Что такое психограмма профессии

Обновлено: 20.05.2024

Профессиографирование – процесс изучения отдельной профессии.

Результатом психографирования (Штерн) - психограмма личности (описание человека труда в профессии):

Психограмма: Психологические качества, желательные для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций в труде. Сюда относятся:

Характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста:

1) Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека и психологические позиции;

2) Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала;

3) Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик;

4) Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.

Характеристики операциональной сферы специалиста:
5) Психологические знания о труде, о профессии;

6) Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей);

7) Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту;

8) Профессиональное мышление, в том числе творчество, возможность обогатить опыт профессии;

9) Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовать планы своего профессионального роста;

10) Психологические противопоказания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано. Желательно определение противопоказаний в мотивационной и операциональной сфере;

11) Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.

Профессиограмма- это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника. Профессиограмма - это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области, хотя иногда отмечается, что в профессиограмме надо учитывать и варианты выполнения профессиональной деятельности на "среднем" уровне. Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда, о психологических качествах, требуемых от человека. Вместе с тем Профессиограмма - это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста. Профессиограмма должна не сковывать индивидуальное творческое развитие специалиста, а лишь давать ориентиры объективных требований профессии к человеку. Профессиограмма может меняться по мере изменения профессии, поэтому обращаться к профессиограмме необходимо так или иначе в течение всей профессиональной жизни как специалисту психологу, так и каждому работающему человеку для того, чтобы осуществлять коррекцию психологических качеств с учетом современных требований профессии. Таковы назначение и функции профессиограммы.

Комплексная профессиограмма (К.К. Платонов, Ю.В. Котелова и др.), где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технологических, экономических, медикогигиенических) труда в целом. В ней указывается цель, предмет, способ, критерий оценки результатов, характеристика нужной квалификации, средства, условия, организация, кооперация труда, интенсивность труда, виды опасности, воздействия на работника, польза для работника. В последнее время предлагается аналитическая профессиограмма, в которой раскрываются "не отдельные характеристики компонентов в профессии и профессионально-важные качества (ПВК) человека, а обобщенные нормативные и морфологические показатели структуры профессии и психологической структуры профессиональной деятельности". В аналитической профессиограмме подчеркивается необходимость разделения двух блоков и профессиограмме: во-первых, описание объективных характеристик профессиональной деятельности, не зависящих от конкретного человека и выработанных в общественном опыте, во-вторых, описание психологической деятельности человека и его качеств, симметричных объективной деятельности, но не совпадающих с ней. Иными словами, в аналитической профессиограмме различаются нормативная внешне заданная структура профессиональной деятельности и психологическая структура деятельности, а также психологические качества работника. В литературе описана также схема профессиограммы, называемой автором психологически ориентированной, в нее входят: описание внешней картины труда, трудового поведения (фотография рабочего дня, хронометраж, временная динамика производственной активности, рабочее место, типичные ошибки и др.) и внутренняя картина труда (реакции личности, ее интегральные образования - направленность, способности, структуры научения и опыт, характер, темперамент, а также психические состояния - интеллектуальные, эмоциональные, процессы - воля, внимание, память, мышление и психомоторика).

- четко выделять предмет и основные результаты труда (на что направлены главные усилия человека в труде);

- подчеркивать направленность каждого труда в конечном счете на благо конкретного человека (гуманистический человекоцентризм): все, в том числе технические профессии должны, хотя и в опосредованной форме, облегчать жизнь конкретного человека;

- выделять не отдельные компоненты и стороны профессии, а описывать ее целостно в системе характеристик, особо подчеркивая при этом стержневые, приоритетные, ядерные составляющие и отличая их от производных, второстепенных, вспомогательных;

-показывать возможные линии развития человека средствами профессии, динамику психических новообразований в ходе труда, из которых человек может выбрать направления роста с учетом своей индивидуальности;

- показывать перспективы изменения в самой профессии (каким может быть специалист завтрашнего дня, ближайшего будущего);

-иметь направленность на решение практических задач (профессиональное обучение, профотбор, рационализацию новых видов труда и др.);

-описывать необходимые некомпенсируемые психологические профессиональные качества, а также психологические свойства человека, которые хотя и отсутствуют у него, но могут быть компенсированы.

Результатом психографирования (Штерн) - психограмма личности (описание человека труда в профессии):

А) полная — психологическое изучение состав­лялось по обширной программе — полной психографической схе ме

Б) частичная - программа обследования личности касалась лишь важных для об­суждаемой проблемы сторон.

1) срезовые составля­лись при разовом обследовании личности

2) продольные психограммы - при со­поставлении результатов психологического обследования лично­сти несколько раз во времени

Только продольные психограммы, считал Штерн, могли дать психологу сведения о тенденциях раз­вития личности, т.е. позволяли понять личность, устойчивые и случайные ее проявления.

1)основой для подбора психо­диагностических методик и прогнозирования с их помощью ус­пешности будущей профессиональной деятельности претенден­тов на конкретную вакансию

2)при исследовании профессиональной работоспособности, утомления, в целях диагностики степени снижения психических функций под влиянием проделанной работы следовало выявить ПВК как наиболее изменчивые, временно нарушаемые в данной профессии под влиянием утомления психические функции.

3)задача профессионального обучения и трениров­ки таких психических функций, ПВК, которые обеспечивают ус­пешную работу и могут стать предметом развития, упражнения

Типы профессиограмм (Иванников):

диагностическая ® выявление ПВК, психограмма

ориентировочно-диагностическая ® выявление причин аварий, проблем в деятельности, анализ типичных ошибок и сложностей

конструктивная ® повышение эффективности средств и условий труда, анализ приемов и способов деятельности, технологии

информационная ® для профориентации

Схема информационной профессиограммы:

1)специфика должности, организации, стаж человека;

2) история профессии, распространенность;

3) предметная область: человек-человек, ч-природа, человек-художественный образ, человек-знак, человек-техника;

4) продукт деятельности;

5) средства труда: орудия труда; внешние функциональные (лексика, мимика, голос); внутренние функциональные (схемы, эталоны, образцы);

6) задачи труда, профессиональные функции :нормативно заданные; реально выполняемые трудовые действия;

Профессиограмма (от лат. Professio — специальность, Gramma — запись) — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы.

Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Она включает в себя психограмму — портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности.

Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем соответствующего подразделения на конкретную профессию, должность и отражает:

  • требования к должностным обязанностям работника;
  • требования к рабочему месту;
  • возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;
  • варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др., т. е. все о конкретной должности применительно к специфике данной фирмы.

Профессиограмму целесообразно разрабатывать по определенной методологической схеме: профессия → профессионально значимые требования к работнику → профессионально важные качества → уровень требований к соответствующим профессии психофизиологическим свойствам (ПФС) → методы исследования → ранжирование уровня развитости ПФС → нормы оценки ПВК → психограмма → профессиональный отбор и адаптация работника → прогнозирование его профессионального маршрута → виды и формы дополнительной подготовки (переподготовки, повышения квалификации).

Выделяются следующие методологические принципы разработки профессиограмм:

  • системность — в профессиограмме должны отражаться специфика и значимость конкретной должности в структуре фирмы, а также возможный профессиональный маршрут работника;
  • целостность — оценка и анализ профессионально важных качеств деятельности должны быть проведены в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности;
  • практичность — результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых в практическом направлении прикладной психофизиологии, а инструментальные методы должны быть максимально апробированы для использования в сфере бизнеса;
  • научность и современность — методология исследований должна быть разработана с учетом новейших научных концепций, методов и знаний;
  • эффективность — в результате должно быть предложено практическое решение проблемы работы с персоналом фирмы в условиях конкурентной рыночной борьбы.

Важной составной частью профессиограммы является психограмма — описание психологических характеристик конкретной профессиональной деятельности, совокупности психофизиологических и личностных качеств работника, важных для ее успешного осуществления.

При составлении психограммы необходимо сочетание знаний и опыта профессионального психодиагноста и специалиста, знающего профессию. В этом как правило заключается основная сложность.

Психодиагност должен погрузиться в атмосферу работы фирмы, получить подробные консультации специалистов по конкретным видам деятельности. Зачастую психограммы создаются психологическими службами под заказ конкретных фирм, в которых работа с персоналом выведена на современный уровень. Также эту работу могут выполнить и специально подготовленные штатные психологи фирмы во взаимодействии с руководителями подразделений.

Профессиограмма - это документально оформленный результат профессиографирования, в котором представлена всесторонняя, описанная по определенной схеме совокупность различных объективных характеристик специальности, а также состав и содержание требований, предъявляемых к профессионально важным качествам специалистов.

Психограмма - часть профессиограммы, в которой дана характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека, перечень психологических способностей к профессиональной деятельности и особое внимание уделено психологическим противопоказаниям.

Требования к профессиограмме (по Марковой):

1. четкое выделение предмета и результата труда (на что направлены главные усилия человека);

2. не выделение отдельных компонентов и сторон труда, а описание целостной профессиональной деятельности;

3. демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии;

4. показ возможных перспектив изменения в самой профессии;

5. направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессионального обучения, рационализации труда и др.);

6. выделение и описание различных некомпенсируемых профессиональных психологических качеств (ПВК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы.

Структура:

1. Общие сведения о специальности:

- наименование и назначение профессии;

- характеристика рабочей зоны и рабочего места;

- характеристика средств и орудий труда;

- общая и специальная профессиональная подготовка специалиста;

- функциональные обязанности специалиста;

- критерии эффективности деятельности.

2. Содержание деятельности:

- описание и анализ основных действий и операций;

- профессиональные задачи, решаемые специалистом;

- особенности приема информации;

- особенности переработки информации и принятия решений;

- структура исполнительских действий;

- анализ ошибок в деятельности специалиста;

- соотношение загруженности в ходе работы психологических функций.

3. Условия деятельности:

- режим труда и отдыха специалистов.

4. Социально-психологические факторы деятельности:

- характеристика рабочей группы, в составе которой специалист
выполняет обязанности;

- роль и место специалиста в системе внутригрупповых связей;

- мотивационные аспекты совместной деятельности;

- особенности социально-психологической и профессиональной
адаптации специалистов;

5. Динамика психического состояния специалиста в процессе деятельности:

-характер и степень изменения активности психофизиологических функций и работоспособности;

- преобладающие эмоциональные состояния;

- влиияние динамики состояний на эффективность деятельности;

- основные формы профессиональной заболеваемости и травматизма.

6. Психограмма:

- основные личностные качества, необходимые специалисту;

- ведущие сенсорно-перцептивные характеристики;

- свойства, определяющие успешность моторных действий;

- соотношение в процессе деятельности личностных, перцептивных, гностических и моторных качеств.

7. Противопоказания к деятельности.

Способы представления профессиограмм:

ü аналитический график

Типы профессиограмм (по Ивановой):

1. Информационные профессиограммы - для использования в профконсультационной и профориентационной работе, для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес.

2. Ориентировочно-диагностические - для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми - эффективными - образцами организации трудовой деятельности.

3. Конструктивные профессиограммы - для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала.

4. Методические профессиограммы - можно было бы назвать и методологическими, поскольку они служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы.

5. Диагностические профессиограммы - подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и "бюрократическом" уровне, а затем все это переводится на язык необходимых для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).

Таким образом, психологическое изучение профессий, проводимое для
разных целей, имеет специфические особенности, отражающиеся в программе построения исследования; в методах, реализуемых в исследовании; в глубине, детальности и широте рассмотрения разных характеристик одной и той же профессии, а также в форме представления материала.

Можно выделить различные конкретные схемы профессиографирования. По Е.М. Ивановой (см. Иванова, 1987, с.32-33), вся трудовая деятельность включает две основные составляющие: субъект труда и объект труда:

1. Субъект труда предполагает выделение и описание следующих характеристик:

§ объективные характеристики субъекта труда (здоровье, стаж, образование, успешность работы. );

§ социальная когнитивно-мотивационная структура (информированность о социальной значимости профессии, информированность о своей роли в обществе, осознание себя членом профессиональной среды, отношение к своей профессиональной деятельности);

§ профессиональная когнитивно-мотивационная структура (знание о трудовом процессе в целом; знание предмета, целей, условий и задач трудового процесса; личностное отношение к труду как к процессу и как к результату);

§ операторная психологическая структура "отдельной" деятельности (выделение цели, способность выполнять действия и операции);

§ эмоционально-волевая структура субъекта труда (индивидуальный стиль деятельности; функциональное состояние субъекта труда).

2. Объект труда:

§ история и перспективы развития данного трудового процесса (научно-технический прогресс - НТП, социально-экономический прогресс. );

§ социальная структура и направленность объекта труда (социальная направленность объекта труда; социально-технические характеристики объекта труда; социально-экономические характеристики объекта труда);

§ сама структура трудового процесса, позволяющая выделить: а) предмет труда - средства труда - трудовая задача;

§ структура условий труда: микроклимат и гигиенические условия; социально-психологические условия; организация труда (нормирование, планирование, контроль);

§ операционально-техническая структура труда (операционально-технологические действия; правила исполнения трудовых действий).

Е.С. Романова и Г.А. Суворова предложили несколько более компактные варианты описания профессий, которые также могут быть использованы профконсультантами. Ниже представлены несколько таких вариантов.
1. Ориентировочная схема экспресс-изучения профессии: а) технико-экономическое описание (технология, оборудование, нормы, оплата труда); б) организация и условия труда (социальные и физические условия, освещенность, температура, влажность, профвредности, режим труда. ); в) документация по текучести кадров, по сбоям в работе и т.п.; г) подробное описание самой трудовой деятельности (основные операции и действия); д) психофизиологическая характеристика трудовой деятельности (характеристика ПВК).
2. Общая схема (основные вопросы) для разработки комплексной профессиограммы: 1) как называется работа и в чем она состоит (ее существенные характеристики)? 2) какова эффективность (основные критерии эффективности) и цель работы? 3) что является предметом труда (над чем работают)? 4) каким способом (как) выполняется работа (каков технологический процесс)? 5) на основании чего делается работа (нормативная и производственная документация)? 6) каковы конкретные критерии оценки труда? 7) какая необходима квалификация? 8) при помощи каких средств выполняется работа? 9) в каких условиях выполняется работа (территориальных, гигиенических, эстетических)? 10) какова организация труда (график работы, трудовые смены, баланс труда и отдыха)? 11) какова кооперация труда (кто, что и с кем делает)? 12) какова интенсивность труда? 13) какова степень опасности и ответственности труда? 14) какова степень воздействия труда на работника (степень полезности/ вредности)? 15) какова польза для работника (зарплата, премии, общественное признание и т.п.)? 16) какие условия, требования и ограничения характерны для работы (кто может и кто не может ее выполнять: административно-правовые, политические, медицинские, общественные и другие детерминанты)

В 1920-1930-х гг. в России эмпирическое изучение профессий проводилось в двух основных направлениях.

Первое предполагало описание и психофизиологический анализ профессий для решения задач профотбора, профконсультации, профобучения, рационализации рабочего места, профилактики утомления (Б. Г. Ананьев, Н. А. Бернштейн, А. К. Гастев, С. Г. Геллерштейн, Н. Д. Левитов, И. Н. Шпильрейн и др.).

Второе направление ориентировалось на классификацию профессий с целью их проектирования (С. Г. Геллерштейн, А. Ф. Лазурский, И. Н. Шпильрейн и др.).

Сложившиеся приемы и принципы оформились в специальный подход — профессиографию,под которым понимают описательно-техническую и психофизиологическую характеристику различных видов профессиональной деятельности.

Профессиография изучает деятельность, профессии, специальности в целях создания их оптимальных моделей, в частности:

- исследует их социальную и социально-психологическую сущность, основные функции;

- осуществляет классификацию профессий и специальностей;

- определяет требования, предъявляемые обществом и данной профессиональной деятельностью к личности, уровень развития ее профессионально важных качеств, обеспечивающих успех в данном виде деятельности и др.

- проводит специально организованное всестороннее и документированное описание различных профессий и специальностей, результатом которого должна стать профессиограмма.

В самом общем виде профессиограмма представляет собой описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии.

Другими словами, профессиограмма - это перечень научно обоснованных норм и требований профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии.

Психограмма,в свою очередь, является частью профессиограммы, в которой дана характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека, перечень психологических способностей к профессиональной деятельности и особое внимание уделено психологическим противопоказаниям.

ВИДЫ ПРОФЕССИОГРАММ, ИХ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

В отечественной профессиографии принято классифицировать профессиограммы на частные, специальные, целевые и комплексные.

Класс ЧАСТНЫХ ПРОФЕССИОГРАММ делится на пять видов:

1. Физиологические, дающие физиологическую, медико-биологическую характеристику специальности.

2. Санитарно-гигиенические - санитарно-гигиеническая характеристика специальности с точки зрения воздействия санитарно-гигиенических условий на организм человека в ходе деятельности.

3. Психологические, или психологически ориентированные профессиограммы, определяющие узкоспециализированные требования к психике человека.

4. Социологические профессиограммы, содержащие социальные характеристики специальностей.

5. Экономико-организационные профессиограммы − характеристика специальности с точки зрения ее социально-экономической сущности. Речь идет об условиях оплаты, режиме труда и отдыха и т.д.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОГРАММЫ разрабатываются для использования в различных целях:

1. Для профессиональной ориентации и профконсультации. Такая профессиограмма включает:

· роль и место профессии в обществе,

· содержит описание всех основных ее аспектов,

· способы ее освоения, перспективы развития и т.д.

В профессиограмме подчеркивается также, какими знаниями и психологическими качествами должен обладать кандидат на обучение специальностям; перечисляются данные об условиях труда и о трудовых действиях; говорится о том, где и какими способами осуществляется подготовка специалиста по данной специальности.

2. Для профессионального психологическогоотбора. Данная цель обусловливает структуру и содержание профессиограммы:

- она ориентирует на выявление преимущественно стабильных, устойчивых профессионально важных качеств, дифференцирующих людей по эффективности деятельности;

- содержит максимально возможный свод требований к необходимым и некомпенсируемым свойствам личности специалиста и противопоказаний;

- определяет структуру качеств, обеспечивающих достижение высокого уровня профессионального мастерства.

3. Для оптимизации условий и режима деятельности. Профессиограмма, используемая в этих целяхнаправлена на всесторонний учет временных параметров и утомительности отдельных действий и операций, регистрацию распределения микропауз и динамики работоспособности в течение рабочего дня, во время дежурства, указание психологической изменчивости психических функций под воздействием утомления и т.п.

Типовая структураЦЕЛЕВОЙ ПРОФЕССИОГРАММЫсодержит 7 разделов:

1. Общие сведения о специальности:

1.1.Наименование и назначение профессии.

1.2.Характеристика рабочей зоны и рабочего места.

1.3.Характеристика средств и орудий труда.

1.4.Общая и специальная профессиональная подготовка специалиста.

1.5.Функциональные обязанности специалиста.

1.6.Критерии эффективности деятельности.

2. Содержание деятельности:

2.1.Описание и анализ основных действий и операций.

2.2.Профессиональные задачи, решаемые специалистом.

2.3.Особенности приема информации.

2.4.Особенности переработки информации и принятия решений.

2.5.Структура исполнительских действий.

2.6.Анализ ошибок в деятельности специалиста.

2.7.Соотношение загруженности в ходе работы психологических функций.

3. Условия деятельности:

3.2.Режим труда и отдыха специалистов.

4.Социально-психологические факторы деятельности:

4.1.Характеристика группы, в составе которого специалист выполняет обязанности.

4.2.Роль и место специалиста в системе внутригрупповых связей.

4.3.Мотивационные аспекты совместной деятельности.

4.4.Особенности социально-психологической и профессиональной адаптации специалистов.

5. Динамика психического состояния специалиста в процессе деятельности:

5.1. Характер и степень изменения активности психофизиологических функций и работоспособности.

5.2. Преобладающие эмоциональные состояния.

5.3. Влияние динамики состояний на эффективность деятельности.

5.4. Основные формы профессиональной заболеваемости и травматизма.

6. Психограмма:

6.1. Основные личностные качества, необходимые специалисту.

6.2. Ведущие сенсорно-перцептивные характеристики.

6.3. Профессионально важные качества мышления.

6.4. Профессионально важные характеристики памяти.

6.5. Свойства, определяющие успешность моторных действий.

6.6. Соотношение в процессе деятельности личностных, перцептивных, гностических и моторных качеств.

6.7. Противопоказания к деятельности.

А.К. Маркова формулирует основные требования к профессиограмме:

· четкое выделение предмета и результата труда (на что направлены главные усилия человека);

· описание целостной профессиональной деятельности (а не выделение отдельных компонентов и сторон труда);

· демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии;

· показ возможных перспектив изменения в самой профессии;

· направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессионального обучения, рационализации труда и др.);

· выделение и описание различных некомпенсируемых профессиональных психологических качеств (ПВК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы.

К.К. Платонов выделяет основные ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОГРАФИРОВАНИЯ.

Принцип целенаправленности:

психологическое изучение профессии должно проводиться не само по себе, а для решения исследовательских или практических задач, которые определяют уровень изучения профессий, предмет исследования и методы.

Принцип личностного подхода:

следует учитывать возможные вариации индивидуального стиля деятельности и возможности компенсации одних индивидуально личностных свойств другими.

Принцип допусков:

в случае профотбора необходимо указывать не только набор ПВК и противопоказаний, но и количественные границы минимума и максимума при их измерении.

Принцип надежности:

нельзя ограничиваться только благоприятными условиями труда, нужно выявить, описать и учесть также редкие, экстремальные ситуации. Это особенно важно при изучении опасных профессий.

Принцип дифференциации и типизации:

следует учитывать внутрипрофессиональные различия, а также объединять в группы сходные по каким-либо параметрам профессии.

Принцип перспективности и реальности:

рекомендуется учитывать тенденции развития профессии, рассматривать профессии в культурно-исторической перспективе.

К указанным выше принципам О.Г. Носкова добавляет еще несколько.

Этический принцип:

важно придерживаться равного уважения к представителям разных профессий, не допускать обесценивания каких-то видов труда ради рекламы какой-либо профессии.

Принцип конкретности:

для анализа профессии недостаточно простого перечисления задач, выполняемых работником, важно выяснить также степень значимости этих задач, частоту их встречаемости, распределение во времени, последовательность (Е.А. Климов).

Принцип целостности:

профессиональная деятельность человека должна рассматриваться как целостная система, а не как механическая сумма элементарных действий, операций.

Принцип системной детерминации:

следует учитывать зависимость изучаемой профессиональной деятельности от особенностей организации, в которой трудится субъект труда.

При составлении профессиограмм для сбора эмпирических данных применяются следующие методы:

1) изучение документации по данной профессии;

2) наблюдение за работой специалистов;

3) опрос специалистов (экспертный метод);

4) изучение продуктов (результатов) данного труда, анализ ошибок;

5) трудовой метод;

6) биографический метод, позволяющий исследовать профессиональный путь работника на основании его опроса и изучения документации;

7) метод эксперимента;

8) метод моделирования трудового процесса.

Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное .

Читайте также: