Что такое контингент работников на медосмотр

Обновлено: 16.05.2024

Вот уже без малого 10 лет действует Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н (далее – Порядок № 302н). Этим же приказом утвержден перечень вредных производственных факторов и работ, при которых проводятся обязательные медосмотры. С апреля 2021 года Приказ № 302н прекратит действовать и вступит в действие новый приказ. Что изменится в порядке проведения медосмотров – читайте в статье.

Итак, с 1 апреля 2021 года вступит в силу Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, и Перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (далее вместе – Порядок), утвержденные Приказом Минздрава РФ от 28.01.2021 № 29н (далее – Приказ № 29н).

При этом Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, утвержден еще и отдельно совместным Приказом Минтруда РФ № 988н, Минздрава РФ № 1420н от 31.12.2020. Этот Перечень вступит в силу одновременно с Порядком.

Новое в перечне вредных факторов.

Сразу обращаем ваше внимание на то, что в новом Перечне, в отличие от действующего, не указано:

с какой периодичностью должны проходить медосмотры;

каких врачей должен пройти работник;

То есть приводится только перечень вредных факторов, при наличии которых работники должны проходить медицинские осмотры. Все эти факторы вместе с периодичностью, перечнем врачей и исследований приводятся в Приказе № 29н. То есть, по сути, можно пользоваться только Приказом № 29н, в котором есть вся необходимая информация.

Что касается самих факторов, в новом Перечне утверждено не четыре, как установлено сейчас, а пять их групп:

аэрозоли преимущественно фиброгенного действия и пыли (выделены из химических факторов);

факторы трудового процесса.

Особого внимания заслуживает такой физический фактор, как электромагнитное излучение компьютера. Вопрос о том, должны ли сотрудники, работающие с компьютером, проходить медо­смотры, стоял довольно долго, пока в 2020 году в перечень вредных факторов не были внесены изменения. В частности, было указано, что вредным фактором является электромагнитное поле широкополосного спектра частот (5 Гц – 2 кГц, 2 кГц – 400 кГц) при превышении предельно допустимого уровня. Этот фактор исследуется в том числе на рабочих местах, где есть компьютеры.

Однако в новом Перечне оговорки о превышении уровня нет, данные показатели просто перечислены в качестве вредных физических факторов. Таким образом, может снова встать вопрос, когда нужно организовывать медосмотры лиц, работающих за компьютерами.

В специальном разделе Перечня есть список работ, при выполнении которых нужны медосмотры, всего 17 пунктов. В действующем перечне работ было 27 пунктов. В некоторые из них внесены коррективы, например уточняется, что относится к работе на высоте. Это, в частности:

работы с высоким риском падения работника с высоты;

работы на высоте без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более;

Внесены дополнения в порядок осуществления работ в особых географических регионах. В частности, уточняется, что проводить медосмотры нужно в регионах с местами проведения работ, транспортная доступность которых от медицинских учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь в экстренной форме, превышает 60 минут.

Новое в порядке проведения медосмотров.

В новом Порядке (в отличие от Порядка № 302н) перечислены работники конкретных отраслей, на которые он распространяется. Это работники:

занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

занятые на работах, связанных с движением транспорта;

общественного питания и торговли;

медицинских организаций и детских учреждений;

некоторые другие, проходящие указанные медосмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Еще Приказом № 29н утвержден перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры. Сейчас такие противопоказания установлены разд. IV Порядка № 302н и специальными перечнями факторов и работ.

Рассмотрим, что изменилось. Согласно Порядку по-прежнему предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой организационно-правовой формы, имеющими право на проведение предварительных и периодических медосмотров. Однако с 1 апреля периодические осмотры смогут проводить мобильные медбригады врачей-специалистов медицинской организации. При этом до проведения такого осмотра работники должны пройти диагностические исследования в медицинских организациях.

Порядок организации работодателем прохождения работниками медицинских осмотров изменился незначительно.

Для организации предварительных медосмотров работодатель в первую очередь должен составить список лиц, поступающих на работу и подлежащих предварительным осмотрам. В списке лиц указываются:

наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию;

наименования вредных производственных факторов, работ в соответствии с приложением к Порядку, а также вредных производственных факторов, установленных в результате специальной оценки условий труда.

На основании списка работнику под подпись выдается направление на медосмотр.

Порядок организации периодических медосмотров несколько сложнее. Сначала работодатель должен утвердить список работников, подлежащих медицинским периодическим осмотрам, который составляется так же, как и список лиц, подлежащих предварительным медосмотрам.

На основании этого списка работодатель утверждает поименные списки работников, подлежащих периодическим медосмотрам, и направляет данные списки не позднее чем за 2 месяца до согласованной с медицинской организацией даты начала периодического осмотра в эту организацию. В списке указываются:

фамилия, имя, отчество (при наличии) работника;

профессия (должность) работника, стаж работы в ней;

наименование структурного подразделения работодателя (при наличии);

наименование вредных производственных факторов или видов работ.

Список работников, разработанный и утвержденный работодателем, не позднее 10 рабочих дней направляется в территориальный орган Роспотребнадзора.

К сведению

В Порядке уточняется, что направлять информацию в Роспотребнадзор должны работодатели организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, работники которых проходят медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

На основании поименного списка медицинская организация составляет календарный план проведения периодических осмотров. План согласовывается с работодателем и утверждается руководителем медицинской организации.

Не позднее чем за 10 дней до согласованной даты начала периодического осмотра работодатель обязан ознакомить работников, подлежащих осмотру, с календарным планом.

Для прохождения периодического осмотра работнику под подпись также выдается направление. В направлении (и на предварительный, и на периодический осмотр) указываются:

наименование работодателя, электронная почта, контактный телефон;

форма собственности и вид экономической деятельности работодателя по ОКВЭД;

наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН, электронная почта, контактный телефон;

вид медицинского осмотра;

фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, пол работника;

наименование структурного подразделения работодателя (при наличии);

наименование должности (профессии) или вида работы;

вредные и (или) опасные производственные факторы, виды работ в соответствии со списком контингента;

номер медицинского страхового полиса обязательного и (или) добровольного медицинского страхования.

Направление на предварительный или периодический медосмотр подписывается уполномоченным представителем работодателя. Согласно новому Порядку оно может быть сформировано в электронном виде с использованием электронных подписей работодателя и лица, поступающего на работу (работника).

Направления (в том числе в электронном виде) подлежат обязательному учету.

Обратите внимание

Новым Порядком работодателю предоставлено право организовать лицам, поступающим на работу, и работникам организации прохождение диспансеризации (первого этапа) и (или) ежегодного профилактического медицинского осмотра с целью предоставления результатов врачебной комиссии, необходимых при подготовке заключения по итогам предварительного, периодического осмотра.

При этом стоимость услуг, оказываемых при диспансеризации (на первом этапе) и (или) в рамках ежегодного профилактического медицинского осмотра и оплачиваемых за счет средств ОМС, не учитывается в оплате по договору, заключенному с работодателем на проведение предварительного или периодического осмотра.

По окончании прохождения работником медосмотра медицинская организация оформляет заключение по его результатам. Новым Порядком допускается выдача заключения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством передачи по защищенным каналам связи, исключающим возможность несанкционированного доступа к информации третьих лиц, и с соблюдением требований законодательства РФ о защите персональных данных.

При наличии доступа у медицинской организации в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения заключение в форме электронного документа вносится медицинской организацией не позднее 5 рабочих дней в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения.

Новый Порядок еще не вступил в действие, но вы уже можете начинать подготовку. Для начала изучите новые нормативные акты, проверьте, все ли документы, регламентирующие проведение медосмотров, у вас есть (положение, списки, бланки направлений и т. д.), при необходимости подготовьте изменения в них.

Если нужно, утвердите новые списки:

список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам;

список работников, подлежащих периодическим осмотрам;

поименный список работников, подлежащих периодическим осмотрам.

Также проверьте, в отношении кого из работников можно учесть предыдущие результаты медосмотров, диспансеризаций и профилактических осмотров при очередном медосмотре. Учитываются результаты осмотров, которые работник прошел не более года назад, если у него не было показаний для повторных исследований и обследований.

После 1 апреля до начала предварительного или очередного периодического медосмотра можете организовать прохождение работниками первого этапа диспансеризации или ежегодного профосмотра взрослого населения за счет средств ОМС, чтобы результаты можно было учесть при медосмотре.

Вероятно, немало изменений нужно будет внести и в договор с медицинской организацией.

Приказом Минздрава России от 28 января 2021 года № 29н утвержден новый порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников. Большинство заинтересованных специалистов, чья деятельность связана с проведением медосмотров, конечно, с этим документом уже ознакомились. Но вот на все ли вопросы смог ответить новый порядок проведения медосмотров и как правильно адаптировать новые требования под рабочие реалии – расскажем в статье.


Новый Приказ утвердил:

  • Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников (Приложение 1);
  • Перечень медицинских противопоказаний к работам с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (Приложение 2).

А совместный Приказ Минтруда России № 988н и Минздрава России № 1420н от 31.12.2020 г. утвердил перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры. Оба документа вступили в силу с 1 апреля 2021 года, и срок их действия ограничен 1 апреля 2027 года. Прежние документы (в том числе порядок проведения медосмотров, утв. приказом Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н) больше не действует. Рассказываем об основных изменениях.

Предварительные и периодические медицинские осмотры. Что нового?

Перечень контингентов и поименный перечень лиц, направляемых на медосмотры в новом документе заменены на:

  • Список лиц, подлежащих предварительным медицинским осмотрам;
  • Список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам.

Оба списка абсолютно одинаковы, за исключением названия документа, и включают в себя следующую информацию:

  • Наименование профессии или должности;
  • Структурное подразделение (при наличии);
  • Наименование вредных производственных факторов, работ в соответствии с Приложением к Порядку;
  • Наименование вредных производственных факторов, установленных в результате СОУТ.

По новому Приказу №29н вредные факторы в списках лиц проставляются в любом случае и не зависят от наличия и результатов СОУТ. Важно внимательно изучить новое Приложение к Приказу с перечнем факторов, так как многие факторы переработаны, изменены и добавлены.

Также нововведением стал тот факт, что теперь работодателям, у которых нет декретированного контингента, требующих наличия личных медицинских книжек, список лиц в Роспотребнадзор можно не подавать вовсе.

Направление на медосмотр. Что изменилось?

Во-первых, направление на медосмотр теперь может выдаваться в электронном виде и должно заноситься в электронный журнал выдачи направлений. Если нет технической возможности выпускать и передавать электронные заключения (нет ЭЦП у вас или у сотрудника, или не организован защищенный канал связи), допускается применение бумажных направлений. А вот журнал выдачи направлений в электронном виде вести придется точно.

Во-вторых, в направлении теперь в обязательном порядке необходимо указывать номер страхового полиса ОМС или ДМС направляемого на медосмотр сотрудника. Поэтому, если у вас в штате имеются иностранные сотрудники, они должны будут иметь хотя бы минимальный полис ДМС.

Цифровизация и единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС). Для чего?

Когда соискатель или сотрудник приходит на медосмотр, медицинская организация вправе войти в систему ЕМИАС для получения данных из медицинской карты. Это необходимо для того, чтобы такой сотрудник не смог скрыть информацию о своем здоровье.

Высокое давление или пульс сотрудника может быть просто реакцией на белый халат, а может быть следствием давней гипертонической болезни, с которой сотрудник наблюдается в районной поликлинике. Поэтому врачам с такой возможностью будет проще отследить проблемы со здоровьем, инвалидность и скрытые заболевания пришедшего на медосмотр. Конечно, такой доступ на данный момент есть не у всех медучреждений, но закон уже активно смотрит вперед в направлении всеобщей цифровизации.

Мобильные медицинские бригады. Что можно, а что нет?

Например, пришла проверка, инспектор задает вопрос: Где ваши работники сдавали анализы? Какие исследования делались выездной бригадой, а какие – в клинике? Соответственно, работодателю нужно заранее планомерно проводить надлежащее информирование работников о том, чтобы своевременно сотрудники предоставляли результаты анализов, которые были получены по месту прикрепления к медучреждению в рамках ОМС, либо результаты анализов сданных в той организации, с которой на медосмотры заключен договор у работодателя.

Диспансеризация или как теперь можно экономить на медосмотрах?

Согласно новому Приказу №29н, медицинские организации при проведении как предварительного, так и периодического медосмотра, должны учитывать результаты ранее проведенных медосмотров, данные диспансеризации или иных осмотров (проведенные не позднее 1 года), подтвержденных медицинскими документами в установленном порядке либо путем электронного обмена между медицинскими организациями.

Поэтому работодатель перед грядущим периодическим медосмотром теперь может вежливо попросить своих сотрудников обратиться в поликлинику по месту жительства или регистрации для прохождения диспансеризации. Ее результаты нужно приложить к направлению на медосмотр. Эти результаты должны принять в медицинской организации, с которой заключен договор на проведение медосмотров, и не учитывать их в стоимости медосмотров.

Точно по такой же схеме медицинская организация должна принять результаты прошлого медосмотра (например, с предыдущего места работы) или в случае, если направляемый сотрудник недавно лежал в стационаре и проходил часть обследований (ЭКГ, общий анализ крови, мочи и т.д.).

Да, не все медицинские организации заинтересованы принимать заключения от сторонних/конкурирующих медучреждений. Но, согласно Приказу № 29н, обязаны! Если у вас заключен договор с медорганизацией на 2021 год согласно Приказу № 302н, и работники начали проходить его по графику, после 1 апреля перезаключать договор не нужно! Достаточно заключить доп.соглашение, зафиксировать цены на дополнительные исследования – на осмотр невролога и УЗИ малого таза. В идеале переработать спецификацию услуг по позициям, чтобы не платить за те исследования, которые сотрудник предоставит из сторонней медицинской организации.

Внеочередные медосмотры. Теперь можно?

Обязательные объемы обследования. Что добавили?

Для всех категорий работников, направляемых на медицинский осмотр с 1 апреля 2021 года, добавилось обследование врача-невролога, а также обследование УЗИ малого таза, причем для всех работников-женщин 1 раз в год, независимо от их возраста. Маммография также стала ежегодным обследованием для женщин, а не 1 раз в 2 года, как было ранее, что существенно влияет на удорожание медосмотров женщин, чем и воспользовались абсолютное большинство медицинских учреждений России.

Медосмотр для офисных сотрудников. На что обратить внимание?

Согласно п. 4.2.5 Приложения к Приказу №29н, медосмотр нужно проводить для всех сотрудников, которые работают на персональных компьютерах при электромагнитном поле широкополосного спектра частот (5 Гц - 2 кГц, 2 кГц - 400 кГц). Всех офисных сотрудников с персональными компьютерами по новому Приказу необходимо отправлять на медосмотр, без уточнения количества времени, проведенного за компьютером, без принятия во внимание результатов СОУТ, даже если данные рабочие места относятся к оптимальному и допустимому классу условий труда.

Немного можно выдохнуть после официального ответа Министерства труда на наш запрос по данному пункту. На их взгляд, если на персональном компьютере работника уровень электромагнитного поля широкополосного спектра частот не превышает ПДУ, то такой сотрудник на медосмотр может не отправляться.

  1. Заказать дополнительные лабораторные измерения данного фактора на персональных компьютерах.
  2. Иметь в наличии Сертификат безопасности Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 004/2011 или Сертификат безопасности Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 020/2011 на все компьютеры.

Автор рекомендует: чем искать причины не проводить медосмотры, лучше их провести, ведь, в конечном счете, основная цель медосмотров – это сохранение здоровья работников.

Разъяснения чиновников

Минтруд России в письмах

  • № 15-2/ООГ-600 от 05.03.2021
  • № 15-2/ООГ-612 от 09.03.2021
  • № 15-2/ООГ-708 от 12.03.2021

пояснил, почему перечни работ из приказов № 988н/1420н и № 29н не соответствуют друг другу. По мнению ведомства, Приказ № 988н/1420н подготовлен в пределах полномочий Минтруда России и в соответствии с частью первой статьи 213 ТК РФ в целях определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. При этом утверждение перечня работ, при выполнении которых обязательные медицинские осмотры проводятся в целях предупреждения распространения инфекционных заболеваний, не является компетенцией Минтруда России, и поэтому данный перечень включен в Приказ № 29н.

А в письмах Минтруда России

разъясняется, что по общему правилу само по себе наличие вредного фактора из перечня на рабочем месте работника еще не является основанием для направления его на медосмотр. Необходимо наличие на рабочем месте вредных условий труда по соответствующим факторам. Это, в частности, исключает необходимость направления на медосмотры офисных работников.


Поправки к Приказу № 302н*, внесенные Приказом № 1032н**, были всего лишь планомерной подготовкой к большой переработке документа по медицинским осмотрам.

Наконец-то грамотно и мудро узаконены мобильные медицинские бригады, зачет результатов осмотров в сторонних медорганизациях, в том числе результаты диспансеризации.

Наблюдается мощная тенденция к автоматизации документооборота и синхронизации медицинских документов из разных медицинских организаций, ну и, что немаловажно, тенденция к возможности экономии работодателя на медосмотрах!

Сильно переработаны противопоказания к работе с точки зрения перечня болезней. Однако здесь много вопросов у профпатологов, особенно в отношении остроты зрения при работах на высоте. Также теперь водители с АГ 2 (артериальной гипертензией с АД150 и выше) не будут допущены к работе. Зато сахарный диабет не будет категоричным противопоказанием. Есть в документе ряд несоответствий. Ждем с нетерпением поправок до 1 апреля 2021 года.

Направления деятельности


И снова: медосмотры по-новому


Наталья Вадимовна Агуреева, эксперт по трудовому законодательству

♦ Что обязательно должно указываться в направлении на медосмотр?
♦ Анкетирование проходят все работники, в том числе и младше 18 лет
♦ Сроки подачи работодателем поименных списков в медорганизацию

Что нового? Начнем с того, что есть изменения в содержании и формулировках перечня вредных факторов. Весь этот длинный список вы можете посмотреть в самом Перечне. Но вот на факторах и видах работ следует остановиться.

4.1. Ионизирующие излучения К , радиоактивные вещества.
4.2. Неионизирующие излучения, в том числе: 4.2.1. 4.2.5.
4.3. Вибрация: 4.3.1. 4.3.2.
4.4. Шум.
4.5. Ультразвук воздушный, ультразвук контактный.
4.6. Инфразвук.
4.7. Параметры охлаждающего микроклимата (температура, влажность, скорость движения воздуха).
4.8. Параметры нагревающего микроклимата (температура, индекс тепловой нагрузки среды, влажность, тепловое излучение).
4.9. Освещенность рабочей поверхности.
4.10. Пониженное давление воздушной и (или) газовой сред и пониженное парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе или искусственной дыхательной газовой смеси в случае, если указанное давление необходимо поддерживать в производственных зданиях, помещениях и (или) сооружениях в соответствии с применяемой технологией работ (за исключением работ, указанных в пунктах 19–21 раздела VI).

5.1. Тяжесть трудового процесса:

5.2. Напряженность трудового процесса (сенсорные нагрузки), в том числе:

Именно такие формулировки заложены в качестве определяющих факторов вредности и опасности работ (трудового процесса), при наличии которых работодатель обязан направлять работников на предварительные и периодические медицинские осмотры. И стоит отметить, что внесенные изменения выглядят довольно позитивно, так как они более адаптированы к действительности и интуитивно более понятны.

А теперь перейдем к самому порядку проведения внеплановых и периодических медицинских осмотров.

Изменены требования к содержанию направления работника для прохождения предварительного (периодического) медицинского осмотра, а также к документам, предъявляемым для прохождения осмотра.

1. Определять, работники каких профессий (должностей) подлежат направлению на предварительные (периодические) осмотры, теперь помогут списки работников (рисунок), утвержденные работодателем. Список контингентов уйдет из обихода после начала действия Порядка № 29н.

Что необходимо указать в списке работников


2. В направлении теперь нужно указывать телефон и электронную почту работодателя, пол работника, номера полиса ОМС и ДМС (если есть).

3. При прохождении осмотра работник должен дополнительно предъявить полис обязательного (добровольного) медицинского страхования.

Медицинская организация, проводящая медицинский осмотр, может получить в рамках электронного обмена медицинскими документами результаты ранее проведенной диспансеризации и других медицинских осмотров лица, поступающего на работу, до его явки на медицинский осмотр.

Лицо, поступающее на работу вправе, но не обязано предоставить выписку из медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, медицинской организации, к которой он прикреплен.

4. Дополнительные обследования, в случаях затруднения в оценке результатов осмотра и определении профессиональной пригодности работника в связи с имеющимся у него заболеванием, не входят в медицинский осмотр и осуществляются в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан за счет средств обязательного медицинского страхования.

5. Медицинское заключение (в форме электронного документа), при наличии доступа в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения, вносится медицинской организацией не позднее 5 рабочих дней в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения.

Как будут проходить медицинские осмотры?

Новый порядок уточнил, что анкетирование проходят все работники, в том числе и младше 18 лет, что является логичным, так как без анкетирования невозможно правильно и всесторонне провести медицинское исследование.

Работодатель вправе организовать лицам, поступающим на работу, прохождение диспансеризации (первого этапа) и (или) ежегодного профилактического медицинского осмотра взрослого населения с целью предоставления результатов врачебной комиссии, необходимых при подготовке заключения по итогам предварительного осмотра.

Вопросы от редакции

Значит ли это, что работодатель будет платить меньше?

Все манипуляции, которые, исходя из договора с работодателем, проходит работник, работодатель оплачивает ровно в таком же объеме, как и ранее.
Например, если работник предоставляет работодателю информацию о том, что недавно он делал операцию на глазах и у него есть заключение окулиста, стоимость расходов работодателя это не уменьшит.

То есть все, что положено согласно законодательству, данной категории работников пройти по медосмотру, работодатель должен в полной мере оплатить.

А как же — теснее связь с диспансеризацией?

И получается такой диссонанс: с одной стороны, Фонд социального страхования выплачивает этому человеку пособия, а с другой — этот же человек выполняет работу опасных профессий, где предъявляются повышенные требования к его здоровью.

Теперь, когда все это завяжется на СНИЛСе, Фонд социального страхования, являющийся основным плательщиком, будет знать, кто врет.

Рассмотрим ситуацию, когда человек в районной поликлинике получил инвалидность, ему предоставляются бесплатные лекарства, он получает санаторно-курортное лечение и т. д. Справку об инвалидности он не предоставил, и у работодателя учитывается как абсолютно здоровый, потому что при медосмотрах за него сдает анализы другой человек.

Теперь же медицинская организация получает информацию из общей базы, где сразу видно, что результаты анализов не совпадают. Это может стать основанием для направления на обследование, поскольку есть достаточные основания полагать, что состояние здоровья не соответствует норме.

Это называется переходом на европейскую систему: хочешь получать что-то, получай, но из двух источников теперь работник не сможет получать доход.

Сейчас разрешили прохождение периодических медосмотров, в том числе с использованием мобильных бригад, но до этого нужно пройти диагностические исследования в медорганизации. Мобильная бригада на рабочем месте может провести медосмотр, но если работодатель предоставит по каждому работнику результаты из медорганизации.

Как эта система будет скоррелирована с результатами его диспансеризации?

Также стоит отметить, что изменение сроков направления поименных списков не позднее, чем за 2 месяца до согласованной с медицинской организацией даты начала проведения периодического осмотра направляются работодателем в указанную медицинскую организацию, если иной срок не установлен договором между работником и работодателем, выглядит позитивно, но очевидно содержит описку. С учетом сложности заключения договоров путем проведения торгов, что приводит к значительным смещениям сроков, логично было бы привязать сроки подачи к договору на оказание услуг.


С конкретным перечнем отмененных приказов, вы можете ознакомиться самостоятельно, при изучении Приказа № 988н/1420н.

Приказом № 988н/1420н утвержден Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические осмотры.

В данный перечень включено шесть разделов, а именно:

  • химические факторы;
  • биологические факторы;
  • аэрозоли преимущественно фиброгенного действия и пыли;
  • физические факторы;
  • факторы трудового процесса;
  • выполняемые работы.

Стоит учесть, что в связи с этим изменилась нумерация вредных и опасных производственных факторов, например:

  • кислоты органические (метановая (муравьиная), этановая (уксусная), бутановая (масляная), пропионовая, 1-метилбутановая (изовалериановая), этадионовая кислота дигидрат (щавелевая), 4-метилпентановая (изокапроновая), проп-2-еновая (акриловая), бензойная и прочие; синтетические жирные кислоты) ранее находились в пункте 1.2.15, а в новой редакции находятся в пункте 1.15;
  • кремнийсодержащие аэрозоли (с содержанием кристаллического диоксида кремния К , с содержанием аморфного диоксида кремния в виде аэрозоля дезинтеграции и конденсации — кремний карбид, кремний нитрид, волокнистый карбид кремния ФА ) ранее находились в пункте 1.1.4.2, а в новой редакции находятся в пункте 3.1.4;
  • кремния органические соединения А (силаны): трихлор(хлорметил) силан, фенилтрихлорсилан, трихлорсилан и прочие) ранее находились в пункте 1.2.18, а в новой редакции находятся в пункте 1.16.

Также дополнены (видоизменены) некоторые пункты.

Как видим, необходимо очень тщательно изучить данный перечень, дабы избежать ошибок/опечаток при составлении списков лиц (работников), подлежащих медицинским осмотрам.

Рассмотрим список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам.

Данный список разрабатывается на основании пункта 10 Порядка № 29н и в нем должны быть указаны:

  • наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию;
  • наименования вредных производственных факторов, работ в соответствии с приложением к Порядку № 29н, а также вредных производственных факторов, установленных в результате СОУТ.

В соответствии с пунктом 8 Порядка № 29н предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр (далее — направление), выданного лицу, поступающему на работу работодателем (его уполномоченным представителем).

Данное направление оформляется на основании утвержденного работодателем списка лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам (п. 9 Порядка № 29н) и в нем должны быть указаны:

  • наименование работодателя, электронная почта, контактный телефон;
  • форма собственности и вид экономической деятельности работодателя по ОКВЭД;
  • наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН, электронная почта, контактный телефон;
  • вид медицинского осмотра;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, пол работника;
  • наименование структурного подразделения работодателя (при наличии);
  • наименование должности (профессии) или вида работы;
  • вредные и (или) опасные производственные факторы, виды работ, в соответствии со списком контингента;
  • номер медицинского страхового полиса обязательного и (или) добровольного медицинского страхования.

Давайте вернемся к проведению медицинских осмотров для работников, исключительно занятых на работе с офисной техникой.

Нужно ли проходить данным работникам медицинский осмотр? В данный момент конкретно это нельзя утверждать, сейчас поясню почему.

Например, в пункте 10 Порядка № 29н сказано, что на медицинский осмотр направляются сотрудники, если на их рабочих местах установлены вредные производственные факторы в результате проведении специальной оценки условий труда.

В соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года № 33н, измерение неионизирующего электромагнитного поля проводится при наличии неионизирующих электромагнитных полей и излучений от технологического оборудования, за исключением рабочих мест, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.

Данный пункт означает, что при проведении СОУТ замеры электромагнитного поля широкополосного спектра частот (5 Гц — 2 кГц, 2 кГц — 400 кГц) — пункт 4.2.5 Порядка № 29н — не осуществляются!

Это значит, что для установления необходимости проведения медосмотра по данному пункту необходимо будет провести в рамках СОУТ дополнительные измерения по данному фактору, так как в классификаторе вредных и опасных производственных факторов (приложение № 2 к Методике СОУТ) он отсутствует. Также можно изучить эксплуатационную документацию (техническую документацию) на персональные ЭВМ (персональные компьютеры) и (или) офисную оргтехнику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.

Для того чтобы более конкретно разобраться в данном моменте, остается только ждать… ждать пояснений от Минздрава России (именно он издал Порядок № 29н) либо корректировок в еще не вступивший в силу документ.

Итак, разобрав Порядок № 29н, можно выделить в данном положении как положительные, так и отрицательные стороны (рисунок).

Положительные и отрицательные стороны Порядка № 29н



Приказ Минздрава 302н о медосмотрах – это основной нормативный документ, который регулирует порядок проведения обязательных обследований работников предприятий. Однако уже в ближайшее время он может быть существенно изменен.

Виды медосмотров

Действующее трудовое законодательство защищает права работников на безопасность и сохранение их здоровья при выполнении должностных обязанностей. Основным инструментом достижения этой цели становится организация регулярного контроля их состояния, если характер их работы представляет потенциальную угрозу для здоровья. Обязанность по организации такой работы установлена требованием о медосмотрах в приказе 302н от 12.04.2011 г. с приложениями и указаниями для работодателей.

Приказ № 302н предусматривает два основных типа осмотров, выполняемых для минимизации риска негативного воздействия производственных факторов на персонал:

Сейчас приказ Минздрава 302н о медосмотрах применяется в двух случаях: если сотрудник подвергается воздействию вредных и опасных факторов, перечисленных в приложении № 1 к этому приказу, или он работает на одной из должностных позиций, указанных в приложении № 2. Во всех случаях проведение необходимых диагностических процедур осуществляется за счет работодателя.


Предварительный осмотр

Порядок проведения предварительных осмотров, установленный в приказе Минздравсоцразвития 302н от 12.04.2011 с изменениями на 2021 год о направлении на медосмотр, описан в разделе II. Для организации такого обследования работодатель составляет направление в медицинскую организацию, в котором указывается характер планируемых работ и список опасных факторов, воздействию которых подвергнется сотрудник. Со своей стороны работник обязан подготовить документы, удостоверяющие его личность, а при желании – выписку из своей карты, которая позволит более полно установить реальное состояние его здоровья и его изменения.

С этими документами он отправляется в медучреждение. Информация о том, какие врачи и анализы потребуются на предварительном медосмотре при приеме на работу, содержится в пункте 9_1 порядка, утвержденного приказом № 302н. Он предусматривает, что в отношении работника проводятся:

  • анкетирование;
  • сбор анамнеза и выявление личных факторов риска изменения здоровья – например, курение, наличие наследственных заболеваний и проч.;
  • ряд анализов крови и мочи;
  • замер артериального и внутриглазного давления;
  • исследование сердечно-сосудистого риска и изменений сосудистой системы;
  • флюорография.

По окончании осмотра на соискателя заполняется карта, в которой указываются данные всех выполненных исследований, а также составляется заключение, в котором фиксируется наличие противопоказаний к будущей работе и группа здоровья.

Периодический осмотр

Частота проведения периодического обследования в ходе дальнейшей работы определяется характером обязанностей сотрудника и вредоносных факторов, которые воздействуют на него. Вне зависимости от установленной частоты сотрудники, не достигшие возраста 21 года, должны проходить осмотры ежегодно, - уточняет пункт 17 порядка, утвержденного приказом № 302н. Проведение таких обследований осуществляется группами: для этого работодатель составляет поименный список, в котором указываются вредные и опасные факторы, воздействующие на сотрудников. Информация о включении в такой список в 10-дневный срок направляется в территориальный орган Роспотребнадзора.

Не позже чем за два месяца до планируемой даты обследования такие списки направляются в медицинскую организацию, где оно будет проходить. На этом основании она составляет календарный план выполнения необходимых процедур. Сейчас по приказу Минздрава 302н направление на медосмотр по профессиям предполагает следующие исследования:

  • анкетирование;
  • сбор анамнеза и выявление индивидуальных факторов риска изменения здоровья;
  • расчет индекса массы тела;
  • ряд анализов крови и мочи;
  • измерение артериального и внутриглазного давления;
  • электрокардиография;
  • определение и изменений сосудистой системы;
  • для женщин – осмотр гинеколога. Соискательницы в возрасте старше 40 лет в обязательном порядке проходят маммографию.

В этой ситуации заключение по результатам выполненного обследования составляется в пяти экземплярах, в отличие от предварительного медосмотра. Здесь изменение заключается в том, что дополнительный пятый экземпляр с письменного согласия сотрудника направляется в Фонд социального страхования. Если по итогам периодического обследования у сотрудника были выявлены противопоказания к дальнейшей работе на этой должностной позиции, его направляют на экспертизу профессиональной пригодности в уполномоченную организацию.

Подготовка изменений в приказ 302н

Сейчас приказ 302н с изменениями от 07.01.2020 является основным нормативным документом, который регулирует порядок проведения обязательных обследований для работников предприятий. Этот приказ состоит из трех основных разделов:

  • список вредных и опасных факторов, при наличии которых на рабочих местах проведение медосмотров становится обязательным (приложение №1);
  • список видов работ, выполнение которых предусматривает обязательное участие работников в обследованиях (приложение № 2);
  • правила выполнения обследований для персонала предприятий.

Этот правовой акт вступил в силу с 1 января 2012 года, то есть почти 10 лет назад. Ясно, что за это время ситуация в экономике и здравоохранении претерпела значительные изменения, что обусловило необходимость пересмотра положений этого документа.

Справедливости ради следует отметить, что вопрос изменения нормативной базы коснулся не только порядка проведения осмотра персонала компаний, но и других сфер деятельности. Дело в том, что сейчас Правительство реализует проект так называемой регуляторной гильотины – масштабной ревизии действующих правовых документов. По результатам значительную их часть упразднят как содержащую избыточные, дублирующиеся или устаревшие требования.

Пока приказ 302н по медосмотрам с изменениями на 2021 год продолжает действовать. Но Министерство здравоохранения РФ в течение нескольких месяцев разрабатывало и в конце января представило доработанный текст нового нормативного акта, который предполагает не только внесение серьезных изменений в порядок проведения медицинских осмотров, но и пересмотр самой структуры документа.

Эксперты указывают, что наиболее важными изменениями, зафиксированными в тексте проекта, можно считать следующие.

Раздел проекта приказа

Изменения в сравнении с приказом 302н

Пункт 4 приложения № 1

Возможность проведения медицинских осмотров мобильными бригадами врачей медицинских организаций при условии предварительного прохождения работником необходимых исследований в условиях медицинского учреждения. Осмотры мобильными бригадами могут проводиться с применением телемедицины

Пункт 9 приложения № 1

Возможность учета работодателем направлений на медосмотр в электронном виде

Пункт 10 приложения № 1

Необходимость предоставления работником полиса обязательного или добровольного медицинского страхования для прохождения медосмотра

Пункт 10 приложения № 1

Возможность получения медицинской организацией результатов обследований, выполненных в рамках диспансеризации работника, в электронном виде до его явки на медосмотр

Пункт 11 приложения № 1

Возможность организации работодателем диспансеризации или ежегодного профосмотра работников с целью учета их результатов в заключении врачебной комиссии. В этой ситуации стоимость услуг по диспансеризации или профосмотру не учитывается в договоре с медицинским учреждением, которое проводит медосмотр

Пункт 13 приложения № 1

Выдача работнику справки о необходимости прохождения дополнительного обследования в случае затруднения интепретации результатов предварительного медосмотра. В этом случае работник проходит необходимое дополнительное обследование самостоятельно в рамках программы ОМС

Пункт 15 приложения № 1

Возможность выдачи врачебного заключения в форме электронного документа, снабженного усиленной цифровой подписью медработника. Необходимо использовать защищенные каналы связи, которые исключают возможность доступа третьих лиц к этим данным

Пункт 16 приложения № 1

Необходимость внесения данных о результатах предварительного медосмотра в единую государственную информационную систему в области здравоохранения, если медицинская организация, которая проводила обследование, имеет доступ к этой системе

Пункт 18 приложения № 1

Возможность проведения внеочередного медосмотра по результатам предыдущего обследования или после нетрудоспособности сотрудника при наличии направления работодателя

Пункт 21 приложения № 1

Сокращение списка категорий работников, в отношении которых информация о назначении периодических осмотров передается в Роспотребнадзор. В приказе 302н это требование распространялось на всех работников, теперь - только на специалистов, занятых в пищевой промышленности, торговле, общепите, водоснабжении, медицине и работе детских учреждений

Пункт 31 приложения № 1

Выдача работнику справки о необходимости прохождения дополнительного обследования в случае затруднения интепретации результатов периодического медосмотра. В этом случае работник проходит необходимое дополнительное обследование самостоятельно в рамках программы ОМС

Пункт 33 приложения № 1

Необходимость внесения данных о результатах периодического медосмотра в единую государственную информационную систему в области здравоохранения, если медицинская организация, которая проводила обследование, имеет доступ к этой системе

Новые правила медосмотра

Уже в ближайшем будущем работники станут проходить медосмотр по новым правилам, содержащимся в приказе №29н. Новый нормативный документ, регулирующий правила медицинских осмотров работников, имеет ограниченный срок действия: его окончание запланировано на 1 апреля 2027 года. Основными изменениями, внесенными в порядок проведения обследований по сравнению с прежним, стали:

  • возможность проведения медосмотра мобильными бригадами медицинских специалистов - после предварительного прохождения обязательных обследований в медучреждении;
  • необходимость указания номера полиса ОМС в направлении на медосмотр;
  • возможность формирования ряда важных документов, включая направление, в электронном виде;
  • возможность проведения части процедур в рамках медосмотра в форме диспансеризации;
  • привязка медицинских противопоказаний к выполнению работ к Международной классификации болезней МКБ-10.

Ответственность за допуск к работе без медосмотра

Для работников, которые трудятся во вредных условиях или на опасных позициях, прохождение медосмотра является обязательным – обязанность проводить профосмотр по приказу 302н перенесли и в новый документ. Положения статьи 5.27.1 КоАП РФ в этом отношении не претерпят изменений: они предусматривают серьезные санкции для нарушителей этого требования:

Читайте также: