Что включает в себя психологическая готовность к профессии

Обновлено: 19.05.2024


Введение. 4
1. Роль психологических знаний в профессиональной деятельности. 8
2. Психологическое сопровождение на стадии оптации. 14
3. Психологическое сопровождение на стадии профессиональной адаптации…………………………………………………………….…………..20
Заключение……………………………………….…….………………………. 23
Список литературы.. .…………..………………………………. …………. 24

- психологическое содействие при решении проблем профессионального становления личности на всех его стадиях.
Реализация функций психологического сопровождения возможна при использовании личностно ориентированных технологий профессионального развития:
- развивающей диагностики;
- тренингов личностного и профессионального развития и саморазвития;
- мониторинга социально-профессионального развития;
- технологий формирования психологической аутокомпетентности;
- психологического консультирования по проблемам социально-профессионального развития;
- проектирования альтернативных сценариев профессиональной жизни;
- личностно ориентированных тренингов повышения социально-профессиональной и психолого-педагогической компетентности;
- ретроспекции профессиональной жизни (метода психобиографии);
- тренингов самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности.

2. Психологическое сопровождение на стадии оптации.
На стадии оптации важное значение приобретает профессиональное консультирование оптантов, которое осуществляет школьный психолог, если речь идет о школьнике, или психолог-профконсультант, если в психологической помощи нуждается безработный. Для изучения их профессиональных намерений используются разнообразные анкеты, беседы, сочинения на тему о выборе профессии. При этом необходимо выяснить, есть ли у оптанта предпочитаемые профессии, продуманы ли пути овладения ими (в учебных заведениях или на предприятиях и т.д.), существуют ли резервные профессиональные планы, имеет ли оптант представление о содержании труда, привлекательных сторонах профессии, режиме и условиях работы и т.д.
На основе информации, извлеченной из изучения профессиональных намерений оптанта, психолог строит дальнейшую индивидуальную работу с ним: выявляет интересы и склонности к определенным видам деятельности, профессиям. Как правило/оптанты с выраженными интересами и склонностями практически не испытывают затруднений в выборе профессии, ориентируются на содержание труда, его процесс, результат.
Для диагностики способностей (в частности, специальных, обеспечивающих успешное овладение конкретными видами деятельности) применяются разнообразные методы: наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов деятельности, тесты. Для диагностики артистических, музыкальных, художественных способностей требуется участие специалистов-экспертов.
Одним из признаков способностей школьников является высокая результативность в каком-либо виде деятельности. Успешное обучение по определенным дисциплинам — одно из свидетельств наличия способностей к ним. Так, можно выделить наличие гуманитарных способностей (при успехах в таких предметах, как история, литература), естественно-научных (биология, география) и физико-математических (математика, черчение, физика). Чтобы выявить степень развития этих способностей, можно использовать не только тесты специальных способностей, но и некоторые тесты интеллекта. Например, тест Р.Амтхауэра позволяет получить тестовый профиль испытуемого по трем параметрам: выраженности гуманитарных, математических и технических способностей.
Е.М.Борисова, анализируя проблемы психологического сопровождения на начальной стадии оптации, выделяет следующие ситуации:
1. Оптант обращается к психологу за подтверждением правильности выбора профессии. В данном случае важно проверить устойчивость профессиональных намерений. Для этого рекомендуется провести беседу о профессиональном плане, обратив особое внимание на соответствие интересов содержанию профессии, наличие резервного профессионального плана, степень продуманности путей приобретения профессии, адекватность оценки своих возможностей в овладении избранной деятельностью и т.д. Диагностические приемы следует использовать лишь в тех случаях, когда профессия, предпочитаемая оптантом, предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям. Результаты диагностики следует подробно обсудить с оптантом, чтобы выявить, какой рабочий пост в наибольшей степени соответствует его индивидуальности и интересам. Возможны случаи, когда выявленные типологические особенности могут стать серьезным препятствием для овладения профессией. Тогда психолог должен посвятить в эту проблему оптанта и постараться найти наиболее подходящие для него области деятельности в русле избранной.

3. Психологическое сопровождение на стадии профессиональной адаптации

Под профессиональной адаптацией понимают взаимное приспособление специалиста и коллектива предприятия, в результате чего работник осваивается на предприятии, а именно:
- учится жить в относительно новых для него социально-профессиональных и организационно-экономических условиях;
- находит свое место в структуре предприятия как специалист, способный решать задачи определенного класса;
- осваивает профессиональную культуру;
- включается в систему сложившихся до его прихода межличностных связей и отношений.
Различают следующие виды адаптации:
- первичную — приспособление молодых специалистов, не имеющих опыта профессиональной деятельности (например, выпускников вузов);
- вторичную — приспособление специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности (например, в ситуации вынужденной смены работы).
Адаптация является многогранным процессом, поэтому различают ее основные виды: психофизиологическую, социально-психологическую и профессиональную адаптацию. Каждый из перечисленных видов может вызвать у вновь пришедшего в организацию специалиста свои сложности, затруднения, проблемы.
Причинами затруднений, как правило, выступают:
- недостаток или несвоевременность получения необходимой информации, позволяющей сориентироваться в новой ситуации и найти правильное решение;
- отсутствие необходимого профессионального опыта и квалификации;
- необходимость решать одновременно несколько очень важных задач: изучать ситуацию, принимать решения, выполнять свои новые обязанности, устанавливать полезные контакты, осваивать новые элементы деятельности, особенно тщательно строить свое поведение;
- недостаточное представление о нормах профессионального поведения и неумение презентовать себя как специалиста;
- необходимость формировать определенное позитивное мнение окружающих о себе, постоянное пребывание в зоне оценивания, иногда необходимость изменить неблагоприятное мнение других о себе.
Психофизиологическая адаптация — это привыкание к новым для организма физическим и психофизиологическим нагрузкам, режиму, темпу и ритму труда, санитарно-гигиеническим факторам производственной среды, особенностям организации режима питания и отдыха.
Адаптационные реакции на неблагоприятные психофизиологические состояния работника вызывают психическое напряжение, которое приобретает характер стресса.
Психологическое сопровождение заключается в диагностике профессионально значимых психофизиологических свойств, так как этот вид адаптационного синдрома часто детерминирован скрытой профессиональной непригодностью. Для снятия тревожности и мобилизации профессиональной активности специалиста целесообразно использовать психологическое консультирование, а в отдельных случаях и тренинги саморегуляции эмоциональных состояний.
Таким образом, психологическая поддержка и помощь состоят в снятии состояния тревоги, формировании позитивной установки на преодоление трудностей, развитии чувства востребованности и социальной защищенности, актуализации резервных возможностей специалиста.
Социально-психологическая адаптация — приспособление к новой социальной среде, включение в систему профессиональных межличностных связей и отношений, освоение новых социальных ролей, норм поведения, групповых норм и ценностей, идентификация себя с профессиональной группой.
Наибольшую сложность у новых специалистов вызывает усвоение групповых норм и включение в уже сложившуюся систему межличностных связей. Групповые нормы даже в строго регламентированных деловых отношениях выступают как их основа, выполняя регулятивные, оценочные, санкционирующие и стабилизирующие функции. Уровни групповых норм зависят от степени обязательности их соблюдения. Наибольшую важность для нового сотрудника представляет информация относительно групповых норм, соблюдение которых является обязательным, а нарушение совершенно недопустимо.
Психологическое сопровождение заключается в том, что новому работнику помогают освоить нормы профессионального поведения, предупредив о возможных последствиях их нарушения. В некоторых случаях могут возникнуть конфликтные ситуации, обусловленные несоблюдением групповых норм поведения. Тогда необходима оперативная помощь психолога в разрешении конфликта.

Заключение

Профессионализм – это совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности. В этом смысле профессионализм рассматривается как психологическая составляющая тог, что должно быть сформировано и развито в ходе профессионализации.

Индивидуальная характеристика степени соответствия специалиста профессиональным требованиям называется профессиональной компетентностью. Основными показателями компетентности выступает характер результатов труда. Исследователи различают следующие виды компетентности: специальная компетентность как владение средствами и способами профессиональной деятельности и способность к их дельнейшему совершенствованию; социальная компетентность как готовность и способность к сотрудничеству с другими лицами, вовлеченными в трудовой процесс на основе общепринятых норм профессионального общения; индивидуальная компетентность как способность к самореализации и развитию своей профессиональной индивидуальности.

Развитию профессиональной компетентности и служит профессиональное образование.

В статье рассматривается структура готовности личности к профессиональному самоопределению, определены существенные показатели, по которым возможно осуществлять оценку сформированности готовности личности к профессиональному самоопределению.

ВложениеРазмер
rovesnik_struktura_gotovnosti_k_professionalnomu_samoopredeleniyu.doc 42 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Структура готовности личности к профессиональному самоопределению

В.П. Воробьева, педагог-психолог

Знание структуры личности необходимо для того, чтобы регулировать процесс профессионального самоопределения, создания необходимых психолого-педагогических условий формирования, контроля, коррекции и развития личности учащегося.

Личность проявляется в направленности, чертах характера, особенностях воли, способностях (когнитивных, коммуникативных и др.) человека. По мнению таких психологов как Л.И.Божович, А.Г. Ковалев, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн, структура личности состоит из взаимосвязанных подструктур.

Первая подструктура – это направленность личности, ее социальные установки, ставшие свойствами личности и определяющие отношения человека к действительности и к самому себе. Сюда входят обусловленные общественной жизнью потребности, интересы, склонности, мировоззрение, убеждения, мотивы, идеалы, т.е. ценностные ориентации человека.

Вторая подструктура – индивидуально приобретенный жизненный опыт, определяющий уровень развития личности (запас знаний, умений, навыков, привычек, усвоенных в ходе обучения и воспитания человека).

Третья подструктура – индивидуальные особенности психических процессов (ощущения, восприятие, представления, память, мышление, чувства, воображение, воля, эмоции).

Четвертая подструктура – это свойства темперамента, или психологические основы высшей нервной деятельности человека.

Итак, проведенный теоретический анализ позволил выделить в структуре готовности личности к профессиональному самоопределению четыре компонента: когнитивный, регулятивный, коммуникативный и темпераментальный .

Каждый из выделенных компонентов играет свою роль в их взаимодействии. Функцией когнитивного компонента является познание, активное целенаправленное приобретение знаний. Функция регулятивного компонента состоит в обеспечении регуляции деятельности и поведения, их произвольности. Функция коммуникативного компонента проявляется в процессе общения человека с другими людьми, которое является необходимой составляющей жизни общества. Темпераментальный компонент является фоном, на котором протекает любая деятельность человека (например, учебная или будущая профессиональная), он обусловливает качество и специфику протекания этой деятельности.

Изучение целостных свойств личности, в числе которых и готовность к профессиональному самоопределению, нельзя осуществить путем разложения этой личности на отдельные компоненты и функции. Использование этого метода в данном случае приводит к тому, что готовность к профессиональному самоопределению оказывается набором характеристик, совокупность которых не в состоянии раскрыть целое.

По вполне понятным причинам учесть весь спектр свойств, необходимых выпускнику образовательного учреждения для успешного овладения и реализации профессиональной деятельности, не представляется возможным, поэтому мы вынуждены ограничиться важнейшими компонентами.

Итак, в выделенных в ходе теоретического анализа структурных компонентах готовности личности к профессиональному самоопределению определены существенные показатели, по которым возможно осуществлять оценку сформированности готовности к профессиональному самоопределению:

а) Когнитивный компонент :

1. Показатели интеллектуальной сферы:

- способность к решению словесных головоломок

- способность к решению математических головоломок

- способность к нахождению логических связей

- способность классифицировать понятия

- способность к обобщению

2. Обобщенный показатель интеллектуального потенциала

б) Регулятивный компонент :

  1. Мотивация достижения и избежания неудач
  2. Ценностные ориентации
  3. Самооценка
  4. Внутренняя и внешняя поддержка (уровень субъективного контроля)
  5. Направленность личности:
  • на себя,
  • на взаимодействие,
  • на задачу

в) Коммуникативный компонент :

Показатели коммуникативного взаимодействия:

  • авторитарный стиль взаимодействия,
  • демократический стиль взаимодействия,
  • альтруистический стиль взаимодействия,
  • конформный стиль взаимодействия,
  • игнорирующий стиль взаимодействия,
  • манипулятивный стиль взаимодействия.

г) Темпераментальный компонент :

2. Ригидность – лабильность

3. Эмоциональная возбудимость - эмоциональная уравновешенность

5. Быстрый - медленный темп реакции

Достаточная развитость указанных компонентов и их целостное единство - показатель высокого уровня готовности к профессиональному самоопределению.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Программа формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению для учащихся 8 - 11 классов.

Читайте также: