Что влияет на работоспособность работника

Обновлено: 16.05.2024

"Пустой" трудоголизм, просиживание в офисе и переработки стали новой нормой для работников по всему миру. К такому выводу пришли специалисты компании MAXIS Global Benefits Network (MAXIS GBN) — международного пула, объединяющего 140 страховых компаний в разных странах. По данным их исследования, на которое ссылается Всемирный экономический форум, 79% сотрудников во всем мире перерабатывают в среднем 20,4 часа в месяц, то есть почти три полных рабочих дня.

Россияне не отстают от общемировых трендов и тоже тратят на работу все больше времени — в среднем 21,2 дополнительных часа в месяц.

Перерабатывают все чаще и все дольше

Как выяснили исследователи Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ), в 2017 году 4,5 млн россиян трудились более 40 часов в неделю. При этом три четверти перерабатывали до десяти часов в неделю, а остальные проводили в офисе еще больше времени.

"Оценить в полной мере масштабы переработок довольно непросто, так как в России не распространен формат оплаты работы по часам, как, например, на Западе, и далеко не все компании обладают подобной статистикой. Однако мы замечаем, что с каждым годом на hh.ru растет количество вакансий с пунктом "ненормированный рабочий день", — рассказала руководитель Службы исследований HeadHunter Мария Игнатова.

Президент Superjob Алексей Захаров разграничил понятия трудоголизма и переработок. Первое, по его мнению, вопрос личного выбора, второе чаще диктуется производственной необходимостью или требованием начальства и полностью регламентируется Трудовым кодексом. Перерабатывающий человек, конечно, может быть трудоголиком, но это не одна и та же история, отметил эксперт.

Что кроется за трудоголизмом

Как правило, во главу угла встают экономические причины. Страх перед увольнением, желание получить премию или повышение зарплаты, демонстрация лояльности руководителю и нарабатывание репутации для резюме в будущем — все это заставляет сотрудников выкладываться на работе больше положенного.


Многое значат и социальные причины — например, корпоративная культура. Именно в своеобразном культе "рабочего места" — когда сотрудники думают, что их должны видеть в офисе как можно дольше, специалисты MAXIS GBN винят ставшие нормой переработки. Кроме того, некоторые офисные служащие могут задерживаться, чтобы помочь коллегам, рассчитывая на ответную услугу в будущем, или чтобы получить "ощущение собственной незаменимости и важности".

Исследователи НИУ ВШЭ выделили два типа компаний, в которых по-разному организуют рабочий процесс. Первые строятся по принципу координации, а не подчинения. Их главный ресурс — это сотрудники, чья задача — находить нестандартные и эффективные пути решения возникающих проблем. Работодателю в таких компаниях важен результат, а не количество проведенных в офисе часов. Но именно в таких организациях переработка становится нормой и не приносит ни материальных, ни карьерных выгод.

А вот во втором типе — с функциональной иерархией — работники заняты рутинным интеллектуальным трудом и выполняют типовые задачи по определенным правилам. Как раз здесь переработка становится вынужденной мерой, которая способствует сохранению должности и получению пользы. Как правило, задержки в офисе подтверждают лояльность сотрудника, а карьерному росту в компаниях этого типа способствуют не только качественно выполненные обязанности, но также опыт работы в фирме и отношения с начальством.

Все легко, но есть нюансы.

Мария Игнатова назвала ситуации, когда срочно нужно выполнить какую-то работу или когда того требует начальство, основными причинами переработок. Многие сотрудники российских компаний также признавались, что не успевают выполнять весь объем задач в течение дня. А некоторым респондентам hh.ru лучше работается в пустом офисе. Впрочем, среди объяснений нашлось место и для "просто любимой работы", когда человек не может остановиться.

Почему россияне не считают, сколько денег тратят и зарабатывают

При этом, когда речь заходит об интересе к делу, по данным НИУ ВШЭ, имеет значение возраст работников. Те, кто моложе тридцати, охотнее следуют негласному правилу, что пока ты молод, работать должен больше и дольше. А вот для старшего поколения переработки уже выходят за пределы нормы.

Мешать вовремя выполнять свою работу может и ставшая новым бичом современности прокрастинация. Особенно если ее отягощают неумение правильно организовывать рабочий день или неподходящее офисное пространство, в котором слишком шумно и тяжело сосредоточиться. Советы, как управлять своим расписанием, можно прочитать в другом материале ТАСС.

Нередко заставляют сотрудников оставаться в офисе и психологические проблемы, обращают внимание опрошенные ТАСС психологи. На самом деле это может быть что угодно — от желания полностью контролировать рабочий процесс и неспособность делегировать полномочия до семейных проблем и нежелания возвращаться домой. "В этом случае трудоголизм — это социоприемлемый механизм бегства от решения психологических и социальных проблем", — объясняет врач-психотерапевт высшей категории Александр Федорович.

"Работать больше" не значит "работать хорошо"

Что важно — сверхурочные совсем не способствуют повышению продуктивности, а наоборот — могут стоить компании денег из-за ухудшения здоровья сотрудников, которые чаще болеют и не выходят на работу. Кроме того, если сотрудник проводит больше времени в офисе, еще не значит, что он сделает больше работы, отметил Алексей Захаров. И действительно, по данным MAXIS GBN, почти треть (29%) сотрудников, работающих в условиях культа "рабочего места", рассказали, что, задерживаясь в офисе, не выполняют больше задач, а просто растягивают нагрузку на дополнительное время. Около 20% работников необоснованная необходимость задерживаться в офисе демотивирует, а еще 22% пожаловались на проблемы со здоровьем — как физические, так и психологические.

Эмоциональное выгорание.

Говоря со специалистами MAXIS GBN о причинах самого сильного стресса в их жизни, 35% работников назвали "поддержание баланса между работой и личной жизнью" в условиях, когда от них ждут, что они будут больше времени проводить в офисе. На втором месте — 33% — идут личные и финансовые проблемы. Также многие перечислили в числе стрессовых ситуаций — нагрузку, стабильность работы и издевательства и домогательства в коллективе. А ведь болеющие или находящиеся в стрессе сотрудники — это издержки с точки зрения снижения производительности, высокой текучки кадров, увеличения расходов на оплату больничных и соцобеспечения.

Также следствием регулярных переработок может стать профессиональное выгорание, когда работа становится ненавистной рутиной, отметила Мария Игнатова.

"Не бывает ничего невозможного, бывают инфаркты в 30"

Эта довольно старая мрачная шутка емко и по существу описывает всю суть и возможные последствия неразумного трудоголизма. А лучше всего на вопрос, чем он грозит, пожалуй, могут ответить японцы. Недаром в стране есть специальный термин — кароси, означающий буквально смерть от переработки. Ее основными медицинскими причинами становятся инсульт и инфаркт на фоне стресса.

Как депрессия поражает тело человека

"В первую очередь при систематических переработках страдает центральная нервная система (ЦНС), из-за того что мозг трудоголиков мало отдыхает, а ведь это самый энергоемкий орган. Проблемы с ЦНС в свою очередь способствуют развитию психосоматических заболеваний и появлению патологий желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистых болезней, главные из которых — инсульт и инфаркт", — объяснил врач-кардиолог Низами Гулиев. По его словам, переработки и постоянный стресс приводят к артериальной гипертензии, главный признак которой — длительное и стойкое повышение давления. А это в свою очередь подталкивает развитие ишемической болезни сердца.

Медики уже давно отметили, как сильно "помолодел" инсульт. В 2017 году министр здравоохранения Вероника Скворцова предупредила молодежь, что если раньше редкостью были случаи кровоизлияния в мозг или ишемии в возрасте до 40–45 лет, то сейчас эти болезни могут угрожать уже и 20–30-летним.

"Часто первое, с чем сталкивается перерабатывающий человек, — это недосып. В результате организм начинает подавать сигналы, что нуждается в отдыхе, — усталость, сонливость, головная боль. Если стресс, а регулярная переработка — это именно стресс, становится хроническим, то состояние ухудшается, — рассказала терапевт и врач-диетолог Елена Тихомирова. — При хроническом стрессе повышается тревожность, появляется отечность, снижается или, наоборот, повышается давление. В результате люди, естественно, начинают болеть — обостряются хронические болезни, снижается иммунитет".

Главные вопросы о раке.

А из-за сниженного иммунитета кроме постоянных простудных инфекций нередко возникают псевдоаллергические реакции, потому что иммунная система просто не может адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители. В принципе стресс из-за постоянных переработок затрагивает все системы организма, отметила врач. Боли в позвоночнике, например, с одной стороны, могут быть и психосоматическими — организм буквально "не выдерживает груза ответственности", с другой — сидячий образ жизни негативно сказывается на состоянии опорно-двигательного аппарата. Снижается и психоэмоциональный фон — истощенная психика и постоянный интеллектуальный стресс приводят к апатии, отсутствию нормальных эмоциональных реакций и депрессии.

Недавние исследования ученых из Лондонского университета королевы Марии также показали, что женщины, работающие больше 55 часов в неделю, жалуются на симптомы депрессии на 7,3% чаще тех, чья рабочая неделя укладывается в 35–40 часов. А канадские специалисты предупредили женщин, работающих больше 45 часов в неделю, о повышенном риске развития диабета. У мужчин, работающих с аналогичной нагрузкой, такой закономерности не нашли.

Есть ли выход?

Для решения проблемы переработок нужно понимать, что за ними кроется. "Если сотрудник делает это по собственному желанию, так как, например, хочет перевыполнить план, работа приносит ему удовольствие, и при этом задержки не наносят вреда здоровью и личной жизни, то в этом нет ничего плохого. Человек должен иметь четкое представление, почему он это делает, что его мотивирует", — объяснила Мария Игнатова.

Возможности телемедицины.

Если же через излишне усердную работу человек сублимирует личные проблемы, то лучшим решением для него станет поход к хорошему психологу или психотерапевту. "Работая со специалистом, пациент сможет понять, почему он ушел от реальности в работу", — считает психотерапевт Алексей Борисов. Заметить неладное чаще проще со стороны — семье, друзьям, близким людям. Загвоздка, правда, кроется в том, что трудоголик может отказаться признавать психологические проблемы, отметили и Алексей Борисов, и Александр Федорович, объясняя, что на самом деле извне достучаться до человека практически невозможно.

Все опрошенные ТАСС эксперты отметили, что для России проблема переработок и трудоголизма в принципе новая и поэтому с ней не борются активно, а для многих "трудоголик" по-прежнему звучит как комплимент.

Если начальство регулярно задерживает сотрудника, да еще и не оплачивает сверхурочные, и при этом не хочет обсуждать ситуацию, то лучший выход — обратиться в трудовую инспекцию и поискать новую работу, советует Алексей Захаров.

Мария Игнатова подчеркнула, что, конечно, во многих бизнесах бывает свой "высокий сезон", когда работы очень много, но такой режим не может практиковаться постоянно и должен иметь конечную точку. Ведь одна из важных задач для каждого руководителя — понимать, что происходит с его командой, какими ресурсами, в том числе человеческими, он располагает в каждый момент времени, и правильно распределять задачи и нагрузку с учетом всех факторов. Поэтому на чрезмерную включенность сотрудников в работу стоит обратить такое же серьезное внимание, как, например, и на низкую вовлеченность. Она также подчеркнула, что нестандартные идеи рождаются в момент переключения и отдыха, а развитию нужны не только рабочие форматы.

Кристина Шперлик

Работа руководителя схожа с искусством канатоходца: только ощущение баланса помогает поддерживать здоровую атмосферу в коллективе. Важно найти золотую середину и строго ее придерживаться: стимулировать сотрудников к выполнению обязанностей, не позволяя им работать спустя рукава, но и не отпугивать штрафами и нотациями.

1. Выговоры и штрафы

Можно назвать множество сильных материальных демотиваторов, которые мгновенно снижают коэффициент эффективности. К ним относятся: штрафы, лишение премиальных, сокращение привычных для сотрудников бонусов (бесплатные обеды, оплата мобильной связи, командировочные и пр.).

Марина Хомич, HR-менеджер, рекрутер в компании Viber

«Я уверена, что те времена, когда в работе были эффективны штрафы и нотации, уже давно прошли. Если мы говорим о сотрудниках, которые способны осознавать ответственность за свою работу, то с такими специалистами не будет проблем в принципе.

Если вопросы дисциплины в коллективе все-таки возникли, значит, корень проблемы кроется глубже: либо сотрудник ощущает, что может себе это позволить, либо это выражение протеста, либо ему просто нужно согласовать другой график.

Иван Ильин, сооснователь и главный редактор портала Neo HR

«Корень всего — в правильном формировании коллектива, исходя из потенциала кандидатов, а работа с мотивацией, которая, безусловно, необходима, вторична. Я согласен с Брайаном Трейси, который считает, что мотивировать людей невозможно, но можно устранить факторы, которые мешают работникам самим мотивировать себя.

Нужно грамотно подобрать персонал, а уже потом — создавать дополнительные стимулы и условия. Я имею в виду константу, о которой часто забывают руководители: сотрудник по определению должен работать, выполнять возложенные на него задачи.

Не стоит забывать, что у работников разные мотиваторы. Кому-то важны деньги, кому-то – карьерный рост, третьему удобен график или место работы, у четвертого повышается производительность, когда его заслуги публично отмечает руководство. Необходимо принимать во внимание такие факторы, как возраст коллектива, этап развития, на котором находится компания, и даже сферу деятельности. Уровень развития работника тоже немаловажен. Все эти факторы серьезно влияют на подход руководителя к подчиненным.

2. Рутина и нотации

Не меньший вред могут нанести нематериальные методы демотивации. Особенно от них страдают новички и творческие специалисты, чувствительные к психическому давлению. Даже если зарплата выплачивается в срок и устраивает сотрудников, но атмосфера в коллективе неблагоприятная, большинство работников, скорее всего, уволятся.

Отбить желание работать может отсутствие интересных проектов, скучная и рутинная работа, тупиковые перспективы, равнодушная позиция руководства к заслугам отдельных сотрудников. Плохое влияние оказывают непосильные задания, постоянная критика, неоплачиваемые переработки и другие нарушения Трудового кодекса. Сильное раздражение вызывают нарушения этикета, например, прямые оскорбления со стороны начальства или коллег.

Марина Хомич (Viber)

«Что демотивирует сотрудников больше — это вопрос конкретной личности: кому-то, например, нравится, когда ему ставят сложные задачи, человек расценивает это как возможность роста и развития, а кто-то может счесть, что такие задачи ему ставят специально, чтобы доказать, что он некомпетентен и лишить возможности роста и продвижения по службе.

Иван Ильин (Neo HR)

«Мотивация у разных людей разная. Существуют четыре основных фактора мотивации для всех сотрудников всех компаний: стиль руководства, система вознаграждений, атмосфера в компании, структура работы. И два основных психологических демотиватора — страх неудачи и страх быть отвергнутым. Известно, что стиль руководства серьезно влияет на психологический климат в коллективе. Он должен быть уместным: ротой спецназа нельзя управлять так же, как коллективом делопроизводителей.

Любой человек нуждается в уважительном отношении. Грубость руководителя или коллег — сильный демотивирующий фактор для всех. Структура работы зависит от поставленных задач: бывает работа творческая, бывает — рутинная. Характер выполняемой работы должен соответствовать компетенциям и психологическому типу исполнителя.

Константин Вергун, HR-директор в компании LinguaLeo

3. Коллеги-демотиваторы

Также раздражать могут неуравновешенные личности с повышенной эмоциональной реакцией, любители пожаловать руководству на коллег, любимчики. Очевидно, что руководитель должен незамедлительно реагировать на любые изменения, происходящие в команде и уделять особое внимание атмосфере, царящей в офисе.

Марина Хомич (Viber)

Иван Ильин (Neo HR)

Константин Вергун (LinguaLeo)

Если мотивация уже снизилась…

Руководителю следует постоянно следить за уровнем мотивации сотрудников, общаться с ними. Демотивацию проще искоренить сразу, в самом начале, а если руководитель честен, открыт и искренен, то сотрудники будут такими же и поделятся причиной своего беспокойства.

Что делать, если сотрудники уже потеряли мотивацию и это заметно?

Марина Хомич (Viber)

«Нужно выяснить, что стало причиной спада работоспособности, и работать над ее устранением. Но устранить причину можно не всегда. Например, если это неинтересные задачи, а заказчика, проект или саму работу нельзя изменить, то лучше отпустить скучающих сотрудников и нанять тех, кого именно эти задачи будут вдохновлять.

Я уверена, что ни повышение зарплаты, ни бонусы, ни социальные активности не изменят мотивации, она черпается исключительно из сути задач, которые приходится выполнять.

Если задачи и результат их выполнения расходятся с целями работников, то вопрос прекращения трудовых отношений — это вопрос времени. Это время можно затянуть с помощью переплат или каких-то сверхусилий, но зачем переплачивать за работу, которая в итоге будет сделана некачественно, потому что человеку, который ее выполняет, она не нравится?

Иван Ильин (Neo HR)

Константин Вергун (LinguaLeo)

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Признаки стресса на работе

Как понять, что с профессиональным стрессом необходимо что-то делать? В этом вам помогут признаки профессионального стресса, ведь влияние стресса бывает воистину непредсказуемым:
Физические признаки стресса на работе: головная боли, зубная боль, боль в груди, боли в сердце, одышка. Учащение сердцебиения, высокое кровяное давление, боли в мышцах, расстройство желудка, запор или диарея. Повышенное потоотделение, усталость, бессонница, снижение иммунитета.
Психосоциальные признаки стресса на работе: беспокойство, раздражительность, печаль, гнев. Частые перепады настроения, гиперчувствительность, апатия, депрессия, замедленная реакция или скачкообразность мыслей. Ощущение тревоги, беспомощности и безнадежности.
Поведенческие признаки стресса на работе: переедание или потеря аппетита, нетерпение, раздражительность, озлобленность, увеличение употребления алкоголя, никотина или наркотиков, социальная самоизоляция (нежелание общаться с другими людьми), пренебрежение ответственностью, низкая производительность труда, несоблюдение правил элементарной личной гигиены, изменение отношений в семье.

Следуя незатейливым рекомендациям можно легко держать стресс на рабочем месте под контролем:
- Будьте доброжелательны с коллегами и подчиненными;
- Совершенствуйте свои коммуникативные навыки – учитесь говорить так, чтобы вас понимали именно так, как вы хотите;
- Соблюдайте принципы тайм менеджмента, учитесь управлять временем;
- Повышайте квалификацию – обязательно посещайте запланированные на работе курсы и тренинги;
- Регулярно выполняйте простые физические упражнения перед выходом на работу: лежа в постели можно сделать 20 повторений упражнения для мышц брюшного пресса. После чего встать, потянуться вверх в течение 10 секунд. Далее, не спеша сделать 20-30 приседаний, и если получится – отжиманий. Кроме того, после работы нужна легкая аэробная нагрузка, например, 30-ти минутная прогулка быстрым шагом или часовая прогулка перед сном в спокойном и размеренном темпе.

Что сделать, чтобы избежать стресса на работе?

Когда люди находятся под действием профессионального стресса, они становятся злыми и раздражительными. Такое состояние не лучшим образом сказывается на качестве их работы и производительности труда. Именно поэтому стресс лучше предупредить, чем бороться с непредсказуемым влиянием стресса на работу. Кроме того, профессиональный стресс не только уменьшает производительность труда, ухудшает взаимоотношения с руководством, коллегами и подчиненными Стресс на рабочем месте оказывает самое пагубное влияние на здоровье. Ведь самое опасное в стрессе на работе – это продолжительность и очень часто – отсутствие возможности адекватной реакции на раздражитель. Ведь согласитесь, неразумно посылать босса, когда он того заслуживает – и, как результат – стресс.

Почему мы испытываем стресс на работе? Для профессионального стресса есть множество весьма веских причин:

- Страх увольнения. Потеря работы и стресс, безусловно связанные понятия.

- Рост требований со стороны начальства без увеличения заработной платы.

- Необходимость постоянно поддерживать определённый уровень работы.

Когда напряжение на работе уменьшает работоспособность или существенно влияет на личную жизнь, самое время принимать меры. Сначала важно обратить внимание на физическое и эмоциональное здоровье. Здоровому человеку гораздо проще противостоять стрессу. Чем лучше вы себя чувствуете, тем проще вам будет справляться со стрессом, когда работа становится непосильной.

Забота о себе не требует кардинального переворота в образе жизни. Даже пустяки могут поднять настроение и повысить уровень энергии. Сделайте всего один шаг и вскоре вы увидите, что количество стресса в жизни значительно сократилось. После этого, возможно, захочется сделать другие шаги для достижения баланса и гармонии в своей жизни.

1 шаг - жизнь в движении. Спорт – это потный, но эффективный способ подъёма настроения, повышения энергии, обострения внимания и расслабления для ума и тела. Для максимального расслабления вам потребуется 30 минут ежедневных интенсивных физических нагрузок.

3 шаг – все в меру. Потребление алкоголя важно сократить до минимума. Понимание, что простая передозировка алкоголя снижает работоспособность организма человека вдвое на 3-4 дня – хороший аргумент в пользу умеренного потребления в течение рабочей недели и не только. Курение способствует снижению иммунитета, разрушает сосуды, наносит непоправимый вред легочной системе и снижает работоспособность на 25-30% - выводы делайте сами. Еще никотин повышает уровень тревоги, а это прямая дорога к депрессии.

4 шаг – здоровый сон. Беспокойство и стресс – главные причины бессонницы. Однако недосып снижает работоспособность, реакцию и способность концентрироваться, что на рабочем месте неминуемо ведет к стрессу. Бессонница ставит под угрозу способность противостоять стрессам. Гораздо легче сохранить эмоциональное равновесие, когда вы хорошо отдохнули.

Как снять стресс на работе? Когда стресс на рабочем месте не дает покоя, невозможно просто игнорировать его. К счастью, есть простые способы восстановления контроля над ситуацией. Ваша способность к самоконтролю будет восприниматься окружающими как сила, что приведёт к улучшению ваших отношений с коллегами и начальством.

Вот несколько советов для снижения стресса на работе за счёт улучшения организации и правильного выбора жизненных ориентиров и профессиональных приоритетов:

- Создание сбалансированного графика. Проанализируйте ваше расписание, обязанности и повседневные задачи. Помните, что ваша работа не должна быть игрой на выживание. Постарайтесь найти баланс между работой и семейной жизнью, общественной деятельностью и хобби, ежедневной ответственностью и отдыхом.

- Не перегружайте себя. Избегайте постоянного напряжения. Старайтесь не откладывать выполнения множества важных задач на последний день.
Просыпайтесь раньше. Запас в 10-15 минут избавит вас от спешки и утреннего стресса. Ранний подъём сделает ваш день немного длиннее и позволит вам быть пунктуальнее.

- Делайте регулярные перерывы в работе. Убедитесь, что вы делаете короткие передышки для своих мозгов в течение дня. В обед постарайтесь уйти со своего рабочего места. Короткий отдых поможет вам расслабиться, это поможет вам работать продуктивно.

Советы по снижению стресса на рабочем месте:

- Список приоритетных задач. Составьте список задач, которые вы должны решить в порядке убывания их важности. В первую очередь уделяйте внимание наивысшим приоритетам. Если вам необходимо сделать что-то не особенно приятное, займитесь этим как можно раньше. А оставшуюся часть дня посвятите более приятным делам и обязанностям.

- Разбивайте крупные проекты на части. Если крупный проект кажется невыполнимым, не бойтесь, просто разбейте его на большое количество маленьких этапов-шагов и выполняйте их постепенно. Сосредотачивайтесь на выполнении каждого шага в отдельности, вместо того чтобы думать обо всём и сразу.

Сокращение стресса на работе при помощи эмоционального самоконтроля

Эмоциональный самоконтроль на рабочем месте состоит из четырех основных компонентов:

* Самосознание – способность распознавать свои эмоции и понимать их влияние на ваши решения.

* Самоуправление - способность контролировать свои эмоции и поведение и адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.

* Общественное сознание - способность чувствовать, понимать и реагировать на чувства и эмоции других людей. Помогает комфортно себя чувствовать в коллективе.

* Управление отношениями – способность вдохновлять, влиять и взаимодействовать с другими людьми, желание и умение регулировать конфликты.

К примеру, смена места работы – тоже стресс. Как эмоционально подготовить себя к новому коллективу и с наименьшими эмоциональными потерями пережить первое время на новом месте? Вам необходимо постепенно развить в себе навыки эмоционального и невербального способа общения, которые включают в себя следующие приёмы:

* Признайтесь себе, что вы, возможно, будете испытывать стресс. Подготовьтесь к стрессу психологически – вспомните состояние внутренней гармонии и умиротворения. Постарайтесь научиться входить в это состояние в любой ситуации. Возможно, в этом вам поможет глубокое дыхание или воспоминания о счастливых моментах жизни.

* Научиться распознавать и эффективно использовать невербальные сигналы, которые составляют 95-98% от вашего процесса коммуникации. Помните, что важно не то, что вы говорите, а как вы это говорите.

* Смейтесь. Ничто так не разряжает атмосферу, как хорошая шутка. Но знайте меру, т.к. шутки над другими людьми могут привести к обратному эффекту. Не смейтесь над коллегами.

Учитесь слушать. Человек, который умеет слушать, очень ценен.

Справляемся со стрессом после увольнения с работы.

Никто из нас не застрахован от ударов судьбы. В наши тяжелые времена потеря работы совсем не редкость, фирмы закрываются неожиданно и многие сотрудники не готовы к такому повороту, и после потери работы впадают в глубокую депрессию и не только не могут, но и не желают искать новую работу.

Универсального средства от плохого настроения и депрессии не существует, но можно выделить ряд элементарных решений, которые в итоге приведут ваше состояние в норму. Увольнение – это всегда стрессовый фактор и основная причина депрессии, поэтому чтобы пережить стрессовую ситуацию с наименьшими потерями необходимо придерживаться некоторых правил. Симптомы стресса после потери работы могут быть различными – это лень, потеря аппетита, раздраженность, эмоциональное и физическое истощение, плохое настроение и самочувствие.

Движение – это жизнь, поэтому, не смотря не на что, гуляйте, делайте физические упражнения, двигайтесь, ходите по магазинам, кафе, встречайтесь с друзьями и больше времени уделяйте родным и близким людям. Посетите те места, куда вы в прошлом по причине высокой занятости на работе не могли сходить. Это может быть кинотеатр, различные муниципальные учреждения, диспансеризация в поликлинике или визит к стоматологу. Запишитесь в бассейн, фитнесс или на курсы повышения квалификации. Тратьте на сон не больше чем 8 часов в сутки.

Постарайтесь во всем найти вдохновение, смотрите фильмы, читайте книги, представляйте себя работающей на новой интересной должности или с наслаждением мечтайте как возвращаетесь к своей старой профессии, только на новом месте. Рисуйте образы своих новых коллег по специальности. Все это поможет соскучиться по работе и с новыми силами приниматься за ее поиски. Хороший метод избавиться от эмоционального напряжения – излить душу, расскажите о наболевшем близкому другу или родственнику, поплачьте, вспомните все, что вас тревожит, но только один раз. Расскажите и забудьте.

Настройте себя на положительный лад, чтобы с вами не произошло, будь то потеря работы или любая другая стрессовая ситуация, ничего уже не изменить, но продолжать жить и работать все равно придется. Перестаньте винить себя и искать в себе отрицательные стороны, возьмите себя в руки и в любой ситуации ищите лишь положительные моменты. Вспомните о своих достоинствах, запишите их на бумаге, тем самым вы поднимите свою самооценку и с легкостью найдете новую работу. Хорошие специалисты нужны всегда и везде, внушите себе, что вы квалифицированный работник, позитивный человек и отличный коллега. Даже если с первого раза не удастся найти подходящую работу, не отчаивайтесь, продолжайте поиски и работу над собой, тогда такая причина стресса как потеря работы, покажется вам пустяком.


Одна из причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве – необеспеченность работников потребными средствами индивидуальной защиты либо их неприменение работниками. Современные технологии производства СИЗ достигли такого уровня, что позволяют создавать действительно эффективную защиту от опасных и вредных производственных факторов, но люди продолжают погибать и получать травмы и профзаболевания. Тут либо работодатели не понимают ситуации и хотят сэкономить на затратах, либо работники безответственно относятся к собственной защите, а работодатели неэффективно их контролируют. Давно замечено, что опытные работники часто адаптируются к опасности и не используют СИЗ, считая, что они и так справятся.

Кнут и пряник для работодателя

В качестве поощрения работодателя предусмотрена возможность получения денежных выплат от ФСС России на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний в размере до 20% сумм страховых взносов, начисленных работодателем за предшествующий календарный год (п. 2 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н). Но если был допущен несчастный случай или профзаболевание у работника, то размер финансовых средств на предупредительные мероприятия будет уменьшен на сумму выплат пособий по временной нетрудоспособности, а значит на такую же сумму возрастают косвенные финансовые потери предприятия.

Не стоит забывать и о величине незапланированных штрафов, накладываемых на должностных лиц или саму организацию за нарушение государственных нормативных требований охраны труда. За необеспечение работников СИЗ ст. 5.27.1 КоАП РФ установлены довольно значительные суммы штрафов: от 20 до 200 тысяч рублей в случае повторного нарушения. В случае смертельного исхода на производстве работодатель может привлекаться к уголовной ответственности по ст. 143 УК РФ, и заплатить штраф до 400 000 рублей.

Как заставить работника

Давайте разберемся с работниками. Ст.214 ТК РФ обязывает работника правильно применять СИЗ, но менталитет российского работника чаще всего не отвечает требованиям правовых норм. Здесь рецепт один – обучение и воспитание, а также принятие мер поощрения и наказания.

Очевидно, что рабочий будет верить в безопасность своего труда только в той мере, в какой будет верить его непосредственный руководитель. Воспитание личным примером, неформальное обучение правильному использованию и уходу, постоянный контроль за правильным применением СИЗ – это кропотливая ежедневная работа непосредственного руководителя, специалиста по охране труда, да и всех звеньев управления производством, включая в том числе и первого руководителя организации.

Специалист по охране труда при проведении вводного инструктажа должен закладывать основы безопасного труда, акцентируя внимание работников не только на порядок и нормы выдачи СИЗ, но и обращая внимание на психологические аспекты. Необходимо для наглядности привести примеры несчастных случаев, где СИЗ могли бы спасти жизнь работнику, предотвратить его заболеваемость от воздействия вредных факторов. Например, человеку выдали противошумные наушники, но он игнорировал требования охраны труда и через час их снял. Работнику никто не объяснил, что длительный шум влияет не только на слух и может привести к тугоухости: он делает человека нервным, ухудшает самочувствие, снижает работоспособность и скорость движения, замедляет умственный процесс. Шум влияет на систему пищеварения и кровообращения, сердечно-сосудистую систему. В случае постоянного шумового фона до 70 дБ возникает нарушение эндокринной и нервной систем, до 90 дБ – нарушает слух, до 120 дБ – приводит к физической боли, которая может быть нестерпимой. Шум не только ухудшает самочувствие человека, но и снижает производительность труда на 10-15 %. Все это может повлечь не только ухудшение здоровья работника, но и аварийную ситуацию на производстве.

Культура безопасности на производстве

Цель обучения применения СИЗ не просто запугать людей примерами несчастных случаев, привлечением к ответственности, а изменить отношение к собственной безопасности. Работники воспринимают информацию лучше, когда могут видеть и слышать то, чему их учат, поэтому материалы обучения должны включать сопроводительные визуальные материалы, презентации, фотографии, фильмы. В ходе инструктажей у работника должна вырабатываться психологическая установка на выполнение требований охраны труда и формироваться положительная мотивация.

Работодателям хорошо бы иметь систему поощрения за образцовое выполнение требований безопасности труда, применение работниками СИЗ: выплачивать премии, обеспечить широкую гласность как при производственных травмах, так и в случае их предотвращения. Система поощрений и наказаний должна нейтрализовать все факторы, способствующие нарушениям действующих правил.

Читайте также: