Данные мот показывают что вложения в обеспечение безопасности труда

Обновлено: 13.05.2024

Важная роль инвестиций в охрану труда для достижения устойчивого развития получает все более широкое признание – и это наглядно видно на примере многих регионов мира, в которых отмечается неуклонное улучшение охраны труда. Но вместе с тем в этой области сохраняются и серьезные проблемы, и особенно это относится к развивающимся странам.

Помимо прочего, проблемы включают в себя:

В условиях растущего спроса на ресурсы тем, кто формирует политику, трудно утвердить охрану труда в качестве приоритетной задачи и обосновать необходимость вложений в профилактику. Необходим комплексный, стратегический подход, который позволяет формировать культуру профилактики и создавать достойные условия труда с тем, чтобы сократить количество смертей, травм и заболеваний, связанных с работой.

Помимо названных выше проблем, вызывает озабоченность еще ряд аспектов, требующих внимания:

1. Профилактика опасностей и рисков в сфере охраны труда в глобальных цепочках поставок

В бизнес-модель цепочек поставок нередко включены МСП, чьи возможности в сфере охраны труда ограничены. Такая модель во многих случаях не стимулирует инвестиции в профилактику, в том числе в создание систем управления охраной труда. Кроме того, бизнес-модель цепочек поставок создает дополнительные риски в области охраны труда, обусловленные краткосрочными и быстро меняющимися деловыми связями, вынуждающими предприятия работать в интенсивном режиме, регулярно менять условия труда и занятости, использовать временных и сезонных работников.

2. Профилактика в области охраны труда в опасных отраслях

Профилактика смертельных случаев, травм и заболеваний, связанных с работой, – предмет озабоченности во всех отраслях и на всех рабочих местах. Однако некоторые отрасли – такие, как сельское хозяйство или строительство, – требуют более пристального внимания, связанного с наличием в этих отраслях постоянных и существенных опасностей и рисков, ролью этих отраслей в экономическом развитии как на национальном, так и на глобальном уровне, а также удельным весом и составом занятой в них рабочей силы.

3. Незащищенные группы работников

Некоторые категории работников находятся в особо уязвимом положении: это, например, молодые работники, которые в гораздо большей степени, чем старшие работники, подвержены производственным травмам.

Решение проблем с помощью своей флагманской программы в сфере охраны труда

Флагманская программа дополняет текущую работу МОТ над проблемами охраны труда, стараясь там, где возможно, обеспечивать внимание к этим усилиям. Программа опирается на существующие механизмы и передовые методы, доказавшие свою эффективность при осуществлении мер по охране труда и улучшении условий в этой области, и ставит целью их распространение. В ее рамках изучаются также инновационные методики, призванные стимулировать и пропагандировать культуру профилактики в области охраны труда.

Основой главных компонентов программы OSH GAP служат финансируемые донорами проекты – как оперативные, так и находящиеся на подготовительном этапе. Программа OSH GAP в частности ставит целью улучшить охрану труда, уделяя особое внимание малым и средним предприятиям (в строительной отрасли), малым и средним фермерским хозяйствам (в аграрном секторе). Эта программа изначально ориентирована на молодых работников в возрасте от 15 до 24 лет, которые трудятся в условиях, характеризующихся уязвимостью.

Добиться этой общей цели в рамках программы предполагается следующим путем:

  • стимулируя спрос на безопасные и здоровые рабочие места;
  • укрепляя потенциал стран в плане решения проблем охраны труда, чтобы обеспечить устойчивый характер принимаемых мер;
  • расширяя базу знаний путем разработки показателей по охране труда, на достижение которых будут ориентированы профилактические мероприятия, и методик сбора данных по охране труда, а также проведения исследований с целью составить более ясное представление о факторах, препятствующих и способствующих эффективной профилактике в области охраны труда;
  • укрепляя стратегические партнерства и оказывая поддержку специалистам, учреждениям и сетевым структурам, работающим в области охраны труда, на национальном, региональном и глобальном уровнях. Программа OSH GAP будет непосредственно поддерживать государства-члены МОТ в реализации важнейших конвенций МОТ, в том числе Конвенции 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (N 187), Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда (N 155) и Конвенции 1947 года об инспекции труда (N 81), а также других международных нормативных актов, включая Конвенцию 1988 года о безопасности и гигиене труда в строительстве (N 167) и Конвенции 2001 года о безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве (N 184).

В рамках Программы OSH GAP также планируется внести заметный вклад в осуществление Повестки дня-2030 в том, что касается такой Цели в области устойчивого развития, как содействие достойному труду и экономическому росту (Цель 8). Конкретным вкладом программы в достижение Цели 8 станет защита трудовых прав и содействие обеспечению надежных и безопасных условий труда для всех работников путем укрепления потенциала стран в плане сокращения количества смертей, травм и заболеваний, связанных с работой, в сочетании с действиями, направленными на создание культуры профилактики.

Текущие проекты в рамках флагманской программы OSH GAP:

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Безопасность труда — это такое состояние его условий, при котором исключено негативное воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов.
Техника безопасности — система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов.

Для каждого вида работ существуют определенные правила техники безопасности, человек допускается к работе только после их изучения. В паспорте любого технического устройства изложены правила эксплуатации, выполнение которых делает безопасной работу с этом устройством.
Обеспечение безопасных условий на рабочих местах является обязанностью администрации
Международная организация труда́ МОТ, — специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. На 2012 год участниками МОТ являются 185 государств. С 1920 года штаб-квартира Организации — Международного бюро труда, находится в Женеве.

31.Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания.
Состояние здоровья и работоспособность человека зависят от питания.

Различные отрасли сельского хозяйства обеспечивают потребности в пищевых ресурсах.

Перечислим эти отрасли:

- растениеводство, включающее в себя полеводство, плодоводство, овощеводство;

- животноводство, включающее разведение крупного рогатого скота, овцеводство, коневодство;

Море - и рыбопродукты также являются пищевыми ресурсами человечества.

Проблемы питания -это загрязненность пищевых продуктов повышенными концентрациями токсичных и радиоактивных веществ, попадающих из почвы, атмосферы и водных объектов. Такому загрязнению способствует применение пестицидов и ядохимикатов при обработке полей, несоблюдение норм внесения минеральных удобрений, многократное превышение ПДК загрязняющих веществ в водоисточниках, используемых для мелиоративных работ.

Токсичные вещества попадают в организмы животных и рыб , мясом которых впоследствии питается человек.

Численность населения Земли возрастает с каждой секундой. Многие народы стоят перед проблемой вымирания из-за нехватки пищи и воды, из-за истощения и опустынивания земель, вовлечения стран в военные конфликты, отставания в развитии экономики, отсутствия помощи со стороны развитых стран.

32.Урбанизация и ее влияние на биосферу.
Урбанизация оказывает отрицательное воздействие на все компоненты биосферы. Такое воздействие возрастает год от года.

Крупные города загрязняют атмосферный воздух в результате движения различных видов транспорта, а также выбросов промышленных предприятий, тепло и электростанций, обеспечивающих потребности горожан.

Мировая копилка загрязнений пополняется диоксидом азота, сероводородом, диоксидом серы, озоном, предельными углеводородами, бензапиреном, пылью. Явление смога стало обычным в некоторых городах-миллионерах.

Образуется огромное количество сточных вод, которые даже после очистки на специальных сооружениях представляют опасность для тех водных объектов, куда производится их сброс.

Учитывая то, что все воды неизбежно попадают в Мировой океан, города вносят в его загрязнение токсичные вещества, взвешенные частицы, сульфаты, хлориды, нефтепродукты, хлорорганические соединения, соли тяжелых металлов.

Люди, живущие в городах, часто болеют, горожане чаще страдают от заболеваний кровеносной, нервной и эндокринной систем.

Жизнь горожанина сопровождается образованием большого количества отходов. - Полигоны твердых бытовых отходов, стихийные свалки мусора вокруг крупных городов представляют опасность для грунтовых вод, воздуха, почв. Необходимо строительство мусоросжигательных заводов, , которые, в свою очередь, будут оказывать техногенное воздействие на природную среду.


33. Промышленное развитие и экологический риск.




Любая производственная деятельность человека оказывает негативное влияние на окружающую природную среду, ее ресурсы и процессы. Промышленные предприятия подразделяют на добывающие и перерабатывающие. Последние делят на тяжелую и легкую промышленность.

Высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду характеризуются предприятия по добыче полезных ископаемых, предприятия черной и цветной металлургии, химической и нефтеперерабатывающей промышленности, целлюлозно-бумажные комбинаты, все виды электростанций, транспорт.

Проблемы всех промышленных предприятий - образование большого количества отходов:

1) выбросов в атмосферный воздух;

2) сточных вод и твердых отходов производства.

Ежегодно в атмосферу попадают миллионы тонн диоксида серы, сероводорода, диоксида азота, углеводородов, озона, аммиака, оксида углерода и пыли. Транспортные средства с выхлопными газами выбрасывают свинец и его соединения.

Добывающими и перерабатывающими предприятиями для промышленных целей используется большое количество воды. Такое обстоятельство влечет за собой образование сточных вод, загрязненных самыми разными веществами, попадание которых в водные объекты чревато губительными последствиями для их обитателей.

Промышленные предприятия загрязняют природную среду радиоактивными веществами. Особым видом загрязнения являются шум и вибрация, создаваемые промышленными установками и транспортом.

34. Техногенная ситуация в России.В России 150 тыс. предприятий или более 2,5 млн. опасных объектов (шахты, рудники, трубопроводный транспорт, нефтехимическое сооружение, грузоподъемные механизмы и т. п.), состояние промышленной безопасности которых вызывает серьезную тревогу и ухудшается с каждым годом.

Главная причина — старение производственных фондов, по некоторым отраслям оно доходит до 60—80%. Если учесть, что нарастание износа оборудования ежегодно составляет 3 — 5%, то через 10 лет на морально и физически устаревшем оборудовании будет опасно работать. (В стране эксплуатируется около 400 тыс. лифтов, большая часть которых выработала свой ресурс и устарела).

Невыделение средств на профилактический, капитальный ремонты, обеспечение промышленной безопасности приводит к авариям, ликвидация последствий которых требует в 3 - 4 раза больших расходов.

Если не принять действенных мер, то через десяток лет опасные объекты станут непригодны для эксплуатации и вызовут техногенные катастрофы с многочисленными жертвами.

35. Международное сотрудничество по охране окружающей природной среды. Во второй половине 20 века прошли Международные конференции, которые сыграли заметную роль в осознании человечеством серьезности экологических проблем:
Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде 1972 г.
Она стала поворотным пунктом в экологической политике государств и международного сообщества. Она приняла два основных документа: Декларацию принципов и План мероприятий.
Декларация принципов включает 26 принципов, выражающих отношение мирового сообщества к проблеме окружающей среды в настоящее время и на перспективу. Среди этих принципов следует отметить главные:
-право человека на благоприятные условия жизни в окружающей среде, ·- сохранение природных ресурсов на благо нынешних и будущих поколений;
·- экономическое и социальное развитие, имеющее решающее значение для улучшения окружающей среды

-· суверенность прав государств на разработку собственных природных ресурсов и ответственность государств за ущерб окруж. среде;
- необходимость решать международные проблемы окружающей среды в духе сотрудничества;
- избавление человека и окружающей его среды от последствий применения ядерного и иных видов оружия массового уничтожения.
План мероприятий содержит 109 пунктов. В них решаются организационные, экономические, политические вопросы охраны окружающей среды и взаимоотношений государств и международных организаций.

ГОСТ Р 12.0.007-2009

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система стандартов безопасности труда

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию

Occupational safety standards system. Labour protection management system in organization. General requirements on development, implementation, audit and improvement

Дата введения 2010-07-01

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Рабочей группой, состоящей из представителей Федерации Независимых профсоюзов России, Российского союза промышленников и предпринимателей, ООО "Центра безопасности и гигиены труда"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 251 "Безопасность труда"

Стандарт направлен на реализацию нормы раздела X Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ с изменениями и дополнениями.

В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения МОТ-БГТ 2001 "Руководящие принципы по системам управления безопасностью и гигиеной труда"* (ILO-OSH 2001 "Guidelines on occupational safety and health management systems")

* В официальных источниках Международной организации труда на русском языке приводится вариант перевода МОТ-БГТ 2001 "Руководящие принципы по системам управления безопасностью и гигиеной труда" (ILO-OSH 2001 Guidelines on occupational safety and health management systems). Однако в России некоторые специалисты используют другой вариант перевода с английского - МОТ-СУОТ 2001 "Руководство по системам управления охраной труда".

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение

На совместном совещании ИСО и Международной организации труда (MOT/LO) было решено, что наиболее подходящей организацией для разработки международных документов по управлению охраной труда является МОТ, которая имеет трехстороннюю структуру с равными голосами представителей правительства, объединения работодателей и работников при формировании политики и ее программ. Таким образом, МОТ представляет собой международный центр трудового и социального партнерства.

На основе проведенных исследований разработан международный трудовой документ МОТ-БГТ 2001 "Руководящие принципы по системам управления безопасностью и гигиеной труда" (ILO-OSH 2001 Guidelines on occupational safety and health management systems) [1], который ратифицирован группой представителей трех сторон социально-трудовых отношений, что имеет исключительное значение для него, так как системы управления охраной труда являются социальными системами. В документе МОТ-БГТ 2001 [1] использованы международные принципы охраны труда и практика построения систем управления. В связи с этим МОТ-БГТ 2001 [1] является международным и практическим инструментом улучшения охраны труда в организациях.

Основной целью МОТ-БГТ 2001 [1] является развитие и поддержание культуры обеспечения охраны труда. Поэтому МОТ-БГТ 2001 направлен для достижения конкретных результатов охраны труда, а не на сертификацию. Однако документ МОТ не запрещает проведение сертификации третьей стороной функционирующей системы управления охраной труда на соответствие документу МОТ-БГТ 2001 (ILO-OSH 2001) [1].

Системный подход к управлению охраной труда в организации в форме, установленной в документе МОТ-БГТ 2001 [1], является основной для обеспечения непрерывного совершенствования. Он является основной концепцией охраны труда, направленной на формирование и поддержание профилактических мероприятий по оптимизации опасностей и рисков, в том числе по предупреждению аварий, травматизма и профессиональных заболеваний.

Профилактическая работа основывается на непрерывном и эффективном контроле и оценке действий по улучшению, совершенствованию и развитию системы управления охраной труда.

В документе установлено, что руководство организации несет ответственность за организацию работ по охране труда. Поэтому результаты применения системы управления охраной труда зависят от заинтересованности высшего руководства организации. Однако без участия работников система управления охраной труда не будет внедрена. Их участие необходимо на всех стадиях создания и внедрения системы управления охраной труда, включая формирование концепции охраны труда. Поэтому огромное значение для обеспечения участия работников имеет правильная организация и работа комитетов (комиссий) и уполномоченных (доверенных) лиц профессиональных союзов. Только участие всех социальных партнеров в управлении охраной труда обеспечивает создание и эффективное функционирование системы управления охраной труда. Эти особенности и отличают документ ILO-OSH 2001 от других существующих стандартов по системам управления охраной труда.

Правительства, работодатели и работники считают, что применение системы управления охраной труда в организации является эффективной работой, так как она сокращает уровни опасности трудового процесса и рисков, производственный травматизм, общую и профессиональную заболеваемость, положительно влияет на повышение производительности труда и, следовательно, на экономический рост организации. Кроме этого, внедрение системы управления охраной труда в организации способствует сокращению затрат на штрафы и компенсационные выплаты в связи с нарушением охраны труда, улучшению отношений с органами государственной власти и общественностью, способствует выходу на международный рынок, возможности получения кредитов, инвестиций и заказов. Профессиональные заболевания и травмы не являются неизбежными спутниками трудовой деятельности, поэтому организации должны проводить работы по обеспечению безопасности труда и сохранению здоровья работников. Доверие к организации достигается не только улучшением качества ее продукции и снижением цены, но также приобретением определенного имиджа организации, в том числе путем улучшения условий и охраны труда.

В 2006 году на 95-й Генеральной конференции МОТ была принята Конвенция 187 [2]. В пункте 6 рекомендацией [3] конвенции установлено, что государства - члены МОТ должны содействовать принятию системного подхода к управлению охраной труда, изложенному в документе ILO-OSH 2001 [1]. Для реализации этого пункта рекомендаций в Российской Федерации введен в действие в качестве национального стандарта ГОСТ 12.0.230-2007 (ILO-OSH 2001, IDT). В Российской Федерации действует законодательство и нормативные правовые акты по охране труда, поэтому положения межгосударственного стандарта необходимо адаптировать применительно к национальным условиям. Таким образом, ГОСТ 12.0.230-2007 (ILO-OSH 2001, IDT) и настоящий стандарт позволяют использовать международный опыт обеспечения охраны труда в организациях России, а также реализовать положения Трудового кодекса [4] и Конвенции МОТ 187 [2] о применении документа ILO-OSH 2001 [1]. Модель системы управления охраной труда приведена на рисунке 1.


Рисунок 1 - Модель системы управления охраной труда

В основе настоящего стандарта лежит методология, основанная на принципе последовательного выполнения функций управления: "организация - планирование и применение - оценка (контроль) - действия по совершенствованию", кратко описываемого следующим образом:

- "концепция" (политика): разрабатывают руководящую идею (замысел), теоретическое построение системы управления охраны труда в организации;

- "организация": организация работ по созданию, применению и обеспечению функционирования системы управления охраной труда;

- "планирование и применение": разрабатывают цели и процессы, необходимые для достижения результатов, в соответствии с концепцией (политикой) охраны труда организации, а также внедряют процессы обеспечения охраны труда;

- "оценка (контроль)": осуществляют проверку процессов обеспечения охраны труда, при которой процессы контролируют и измеряют, а также анализируют на соответствие концепции (политики) охраны труда, целевым и плановым показателям, законодательным и прочим требованиям. Результаты анализа докладывают;

- "действия по совершенствованию": рассматривают результаты анализа руководством, принимают решения по улучшению результативности системы управления охраной труда и осуществляют ее постоянное совершенствование.

Управление в организации осуществляют по различным направлениям ее деятельности (например, качеству продукции или услуг, охраны окружающей среды), поэтому системы управления организации целесообразно создавать исходя из одних и тех же принципов и методологии построения, соответствующих МС серии 9000 и МС серии 14000. Настоящий стандарт предназначен для обеспечения организаций элементами эффективной системы управления охраной труда, которые могут быть объединены с элементами других систем управления с тем, чтобы содействовать организациям в создании интегрированной системы управления.

Стандарт не предназначен для управления процессами, связанными с охраной окружающей среды и не содержит требований к ней. Однако он не запрещает организациям осуществлять объединение элементов управления охраной труда с элементами управления охраной окружающей среды. Тем не менее, требования стандарта могут быть применены к процессу сертификации только к аспектам системы управления охраной труда.

Применение в организации управляемой системы непрерывных взаимодействующих процессов, влияющих на охрану труда (при производстве), с использованием ресурсов называется "процессным подходом". Каждый из процессов необходимо организовывать так, чтобы выполнялись требования замкнутого цикла управления для процесса и для организации в целом.

Многие организации управляют своей работой, применяя систему процессов, а также их взаимодействий. ИСО 14001 [5] применяет процессный подход. Так как принцип управления применим ко всем процессам, то это позволяет считать эти две методики совместимыми.

Успех системы зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях и всеми подразделениями организации и особенно ее высшим руководством. Такая система дает организации возможность разрабатывать свою концепцию (политику) по охране труда, устанавливать цели охраны труда и применять процессы, направленные на выполнение взятых в рамках концепции (политики) обязательств на принятие необходимых мер для повышения результативности обеспечения охраны труда, а также на создание социально-ориентировочного производства и на демонстрацию (декларирование) соответствия своей системы требованиям настоящего стандарта. Наряду с демонстрацией (декларированием) успешного внедрения настоящего стандарта организация может использовать процедуру сертификации такой системы управления для того, чтобы заинтересованные стороны убедились в независимой оценке наличия у нее надлежащей системы управления охраной труда.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к разработке, применению оценке и совершенствованию системы управления охраной труда в любой организации независимо от ее организационно-правовой формы.

Целью настоящего стандарта является методическое обеспечение профилактической работы по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний в организации на основе применения современных принципов и методов, а также непрерывного совершенствования деятельности по обеспечению охраны труда в организации.

Задачами стандарта являются:

- содействие защите работников от опасностей и рисков;

- оказание помощи организациям и работодателям в разработке и применении сформулированной концепции (политики) охраны труда и целей с учетом требований законодательства и нормативных правовых актов по охране труда.

Настоящий стандарт может быть применен к любой организации, которая предполагает:

- сформулировать концепцию (политику) охраны труда;

- разрабатывать и обеспечивать эффективное функционирование системы управления охраной труда и осуществлять ее непрерывное совершенствование;

- информировать (или повышать информирование) работников об опасностях и рисках, связанных с их профессиональной деятельностью, а также предоставлять им информацию по безопасным условиям труда;

- развитие положений ГОСТ 12.0.230 с учетом требований национального законодательства и нормативных правовых актов по охране труда;

- подтверждать соответствие системы управления охраной труда ГОСТ 12.0.230 путем самостоятельного определения соответствия и подтверждения соответствия системы управления охраной труда требованиям ГОСТ 12.0.230 и информирования об этом в виде заявления; а также добровольного подтверждения соответствия системы управления охраной труда требованиям ГОСТ 12.0.230 с получением сертификата соответствия у третьей стороны.

Настоящий стандарт не устанавливает обязательных для всех конкретных требований охраны труда. Но он служит основанием для разработки корпоративных стандартов крупных промышленных, хозяйственных комплексов, корпораций и организаций.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования (ILO-OSH 2001, IDT)

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 12.0.230, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 безопасные условия труда, безопасность труда: Условия труда, при которых воздействия на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключены либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов [4].

3.2 вредный производственный фактор: Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию [4].

3.3 несчастный случай на производстве: Событие, в результате которого работник получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанности по трудовому договору (контракту) и в иных установленных Федеральным законом случаях как на территории организации, так и за ее пределами, либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном организацией, и которое повлекло необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

3.4 профессиональное заболевание: Хроническое или острое заболевание работника, являющееся результатом воздействия на него вредного(ых) производственного(ых) фактора(ов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

3.5 опасный производственный фактор: Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме [4].

3.6 охрана труда: Система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия [4].

3.7 оценка состояния здоровья работников: Процедуры оценки состояния здоровья работников путем медицинских осмотров.

3.8 производственная деятельность: Совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг [4].

3.9 работник: Физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем [4].

3.10 работодатель: Физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры [4].

3.11 рабочее место: Место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя [4].


ЧТО ЭТО?

Международная организация труда (МОТ; International Labour Organization, ILO) – это одно из учреждений Организации Объединенных Наций (ООН). МОТ отвечает за выработку и соблюдение международных трудовых норм, а также содействует защите трудовых прав, установлению равноправия мужчин и женщин в трудовой сфере, укреплению социальной защищенности и развитию диалога по вопросам, связанным со сферой труда.

Отличительная черта Международной организации труда (МОТ) – трипартизм – трехсторонняя структура, в рамках которой осуществляются переговоры между правительствами, организациями трудящихся и предпринимателей. Профсоюзы любой страны-участницы вправе направлять своих представителей на ежегодную Международную конференцию труда (как и стороны правительства и работодателей) – высший орган МОТ.

ИСТОРИЯ

Другая важная дата в истории МОТ – 1998 год, когда делегаты Международной конференции труда приняли Декларацию об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Эти принципы и права включают право на свободу объединения и коллективные переговоры, устранение детского и принудительного труда и дискриминации в занятости.

В 2004 году роль МОТ в продвижении стратегии справедливой глобализации получила поддержку в докладе Всемирной комиссии по социальным аспектам глобализации.

МОТ приняла более 180 конвенций и 190 рекомендаций, охватывающих все стороны мира труда.

СТРУКТУРА

Международная конференция труда является высшим органом Международной организации труда, на ней принимаются все акты МОТ. Делегатами Международной конференции труда являются по два представителя от правительства и по одному от наиболее представительных организаций работников и работодателей каждого государства-участника.

Административный совет Международной организации труда является исполнительным органом МОТ. Он руководит работой организации в период между сессиями Генеральной конференции и определяет порядок выполнения ее решений. Ежегодно проводятся три сессии Административного совета – в марте, июне и ноябре.

В состав Административного совета входят 56 членов (28 представителей от правительств, 14 от работодателей и 14 от трудящихся) и 66 их заместителей (28 представляют правительства, 19 – работодателей и 19 – трудящихся).

Десять мест членов Административного совета, представляющих правительства, зарезервированы на постоянной основе за представителями правительств ведущих стран мира: Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Италии, Китая, Российской Федерации, США, Франции и Японии. Остальные члены Совета, представляющие правительства других государств, переизбираются Конференцией на ротационной основе каждые три года.

Международное бюро труда в Женеве является постоянным секретариатом МОТ, оперативным штабом, исследовательским и издательским центром. Бюро имеет в своем составе департамент, который отвечает за все вопросы, касающиеся международных стандартов труда, а также департаменты, отвечающие за деятельность нанимателей и трудящихся.

Бюро, руководимое Генеральным директором, который избирается на пятилетний срок с правом переизбрания, нанимает около 2500 сотрудников и экспертов, работающих в штаб-квартире в Женеве и в более чем 40 представительствах по миру. Регулярно проводятся региональные встречи представителей государств – членов МОТ для обсуждения особенно важных для данного региона вопросов.

Административному совету и Международному бюро помогают в их деятельности трехсторонние комитеты, охватывающие главные отрасли промышленности, и комитеты экспертов по таким вопросам, как профессиональная подготовка, охрана труда, развитие управления, трудовые отношения, профессиональная подготовка, а также особые проблемы некоторых категорий трудящихся: молодежь, инвалиды.

ЗАДАЧИ

Основными задачами Международной организации труда являются:
- Разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем.
- Разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций и контроль за их выполнением.
- Помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграции.
- Защита прав человека (право на труд, на объединение, на коллективные переговоры, защита от принудительного труда, дискриминации).
- Борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения.
- Содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных.
- Разработка и осуществление программ в области улучшения условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды.
- Содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений.
- Разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов).

МЕТОДЫ РАБОТЫ

В своей работе Международная организация труда использует четыре основных метода:
- Развитие социального партнерства правительств, организаций трудящихся и предпринимателей (трипартизм).
- Разработка и принятие международных трудовых норм (конвенций и рекомендаций) и контроль за их использованием (нормотворческая деятельность).
- Оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем. В МОТ это называется техническим сотрудничеством.
- Проведение исследований и осуществление публикаций по социально-трудовым проблемам.

Международная организация труда принимает декларации, конвенции и рекомендации. Всего было принято три декларации:
- Филадельфийская декларация МОТ 1944 года о целях и задачах Международной организации труда;
- Декларация МОТ 1977 года о многонациональных предприятиях и социальной политике;
- Декларация МОТ 1998 года об основополагающих правах и принципах в сфере труда.

МОТ И ФНПР

Федерация независимых профсоюзов России регулярно участвует в конференциях, а представитель ФНПР часто избирается в состав Административного совета МОТ, руководящего организацией в промежутках между конференциями. В настоящее время в состав совета входит секретарь ФНПР Алексей Жарков.

11 апреля Международная организация труда (МОТ) отметила столетний юбилей. К поздравлениям присоединился и Михаил Шмаков, глава Федерации независимых профсоюзов России. Он отметил, что столетие Международной организации труда имеет важное значение не только для Организации Объединенных Наций, одним из инструментов которой МОТ является, но и для всей цивилизации.

- Международная организация труда в 1919 году при своем образовании была ответом на те социальные революции, которые происходили в Европе в это время. Прежде всего – революции в России и ряде европейских стран. При создании Международной организации труда было заявлено, что прочный мир невозможен без социальной справедливости. И принципу социальной справедливости отвечает вся деятельность Международной организации труда за все время существования, – сказал профсоюзный лидер.

- Это и положило начало знаменитому принципу трипартизма, когда все социально-политические и социально-экономические условия обсуждаются в рамках переговоров, а не на баррикадах.

Завершая выступление, глава ФНПР выразил уверенность в том, что МОТ продолжит так же эффективно работать и в будущие сто лет.

Обеспечение социальной справедливости, содействие достойному труду

МОТ является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций

Оставайтесь на связи с Бюро МОТ

Твиттер
Фейсбук

Истории успеха

Пособия по безработице и выплаты на детей могут поддержать нуждающиеся домохозяйства
Декларация столетия МОТ о будущем сферы труда (2019 год)

"Вестник" Бюро МОТ



Активизировать действия в борьбе против неравенства и за повышение профессиональных навыков: вторая сессия 109-й Международной конференции труда завершила работу

Разработать новую стратегию борьбы с неравенством, за повышение профессиональных навыков и обучение на протяжении всей жизни призвали МОТ государства-члены Организации в завершение второй, заключительной сессии 109-й Международной конференции труда.


Сотрудники Бюро МОТ в Москве провели встречу, посвященную сплочению коллектива

Мероприятие, призванное укрепить мотивацию сотрудников, прошло в интерактивном режиме 15 и 17 ноября 2021 года.


У трех организаций работодателей открылись новые сайты

При разработке всех трех сайтов – в Армении, Грузии и Казахстане – использовались опыт и знания Международной организации труда (МОТ).



Состоялась VI Международная научно-практическая конференция “Социально-трудовые конфликты в России и в мире”

Постпандемийные реалии в сфере труда, цифровизация, расширение временной и неустойчивой занятости, глобальная трансформация трудовых отношений…


Сотрудничество МОТ и Узбекистана развивается уверенно – подписана Программа достойного труда на 2021-2025 гг.

22 сентября Международная организация труда (МОТ) и ее трехсторонние участники – правительство, организации работодателей и работников – подписали Программу достойного труда на 2021-2025 гг.


Республика Узбекистан ратифицировала Конвенцию № 187 Международной организации труда об основах, содействующих безопасности и гигиене труда

В штаб-квартире Международной организации труда (МОТ) в Женеве состоялась церемония передачи Республикой Узбекистан ратификационных документов Конвенции МОТ № 187 об основах, содействующих безопасности и гигиене труда.

Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии (до апреля 2010 года - Субрегиональное бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии) работает в Москве с 1959 года. Бюро координирует деятельность МОТ в десяти государствах - Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Российской Федерации, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане.


Совместные достижения ООН и Узбекистана в области укрепления социальной защиты

17 Декабрь 2021 г.

ТАШКЕНТ, 17 декабря 2021г., – Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ), Международная организация труда (МОТ) и Программа развития ООН (ПРООН) провели встречу национальных и международных партнеров. Участники обсудили достижения Совместной программы ООН по укреплению социальной защиты в Узбекистане, таким образом способствуя укреплению системы социальной защиты в свете реализуемых реформ и постпандемии COVID-19.

Защита работников транспорта и бесперебойная работа производственно-сбытовых цепочек в период пандемии COVID-19 -–цель Группы совместных действий, созданной учреждениями ООН и другими международными организациями

13 Декабрь 2021 г.

Основными задачами группы станут содействие вакцинации работников транспорта от COVID-19 и обеспечение соблюдения согласованных на международном уровне протоколов и норм.

Активизировать действия в борьбе против неравенства и за повышение профессиональных навыков: вторая сессия 109-й Международной конференции труда завершила работу

13 Декабрь 2021 г.

Разработать новую стратегию борьбы с неравенством, за повышение профессиональных навыков и обучение на протяжении всей жизни призвали МОТ государства-члены Организации в завершение второй, заключительной сессии 109-й Международной конференции труда.

Наладить планирование с учетом характера конфликтов и задач миростроительства - цель меморандума о взаимопонимании, подписанного МОТ и Interpeace

10 Декабрь 2021 г.

МОТ и Interpeace подписали меморандум о взаимопонимании, цель которого – развитие подходов, учитывающих задачи миростроительства.

МОТ поддержала обмен знаниями по вопросам формализации экономики между БРИКС и СНГ

9 Декабрь 2021 г.

Со 2 ноября по 9 декабря 2021 года трехсторонние партнеры и академическое сообщество стран-членов БРИКС и СНГ обменивались опытом перехода к формальной экономике в рамках диалога, организованного Международной организацией труда (МОТ), при участии Международного учебного центра МОТ в Турине (МУЦ МОТ).

Читайте также: