Что такое институционализация профессии

Обновлено: 17.05.2024

Этапы развития социальной работы как профессиональной деятельности

1. Лекция 2

Социальная работа как профессия появилась в нашей стране только в конце 20 века.

Несколько позже, 12 октября 1994 г ., в Постановлении Министерства труда РФ № 66 была дана тарифно-квалификационная характеристика специалиста по социальной работе, в которой его функции были расширены.

В становлении и развитии социальной работы как профессиональной деятельности в России выделяют три этапа с 1991 года по настоящее на время.

Первый этап (с 1991 года по 1999 год) характеризуется противоречивостью политической, социальной, экономической ситуации, следствием чего стали многообразные проблемы. Нестабильность в экономике, дефицит федерального бюджета привели к росту задолженностей по выплате заработной платы, пенсий, социальных пособий и др. Отсюда – социальные девиации, такие как безработица, бедность, безнадзорность, бездомность, алкоголизм, наркомания и др.

Сложившаяся ситуация потребовала от государства принятия радикальных мероприятий в сфере социальной защиты населения.

Социальная работа в России стала рассматриваться государством как объективно необходимое явление. Новая для страны профессия предназначалась для деятельности в области социально-экономической поддержки, медико-социальной и психолого-педагогической помощи семье, в сфере социальной профилактики и реабилитации, для социальной работы в трудовых коллективах, службе занятости и т.п.

Социальная работа получила государственную поддержку по следующим направлениям:

- развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания населения;

- создание научно-методических основ функционирования сети учреждений социального обслуживания населения;

- государственная поддержка развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения;

- развитие межрегионального и международного сотрудничества;

- создание информационного обеспечения деятельности учреждений социального обслуживания населения.

В это же время создается сеть социальных служб для отдельных категорий населения – молодежи, детей, женщин, пожилых людей, инвалидов, семьи и т.д. Обосновывается необходимость формирования территориальных систем социального обслуживания, включающих государственные, муниципальные, общественные, частные учреждения и предприятия социального обслуживания, координации и регулирования их деятельности независимо от ведомственной подчиненности.

Таким образом, на первом этапе происходит становление института социальной работы как профессиональной деятельности в системе социального обслуживания населения:

  • · формируется нормативно-правовая база и
  • · развивается система социальной защиты населения для реализации социальной политики в области социальной работы и решения конкретных социальных проблем населения.

Специалист по социальной работе получил достаточно широкие полномочия, которые включали в себя

  • · как выявление и оказание социальной поддержки гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию,
  • · так и работу по пропаганде здорового образа жизни, планированию семьи, соблюдению санитарно-гигиенических норм, мер противопожарной защиты, предупреждению бытового и дорожно-транспортного травматизма, правонарушений.

Таким образом, социальная работа была ориентирована на решение острейших социальных проблем, что, однако, привело к тому, что отсутствовала четкость и определенность в понимании границ данной профессии.

Дальнейшее развитие профессии сопровождалось разнонаправленными процессами:

Второй этап (с 2000 года по 2008 год) характеризуется, с одной стороны, процессами глобализации, а с другой, регионализации социальной работы. Не вызывает сомнения тот факт, что существуют как общие проблемы, возникающие в большинстве стран (хотя, естественно, в разные периоды развития этих стран), так и те, которые характерны для той или иной страны или отдельного региона. Поэтому целесообразно говорить о проблемах глобальных и национально-региональных моделей социальной работы.

Среди глобальных направлений развития социальной работы она выделила следующие.

1. Объединение экологии и социальной работы. Если в первое время объектом социальной работы считалась социально-проблемная ситуация клиента, то в конце 20 – начале 21 столетия социальная работа стала рассматриваться и с точки зрения характера воздействия на человека элементов окружающей среды, что обусловило связь между социальной работой и экологией.

Эта глобальная модель перспективного развития социальной работы тесно связана с региональными моделями социальной работы в условиях социально-экологического неблагополучия территорий.

2. Обеспечение общественного благосостояния, включающее обеспечение безопасности всем членам общества в соответствии с правами человека.

В широком смысле общественное благосостояние означает общественную безопасность, в узком – обеспечение,

  • · во-первых, социальными услугами представителей различных групп населения,
  • · во-вторых, поддержание благосостояния наиболее слабых слоев населения.

Региональная же модель социальной работы представляет собой обеспечение прав человека для слабых, менее защищенных слоев общества. Данное положение в какой-то мере реализуется через программу адресной помощи населению.

3. Проблема регулирования соотношения государственного и добровольно-частного обеспечения в связи с сокращением государственного бюджета, направляемого на социальное обеспечение граждан.

Поэтому особый интерес представляют модели формирования и функционирования частных социальных бюро, добровольческих организаций, а также такие формы поддержки, как группы самопомощи и взаимопомощи.

В России пока существует проблема взаимодействия государственных форм социальной защиты и добровольно-частных объединений и бюро, поэтому задачей региональной социальной работы в регионах становится формирование при социальных службах групп самопомощи и взаимопомощи, разработка технологий и методик работы с ними.

4. Организация паллиативной помощи, цель которой – добиться лучшего качества жизни для смертельно больных клиентов и их семей. В основе оказания паллиативной помощи лежит создание специализированных учреждений – хосписов.

Во многих странах уже действуют различные модели паллиативной помощи, но как комплексная модель поддержка тяжелобольного человека и его семьи еще недостаточно развита. Поэтому задачей социальной работы в различных регионах России становится реализация таких моделей с учетом их специфики.

5. Совершенствование методик и технологий социальной работы с клиентом, попавшим в сложную жизненную ситуацию.

В связи с этим появляется необходимость решения задач разработки эффективных технологий социальной работы и повышения качества подготовки специалистов по социальной работе, особенно совершенствование их практической подготовки, что влечет за собой, с одной стороны, развитие баз практик для студентов вузов, с другой – модернизацию института супервизорства, существующего во многих странах.

6. Специфика организации социальной работы в разных типах поселения. В различных странах существуют разные типы поселений, особенности которых необходимо учитывать как при подготовке специалистов по социальной работе, так и при выборе моделей организации помощи населению в разных населенных пунктах – от большого города до маленького села.

7. Поиск универсальной константы и попытка разработать глобальную модель социальной работы. С этой проблемой тесно связана другая – обоснование моральных основ социальной работы, так как деятельность социального работника связана с моральными решениями.

Обозначенные проблемы и новая модель федерального устройства РФ, принятая в этот исторический период и, как следствие, повышение уровня ответственности региональных органов управления социально-экономическим развитием, потребовали реорганизации системы социальной защиты.

В связи с этим создается муниципальная сфера социального обслуживания, включающая учреждения и организации, которые предоставляют социальные услуги.

Регионализация социальной работы проявляется в форме работы в общине. Для специалиста общинная работа означает вмешательство и активизацию местных человеческих ресурсов в целях разрешения социальных проблем, повышения уровня предоставления услуг и социального функционирования членов сообщества. Акцент при этом делается на посреднической, разъяснительной работе и на инициировании создания структур, способных расширить возможности местных жителей.

На данном этапе формируется региональная социальная политика, в которой особое место отводится мероприятиям по оказанию социальной помощи населению, оказавшемуся в тяжелой жизненной ситуации, в том числе нетрудоспособным и ограниченно трудоспособным людям, пожилым, семьям, имеющим детей и др.

На федеральном уровне создается государственная система минимальных социальных гарантий, включающая

  • · минимальную заработную плату, стипендию, пенсию, пособия по социальному страхованию, в частности, пособия по болезни, беременности, родам, уходу за малолетними детьми, пособия по безработице и др.;
  • · законодательно устанавливается право на социальное обеспечение и обслуживание;
  • · разрабатываются количественные и качественные показатели деятельности социальных служб; повышается качество социальных услуг.

В это же время Правительством Российской Федерации было утверждено несколько федеральных целевых программ в сфере развития социальной поддержки населения:

Были внесены изменения и дополнения в законодательство о социальной поддержке населения.

Данный период времени характеризуется также тем, что идеи и положения, заложенные в принятых ранее в федеральных законах, были конкретизированы в Государственных национальных стандартах Российской Федерации –

В 2005 г . в области социального обслуживания были приняты еще четыре Национальных стандарта, имеющие рекомендательный характер.

Совершенствуется и система управленческой деятельности социальных служб. Постоянно улучшается их кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение. Активно внедряются объективные методы оценки нуждающихся в помощи и социальных услугах; используются инновационные технологии по оказанию помощи разным категориям населения с учетом потенциала клиента и членов его семьи и ресурсного обеспечения социальной службы; работают автоматизированные информационные системы с установленным специализированным программным обеспечением.

Происходит интенсивное развитие учреждений и предприятий социального обслуживания населения (в государственной системе работают 22 400 учреждений социального обслуживания, которые предоставляют услуги, примерно 12 миллионам человек), что привело к заметному увеличению численности социальных работников – до 500 тыс. человек, специализирующихся по 50 направлениям. Это разнообразие специализаций постоянно возрастает, что свидетельствует о приближении социальной работы к потребностям населения и возрастании уровня профессиональной помощи.

Создаются новые журналы и публикуются научные труды в области социальной работы, в которых освещается отечественный и зарубежный опыт работы социальных служб и органов управления в сфере социальной поддержки и защиты социально ослабленных слоев населения.

Это связано, прежде всего, с тем, что становление профессиональной социальной работы как незавершенной формы социозащитной деятельности государства и общества отражает тот начальный этап развития всякого нового явления, когда оно уже возникло в жизни общества, но еще полностью не сформировалось. В федеральных, региональных и местных органах управления, государственных и неправительственных социальных службах еще трудятся большие отряды непрофессиональных и полупрофессиональных социальных работников.

На третьем этапе (с 2009 года по 2016 год) практически во всех субъектах Российской Федерации осуществляется переход деятельности учреждений социального обслуживания на нормативно-подушевое целевое финансирование и государственный заказ, который стимулирует создание рынка социальных услуг, повышения их качества и эффективности, развивается негосударственный сектор, появляются автономные учреждения.

Анализ реформирования института социальной работы как профессиональной деятельности позволяет констатировать: в России становление системы социальной защиты населения происходит эволюционным путем, процесс развития системы социального обслуживания является промежуточным, переходным. К настоящему времени система социальной защиты в России представлена следующими функциональными блоками:

1) обязательное социальное страхование;

2) социальная поддержка населения: выплаты гражданам по категориям независимо от нуждаемости, льготы; адресные выплаты гражданам на основе проверки нуждаемости, пособия;

3) социальное обслуживание населения.

Модернизация существующей системы способствует развитию рынка социальных услуг, направленного на более эффективную адаптацию, социальную реабилитацию лиц, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.

В данный период социальная работа в России проходит очередной этап интенсивной профессионализации. Одним из механизмов государственного регулирования этого процесса является разработка и внедрение профессионального стандарта специалиста по социальной работе.

Стандартизация профессий социальной сферы официально обосновывается необходимостью повышения результативности профессионалов, развития конкурентоспособности экономики, повышения востребованности и эффективности профессионального образования. В настоящее время работники социальной сферы в России подлежат сертификации в соответствии с внедренными профессиональными стандартами, в которых представлена система компетенций, включающих как чисто инструментальные, технические, так и проектные, аналитические знания и умения.

Несмотря на принятие еще в 2013 году Профессиональных стандартов социального работника и специалиста по социальной работе, до сих пор отсутствуют федеральные законы, которые бы устанавливали статус социальной работы и социальных работников.

На наш взгляд, можно выделить еще один этап в развитии социальной работы в России (с 2016 г .), который связан с тем, что с 1 июля 2016 года работодатели обязаны применять профессиональные стандарты, установленные Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами. Введение стандартов ставит перед социальной работой новые задачи, среди которых выделяют следующие.

Это влечет за собой не только усиление роли получателя услуг, повышение уровня его субъектности, но и изменение требований к человеку, который будет работать в этой сфере, его личностным качествам, профессиональной подготовке, уровню креативности и умениям взаимодействовать с другими.

Поэтому осуществляемая в настоящее время реформа образования в области социальной работы не должна сводиться только к формальному включению требований профессиональных стандартов в стандарты образовательные.

Несмотря на то, что сегодня в той или иной социальной поддержке и помощи нуждаются практически все граждане страны, происходит расширение объектов социальной работы, появляются новые целевые группы, происходит субъективизация объектов социальной работы.

Данное обстоятельство связано с активизацией позиции самих граждан:

  • с интеграцией в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья,
  • пожилых граждан,
  • с включением в более активную производственную профессиональную деятельность тех групп населения, которые традиционно были не заняты – женщин, находящихся в послеродовом отпуске или мам в многодетных семьях.
  • развивается государственно-частное партнерство,
  • расширяется негосударственный сектор социальных услуг и социальное предпринимательство,
  • социальное волонтерство.

Все это требует расширения межведомственного взаимодействия, перехода к новой модели прямого оказания услуг населению со стороны государства и бизнеса на основе использования социальных институтов помощи и взаимопомощи со стороны общественных организаций и территориальных сообществ, волонтеров и добровольных помощников, привлечение к решению социальных проблем НКО.

Новые реальности диктуют изменения в подготовке кадров. С одной стороны, происходит трансформация уже существующих видов профессиональной деятельности, например, появление специалистов по опеке и попечительству, специалистов по работе с семьей. С другой стороны, появляются и новые профессии: ассистент (помощник) для инвалидов, тифлосурдопереводчик, тьютор и др.

Читайте также: