Что такое повышение квалификации педагогических работников в доу

Обновлено: 18.05.2024

Зачем педагоги проходят аттестацию

Педагоги обязаны проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности, а категорию они получают добровольно. Опросы в социальных сетях показали, что они делают это по следующим причинам.

Повышают статус. Это основная причина, которую называют сами педагоги. Если у педагога есть квалификационная категория, ему проще устроиться на работу, его охотнее зовут выступать на конференции и другие мероприятия. Категория показывает, что у педагога есть опыт, делает его авторитетней.

Повышают зарплату. Прибавка за категорию сильно отличается в зависимости от региона. В Тверской области за первую категорию доплачивают 70 % от оклада, за высшую — 40%, в Забайкальском крае за высшую категорию доплачивают 15% от оклада. В некоторых регионах получать категорию действительно выгодно. Особенно молодым педагогам, у которых еще нет надбавок за стаж.

Считают, что так надо. Часть педагогов аттестуется на квалификационную категорию, потому что так делают все. Но далеко не всем нужно получать категорию — есть педагоги ДОУ, у которых получается создать комфортные условия в группе, но при этом им не хочется транслировать опыт, участвовать в конкурсах или вовлекать детей в проекты.

Идут потому, что заставили. Иногда администрация заставляет педагогов проходить аттестацию на категорию ради показателей, которые смотрят на проверках. В администрации боятся, что за малый процент аттестованных педагогов им вынесут предписание, хотя это вряд ли произойдет. Если педагог проходит аттестацию из-под палки, он может это делать формально.

Повышают знания и опыт. Чтобы пройти аттестацию педагогу нужно участвовать в конкурсах, проходить обучение, транслировать опыт. Но далеко не все курсы можно указывать в портфолио, которое подается в аттестационную комиссию. Иногда на нелицензированных курсах педагог получает больше информации, чем на официальных. Также педагог может получить ценные знания и опыт в живом общении с педагогами-экспертами или на стажировках в других детских садах. А это сложно оформить в аттестационное портфолио. Поэтому эту причину называет меньше всего педагогов.

Как сейчас проходит аттестация педагогов ДОУ

Сейчас она проходит так же, как и для других педагогов.

Сроки. После двух лет работы педагог должен пройти обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности. Если он не собирается получать квалификационные категории, то должен проходить аттестацию на соответствие каждые пять лет.

В любой момент педагог может подать заявление на получение первой квалификационной категории, а через два года, если получил ее, — на высшую. Продлевать первую и высшую категорию нужно также каждые пять лет.

Сейчас из-за эпидемии коронавируса разрешают просрочить категорию, но точную информацию нужно узнавать в региональных аттестационных комиссиях.

Порядок аттестации. Обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности педагог проходит в своей организации. Как это происходит?

По внутреннему положению об аттестации создают аттестационную комиссия внутри детского сада и отдают уведомления всем педагогам, которым нужно проходить аттестацию. Затем методисты или старшие воспитатели готовят на педагога представление, в котором рассказывают о том, соответствует ли он должности. Иногда педагоги пишут представление сами. Затем педагог приходит на заседание аттестационной комиссии: на нем зачитывают представление и задают педагогу вопросы. В некоторых регионах педагог должен принести на заседание свое портфолио . На заседании ведется протокол, а педагог затем получает выписке из него — соответствует он должности или нет. Если не соответствует, придется проходить процедуру повторно — иногда комиссия советует посетить определенные курсы или усовершенствовать навыки.

Чтобы получить квалификационную категорию, педагог должен написать заявление и отдать его в аттестационную комиссию. Шаблоны заявления могут отличаться в разных регионах. Также педагог составляет портфолио и прикладывает его к заявлению. Заявление можно подавать в любое время, но лучше сделать это за пять месяцев до того, как истечет срок аттестации: комиссии рассматривают заявление один месяц, а потом за три месяца проводят аттестацию.

Почти во всех регионах эксперты требуют электронное портфолио, чаще всего его заполняют на отдельном сайте или портале. Аттестационные комиссии рекомендуют заниматься портфолио не прямо перед аттестацией, а загружать в него материалы постоянно, как только они появились. Затем в некоторых регионах эксперты приезжают в детские сады и оценивают непосредственно образовательную деятельность с детьми. Но сейчас из-за коронавируса это делают не во всех регионах. Когда портфолио собрано, его смотрит эксперт и выставляет педагогу баллы за его достижения. Обычно для получения категории достаточно, чтобы эксперт оценил педагога на 60 баллов из 100. После эксперт пишет заключение для аттестационной комиссии — на заседании члены комиссии знакомятся с заключением и выносят свое решение. Иногда педагога приглашают на заседание и задают ему вопросы — обычно это делают при первой аттестации. Также педагога могут пригласить на заседание, если эксперт вынес отрицательное решение, а педагог с ним не согласен. В начале следующего после аттестации месяца комиссия публикует приказ о том, кому присвоили категорию.

Портфолио. В электронном портфолио — пять-шесть блоков, они могут отличаться в зависимости от региона. Чаще всего в портфолио включают курсы, которые проходил педагог, результаты взаимодействия с родителями и другими педагогами, результаты образовательной деятельности, результаты проектной и экспертной деятельности, методическое обеспечение, которое разработал педагог, педагогические технологии, которые он использует или разрабатывает.

Важно понимать, что в портфолио можно включать не все семинары, которые посетил педагог, а именно курсы повышения квалификации от 18 часов . Но нужно включать семинары и конференции, на которых педагог выступал или которые организовывал сам. Если педагог утверждает, что проводил семинар, он должен прикрепить в портфолио документ, сертификат или диплом.

В портфолио на высшую категорию стоит включать авторские технологии, без этого скорее всего категорию не дадут. Но важно, чтобы педагог активно применял эту технологию. Если она просто описана, а в других блоках, например, результативности детей, не говорится об этой технологии, то это выглядит странно. Если педагог будет показывать открытое занятие, он также может работать по своей технологии.

Как будет проходить аттестация педагогов ДОУ после 2020 года

Точно это неизвестно, но педагогам Москвы и Московской области уже показали очередной проект изменений. Скорее всего его начнут внедрять в Москве со следующего учебного года.

В этом проекте есть странные изменения, а есть полезные. Например, теперь методические службы города и руководители должны активно создавать мероприятия, чтобы педагогам было где участвовать и транслировать опыт. Это не очень сложно: педагоги уже усвоили дистанционные технологии и могут выступать через интернет. Это помогает наладить связи, организовать нетворкинг.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 января 2013 г. № 10 "О федеральных государственных требованиях к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников"


Обзор документа

Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 января 2013 г. № 10 "О федеральных государственных требованиях к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников"

В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июня 1992 г. № 3266-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Съезда Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2000, № 33, ст. 3348; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 35, ст. 3607; 2007, № 1, ст. 21; № 7, ст. 838; № 30, ст. 3808; 2010, № 31, ст. 4184; 2011, № 1, ст. 51) приказываю:

Утвердить прилагаемые федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников.

Министр Д. Ливанов

Федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников

1. Настоящие федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников (далее - Требования) определяют цели и структуру дополнительных профессиональных образовательных программ (далее - ДПОП) профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, реализуемых в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по ДПОП (далее - организация), а также требования к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников.

2. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических работников осуществляются в целях, определенных в Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 610 (далее - Типовое положение).*

3. К уровню профессиональной переподготовки педагогических работников устанавливаются следующие требования.

Лица, завершившие освоение ДПОП профессиональной переподготовки, должны обладать следующими профессиональными компетенциями:

следовать в организации образовательного процесса реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации;

оценивать роль и место актуальных знаний и умений по предмету в профессиональной деятельности;

организовывать образовательную деятельность на основе современных достижений психолого-педагогической науки и практики, технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области;

проектировать образовательный процесс в целом и отдельные учебные занятия как часть целого на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов с использованием инновационных форм, методов, средств и технологий;

планировать результаты образовательной деятельности и разрабатывать в соответствии с ними контрольно-измерительные материалы и другие оценочные средства.

4. ДПОП профессиональной переподготовки педагогических работников должна предусматривать изучение следующих учебных разделов (таблица 1):

учебный раздел Р.1 "Нормативно-правовой";

учебный раздел Р.2 "Психолого-педагогический";

учебный раздел Р.2 "Предметная деятельность".

Структура ДПОП профессиональной переподготовки педагогических работников

№ Учебного раздела Наименование учебных разделов и требования к результатам их освоения
Базовая часть
Р.1 Нормативно-правовой
В результате освоения раздела обучающийся должен: знать: государственные программы (проекты), направленные на развитие образования и отдельных отраслей науки и экономики (связанных с предметной деятельностью обучающегося); нормативное правовое регулирование в сфере образования; развитие кадрового потенциала системы образования; систему независимой оценки качества образования; инновационные процессы в образовании; уметь: проектировать свою профессиональную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и ориентацией на современные социальные реалии и перспективы развития системы образования.
Вариативная составляющая
Р.2 Психолого-педагогический
В результате освоения раздела обучающийся должен: знать: традиционное и инновационное содержание теории и практики обучения, воспитания, развития личности и управления образовательным процессом; методические подходы к проектированию, осуществлению образовательного процесса и оцениванию планируемых результатов на основе системно-деятельностного, компетентностного подходов; уметь: ставить проверяемые цели как планируемые результаты деятельности и адекватно выбирать содержание, формы, методы и средства обучения, а также системы, методы и инструментарий оценивания; организовывать профессиональную деятельность с опорой на современные достижения психолого-педагогической науки и практики, технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области; обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся; разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и дидактические материалы, выбирать учебную и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы; управлять учебно-исследовательской и проектной деятельностью обучающихся, выполнением индивидуального проекта при организации образовательного процесса; реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся, включая: осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи; использование стандартизированных и нестандартизированных работ; проведение интерпретации результатов достижений обучающихся.
Вариативная составляющая
Профильная часть
Р.3 Предметная деятельность
В результате освоения раздела обучающийся должен: знать: цели, задачи, структуру и основные понятия предметной области: современное состояние, перспективы и направления развития конкретной отрасли знания (науки), производственной сферы и предметной области, в рамках которой осуществляется профессиональная деятельность; назначение, сущность и структуру современных технологий в рамках предметной области (включая информационные технологии), традиционные и инновационные методы, особенности их применения, основные ожидаемые результаты; особенности применения и ожидаемые результаты при использовании современных технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области, в рамках которой осуществляется профессиональная деятельность; уметь: включать в реализуемое содержание образования современные достижения науки в конкретной предметной области; использовать современные педагогические технологии, в том числе информационные и технологии конкретной предметной области; осуществлять самостоятельный поиск и анализ предметной информации с помощью современных информационно-поисковых технологий; использовать возможности информационно-коммуникативных технологий, работать с содержанием предметной области.
Вариативная составляющая
Государственная (итоговая) аттестация

5. ДПОП повышения квалификации педагогических работников должна предусматривать изучение следующих учебных разделов (таблица 2):

Структура ДПОП повышения квалификации педагогических работников

№ Учебного раздела Наименование учебных разделов и требования к результатам их освоения
Базовая часть
Р.1 Основы законодательства Российской Федерации в области образования
В результате освоения раздела обучающийся должен: знать: изменения законодательства Российской Федерации в области образования; уметь: актуализировать свою профессиональную деятельность в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации в области образования.
Вариативная составляющая
Профильная часть
Р.2 Предметно-методическая деятельность
В результате освоения раздела обучающийся должен: знать: цели, задачи, структуру и основные понятия предметной области; современные тенденции развития предметной области; современные методики и технологии обучения, обеспечивающие эффективную организацию учебного процесса в рамках конкретной предметной области; особенности применения и ожидаемые результаты при использовании современных технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области, в рамках которой осуществляется профессиональная деятельность; уметь: разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и дидактические материалы, выбирать учебную и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы с учетом современных достижений науки в конкретной предметной области; организовывать образовательный процесс, обеспечивающий достижение планируемых результатов конкретной предметной области.
Вариативная составляющая
Государственная (итоговая) аттестация

6. В целях реализации Требований организация:

разрабатывает и утверждает ДПОП профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, которые включают в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), а также другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся и реализацию соответствующей образовательной технологии;

выбирает образовательную технологию, обеспечивающую требуемое качество подготовки обучающихся.

7. Организация определяет трудоемкость учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), включая аудиторную и самостоятельную работу обучающихся, текущую, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию.

Каждый учебный раздел базовой и профильной частей ДПОП профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников включает в себя обязательную и вариативную составляющие. Вариативная составляющая учебного раздела устанавливается организацией в целях расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием обязательной части учебного раздела.

8. Освоение ДПОП профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией, форма проведения которой определяется организацией самостоятельно.

По результатам проведения государственной (итоговой) аттестации педагогическим работникам, успешно освоившим ДПОП профессиональной переподготовки и повышения квалификации, выдаются документы государственного образца, предусмотренные пунктом 28 Типового положения.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 27, ст. 2580; 2000, № 12, ст. 1291; 2002, № 52, ст. 5225; 2003, № 14, ст. 1276.

Обзор документа

Утверждены федеральные гостребования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню такой переподготовки.

Освоение программ предполагает освоение ряда компетенций. Прошедшие их педагоги должны в организации образовательного процесса следовать реализации приоритетных направлений госполитики в сфере образования, оценивать роль и место актуальных знаний и умений по предмету в профдеятельности. Необходимо организовывать образовательную деятельность на основе современных достижений психолого-педагогической науки и практики, технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области. Нужно проектировать образовательный процесс в целом и отдельные учебные занятия как часть целого на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов с использованием инновационных форм, методов, средств и технологий. Также педагоги должны планировать результаты образовательной деятельности и разрабатывать в соответствии с ними контрольно-измерительные материалы и другие оценочные средства.

Программа должна включать базовую и профильную части. Первая содержит 2 раздела: нормативно-правовой и психолого-педагогический, вторая - только один: предметная деятельность.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте также: