Что такое легальные трудовые мигранты

Обновлено: 22.04.2024

Как известно Россия самая многонациональная и многоконфессиональная страна в мире – более 190 национальностей, 3 мировые конфессии и более 15 крупных религиозных течений мирно сосуществуют в рамках одного единого государства уже много лет. Именно в России мирно живут мусульмане и иудеи, грузины и осетины, армяне и азербайджанцы, питерцы и москвичи (здесь шутка:)).

Такое мирное сосуществование представителей разных наций или религий стало возможным благодаря веротерпимости, согласию в обществе и длительной совместной историей с соседними государствами, граждане которых сейчас и являются основой потока трудовых мигрантов.

Но после развала СССР, со временем в российском обществе стало наблюдаться расслоение общества в вопросе отношения к своим бывшим соотечественникам (в рамках СССР). Большая часть граждан сохранила адекватное отношение к представителям других наций и религий, другая же часть стала видеть в работающих иностранцах корень всех бед России - от низких зарплат россиян до преступности.

Итогом такого разного отношения к работающим в России иностранцам стало появление различных названий такого феномена как трудовой мигрант из другого государства. Как абсолютно нейтральных, так и далеко не самых правильных:

  • Иностранный работник
  • Трудовой мигрант
  • Экспат
  • Легионер
  • Гастрабайтер

Итак, разберем подробней:

Иностранный работник

Самое правильное с точки зрения закона и этики словосочетание это иностранный работник или иностранный сотрудник.

К сожалению, этот термин используют только кадровики и юристы организаций, где такие сотрудники присутствуют.

Трудовой мигрант

Трудовой мигрант - очень общий термин, который обозначает человека, который переехал на короткий срок из постоянного места жительства в другое место ради более высокой зарплаты.

Мигранты делятся на 2 категории:

- которые приехали – иммигранты,
- мигранты, которые уехали - эмигранты.
Миграция бывает не только за границу или из-за границы, но и в рамках России. Поэтому трудовым мигрантом вполне может быть житель любого региона России, приехавший в Москву за "длинным рублем".

Кстати, именно такая межрегиональная маятниковая миграция является одной из причин, почему хотят объединить Питер и Ленобласть. Дело в том, что работая в Санкт-Петербурге, житель Ленобласти платит налоги именно в городе. Фактически проживая же в Ленобласти, такой гражданин пользуется инфраструктурой (дороги, медицина, образование) за которую не платит.

Экспат

Слово экспат происходит от латинского ex-patriate – живущий вне родины. Экспатами обычно называют среднеобеспеченых или богатых иностранцев, которые переезжают вместе с небольшим бизнесом в другую страну, или высококвалифицированных иностранцев, которых приглашают в качестве ключевого специалиста или топ-менеджера на работу по длительному трудовому контракту.

Экспатами можно считать иностранцев с разрешениями на работу ВКС. Такие разрешения на работу действуют достаточно долго - 3 года, ВКСник может претендовать на вид на жительство и все льготы ВКСника распространяются на его семью.

Раньше классическими экспатами были итальянские архитекторы, непосредственно и создавшие прекрасный город Санкт-Петербург - Трезини, Растрелли, Росси, Ринальди. А сейчас их именами названы дворцы.

В настоящее время термин экспат чаще используется в деловой и бизнес прессе или при нежелании назвать руководителя крупного предприятия мигрантом или, хуже того, гастробайтером.

Легионер

Легионер это иностранный сотрудник, работающий в сфере командных видов спорта (футбол, баскетбол, волейбол и т.д.) в чужой стране. То есть любой иностранец-футболист из Зенита, Спарта или Локомотива называется легионером.

Термин легионер уходит корнями не к солдатам римского легиона, а контрактникам Французского легиона, который на 95% укомплектован из иностранных граждан.

Гастарбайтер

Самое распространенное и самое страшное слово, применяемое по отношению к иностранным гражданам в России.

Слово гастарбайтер имеет немецкое происхождение: gast arbeitar – приглашённый работник. В принципе ничего плохого или обидного в самом слове гастрабайтер нет, но:

В начале 40 годов ХХ века, непосредственно перед началом II мировой Войны в Германскую Империю Третьего Рейха потянулись работники из стран Скандинавии и Восточной Европы, которые были не такими крепкими союзниками как Италия и Япония, но были лояльными к руководителю фашистской Германии и его планам по захвату мира.

Поскольку данные государства были союзны или лояльны фашистской Германии, то их граждане вкалывали на заводах и фабриках не только за миску еды (как насильно угнанные на работы русские, белорусы, украинцы и евреи), им еще платили деньги.

Правда, платили деньги таким работникам только вначале войны. Когда ход Второй Мировой Войны изменился, и дела у фашистской Германии пошли под откос, такие работники стали практически такими же рабами, как и насильно угнанные в Германию работники.

Так вот - такие работники назывались коренным населением несколькими терминами – цвангсарбайтер (принужденный работник), цивильарбайтер (гражданский работник) и остарбайтер – работник с востока.

Население же России пользуется схожим словом в отношение иностранных работников - гастарбайтер.

Это совсем не украшает нас.

Более того, население страны, которая внесла основной вклад в победу над фашизмом, которая потеряла несколько миллионов жизней во Второй Мировой войне, само переняло и использует очень некорректную лексику в отношение рабочих из других стран.

Термин гастарбайтер настолько широко используется в обществе, что его не стыдятся использовать ведущие новостей на федеральных каналах, чиновники и депутаты.

Что интересно гастарбайтерами почему-то не называют иностранных работников канала ТНТ или Пятница, иностранных футболистов, играющих в российских клубах Премьер лиги, руководителей крупных российских предприятий.

Почему таких иностранцев не называют гастарбайтеры? Ведь правила оформления звезды-баскетболиста и дворника не так уж сильно отличаются! Видимо все дело в зарплатах таких легионеров. Зарплата 10.000 - гастарбайтер, а если 1.000.000 - легионер?

МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ТРУДОВОЙ МИГРАНТ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / РАБОТОДАТЕЛЬ / РЫНОК ТРУДА / MIGRATORY LEGISLATION / WORKING MIGRANT / SOCIAL ADAPTATION / ILLEGAL MIGRATION / EMPLOYER / LABOUR MARKET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игнатова Ю. Е., Николенко Н. А.

Изучено и проанализировано положение трудовых мигрантов , рассмотрены изменения в области миграционного законодательства и их влияние на процесс социальной адаптации трудовых мигрантов . Затронута проблема нелегальной трудовой миграции и ее влияние на российский рынок труда .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Игнатова Ю. Е., Николенко Н. А.

© ИгнатоваЮ.Е., Николеню Н.А., 2010

УДК 316.343 ББК 60.546.7

ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Ю.Е. Игнатова, Н.А. Николенко

Изучено и проанализировано положение трудовых мигрантов, рассмотрены изменения в области миграционного законодательства и их влияние на процесс социальной адаптации трудовых мигрантов. Затронута проблема нелегальной трудовой миграции и ее влияние на российский рынок труда.

Ключевые слова: миграционное законодательство, трудовой мигрант, социальная адаптация, нелегальная миграция, работодатель, рынок труда.

Огромная разница в уровне жизни и экономических возможностях в разных странах, растущая поляризация мира - основные движущие силы современной миграции. Миграционный вызов развитых государств бедным странам - постоянный спрос на неквалифицированный и низкооплачиваемый труд мигрантов - рождает соответствующее предложение со стороны последних.

Массовый отток трудоспособного населения из целого ряда союзных республик, начавшийся еще в 1990-е гг., поначалу не привлек особого внимания политиков и ученых, однако впоследствии выяснилось, что подходы к работе с этой категорией граждан не отвечают элементарным требованиям. Именно с этого момента проблема приема, трудоустройства и социальной адаптации вынужденных мигрантов перешла в разряд важнейших приоритетов государственной политики, потребовала поиска новых подходов и механизмов реализации. По мере накопления собственного и изучения зарубежного опыта работы с мигрантами происходила эволюция подходов и корректировка целей миграционной политики России. В 1992 г. были разработаны «Основные направления миграционной политики

Приоритетными задачами обустройства и оптимального вхождения мигрантов в российский социум были признаны: защита прав и интересов мигрантов; соблюдение государственных интересов при реализации миграционных программ и мероприятий; организация миграционного контроля; регулирование миг-

рационных потоков с учетом социально-экономического развития принимающего региона, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и климатических особенностей мест расселения; создание условий приема и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в процессе адаптации к конкретному социально-экономическому положению.

Положения Конституции РФ, регулирующие отношения в сфере миграционных процессов, получили свое непосредственное отражение в более чем 30 действующих на настоящий момент федеральных законах России.

вать иностранных работников на территории России только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.

В последние два года предпринимались попытки упорядочения использования иностранной рабочей силы и упрощения регистрационных процедур.

Были значительно расширены полномочия Правительства РФ, которое сможет ежегодно определять потребность в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам; устанавливать квоты на выда-

чу иностранным гражданам, прибывшим в Россию в безвизовом порядке, разрешений на работу. Правительство РФ получило право ежегодно устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории РФ, а в отношении отдельных категорий мигрантов вправе принимать решение об увеличении (до 180 суток) или сокращении (менее 90 суток) срока их пребывания в РФ 5.

Одной из главных целей введенных изменений является защита прав и интересов российских граждан в сфере потребительского рынка, а также обеспечение приоритетного занятия российскими гражданами вакантных и вновь создаваемых рабочих мест. Вместе с тем нельзя не отметить, что система квотирования далеко не совершенна. Квота формируется на год вперед по заявкам предпринимателей и предприятий в территориальные органы Минздравсоцразвития России в субъектах РФ, при реализации данной процедуры негативным последствием является длительность налаживания механизмов взаимодействия между органами власти субъекта Федерации и органами государственной власти. Составленные за год до приема, заказы на такие квоты не отражают динамику рынка труда, слабо обеспечены информационными ресурсами, поэтому неэффективны. К началу набора работников, на начало кален-

дарного года, потребности предприятия изменяются, поэтому при принятии решения правительством о распределении квот потребности в рабочей силе и число мигрантов часто не совпадают.

В общем, анализ действующего миграционного законодательства показал, что оно во многом остается неточным, содержит ряд неясностей и пробелов, не обеспечивает в должной мере интересы трудовых мигрантов в оформлении документов, организации проживания, предоставлении социальных услуг; также не учтены интересы работодателей в предоставлении им легализованной рабочей силы.

Проблемы адаптации мигрантов продолжают оставаться актуальными еще и потому, что в России по настоящее время отсутствует взвешенная и сбалансированная миграционная политика, поскольку органы государственной власти, занимавшиеся миграционными проблемами, были ликвидированы, возникли несогласования в связи с передачей полномочий Федеральной миграционной службы в УВД, начала существенно сказываться необоснованная ликвидация специальных координационных и исполнительных органов государственной власти 6.

Упрощение процедуры использования труда мигрантов прежде всего коснулось трудовых мигрантов из стран СНГ и работодателей, их нанимающих. Становится очевидным, что при прочих равных условиях (возраст, профессиональная квалификация и др.) приоритет имеют мигранты - граждане стран СНГ, поскольку использование именно их труда, а не иностранных граждан из других государств, более упрощено для работодателя, в силу чего привлекательность России для трудовых мигрантов из безвизовых стран СНГ значительно выше, чем для граждан других государств. Временная регистрация из разрешительной стала уведомительной и трансформировалась в учет по месту пребывания. Положительный результат применения новой либеральной процедуры - снижение количества нелегалов. Общее увеличение количества иностранных граждан и лиц без гражданства, поставленных на учет, оценивается в 65,3 %7. Нелегалами продолжают оставаться те, кто незаконно трудится, законно пребывая в стра-

не, и те, кто не смог продлить свое пребывание через три месяца. Если учесть, что продление возможно только при официальном устройстве на работу, то это и есть в большинстве своем незаконно трудящиеся.

Следует также отметить, что уведомительный характер регистрационной процедуры работника-мигранта может иметь как положительный, так и отрицательный характер для самого мигранта, поскольку недобросовестные работодатели декларируют предоставление социальных гарантий (предоставление жилья, медицинской помощи, в том числе медицинского полиса, и др.), но на самом деле в условиях правовой неопределенности трудовые мигранты обычно соглашаются работать при отсутствии всяких гарантий со стороны работодателя. В данной ситуации трудовые мигранты стараются устроиться к своим землякам, поскольку в этом случае им может быть обеспечен некий минимум гарантий по оплате и проживанию.

Незаконная, или нелегальная, миграция стала повсеместным явлением в условиях усиления международного миграционного обмена России с другими государствами. Нелегальные мигранты - это лица, пребывающие на территории страны с нарушением законодательства данного государства. Не-

которые авторы считают, что при таком подходе в одну группу оказываются включенными как сознательные нарушители закона 9, так и люди, оказавшиеся на нелегальном положении из-за чрезмерно усложненной системы получения разрешений на право привлечения и использования иностранной рабочей силы, системы регистрации пребывания и проживания на территории России иностранных граждан 10.

Наиболее сложным делом оказывается определение масштабов нелегального въезда и нелегальной занятости трудовых мигрантов на территории страны или отдельно взятого региона. Как внутренние, так и внешние миграционные потоки направлены преимущественно в южные и центральные регионы европейской части России. Это приводит к стихийному и неконтролируемому росту населения и обострению криминогенной обстановки в данных регионах 11.

Приоритетной задачей, решение которой должно обеспечить успешную адаптацию трудовых мигрантов на новом месте жительства, является упрощение всех процедур документального оформления трудовой деятельности как для мигрантов, так и для работодателей, упрощение процедуры продления временного пребывания иностранного гражданина на территории России.

В свою очередь, распространение неформальной занятости трудовых мигрантов ведет к недополучению налоговых платежей и иных выплат в федеральный и местные бюджеты. Средством предотвращения использования работодателями труда мигран-тов-нелегалов может являться повышение ответственности стороны, принимающей трудового мигранта. Но эта мера может возыметь должное действие, только если санкция при наступлении ответственности будет многократно превышать официальную стоимость легализации. Таким образом, реформирование законодательства, направленное на введение строгих санкций за нарушение существующего миграционного законодательства работодателями, позволит сократить число нелегальных мигрантов, прибывших и пребывающих в настоящее время на территории Российской Федерации.

Одним из путей решения проблемы может стать миграционная амнистия. Поскольку опыта применения данной процедуры в России не существует, следует обратиться к опыту других стран. Например, в Соединенных Штатах Америки, на территории которых в настоящее время проживает оценочно от

8 до 12 млн нелегальных мигрантов, сохранение их нелегального статуса длительное время опасно, признается необходимость их скорейшей легализации. Но взвешенная, рациональная миграционная политика противопоставляется миграционной амнистии как разовой акции, направленной на легализацию части мигрантского населения, а не создание правового поля трудовых мигрантов. Подчеркивается, что необходим комплементарный подход к этим двум аспектам, то есть они должны быть взаимодополняющими, а не взаимозаменяющими 12.

Испания решает этот вопрос несколько иначе. Здесь к 2005 г. кампания по легализа-

ции незаконных мигрантов была проведена в четвертый раз. Однако к проводимым амнистиям мигрантов нет однозначного отношения. С одной стороны, амнистия позволяет вывести из тени часть экономики и увеличить поступления средств в бюджет и социальные фонды, с другой - неизбежно влечет за собой новый массированный приток нелегальных мигрантов 13.

Применительно к российской действительности необходимо, чтобы подобная стратегия стала частью общей миграционной программы, направленной на введение законодательных инициатив, расширяющих правовое поле трудовой миграции, и создание условий для повышения эффективной адаптации трудовых мигрантов.

2 Конституция РФ : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. М. : Юридическая литература, 1994. Ст. 27, ч. 1 и 2.

3 Там же. Ст. 17, ч. 1.

4 Там же. Ст. 15, ч. 4.

8 См. об этом: Смольякова Т. Иностранцы заменят младенцев // Российская газета. 2005. 23 марта. С. 2.

9 Авакьян С. А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб. : Юридический центр Пресс, 2003. С. 98.

10 Воробьева О. Д. Политика и экономическая эффективность внешней трудовой миграции // Использование иностранной рабочей силы в России: проблемы и перспективы : материалы круглого стола. М. : Институт международных экономических и политических исследований РАН, 2005. С. 18.

11 Назарова Е. А. Особенности современных процессов миграции // Социологические исследования. 2000. № 7. С. 106-111.

12 Международная трудовая миграция: политика принимающих стран / под общ. ред.

И. Ч. Шушкевича. Волгоград : Царицынская полиграфическая компания, 2005. С. 21.

13 Там же. С. 100-101.

2. О вынужденных переселенцах : закон РФ от 19 февр. 1993 г. : с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 21 нояб. 2002 г., Федер. законом от 24 дек. 2002 г. -М. : ИНФРА-М, 2003. - 9 с.

WORKING MIGRANTS IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY

Yu.E. Ignatova, N.A. Nikolenko

The working migrants’ status alongside migratory legislation alterations and their influence on the working migrants’ social adaptation process are under investigation. The illegal migration problem and its impact on the Russian labour market are analysed.

Key words: migratory legislation, working migrant, social adaptation, illegal migration, employer, labour market.

Причины трудовой миграции в Россию

Страны СНГ сильно дифференцированы по уровню жизни граждан, который определяется состоянием их экономик и нестабильностью политических систем. В большинстве из них в постсоветский период уровень жизни постоянно снижался, производство сворачивалось, а безработица росла. На этом фоне Россия выгодно выделяется стабильностью экономики (даже несмотря на трудности последнего периода), постоянной потребностью в трудовых ресурсах в определенных секторах народного хозяйства и довольно высоким по меркам СНГ уровнем зарплаты.

трудовые мигранты

Географическая близость стран Содружества к России, наличие безвизового режима с большинством из них, широкое распространение в них русского языка как средства межнационального общения, многочисленные родственные и деловые связи, признание дипломов о высшем и среднем техническом образовании – все это вкупе с вышеупомянутой экономической стабильностью России и способствует тому, что трудовые мигранты из стран СНГ устремляются в РФ.

Роль трудовой миграции

Трудовые мигранты в России – это социальное и экономическое явление со многими гранями. Их роль в развитии стран СНГ довольно противоречива. К позитивным аспектам можно отнести то, что благодаря трудовым мигрантам получили новое дыхание российская торговля, строительный и транспортный бизнес, сельскохозяйственное производство, так как они удовлетворяют спрос на неквалифицированный труд.

Кроме того, трудовая деятельность мигрантов в России генерирует приток в их страны существенного финансового ресурса за счет ежегодного перевода и вывоза из РФ до 15 млрд долларов.

Так, 49% ВВП Таджикистана составляют средства, переводимые таджиками, работающими за рубежом, в основном в России. По данным Всемирного банка это является абсолютным рекордом среди всех стран мира. Следом идет Киргизия с 32% ВВП, формируемыми из переводов мигрантов, за ней Молдова с 25% ВВП и Армения с 21%.

Таким образом, трудовые мигранты существенно сокращают дефициты платежных балансов своих стран.

Однако есть и негативные аспекты. Так, нелегальные мигранты подпитывают своим трудом теневую экономику, а легальные демпингуют на рынке труда России, снижая уровень зарплаты. По данным ФМС в последние годы более 4,3 млн иммигрантов находились в России нелегально.

Весьма опасную тенденцию приобрело формирование этнических анклавов со своими внутренними законами жизни, зачастую противоречащими российскому законодательству. К таким замкнутым общинам у местного населения формируется негативное отношение, как правило, в ответ на агрессию иностранцев по отношению к россиянам. В последние годы это привело к ряду эксцессов, вылившихся в стихийные протесты населения против роста числа иммигрантов в России.

трудовые мигранты в России

Что нового для трудовых мигрантов принес 2015 год

Все вышеперечисленное заставило российские власти принять срочные меры. Чтобы в страну не стремились все подряд трудовые мигранты, законодательство с 2015 г. довольно сильно изменилось. Теперь миграция из стран, на которые распространяется безвизовый въезд, больше не регулируется квотами для иностранной рабочей силы. Отказов в разрешении на работу по превышению квот для данного региона больше не будет. Взамен введены экономические меры регулирования численности иностранных рабочих – им нужно приобретать за собственные средства (или на деньги работодателей) патенты на право осуществлять трудовую деятельность в России. В целом же новый закон о трудовых мигрантах от 24.11.2014 г., изменивший ряд положений существовавшего закона о правах иностранцев в РФ, имеет целью создать современную и цивилизованную систему иммиграции.

Более 20 поправок к законодательству ужесточили и иммиграционный контроль. За тридцать дней после даты прибытия на место предполагаемой работы мигрант обязан встать на учёт в отделении ФМС, сделать нотариально заверенный перевод своего паспорта, пройти экзамен по русскому языку, истории и основам законодательства России, получить ИНН, пройти медобследование и купить медстраховку.

Ужесточилась и борьба с нелегальной миграцией: запрет нарушителям въезжать в страну увеличен до 5 или 10 лет, и эта мера коснулась уже 1,35 млн граждан стран СНГ.

трудовая деятельность мигрантов

Кого коснутся новые правила трудовой миграции?

Вышеуказанные правила обязаны соблюдать трудовые мигранты из стран СНГ, за исключением Беларуси, Казахстана и Туркменистана. Первые два государства входят в Таможенный союз, и их граждане могут работать в РФ без каких-либо специальных разрешительных документов, а граждане Туркменистана въезжают в страну по визам. Новые правила распространяются также на граждан Абхазии и Южной Осетии.

В связи с последними событиями на Украине в РФ в экстренном массовом порядке въехало около 1 млн ее граждан, в основном беженцы с Донбасса. Более полумиллиона из них оформили РВП и получили ВУ на территории России. Оформление трудовых мигрантов - беженцев из Украины - на работу производится без патентов. К сожалению, многие из них сталкиваются с проблемой регистрации (минимум на год) по месту жительства. Сейчас ФМС подготовлен ряд документов, направленных на то, чтобы, с одной стороны, трудовые права мигрантов из этой категории были защищены, а с другой - чтобы российский рынок труда не получил дополнительной нагрузки.

трудовые права мигрантов

Порядок действий при получении патента

  • постановка на миграционный учет в местном отделении ФМС;
  • медкомиссия в составе 4 врачей: инфекциониста (особое внимание уделяется ВИЧ-инфекции), нарколога, фтизиатра и дерматолога;
  • покупка полиса медстрахования (или заключение договора с медучреждением);
  • получение ИНН;
  • экзамен для трудовых мигрантов по русскому языку, истории и основам законодательства РФ;
  • уплата ежемесячного авансового платежа;
  • оформление патента.

Все эти мероприятия необходимо выполнить за месяц с момента прибытия на место проживания и работы, иначе патент не получить.

Граждан Беларуси, Казахстана, Армении, а также лиц, имеющих удостоверения на ВУ в России или РВП, оформляют на работу так же, как и россиян.

патент для трудовых мигрантов

Затраты на получение патента

Патент для трудовых мигрантов в этом году обойдется его получателям в 1568 руб. в месяц, при этом разрешены региональные надбавки к этой сумме. Так, для Москвы ежемесячный авансовый платеж равен 4000 руб. в 2015 году.

К этому нужно добавить еще и стоимость услуг. Полный их комплекс в Москве оказывает Единый миграционный центр, расположенный в деревне Сахарово, в 60 км от МКАДа. Медкомиссия здесь стоит 3300 руб., экзамен для трудовых мигрантов обойдется в 4900 руб. Можно пройти медкомиссию и в Москве (для этого аккредитовано 40 медучреждений), а также купить в страховой компании полис медстрахования, но все это можно сделать прямо в Сахарово за 14 000 руб., включая и первый платеж за патент.

Как сдают экзамен трудовые мигранты?

Тестирование трудовых мигрантов производится на ПК. Перед его началом экзаменующиеся заполняют от руки бланки анкет с личными данными. Сам тест на знание русского языка, основ истории и законов РФ включает несколько разделов.

Затем письменно ответить на вопросы о том, кто сегодня президент России, как называется столица России, какой документ удостоверяет личность и т. п.

Экзамен считается сданным, если набрано не менее 50 баллов из 100 возможных по всем трем частям теста: языку, истории, праву. Если не удается сдать с первого раза, то можно пересдавать неограниченное число раз в течение месячного срока первичного пребывания в РФ. Бывает и так, что претенденту на работу в России приходится сдавать экзамен по три раза.

По свидетельствам сотрудников специализированных центров сдачи таких экзаменов, русский язык для трудовых мигрантов зачастую является проблемой, хотя в процессе общения с работодателями они объясняются довольно связно. Бывают случаи, когда этот тест пересдают по несколько раз.

тестирование трудовых мигрантов

Китайцы могут русский не изучать?

Трудовые мигранты в России, которые прибыли на срок до года, скоро не будут обязаны сдавать вышеупомянутый экзамен. По словам Бориса Титова, являющегося уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, сказанным им корреспонденту ТАСС во время российско-китайского форума "Большие возможности малого и среднего бизнеса", на Дальнем Востоке много объектов строят вахтовые бригады китайских рабочих, приезжающие на календарный квартал. Нереально требовать от них знаний русского языка и истории России. Сейчас ФМС занята разработкой предложений по внесению соответствующих изменений в миграционное законодательство.

Что происходит на рынке труда

С начала года этот рынок сильно лихорадит. Из-за снижения курса рубля, ужесточения иммиграционного контроля и введения патентов на трудовую деятельность в начале текущего года численность въезжающих в Россию иностранцев была меньше на 70% по отношению к прошлому году. Российские регионы освобождаются от трудовых мигрантов. Начался строительный и туристический сезон, прошла посевная — и во всех этих сферах не хватало рабочих рук. С начала декабря прошлого года логистические и клининговые компании, традиционно нанимающие мигрантов, ощущают нехватку персонала.

Среди причин называют трудности с оплатой стоимости необходимых для получения патентов документов, а без него работодатели не нанимают сотрудников. Кроме того, определенные трудности у мигрантов из Средней Азии вызывает и сдача экзаменов.

ФМС России недавно (в мае) обнародовала данные по численности находящихся в РФ иностранцев. Сегодня в стране пребывают свыше 2,1 млн граждан Узбекистана, почти 1 млн таджиков, 0,6 млн граждан Казахстана, полмиллиона граждан Кыргызстана. Всего жителей Средней Азии находилось на начало мая в РФ более 4,2 млн человек. В то же время в России находится 2,5 млн украинских граждан.

Всего же, по словам директора ФМС, сказанным им на встрече с Президентом РФ 6 мая 2015 г., в России находится до 12,5 млн иностранцев, причем ФМС фиксирует некоторое снижение их числа.

трудовые мигранты законодательство

И происходит это не из-за сокращения въезда, а путем увеличения выезда, т. е. принятые властями меры экономического регулирования процессов иммиграции работают.

Уедут ли домой мигранты?

Около миллиона иностранцев уехали из России в конце 2014 г., и ряд экспертов считает это началом стойкой тенденции по сокращению их численности в нашей стране. По их мнению, до середины 2016 г. произойдет ещё больший отток, т. к. менее половины из тех, кто получит патент в текущем году, продлят его на следующий год. Останутся лишь имеющие РВП или ВУ.

Однако, по мнению других аналитиков рынка труда, отток иностранцев был сезонным, и ближе к лету их численность восстановится. По сути, мигрантам больше некуда ехать на заработки, кроме России. По этим оценкам рынок может ощутить лишь эпизодичную нехватку рабочей силы, а общее сокращение числа трудовых мигрантов не превысит 10–15%. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на длинные очереди из покупающих патенты в подмосковном Сахарово.

Некоторые эксперты высказывают мнение, что россияне заменят мигрантов на освобождающихся рабочих местах, как это уже наблюдается в Центральной России. Однако при этом возрастет и стоимость рабочей силы в целом, а значит, повысится и себестоимость производимой продукции. Как здесь не вспомнить опыт американского бизнеса, перенесшего свои основные производства (кроме оборонных) в 80-е годы прошлого столетия в Китай и страны ЮВА. Целью этой политики как раз и было снижение себестоимости производства за счет более низкой оплаты труда.

Хотя сегодня почти втрое сократилось количество легальных мигрантов, их общая численность сохраняется. Эксперты предполагают, что россияне могут занять часть освободившихся рабочих мест. Сейчас, в силу спада экономики, потребность в рабочей силе в России уменьшилась по сравнению с предыдущими годами. И в производственных компаниях всё больше освобождающихся мест занимают россияне. Итоги января-февраля текущего года отчетливо подтвердили эту тенденцию. Но рабочих рук всё равно недостаточно. Часть вакансий занимают граждане Украины, всё активнее интересующиеся возможностями российского рынка труда, тем более что для них сдача экзаменов не представляет особых трудностей.

При этом сферы ЖКХ и услуг, которые в прежние годы стимулировала трудовая деятельность мигрантов, будут испытывать дефицит рабочих рук. Так, эксперимент, ставящий целью привлечь россиян на места дворников, провалился. В его начале по стране было 4 тыс. подобных вакансий, а сейчас их уже 8 тыс.

Проведенный Федерацией мигрантов России и МГУ опрос по трудовой миграции рисует крайне любопытную картину. Главный вывод, который из него следует, – нанимать мигрантов для работодателей по-прежнему гораздо выгоднее, чем граждан России, что ведет к постепенному вытеснению последних из целого ряда сфер деятельности.

В опросе, проведенном Федерацией мигрантов при поддержке Высшей школы современных социальных наук МГУ, приняли участие 4,7 тыс. человек, что является одним из самых масштабных социологических исследований проблем миграции за последние годы. Опрос проводился среди граждан трех южных стран СНГ, на долю которых приходится подавляющее большинство мигрантов из этого региона – Узбекистана, Таджикистана и Киргизии.

С его результатами пока можно ознакомиться только по публикациям прессы, что оставляет за рамками большой объем крайне важной информации ( анкета исследования, размещенная на сайте ФМР, включает 62 вопроса). Но и те данные, которые попали в прессу, представляют большой интерес и заставляют задуматься о последствиях миграционной политики, осуществляемой сегодня в России.

Но средняя начисленная зарплата – показатель необъективный, так как включает высокие зарплаты руководства и других высокооплачиваемых категорий специалистов. Гораздо более адекватно доходы населения характеризует медианная зарплата, которая делит все населения страны по доходам на две части: половина получает больше, а друга половина – меньше этой суммы. В России медианная зарплата сегодня составляет всего 32,4 тыс. руб., что в полтора раза меньше средних заработков трудовых мигрантов.

Большинство работающих в России выходцев из южных стран СНГ относится к гораздо более высокооплачиваемой категории работников, чем большинство граждан России, что выглядит как минимум парадоксально. Все аргументы в пользу использования рабочей силы из стран СНГ до сих пор строились на том, что затраты работодателей на нее гораздо ниже, чем на граждан России.

Выгода от привлечения мигрантов действительно есть, и связана она, судя по всему с тем, что работодатели не платят за них социальные взносы, которые составляют 30% от заработной платы. Если среднемесячный заработок мигрантов уменьшить на размер социальных взносов, то мы получим сумму, практически равную медианной зарплате граждан РФ – около 33 тыс. руб. То есть экономия может составлять до трети от фонда заработной платы, что и определяет более высокий уровень зарплат мигрантов.

Кроме того, их привлекательность для бизнеса связана с готовностью работать больше положенных 8 часов в сутки – около 80% мигрантов, по данным опроса, трудятся от 10 до 12 и более часов. Поскольку же наиболее высокие доходы мигрантов зафиксированы в сфере строительства и ремонта (54 тыс. руб. в месяц), становится понятным, почему именно строительный бизнес активно настаивает на дальнейшем массовом использовании трудовых мигрантов из азиатских стран СНГ.

Большая часть мигрантов не оформляет всех положенных документов и работает в теневом секторе экономики, что избавляет их от необходимости вносить ежемесячный платеж за патент на право ведения трудовой деятельности в РФ. Об этом же свидетельствуют данные по уровню владения трудовыми мигрантами русским языком. Более из них (37%) в ходе опроса отметили плохое знание русского языка, и лишь половина (49%) – хорошее. Языковые компетенции остальных 14% мигрантов (что составляет 1/7 их часть) в обнародованных данных опроса вообще не фигурируют. Между тем в абсолютных цифрах – это сотни тысяч приехавших в Россию граждан среднеазиатских государств. Если следовать букве российского законодательства, то и те 37%, которые плохо знают русский язык, попасть в РФ не должны были. Иначе зачем закон предусматривает для мигрантов сдачу экзаменов по русскому языку?

О нелегальном статусе большинства трудовых мигрантов говорит и миграционная статистика МВД. По данным Главного миграционного управления, за январь-октябрь этого года на миграционный учет было поставлено 10 млн 617 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства, что на 27,5% превышает показатели прошлого года (8 млн 327 тыс.). Из этого числа 1 853,4 тыс. оформили патенты на право ведения трудовой деятельности в РФ (на конец октября действительными были 1 800,4 тыс. патентов), 80,2 тыс. получили разрешение на работу (необходимо для граждан стран дальнего зарубежья) и еще 602,2 тыс. оформили трудовые договоры без разрешения на работу (такая возможность есть у граждан стран ЕАЭС). Итого легально в России на конец октября, по данным МВД, могли находиться всего около 2,5 млн иностранных граждан. Остальные 8,1 млн, что составляет более трех четвертей от всех въехавших в РФ иностранцев, находятся на ее территории нелегально.

Привлечение трудовых мигрантов влечет за собой целый ряд негативных последствий. В целом ряде секторов экономики, причем не только в строительстве и ЖКХ, но и торговле, логистике и т. п., наметилась тенденция вытеснения мигрантами коренного населения. Развивается она уже не первый год, а кризис, спровоцированный эпидемией COVID-19, эти процессы только активизировал. В крупных городах, где сетевые магазины нередко полностью обслуживаются выходцами из азиатских стран СНГ, наблюдать ее можно невооруженным глазом. В строительном секторе такие примеры есть и в небольших по населению городах, расположенных в Центральной России. По данным ноябрьского опроса ВЦИОМ, 44% граждан РФ считают, что мигранты создают конкуренцию местным жителям, еще 16% отчасти согласны с этим мнением, а 37% не согласны. Таким образом, конкуренцию с мигрантами из стран СНГ на рынке труда в той или иной мере ощущает 60% населения страны.

Как следствие – рост раздражения со стороны местного населения и ухудшение межэтнических отношений, особенно заметное в местах массовой концентрации мигрантов, которыми являются Москва, Санкт-Петербург и прилегающие к ним регионы. Но самый тревожный результат опроса заключается в том, что 57% мигрантов, из числа тех, кто проживает в России пять лет и более, хотели бы остаться в России навсегда . Быстрый рост населения Средней Азии, превысившего 75 млн человек, и отсутствие между ней и Россией миграционных барьеров в недалекой перспективе приведут к достаточно быстрому изменению этнической структуры населения РФ.

Читайте также: