Что такое образовательный ценз педагогических работников

Обновлено: 08.05.2024

К педагогической деятельности не допускаются лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и преступлений, при наличии которых лица не допускаются к педагогической деятельности, устанавливаются федеральными законами.
Комментарий к статье 331
1. Комментируемая статья содержит специальные требования для осуществления педагогической деятельности. Закон предусматривает как позитивные, так и негативные условия. К позитивным условиям относится образовательный ценз, а к негативным условиям (препятствующим осуществлению данного вида деятельности) - наличие судимости и отдельные виды заболеваний.
2. Педагогическая деятельность может осуществляться как в специальных образовательных учреждениях, так и индивидуально. По смыслу ст. 331 наличие образовательного ценза предусмотрено законом для заключения трудового договора, если в качестве работодателя выступают образовательные учреждения соответствующих типов и видов. В соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" для работников образовательного учреждения работодателем является данное образовательное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством РФ (ст. 56). Для заключения трудового договора с иными работодателями образовательный ценз не является обязательным. В числе требований к работнику может быть предусмотрено наличие определенных умений или навыков, но не образовательного ценза.
3. Перечень образовательных учреждений, которые предусматривают наличие образовательного ценза для педагогических работников, определяется Правительством РФ при утверждении типового положения об образовательном учреждении. В настоящее время Правительством РФ утверждены следующие Типовые положения (положения):
об учреждении начального профессионального образования, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 650;
о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1237;
об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утв. Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233;
о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 420;
об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610;
об общеобразовательной школе-интернате, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 612;
об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676;
о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 677;
о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 696;
о военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 696;
о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288;
об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117;
об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204;
о кадетской школе (кадетской школе-интернате), утв. Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. N 1427;
об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867;
об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. N 1046;
о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 650;
о межшкольном учебном комбинате, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1999 г. N 1437;
об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утв. Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. N 160;
об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196;
об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264.
4. Под образовательным цензом понимается наличие профессионального образования начального, среднего или высшего, а также послевузовского профессионального образования. Например, к педагогической деятельности в высшем учебном заведении и образовательном учреждении повышения квалификации допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование (п. 77 Типового положения о вузе, п. 29 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования), к педагогической деятельности в среднем специальном учебном заведении допускаются лица, имеющие высшее профессиональное или среднее профессиональное образование (п. 49 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования).
5. Образовательный ценз, как правило, не содержит уточнения о специальности или направлении профессиональной подготовки, за исключением работников образовательных учреждений среднего специального и общего образования. Образовательный ценз подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации. Понятие "образовательный ценз" не предусматривает дифференциации высшего профессионального образования по ступеням (бакалавр, дипломированный специалист, магистр).
6. Квалификационные требования для занятия соответствующих должностей педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, как правило, включают образовательный ценз. Вместе с тем допускаются и отступления от этого правила. Так, привлечение для ведения преподавательской деятельности специалистов-практиков не предусматривает наличия у них образовательного ценза.
Министерство образования устанавливает порядок аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием, а также образовательные цензы для педагогических работников (Положение Минобразования России, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 258). В настоящее время указанные функции выполняются новообразованным Министерством образования и науки РФ (п. 13 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314). Приказом от 26 июня 2000 г. N 1908 Минобразования России утвердило Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, закрепляющее порядок аттестации по должностям, тарифно-квалификационные характеристики которых предусматривают наличие квалификационных категорий. Квалификационные категории вторая, первая и высшая присваиваются педагогическим работникам сроком на пять лет. Наличие квалификационных категорий в настоящее время предусмотрено для педагогических и руководящих работников образовательных учреждений дошкольного, дополнительного образования детей, среднего общего, начального и среднего профессионального образования (см., например, п. 53 Типового положения о среднем специальном учебном заведении). Для работников высших учебных заведений присвоение квалификационных категорий не установлено.
7. Статья 331 не предусматривает принятие специального федерального закона, содержащего перечень негативных условий, отсылая к тем запретам, которые уже установлены действующими федеральными законами либо могут быть приняты по отдельным вопросам. В частности, часть запретов предусмотрена законами об образовании и о высшем профессиональном образовании. Перечень медицинских противопоказаний специально не утвержден, но некоторые запреты содержатся в законодательстве о психиатрической помощи.
Статья 331 предусматривает, что подобный запрет может быть введен нормативным актом только одного уровня: федеральным законом. Однако Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 71-ФЗ в ст. 53 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 об образовании внесены изменения, в соответствии с которыми перечень медицинских противопоказаний устанавливается Правительством РФ. Поскольку изменения в комментируемую статью не внесены, применению подлежит норма, установленная ТК (см. ст. 5 ТК и комментарий к ней).
8. Осуществление педагогической деятельности может быть запрещено приговором суда в случае вынесения основного или дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ст. 47 УК). Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.
"Уголовный кодекс РСФСР", утвержденный ВС РСФСР 27.10.1960, утратил силу с 1 января 1997 года (Федеральный закон от 13.06.1996 N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации"). 9. Педагогическая деятельность запрещается лицам, имеющим судимость за определенные преступления. Перечень преступлений должен быть установлен федеральным законом. В настоящее время ст. 53 Закона об образовании определены не конкретные составы преступлений, а категории преступлений в зависимости от их характера и степени общественной опасности: педагогическая деятельность запрещается лицам, имеющим неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные УК РФ и УК РСФСР. Тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает 10 лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание (ст. 15 УК). Хотя к числу тяжких преступлений относятся как умышленные, так и неосторожные деяния, педагогическая деятельность запрещается только лицам, имеющим судимость за умышленные тяжкие преступления.


Настоящая статья посвящена проблемам правового регулирования требований к образовательному цензу, квалификации педагогических работников вуза и его влиянию на качество образовательных услуг в высшем образовании.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, кадровое обеспечение вузов, педагогические работники вузов, образовательный ценз, профессиональное образование, профессиональный стандарт педагога профессионального образования.

Для успешного развития общества необходимо учить и учиться. Образование должно быть качественным, и в этой связи государство посредством издания нормативных правовых актов пытается управлять образованием и контролировать качество предоставления образовательных услуг. Одним из важных составляющих качественного образования является образование самого преподавателя.

Под образовательным цензом педагогического работника ВУЗа следует понимать требование федерального закона, в соответствии с которым право на занятие педагогической деятельностью предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный уровень образования, подтверждаемый соответствующим документом. Общие требования к образовательному цензу лиц, допускаемых к педагогической деятельности в образовательных учреждениях, конкретизируются и дополняются требованиями к квалификации работника, в т. ч. к стажу работы, которые содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС). При этом под квалификацией работника следует понимать степень его профессиональной обученности: уровень подготовки; опыт работы; наличие знаний и навыков, необходимых для выполнения конкретного вида работы.

В Трудовом кодексе особенности регулирования труда педагогических работников регулируются главой 52. Педагогические работники — лица которые в силу положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации относятся к категории работников, осуществляющих на основе трудовых договоров педагогическую деятельность в образовательных и иных учреждениях, реализующих образовательные программы.

Возникает резонный вопрос: как же установить соответствие (несоответствие) между документом об образовании и требованиями к образованию и обучению, установленными профессиональным стандартом? В данном случае необходимо руководствоваться следующими приказами Минобрнауки России:

− от 18 ноября 2013 г. N 1245 (в части высшего образования);

− от 5 июня 2014 г. N 6322(в части среднего профессионального образования).

Следует также учитывать, что вне зависимости от того, что лицо обладает требуемым образовательным цензом, в связи со спецификой содержания и особенностями выполнения педагогической деятельности Профессиональный стандарт педагога предусматривает особые условия допуска к работе. Это: отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации. Данные ограничения приведены и в ч. 2 статьи 331 Трудового кодекса РФ.

Второе ограничение — наличие судимости, уголовного преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

Третье ограничение — наличие неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Согласно ч. 4,5 ст. 15 Уголовного кодекса РФ тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы; особо тяжкими преступлениями — умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание. В соответствии с ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных: к лишению свободы за тяжкие преступления, — по истечении шести лет после отбытия наказания; за особо тяжкие преступления, — по истечении восьми лет после отбытия наказания. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока ее погашения. Подтвердить факт отсутствия судимости, ее снятия или погашения гражданин может соответствующей справкой.

Четвертое ограничение — признание недееспособным в установленном федеральным законом порядке. Ограничение на занятие педагогической деятельностью распространяется на лиц, признанных судом недееспособными. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Над ним в этом случае устанавливается опека. Судья назначает для определения его психического состояния судебно-психиатрическую экспертизу. При явном уклонении гражданина, в отношении которого возбуждено дело, от прохождения экспертизы суд в судебном заседании с участием прокурора и психиатра может вынести определение о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд по заявлению опекуна, члена семьи, психиатрического или психоневрологического учреждения, органа опеки и попечительства на основании соответствующего заключения судебно-психиатрической экспертизы принимает решение о признании гражданина дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над ним опека.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая деятельность, Российская Федерация, образовательный ценз, профессиональное образование, образование, Трудовой кодекс РФ, высшее образование, дополнительное профессиональное образование, требование, Уголовный кодекс РФ.

К педагогическим работникам предъявляются жесткие требования. Причем речь идет не только об уровне квалификации. Существует перечень лиц, которым в принципе запрещено заниматься педагогической деятельностью. Причем в этом году он в значительной степени расширен.

Педагогический работник должен иметь определенный уровень образования – образовательный ценз. Это установлено статьей 331 Трудового кодекса РФ. Ценз определяется в соответствии с типовыми положениями об образовательных учреждениях. Их утверждает Правительство РФ в зависимости от типа и вида учебного заведения.

На сегодняшний день существует целый ряд таких положений, в числе которых:

– Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666):

– Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (утверждено постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008 г. № 543);

– Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) (утверждено постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71).

Для учреждений начального профессионального образования положение утверждено постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 521. Из него следует, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Ценз в данном случае подтверждается документами об образовании и квалификации государственного образца.

В учреждениях, где обучаются воспитанники с ограниченными возможностями здоровья, образовательный ценз иной. Так, к работе в таких заведениях допускаются граждане, которые являются специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителя, воспитатели, прошедшие переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения (п. 29 Типового положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288).

В некоторых положениях об образовательных учреждениях дается ссылка на такие характеристики.

В статье 331 Трудового кодекса РФ дан перечень лиц, которым запрещается заниматься педагогической деятельностью.

Некоторые граждане не могут заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда. О чем в данном случае идет речь?

Уголовный кодекс РФ предусматривает такой вид наказания, как запрет заниматься определенной деятельностью (ст. 47). Иными словами, суд может лишить гражданина права заниматься педагогической деятельностью в качестве меры наказания за определенное преступление. Лишать данного права позволяется на срок от одного года до пяти лет (если речь идет об основном виде наказания). Или на срок от шести месяцев до трех лет (если речь идет о дополнительном виде наказания). В некоторых случаях запрет может быть установлен на срок до двадцати лет.

Теперь о том, как это работает на практике. Например, статья 156 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением. В данном случае наказание может быть следующим:

– штраф в размере до 100 000 руб., или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до одного года;

– обязательные работы на срок до 220 часов либо исправительные работы на срок до двух лет.

Также за такое преступление виновного могут приговорить к лишению свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, или без такового. То есть в данном случае в зависимости от тяжести преступления суд может лишить осужденного права заниматься педагогической деятельностью.

Подобная мера наказания также предусмотрена за:

– вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 Уголовного кодекса РФ);

– вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 151 Уголовного кодекса РФ).

С этого года в статье 331 Трудового кодекса РФ появились дополнительные ограничения к потенциальным педагогам. Они внесены Федеральным законом от 23 декабря 2010 г. № 387-ФЗ. Итак, теперь к педагогической работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления:

– против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности;

– против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.

Тем самым законодатель существенным образом ужесточил требования к потенциальным педагогам.

Не допускаются к педагогической работе и лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Напомним, статьей 15 Уголовного кодекса РФ установлено, что в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния подразделяются в частности на тяжкие и особо тяжкие преступления.

К категории тяжких преступлений относятся умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы. К особо тяжким относятся умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Ограничение также установлено в отношении граждан, которые признаны недееспособными в установленном федеральным законом порядке. В настоящее время такой порядок определен Гражданским кодексом РФ. Так, предусмотрено, что гражданин, который из-за психического расстройства не в состоянии понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным (п. 1 ст. 29 Гражданского кодекса РФ). Над таким гражданином устанавливается опека.

К работе с детьми также не допускаются лица, которые имеют определенные заболевания. Их перечень в настоящее время устанавливает Минздравсоцразвития России. С высокой долей вероятности можно сказать, что в ближайшее время перечень существующих запретов расширится.

Так, в настоящее время в российском парламенте на рассмотрении находится законопроект, внесенный Законодательным собранием Вологодской области. Суть его состоит в том, что запрет на занятие педагогической деятельностью будет распространялся и на лиц, ограниченных в дееспособности. Соответствующая поправка может быть внесена в статью 331 Трудового кодекса РФ.

Напомним, что суд может ограничить в дееспособности гражданина, который из-за злоупотребления спиртным или наркотиками ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Это следует из пункта 1 статьи 30 Гражданского кодекса РФ. Над таким гражданином устанавливается попечительство. Так что, возможно, в скором времени к педагогической деятельности нельзя будет допускать людей, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью.

Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №3, март 2011 г.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Педагог и его квалификация в правовом поле

Должности в новых профессиональных стандартах:

Педагог (воспитатель, учитель). Охватывает педагогическую деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Педагог дополнительного образования детей и взрослых.

Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

Специалист в области воспитания (социальный педагог, старший вожатый, педагог-организатор, воспитатель, тьютор, педагог-библиотекарь).

Согласно номенклатуре должностей, основные руководители образовательного процесса, директор и его заместитель, к категории педагогических работников не относятся, хотя в общем представлении они в нее и попадают.

Какие лица по трудовому кодексу не допускаются к педагогической деятельности:

Имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

Имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда.

Признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке.

Имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Новшеством является то, что к педагогической деятельности могут быть допущены лица (при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав), имевшие судимость за совершение преступлений небольшой и средней тяжести и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям.

Решатель юридических проблем: скорая правовая помощь на все случаи жизни. 7-е издание

Академические права и свободы педагога

Свобода преподавания, выражения мнения, свобода от вмешательства в деятельность. (Никто, в том числе и родители учеников, не имеет права навязывать учителю подход к организации учебного процесса, если педагог не нарушает права учащихся).

Свобода выбора форм, средств, методов обучения и воспитания.

Право на разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания. (Учитель может составить образовательную программу по своему предмету, соответствующую требованиям ФГОС, утвердить ее в установленном в образовательном учреждении порядке и работать по этой программе).

Право на выбор учебных пособий в порядке, установленном законодательством. (При этом следует учесть Федеральный перечень учебников, который периодически меняется).

Право на участие в разработке образовательных программ и их компонентов.

Право на осуществление творческой и инновационной деятельности.

Право на бесплатное пользование информационными ресурсами.

Право на бесплатное пользование образовательными и методическими услугами образовательной организации.

Право на участие в управлении образовательной организацией.

Право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации.

Право на объединение в общественные профессиональные организации. (Впрочем, на территории России это в последнее время все менее актуально).

Право на обращение в комиссию по урегулированию споров. (Не стоит путать с комиссией конфликтных ситуаций).

Право на защиту профессиональной чести и достоинства. (Разумеется, действует презумпция невиновности).

Академические права и свободы должны соблюдаться с учетом прав и свобод других участников образовательных отношений и требований законодательства, а также норм профессиональной этики, закрепленных в локальных нормативных актах школы.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации". Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации.

Трудовые права и социальные гарантии педагога

Право на сокращенную продолжительность рабочего времени.

Право на дополнительное профобразование не реже чем один раз в три года.

Право на ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск.

Право на длительный отпуск сроком до одного года.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Право на предоставление вне очереди жилых помещений.

Кроме того, учителя, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Обязанности педагога

Обеспечивать реализацию преподаваемых учебных предметов в соответствии с рабочей программой.

Соблюдать устав образовательной организации и правила внутреннего трудового распорядка.

Уважать честь и достоинство участников образовательных отношений.

Развивать у обучающихся познавательную активность и творческие способности.

Применять педагогически обоснованные формы, методы обучения и воспитания.

Систематически повышать свой профессиональный уровень.

Проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности.

Проходить предварительные, периодические, внеочередные медосмотры.

Проходить обучение и проверку знаний и навыков в области ОТ.

Соблюдать правовые, нравственные, этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики.

Исполнение педагогом обязанностей учитывается при прохождении аттестации. Учитель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в порядке и в случаях, установленных федеральными законами. К слову, если раньше нормы профессиональной этики рассматривались именно с этической точки зрения, то сегодня их соблюдение стало должностной обязанностью со всеми вытекающими отсюда последствиями. Нормы профессиональной этики педагогов могут включать требования к поведению, внешнему виду, порядку взаимодействия со всеми иными участниками образовательных отношений и контролю за соблюдением этих норм.

Оставайтесь с нами! Зарегистрируйтесь, чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.

Распределение времени педагога

Деятельность педагога включает работу: учебную и воспитательную, индивидуальную, методическую, подготовительную, организационную, диагностическую, по ведению мониторинга и иную, предусмотренную должностными обязанностями. Соотношение учебной и другой педагогической деятельности в пределах рабочей недели устанавливается локальными нормативными актами школы. Нормируемая часть работы преподавателей определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные занятия независимо от их продолжительности, а также короткие перерывы (перемены) между каждым занятием, в том числе большую перемену для учеников первого класса.

Преподавательская нагрузка регулируется расписаниями, которые утверждаются в образовательных учреждениях в соответствии процедурой, установленной уставом. В подавляющем большинстве случаев расписание занятий утверждает директор. К другой части работы педагогов, требующей затраты не конкретизированного времени, относится деятельность, предусмотренная квалификационными характеристиками по занимаемой должности.

Самостоятельно регулируются:

Подготовка к организации и работе по обучению и воспитанию.

Участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (в соответствии с требованиями ФГОС и с правом использования как типовых, так и авторских рабочих программ).

Изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей учеников.

Другие способы регулирования времени педагога:

Трудовой договор и дополнительное соглашение к трудовому договору. Выполнение видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях прибавке к оплате. Речь идет о классном руководстве, проверке письменных работ, заведовании учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими и учебно-опытными участками, о руководстве методическими объединениями и т.д. В трудовом договоре указываются содержание работы, сроки выполнения и размер оплаты.

Правила внутреннего трудового распорядка. Ведение журнала и дневников обучающихся в электронной или в бумажной форме, а также организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) учеников.

Планы и графики, утверждаемые локальными нормативными актами в порядке, установленном трудовым законодательством. Выполнение обязанностей, связанных с участием в педагогических и методических советах и проведением родительских собраний.

Графики, планы, расписания, утверждаемые локальными нормативными актами, коллективным договором. Выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ (включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности). В локальном нормативном акте, коллективном договоре указываются порядок и условия выполнения.

Локальные нормативные акты. Периодические кратковременные дежурства, которые при необходимости организуются в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени.

Привлекаться к дежурству учителя могут не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия. Присутствие учителя не требуется в те дни, когда образовательная организация открыта, но сам педагог не имеет занятия по расписанию и дополнительные работы. При составлении расписаний, планов и графиков рекомендуется предусматривать для учителей свободный день с целью использования его для самообразования и подготовки к занятиям.

Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование. Сборник нормативно-правовых материалов. Сборник. Изд.2

Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование. Сборник нормативно-правовых материалов. Сборник. Изд.2

Сборник содержит нормативно-правовые документы по начальному образованию, методические материалы и разъяснения по отдельным вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта. Издание адресовано руководителям органов управления образованием, руководителям образовательных учреждений, учителям начальных классов.

Каникулярное время также используется для дополнительного профессионального образования. Режим педагогов, принятых в образовательную организацию в период летних каникул, определяется в пределах продолжительности рабочего времени или нормы часов в неделю, установленной за ставку заработной платы. Периоды отмены и приостановки занятий для учеников в отдельных классах или во всей школе по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям считаются рабочим временем, при этом педагоги привлекаются к выполнению работ в порядке и на условиях, предусмотренных для времени каникул.

Законодательные акты, регламентирующие порядок реализации прав педагогических работников

Труд работников образовательных учреждений, как и труд любого иного работника, регулируется нормами Трудового кодекса РФ, но трудовые отношения с работниками данной категории имеют свои особенности, описанные и другими федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Этим особенностям и будет посвящена данная статья.

Кого относят к работникам образовательных учреждений?

Прежде всего, к таким работникам относят педагогический состав образовательного учреждения. Кроме того, как и любая организация, данные учреждения имеют в своем штате и директора, и специалиста, занимающегося материальным обеспечением учреждения (завхоз), и технических работников (уборщиц), и обслуживающий персонал (повара), и медицинского работника, а также, в зависимости от вида образовательного учреждения, вожатых, воспитателей и пр. Однако в статье мы рассмотрим особенности трудовых отношений исключительно с лицами, замещающими должности, основные обязанности которых связаны с учебно-воспитательным процессом, педагогической, научно-преподавательской работой. Лица, которые работают в образовательном учреждении на должностях обслуживающего персонала, но их работа не связана с педагогической деятельностью, не подпадают под рассматриваемую категорию работников.

Таким образом, разграничением того, какую должность в штате образовательного учреждения отнести к педагогам, служит содержание должностных обязанностей, в числе которых должна быть педагогическая, воспитательная, преподавательская работа.

Особенности регулирования труда педагогических работников

Особенности труда педагогических работников урегулированы главой 52 ТК РФ. В частности, к ним относят:

образовательный ценз, только при соответствии которому работник допускается к педагогической деятельности;

особенности рабочего времени и времени отдыха;

требование об обязательном периодическом повышении квалификации, прохождении аттестации;

обязательное прохождение медосмотров;

особенности состава оплаты труда;

особенности заключения и прекращения трудового договора с педагогическими работниками;

льготы и меры социальной поддержки, устанавливаемые государством для педагогических работников.

Рассмотрим каждую из указанных особенностей.

Образовательный ценз для замещения должностей педагогического профиля

Образовательный ценз определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ (ч. 1 ст. 331 ТК РФ).

Нормативная база, устанавливающая образовательный ценз для педагогических работников

1. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (утверждено постановлением Правительства РФ от 18.07.2008 № 543).

2. Типовое положение об образовательном учреждении начального профессионального образования (утверждено постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 521).

3. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) (утверждено постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 № 71).

4. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196, в ред. от 10.03.2009).

Для негосударственных образовательных учреждений вышеперечисленные типовые положения являются примерными, то есть необязательными.

Указанными типовыми положениями установлено, что к педагогической деятельности допускаются:

в среднем специальном учебном заведении — лица, имеющие высшее профессиональное образование;

в образовательном учреждении начального профессионального образования — лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование;

в вузе — лица, имеющие высшее профессиональное образование;

в общеобразовательном учреждении — лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности.

Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

К педагогической деятельности НЕ допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Особенности рабочего времени и времени отдыха

Сокращенная продолжительность рабочего времени

Продолжительность рабочего времени в зависимости от учебной нагрузки

Продолжительность рабочего времени педагогических работников зависит от учебной нагрузки педагогического работника, которая в соответствии с типовыми положениями, как правило, ограничена верхним пределом, который оговаривается в трудовом договоре.

Так, учебная нагрузка на учебный год для педагогических работников средних специальных учебных заведений, учреждений начального профессионального образования оговариваемая в трудовом договоре, не должна превышать 1 440 академических часов, а учебная нагрузка педагогических работников вузов — не более 900 ч.

Объем учебной нагрузки педагогических работников общеобразовательных учреждений (школ, гимназий и пр.) устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении.

Предоставление выходных дней с учетом режима деятельности

образовательного учреждения

Согласно Положению об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (утверждено приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69; далее — Положение об особенностях режима рабочего времени педагогических работников) режим рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, включающий предоставление выходных дней, определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона, сменности учебных занятий и других особенностей работы образовательного учреждения) и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с Трудовым кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Однако следует учитывать, что специфический режим работы образовательных учреждений (с наличием каникул, включая длительные летние каникулы, работы учреждения по шестидневной рабочей неделе, то есть и в субботние дни) установлен, прежде всего, для обучающихся или воспитанников учреждения. Работников учреждения он касается только в части! Например, периоды отмены учебных занятий для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим (например, при установлении карантина в учреждении), климатическим (как правило, в зимний период при понижении температуры воздуха ниже установленного значения) и другим основаниям являются рабочим временем педагогических и других работников образовательного учреждения.

Обратите внимание! Согласно п. 4.1 Положения об особенностях режима рабочего времени педагогических работников периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленные для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников, являются для работников рабочим временем. Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера.

Отсутствие установленного перерыва для приема пищи

Согласно п. 1.4 Положения об особенностях режима рабочего времени педагогических работников для педагогических работников, выполняющих свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи не устанавливается. Работникам образовательного учреждения обеспечивается возможность приема пищи одновременно вместе с обучающимися, воспитанниками или отдельно в специально отведенном для этой цели помещении.

Предоставление удлиненного ежегодного основного оплачиваемого отпуска

Ежегодный отпуск продолжительностью 56 календарных дней установлен для педагогических работников:

межшкольных учебных комбинатов;

образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

вузов и образовательных учреждений дополнительного образования специалистов (повышения квалификации);

психологических служб системы образования;

учреждений здравоохранения (в части определенных должностей, связанных педагогической деятельностью).

Ежегодный отпуск продолжительностью 42 календарных дня установлен для лиц, занимающих должности педагогического работников следующих видов образовательных учреждений:

дошкольные образовательные учреждения;

образовательные учреждения дополнительного образования детей;

другие организации, осуществляющие образовательный процесс[1].

Возможность использования годового неоплачиваемого отпуска

Статьей 335 ТК РФ и статьей 55 Закона об образовании установлено право педагогических работников на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Указанный отпуск предусмотрен законодателем в целях обеспечения педагогическим работникам эффективного отдыха от учебного процесса, постоянной психической и физической нагрузки и пр.

Порядок и условия предоставления такого отпуска определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения. В отношение педагогических работников образовательных учреждений, учредителем которых является Минобразование России[2] или в отношении которых Минобразование России осуществляет полномочия учредителя, действует Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года (утверждено приказом Минобразования России от 07.12.2000 № 3570).

Годовой неоплачиваемый отпуск может предоставляться педагогическому работнику в любое время при условии, что это не отразится отрицательно на деятельности образовательного учреждения. Как правило, начало такого отпуска приурочивается к началу учебного года, а его окончание — к окончанию учебного года. Такой порядок предоставления неоплачиваемого отпуска позволяет найти временного педагогического работника для замещения работника, находящегося в длительном отпуске, и поэтому такой отпуск практически не отражается на учебном процессе. В случае предоставления отпуска в течение учебного года вероятность сбоев в учебном процессе повышается в несколько раз и отражается, прежде всего, на прохождении программы обучения.

Очередность и время предоставления годового неоплачиваемого отпуска, продолжительность, присоединение к ежегодному оплачиваемому отпуску и другие вопросы, не урегулированные законодательством, определяются уставом образовательного учреждения. Кроме того, несмотря на то что длительный отпуск педагогических работников сроком до одного года является неоплачиваемым отпуском, устав образовательного учреждения может предусматривать возможность оплаты длительного отпуска за счет внебюджетных средств. Однако на практике таких случаев очень мало.

Гарантии, которые закреплены законодательством за работниками, находящимися в длительном отпуске

Во-первых, за педагогическим работником сохраняется место работы (должность), а также педагогическая нагрузка при условии, что за это время не уменьшилось количество часов по учебным планам и программам или количество учебных групп (классов).

Во-вторых, во время длительного отпуска не допускается перевод педагогического работника на другую работу, а также увольнение его по инициативе администрации, за исключением полной ликвидации образовательного учреждения.

В-третьих, педагогическому работнику, заболевшему в период пребывания в длительном отпуске, длительный отпуск продлевается на число дней нетрудоспособности, удостоверенных больничным листком, или по согласованию с администрацией образовательного учреждения переносится на другой срок.

Читайте также: