Что такое сдм профессия

Обновлено: 18.05.2024

Производительность строительно-дорожной машины- количество продукции, производимое машиной в единицу времени.

Характер работы СДМ влияет на их производительность:

Различают три вида производительности:

5.1 Конструктивная производительность(ПК)

- заложена конструкцией машины и служит одним из показателей совершенстваэтойконструкции (в процессе проектирования машины позволяет выбирать наилучшие варианты технических решений).

а) для машин цикличного действия

Пк = 60 q·n (м 3 /ч)

где q - вместимость ковша, м 3 ;

n - число циклов в единицу времени (мин) при расчетных условиях;

б) для машин непрерывного действия

- перемещение груза непрерывным потоком:

где ω - площадь вырезаемой стружки, иначе - расчетное поперечное сечение потока продукции, м 2 ;

vр - рабочая скорость машины (потока продукции), км/ч.

- при перемещении штучных грузов и материалов отдельными порциями,т/ч:

где m – масса груза, т;

vр - рабочая скорость машины (потока продукции), м/с.;

l - среднее расстояние между центрами грузов (порций);

V - объем материала в одной порции, м 3 ;

р — плотность материала (см. далее),т/м³.

При расчете конструктивной производительности не учитываются условия производства работ и перерывы (простои) в работе машины - технологические (связанные с технологией производства работ), организационные (связанные с организацией работ), связанные с метеорологическими условиями и случайные.

Конструктивную производительность используют в основном для предварительного сравнения вариантов проектируемых машин, предназначенных для выполнения одного и того же технологического процесса.

Эта производительность является исходной для расчета производительности машин в реальных условиях эксплуатации.

5.2 Техническая производительность(ПТ)

- максимальновозможная производительность машины в реальных условиях, отражающая возможности машины реализовать заложенные технические данные без учета:

- перерывов на техническое обслуживание,

- технологические простои и простои по организационным причинам.

(характеризует резервы использования отдельных видов машин и машинного парка).

а) для машин цикличного действия

где q –объем ковша, м 3 ;
kн – коэффициент наполнения ковша - отношение объема разрыхленного грунта, набранного в ковш, к геометрической емкости ковша q;


ПРИМЕР: коэффициент наполнения ковшаkнодноковшовых экскаваторов



n – число циклов в минуту в конкретных условиях;

kp – коэффициент разрыхления грунта;

Показатели плотности р, а также коэффициент разрыхления грунтов kp по категориям приведена в таблице:

Наименование грунта Категория грунта Плотность грунтар т/м 3 Коэффициент разрыхления грунта kp
Песок рыхлый, сухой I 1,2. 1,6 1,05. 1,15
Песок влажный, супесь, суглинок разрыхленный I 1,4. 1,7 1,1. 1,25
Суглинок, средний и мелкий гравий, легкая глина II 1,5. 1,8 1,2.-1,27
Глина, плотный суглинок III 1,6. 1,9 1.2. 1.35
Тяжелая глина, сланцы, суглинок с щебнем, гравием, легкий скальный грунт IV 1,9. 2,0 1,35. 1,5

б) для машин непрерывного действия

где Кнр - коэффициент, учитывающий конкретные условия работы машины

Так, конкретными условиями работы одноковшовых экскаваторов являются категория разрабатываемого грунта, высота (глубина) забоя, требуемый угол поворота рабочего оборудования в плане, условия разгрузки ковша (в отвал или в транспортные средства).

Техническая производительность прямо пропорциональна тяговой

мощности, загрузке рабочего органа и обратно пропорциональна коэффициенту

Часовая техническая производительность указывается в технической документации машины — паспорте, инструкции по технической эксплуатации.

5.3 Эксплуатационная производительность(Пэ)

- производительность, достигнутая в реальных условиях эксплуатации машин с учетом всех простоев.




где Кв — коэффициент использования машин по времени в течение смены:

где tпрост — продолжительность всех видов простоев;

tТ - продолжительность простоев на технологическое обслуживание;

tТО - продолжительность простоев на техническое обслуживание;

tРЕМ - продолжительность простоев на все виды ремонта;

tОРГ - продолжительность простоев по организационным причинам и

Эксплуатационная производительность принимается за основу:

-при расчете экономической эффективности новых машин;

- при выборе вариантов механизации.

Виды эксплуатационной производительности:

а) от способа расчета:

- нормативная, которая определяется на основе утвержденных норм выработки;

- планово-расчетная, применяемая для плановых расчетов в проектах производства работ и расчетов экономической эффективности при выборе

- фактическая, зависящая от конструкции машины, выбранной

технологии и организации выполнения механизированных работ, смежных

процессов и строительства в целом.

б) в зависимости от времени и причин простоев машины:

- часовая, рассчитывается на час полезного рабочего времени машины, т.е. без учета перерывов по организационным причинам и метеоусловиям:

- среднечасовая, рассчитывается на час работы с учетом перерывов по организационным причинам и метеоусловиям:

- сменная, определяется по формуле:

где tсм - продолжительность смены, ч.

- годовая рассчитывается на год работы списочной машины:

где - количество часов работы машины на объекте в год:

где Dр – число рабочих дней в году для данной машины;

kсм — коэффициент сменности, характеризующий отношение среднего

числа работы машины (tср) в сутки к продолжительности смены (tсм):

kсм = tср/ tсм.

Эксплуатационная производительность является главным рабочим параметром, по которому подбирают комплекты машин для комплексной механизации технологически связанных трудоемких процессов в строительстве.
В комплект машин входят согласованно работающие основная (ведущая) и вспомогательные машины, взаимно увязанные по производительности, основным конструктивным параметрам и обеспечивающие заданный темп производства работ.
Эксплуатационная производительность основной машины должна быть равной или несколько меньшей (на 10… 15 %) эксплуатационной производительности вспомогательных машин.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

ОЛИМПИАДА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МАСТЕРСТВУ

по профессии

Председатель ПЦК Зам. директора по УПР

_______________________ _________С.Ю. Плешкова

Методист КГБ ПОУ КЛПТ

Олимпиада по профессиональному мастерству

Разработчик: Г.А. Николаюк, мастер производственного обучения.

Е.В. Ващук, социальный педагог

Пояснительная записка

Порядок проведения олимпиады определяется согласно утвержденного графика проведения конкурсов профессионального мастерства на учебный год.

Олимпиада представляет собой очные соревнования, предусматривающие выполнение конкретных заданий, с последующей оценкой качества, времени и других критериев, проводимые в течение определенного периода и завершающиеся церемонией чествования победителей. Олимпиада состоит из теоретической и практической части.

Участники олимпиады должны продемонстрировать теоретическую и практическую подготовку, профессиональные умения, владение профессиональными терминами, умение на практике применять современные технологии.

Цели и задачи олимпиады:

Определение уровня качества профессиональной подготовки обучающихся.

Совершенствование профессиональных компетенций обучающихся.

Внедрение в образовательный процесс рациональных приёмов и методов труда.

Пропаганда рабочих профессий среди молодёжи.

В методической разработке представлены разделы:

Знание теоретического материала по предметам профессионального цикла;

Материальное обеспечение олимпиады

Экскаваторпогрузчик JCB – 3CXSuper SiteMaster.

Экскаваторпогрузчик JCB – 3CX SiteMaster.

Вешки для выполнения обязательных упражнений на полигоне.

Задания на теоретическую и практическую часть конкурса

Картонные коробки разных размеров.

Открытие конкурса

Девиз конкурса:

Профессий много на планете,

Но выбрали вы только ту,

Что всех дороже вам на свете,

Чтоб посвятить себя труду.

Цель нашего конкурса выявить лучшего по профессии.

Конкурс объявляю открытым (звучит гимн РФ).

Наш конкурс будет оценивать жюри в следующем составе:

Член жюри, мастер производственного обучения______________________

Член жюри, преподаватель спецдисциплин – Масло Анатолий Дмитриевич

Слово предоставляется председателю жюри

Выступление председателя жюри.

Ведущий: Конкурс состоит из двух частей: теоретическая часть и практическая часть, на которой вам предстоит выполнить теоретическое задание в форме тестов. На теоретическую часть отводится 30 минут, а практическая часть будет проходить 2 часа. Победители конкурса профессионального мастерства определяются по суммарному количеству баллов, полученных участниками в ходе выполнения конкурсных заданий.

Дополнительные баллы участники получают за досрочное и правильное выполнение теоретического и практического задания. Желаю удачи!

Теоретическая часть

Среди большого числа машин, используемых в народном хозяйстве, тракторы занимают одно из первых мест. Они помогают механизировать процессы в сельскохозяйственном производстве, служат для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, для транспортных целей, рытья котлованов, каналов, корчёвки пней и многих других работ.

1888 год – Ф.А. Блинов построил гусеничный трактор, приводимый в движение двумя паровыми машинами.

Не сложно догадаться, что название профессии произошло от названия машины "трактор", которое в свою очередь берет свое начало от латинского trahere – тащить, тянуть. Отметим, что данное слово полностью передает основное предназначение транспортного средства, так как трактор – это обычный тягач.

Вам предлагается задание

Теоретическая часть конкурса

Распределить в хронологическом порядке по датам происхождения тракторов. (на экране слайды, расположенные в разброс по происхождению)

Группа для тех, кто учится, учился или собирается учиться на кафедре "Строительные и дорожные машины" Института транспортных систем НГТУ им. Р.Е.Алексеева.
Кафедра успешно осуществляет учебную деятельность с 1972 года.
Показать полностью.

  • Зав. кафедрой: Вахидов Умар Шахидович
  • Зам. зав. кафедрой по научной работе: Молев Юрий Игоревич
  • Зам. зав. кафедрой по учебной работе: Ерасов Игорь Александрович
  • Учебный мастер (секретарь): Монова Елена Леонидовна
  • Ведущий Инженер (Секретарь кафедры и ГЭК): Захарова Дарья Дмитриевна

Расписание занятий

Полезные документы

Направления кафедры

Вакансии

Кафедра СДМ - "Строительные и дорожные машины"

Кафедра СДМ - "Строительные и дорожные машины" запись закреплена
ИТС НГТУ им. Р.Е. Алексеева

Внимание
Расписание предварительное, возможны изменения.
Просим старост держать связь с преподавателями.
И заглядывайте в группу.
Мы будем оперативно публиковать обновления.

Сохранить

Кафедра Сдм


Кафедра Сдм

Кафедра СДМ - "Строительные и дорожные машины"

Кафедра СДМ - "Строительные и дорожные машины" запись закреплена

С новым Годом!

Кафедра СДМ - "Строительные и дорожные машины"

Кафедра СДМ - "Строительные и дорожные машины" запись закреплена

👏🏻

Ведущий заседания ректор вуза Сергей Михайлович Дмитриев вручил награды сотрудникам университета, которыми они были отмечены в уходящем году.
В том числе, Почетной грамотой Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области в связи с Днем преподавателя высшей школы был отмечен зав.кафедрой СДМ Умар Шахидович Вахидов!
Поздравляем!

НГТУ им. Р.Е. Алексеева

Заседание Ученого совета университета прошло в НГТУ им. Р.Е. Алексеева

👇🏻

28 декабря в Нижегородском государственном техническом университете состоялось заключительное в 2021 году заседание Ученого совета.
Подробнее

Заседания Ученого совета университета прошло в НГТУ им. Р.Е. Алексеева | НГТУ им. Р.Е. Алексеева

Кафедра СДМ - "Строительные и дорожные машины"

Кафедра СДМ - "Строительные и дорожные машины" запись закреплена
Татьяна Лухманова

Кафедра СДМ - "Строительные и дорожные машины"

Кафедра СДМ - "Строительные и дорожные машины" запись закреплена

Как все отдыхаем в Новогодние Праздники!
Ещё неделька и Каникулы!

Кафедра СДМ - "Строительные и дорожные машины"

Кафедра СДМ - "Строительные и дорожные машины" запись закреплена
ИТС НГТУ им. Р.Е. Алексеева

🗓

23 декабря 16:00 в прямом эфире.

Показать полностью.
Вы окажетесь в настоящей новогодней сказке в гостях у института транспортных систем НГТУ.

и, конечно, РОЗЫГРЫШ!
Среди самых внимательных зрителей мы разыграем ДЕСЯТЬ новогодних подарков от ИТС!

Приходите сами и зовите друзей!

Кафедра СДМ - "Строительные и дорожные машины"

Кафедра СДМ - "Строительные и дорожные машины" запись закреплена
Отдел практик и трудоустройства НГТУ

Ярмарка вакансий НГТУ им. Р. Е. Алексеева на Факультетусе

Кафедра СДМ - "Строительные и дорожные машины"

Кафедра СДМ - "Строительные и дорожные машины" запись закреплена
НГТУ им. Р.Е. Алексеева

Кафедра СДМ - "Строительные и дорожные машины"

Кафедра СДМ - "Строительные и дорожные машины" запись закреплена

😉

На этой неделе прошёл ежегодный конкурс "Лучший куратор".
Было довольно много интересных презентаций, в том числе в номинации "Куратор-новатор", где принимал участие и наш многоуважаемый доцент кафедры Лелиовский Константин Ярославич!
Все были награждены почетными грамотами, а победили ценными призами.
Всех поздравляем с личными достижениями!
Ну и. Будет новый год - будут новые победы!

НГТУ им. Р.Е. Алексеева

Призеры номинации "Творческий куратор" будут объявлены на новогоднем концерте в Большом актовом зале НГТУ 23 декабря.

Кафедра СДМ - "Строительные и дорожные машины"

Кафедра СДМ - "Строительные и дорожные машины" запись закреплена
Студенческий Совет ИТС НГТУ им. Р.Е. Алексеева

🥳

Вчера, 6-го декабря, прошло главное событие Института Транспортных Систем - его день рождения!

Студенческий Совет ИТС, координаторы и (в первую очередь!) первокурсники смогли превратить для всех присутствующих концерт в настоящий праздник. Была создана красочная "галактическая" фотозона, соответствующая космической тематике мероприятия - и мы категорически советуем делиться снимками с неё в ваших социальных сетях.
Показать полностью.

Но атмосфера была бы неполной без стараний самых юных учеников института. Ребята усердно репетировали, чтобы показать настоящее шоу на сцене. Тройку призёров составили:

🥇

Союз 21-КСУ-1 и С21-А - даже по формату команды этих ребят видно, что важнейшим для них является дружба;

🥈

21-ЭТК-1, которые надолго запомнятся людям сценкой о Татьяне Владимировне Лухмановой - за что ребят объявили "Самой смелой группой";

🥉

21-ЛА, поразившие зал хореографическими талантами и обилием самого известного поп-певца на планете.

😊

Отмечаем за участие группу 21-ТТП - несмотря на все сложности, ребята дошли до финала и показали достойный номер, но, к сожалению, не попали в призы. Зато представительница этой команды Melkia Cristovao была объявлена Лучшей актрисой ИТС, а звание Лучшего актёра досталось Максиму Шабалину из 21-КСУ-1, с чем мы поздравляем ребят.

😌

Победителям "Лучшей группы ИТС 2021" был вручен главный приз - поездка в Казань! За это мы благодарим дирекцию института во главе с Антонм Владимировичем Тумасовым - ведь уже восьмой год она поддерживает нас, посещает мероприятия и делает их возможными. Также хотелось бы выразить признательность и другим членам жюри - председателю Профбюро ИТС Сергею Немчинову и председателю Студенческого Совета ИНЭЛ Веронике Петуховой.

📸

Заканчивая поток благодарностей, скажем и о Радистах НГТУ, которые стабильно и достойно помогают СтудСовету ИТС в работе со светом и звуком. А фотографии с эпического мероприятия подготовила Светлана Батяева - за что ей большое спасибо. Наслаждайтесь юбилейным, сотым фотоальбомом нашего паблика.






Строительно-дорожные машины производства компании Volvo Construction Equipment на Volvo Days 2008 в городе Эскильстуна, Швеция

В зависимости от выполняемых функций строительно-дорожные машины разделяют на группы:

Машины для подготовительных работ

Сюда относят машины для предварительной подготовки площадки к проведению строительных работ:

    — предназначены для расчистки строительных площадок от кустарника и мелколесья; — машины, предназначенные для корчевания пней, очистки площадок от камней-валунов, уборки стволов и кустарника, срезанных кусторезами; — предназначены для предварительного рыхления слежавшихся и мёрзлых грунтов; рыхлитель часто выполняют на базе той же машины, что и бульдозер, и такую машину называют бульдозер-рыхлитель;

Землеройные машины

    предназначены для резания и перемещения грунта, а также для планировки поверхности строительной площадки; — машины, предназначенные для копания и перемещения грунта на малые расстояния (до 10-15 м); и автогрейдеры — машины, применяемые в дорожном строительстве для планировки дорожного основания и возведения земляного полотна; предназначены для послойного срезания и перемещения грунта на расстояние до 5 км.

Машины для укладки и обслуживания дорожных покрытий


Stamps of Uzbekistan, 2006-077.jpg

    — машины для удаления верхнего слоя дорожных покрытий; — машины для укладки слоёв асфальтобетонного покрытия; — машины для утрамбовки и уплотнения грунта, асфальта и т. д.

Машины для производства и транспортирования бетонных смесей

    — машины для приготовления бетонных смесей; — грузовые автомобили, оборудованные вращающейся ёмкостью для перевозки бетона; — машины для перевозки цемента на небольшие и средние расстояния (до 300 км); — машины, предназначенные для приёма свежеприготовленной бетонной смеси от специализированных бетонотранспортных средств и подачи её в горизонтальном и вертикальном направлениях к месту укладки.

Дробильно-сортировочное оборудование

    (дробилки), предназначенные для дробления горных пород с целью получения нерудных строительных материалов, применяемых для приготовления бетона, асфальтобетона, а также балластных слоёв; (грохоты), предназначенные для сортировки раздробленных горных пород (гравия, щебня и др.) на классы по крупности.

Машины для строительства искусственных сооружений

Оборудование для свайных работ:

    ; ; предназначены для погружения в грунт металлических свай, труб и шпунта с помощью как вибрации, так и с помощью ударных нагрузок. Вибромолоты применяют также для погружения железобетонных свай в водонасыщенные грунты.; — машины, предназначенные для погружения труб, свай и шпунта в песчаные водонасыщенные грунты.

Машины и оборудование для разработки карьеров и обогащения материалов

  • Погрузчики для карьеров
  • Машины непрерывного транспорта для карьеров
  • Машины для промывки каменных материалов
  • Машины для сортировки (грохочения) каменных материалов
  • Машины для дробления каменных материалов

Снегоуборочная техника и машины для очистки дорог

Оснащены отвалом и щёткой.

Машины для устройства снежно-ледяных покрытий

Грузоподъёмные машины

Машины непрерывного транспорта

Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 октября 2016 года.


2. Гаркави Н.Г. Обеспечение эксплуатационной надежности работы строительных машин зимой. – Л.: ЛДНТП, 1980. – 24 с.

3. Конев В.В. Совершенствование системы предпусковой тепловой подготовки двигателя землеройной машины (на примере двигателя экскаватора ЭО-4121А): дис. . канд. техн. наук: 05.05.04. – Тюмень, 2002. – 137 с.

5. Конев В.В., Половников Е.В. Мобильный гараж для строительно-дорожных машин. Патент на полезную модель № 153166, 19 ноября 2014 г.

6. Мерданов Ш.М., Якубовский Ю.Я., Конев В.В. Исследование и разработка системы тепловой подготовки гидропривода строительно-дорожных машин / Строительные и дорожные машины. – 2013. – № 1. – С. 27–29.

8. Тархов А.И. Режимы работы приводов траншейных экскаваторов и совершенствование их конструкций: дис… докт. техн. наук. МИСИ, 1987. – 357 с.

9. Чооду О.А. Разработка методики оценки влияния климатических условий на эксплуатацию дорожно-строительных машин: автореф. дисс. … канд. техн. наук. – СПб., 2009. – 128 с.

10. Konev V., Merdanov Sh., Karnaukhov M. & Borodin D. Thermal preparation of the trailbuilder fluid drive / Energy Production and Management in the 21st Century – The Quest for Sustainable Energy, 2014, Vol. 1 – Southampton. WIT Press, 2014. – Р. 697–706.

На эффективность эксплуатации строительно-дорожных машин (СДМ) влияют условия, в которых машина работает. Условия эксплуатации разделены на три группы [7, 8]:

1. Дорожные (технической категорией дороги; видом и качеством дорожного покрытия; рельефом местности).

2. Транспортные условия эксплуатации определяются рядом коэффициентов и показателей (длина груженой поездки; коэффициент по использованию пробега машины; коэффициент по использованию грузоподъемности машины; среднее значение уклона дороги на маршруте; коэффициент помехонасыщенности; род перевозимого груза).

3. Природно-климатические условия определяются факторами окружающей среды, ее температуры и влажности; запыленности, интенсивности атмосферных осадков, ветровой нагрузки, воздействия солнечных лучей (радиации); сезонных колебаний температур, влажности, ветра; а также грунтовыми условиями.

Условия первой и второй группы рассматриваются при оценке транспортирования СДМ, подготовительных работах (дислокациях с одной строительной площадки на другую) и при поставке машины на ТО и Р в случае работы машины вдали от баз [3–5].

При работе СДМ на нее влияют факторы третьей группы [9]. На рис. 1 представлен общий вид параметрической модели.

konev1.tif

Рис. 1. Общий вид параметрической модели

Территория России составляет более 17 млн км 2 , при этом около 12 млн км 2 (примерно 70 % от общей территории России) относится к районам крайнего Севера и приравненных к ней территории. Исходя из данных сборника Росстата, климатическая норма января в России равна – 19,7 °С. Для климата территории России проводится деление года на холодный/тёплый сезон, и большие температурные перепады. Также наблюдается, что по направлению на север и на восток происходит увеличение годовой амплитуды температур и понижение температуры в зимний период времени. Эксплуатация СДМ в таких условиях затруднена сложностью запуска и работы ДВС, гидропривода, трансмиссии, обеспечения микроклимата в салоне. В данных условиях возникают повышенные износы всех агрегатов и систем. Это связано с тепловыми процессами, протекающими в них в период работы, стоянки, предпусковой подготовки. В результате наработка СДМ до отказа снижается, а простои машин увеличиваются. Воздействие отрицательных температур на СДМ усиливается при наличии ветра. Существуют методики по учету температуры и ветра и их переводу к общей температуре. На скорость охлаждения агрегатов, узлов машин оказывает влияние ветровое воздействие. Так, увеличение скорости ветра от 0 до 10 м/с увеличивает темп охлаждения деталей ДВС примерно в 3 раза. По усреднённым значениям температуры окружающей среды и ветровой нагрузки для районов с умеренным климатом ДВС СДМ в зимний период остывает до температуры окружающего воздуха (25–30 мин), в летний период около 3 часов [2, 7, 9].

Для снижения интенсивности износов в подвижных элементах агрегатов, систем СДМ, при низких отрицательных температурах используются зимние сорта горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей, но их использование не является достаточным в решении проблемы. Основные результаты по совершенствованию работы СДМ достигнуты в области обеспечения тепловой подготовки двигателей внутреннего сгорания СДМ [1–3], при этом вопрос тепловой подготовки гидропривода изучен недостаточно. Если объем прогрева ДВС ограничен объемом подкапотного пространства и это облегчает прогрев ДВС, то, сравнивая с гидроприводом СДМ, его элементы распределены по всей машине с большой протяженностью трубопроводов до 10 м. Очевидно, это усложняет прогрев гидропривода.

konev2.tif

Рис. 2. Затраты на рабочую жидкость экскаватора 5-й размерной группы

konev3.tif

Рис. 3. Зависимость износа уплотнений от температуры (по Ю.А. Носову)

konev4.tif

Рис. 4. Зависимость силы трения и температура в зоне контакта при движении гидроцилиндра (по Р. Бееру)

В предшествующих исследованиях указывается, что использование в гидросистемах СДМ рабочих жидкостей ВМГЗ зимой и МГЕ-46В летом обеспечивает работоспособность гидропривода СДМ и сокращает затраты средств на изготовление, транспортирование и хранение широкого ассортимента рабочих жидкостей. Также это позволяет уменьшить загрязнение гидросистем при проведении работ по сезонному обслуживанию, включающей замену рабочих жидкостей [1]. Импортными аналогами гидравлического масла ВМГЗ являются Shell Tellus 15, Mobil DTE 11M, TEBOIL Hydraulic Oil 15, Castrol Hyspin AWS 15. Использование для экскаватора 5-й размерной группы (350–400 л) аналогов рабочих жидкостей зарубежного производства увеличивает затраты до 4,5 раза (рис. 2).

Эксплуатируя СДМ при нагретом масле в баке и низкой температуре окружающей среды, происходит образование конденсата из воздуха в рабочей жидкости влаги. Вода попадает в рабочую жидкость и затем переносится в гидросистему. Присутствие воды в рабочей жидкости повышает процессы коррозии в гидроприводе, а также температуру ее застывания. Поэтому масло следует доставлять расфасованным в герметичную тару. При доливке жидкости в бак необходимо исключить попадание воды в гидросистему СДМ [1]. Гидросистему можно рассматривать как работоспособную в оптимальных режимах, когда потери давления жидкости в гидроприводе не более 6 % от номинального давления, создаваемого насосом. В гидросистемах СДМ, эксплуатирующихся в районах крайнего Севера и приравненных к ним территориях, потери давления в зимний период времени возможны до 12 %, а при прогреве жидкости (подготовке к работе СДМ) – до 20 %. В случае превышения указанных значений следует предусмотреть средства предпусковой тепловой подготовки рабочей жидкости в гидроприводе СДМ [7, 10].

В Положении по эксплуатации гидрофицированных машин указывается о необходимости снижения нагрузок на 20 % во время начала работы холодного гидропривода. При этом снижении температуры окружающего воздуха и изменении связанной с этим вязкости рабочей жидкости (от 5*10-6 до 8*10-3 м2/с) гидравлические потери в трубопроводах при температуре рабочей жидкости до – 30 °С возрастают в 3…4 раза, а при температурах (– 50…– 60 °С) в 10…15 раз по сравнению с рабочими жидкостями, имеющими температуру + 40…50 °С. Увеличение вязкости рабочей жидкости приводит к образованию разрежения во всасывающих трубопроводах, это ведет к попаданию воздуха в рабочую жидкость (кавитация). Возникают колебания давления рабочей жидкости в гидросистеме. Это приводит к нарушению синхронизации действия исполнительных механизмов (гидродвигателей). Вследствие этого снижается работоспособность гидропривода и появляется кавитационный износ в насосах, распределителях и клапанах. Также снижение температуры вызывает изменение физико-механических свойств материалов и величины посадок в сопрягаемых деталях, что снижает работоспособность узлов трения гидроприводов, и происходит снижение эксплуатационных свойств резинотехнических изделий, которые теряют эластичность и становятся хрупкими. Трубопроводы высокого давления обладают большой охлаждающей поверхностью, и масло, проходя по ним, быстро теряет температуру. На рис. 3 представлена зависимость износа уплотнений от температуры (по Ю.А. Носову).

Из графика видно: наименьшие износы возникают при температуре + 5÷30 °С. По графику зависимости силы трения и температуры в зоне контакта при движении гидроцилиндра (по Р. Бееру) (рис. 4) видно, что наименьшая сила трения возникает при температуре + 10 °С.

Для улучшения условий всасывания и предупреждения возникновения кавитации во всасывающей полости насоса, что особенно актуально в условиях низких отрицательных температур, гидробак рекомендуется устанавливать выше уровня расположения насоса (рис. 5).

konev5.tif

Рис. 5. Расположение насоса гидропривода СДМ

Увеличение давления рабочей жидкости в гидросистеме от снижения температуры воздуха вызывает увеличение относительного количества отказов, приходящихся на гидросистемы, в среднем от 29…45 % к общему числу отказов при положительных температурах, до 55…71 % при отрицательных, при этом простой машины в ремонте увеличивается в 1,2…1,5 раза. Это увеличивает затраты на обслуживание и ремонт гидропривода СДМ. Вдали от баз возникают трудности с доставкой, помещениями, внешними источниками энергии [4, 5].

Читайте также: