. Сколько рабочего времени придётся уделить обучению.
  3. Каким образом ваше обучение окупится компании.
  4. Почему вы не можете получить эти знания внутри компании.
  5. Какие перспективы и возможности откроются перед компанией, если вы получите новые навыки.

При правильном подходе работодатель не просто оплатит обучение, но и позитивно оценит вашу инициативу.

редакция нетологии

Самый первый вопрос, на который следует ответить: зачем компании обучать сотрудника? Прежде чем отвечать на последующие вопросы — как, кого и чему учить, необходимо определиться с тем, что именно компания хочет получить от обучения. Зачем мы обучаем персонал — это ключевой вопрос. Как будут контролироваться результаты обучения персонала и использоваться полученные или отработанные знания, умения и навыки?

Существует множество целей обучения персонала компании. Перечислим некоторые из них:

  • получение сотрудниками новых знаний и навыков, необходимых для работы;
  • поддержание профессионального уровня персонала;
  • подготовка персонала к замещению коллег во время отпуска, болезни, увольнения и т. д.;
  • подготовка к продвижению по службе;
  • знакомство персонала со стандартами работы компании, стратегией развития, технологией деятельности;
  • поддержание позитивного отношения к работе;
  • формирование чувства причастности к компании, мотивация к дальнейшей работе.

Самая простая ситуация — если в компании существует выстроенная система оценки персонала. В этом случае, каким бы способом ни проводилась такая оценка, ее результаты всегда являются базой для принятия управленческих решений. На основании этих данных строится план обучения, который создается для всей компании. В него включаются сотрудники самых разных категорий: цели у всех разные, различается и система контроля результатов. Здесь особенно важен системный подход к обучению, когда все приобретаемые или обновляемые навыки должны обязательно увязываться со стратегией развития компании, с принятой технологией работы и системой контроля.

Если же система оценки персонала не выстроена, то, как правило, ответственность за решения об обучении персонала возложена на руководителей отделов: кого, чему и как учить, решают непосредственные руководители сотрудников. В этом случае присутствует субъективизм, практически нет связи со стратегией развития компании, с ее целями и задачами. Проконтролировать и структурировать бюджет на обучение в такой ситуации трудно. Но, как показала практика консалтинговых проектов, любое структурирование бюджета, а также системный подход к обучению на основании оценки персонала или на анализе полученных заявок от руководителей подразделений, сразу же дает прямой экономический эффект. Другими словами, позволяет либо сэкономить выделенный бюджет на обучении, либо обучить большее количество персонала.

Итак, потребность в обучении персонала может быть запланированная (т. е. основанная на систематических инструментах оценки, зависящая от стратегии развития компании), связанная с решением определенных бизнес-задач и спонтанная (например, потому что конкуренты уже обучили или учат персонал по этой тематике, или вследствие иной необходимости).

Какие методы обучения персонала можно использовать в компании?

Существуют разные методы обучения персонала. Например:

  • самообразование персонала;
  • долгосрочное дополнительное обучение персонала, связанное со стратегическими задачами компании;
  • краткосрочное обязательное обучение персонала, вызванное необходимостью поддержания технологических процессов на современном уровне;
  • краткосрочное дополнительное обучение персонала, связанное со стратегическими задачами фирмы;
  • наставничество.

Кроме решения еще нескольких задач, этим способом можно обучать стандартам работы компании. Это не приобретение новых знаний, умений и навыков, а передача имеющихся корпоративных знаний внутри компании.

Самообразование персонала включает в себя изучение ими специальной литературы, посещение тематических выставок и семинаров, сбор и систематизацию информации. Главное отличие самообразования от дополнительного образования состоит в том, что оно, как правило, не носит системного характера и может не иметь ничего общего со стратегическими задачами компании.

Долгосрочное дополнительное обучение персонала, связанное со стратегическими задачами компании, включает в себя получение второго высшего образования, степени МВА, а также участие в долгосрочных обучающих программах и мероприятиях. С точки зрения бизнеса такое образование можно рассматривать как инвестиции в персонал, которые начинают работать через определенное время.

Краткосрочное обязательное и дополнительное обучение персонала, связанное с оперативными задачами компании — это очень большой спектр различных мероприятий, которые необходимы для эффективного оперативного управления, связанные со стратегическими задачами организации. В эту категорию входят семинары и бизнес-тренинги, которые представляют интерес для компании как на нынешнем этапе, так и в перспективе. Это могут быть конференции и выставки, где происходит обмен опытом. Также сюда можно отнести и участие специалистов компании в работе различных профессиональных клубов и сообществ.

Обучение бывает краткосрочное и долгосрочное. Краткосрочное обучение — это профессиональные тренинги и семинары. В процессе такого обучения отрабатывается несколько навыков и умений, если это тренинг, или происходит информационный вброс по одной или нескольким темам, если это семинар. Его продолжительность составляет от одного до трех дней. Как правило, в условиях современной бизнес-среды эффект от краткосрочного обучения персонала заметен в течение трех-четырех месяцев, максимум — полгода. В нем больше заинтересована компания для решения своих бизнес-задач, поэтому его обычно целиком оплачивает организация.

В долгосрочном обучении (длительных программах, получении второго образования, программах повышения квалификации), безусловно, заинтересована и компания, и сотрудники. Оно повышает стоимость работника на рынке труда, поэтому в этом случае хорошим решением будет паритетная оплата обучения персонала. В этом случае повышается и мотивация персонала, и его лояльность. С другой стороны, компания имеет компенсацию части затрат, и, заключая договор с сотрудником, получает определенные гарантии его работы в организации и использование полученных им знаний.

Существует несколько стратегий, которые использует компания при обучении своего персонала.

  • Можно равняться на конкурентов, т. е. учить тем же знаниям, умениям, навыкам и использовать те же методы, которыми пользуются конкуренты и партнеры.
  • Можно быть впереди конкурентов и прогнозировать развитие отрасли бизнеса и ниши, и двигаться вперед, учитывая интересы клиентов компании.
  • Можно совсем не учитывать ситуацию на рынке и двигаться собственным курсом, принимая во внимание лишь специфику работы компании и ориентируясь на собственные задачи.

Каждая из этих стратегий имеет право на существование и используется компаниями. Главное, чтобы стратегия развития персонала была целиком и полностью связана со стратегией развития компании и учитывала ее оперативный годовой план развития. Ведь знания, умения и навыки персонала — это конкурентное преимущество компании, которое позволяет ей не только развиваться, но быть эффективной и достигать запланированных результатов.

Как долго может фиксироваться эффект от обучения персонала, т.е. какой период времени то, чему мы научили персонала будет являться конкурентным преимуществом?

Обычно все знания, которые сотрудники получили на тренинге или семинаре продолжают оставаться актуальными до шести месяцев. В долгосрочных программах эффект наблюдается от года до трех лет, в зависимости от длительности и содержания программы.

Как контролировать эффективность обучения? Этот вопрос всегда вызывает наибольшие трудности. Как ни странно, ответ связан с целями и задачами обучения персонала. Оценивать эффективность необходимо по тем критериям, которые закладывались в цели и задачи обучения. Прежде чем оценивать эффективность вложения средств, в компании необходимо выстроить систему контроля над результатами обучения. Самая распространенная ошибка, которую допускают компании-заказчики, состоит в отсутствии контроля за результатами обучения персонала.

Пример. При подготовке программы тренинга по обучению управленческим навыкам заказчик особое внимание уделяет вопросу делегирования полномочий, сетует на то, что менеджеры все делают сами, не умеют делегировать, не развивают персонал. Однако при уточнении запроса, в процессе тренинга, а особенно — после него, выяснилось, что в компании принят авторитарный стиль управления и построена жестко иерархичная структура. В этой ситуации навык делегирования полномочий практически не используется; в большей степени сотрудникам управленческого звена такой компании нужен навык постановки задач и контроля за их исполнением. Программу изменили, но использование полученного навыка никак не контролировалось, — оргреальность была иной.

Для определения того, насколько эффективно оказалось проведенное обучение персонала, необходимо также определить, что было на входе и что получилось на выходе, другими словами, где произошел прирост знаний, умений и навыков во время обучения. Таким образом, система контроля обязательно включает в себя:

  • входной контроль;
  • текущий контроль (если речь идет о длительных программах обучения);
  • заключительный контроль (может иметь формальную и неформальную форму);
  • контроль за использованием приобретенных знаний и навыков в процессе работы.

Осуществлять такой контроль может и непосредственный руководитель на рабочем месте сотрудника, можно проводить анкетирование клиентов компании, чтобы выяснить, как изменился, например, уровень сервиса и т. д. Однако необходимо иметь в виду, что, как правило, кроме обучения персонала, на бизнес-результаты могут оказывать влияние еще многие факторы, например, создание благоприятной бизнес-среды, различного рода внешние воздействия, улучшение бизнес-процессов внутри самой компании и т. д.

Все методы обучения персонала могут принести необходимый результат и быть востребованы внутри организации. Главное — знать, какого результата ждет компания от данного обучения персонала, зачем ей это нужно, и каким образом будут контролироваться полученные результаты.

Содержание:

  • Чем занимается T&D / L&D-менеджер?
  • Типология T&D-менеджеров
  • Зачем компании тратят столько сил на развитие и обучение сотрудников?
  • Новые форматы
  • Тенденции за рубежом

Чем занимается T&D / L&D-менеджер?

Считается, что L&D-специалист в большей степени занимается именно формированием learning experience, то есть его задача — не только заниматься обучением и развитием персонала, но и формировать образовательную среду и стратегию внутри компании, которая выходит далеко за пределы организации тренингов и курсов.

Тем не менее, в современной корпоративной культуре границы T&D и L&D менеджеров довольно условны. В этом материале мы объединяем эти функции в одну специализацию и не делаем принципиального различия между терминами T&D и L&D.

Нет сомнений, что главная ценность бизнеса — человеческий капитал. А приоритетная задача T&D и L&D менеджеров — сделать так, чтобы в компании были необходимые компетенции.

15 топ-менеджеров , которые вывели свои компании на лидирующие позиции в рейтинге ESG.

Для этого они не только управляют образовательными процессами, но являются неотъемлемой частью функции HR. Например, в некоторых компаниях функция подбора персонала и обучения курируется единым топ-менеджером для обеспечения синергии этих функций.

Выделим основные функции T&D/L&D-специалистов внутри компании:

  • Выявление потребности в обучении сотрудников
  • Формирование внутреннего предложения

Важнейшая задача — это удовлетворение внутреннего спроса на обучение, которое существует в компании. Первый вариант — это отбор подрядчиков, их валидация, и обеспечение дальнейшего доступа в компанию. Иными словами, специалист делает всё для того, чтобы сотрудники компании выбирали среди лучших на рынке, которые включены во внутреннюю биржу или пул тренингов.

Второй возможный вариант — это полноценное создание и развитие внутренней команды тренеров и методистов, которые закрывают внутренние задачи обучения. Как правило, таким команды существуют в компаниях, где функция T&D выражена в виде корпоративного университета;

  • Планирование обучения
  • Формирование кадрового резерва

Любая компания стремится сокращать расходы на найм и поиск новых сотрудников. Особенно это заметно, когда дело касается ключевых позиций. Для этих задач в крупных корпорациях в зоне ответственности T&D создают кадровые резервы и HiPo программы (называться это может и иначе).

Такие программы способствуют укреплению корпоративной культуры и дают людям понятный трек роста внутри организации, а для компании — упрощают замещение топ-позиций. В большинстве крупных компаний также существуют свои лидерские программы, которые выполняют ту же самую функцию: их участники проходят обучение (например, от 3 до 6 месяцев) и после этого зачисляются в кадровый резерв;

  • Аудит результатов и эффективности обучения
  • Выполнение частных запросов на обучение

Наконец, последняя, но не менее значимая деятельностьT&D/L&D-менеджеров — выполнение разовых запросов на обучение внутри компании или отдела под конкретную задачу или ситуацию, которые приходят в HR от руководителей разного уровня.

В этих ситуациях специалист проводит детальный бриф и выбирает тот инструмент или подрядчика, который наилучшим образом выполнит необходимую работу.

Типология T&D-менеджеров

Закрепленной типологии T&D и L&D менеджеров не существует. Характер деятельности во многом зависит от структуры компании, форму организации отдела обучения/корпоративного университета, наличия или отсутствия штатных тренеров, корпоративного обучения и других особенностей.

Условно можно разделить Training and Development-специалистов на следующие виды:

  • T&D-администратор. Занимается управленческими задачами, планированием, отбором подрядчиков, версткой планов обучения. Как правило, сам такой специалист обучений не проводит и не является тренером;
  • T&D-эксперт. Такой специалист имеет опыт в обучении, и может являться корпоративным тренером или методистом. Глубоко погружается в вопрос, часто имеет команду внутренних тренеров и может сам их развивать;
  • T&D-исследователь. Глубоко изучает существующие на рынке форматы обучения, проводит исследования и эксперименты внутри организации, регулярно тестирует новые инструменты и гипотезы, вдумчиво исследует запрос аудитории и не любит типовые решения. Такой специалист иногда является методистом, но крайне редко практикующим тренером.

Прошу относиться к данной классификации с определенной степенью снисходительности, потому как основная ее задача — показать отличия подходов к деятельности T&D, а не дать исчерпывающую типологию.

Зачем компании тратят столько сил на развитие и обучение сотрудников?

Ответ прост: чтобы в долгосрочной перспективе компании остаться на плаву и выжить, критически важно создать среду для развития сотрудников, которая будет мотивировать их оставаться внутри контура компании.

Грамотная система обучения и развития персонала позволяет взращивать таланты внутри, а не прибегать постоянно к помощи дорогостоящих внешних специалистов, обеспечивает большую устойчивость компании.

Кроме этого, необходимо понимать, что практически ни один новый сотрудник не будет обладать всеми нужными знаниями: готового специалиста на рынке труда найти практически невозможно, так как у каждой компании свои правила и потребности. Адаптация становится еще более важной частью процесса обучения.

Поэтому крайне важно удерживать таланты в компании и формировать пространство для развития сотрудников, предоставлять каждому члену команды дорожную карту и четкие перспективы повышения в компании.

Внутреннее обучение и развитие персонала, согласно опросу HeadHunter в 2020 году, является вторым по значимости фактором мотивации для соискателей при поиске работы после материального вознаграждения. Таким образом, развитие не только мотивирует сотрудников, но и увеличивает лояльность к компании.

Обучение часто решает и коммуникационную задачу — проблему взаимодействия отделов. Если руководителю необходимо добиться более слаженной межфункциональной работы и, грубо говоря, подружить отделы между собой, он может включить их в общую групповую программу, из которой при правильной организации они выйдут более подготовленными и готовыми к взаимодействию.

Наконец, T&D-департаменты участвуют и в оценке сотрудников: инструменты обучения (тренажеры, тесты, симуляторы) могут становиться формой оценки, а самых лучших выпускников обучающих программ можно представлять к повышению.

Новые форматы

Рынок корпоративного обучения стремительно развивается и диверсифицируется. EdTech-компании бьют исторические рекорды по привлекаемым инвестициям, а методисты образовательных программ ищут все новые и новые способы создать идеальный образовательный опыт.

При общем взгляде на текущий момент в России можно выделить четыре значимых тренда в рынке корпоративного обучения и продуктов:

  • От борьбы между онлайном и офлайном компании всё чаще переходят к смешанному формату проведения программ.

В офлайне проводят более персонализированные, привилегированные тренинги, а онлайн чаще используется в массовом обучении. Последние 1,5 года показали, что полного ухода в онлайн не произойдет, а многоканальность (смешанный формат) предлагает эффективное решение за счет сочетания синхронного онлайн-обучения, премиальной офлайн-части и асинхронной подготовки;

  • Карьерные треки (традиционный формат корпоративного обучения) заменяются микрообучением (microlearning).

Для микрообучения характерна ситуация, когда студенты учатся не по плану в феврале, августе и ноябре, а находятся внутри образовательного пространства всегда и везде посредством компьютера, смартфона и интернета. Наиболее легко встраиваемые в классическую модель обучения форматы microlearning — это лонгриды, чат-боты, email-курсы и иные интеллектуальные снеки;

  • Все большую популярность набирает иммерсивное обучение, задача которого не только передать знания, умения и навыки, а еще и обеспечить максимально приближенный к реальному опыт сотрудника.

Самыми яркими примерами являются digital-симуляторы, AR и VR, квесты, экскурсии, сафари и имитации. Например, некоторые банки создают целые учебные отделение, в которых нет реальных клиентов, зато атмосфера неотличима от настоящего отделения.

  • Качественная визуализация становится критически важна: презентации, памятки, логотипы проектов и наглядные доски для мозговых штурмов.

Этот тренд обусловлен царствованием визуального контента, а с приходом на рабочие места молодого поколения этот тренд только усиливается.

Тенденции за рубежом

В мире ежегодно растет осознание важности мета-навыков — то есть навыков, которые эффективны в разных контекстах; можно назвать их верхним уровнем soft skills. Сюда относятся навыки работы с информацией, структурное мышление, визуальное мышление и визуальный интеллект.

Поэтому появляется много новых форматов, которые позволяют помимо основных навыков параллельно развивать мета-навыки: например, при прохождение курса по командной работе оцениваются не только навыки управления сотрудниками, но и проверяется навык публичных выступлений.

Близкий к развитию мета-навыков тренд — experience based learning, то есть процесс обучения от опыта, через дискуссию и погружение. В России всё ещё часто учат через директивное обучение, теория не всегда подкреплена практикой. За рубежом, напротив, теоретическая часть в обучении может либо полностью отсутствовать, либо идти в качестве дополнения после разбора кейсов.

В эту эпоху обучение является любимым ребенком в семье: большие бюджеты, большие возможности и все большее влияние на процессы всей компании. В такой среде грамотный T&D/L&D специалист способен не только удовлетворять профильный запрос своих коллег по офису, но и с помощью новых инструментов и мудро выбранной роли быть полноправным игроком в процессе корпоративных трансформаций.

Читайте также: