Что такое профессиональное выгорание медицинских работников

Обновлено: 24.04.2024

Не просто термин, но диагноз!

Алла Холмогорова:

Что такое профессиональное выгорание? Перегрузка на работе, стресс? Особое состояние? Или просто другой термин для депрессии? На самом деле выгорание — это диагноз, который в МКБ-10 имеет код Z73.0 и определяется как состояние жизненного истощения.

Физиологические симптомы выгорания: хроническая усталость, переутомление, истощение, бессонница и сопутствующие соматические заболевания.

Психологические симптомы: негативное отношение к пациентам, начальству, коллегам, себе, а также к рабочим обязанностям, негативные эмоции и состояния (гнев, раздражительность, беспокойство, возбужденность, вина).

Непродуктивные стратегии совладания с состоянием: табак, кофе, алкоголь, переедание и др.

Алла Холмогорова:

Стремительный рост дней нетрудоспособности по этому диагнозу отмечается в европейских странах, в частности в Германии, что позволяет заявить проблему профессионального выгорания как проблему нашей цивилизации. При этом психические расстройства остаются слепым пятном современного здравоохранения.

Число больных депрессией увеличилось вдвое за последние 10 лет. Бремя психических расстройств (в первую очередь депрессии и тревожных расстройств) превышает бремя остальных болезней: 23 % от бремени всех болезней в развитых странах, 13 % для мира в целом (для сравнения: кардиологические заболевания — 10 %, онкологические — 5 %). На 50 % повышается риск смерти от коморбидных соматических заболеваний. На 100 % — стоимость лечения соматических болезней.

С учетом этих данных в 2018 году при приемном отделении НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского совместно с Московским государственным психолого-педагогическим университетом была создана психологическая служба с широким спектром практических и научных задач, выполнен цикл исследований.

Ситуация до пандемии

Группа риска: медработники имеют наиболее высокие показатели профвыгорания и связанных с ними рисков для физического и психического здоровья на фоне всех других профессий. Группа риска в группе риска: специалисты стационаров скорой помощи и отделений интенсивной терапии. Группа повышенного риска группы риска в группе риска: молодые врачи и врачи-ординаторы, не имеющие большого опыта работы, в условиях повышенной физической и психологической нагрузки.

Алла Холмогорова:

В 2019 году несколько выпусков журнала International Review of Psychiatry были посвящены проблемам психического здоровья студентов-медиков в различных областях из разных стран (Великобритания, Новая Зеландия, Канада, Бразилия и др.).

В исследованиях использовался Ольденбургский опросник профессионального выгорания. Так, более 70 % студентов-медиков подвержены выгоранию. Более 30 % обследованных нуждаются в психиатрической помощи или уже лечатся от депрессии и тревожных расстройств, более 20 % регулярно употребляют наркотики и алкоголь.

Все чаще о выгорании сообщают анестезиологи, высокие показатели эмоционального истощения отмечают (по разным данным) от 25 % до 65 % специалистов.

Алла Холмогорова:

Отсутствие эффективных инструментов для борьбы со стрессом и выгоранием в медицинской профессии все чаще признается проблемой. Таким образом, настало время задать вопрос, как можно улучшить отбор резидентов по специальности и поддержать обученных анестезиологов на протяжении всей их карьеры.

По результатам исследований, выполненных Аллой Холмогоровой совместно с коллегами (2020), почти половина врачей-ординаторов, обследованных до пандемии, связала 50 % и более проблем физического и психического здоровья с профессиональной деятельностью (n=143).

Алла Холмогорова:

Классическим инструментом, позволяющим оценить уровень профессионального выгорания, является опросник Кристины Маслач, где обозначены 3 компонента: эмоциональное истощение, деперсонификация (формальные, эмоционально отстраненные отношения с пациентами), редукция профессиональных достижений. 69 % ординаторов продемонстрировали высокий уровень эмоционального истощения, 85 % — деперсонификации, 46,1 % — редукции персональных достижений.

И вот — первая волна пандемии. В это время видим очень высокий уровень выгорания в плане эмоционального истощения и деперсонификации и при этом рост показателей удовлетворенности своей профессиональной деятельностью (см. рисунок). Представляется, что это было связано в первую очередь с повышенным вниманием к труду врачей, поддержкой их в обществе. Сравнение регионов с Москвой выявило, что уровни депрессии и тревоги выше в регионах, где были более сложные условия работы. Кроме того, показатели выше среди сотрудников красных зон.

Факторами-протекторами профвыгорания у медработников НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского, оказывающих помощь пациентам с COVID-19 (июль 2020 года, n=120), стали информация о текущей ситуации и задачах со стороны руководства (54,6 %), поддержка со стороны коллег (59,2 %) и администрации (46,7 %), материальное поощрение (58,3 %), благодарность пациентов (49,2 %), благодарность и поддержка со стороны общества (49,2 %), поддержка семьи (66,7 %), доступ к психологической информации о способах снятия стресса (19,2 %), возможность делать перерывы для отдыха (62,5 %).

Алла Холмогорова:

Полученные в июле данные соотносятся с международными: 8,3 % — симптомы депрессии средней и выраженной степени тяжести, 6,7 % — наличие суицидальных мыслей, 29,3 % — симптомы тревоги умеренной и выраженной степени тяжести, 35 % — высокий уровень эмоционального истощения.

Результаты о состоянии специалистов, работающих с больными COVID-19, свидетельствуют о большем психическом благополучии сотрудников НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского (июль) по сравнению со смешанной выборкой специалистов, обследованных в марте-апреле. Причины могут быть не только в спаде заболеваемости, но и в организационных факторах (возможности делать перерывы для отдыха, обеспеченности СИЗ, доверии к руководству и др.).

Риск увеличился

В период пандемии существует угроза дальнейшего роста профвыгорания у медработников во всем мире.

Алла Холмогорова:

Четвертая волна COVID-19 усугубляет продолжающийся кризис и высокий уровень выгорания у медсестер. Многие из них увольняются, при этом 62 % больниц сообщают, что доля вакансий медсестер превышает 7,5 % (согласно отчету NSI (Nursing Solutions, Inc.) США за 2021 год).

Опрос 2020 года показал, что 70 % из выборки 7 846 медработников сообщили об эмоциональном истощении и 40 % — о симптомах посттравматического стрессового расстройства. На протяжении пандемии работники здравоохранения были непропорционально остальной части населения инфицированы, часто на работе.

По данным журнала The Lancet (2020), российские медработники в 16 раз чаще умирают от инфекции, чем их коллеги в других странах, что составляет 7 % всех случаев смерти от COVID-19 в России. Качество медобслуживания сильно различается во многих регионах России, которые имеют разный уровень оснащения.

На конец декабря 2020 года в мире более 1,6 млн медработников были инфицированы COVID-19, и медсестры составляют самую большую группу во многих странах.

Алла Холмогорова:

За это их приветствовали как героев. Но это звание может стать опасным ярлыком и иметь негативные последствия: ожидания от того, что должны делать медсестры, становятся нереалистичными. Опрос, проведенный Американской ассоциацией медсестер интенсивной терапии (участвовали 6 тысяч медсестер отделений интенсивной терапии), показал, что 66 % респондентов рассматривали возможность ухода из сестринского дела в результате травматического опыта работы во время пандемии.

По словам одной австралийской медсестры, это разрушительно — наблюдать, как люди умирают, когда этих смертей можно было избежать, и еще более разрушительно — когда вы наблюдаете, как они умирают одним и тем же способом, раз за разом. Она имеет в виду, в частности, проблемы с вакцинацией, когда существует большое количество антиваксеров и людей, не соблюдающих меры предосторожности.

Неблагополучие в сфере психического здоровья медработников акцентировалось исследователями еще задолго до пандемии. Так, специалист по психическому здоровью врачей — заместитель декана Медицинской школы Стэнфорда и главный специалист по оздоровлению, директор центра WellMD Таит Шанафельт в своей статье (2019) отметил:

Если мы хотим добиться существенного прогресса во многих проблемах, стоящих перед нашей системой здравоохранения, включая преодоление высокой распространенности профессионального выгорания, преследующего нас, врачей, мы должны признать социокультурные аспекты этих проблем. Это потребует честной оценки и нового диалога на уровне нашей профессии, наших медицинских организаций и системы оказания медицинской помощи. Настало время для честного взгляда в зеркало и начала важной работы по оздоровлению культуры медицины на благо наших пациентов, наших коллег и нашей профессии.

Таит Шанафельт фиксирует эпидемиологические данные, собранные им до пандемии. Среди психологических последствий упоминаются высокая распространенность симптомов депрессии и повышенный риск суицида у медработников. Скрининговыми методами выявлено, что 37,8 % обследованных находятся в группе повышенного риска по депрессии. Отягощающим фактором являются трудности обращения за помощью в силу опасений подвергнуться осуждению и стигматизации, лишиться лицензии, что приводит к неадекватным стресс-адаптивным стратегиям в форме самолечения, употребления алкоголя и психоактивных веществ.

Процент врачей, злоупотребляющих алкоголем, выше, чем в общей популяции, причем чаще проблема отмечается у врачей женского пола.

Каждый год в США кончает с собой около 400 врачей, что также превышает риски в общей популяции, причем эти риски высоки и для студентов и обучающихся в резидентуре. Таким образом, анозогнозия — отрицание выгорания — одна из важнейших проблем в медицине.

Факторы стресса

Мы выполнили исследование по профессиональному выгоранию у сотрудников реанимаций, работающих и не работающих с пациентами COVID-19 в НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского (октябрь — начало второй волны). Это 85 медработников от 25 до 60 лет — 37 мужчин и 48 женщин, 76 врачей. 39 респондентов работали с пациентами с COVID-19.

Применялись шкалы депрессии и тревоги Бека, модифицированная шкала оценки дистресса Голланда, опросник профессионального выгорания Кристины Маслач. Результаты свидетельствуют, что показатели профессионального выгорания значительно выше у женщин и молодежи. У женщин выше значения по соматическим показателям депрессии, показателям тревоги и уровню эмоционального истощения. Чем меньше возраст респондента, тем выше уровень депрессии и тревоги, а также показатели эмоционального истощения и деперсонификации. Около 30 % респондентов, работающих с пациентами с COVID-19, продемонстрировали высокие показатели депрессии, 10 % имели суицидальные мысли.

Более 40 % от выборки в качестве наиболее сильных факторов стресса отметили:

  • беспокойство за членов семьи;
  • неработающие в красной зоне — чувство несправедливости в отношении распределения ресурсов (премий, отпусков и др.) и нехватку поддержки общества;
  • резкий рост нагрузки из-за болезни инфицированных коллег, нехватки медперсонала, необходимости осваивать непривычную работу;
  • организационные трудности (распределение обязанностей, недостаток оперативной связи между специалистами);
  • разрушение привычного графика работы (плановые госпитализации, отпуска и др.) и перераспределение обязанностей.

Работающие с COVID-19 подчеркивают важность информации о текущей ситуации и четких задачах со стороны руководства (54 %), а также возможность делать перерывы для отдыха (87 %).

Исследование группы повышенного риска — врачей-ординаторов (вторая волна, декабрь 2020 года, n=110) — выявило, что 40 % опрошенных имели симптомы депрессии умеренной и выраженной тяжести, 47 % — симптомы тревоги умеренной и выраженной тяжести, 10 % — суицидальные мысли. Также отмечены высокие показатели профвыгорания.

Алла Холмогорова:

На что жаловались ординаторы? В топ-5 ситуационных факторов дистресса вошли недостаток сна, опасение из-за пандемии получить меньше от процесса обучения, необходимость сочетать работу, учебу и рост нагрузки, связанной с работой, увеличение доли дистанционных занятий в учебных программах и опасение за качество обучения, сопротивление/нежелание выходить на смену.

Среди факторов-протекторов названы поддержка семьи и коллег, обсуждение своих переживаний с близкими, благодарность пациентов, возможность делать перерывы для отдыха. Очень важный фактор-протектор профессионального выгорания — эмоциональный интеллект, т. е. способность понимать психические состояния (эмоции, мысли, намерения) — как собственные, так и других людей, иметь представление о причинах этих состояний и об их влиянии на поведение. К сожалению, около половины обследованных ординаторов (n=106) отмечают трудности выражения и идентификации чувств, что существенно влияет на уровень тревоги.

Качественный анализ 89 исследований, направленных на выявление рисков психической травматизации у профессионалов группы риска (пожарных, парамедиков и медсестер службы экстренной помощи) (декабрь, 2020 год, Нидерланды), показал: поддерживающие социальные связи в рабочей среде являются защитой от психической травматизации в сложных ситуациях, а отсутствие поддержки и неблагоприятная обстановка в подразделениях, напротив, могут усугублять ее последствия.

В бельгийском исследовании отсутствие психологической поддержки со стороны старшей медсестры отделения неотложной помощи упоминалось как важный предиктор психосоматического дистресса у медсестер.

Алла Холмогорова:

Ключевой вывод наиболее масштабного исследования факторов-протекторов депрессии за последние годы: эмоциональная связь с другими людьми и умение обсуждать с ними свои переживания — главный протектор от депрессии. Переживание одиночества — один из основных факторов депрессии. Наибольшее влияние в переживание одиночества вносит перфекционизм. Около половины врачей-ординаторов зачастую испытывают чувство одиночества, а 16 % остро переживают это состояние (n=106).

Факторы профессионального выгорания у врачей в период пандемии:

  • социодемографические — женский пол, молодой возраст;
  • организационные — информационный шум, недостаток регулярной обратной связи от руководства, нечеткость в распределении функций, проблемы в распределении материальных ресурсов, увеличение нагрузки из-за болезни коллег. Защитный эффект — регулярные перерывы для отдыха, четкость поставленных руководством задач, возможность переключения, материальное поощрение;
  • психологические — тревога за членов семьи, низкий эмоциональный интеллект, трудности обращения за помощью, перфекционизм и переживание одиночества. Защитный эффект — поддержка семьи, коллег, администрации, благодарность пациентов и общества.

Программы превенции профессионального выгорания у медработников групп высокого риска:

Алла Холмогорова:

В нашем институте в качестве обязательной учебной программы для ординаторов начали внедрять тренинг коммуникативных навыков и профилактики профессионального выгорания.

QR сбербанк

Что такое профессиональное или эмоциональное выгорание?

Синдром профессионального выгорания – это реакция психики человека на продолжительные стрессы средней интенсивности в профессиональной среде. Пройдя тест, предназначенный для медиков, вы сможете самостоятельно оценить степень своего профессионального выгорания и, в случае необходимости, принять меры по профилактике этого состояния.

Почему именно стрессы средней интенсивности являются самыми опасными?

Стрессы высокой интенсивности человек замечает и, как правило, реагирует на стрессовый фактор. К стрессам средней интенсивности человек может быстро привыкнуть, научиться не обращать на стресс внимание. Отсутствие психологической реакции и разрядки приводят к накоплению стрессового состояния, которое приводит к профессиональному выгоранию.

Как проявляется профессиональное выгорание?

Существует ряд признаков, по которым можно определить наличие эмоционального выгорания. Основные – это нежелание работать, отсутствие или сильное снижение удовлетворенности от результатов работы, повышенная утомляемость от выполняемой деятельности.

Почему врачи подвержены эмоциональному выгоранию в большей степени, чем работники других профессий?

Специалисты помогающих профессий в целом подвержены большему риску, чем другие специалисты. Для врачей этот риск усугубляется постоянным взаимодействием с большим количеством людей, которые сами находятся в стрессовой ситуации болезни. По статистике, врачи-реаниматологи и врачи-онкологи наиболее подвержены профессиональному выгоранию в связи с высокой смертностью их пациентов.

Как профессиональное выгорание влияет на врача?

– Эмоциональное истощение, которое проявляется снижением эмоциональных реакций, равнодушием, разочарованием в своей работе, неспособностью испытывать сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные.
– Деформация отношений с окружающими, которая зачатую проявляется в повышенном негативизме, циничности, раздражительности, появлению установок по отношению к пациентам или коллегам.
– Редуцирование личных достижений, которое проявляется в негативном оценивании себя и результатов своего труда, в негативном оценивании возможностей для профессионального развития, в лимитировании своей вовлеченности в профессию за счет перекладывания обязанностей и ответственности на других людей.

Как возникает эмоциональное выгорание?

Эмоциональное или профессиональное выгорание не возникает внезапно, это постепенный процесс, в котором человек проходит через ряд стадий. Для начальной стадии характерны хроническая усталость, эмоциональное истощение и опустошенность. Рекомендации: чередование видов деятельности, обогащение внепрофессиональной жизни, отдых.

На второй стадии симптомы первой стадии усиливаются, а также появляется неудовлетворенность своей деятельностью. Рекомендации: обращение за эмоциональной поддержкой к близким, коллегам, обращение за профессиональной психологической помощью.

Третья стадия – ощущение себя неудачником, общая дисфункциональность, отсутствие энергии, признаки депрессии, невозможность сосредоточиться, злоупотребление алкоголем. Рекомендации: комплексное медико-психологическое сопровождение, долговременный отпуск.

Почему многие пациенты и родственники, приходящие на прием к врачу зачастую ведут себя неадекватно сложившейся ситуации? И как с этим быть врачу?

Пациенты, столкнувшиеся с тяжелым заболеванием, и их близкие проходят через ряд стадий психоэмоционального реагирования на кризисную ситуацию болезни.

Отрицание

В начале у человека, столкнувшегося с заболеванием, возникает стадия отрицания, когда пациент может ставить под сомнение сам факт наличия у себя тяжелого заболевания, и как следствие, может возникать и транслироваться недоверие к врачу. На этой стадии существуют риски отказа от лечения. Чем больше достоверной информации о его заболевании и состоянии будет у пациента, тем быстрее он осознает факт своего заболевания. Здесь врачу могут прийти на помощь буклеты для пациентов, рекомендации прочесть определенные книги, посетить определенные сайты, контакты социально-психологических служб поддержки, и т.п.

Гнев
Торг
Депрессия
Принятие

Заключительная стадия – это стадия принятия, когда человек начинает спокойно реагировать на свою болезнь, перестает воспринимать ее, как острый кризис. На этой стадии пациент мыслит и реагирует максимально адекватно и конструктивно. Он продолжает лечение, но примиряется с тем фактом, что в его жизни есть заболевание, его психологическое состояние при этом существенно улучшается, приближаясь к уровню до возникновения болезни, а в некоторых случаях даже существенно его превышая вследствие переоценки ценностей в ходе проживания стадий психологического реагирования на кризис. К этой стадии, к сожалению, приходят далеко не все пациенты.

Важно понимать, что стадии переживания болезни не всегда следуют одна за другой, на некоторых стадиях пациент может надолго задержаться или вернуться на предыдущую стадию еще раз. Через те же самые стадии проходит и родственники пациента. Врачу важно помнить, что вышеперечисленные состояния являются нормальными для людей, приходящих к нему на прием. Понимание этого факта может существенно снизить риск появления синдрома профессионального выгорания и помочь избежать конфликтных ситуаций.


1. Берхмиллер А., Завгородний И., Завгородняя Н., Капустник В., Беккельманн И. Связь между синдромом выгорания и особенностями личности работников скорой медицинской помощи // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2016. № 116 (12). С. 25–29.

2. Васильева И.В. Григорьев П.Е. Особенности эмоционального выгорания у врачей в зависимости от стажа работы // Таврический журнал психиатрии. 2017. Т. 21. № 1 (78). С. 21–27.

3. Евдокимов В.И., Есауленко И.Э., Губин А.И., Попов В.И. Оценка профессионального выгорания у медицинских работников: метод. рекомендации / Воронеж. гос. мед. акад. им. Н.Н. Бурденко Росздрава, Всерос. центр экстрен. и радиац. медицины им. А.М. Никифорова МЧС России. Воронеж; СПб.: Политехника-сервис, 2009. 82 с.

4. Костакова И.В. Взаимосвязь факторов эмоционального поведения личности и риска возникновения эмоционального выгорания у медицинских работников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016. № 4 (27). С. 44–47.

5. Овчинников Ю.В., Палченкова М.В., Калачёв О.В. Синдром эмоционального выгорания: диагностика, принципы лечения, профилактика // Военно-медицинский журнал. 2015. Т. 336. № 7. С. 17–24.

6. Денисов А.П., Кун О.А., Ляпин В.А. Управление медицинской организацией в современных условиях. Омск, 2015. 164 с.

7. Choi B.S., Kim J.S., Lee D.W., Paik J.W., Lee B.C., Lee J.W., Lee H.S., Lee H.Y. Factors Associated with Emotional Exhaustion in South Korean Nurses: A Cross-Sectional Study. Psychiatry Investig. 2018 Jul; 15(7): 670–676. DOI: 10.30773/pi.2017.12.31. Epub. 2018 Jun 15. Р. 1054–1057.

8. Hompoth E.A., Töreki A., Pető Z. [Investigation of the burnout syndrome among the employees of the Department of Emergency Medicine at the University of Szeged]. Orv Hetil. 2018 Jan; 159(3):113–118. DOI: 10.1556/650.2018.30933. Р. 12–14.

9. Munnangi S., Dupiton L., Boutin A., Angus LDG Burnout, Perceived Stress, and Job Satisfaction Among Trauma Nurses at a Level I Safety-Net Trauma Center. J Trauma Nurs. 2018 январь / февраль, 25 (1): 4–13. DOI: 10.1097 / JTN.0000000000000335. Р. 45.

10. Prendergast C., Ketteler E., Evans G. Burnout in the Plastic Surgeon: Implications and Interventions. Aesthet Surg J. 2017 Mar 1; 37(3): 363–368. Р. 158.

Целью работы стало обобщение исследований о влиянии стрессовых ситуаций, факторов и определение групп риска для оценки профессионального выгорания медицинских работников.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

– оценить мировые и отечественные данные статистики по вопросу профессионального выгорания медицинских работников;

– проанализировать данные о профессиональном выгорании работников медицинского профиля;

– сформулировать комплекс профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья медицинских работников.

Материалы и методы исследования

В исследовании был применен метод социологического опроса. Была разработана анкета, содержащая 10 реквизитов, анкета была валидизирована. В исследовании принимали участие 40 медицинских работников лечебных организаций города. Объектом исследования были медицинские работники, предметом исследования – их здоровье, определение признаков профессионального выгорания на разной стадии процесса. Также был применен статистический метод (создание базы данных, анализ и обработка полученных материалов).

Результаты исследования и их обсуждение

Одним из перечисленных факторов в синдроме профессионального выгорания (ПВ) является эмоциональная составляющая – эмоциональное истощение, которое имеет большое значение и наименьшую степень изменчивости.

Говоря о мировой статистике (рис. 1), 30 % работающего населения подвержены профессиональному выгоранию. К медицинским работникам с наиболее высоким уровнем эмоционального истощения относятся специалисты, работа которых связана с хроническими больными, неизлечимыми или умирающими пациентами (онкология, пульмонология или психиатрия), а к группе с низким уровнем эмоционального истощения с заболеваниями, имеющими благоприятный прогноз (акушерство и гинекология, оториноларингология, офтальмология и др.) [2, 3].

semen1.tif

Рис. 1. Распределение профессионального выгорания среди трудоспособного населения стран ЕС (по данным ВОЗ), %

Исследование, проведенное Американским колледжем хирургов (ACS), показало, что более 40 % хирургов испытывают выгорание. Таким образом, опрос Американского общества пластических хирургов (ASPS) показал, что более четверти пластических хирургов имеют признаки ПВ, что доказывает высокий риск эмоциональных срывов в этой специальности [4].

На эмоциональную составляющую влияет и место работы, то есть, работающие в государственных медицинских организациях, по сравнению с теми, кто работает в частных учреждениях, гораздо больше подвержены эмоциональной нагрузке. Считается, что причиной выгорания являются не только низкая оплата труда, но и фиксированные оклады, без учета индивидуального вклада в организацию и интеллектуального потенциала человека [5, 6].

Исследование синдрома выгорания (рис. 2) среди сотрудников отделения неотложной медицины Университета Сегеда показало связь между выгоранием и возрастом, стажем работы в системе здравоохранения, наличием соматических заболеваний, социальной и психологической поддержкой. Все это является единым фактором риска, приводящим к профессиональному выгоранию.

semen2.wmf

Рис. 2. Процентное соотношение наиболее значимых факторов риска

semen3.wmf

Рис. 3. Распространенность симптомов стресса, вызванных профессиональным выгоранием, %

semen4.wmf

Рис. 4. Симптомы эмоционального поведения медицинских работников при профессиональном стрессе, %

Особое значение имеет внутренний фактор, способствующий появлению эмоционального выгорания. Во многом это зависит от характера человека, его индивидуальности, отношения к своей роли в профессии, обязанностям, обстоятельствам, чувства ответственности и совестливости [7].

Глобально все причины профессионального стресса можно разделить на субъективные и объективные. К таким относятся вредные условия производства (шум, радиация, постоянная опасность для жизни и здоровья и т.д.), интенсивный рабочий график, повышенная ответственность. В то время как субъективные причины стресса у каждого свои [8].

На рис. 3 представлена распространенность симптомов стресса, вызванного у медицинских работников их профессиональной деятельностью. 15,6 % респондентов отмечали, что у них часто имеется отрицательная настроенность к выполняемой деятельности, редко – у 62,5 %, никогда – у 21,9 % опрошенных медицинских работников.

semen5.wmf

Рис. 5. Процентное соотношение ПВ среди хирургических специальностей

semen6.wmf

Рис. 6. Оценка эмоциональной нагрузки на рабочем месте медицинских работников, %

Как факторы риска были выявлены и гендерные различия при формировании профессионального выгорания. Среди мужчин высокий риск имеют специалисты в области общей и детской психиатрии, общей медицинской практики и профессиональной патологии, внутренних болезней, онкологии, пульмонологии, дерматологии и венерологии; среди женщин – врачи общей медицинской практики и профессиональной патологии, радиологи, терапевты, пульмонологи, дерматологи и венерологи [5]. Женщины-врачи испытывают стресс в 1,5 раза чаще, чем мужчины, доказывая тем самым склонность женщин к эмоциональному истощению, а мужчин к деперсонализации (обесценивание межличностных отношений, негативизм, циничность по отношению к чувствам и переживаниям других людей [9, 10].

На рис. 6 представлена оценка эмоциональной нагрузки у медицинских работников на их рабочем месте. 46,9 % респондентов отмечали, что нагрузка на их рабочем месте была слишком велика, 37,5 % считали, что редко на их работе эмоциональная нагрузка бывает высокой, никогда – 15,6 %.

Нередко при стрессе и симптомах профессионального выгорания появляются симптомы нарушения сна (рис. 7).

semen7.tif

Рис. 7. Имеются проблемы со сном, %

34,6 % респондентов имеют значительные нарушения сна, 50 % имеют незначительные нарушения сна.

Данные о связи возраста, как фактора риска ПВ и стажа профессиональной деятельности противоречивы. Считается, что наиболее предрасположены к ПВ медицинские работники в возрасте старше 40 лет, со стажем работы – 15 лет и более [9].

semen8.tif

Имеется выраженность синдромов и симптомов эмоционального выгорания, у групп разных возрастов – это люди в возрасте 45–55 лет, проработавшие свыше 15 лет в сфере здравоохранения. Наиболее адаптивна и сохранна группа врачей в возрасте 35–45 лет, со стажем от 7 до 15 лет, для них характерны только симптомы, связанные с экономным расходованием эмоций. Начинающие свою профессиональную деятельность в медицинской сфере врачи (возраст 26–35, стаж от 1 до 7 лет) имеют выраженный симптом эмоционально-нравственной дезориентации [9].

На рис. 9 представлена распространенность симптомов эмоционального истощения медицинских работников. Более половины опрошенных (56,3 %) часто чувствовали отсутствие сил после рабочего дня, всегда – 6,3 %, редко – 28,1 %, никогда – лишь 9,4 % опрошенных.

semen9.wmf

Рис. 9. Распространенность признаков эмоционального истощения среди медицинских работников, %

Нестойкий эмоциональный фон влечет за собой психические расстройства, так что порой даже мысль или контакт с экстренными ситуациями вызывает плохое настроение, бессонницу, чувство страха, обострения хронических заболеваний.

На рис. 10 представлены данные о распространенности обострений хронических заболеваний у медицинских работников. Более чем у половины респондентов (57,7 %) отмечались обострения хронических болезней в результате профессиональной деятельности и стресса. Нетрудоспособность медицинских работников почти в половине случаев связана со стрессом. Обследованы врачи общей практики, среди которых высокий уровень тревоги был выявлен в 41 % случаев, а клинически выраженная депрессия – в 26 % случаев [10].

semen10.tif

Рис. 10. Имеются ли обострения хронических заболеваний, %

Доказано, что уровень рабочего стресса и депрессий связан со страной и местом работы, семейным положением и полом.

Выводы

1. Медицинские работники представляют собой профессиональную группу риска формирования профессионального выгорания.

2. Профессиональному выгоранию способствуют такие факторы, как место работы (государственное или частное учреждение), низкая организация труда, оплата труда, плохие профессиональные отношения в коллективе, чрезмерно завышенные требования к себе и к результатам своей деятельности, неудовлетворенность работника, уровнем реализации основных потребностей и низкая оценка качества жизни.

3. Важное значение имеют возрастные особенности (люди после 40 менее подвержены ПВ), гендерный признак (женщины имеют высокий риск), а также стаж профессиональной деятельности (чем выше стаж, тем выше риск), тем не менее работники, имеющие стаж более 20 лет, приобретают опыт в решении профессиональных проблем, снижается риск ПВ, формируется эмоциональная стабильность.

4. Были выявлены и личностные показатели, которые влияют на эмоциональный фон (характер человека, его индивидуальность, отношение к своей роли в профессии, обязанностям, обстоятельствам, чувство ответственности и совестливость).

Исходя из исследования, выяснилось, что применение тестовой методики и анализа мониторинга ПВ повышает определение риска ПВ на раннем этапе, что в дальнейшем поможет быстро организовать проведение психопрофилактических и реабилитационных мероприятий.

Рекомендации: профилактика синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников осуществляется в следующих направлениях: просвещение сотрудников о синдроме выгорания, его признаках и сущности; создание комнат отдыха для сотрудников в медучреждении; работа психолога с медицинским коллективом; организация активного отдыха с коллективом; обучение сотрудников методам релаксации для снятия психоэмоционального напряжения; поддержка хобби сотрудников.

Данная статья посвящена вопросу синдрома эмоционального выгорания медицинских работников лечебных организаций. Коллективом авторов проведён анализ литературных данных по выбранной тематике. Были изучены вопросы истории данного феномена, выявление групп и факторов риска, причины возникновения данной патологии у специалистов здравоохранения, клинические проявления синдрома и профилактические мероприятия по предупреждению развития эмоционального выгорания у медицинских работников. Мероприятия по профилактике синдрома профессионального выгорания помогут психологам правильно организовать психологическую поддержку, осуществить психологическую коррекцию, направленную на устранение симптомов, причин профессионального выгорания сотрудников, помогающую гармонизации личности и межличностных отношений между сотрудниками. Мероприятия по профилактике – индивидуальные и групповые – помогут увидеть стрессоры, т.е. факторы, содействующие возникновению стрессовых ситуаций, правильно на них реагировать, научат методике преодоления симптомов выгорания.


1. Балахонов А.В., Белов В.Г., Пятибрат Е.Д., Пятибрат А.О. Эмоциональное выгорание у медицинских работников как предпосылка астенизации и психосоматической патологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2009. – Вып. 3. – С. 57-71.

2. Боева, А.В. и др. Синдром эмоционального выгорания у врачей психиатров / А.В. Боева, B.А. Руженков, У.С. Москвитина // Научные ведомости. Серия Медицина. Фармация. – 2013. – № 11 (154). – Вып. 22. – С. 6-12.

3. Большакова Т.В. Личностные детерминанты и организационные факторы возникновения психического выгорания у медицинских работников: автореф. … канд. психол. наук. – Ярославль, 2004. – 27 с.

4. Бодров В.А. Информационный стресс: учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 200. – 352 с.

5. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова [и др.]. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с. – (Практическая психология).

6. Грачева И.Е. Синдром эмоционального выгорания в условиях напряженного ролевого взаимодействия (на примере продавцов-консультантов) / И.Е. Грачева // Вестник Тюменского государственного университета. – 2009. – № 5. – С. 120-126.

7. Ермолаева Л.Е. и др. Гигиеническое и клиническое обоснование формирования синдрома эмоционального выгорания у стоматологов /Л.Е. Ермолаева, О.В. Мироненко, З.Н. Шенгелия, Л.А. Сопрун // Вестник военно-медицинской академии. – 2011. – № 4(36). – С. 140-142.

8. Засеева И.В., Татров А.С. Сравнительный анализ синдрома эмоционального выгорания у врачей и медицинских сестер отделения анестезиологии и реанимации в условиях региона // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6. – С. 184-188.

9. Ибраева А.Ш., Каусова Г.К. К вопросу синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников скорой медицинской помощи // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 9. – С.70-73.

10. Касимовская Н.А. Внедрение школ профессионального здоровья в методологию диспансеризации – одно из направлений сохранения здоровья медицинских работников // Общественное здоровье, управление здравоохранением и подготовка кадров: материалы Всерос. науч. конф., посвящ. 85-летию кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики им. И.М. Сеченова. – М., 2007. – С. 179-181.

11. Кобякова, О.С. Эмоциональное выгорание у врачей и медицинские ошибки. Есть ли связь? / О.С. Кобякова, И.А. Деев, Е.С. Куликов, И.Д. Пименов, К.В. Хомяков // Социальные аспекты здоровья населения. – 2016. – № 1 (47). – С. 1-14.

12. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2001. – № 11. – С. 2–16.

13. Огнерубов Н.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей-терапевтов / Н.А. Огнерубов, М.А. Огнерубова// Вестник ТГУ. – 2015. – № 2(20). – С. 307-318.

14. Орел В.Е. Личностные детерминанты возникновения синдрома психического выгорания у медицинских работников /В.Е. Орел, Т.В. Большакова // Экология человека. – 2005. – № 3. – С. 40-43.

15. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности [Текст] / В. Е. Орел; Рос. акад. наук, Ин-т психологии. – М.: Ин-т психологии РАН, 2005. – 330 с.

19. Профессиональная патология: национальное руководство / под ред. Н.Ф. Измерова. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2011. – 784 с.

21. Таткина Е.Г. синдром эмоционального выгорания медицинских работников как объект психологического исследования / Е.Г. Таткина // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 11. – С. 131-134.

22. Темиров Т.В. Психическое выгорание работников социальных профессий / Т.В. Темиров // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. – 2007. – № 3. – С.95-96.

23. Федак Б.С. Феноменология синдрома выгорания у медицинского персонала скорой помощи // Медицинская психология. – М., 2009. – Т.4, № 1 (13). – С.19-21.

25. Юрикова А.А. Исследование выраженности синдрома эмоционального выгорания психологов-практиков с различным стажем профессиональной деятельности // Психотерапия. – 2005. – № 1. – С. 39-40.

26. Яркина, О.С. Синдром эмоционального выгорания у врачей в контексте личностно-профессионального развития: симптомы и предпосылки / О.С. Яркина // Вестник ТГУ. – 2008. – № 3(59). – С. 304-311.

29. Klis M., Ronginska Т., Gaida W., Schaarschmidt U. Zdrowie psychiczne w zawodzie nauczycielskim // J. Zespo wypalenia zawodowego a cechy osobowosci nauczycieli. Zielona Gora; Potsdam, 1998. № 32. P. 53-58.

31. Lazarus R.S., Folkman S. Transactional theory and research on emotions and coping // Eur. J. of Personality. 1987. V. 1. P. 141-169.

33. Maslach C., Jackson S.E. The role of sex and family variables in burnout // Sex Roles. 1985. V. 12. P. 41-48.

34. Maslach C. Understanding burnout: Defi nitional issues in analyzing a complex phenomenon // Job Stress and Burnout. V. 9 / еds. W.S. Paine. Beverly Hills, 1982. P. 26-31.

36. Schaufeli W.B., Enzmann D. The Bumout companion for research and practice: A critical analysis of theory, assessment, research and interventions. Washington DC, 1999. 128 p.

38. Van Yperen N.W. Informational support, equity and bumout: The moderatin effect of self-effi cacy // J. of Occupat. Psychol. 2004. V. 71. № 1. P. 29-33. 4. Perlman B., Hartman.

Цель: анализ проблемы влияния условий труда и стресса на медицинских работников, выявить сущность, предпосылки, симптомы и причины, приводящие к синдрому эмоционального выгорания, а также дать основные рекомендации по оптимизации условий труда, профилактике стресса и профессионального выгорания.

Впервые синдром эмоционального выгорания описал американский психиатр Х. Фрейденберг в 1974 году [9,38]. Термин был введён с целью характеристики психологического состояния здоровых людей, чья профессиональная деятельность неразрывно связана с интенсивным и тесным общением с человеком [8], постоянным напряжением эмоциональной сферы [6]. На сегодняшний день есть огромное количество теорий развития и формирования эмоционального выгорания. Разберем наиболее значимые из них.

Согласно теории Пайнса и Аронсона [20], выгорание – это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Истощение является главной причиной (фактором), а остальные проявления дисгармонии переживаний и поведения считают следствием. Согласно этой модели, риск эмоционального выгорания угрожает не только представителям социальных профессий.

Согласно модели Дж. Гринберга[18], профессиональное выгорание представляет собой пятиступенчатый прогрессирующий процесс, состоящий из следующих этапов:

  1. медовый месяц (удовольствие от работы есть, но в связи с продолжительными рабочими стрессами энергичность и чувство удовлетворения начинают уменьшаться);
  2. недостаток топлива (появляются первые признаки физиологических нарушений (проблемы со сном, усталость), снижается интерес к содержанию труда и/или к работе, может проявляться отстраненность от своих обязанностей);
  3. хронические симптомы (измождение, подверженность заболеваниям, раздражительность или чувство подавленности, ощущение постоянной нехватки времени);
  4. кризис (развитие хронических заболеваний, потеря работоспособности, неудовлетворенность качеством жизни);
  5. пробивание стены (дальнейшее развитие заболеваний).

В основе модели Б. Перлмана и Е. А. Хартмана [12] лежит прогрессирующий процесс проявления трех видов реакций на профессиональные стрессы:

  1. физиологические реакции, ведущие к физическому истощению;
  2. аффективно-когнитивные реакции, ведущие к эмоциональному и мотивационному истощению, деморализации;
  3. поведенческие реакции, которые выражаются в дистанцировании от своих трудовых обязанностей и снижении продуктивности деятельности.

Заключение. Таким образом, синдром эмоционального выгорания является недавно возникнувшей патологией, но в то же время весьма актуальной. Этот феномен в наибольшей степени характерен для медицинских работников и других профессиональных групп, чья деятельность связана с общением с людьми, длительным эмоциональным напряжением. Среди медицинских работников СЭВ в большей степени характерен для среднего медицинского персонала, поскольку именно они осуществляют непосредственное общение с людьми, к тому же больными. К группе повышенного риска по развитию эмоционального выгорания относятся медицинские работники, осуществляющие уход за онкологическими больными, пациентами с вторичными иммунодефицитами (ВИЧ и СПИД), работники реанимационных бригад. В процессе формирования СЭВ сменяют друг друга три клинических признака: истощение, отстранённость и падение самооценки, в исходе которых специалист не видит перспектив в своей дальнейшей профессиональной деятельности, утрачивается удовлетворенность работой, вера в свои профессиональные возможности (падение самооценки). Для предотвращения развития синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников необходимо выполнять следующие требования:

  1. Соблюдать требования, изложенные в приказах и нормативных документах по охране труда и обеспечению профессиональной безопасности в учреждениях здравоохранения;
  2. Проводить изучение причин профессиональной заболеваемости медицинского персонала;
  3. Производить обучение медицинского персонала по вопросам профессиональной безопасности, психогигиены, методик релаксации в рамках конференций различного уровня и курсов повышения квалификации;
  4. Проводить мероприятия, направленные на оздоровление медицинского персонала: создание комнат отдыха, психологической разгрузки, формирование групп здоровья;
  5. Создание психологического комфорта в коллективе.

Концепция поведенческих профилактических мер, представленная в психологической литературе, фокусируется на первичной профилактике. Сюда относятся следующие мероприятия:

Сотрудников, впервые приступивших к работе, необходимо реалистически и адекватно ввести в курс дела. Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема. Еще на этапе обучения профессии желательно давать студентам такие навыки. Примером может служить проведение дебрифинга после критического события, который предполагает возможность выразить свои мысли, чувства, ассоциации, вызванные каким-либо серьезным происшествием. Данный метод широко используется за рубежом в правоохранительных органах. Через обсуждение после травматических воздействий (погони, стрельбы, смерти) профессионалы избавляются от затяжного чувства вины, неадекватных и неэффективных реакций и могут продолжить дежурство.

Проблема повышения эффективности профессиональной деятельности всегда являлась и является актуальной для любой медицинской организации. Мероприятия по профилактике синдрома профессионального выгорания помогут психологам правильно организовать психологическую поддержку, осуществить психологическую коррекцию, направленную на устранение симптомов, причин профессионального выгорания сотрудников, помогающую гармонизации личности и межличностных отношений между сотрудниками. Мероприятия по профилактике – индивидуальные и групповые – помогут увидеть стрессоры, т.е. факторы, содействующие возникновению стрессовых ситуаций, правильно на них реагировать, научат методике преодоления симптомов выгорания.

Читайте также: