Что такое профессионализм работника

Обновлено: 30.06.2024

Профессионалами не рождаются, ими становятся. Но кто они, эти профессионалы и что такое профессионализм?

Понятие профессионализм довольно широкое. Его невозможно определить однозначно. Надо взглянуть на профессионалов с разных сторон.

Стоит разделить профессионализм в нескольких сферах.

Профессионал может быть технарем в технической сфере деятельности, естествоиспытателем в естественно-научной сфере и гуманитарием в гуманитарной сфере.

Примерно так же делятся науки: технические, естественно-научные и гуманитарные.

Технический профессионализм

Профессионализм в технической сфере предполагает глубокие профессиональные знания и опыт того, что работает точно и на основе ясных правил и законов.

Любая техника, машины, механизмы – все это техническая область знаний и навыков. Кроме того, к точным областям знаний относят, разумеется, математику со всеми ее разделами, физику, отчасти химию и биологию, а также информатику.

В технических, точных областях знаний господствуют количественные закономерности, и работает система проверки гипотез, когда то или иное мысленное предположение должно быть обязательно подтверждено на практике.

Это значит, что профессионал в той или иной области точных наук умеет создавать изделия, оборудование, приборы, системы. Профессионал в технических областях создает то, что работает ровно так, как задумано. Разрабатывает ли он какой-то механизм, например, летательный аппарат. Пишет ли он ту или иную программу для компьютеров – в результате получается работающее изделие или программа.

Если за дело взялся технический профессионал, то сломанная машина будет отремонтирована, неработающая программа будет успешно настроена и запущена, новый механизм удивит нас своей необычной конструкцией и принципами работы.

Кого можно считать профессионалом в технической области

Также совершенно необычной является создаваемая международная установка по управляемому термоядерному синтезу. Это самая большая установка в мире по числу входящих в нее комплектующих изделий, там миллионы и миллионы деталей.

Математики, открывающие новые законы или доказывающие знаменитые теоремы – тоже профессионалы с большой буквы. Например, доказана теорема Ферма, которая раньше считалась чуть ли не вершиной математического анализа. Профессиональный математик Григорий Перельман отказался от положенной ему за это доказательство Нобелевской премии. Отказник сослался на недооцененные заслуги других математиков – профессионалов, чьи результаты им были использованы в ходе доказательства.

Профессионализм в технической сфере очень трудно подвергнуть сомнению. Результат работы профессионала в точных областях деятельности всегда (или почти всегда) виден наглядно. Отрицать что-либо, сделанное профессионалом, скажем, инженером непросто. Тут можно только пытаться доказать отсутствие первенства в том или ином открытии. Как, скажем, произошло с открытием радио профессором Поповым.

Однако, профессионализм – это не спорт, где надо быть первым. Профессионализм – это результативность, независимо от занимаемого места в рейтингах. Даже не первый, но результативный – это профессионал в технических областях.

Профессионалы в естественно-научных сферах

Профессионализм в естественно-научной сфере предполагает знание таких предметов, которые невозможно вычислить с помощью тех или иных формул и закономерностей. Естественно-научная сфера предполагает применение различных экспериментальных подходов. Что будет, если смешать одно с другим? Как поведет себя растение на новой почве в непривычном климате? Надо экспериментировать, пробовать. Просто так, взять и рассчитать, найти решение на кончике пера – недостижимо для естественно-научной сферы.

Грань между точными науками и естественными науками очень тонкая и прозрачная. Естественные науки изучают природу. Поэтому к естественно-научным знаниям относятся и перечисленные выше в ряду точных наук физика, химия, биология. Целый ряд положений этих наук не базируется на строгих математических теориях и выкладках. Значит, тут огромное поле для экспериментов и разного рода практических выводов.

Медицина тоже относится к естественно-научным дисциплинам. Мы не понаслышке знаем, кто такие профессиональные врачи или средний и младший медицинский персонал. Врачи профессионалы – это отличные диагносты, замечательные хирурги, разработчики новейших методов профилактики и лечения заболеваний. Медицинские сестры, сиделки, нянечки, санитарки или мужчины аналогичных профессий словом, руками, приборами и препаратами способны облегчить страдания пациентов, снять синдромы, вылечить, поставить на ноги.

С астрономией все выглядит более закрыто и непонятно. Обычно знаменитые профессионалы астрономы малоизвестны в широких кругах. Тем не менее, это не делает их меньшими профессионалами. Просто пока еще человечество лишь прочно обосновалось на своей родной планете. Как только люди начнут массовое освоение ближнего и дальнего космоса, мы еще много раз услышим о профессиональных астрономах.

Что умеет профессионал естествоиспытатель

Профессионал в естественно-научных областях знания обладает очень широким кругозором и прекрасно структурированными знаниями. Там, где обычный человек видит лишь набор не связанных друг с другом фактов и явлений, профессионал видит глубокие связи между разрозненными частями, как потом выясняется, единого целого.

Профессионал в естественных областях знает, что, зачем и почему, и куда все это нас ведет. Поднялась температура у больного, а профессиональный врач уже понимает, что надо делать. Подул северный ветер, и профессиональный географ понимает, что будет происходить через пару часов.

Профессионал естественник – это своего рода предсказатель на ближайшее и отдаленное будущее. Но его предсказание основывается не на оккультизме или догадках, а на точном знания того, что нам следует ждать.

Профессионалы гуманитарии

В гуманитарной сфере все намного сложнее и разнообразнее, чем в точных и естественных областях деятельности. Гуманитарные области – это в первую очередь философия и все остальное, что образовалось из нее впоследствии. Это науки о человеке и его месте в мире. Литература и искусство, история и религия, культурология и психология, филология и лингвистика и прочее, и прочее, и прочее.

Как отличить профессионала в гуманитарной области от дилетанта? По его ученому званию? Скажем, перед нами доктор исторических наук. Значит ли это, что мы можем доверять ему абсолютно все вопросы современной или более древней истории? Вряд ли, поскольку любое научное звание дается не за энциклопедические успехи, а за глубокое изучение и анализ какой-то отдельной области знаний.

Литератор – это профессионал? В недавнем прошлом с литераторами было просто: член Союза писателей – это писатель, а вот не член Союза писателей, но пишущий – он кто? Сейчас же в интернете не пишет, разве что, только ленивый. Все они писатели? Профессионалы?

Вопросов к определению профессионализма в гуманитарных сферах бесконечное число. В теории, профессионалом считается тот, кто включен в те или иные, так называемые, корпоративные списки: член Академии, член Общества, член Ассоциации. Официально признанный профессионал, как правило, хорошо учился в школе, закончил ВУЗ, аспирантуру, защитил диссертацию, имеет научные труды, отмечен наградами.

Каковы отличия дилетанта от профессионала в гуманитарных областях

Дилетант в гуманитарной сфере не известен никому, кроме узкого круга своих знакомых. Или он блистает в социальных сетях – это уже покрупнее сообщество, где лайками и перепостами можно заслужить некоторое признание и известность. Но все равно с официальной точки зрения – перед нами дилетант.

И вдруг этот самый никому неизвестный дилетант пишет книгу, которая облетает весь мир. Становится известным писателем! Например, в одном из своих предисловий писатель Пауло Коэльо записал благодарность тем, кто уволил его из компании, где он некогда успешно работал. Тот самый работодатель оставил его без средств к существованию, и тем самым побудил писать книги, а впоследствии стать известным на весь мир автором бестселлеров.

В официальном представлении профессионализма в гуманитарных областях присутствует много сложной, можно сказать, кулуарной терминологии. Иногда кажется, что официальным профессионалам важно написать так, чтобы их никто не понял, кроме избранных. Как когда-то письменный русский язык (до Пушкина) был совершенно непонятным для простых русских людей. То есть, даже через язык и терминологию может проявляться официальный профессионализм в науках о человеке и обществе.

В то же время сильный дилетант, разобравшийся в какой-то части литературы, искусства, музыки, кино, истории, философии и тому подобное – возьмет и на совершенно простом языке разложит по полочкам то, что профессионалы писали в многотомных непроходимых сочинениях! Поэтому, пожалуй, нам, простым людям, не разбирающимся в официальных правилах профессионального роста гуманитариев, важны не звания, регалия или научный слог автора, а то, как и что он пишет. Чем понятнее написано, тем профессиональнее будет нам казаться автор.

Вышесказанное касается эпистолярного жанра. Но есть еще видео, аудио и другие форматы представления информации. Опять же музыка, кино и прочие способы донесения до людей своих мыслей о людях и их отношениях. Все эти жанры рождают своих профессионалов, как удостоенных званий, наград и официального признания, так и просто доказавших свой профессионализм на деле.

Общество, надо сказать, постепенно гуманизируется. Мы становимся больше гуманитариями, чем технарями, как это было еще недавно. В основном, большинство людей теперь потребляют информацию, а также ее порождают и распространяют. Это чисто гуманитарная сфера, где раз за разом рождаются профессионалы. Мы их безошибочно вычисляем и определяем, достаточно открыть книгу, статью, пост, видео, послушать аудио.

Гуманитарная сфера сегодня – это как открытая книга, куда каждый может вписать свое имя в истории. История может быть как в глобальном смысле, так и совсем маленькая, допустим, местного значения.

Собирательные образы профессионалов и профессионализма

Напоследок, можно отметить такую область профессионализма, как собирательную. В книгах, в фильмах часто можно видеть одиночек или групп профессионалов в борьбе за справедливость, против сил зла, за счастье и тому подобное. В книгах и фильмах супер герои одним махом делают то, что недоступно простым людям. Их поступки восхищают, вызывают желание подражать, достигать высоких ступеней личного профессионализма.

Надо помнить, что речь все-таки идет о вымышленных персонажах, о собирательных героях. Это не означает, что в реальной жизни не может быть подобного, за исключением, конечно, совсем фантастических жанров.

Но все-таки нарисованные супер герои, побеждающие зло, или, наоборот, профессиональные злодеи – это вымышленные персонажи. Они созданы воображением авторов с тем, чтобы донести до читателей и зрителей те или иные аспекты гуманитарной сферы. Чтобы показать нашу жизнь с той или иной точки зрения. Поднять различные проблемы, постараться дать им оценку и представить способы решения.

Выходит, что профессионализм в книгах и в кино вымышленный? Конечно, нет. Написанные профессионалы – это прежде всего профессионализм тех, кто их описал или снял в кино! Мы таким образом видим настоящий профессионализм тех, кто сумел вовлечь нас в сюжет книги или фильма так, что мы даже забыли об авторе.

Именно автор является настоящим профессионалом, если нам кажется профессиональным созданный им герой! Это и есть яркое проявление профессионализма в гуманитарной сфере, которое невозможно опровергнуть никакими канонами или официальными мерками профессионализма.

Профессионал – он кто?

Итак, кто такой профессионал?

  • Тот, кто видится нам профессионалом в гуманитарной области. Это в большой степени наша субъективная оценка, хотя и не исключает официальные системы признания гуманитарного профессионализма.
  • Тот, кто обладает широчайшими знаниями в естественных областях и умеет применять эти знания на практике. Это уже мало зависит от нашей личной оценки профессионализма. Определить профессионалов в области естествознания можно довольно объективно.
  • Тот, кто умеет логически мыслить и силою мысли и своими действиями создает новые машины, механизмы и программы в точных областях знаний. Тут мы почти бессильны противопоставить свое субъективное видение профессионализму технарей. Профессионал в технической области – он и в Африке профессионал, с какой стороны на это не посмотри!

Ну, а профессионалы, которые выдуманы писателями, поэтами, художниками, режиссерами и иными творческими людьми – это призыв к нам становиться профессионалами в своем деле или в хобби. Порой, именно выдуманные персонажи способствуют тому, чтобы вовлечь каждого из нас в работу над собой с целью развития собственных профессиональных навыков.

Выходит, что профессионалы гуманитарии в первую очередь способствуют распространению профессионализма, как цели, к которой может стремиться каждый. А дальше уже каждый выбирает для себя точные дисциплины, естествознание или самые распространенные в наше время гуманитарные области. Довольно сложный персональный выбор, не правда ли? Но это уже совсем другая история…

высокое мастерство, глубокое овладение профессией, качественное, профессиональное исполнение, приобретенные в ходе учебной и практической деятельности. Профессионализм рабочего проявляется в совмещении в одной профессии целого комплекса специальных знаний и трудовых функций, а также в расширении видов деятельности. Главное в этом процессе не объем усваиваемой информации, а умение творчески пользоваться ею, находить ее, усваивать и применять в практической деятельности.

Смотреть что такое ПРОФЕССИОНАЛИЗМ в других словарях:

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

слово, характерное для той или иной профессии, часто сохраняет диалектные черты района бытования. Многие П. непонятны для людей другой професси. смотреть

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, -а, м. I. Хорошее владение своей профессией. Высокийп. 2. В языкознании: слово или выражение, свойственное профессиональной речии употребляемое в общелитературном языке. смотреть

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

профессионализм 1. м. 1) Занятие чем-л. как профессией; профессионализация. 2) Профессиональное мастерство. 2. м. Слово или оборот речи, характерные для людей какой-л. профессии (в лингвистике).

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

профессионализм мастерство, выражение Словарь русских синонимов. профессионализм сущ., кол-во синонимов: 5 • выражение (38) • мастерство (25) • профессионализация (2) • суперпрофессионализм (1) • телепрофессионализм (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: выражение, мастерство. смотреть

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, слово, характерное для той или иной профессии, часто сохраняет диалектные черты района бытования. Мн. П. непонятны для людей другой . смотреть

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

- систематическое овладение определенной субкультурой, соответствующей форме деятельности. Включает квалификацию, ответственность, этику, этикет, навыки, личностное знание и т. д., стремление к поддержанию на определенном уровне эффективности деятельности, ее повышение. П. важнейшее проявление и результат медиации. П. является результатом осознания ценности специализации, разделения труда, необходимости соответствия человека, его личностной культуры, его способностей, ценностей и т. д. выполняемых им функциям и, следовательно, возможности как развивать соответствующую личностную культуру, так и свободно получать соответствующую квалификацию, образование, искать себе учителей и добиваться соответствующей свободы избрания и перемены профессиональной деятельности. П. основывается на общекультурном представлении о ценности профессионального труда вообще и нацелен на культивирование его личностью в особой форме, например медицинской деятельности, делопроизводства, сапожного ремесла, государственного строительства и т. д. П. приводит к росту социальных групп, само существование которых усиливает дискомфортное состояние, людей с более высоким доходом, чуждых данной среде по своим культурным, возможно этническим и т. д. характеристикам, например, среди профессиональных торговцев может оказаться сравнительно мало людей коренной национальности. П. в создании и эксплуатации техники требует изменений отношений, на производстве, организационных перестроек, иных людей с иными связями, разрушения различного рода клик и т. д. П. формируется на протяжении жизненного пути личности в процессе освоения соответствующей формы деятельности. Культивирование П. - один из важнейших элементов либеральной культуры, хотя он зародился значительно раньше. В обществе промежуточной цивилизации, отягощенном расколом, груз традиционализма, а также необходимость ориентации на него при решении медиационной задачи, воспроизводстве интеграции общества вступает в конфликт с П. как ориентацией на эффект особой, специальной формы деятельности. Развитому П. противостоит стремление к воспроизводству сложившегося порядка вещей, жесткое подчинение функции сложившейся структуре, консерватизму отношений, ориентированному на закрепление монополии на дефицит. на личные связи. Это общество не способно учитывать индивидуальные склонности и степень эффективности личной деятельности. Значительная часть общества не стремится к росту эффективности производства, к росту П. свыше некоторого сложившегося уровня. Система псевдо. противоречит П., так как принцип "все во всем" заставлял человека заниматься разнообразными формами деятельности, например, выполнять задания партии в разных областях, помогать сельскому хозяйству и т. д. Во время террора страдали прежде всего более квалифицированные, профессиональные слои в каждой группе. В идеале логика П. определяется логикой соответствующей деятельности, например логикой лечения больного на основе науки, всего накопленного опыта человечества, включающего этику, формирование соответствующих организационных форм и т. д. Решение медиационной задачи может следовать иной логике, например сохранению сложившихся отношений, борьбе с людьми, попадающими в условия данной версии псевдосинкретизма в разряд носителей мирового зла. "Мы должны очень частою поступаться хозяйственной целесообразностью для того, чтобы подвести под себя прочный фундамент для нашей власти. " (Н.Бухарин). Е. Преображенский писал о крестьянине, что если он может быть образцовым коммунистом лишь ценой превращения в худого хозяина, то нужно предпочесть этот последний исход (Классовые нормы пролетариата после завоевания власти//Каким должен быть коммунист. Старая и новая мораль. М., 1926. С.,71). Врач мог сказать: "Я прежде всего чекист, а затем врач" (Воспоминания заключенного). В этом случае П. разрушается, медицина в лучшем случае превращается в элемент некоторого здравого смысла, а в худшем случае - в орудие, в элемент насилия, что, кстати говоря, подрывает нравственные устои общества. Аналогичная ситуация имела место в сельском хозяйстве, где ограниченный П., направленный на медленный подъем культуры земледелия, вступил в конфликт со стремлением подавить массовое соборное начало, не склонное бесплатно кормить общество. В этой ситуации профессиональный труд был подавлен трудом специалистов по интеграции общества. В особенно сложной ситуации находится деятельность самой правящей элиты, деятельность бюрократии, где постоянно осознается необходимость роста собственного П. (Однако именно это мешает работе, так как противостоит использованию методов, разрушающих эффективность управления (Принцип чрезвычайной связи; Принцип шаха, перерастающего в мат; Волны дезорганизации), что свидетельствует о внутреннем расколе самого управления. Теоретически возможно доведение П. до включения и этих принципов как научно обоснованных в совершенно исключительных условиях инверсионного типа развития и раскола. Однако это требует иного уровня науки и культуры и иного уровня самосознания общества, при достижении которого все эти методы стали бы анахронизмом. На разных этапах отношение к П. может существенно меняться. Например, в период массового террора сам П. рассматривался как признак буржуазности, метка мирового зла, как первая жертва массового террора, антимедиации. В период застоя (шестой этап) резко усилилось влияние различного рода клик, которые сами нуждались в П., но еще больше они нуждались в условиях укрепления своих отношений, что превращало очаги П., например вузы, в центры, разрушительные для П. В условиях перестройки (седьмой этап) делается попытка поднять П., выдвинуть его на первый план, что, однако, не снимает вопроса о возможности в этой ситуации решать медиационную задачу соединить и то и другое. Конфликт между П. и решением медиационной задачи может быть разрешен в конечном итоге лишь на основе преодоления раскола, на основе господства медиации и либерального идеала. смотреть

Под профессиональной компетентностью подразумевается сформированная в процессе обучения и самообразования система научно-практических знаний и умений, влияющих на качество решения профессиональных задач, и развитые личностно-профессиональные качества, проявляющиеся в деловом и партнерском общении с людьми при решении их жизненных проблем (К. М. Оганян).

Профессиональную компетентность работника социальной сферы можно подразделить на два вида:

  • управленческая компетентность:включает теоретические знания и практические умения (социальный опыт) работника, необходимые как для работы с конкретными клиентами, так и для организации социальной защиты прав человека. Базу этого вида компетентности составляет знание научных основ организации соответствующих государственных структур. Сюда также относится знание технологии работы в социальной сфере, основ теории организации управления, в частности труда руководителя, этики, психологии руководства, культуры речи и т. д.;
  • психолого-педагогическая компетентность формируется за счет знаний психологии и педагогики. Психологическая компетентность социального работника должна быть достаточно высокого уровня, так как в процессе деятельности ему приходится решать общепсихологические, дифференциально-психологические, социально-психологические, аудиопсихологические и другие проблемы.

Таким образом, профессионализм как высокий стандарт профессиональной деятельности выражается, прежде всего, в стабильности и результативности деятельности и связан с индивидуальным стилем деятельности (Н. Б. Шмелева). Анализ исследований по этой проблеме позволил выделить следующие группы показателей профессионализма личности и деятельности социального работника:

  • показатели объективного и субъективного характера;
  • процессуально-результативные показатели;
  • нормативно-этические показатели;
  • показатели наличного базиса;
  • прогностические показатели;
  • показатели профессиональной обучаемости;
  • показатели социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе;
  • технологические показатели;
  • показатели инновационного характера.

Все названные группы показателей профессионализма взаимно дополняют друг друга.

Представим их краткую характеристику.

Показатели объективного и субъективного характера. Объективные показатели: насколько человек соответствует требованиям профессии, его вклад в социальную практику. При работе в социальной сфере объективными критериями должно выступать: решение и разрешение проблем клиента, оказание помощи, реабилитация различных категорий населения; профессиональные знания и умения, способствующие осуществлению посреднической миссии между клиентом и государственными структурами, позволяющие быть организатором, координатором, технологом социальной защиты клиента, оказывать влияние на социальную политику в обществе, регионе, уметь ее прогнозировать.

Субъективные показатели: насколько профессия соответствует требованиям личности, ее склонностям, насколько человек удовлетворен профессиональной деятельностью. В труде работника социальной сферы субъективными показателями профессионализма могут быть: устойчивая профессионально-гуманистическая направленность, понимание значимости профессии, ее ценностных ориентаций, совокупность необходимых профессионально важных качеств личности, позитивное отношение к себе как к профессионалу, отсутствие личностных деформаций.

Таким образом, профессионального работника социальной сферы характеризует достаточно высокая эффективность труда в сочетании с внутренним желанием оставаться в профессии.

Процессуально-результативные показатели. Результативные показатели: достигает ли личность желаемых результатов в труде? В современной социальной практике можно выделить два основных вида оценки деятельности работающих специалистов: прямые (или оценка результатов труда) и косвенные (оценка деятельности работника по качествам). Во втором случае речь идет о факторах, характеризующих самого социального работника, и связанной с результатами его деятельности функциональной зависимостью. В роли таких факторов рассматривают квалификацию, профессиональные навыки, деловые качества социального работника. Однако при наличии четкой конечной цели деятельности и отсутствии адекватных количественных методов анализа воздействия социального работника на клиента осуществить прямую оценку эффективности труда социального работника не представляется возможным.

В целом критериями эффективности деятельности социального работника могут быть:

  • анализ состояния проблем клиентов и результатов их решения;
  • динамика включенности клиентов в различные виды социальной деятельности;
  • динамика в отношении детей, подростков, молодежи, старшего поколения к базовым социальным ценностям;
  • результаты включенности взрослого населения в деятельность по улучшению условий в социуме;
  • оценка социально-психологической обстановки, микроклимата в социуме;
  • уровень профессионального роста социального работника как специалиста.

Процессуальные показатели: использует ли социальный работник при достижении своих результатов в работе современные социальные методы, приемы, технологии?

Нормативно-этические показатели: усвоил ли работник социальной сферы нормы, стандарты, принципы, эталон профессии; умеет ли он на практике следовать эталонам профессии на уровне мастерства; умеет ли соблюдать честь и достоинство профессии, осознает ли ее значимость в обществе?

Показатели наличного базиса: достигает ли специалист сегодня достаточно высокого уровня профессионализма личности и деятельности? Актуальный уровень профессионального развития – это те результаты, которых в настоящее время он достиг в работе. Вместе с тем это и личностные ресурсы, которые он применяет для достижения результата: знания, умения, качества личности.

Прогностические показатели: имеет ли и ищет ли человек перспективы роста, какова зона его ближайшего личностного и профессионального развития? Работник социальной сферы обычно имеет, хотя и не всегда осознает, большие потенциальные возможности, широкую зону ближайшего профессионального развития и саморазвития – это те характеристики результата и процесса профессиональной деятельности, которые только намечаются у специалиста, либо проявляются не во всех, а в благоприятных ситуациях поддержки его со стороны окружающих.

Показатели профессиональной обучаемости: стремится ли человек к образованию, повышению своего уровня и профессиональной квалификации; готов ли он изучать теоретические и методические аспекты социальной работы, обмениваться опытом работы с коллегами?

Показатели социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе: умеет ли специалист заинтересовать общество результатами своего труда, привлечь внимание к насущным потребностям профессии? Работнику социальной сферы сегодня важно убедить общество, государственные и общественные структуры в значимости результатов своего труда; уметь вступить в конкурентные отношения на рынке социальных услуг, показывая преимущества своих методов и форм работы; искать внутренние резервы в самой профессии.

Технологические показатели позволяют характеризовать личность профессионала и его деятельность в большей мере как личностно-технологический показатель деятельности специалистов по работе в социальной сфере. К ним можно отнести: владение практическим контролем и самоконтролем результативности процесса социальной помощи, коррекции, реабилитации человека.

Показатели инновационного характера: новаторство, индивидуальность, творчество в применении различных технологий в профессиональной деятельности. По своему инновационному потенциалу нововведения делятся на:

  • на модифицирующие (использование механизмов, методов и приемов, которые развивают, совершенствуют и обновляют технологию социальной помощи, коррекции, реабилитации человека, группы лиц и т. д.);
  • комбинаторные (означают индивидуально-личностную позицию социального работника в разработке и применении на практике различных методов и приемов, наиболее эффективных в данной ситуации);
  • радикальные (отказ от укоренившихся взглядов, позиций, способов действия в пользу тех, которые отвечают требованиям времени и конкретной ситуации) (А. И. Пригожий).

Условия эффективного взаимодействия с клиентом. Показателями профессионализма работника социальной сферы являются также:

Таким образом, профессионалом можно считать работника социальной сферы, который (Н. Б. Шмелева):

Под профессиональной компетентностью подразумевается сформированная в процессе обучения и самообразования система научно-практических знаний и умений, влияющих на качество решения профессиональных задач, и развитые личностно-профессиональные качества, проявляющиеся в деловом и партнерском общении с людьми при решении их жизненных проблем (К. М. Оганян).

Профессиональную компетентность работника социальной сферы можно подразделить на два вида:

  • управленческая компетентность:включает теоретические знания и практические умения (социальный опыт) работника, необходимые как для работы с конкретными клиентами, так и для организации социальной защиты прав человека. Базу этого вида компетентности составляет знание научных основ организации соответствующих государственных структур. Сюда также относится знание технологии работы в социальной сфере, основ теории организации управления, в частности труда руководителя, этики, психологии руководства, культуры речи и т. д.;
  • психолого-педагогическая компетентность формируется за счет знаний психологии и педагогики. Психологическая компетентность социального работника должна быть достаточно высокого уровня, так как в процессе деятельности ему приходится решать общепсихологические, дифференциально-психологические, социально-психологические, аудиопсихологические и другие проблемы.

Таким образом, профессионализм как высокий стандарт профессиональной деятельности выражается, прежде всего, в стабильности и результативности деятельности и связан с индивидуальным стилем деятельности (Н. Б. Шмелева). Анализ исследований по этой проблеме позволил выделить следующие группы показателей профессионализма личности и деятельности социального работника:

  • показатели объективного и субъективного характера;
  • процессуально-результативные показатели;
  • нормативно-этические показатели;
  • показатели наличного базиса;
  • прогностические показатели;
  • показатели профессиональной обучаемости;
  • показатели социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе;
  • технологические показатели;
  • показатели инновационного характера.

Все названные группы показателей профессионализма взаимно дополняют друг друга.

Представим их краткую характеристику.

Показатели объективного и субъективного характера. Объективные показатели: насколько человек соответствует требованиям профессии, его вклад в социальную практику. При работе в социальной сфере объективными критериями должно выступать: решение и разрешение проблем клиента, оказание помощи, реабилитация различных категорий населения; профессиональные знания и умения, способствующие осуществлению посреднической миссии между клиентом и государственными структурами, позволяющие быть организатором, координатором, технологом социальной защиты клиента, оказывать влияние на социальную политику в обществе, регионе, уметь ее прогнозировать.

Субъективные показатели: насколько профессия соответствует требованиям личности, ее склонностям, насколько человек удовлетворен профессиональной деятельностью. В труде работника социальной сферы субъективными показателями профессионализма могут быть: устойчивая профессионально-гуманистическая направленность, понимание значимости профессии, ее ценностных ориентаций, совокупность необходимых профессионально важных качеств личности, позитивное отношение к себе как к профессионалу, отсутствие личностных деформаций.

Таким образом, профессионального работника социальной сферы характеризует достаточно высокая эффективность труда в сочетании с внутренним желанием оставаться в профессии.

Процессуально-результативные показатели. Результативные показатели: достигает ли личность желаемых результатов в труде? В современной социальной практике можно выделить два основных вида оценки деятельности работающих специалистов: прямые (или оценка результатов труда) и косвенные (оценка деятельности работника по качествам). Во втором случае речь идет о факторах, характеризующих самого социального работника, и связанной с результатами его деятельности функциональной зависимостью. В роли таких факторов рассматривают квалификацию, профессиональные навыки, деловые качества социального работника. Однако при наличии четкой конечной цели деятельности и отсутствии адекватных количественных методов анализа воздействия социального работника на клиента осуществить прямую оценку эффективности труда социального работника не представляется возможным.

В целом критериями эффективности деятельности социального работника могут быть:

  • анализ состояния проблем клиентов и результатов их решения;
  • динамика включенности клиентов в различные виды социальной деятельности;
  • динамика в отношении детей, подростков, молодежи, старшего поколения к базовым социальным ценностям;
  • результаты включенности взрослого населения в деятельность по улучшению условий в социуме;
  • оценка социально-психологической обстановки, микроклимата в социуме;
  • уровень профессионального роста социального работника как специалиста.

Процессуальные показатели: использует ли социальный работник при достижении своих результатов в работе современные социальные методы, приемы, технологии?

Нормативно-этические показатели: усвоил ли работник социальной сферы нормы, стандарты, принципы, эталон профессии; умеет ли он на практике следовать эталонам профессии на уровне мастерства; умеет ли соблюдать честь и достоинство профессии, осознает ли ее значимость в обществе?

Показатели наличного базиса: достигает ли специалист сегодня достаточно высокого уровня профессионализма личности и деятельности? Актуальный уровень профессионального развития – это те результаты, которых в настоящее время он достиг в работе. Вместе с тем это и личностные ресурсы, которые он применяет для достижения результата: знания, умения, качества личности.

Прогностические показатели: имеет ли и ищет ли человек перспективы роста, какова зона его ближайшего личностного и профессионального развития? Работник социальной сферы обычно имеет, хотя и не всегда осознает, большие потенциальные возможности, широкую зону ближайшего профессионального развития и саморазвития – это те характеристики результата и процесса профессиональной деятельности, которые только намечаются у специалиста, либо проявляются не во всех, а в благоприятных ситуациях поддержки его со стороны окружающих.

Показатели профессиональной обучаемости: стремится ли человек к образованию, повышению своего уровня и профессиональной квалификации; готов ли он изучать теоретические и методические аспекты социальной работы, обмениваться опытом работы с коллегами?

Показатели социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе: умеет ли специалист заинтересовать общество результатами своего труда, привлечь внимание к насущным потребностям профессии? Работнику социальной сферы сегодня важно убедить общество, государственные и общественные структуры в значимости результатов своего труда; уметь вступить в конкурентные отношения на рынке социальных услуг, показывая преимущества своих методов и форм работы; искать внутренние резервы в самой профессии.

Технологические показатели позволяют характеризовать личность профессионала и его деятельность в большей мере как личностно-технологический показатель деятельности специалистов по работе в социальной сфере. К ним можно отнести: владение практическим контролем и самоконтролем результативности процесса социальной помощи, коррекции, реабилитации человека.

Показатели инновационного характера: новаторство, индивидуальность, творчество в применении различных технологий в профессиональной деятельности. По своему инновационному потенциалу нововведения делятся на:

  • на модифицирующие (использование механизмов, методов и приемов, которые развивают, совершенствуют и обновляют технологию социальной помощи, коррекции, реабилитации человека, группы лиц и т. д.);
  • комбинаторные (означают индивидуально-личностную позицию социального работника в разработке и применении на практике различных методов и приемов, наиболее эффективных в данной ситуации);
  • радикальные (отказ от укоренившихся взглядов, позиций, способов действия в пользу тех, которые отвечают требованиям времени и конкретной ситуации) (А. И. Пригожий).

Условия эффективного взаимодействия с клиентом. Показателями профессионализма работника социальной сферы являются также:

Таким образом, профессионалом можно считать работника социальной сферы, который (Н. Б. Шмелева):

Читайте также: