Что такое содержание деятельности профессии

Обновлено: 11.05.2024

В истории развития цивилизации разделение труда на профессиональные виды деятельности наблюдается уже до нашей эры в Египте, Древней Греции, Римской империи и других развитых государствах. Существенная дифференциация труда произошла в эпоху промышленной революции. Последующий научно-технический прогресс привел к значительному обновлению и увеличению номенклатуры профессий. В официальном справочнике США в 1965 г. в алфавитном порядке были приведены характеристики 21 741 профессии и около 40 000 специальностей. В Международный стандарт классификации профессий в 1988 г. было занесено 9333 профессии. Единый тарифно-квалификационный справочник объединяет около 7000 профессий и специальностей. Эти специальные документы отражают профессиональную ситуацию, сложившуюся ко времени их составления. Опубликованные же справочники в момент выхода их в свет уже нуждаются в корректировке, так как мир профессий весьма динамичен. Постоянно возникают новые профессии, содержание труда действующих профессий обновляется, отмирают профессии низкоквалифицированного труда, появляются совмещенные и интегрированные профессии и специальности.
Названия профессий часто отражают характер труда, сложившийся в предыдущие годы, десятилетия, века. Упорядочение этого многообразия возможно по различным критериям. Психологическая классификация профессий должна обеспечивать валидную диагностику профессиональных интересов, склонностей и способностей. Отсюда возникает проблема нахождения психологических критериев, позволяющих объединить профессии в группы. Но главное, необходимо, чтобы классификация профессий облегчала нахождение профессии, в наибольшей мере удовлетворяющей личность.

  1. Обобщить имеющиеся трактовки понятия профессии и дать определение профессии.
  2. Изучить типичные разновидности профессий в соответствии с классификациями, данными известными психологами.

1 Понятие о профессии

Подобное разнообразие в трактовке, безусловно, свидетельствует не только о богатстве русского языка, но и отражает многоаспектность самого общественного явления. Основываясь уже на этом определении толкового словаря русского языка, можно сделать вывод, что профессией объединены люди, занятые данным видом труда, имеющие сходные знания, навыки и связанные с трудовой деятельностью интересы.

Обобщение имеющихся трактовок позволяет дать следующее определение.

Профессия - это исторически возникшая форма деятельности, необходимая обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества.

С точки зрения конкретного человека профессия - это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию.

Таким образом, для человека профессия - это источник существования и средство личностной самореализации.

Профессию человека соотносят с занятием. Занятие - это тоже деятельность человека для поддержания своего существования, но обычно не главная, а побочная, не обязательно связанная с самореализацией.

Профессию по-разному сопоставляют со специальностью. С одной точки зрения специальность - это один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, но направленный на достижение более частных или промежуточных результатов или достижение общих результатов своими специфическими средствами (например, человек по профессии инженер может иметь специальность инженер-исследователь, инженер-преподаватель). С другой точки зрения специальность - это более общее понятие, чем профессия. Специальность определяется через предмет деятельности, это круг знаний о некотором фрагменте объективной реальности. Профессия же - это деятельность, обладающая собственной целью, имеющая собственные продукты и средства, нормы. В рамках одной специальности, по мысли автора, реально существуют самостоятельные профессии; тогда деятельность специалиста определяется специальностью, профессией и должностью[2, с.49]. Профессия у человека обычно одна, так как она требует опыта и мастерства, но по мере профессионального роста человек может специализироваться, добровольно искать новые сферы приложения своих возможностей.

Мир профессий достаточно изменчив. Ни одна профессия не остается неизменной в течение длительного времени. Старение знаний, смена технологий, изменение потребностей общества в кадрах определенного профиля и квалификации, возрастание требований к интеллектуальным умениям и навыкам в труде приводит к тому, что возникают и рождаются новые профессии, другие профессии преобразуются, третьи упраздняются, четвертые - объединяются с другими. Даже если сохраняется название профессии, ее фактическое содержание может меняться. Бывает, что человек в середине жизни начинает интересоваться профессией, которой в дни его молодости еще не было. Новые профессии возникают там и тогда, когда изменение, усложнение технологии производства создает несоответствие между ею как процессом и сложившейся прежде системой обслуживающих действий и деятельности; для устранения этого несоответствия образуется новая производственная функция, новое рабочее место, с новыми особыми характеристиками деятельности. Так начинается новая профессия.

Итак, понятие "профессия" сложно и многогранно и включает в себя организационно- производственную, социально-экономическую, учетно-статистическую, а также демографическую, медико-психологическую и другие составляющие. Иначе говоря, профессия выступает в одних случаях в сравнительно скромной роли единицы измерения, необходимой для статистических расчетов и сопоставлений, а в других - как форма труда, предпосылка и следствие его разделения, фактор экономического роста, важный элемент биографии человека. Отсюда - различные подходы, шкалы ценностей и критерии классификации профессий[5,с.127].

2. Классификация видов труда

Для каждого этапа развития общества, его социально-экономического уклада, достижений научно-технического прогресса характерно появление новых и отмирание старых видов трудовой деятельности. Этот процесс в значительной степени обусловливается и отражается в изменениях конкретных компонентов деятельности и характеристик субъекта труда (самосознания, самоопределения молодежи и т.д.) и людских ресурсов (численность, качественный состав и т. д.), содержания задач труда, вида рабочих нагрузок, орудий труда, особенностей условий и организации трудового процесса.

В зависимости от основания классификации профессии объединяются в разные группы. Наиболее общие основания классификации вытекают из структуры самой профессиональной деятельности, которая характеризуется особенностями конкретного вида труда и требованиями к тому, кто его осуществляет. Поэтому общими классификационными основаниями являются характеристика объекта труда и характеристика его субъекта.

При характеристике объекта труда профессии делят на группы в соответствии с наиболее частными основаниями: по предмету, целям, средствам, условиям, характеру и составу действий.

Рассматривая субъекта труда, профессии также делят на группы в зависимости от психофизиологических особенностей и степени необходимой квалификации. Любая профессия, таким образом, может быть комплексно описана, так как она находит свое место в каждой классификации, получая характеристику по тому или иному основанию.

Разнообразие характеристик трудовой деятельности определяют возможности многофакторной систематизации (классификации) ее видов по различным классификационным признакам. В качестве примера можно привести один из фрагмен тов такой классификации[5, с.538].

    • По характеру рабочей нагрузки субъекта труда и его усилий по реализации трудовых задач выделяют физический и умственный труд.

    2. По характеристикам цели труда, рабочей нагрузки, организации трудового процесса умственный труд подразделяется на:

      • оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий (стандартный - преподавание, лечебная работа и др., нестандартный - научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.), эвристический (изобретательство);
      • динамический и статический;
      • однообразный (монотонный) и разнообразный (по содержанию, темпу и т. п.).

      3. В зависимости от условий деятельности выделяют труд в комфортных условиях (гигиенические параметры среды в пределах нормативных значений), в необычных условиях при постоянном воздействии неблагоприятных факторов (повышенное давление - водолазные работы, низкие температуры - полярники, информационные перегрузки - диспетчерская работа и т. д.), в экспериментальных условиях (при повышенной ответственности за успех в работе, здоровье людей и сохранность техники, а также при опасности для жизни, вредности для здоровья и т. д.).

      4. По форме организации деятельности выделяют следующие виды:

        • регламентированный (с определенным распорядком работы), нерегламентированный (со свободным распорядком), смешанный (пересменка, вахта);
        • индивидуальный и коллективный (совместный).

        Совместная деятельность - это организованная система трудовой активности совокупности субъектов труда, объединенных единством мотивов и целей деятельности, ее пространственно-временных условий, управлением и согласованием составляющих ее индивидуальных деятельностей. В современном обществе фактически любая трудовая деятельность по содержанию и форме организации объективно становится все часто совместной. Индивидуальную деятельность можно только условно рассматривать как изолированную и замкнутую систему, так как реально она всегда включена в структуру совместной деятельности. Психологическая структура совместной деятельности включает такие ее компоненты, как общая цель и конкретные задачи, общий мотив, совместные действия и общий результат.

        Итак, классификация на основании видов труда необходима для более ясного и системного представления о современных типах профессий вообще и конкретных профессиях в частности.

        Инструкция по чтению профессиограмм

        При выборе или смене вида деятельности эффективнее ориентироваться на профессиограммы, построенные на основе психологического изучения профессий, чем на конкретные характеристики предмета и орудий труда. Именно поэтому каждая профессиограмма включает важнейшие психологические качества специалиста, краткая характеристика которых приводится ниже.

        Доминирующий способ мышления . Практически любая деятельность состоит из различных проблемных ситуаций, и человеку все время приходится решать различные профессиональные задачи:
        - одним людям лучше даются решения в ситуациях, где требуется выбрать одно из нескольких готовых решений;
        - другим – в ситуациях, где нужно предложить что-то новое;
        - третьим предпочтительно не размышлять, а действовать.
        В одной и той же проблемной ситуации один человек будет перебирать различные способы выхода из ситуации, другой – искать причины и анализировать возможные последствия. Следовательно, привычные для человека способы мышления, наиболее характерные стратегии выхода из таких сложных ситуаций проявляются и в обычных житейских, и в профессиональных обстоятельствах. Если профессия постоянно требует от работника применять не свойственный ему способ мышления, он будет испытывать эмоциональный дискомфорт и не сможет добиться успеха в данной деятельности.
        Доминирующий, т.е. преобладающий, способ мышления является устойчивой характеристикой личности. Узнать, какой способ мышления у человека преобладает, можно, проанализировав, решение каких задач дается ему легче всего, какие житейские ситуации для него наиболее привлекательны, какие хобби имеются.

        1. Приложение (применение имеющихся знаний, когда процедура решения достаточно четко определена и заранее выучена);
        2. Адаптация (приспособление имеющихся общих знаний к условиям, контексту изменяющейся ситуации);
        3. Производство (непосредственное исполнение действий, в основном это относится к ручному труду).

        Здесь предлагается следующая классификация способов мышления :
        - приложение – способ разрешения проблемной ситуации четко определен, имеется ясная внутренняя модель того, как должно быть.
        Разновидности: приложение – процедура , приложение – диагностика , приложение – регуляция ;
        - адаптация – имеется несколько способов решения проблемной ситуации, и необходимо выбрать оптимальный в зависимости от обстоятельств. Разновидности: адаптация – анализ , адаптация – координация , адаптация – формализация ;
        - производство – представление о выполнении задачи хранится в двигательной памяти человека, производится непосредственное действие.
        Разновидности: производство – сила , производство – ловкость .
        Эта классификация сохраняет названия, принятые в современных зарубежных исследованиях.

        По преобладающему способу мышления всех людей можно разделить на несколько типов, причем каждый из типов характерен для людей разных профессий. Поэтому, определив свой тип, можно проверить, соответствует ли он избранной профессии. Выделено восемь типов людей.

        1. Приложение – процедура

        Такие люди лучше всего чувствуют себя, когда нужно точно и пунктуально выполнить известные им заранее процедуры решения поставленной задачи. Профессии, которые им подходят, требуют быстрого и точного исполнения известных процедур решения

        2. Приложение – диагностика Такие люди лучше всего замечают ошибки, отклонения от нормального течения процесса, способны найти причины этих ошибок. Профессии, которые им подходят, связаны с выявлением причин ошибок, аварий, неправильного функционирования техники с целью профилактики, контроля исправности и устранения неисправностей 3. Приложение – регуляция Такие люди любят рассматривать различные аспекты целостной системы с точки зрения того, чтобы обеспечить ее правильное и точное функционирование. Они способны хорошо регулировать отношения между частями целого, достигать равновесия, избегать напряжения. Профессии, которые подходят людям этого типа, связаны с согласованием действий и могут иметь отношение как к техническим, так и к организационным системам 4. Адаптация – анализ Такие люди склонны анализировать ситуации, выделять существенное, предлагать новые решения. Профессии, в которых применяется этот способ мышления, требуют произвести анализ разнообразных данных, их сравнение, сопоставление, интерпретацию с целью дальнейшего обобщения и планирования 5. Адаптация – координация Такие люди могут согласовывать цели и решения различных многочисленных задач одновременно, стремятся к развитию и инновациям. Профессии, которые подходят людям с этим способом мышления, требуют оценки и решения нескольких задач одновременно, согласования противоречивых целей 6. Адаптация – формализация

        Такие люди хорошо интерпретируют различные ситуации, умело приспосабливаются к обстоятельствам и другим людям, они могут легко придать новую форму различным мыслям и идеям. Профессии, которые им подходят, требуют следующего:
        - умения слушать и переводить на понятный другим язык различные сложные проблемы;
        - коммуникативности;
        - умения считаться с ситуацией и другими людьми.

        Такие люди предпочитают решение конкретных технических задач с применением физической силы. К профессиям, требующим этого способа мышления, относятся в основном профессии ручного труда

        Такие люди предпочитают решать конкретные технические задачи, используя навыки к ручному труду. К профессиям этого типа относятся в основном профессии, требующие ловкости и сноровки

        В классификационной карточке отмечается, какой способ мышления наиболее характерен для представителей данной профессии.

        Область базовых знаний . Для каждой профессии требуется определенная совокупность знаний и умений. Необходимый уровень знаний может быть:
        - высоким (теоретическое знание);
        - средним (практическое использование знаний);
        - низким (знание получено опытным путем, навыки).
        В классификационной карточке отмечены две области базовых знаний :
        - область базовых знаний №1 и их требуемый уровень (знания по общеобразовательным предметам);
        - область базовых знаний №2 и их уровень (знание по специальным предметам).
        Каждый человек может сравнить имеющиеся у него знания с теми, которые требуются для данной профессии.

        Профессиональная область . Любая профессиональная деятельность относится к какой-либо более широкой профессиональной области. В классификационной карточке указывается область, к которой относится данная профессия. При выборе профессии надо подумать, есть ли желание работать именно в этой профессиональной области.

        Межличностное взаимодействие . В профессиональной деятельности люди вступают во взаимодействие друг с другом, причем в разных профессиях тип взаимодействия разный. При этом люди различаются по тому, предпочитают ли они частое или редкое взаимодействие, решать задачи вместе или в одиночку.
        На этом основании можно выделить следующие типы.

        Человек не стремится действовать совместно с другими, предпочитает независимость. Такие люди хорошо переносят одиночество во время деятельности, сами организуют решение своих профессиональных задач и не считают, что работа должна происходить в группе

        Человек стремится работать с другими людьми, для него лучше такая работа, которая происходит при частых взаимоотношениях с другими. Такие люди предпочитают профессиональные ситуации продажи, переговоров, приема; ценят возможность обсуждать, договариваться, давать справки другим

        Человек стремится находиться рядом с другими людьми при решении профессиональных задач. Здесь предпочтение отдается таким профессиональным ситуациям, где люди обмениваются разнообразной информацией, но работу выполняют независимо друг от друга. Такой человек сохраняет некоторую самостоятельность в работе, при том что работает не в одиночку.

        Знание своего предпочитаемого типа взаимодействия помогает подобрать работу, где человек чувствует себя наиболее комфортно. Следует, однако, иметь в виду и то, что для некоторых людей тип взаимодействия не имеет значения, они готовы к любым профессиональным ситуациям.
        Определить свой тип взаимодействия можно, проанализировав свое поведение в общении с другими людьми.
        В классификационной карточке для каждой профессии указывается характерный тип взаимодействия.

        Доминирующий интерес . Интересы людей разнообразны, и по степени выраженности интересов всех людей подразделяют на разные типы личности.
        Каждый тип личности служит для описания группы людей, обладающих определенными личностными и профессиональными особенностями. Люди разных типов предпочитают одни и отвергают другие виды деловитости (работу, отдых, хобби). Каждый тип личности в наилучшей степени может выразить себя в определенной профессиональной среде. Необходимо только, чтобы тип личности соответствовал выбранной профессии.
        В зависимости от доминирующего (т.е. ведущего, основного) интереса выделяют следующие типы.

        1. Реалистический (практический) тип

        любит заниматься конкретными вещами и их использованием. Он ориентирован на практический труд и быстрый результат деятельности. Отдает предпочтение занятиям, требующим ручных умений, ловкости. Занимается конкретными объектами (вещами, животными, машинами) и их практическим использованием (бор дантиста, сверлильный и токарный станки, ювелирные инструменты, скальпель хирурга, управление машинами и различными механизмами). Хорошо развито практическое мышление. Охотно выбирает профессии водителя, ветеринара, фермера, лесничего, радиомонтажника, милиционера, картографа

        сообразителен и наблюдателен, независим и оригинален, обладает нестандартным мышлением и творческим подходом к делу. Развиты умственные способности. Выясняет множество деталей, прежде чем прийти к заключению. Предпочитает научные профессии: эколога, футуролога, философа, химика, биолога

        активен, общителен, эмоционален, чувствителен. Обладает развитыми словесными способностями. Умеет устанавливать и поддерживать отношения с людьми. Главным содержанием труда является взаимодействие с людьми. Предпочитаемые занятия: обучение, информирование, обслуживание. Профессии данного типа: учитель, воспитатель, психолог, священнослужитель, социальный работник

        усидчивый, исполнительный, дисциплинированный, аккуратный. Отдает предпочтение ясным, четко сформулированным предписаниям. Любит решать типичные задачи. Предпочитает профессии, имеющие отношение к канцелярским и расчетным работам (бухгалтер, экономист, секретарь-референт, нотариус, кассир)

        находчивый, подвижный, практичный, энергичный, инициативный, азартный. Любит риск. Стремится к лидерству, любит быть на виду. Не любит занятий, требующих усидчивости, длительной концентрации внимания. Хорошо справляется с работой, требующей быстрого принятия решения. Преобладают словесные способности. Контакты с людьми – многочисленны. Выбирает профессии коммерсанта, предпринимателя, политика, страхового агента, менеджера

        высокая эмоциональная чувствительность, творческое воображение, образное мышление, богатая фантазия. Пластичен, гибок, проницателен. В отношениях с людьми опирается на свои ощущения, интуицию (понимание без логического обоснования). Развито восприятие, ручные умения и словесные способности. Предпочитает занятия, связанные с изобразительной и музыкальной, литературно-художественной и актерско-сценической деятельностью (дизайнер, художник, музыкант, актер)

        Дополнительный интерес . Интересы человека чаще всего невозможно описать с помощью только одного доминирующего интереса. Кроме основного при анализе профессий необходимо учесть и дополнительный интерес. Поэтому в классификационной карточке для каждой профессии отмечены как доминирующий, так и дополнительный интересы. Например, для профессии менеджера доминирующим интересом является предпринимательский, а дополнительным интересом – социальный.

        Условия работы . Профессиональная деятельность всегда проходит в определенных условиях. В классификационной карточке отмечаются два вида условий:
        - работа в помещении или вне помещения;
        - мобильная (подвижная) или сидячая.
        При выборе профессии любой человек может выбрать те условия, которые его больше устраивают.


        Повсеместное внедрение вычислительной техники способствовало появлению и развитию широко класса специалистов, занимающихся разработкой, внедрением, адаптацией и сопровождением программного обеспечения. Уровень развития современного программного обеспечения не требует от конечного пользователя наличия специальных знаний для работы, однако обязывает программистов в совершенстве осваивать не только инструментальные системы разработки программного обеспечения, но и быть специалистами в предметных областях.

        От профессиональной деятельности программиста сегодня может зависеть работа любой организации, а профессия программиста в нашей стране остается одной из самых престижных и востребованных.

        Программист – специалист, занимающийся разработкой программного обеспечения. Также он занимается устранением неполадок в работе вычислительной техники, наладкой оборудования, обучением пользователей и т.п.

        Специалисту в этой области нужно знать языки программирования, уметь создавать веб-страницы, владеть иностранным языком (английским как минимум), и постоянно совершенствовать свои знания. Большинство программистов занимаются разработкой программ для различных целей и задач: коммерческих, государственных, исследовательских, медицинских. Информационные технологии проникли во все сферы нашей жизни, а вместе с ними и программисты.

        В работе программиста много творческих моментов. Профессия программиста пока не имеет ограничений в своем развитии. И, поэтому, требует от специалистов постоянной готовности получать новые знания, развиваться.

        Преимущества профессии: профессия востребована на рынке труда; является престижной; широкий спектр профессиональных возможностей и интересов; дает богатый выбор рабочих мест; предполагает постоянный профессиональный рост.

        Ограничения профессии: интенсивный умственный труд; иногда ненормированный рабочий день; высокая степень ответственности.

        Тип и класс профессии

        Профессия программиста относится к классу эвристических, т.к. связана с разработкой и созданием новых объектов.

        Содержание деятельности

        Деятельность программиста направлена на обеспечение работоспособности программного обеспечения, используемого в организации. Это установка и настройка программного обеспечения на рабочих местах сотрудников организации; обновление баз данных, используемых программным обеспечением; разработка необходимого программного обеспечения и сопровождение уже имеющегося; мониторинг действия лицензионных соглашений, связанных с эксплуатацией программного обеспечения.

        • Разрабатывает технологии решения задач по обработке информации, определяет схемы и алгоритмы обработки данных, выбирает язык программирования для описания составленных алгоритмов;
        • Занимается подготовкой программ к отладке и проведением отладки и корректировки (нахождение и устранение различных ошибок, которые, возможно, содержатся в программе);
        • Изучает информационные технологии, выполняет построение информационной среды;
        • Работает с глобальными сетями;
        • Разрабатывает инструкции по работе с компьютерными программами, оформляет техническую документацию, и т.п.

        Требования к знаниям и умениям специалиста

        Для успешного освоения профессии программиста необходимы базовые знания по математике, информатике, иностранному языку (английский).

        Программист должен знать:

        • языки программирования и программное обеспечение;
        • компьютерную технику, принципы ее внедрения и эксплуатации;
        • вычислительную технику, алгоритмы ее работы, и т.п.

        Программист должен уметь:

        • разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций;
        • программировать (владеть различными языками программирования);
        • выполнять оптимизацию программного кода;
        • работать с сетями, базами данных;
        • реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных;
        • осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев;
        • выполнять сложную и ответственную работу, и т.п.

        Требования к индивидуальным особенностям специалиста

        Для успешной деятельности в качестве программиста необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

        • склонность к работе с информацией;
        • развитые логические способности;
        • способность к длительной концентрации внимания;
        • хороший уровень развития памяти (в особенности словеснологической);
        • развитые математические способности;
        • склонность к творческой работе;
        • умение работать самостоятельно;
        • аккуратность, внимательность;
        • эмоциональная устойчивость

        Условия труда

        Программист может работать как самостоятельно, так и в коллективе, который может состоять из нескольких специалистов. Чаще всего представители данной профессии работают в офисах компаний и организаций, компьютерных фирмах и т.п. Работа происходит преимущественно сидя, с использованием компьютера. Как правило, это спокойная деятельность, хотя в работе могут периодически случаться командировки, разъезды или деловые встречи с клиентами-заказчиками.

        Медицинские противопоказания

        Медицинские ограничения для программиста:

        • заболевания опорно-двигательного аппарата (полиартрит, остеохондроз, радикулит и т.п.);
        • нарушения зрения (сильная степень миопии);
        • заболевания нервной системы;
        • психические расстройства;
        • расстройства внимания.

        Базовое образование

        Профессия программиста требует наличия среднего профессионального либо высшего образования.

        Пути получения профессии

        Области применения профессии

        Программист может работать в таких организациях и сферах, как:

        • вычислительные центры;
        • предприятия и организации различного профиля;
        • компании и фирмы, работающие в области информационных технологий;
        • система банков;
        • научно-исследовательские институты;
        • образовательные учреждения (школы, техникумы, колледжи).

        Перспективы карьерного роста

        Специализация и освоение смежных областей

        Программисты могут специализироваться в применении конкретных языков программирования, платформах и операционных системах. Зачастую профессиональный рост программиста связан с освоением новых приемов и способов программирования, ведением более крупных проектов и т.п.

        Также человек с профессией техника-программиста может осваивать смежные специализации, такие как: системный администратор, системный аналитик и т.п.

        Управленческий путь развития

        В данном случае программист может начать руководить отделом программирования, разработки, возглавить IT – департамент в крупной организации.

        Творческое преобразование, совершенствование действительности и самого человека называют деятельностью. Обобщив виды деятельности, свойственные всем людям, назовем основные: общение, игра, учение и труд. Труд человека может быть профессиональным и непрофессиональным (хобби, увлечения). Профессиональную деятельность можно рассматривать как составляющую часть трудовой, основной деятельности человека.

        Профессиональная деятельность — это деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства. От того, как человек готов к своей профессиональной деятельности, зависит его успех в работе.

        Профессиональная деятельность выполняет определенные функции, основными из которых являются следующие:


        Профессиональная деятельность всегда преследует определенную цель и предусматривает решение конкретных задач.

        Цель профессиональной деятельности — это предполагаемый результат, обеспечивающий развитие личности и ее жизнедеятельность.

        Задачи профессиональной деятельности — это этапы достижения цели.

        Например, целью педагогической деятельности является обеспечение для молодежи определенного уровня образования (общего, начального профессионального, среднеспециального, высшего). Задачами педагогической деятельности являются: обучение, воспитание и разностороннее развитие личности.

        Профессиональная деятельность характеризуется присущими ей особенностями (окружение, обстановка, условия отдыха и работы, объект и предмет труда).

        Успешное овладение профессиональной деятельностью прежде всего зависит от понимания ее содержания. Для этого необходимо получить знания по данной профессии и определенный опыт. Ошибочно считать профессиональной деятельностью временное занятие без предварительной теоретической и практической подготовки. Так, например, разве можем мы сказать, что человек, ремонтирующий свой автомобиль или электропроводку, занимается профессиональной деятельностью? Конечно же, нет. Не владея рациональными приемами, навыками, умениями и знаниями, он может не только не устранить неисправность, но и усугубить ее, хотя иногда возможно и обратное. Но любой из нас согласится, что работа будет выполнена лучше по всем критериям (надежность, быстрота, качество), если за нее возьмется человек, знающий это дело и работающий в этой сфере (электрик, автомеханик).

        В профессиональной деятельности идет постоянное преодоление противоречия между будущим и настоящим, делаемым и желаемым, идеальным и реальным.

        Существуют специалисты, которые руководствуются в своей работе социально ценными мотивами. Ими движет противоречие между идеалом своей профессиональной деятельности и собственными приближениями к этому идеалу. Есть и такие люди, которые действуют в режиме исполнения определенных профессиональных норм и предписаний. Первые изменяют свою личность в соответствии с профессиональным идеалом, вторые в основном тренируют профессиональные навыки.

        Успешность овладения профессиональной деятельностью зависит от мотива выбора данной профессии, профессиональной направленности и соответствия качеств личности работника выбранному им поприщу. Кроме того, в любой профессиональной деятельности существуют ограничения по здоровью.

        Профессиональная деятельность тесно связана с технологической культурой, так как преобразовательная активность составляет основу любого вида труда. Поэтому чем выше уровень технологической культуры, тем более успешной будет профессиональная деятельность.

        Профессиональная деятельность явилась следствием исторического процесса разделения и специализации труда людей.

        Разделение труда — специфическая для каждой исторической эпохи система связанных между собой видов трудовой деятельности. ее дифференциация по социальным функциям.

        В далекой древности главным распределителем труда была природа. Географические и климатические условия определяли характер занятий для племен и их отдельных членов (растить хлеб, охотиться на диких зверей, пасти прирученных животных и т.д.). Первоначальное распределение труда базировалось в основном на биологических особенностях членов коллектива (мужской и женский труд).

        В период разложения первобытнообщинного строя сначала происходит отделение скотоводства от земледелия, затем обособляются ремесло, торговля. На заре рабовладельческого строя умственный труд отделился от физического, и в результате одни люди стали выполнять интеллектуальную, творческую и управленческую деятельность, заниматься искусством, тогда как на долю других достался изнурительный, лишенный всякого творческого содержания физический труд. Таким образом, на смену естественному отбору пришло разделение труда между людьми по их социальному положению.

        Специализация труда — форма общественного разделения труда. Она выражается в такой организации производства, когда отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовления какого-либо продукта.

        Специализация труда представляет собой необходимый момент трудовой деятельности и обусловлена тем, что в процессе труда человек имеет дело с разными предметами, использует различные орудия и приемы труда, в соответствии с чем его трудовая деятельность приобретает специфические особенности.

        Специализация выступает как средство развития производительных сил и способствует росту производительности труда.

        В условиях научно-технической революции под влиянием комплексной механизации и автоматизации производственных процессов осуществляется перемена труда, требующая от работника овладения несколькими профессиями (специальностями). Перемена труда постепенно вытесняет разделение труда.

        Форма разделения труда характеризует способ организации процесса профессиональной деятельности людей.

        В настоящее время существуют следующие формы разделения труда:


        Умственный труд — труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои интеллектуальные усилия.

        Физический труд — труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои физические усилия.

        Отраслевая специализация — это разделение труда по отраслям материального (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и др.) и нематериального производства (наука, образование, торговля, медицина и др.).

        Предметная специализация — это разделение предприятий по выпускаемой однородной продукции (автомобильный завод, швейная фабрика, колбасный цех и др.).


        Подетальная специализация — производство отдельных частей и деталей готового продукта (например, продукция шарикоподшипникового завода, продукция карбюраторного завода, продукция шинного завода и др.).

        Стадийная (технологическая) специализация — выполнение отдельных операций, частей технологического процесса (например, выпуск заготовок для машиностроительных предприятий на литейных заводах, изготовление пряжи для ткацких фабрик на прядильных фабриках и т.д.).


        Функциональная специализация — специализация по функциям, которые выполняют люди на производстве (инженерно-технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал и т.д.).

        Профессиональная специализация — дифференциация работников по профессии или специальности (токарь, бухгалтер, экономист и др.).

        Квалификационная специализация — создание подразделений работников внутри профессиональной группы в зависимости от уровня их квалификации (разряда, класса, категории).

        Специализация труда в различных отраслях экономики имеет свою специфику. Например, в сельскохозяйственном производстве существуют следующие формы специализации:

        Читайте также: