Что за профессия кондуктор

Обновлено: 19.05.2024

Трудоустройство в наше время — задача довольно сложная, даже если у тебя есть уже какая-либо специальность и документ, подтверждающий наличие образования. А что говорить, когда тебе всего 19 лет и ты учишься очно в институте? Идти подрабатывать грузчиком и физически тяжело, и маловероятно, потому что хорошие места выполнения разгрузочных работ уже давно все заняты. А деньги-то нужны!

Сегодняшний герой журнала Reconomica , студент из Владивостока, Вячеслав, решил поработать летом кондуктором. Несмотря на то, что автоматизация всё глубже проникает в наше общество, профессия кондуктора до сих пор остаётся актуальной во многих городах. Вячеслав рассказал нашим читателям о своей работе, хитростях кондукторов и контрольно-ревизионной службе.

Как я решил поработать кондуктором

Меня зовут Вячеслав, мне 19 лет. Я студент, живу во Владивостоке.

После сдачи сессии я был готов пойти работать куда угодно. Тут мне на глаза попалось объявление о найме кондукторов на садовые маршруты. Эта работа по вполне понятным причинам носит сезонный характер, а потому ничего удивительного в том, что каждое лето любое автотранспортное пассажирское предприятие в летний период времени нуждается в дополнительных штатных единицах, нет.

автобусы

Любое автотранспортное пассажирское предприятие в летний период времени нуждается в дополнительных штатных единицах.

Профессия кондуктора хороша тем, что она не нуждается в каком-либо дополнительном обучении, прохождении инструктажей и других затратных по времени мероприятиях. Ты просто пришел, заключил срочный трудовой договор и уже завтра можешь смело выходить на линию.

Трудовые будни кондуктора

Расскажу чуть подробней.

Плохо то, что вставать на работу необходимо часов в 5-6 утра, в зависимости от начала выхода автобуса из гаража.

Радует одно — добираться до автопарка нужно на специальном автобусе (дежурке), который курсирует всю ночь строго по определенному расписанию, собирая водителей, механиков и кондукторов на работу. Другими словами, даже если тебе нужно быть на работе в 5 утра, то это не становится невыполнимой задачей, даже более того, добираться таким способом комфортно и удобно.

работа кондуктора

На каждом маршруте есть свой план на каждый рейс.

По прибытию в гараж, ты идешь, получаешь сумку, терминал для обслуживания пассажиров с транспортными картами, билеты, ведомость. Проходишь врача, осмотр которого ограничивается росписью в твоей книжке, и можешь подходить к диспетчеру, чтобы уточнить, с кем из водителей и на какой машине (автобусе, имеется в виду) ты сегодня будешь работать. Номер маршрута и график его движения ты всегда знаешь заранее, чуть ли не на месяц вперед. Затем вы выезжаете на ту конечную остановку, с которой и должен отправляться твой маршрут.

Сколько зарабатывает кондуктор

Теперь о заработке кондуктора.

Он получает чуть больше минималки. Приблизительно эта сумма варьируется в пределах 15-18 тысяч рублей при выполнении плана.

На каждом маршруте есть свой план на каждый рейс, в зависимости от времени выезда, т. е. в часы пик и выходные это может быть и 1532 рубля за рейс, и 875 руб., и другие суммы. Так вот при выполнении плана предусматривается премия. Но студенты никогда не заморачиваются этим вопросом. И это понятно — работа временного характера, отсутствие карьерного роста не делают тебя в этом плане трудоголиком.

билеты

А деньги на обед, сигареты и пиво тебе просто жизненно необходимы, а потому приходится хитрить, ловчить. Ничего удивительного в этом нет.

Контрольно-ревизионная служба

В борьбу с такими недобросовестными работниками вступает КРС — контрольно-ревизионная служба. Она занимается вылавливанием горе-кондукторов, а далеко не безбилетных пассажиров, как многие ошибочно полагают.

Более того, если во время проверки билетов контролеры выявляют безбилетника, то кондуктора наказывают, но не очень строго, тогда как при выявлении левых билетов, которые продал кондуктор, наказание самое суровое — лишение премии и даже увольнение.

Зная это, и та, и другая сторона (т. е. кондукторы и КРС) придумывают множество разнообразных способов ухода от такой ответственности и методов поимки недобросовестных работников.

контрольно-ревизионная служба

В борьбу с недобросовестными работниками вступает КРС — контрольно-ревизионная служба.

Начнем с того, что никто и никогда не знает, на каком маршруте будет сегодня стоять КРС.

Эта информация настолько секретна, что даже водитель машины, на которой передвигается КРС по городу, никогда не знает, куда он сегодня повезет контролеров и в каком месте они устроят своего рода засаду для внезапной проверки билетов. Но, как я уже говорил, теперь, когда у каждого есть сотовый телефон, месторасположение КРС не является секретом. Т. е. первая проверка всегда неожиданна, но затем контролерам нужно либо менять место дислокации, либо смириться с тем, что все пассажиры автобусов определенного маршрута будут обилечиваться правильно.

Кондуктором работать можно и нужно, конечно, есть свои минусы и у этой профессии, но для студентов, в качестве подработки на время каникул — это один из идеальных вариантов заработка.

    (проводник) — работник общественного транспорта, сопровождающий пассажирский вагон в пути и обслуживающий пассажиров в обязанности которого входит приём платы за проезд и выдача документов (билетов), подтверждающих факт оплаты. Часто, продавая билет, кондуктор надрывает его. — воинское звание в русском дореволюционном ВМФ, присваивавшееся унтер-офицерам.
  • Кондуктор — воинское звание, присваивавшееся чертёжникам и художникам в главных, окружных и полевых инженерных управлениях.
  • Кондуктор — в машиностроении, одна из разновидностей станочных приспособлений, применяемая при обработке отверстий на сверлильном станке.
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи.
Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Кондуктор" в других словарях:

кондуктор — а, м. conducteur m., нем. Kondukteur, Konduktor, пол. konduktor < лат. conductor сопровождающий, проводник. 1. Помощник военного инженера; лицо, ведущее фортификационные, подкопные работы. Сл. 18. А о бароне де Штафе доношу, то оный и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

КОНДУКТОР — (франц. conducteur, от лат. conduco сводить, служить чему). 1) часть электрической машины, служащая для проведения скопляющегося электричества. 2) старший нижний чин в военном флоте различных специальностей. 3) служитель при вагонах железной… … Словарь иностранных слов русского языка

кондуктор — См … Словарь синонимов

кондуктор — монтажный кондуктор Пространственное монтажное приспособление, обладающее собственной устойчивостью и служащее для временного закрепления и выверки одного или группы элементов конструкций [Терминологический словарь по строительству на 12 языках… … Справочник технического переводчика

КОНДУКТОР — КОНДУКТОР, кондуктора, муж. (лат. conductor Проводник). 1. Проводник поезда, вагона, наблюдающий за порядком и проверяющий билеты у пассажиров. || Проводник трамвайного вагона, продающий трамвайные билеты. 2. Название некоторых низших технических … Толковый словарь Ушакова

КОНДУКТОР — муж., лат. проводник, водырь, вожатый, вожак; кондуктор, проводник электрической или иной ей подобной машины; кондуктор, унтер офицер или воспитанник вообще по разным инженерным, строительным или иным ведомствам; | проводник и надзиратель при… … Толковый словарь Даля

кондуктор — 1. КОНДУКТОР, а; м. [от лат. conductor сопровождающий, проводник] 1. мн.: кондуктора, ов. Работник, сопровождающий железнодорожный поезд для наблюдения за правильностью и безопасностью его следования и за сохранностью грузов. 2. мн.: кондуктора,… … Энциклопедический словарь

Кондуктор — – оснаст. пространственное монтажное приспособление, обладающее собственной устойчивостью и служащее для временного закрепления и выверки одного или группы элементов конструкций. [ГОСТ 24259 80] Кондуктор – устройство, предназначенное … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

КОНДУКТОР — (от позднелат. conductor сопровождающий) 1) станочное приспособление для направления режущего инструмента (напр., сверла) и фиксирования его относительно обрабатываемого изделия. Применение кондуктора исключает разметку осей отверстий.2) Работник … Большой Энциклопедический словарь

КОНДУКТОР — в России в военных, морских и некоторых других ведомствах с нач. 18 в. воспитанник или выпускник специального учебного заведения, а также унтер офицер, выполнявший работу чертежника или художника; в 1903 17 сверхсрочный унтер офицер на флоте… … Большой Энциклопедический словарь

Кондуктор — кондукторная колоннa (от позднелат. conductor, букв. сопровождающий * a. conductor, pipe conductor; н. Ankerrohrtour, Leitrohrtour; ф. conducteur; и. conductor), колонна обсадных труб, предназначенная для крепления верх. интервала скважин … Геологическая энциклопедия

Петербургские кондукторы многим горожанам кажутся странным анахронизмом. В Москве их заменили на турникеты — у нас же они продолжают дублировать функции валидатора и автомата по продаже билетов, то есть техники. Городская администрация время от времени обещает упразднить эту профессию, но пока ничто не предвещает претворения планов в жизнь: в городе по-прежнему работает более 4 тысяч кондукторов.

Николай Руденко

научный сотрудник Центра STS Европейского университета в Петербурге

Эксперименты

Типы кондукторов

На следующем — главном — этапе мы собрали 13 интервью с кондукторами на разных видах общественного транспорта. Это не так много, но большинство деталей в интервью повторялось, так что степени насыщения сюжетов мы достигли.

Стоит отметить, что биографии наших респондентов очень разные. Например, Виктор Лукьянов (самый известный кондуктор Петербурга, прославившийся благодаря необычайно доброжелательному отношению к пассажирам. Это единственный неанонимный респондент в исследовании Центра STS. — Прим. ред.) в прошлом был военным. Также мы интервьюировали бывшего сотрудника казахстанского ГИБДД, который в Петербурге сначала работал слесарем подвижного состава, а уже на пенсии стал кондуктором. Была женщина с высшим экономическим образованием, которая переехала из Белоруссии к сыну в Петербург.

В целом выделили четыре типа кондукторов:

которая переехала работать кондуктором в Петербург из Москвы (там у нее была какая-то другая работа), потому что здесь ей больше нравится.

Как все устроено

Кондукторам вообще вменяют много дополнительных функций. Например, требуют от них следить за чистотой салона. А в двухсекционных трамваях — когда на поворотах часть дороги оказывается для водителя в слепой зоне — кондукторы следят, чтобы машина не столкнулась с трамваем, а если столкнется, чтобы водитель вовремя остановился. При этом они не могут сопротивляться дополнительным обязанностям. Они довольно беззащитны; каждого из них могут легко уволить.

Я был удивлен тому факту, что водители и кондукторы не закреплены за маршрутами (за некоторыми исключениями в центре). Так что не всегда у них возникают партнерские отношения. Одна из респонденток сказала, что у нее есть любимые и нелюбимые водители. Другая — что ее в кондукторы привел муж, который сам работал водителем (потом он ушел, а она осталась).

Профессию кондуктора я бы назвал героической: они по 12 часов обилечивают пассажиров, проводя всю смену на ногах, среди ужасного шума и тряски. Но одновременно это и героические аутсайдеры: платят им мало, они выполняют очень тяжелую работу, которая приравнивается к автоматической функции.

Зарплата

В вакансиях кондукторов обычно сказано, что они получают 30–35 тысяч рублей. Однако сами кондукторы говорят, что они получают 10–12 тысяч, максимум — 20 тысяч рублей. На мой вопрос, почему возникла такая разница с обещанной суммой, одна из респонденток ответила, что все зависит от начальника. Начальник депо часто определяет, давать ли премию, закрывать ли глаза на жалобы пассажиров и так далее. В итоге чтобы заработать пресловутые 30–35 тысяч, нужно трудиться без выходных.

Премия кондуктора зависит от того, на сколько он перевыполнил норму (или хотя бы просто выполнил ее). Например, у одного из респондентов норма составляет 2 150 рублей за поездку (считаются только наличные). Привез меньше, на тебя нажаловались пассажиры — премию могут уменьшить.

Есть известный лайфхак: деньги за оплаченный билет, не выданный пассажиру, кондуктор может забрать себе. Заработать таким образом получится немного — разве что на бутылку пива. Один из респондентов рассказал, что некоторые пассажиры — особенно выходцы из Средней Азии — при выходе пытаются вернуть ему билет, давая таким образом кондуктору возможность заработать. Но если эту ситуацию заметит контролер или кто-то еще, кондуктора сразу лишат премии. Поэтому кондукторы обычно отказываются брать такие билеты.

На мой взгляд, работа кондуктора настолько тяжелая, что платить за нее надо больше. Но тогда общественный транспорт станет еще более убыточным, чем сейчас, так что это замкнутый круг.

Контроль

В вакансиях обычно прописано, что на должность кондуктора требуется ответственный, коммуникабельный и хорошо выглядящий человек для обилечивания и контроля. Так вот, по поводу контроля: с одной стороны, это вроде бы негативный нюанс — мы не хотим ощущать себя под прицелом, это бьет по достоинству. С другой, общественный транспорт — публичное пространство, и ездят в нем разные люди, некоторые из них могут быть агрессивны, приставать к другим пассажирам. В этой ситуации кондуктор выступает как гарант безопасности в отсутствие полиции. В идеальном мире, где все сидят на бинбэгах и переписываются в тиндере, а общественные пространства безопасны, никакие кондукторы не нужны. Но настоящее публичное пространство, в частности общественного транспорта, наполнено потенциалом опасности, поэтому контролирующая функция кондуктора кажется мне важной.

Нужны ли кондукторы

На мой взгляд, есть несколько причин, по которым работа кондуктора имеет смысл. Во-первых, иначе пассажиры действительно не платят. Во-вторых, важна социальная функция: 4,5 тысячи рабочих мест дают тем, кому было бы сложно найти занятость где-то еще — например, пенсионерам или мигрантам. Даже работу дежурного на эскалаторе в метро получить непросто. Кондуктор же, по словам некоторых информантов, стажируется один день и потом сразу работает. И, наконец, для отдельных категорий пассажиров действительно важна эмоциональная работа кондуктора.

Читайте также: