Что является основанием аннулирования выданного иностранному гражданину разрешения на работу

Обновлено: 19.05.2024

В 2022 году будут действовать новые правила работы с иностранными сотрудниками. В частности, они устанавливают, кто из работодателей и по каким документам может привлекать к работе иностранцев.

Обновления по работе с иностранцами в 2022 году

Постановлением Правительства от 07.10.2021 г. № 1706 обновлены размеры квот на привлечение к работе иностранных граждан в 2022 году.

В новом году будут действовать такие квоты в зависимости от вида деятельности:

Отрасль промышленности ОКВЭД Размер квоты от общей численности сотрудников
Строительство (Раздел F) 80% (исключение — Амурская область, Республика Бурятия, г. Москва)
50% — Республика Дагестан
60% — Краснодарский край
Выращивание овощей 01.12.1 50%
Продажа алкоголя в специализированных магазинах (розница) 47.25.1 15%
Продажа табака в специализированных магазинах (розница) 47.26 15%
Спортивная отрасль 93.19 25%
Лесозаготовка, обработка древесины, изготовление изделий из древесины (соломки, пробки, материалов для плетения), оптовая торговля пиломатериалами и лесоматериалами 02, 16, 46.73.1, 46.73.2 50%
Сфера обслуживания зданий и территорий, управление недвижимым имуществом на договорной основе или за вознаграждение 81, 68.32 70%
Функционирование сухопутного пассажирского транспорта и автомобильного грузового транспорта 49.3, 49.41 24%

Квоты не распространяются на высококвалифицированных иностранных специалистов и членов их семей, иностранцев из Армении, Киргизии, Казахстана, Белоруссии (п. 2 ст. 13.2 Закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ).

Не изменили правило, по которому нельзя привлекать иностранцев к работе в таких сферах деятельности:

  • розница на рынках и в нестационарных торговых объектах (ОКВЭД 47.8);
  • розница по лекарственным препаратам в аптеках (ОКВЭД 47.73);
  • прочая розница вне палаток, магазинов и рынков (ОКВЭД 47.99).

Работодатели должны привести численность иностранцев-сотрудников к указанным показателям. Если норму законодательства не исполнить, возможны штрафные санкции (ст. 18.17 КоАП):

  • 45-50 тыс. руб. для руководителя;
  • 800 тыс.-1млн. руб. или приостановка деятельности на 14-90 дней для компании.

Кто может принимать на работу иностранных сотрудников в 2022 году

Принимать на работу иностранных сотрудников могут все работодатели — ИП, физлица, юрлица. Правила по работе с иностранцами в 2022 году зависят от того, какой правовой статус имеет наемный работник:

  • временно проживающий — лицо, получившее разрешение на временное проживание в России (срок действия — 3 года);
  • постоянно проживающий — лицо, получившее вид на жительство;
  • временно пребывающий — лицо, не имеющее разрешения на временное проживание или вида на жительство. Иностранец в данном случае находится в РФ на основании визы или является лицом без гражданства.

Отдельная категория иностранных сотрудников — это высококвалифицированные специалисты. При их найме на работу нужно соблюдать следующие правила:

  • в медицине, туризме, научно-исследовательской деятельности оклад должен быть не меньше 83,5 тыс. руб.;
  • в других отраслях оклад должен быть не меньше 167 тыс. руб.

Если физлицо получило временное убежище, то оно не относится к категории временно или постоянно проживающих. Трудоустройство таких сотрудников производится по упрощенной схеме.

Как принять на работу иностранного сотрудника в 2022 году

При трудоустройстве иностранца на работу в 2022 году требуется соблюдать особые правила. В частности, нужно проверить, должен ли иностранный работник подтверждать, что знает русский язык. Кроме того, требуется определиться с тем, нужно ли получать разрешение на наем иностранца.

Документы иностранного сотрудника

Иностранные сотрудники должны подтвердить свой статус через соответствующие документы:

  • миграционная карта — предусмотрена для временно пребывающего в РФ (если другие правила не предусмотрены международным договором). В документе указывается дата его выдачи и срок пребывания мигранта в РФ. Когда указанный срок документа закончится, иностранный гражданин может его продлить. Также он имеет возможность оформить разрешение на временное проживание или вид на жительство;
  • разрешение на работу или патент — они нужны иностранным гражданам для того, чтобы устраиваться на работу и платить авансы по НДФЛ. Если иностранец является временно пребывающим в безвизовом порядке, то он оформляет патент вместо разрешения на работу. Гражданам из ЕАЭС патенты оформлять не нужно. Кроме того, разрешение на работу не требуется оформлять временно или постоянно проживающим в РФ иностранцам;
  • разрешение на временное проживание — при получении такого документа иностранец может жить и работать в РФ в течение 3-х лет. Такое разрешение представляет собой — штамп в документе, удостоверяющем личность. Если его нет — в виде отдельного документа;
  • вид на жительство — при проживании в РФ в течение одного года иностранец вправе подать заявление на выдачу вида на жительство. Этот документ для лица без гражданства является для него одновременно и документом, на основании которого удостоверяется личность. По виду на жительство иностранный гражданин может въезжать в РФ и выезжать за ее пределы.

Иностранный гражданин подтверждает свою личность паспортом или иным документом на основании законодательства или подписанного международного соглашения. Физлицо без гражданства подтверждает свою личность через разрешение на временное пребывание, которое оформлено как отдельный документ или как вид на жительство.

Иностранцы обязаны документально подтверждать знание русского языка, а также истории и основ законодательства РФ. Это нужно при оформлении вида на жительство, разрешения на работу, патента, разрешения на временное проживание.

Документы для приема на работу иностранца

При трудоустройстве иностранного гражданина у работодателя должен быть комплект документов, список которых зависит от статуса физлица.

Если иностранец временно пребывающий, работодателю нужно сделать следующее:

  • обратиться в центр занятости населения для поиска работников. Так нужно сделать, чтобы потом инспекторы подтвердили целесообразность найма иностранцев вместо россиян;
  • получить разрешение от территориального отдела ГУ МВД по вопросам миграции. Для этого подается заявление из Приложения № 1 к Приказу МВД от 19.06.2017 г. № 392. Решение о выдаче разрешения или отказа в нем принимается госорганами не позже 30 календарных дней с момента поступления заявления. Компания получает уведомление в течение 3-х дней с даты принятия соответствующего решения.

Работодатель может трудоустроить временно пребывающего в визовом порядке иностранца, если у физлица оформлено разрешение на работу. Документ по умолчанию получает работодатель, когда обращается в ГУ МВД по вопросам миграции.

Если иностранец постоянно проживающий, то он трудоустраивается без специального разрешения. Иными словами принимается на работу также, как и российские граждане.

Как оформить трудовой договор с иностранным сотрудником в 2022 году

С иностранным сотрудником заключают либо трудовой, либо ГПХ договор. В трудовом договоре нужно указать не только общие сведения по иностранцу, но также и иную информацию в зависимости от его статуса:

  • если временно пребывающий — информацию о разрешении на работу или патенте;
  • если временно проживающий — информацию о разрешении на временное проживание;
  • если постоянно проживающий — информацию о виде на жительство.

Кроме того, в трудовом договоре, заключенном с временно пребывающим иностранным работником, требуется зафиксировать основание, по которому этому сотруднику будут оказывать медпомощь в период действия этого договора.

Если этого не сделать, работодателя оштрафуют на сумму до 1 млн. руб. или приостановят его деятельность на срок до 90 дней (ч. 3 ст. 18.15 КоАП).

Иностранные работники обязаны состоять на учете в ИФНС, а порядок такой постановки зависит от того, имеется ли у физлица место жительства или пребывания, недвижимость или транспортное средство.

Если указанные объекты у его есть, то работодателю не нужно подавать в ИФНС заявление о постановке на учет мигранта. В этой ситуации МВД самостоятельно извещает налоговиков о факте учета или регистрации этого физлица. И тогда ИФНС автоматически ставит его на налоговый учет.

Если же указанный объектов у иностранца нет, тогда работодатель ставит мигранта-сотрудника на налоговый учет в ИФНС (п. 7.4 ст. 83 НК).

Иногда работодатель заинтересован в том, чтобы принять на работу иностранных граждан. Оно и понятно: труд их не так дорог, да и в квалификации они порой не уступают нашим соотечественникам. Но не все, кто хотел бы, решаются на такой шаг, поскольку наслышаны о сложностях оформления документов для трудоустройства иностранцев.

Впрочем, не все так страшно. В статье изложим общий порядок получения разрешения на работу иностранному лицу, обратим внимание на документы, которые необходимо предоставить ФМС, и назовем причины, по которым в выдаче разрешения на работу может быть отказано.

Разрешение на работу: основные понятия.

Разрешение на работу может быть выдано иностранному гражданину на срок временного пребывания или на срок действия трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год со дня въезда иностранца в Россию (ст. 13.1Закона №115-ФЗ). Однако ст. 13.2 установлены исключения из данного правила для высококвалифицированных специалистов – разрешение на работу для них выдается на срок действия заключенного трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года, с правом многократного продления.

А что происходит с разрешением на работу, если иностранный сотрудник хочет сменить место работы? В таком случае на основании п. 7.6 ст. 13.1 Закона №115-ФЗ он обязан в течение семи рабочих дней обратиться в территориальный орган ФМС для внесения изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу.

Необходимо помнить, что в силу ст. 13 Закона №115-ФЗ временно пребывающие в России иностранные граждане могут работать только в том субъекте РФ, на территории которого им выдано соответствующее разрешение. Но из этого правила Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 №564н сделаны исключения. Так, согласно данному документу временно пребывающие в России иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу, в следующих случаях:

  • при направлении в служебную командировку (продолжительность трудовой деятельности иностранца вне пределов указанного субъекта РФ не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу);
  • если работа выполняется в пути или носит разъездной характер (общая продолжительность трудовой деятельности вне пределов указанного в разрешении на работу субъекта РФ не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения).

К сведению: Приказом Минздравсоцразвития РФ № 564н утверждены перечни профессий (должностей), по которым временно пребывающие в РФ иностранные граждане могут выполнять трудовые функции вне пределов субъекта РФ, где им разрешена работа.

Кому не нужно разрешение на работу?

Порядок получения разрешения на работу, установленный Административным регламентом , не распространяется на иностранных граждан:

Документы, необходимые для получения разрешения на работу.

Для получения разрешений на работу иностранным гражданам, прибывающим в Россию в порядке, требующем получения визы, работодатели, заказчики работ (услуг) или уполномоченные ими лица представляют в ФМС или ее территориальный орган следующие документы:

  1. Заявление о выдаче разрешения на работу на каждого привлекаемого иностранного гражданина. Форма такого заявления утверждена Приказом ФМС РФ от 25.12.2006 №370.
  2. Цветную фотографию иностранного гражданина размером 30 x 40 мм.
  3. Копию документа, удостоверяющего личность иностранного работника. Обратите внимание: срок действия документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина, должен оканчиваться не ранее шести месяцев со дня подачи заявления о выдаче разрешения ( п. 49 Административного регламента ).
  4. Копию документа об образовании, квалификации, полученных иностранным работником в иностранном государстве, или справку об эквивалентности такого документа российскому диплому (свидетельству) о профессиональном образовании.
  5. Медицинские справки, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных Перечнем инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 №188.
  6. Сертификат об отсутствии у иностранца заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
  7. Квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу за каждого привлекаемого работника.
  8. Копию специального разрешения на въезд иностранного гражданина на территорию, на посещение организации или объекта.

Если же разрешение на работу предполагается получить для иностранца, прибывшего в Россию в порядке, не требующем получения визы, вышеуказанный перечень дополняется следующими документами:

  • миграционная карта с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Россию или отметкой территориального органа ФМС о выдаче ему указанной миграционной карты;
  • трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные и оформленные в соответствии с законодательством РФ.

Сертификат об отсутствии ВИЧ.

Постановлением Правительства РФ от 25.11.1995 №1158 установлены требования к сертификату об отсутствии ВИЧ-инфекции. Сертификат должен содержать:

  • паспортные данные или данные документа, его заменяющего (имя, фамилия обследованного; день, месяц, год рождения; № паспорта или документа, его заменяющего; страна постоянного или преимущественного проживания);
  • сведения о планируемом периоде пребывания в Российской Федерации;
  • информацию о проведенном исследовании крови на наличие ВИЧ-инфекции (дата проведенного исследования; подпись врача, выполнившего исследование; серия диагностикума, с помощью которого проводилось исследование; печать учреждения, где произведено исследование; подпись обследованного).

Такой сертификат заполняется на русском и английском языках и действителен в течение трех месяцев со дня проведения исследования.

Основания для отказа в выдаче разрешения.

В некоторых случаях даже при правильно собранных и оформленных документах в выдаче разрешения на работу иностранным гражданам может быть отказано.

Иностранцам, в том числе прибывшим в Россию в порядке, не требующем получения визы, не выдается, а выданное разрешение на работу аннулируется территориальным органом ФМС в случаях, если иностранный гражданин:

  • выступает за насильственное изменение основ конституционного строя России, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или ее граждан;
  • финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;
  • в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на работу, подвергался административному выдворению за пределы РФ, депортировался либо передавался иностранному государству в соответствии с международным договором о реадмиссии;

К сведению: реадмиссия – это разрешение государства на повторный въезд лица (своего гражданина, гражданина третьей страны или лица без гражданства), который незаконно въехал или пребывал в другом государстве.

  • представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
  • осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

Обратите внимание: разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, если он не достиг совершеннолетия, и в случае привлечения работодателем иностранных граждан к трудовой деятельности сверх численности, установленной в разрешении на привлечение и использование иностранных работников данному работодателю или заказчику работ (услуг) (п. 30.3 Административного регламента).

  • имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
  • неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан;
  • выехал из РФ в иностранное государство для постоянного проживания;
  • находится за пределами России более шести месяцев;
  • является больным наркоманией;
  • не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);
  • страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих (Постановление Правительства РФ от 02.04.2003 № 188);
  • прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы, и в течение 30 суток со дня получения разрешения на работу не представил в территориальный орган ФМС документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии у него ВИЧ-инфекции;
  • прибыл в РФ в порядке, не требующем получения визы, и в течение 15 рабочих дней с даты досрочного расторжения трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) не заключил нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Помимо указанных выше случаев в выдаче разрешения на работу может быть отказано в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина в Российской Федерации.

Порядок получения разрешения.

Напомним, что для получения разрешения на работу иностранным гражданам работодатель, заказчик работ (услуг) представляет непосредственно в ФМС или ее территориальный орган документы, установленные Административным регламентом и перечисленные выше.

Обратите внимание, что порядок получения разрешения на работу для иностранного работника его работодателем установлен в отношении иностранцев, которые прибыли в Россию для осуществления трудовой деятельности в порядке, требующем получения визы.

Разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Россию в порядке, не требующем получения визы, выдается лично при предъявлении им документа, удостоверяющего его личность.

Срок принятия решения о выдаче разрешения на работу составляет 30 дней со дня подачи всех необходимых документов. Этот срок может быть увеличен, если для принятия решения о выдаче разрешения требуется экспертиза документов. Однако в любом случае, даже с учетом такой проверки, срок принятия решения не может превышать 45 дней со дня подачи документов.

Разрешение на работу оформляется на бланке, имеющем высокую степень защиты от подделок.

Продление срока действия разрешения на работу.

Законом № 115-ФЗ установлено, что срок действия разрешения на работу может быть продлен. Для этого иностранный гражданин должен не позднее 15 рабочих дней до окончания срока действия разрешения представить в территориальный орган федеральной миграционной службы:

  • заявление о продлении срока действия разрешения. Форма данного заявления предусмотрена Административным регламентом;
  • трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные и оформленные в соответствии с законодательством РФ;
  • сведения о видах трудовой деятельности, осуществлявшейся иностранным гражданином на основании полученного им разрешения на работу. Форма такого документа утверждена Приказом ФМС РФ от 20.07.2010 № 223;
  • документы, подтверждающие отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения, а также сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции;

К сведению: если у иностранного гражданина нет документов, подтверждающих его постановку на учет по месту пребывания, но при этом сведения о его постановке на миграционный учет присутствуют в государственной информационной системе миграционного учета, то непредоставление указанных документов не является основанием для отказа в продлении разрешения на работу.

  • документы, подтверждающие постановку иностранного гражданина на учет по месту пребывания.

Решение о продлении срока действия разрешения на работу принимается в течение трех рабочих дней со дня представления иностранным гражданином заявления с приложением всех необходимых документов. Отметим, что оно принимается без учета квот на выдачу таких разрешений. Отказ в продлении возможен только в случае непредставления указанных документов.

Вопрос: По какому основанию можно уволить иностранного работника в случае аннулирования выданного ему разрешения на работу либо истечения срока его действия? На что ссылаться в приказе и трудовой книжке?
А.В. Кузьмина, специалист по кадрам, ООО "Стройактив", г. Москва


Ответ: По общему правилу иностранный гражданин, прибывший на территорию РФ на основании визы или в безвизовом порядке, имеет право осуществлять трудовую деятельность в нашей стране только при наличии у него разрешения на работу 1. Исключения касаются лишь отдельных категорий иностранцев.

При этом для отдельных категорий иностранных работников законодатель предусмотрел возможность продления срока действия разрешения на работу. Так, разрешение, выданное "безвизовому" иностранцу, получившему разрешение на временное проживание в РФ, может быть продлено на срок действия разрешения на временное проживание 4.

Однако если срок действия разрешения на работу закончился и основания для его продления отсутствуют (либо иностранец не предпринял необходимых для такого продления действий), то перед работодателем неизбежно возникает вопрос об увольнении данного сотрудника. Аналогичный вопрос встает и в случае аннулирования выданного иностранцу разрешения на работу, которое производится по решению ФМС России или ее территориального органа при наличии предусмотренных законом оснований 5. Ведь аннулированное разрешение на работу утрачивает силу, а потому уже не подтверждает право иностранного работника на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности.

Итак, являются ли истечение срока действия разрешения на работу или его аннулирование основаниями для прекращения трудового договора с иностранным работником?

Напомним, что ТК РФ закрепляет как общие (то есть применимые к любым работникам) 6, так и специальные (применяются лишь к отдельным категориям сотрудников) 7 основания прекращения трудового договора. Причем перечень оснований увольнения, предусмотренный ТК РФ, не является исчерпывающим, поскольку иными федеральными законами могут быть предусмотрены и другие основания прекращения трудового договора 8.

В ТК РФ предусмотрено лишь одно специальное основание увольнения, касающееся иностранных работников: приведение общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников, установленной Правительством РФ для работодателей, осуществляющих на территории России определенные виды экономической деятельности 9.

Но оно неприменимо к ситуации, когда истек срок действия или аннулировано выданное иностранному сотруднику разрешение на работу.

В других федеральных законах первоначально не были отражены специальные основания для прекращения трудовых отношений с иностранными работниками. По этой причине работодатели применяли общие основания.

В частности, если срок действия разрешения на работу заканчивался, то иностранного сотрудника нередко увольняли по пункту 9 части первой статьи 83 ТК РФ - истечение срока действия, приостановление действия на срок более 2 месяцев или лишение работника специального права, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Работодатели исходили из того, что их иностранные работники относятся к тем категориям сотрудников, которые могут выполнять свои трудовые обязанности только при наличии у них специального права, под которым в данном случае понималось выданное в установленном порядке разрешение на работу. Ведь четкого определения, что является "специальным правом работника", ТК РФ не дает. Законодатель приводит лишь примерный перечень видов таких прав (лицензия; право на управление транспортным средством; право на ношение оружия; другое специальное право).

Прекращение трудового договора по рассматриваемому основанию возможно лишь при соблюдении ряда условий:

1) срок действия специального права истек, приостановлен более чем на 2 месяца или прекращен вследствие лишения, что влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору;

2) работника невозможно перевести с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую данный сотрудник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

Заметим, что правомерность применения этого основания увольнения к иностранным работникам подтверждалась разъяснениями специалистов Минздравсоцразвития России 10.

Однако чиновники Роструда придерживались противоположной точки зрения. Они полагали, что применение пункта 9 части первой статьи 83 ТК РФ в отношении иностранных работников невозможно ввиду того, что здесь не выполняется одно из упомянутых выше условий. Ведь до увольнения работодатель не сможет предложить такому сотруднику перевод на другую имеющуюся работу, поскольку иностранец вообще не может осуществлять трудовую деятельность без соответствующего разрешения 11.

Отдельные специалисты в области трудового права были солидарны с этой точкой зрения. Так, Д.Л. Щур и Л.В. Щур-Труханович отмечали, что серьезное препятствие "заключается в невозможности применения части второй статьи 83 Кодекса: согласно ей прекращение трудового договора по пункту 9 части первой статьи 83 Кодекса допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья; при этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности; предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В случае истечения срока права иностранного гражданина (лица без гражданства) на проживание в Российской Федерации или права на осуществление трудовой деятельности либо лишения иностранного гражданина (лица без гражданства) названных прав работодатель не может выполнить вышеизложенные требования, поскольку иностранный гражданин (лицо без гражданства) абсолютно лишается возможности продолжать трудовые отношения" 12.

К настоящему времени ситуация изменилась и поводов для прежних дискуссий и споров не осталось. 1 июля 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 19.05.2010 № 86-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В результате в России появилось специальное основание увольнения иностранных работников, которое было сформулировано так: "В случае аннулирования разрешения на работу или истечения срока действия разрешения на работу, если отсутствуют основания для продления указанного срока либо если иностранный гражданин не предпринял действий, требуемых для такого продления в соответствии с настоящим Федеральным законом, трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные с иностранным гражданином, подлежат прекращению" 13.

Как видим, приведенная норма распространяется не только на трудовые, но и на гражданско-правовые договоры на выполнение работ (оказание услуг), заключенные с иностранными работниками.

Применяться это специальное основание прекращения трудовых отношений должно корректно, поскольку в кадровых документах (приказе об увольнении, трудовой книжке, личной карточке работника) причина прекращения трудового договора должна указываться в точном соответствии с формулировками ТК РФ или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи ТК РФ или иного федерального закона.

Приведем образцы оформления приказов о прекращении трудового договора и соответствующих записей в трудовой книжке в трех ситуациях:

- если аннулировано разрешение на работу ;

Описание: http://www.vkursedela.ru/images/170/81-1.jpg

Образец записи в трудовой книжке о прекращении трудового договора в случае аннулирования разрешения на работу

Описание: http://www.vkursedela.ru/images/170/81-2.jpg

- если истек срок действия разрешения на работу и отсутствуют основания для его продления;

Описание: http://www.vkursedela.ru/images/170/82-1.jpg

Образец записи в трудовой книжке о прекращении трудового договора в случае истечения срока действия разрешения на работу, если отсутствуют основания для продления указанного срока

Описание: http://www.vkursedela.ru/images/170/82-2.jpg

- если истек срок действия разрешения на работу, а иностранец не предпринял никаких действий для его продления.

Описание: http://www.vkursedela.ru/images/170/83-1.jpg

Образец записи в трудовой книжке о прекращении трудового договора в случае истечения срока действия разрешения на работу, если иностранный гражданин не предпринял действий, требуемых для такого продления

Описание: http://www.vkursedela.ru/images/170/83-2.jpg

Таким образом, в настоящее время увольнение иностранного работника, разрешение на работу которого аннулировано или срок его действия истек, производится на основании пункта 9.3 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

1) п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в ред. от 18.07.2011)

2) ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (в ред. от 18.07.2011)

3) п. 12 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (в ред. от 18.07.2011)

4) п. 7.2 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (в ред. от 18.07.2011)

5) п. 9, 9.1, 9.2 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (в ред. от 18.07.2011)

7) ст. 278, 288 и др. ТК РФ

10) письмо Минздравсоцразвития России от 26.02.2010 № 656-12

11) письмо Роструда от 20.05.2009 № 320-2-3

12) Щур Д.Л., Щур-Труханович Л.В. Прекращение трудового договора: комментарий к главе 13 Трудового кодекса РФ

13) п. 9.3 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (в ред. от 18.07.2011)

На сайте МВД Кабардино-Балкарской республики опубликованы подробные разъяснения действия временных мер по урегулированию правового положения иностранных граждан после 1 октября 2021 г. Приводим текст публикации целиком:

Иностранные граждане, не воспользовавшиеся данной возможностью, с 1 октября 2021 г., будут считаться незаконно находящимися на территории Российской Федерации и подлежат ответственности в соответствии с действующим законодательством.

С 1 октября 2021 г. полностью прекращает свое действие запрет на принятие в отношении иностранных граждан решений об административном выдворении за пределы Российской Федерации, депортации, реадмиссии, нежелательности пребывания (проживания), не разрешении въезда и сокращении срока временного пребывания.

В период действия остальных положений Указа работа с иностранными гражданами осуществляется с учетом следующих особенностей.

В обозначенный Указом период иностранные граждане, урегулировавшие свое правовое положение, вправе обратиться с заявлениями о выдаче разрешительных документов для проживания в Российской Федерации. При этом для выезда из Российской Федерации указанной категории иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, по их обращению следует оформлять транзитные визы.

Разрешительные документы на проживание и регистрацию по месту жительства иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, срок действия которых истекает до 31 декабря 2021 г., считаются действительными до 18 июля 2022 г. включительно.

Сроки временного или постоянного проживания в Российской Федерации иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, регистрации по месту жительства, а также сроков действия удостоверений беженца и свидетельств о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, которые истекают после 31 декабря 2021 г., возобновляются с 1 января 2022 г. и считаются продленным на 199 дней с даты окончания.

2. В случае, если иностранный гражданин был привлечен к административной ответственности за нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации при подаче заявления об урегулировании его правового положения, такое привлечение не должно рассматриваться в качестве основания для вынесения решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.

3. Относительно порядка оформления иностранным гражданам разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации, а также их трудоустройства обращаем внимание на следующее.

До конца 2021 года иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, не утратят права на обращение с заявлением о выдаче (переоформлении) патента без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления и заявленной цели визита в Российскую Федерацию.

Право на заключение трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с работодателями или заказчиками работ (услуг) вне зависимости от заявленной цели визита в Российскую Федерацию сохранят иностранные граждане, являющиеся гражданами государств – членов Евразийского экономического союза.

Работодатели или заказчики работ (услуг), имеющие разрешение на привлечение и использование иностранных работников, также смогут обращаться за выдачей (продлением) разрешений на работу иностранным гражданам без учета требований к заявленной цели визита в Российскую Федерацию.

Кроме того, трудовая деятельность иностранных граждан, оформивших трудовые (гражданско-правовые) отношения в соответствии обозначенным порядком, признается законной и после 31 декабря 2021 г.

Таким образом, для всех иностранных граждан, урегулировавших свое правовое положение, сохраняется возможность оформления до окончания текущего года необходимых разрешительных документов и законного осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации на весь период действия таких документов или трудовых (гражданско-правовых) договоров соответственно.

Читайте также: