Что положено в основу работы индукционного регулятора
Обновлено: 28.04.2024
Ток, протекающий по первичной обмотке (обмотке ротора), создает вращающееся магнитное поле, которое индуктирует в каждой фазе проходной обмотки (обмотки статора) эдс Е2. При электрическом соединении обмоток статора и ротора вторичное напряжение представляет геометрическую сумму напряжения сети U1, и эдс проходной обмотки Е2. При повороте ротора на любой угол т. е. изменении взаимного расположения осей обмоток ротора и статора, создается сдвиг по фазе между U1 и E2 на угол . При = 0 напряжение U2 будет максимальным и равняется арифметической сумме U1 + Е2. При = 180° векторы направлены противоположно, и напряжение U2 будет минимальным и равным арифметической разности U1 – Е2.
При промежуточных значениях напряжение U2 равно геометрической сумме U1 и E2 и будет изменяться между значениями U2max и U2min.
Векторная диаграмма напряжений для фазы представлена на рис. 16.2.
Связь между геометрическим углом поворота ротора и электрическим углом поворота вектора выражается уравнением = Р × где Р – число пар полюсов машины.
Рис. 16.2. Векторная диаграмма индукционного регулятора
В лабораторной работе надо исследовать зависимость вторичного напряжения U2 от электрического угла . Угол можно определять из соотношения
где U1ф – приложенное фазное напряжение; Е2 – эдс в обмотке статора, индуктированная магнитным полем ротора; – вторичное фазное напряжение.
Для определения зависимости U2 от угла a следует поворачивать ротор в режиме холостого хода ( ) иданные заносить в табл. 16.1.
Таблица 16.1.
Данные испытания индукционного регулятора
Измерено | Вычислено | |||||
, град. | , В | , В | , В | , А | , В | a, град. |
По опытным данным построить зависимость U2 от угла и векторные диаграммы для = 30° и = 60°.
Затем снять внешнюю характеристику индукционного регулятора. Поворачивая ротор при холостом ходе, установить напряжение U2 равным 380 В. Постепенно, увеличивая нагрузку (включая лампы реостата), снять зависимость U2 от I2 (табл. 16.2).
Таблица 16.2.
Данные испытаний индукционного регулятора под нагрузкой
Режим регулируемой реактивной катушки. Асинхронная машина с заторможенным ротором может работать в режиме регулируемой реактивной катушки при последовательном или параллельном соединении обмоток статора и ротора.
Чаще используется схема последовательного соединения обмоток (рис. 16.3).
Приступая к выполнению лабораторной работы, следует снять зависимость I = f ( ). Снятие этой характеристики ведется в следующем порядке. Реактивную катушку подключают к источнику трехфазного тока, предварительно установив ротор в положение, соответствующее минимальному току I = min ( = 0). Затем, изменяя угол поворота ротора от = 0 до = 180 в обе стороны, записывают значения угла и тока I в табл. 16.3.
Таблица 16.3
Данные испытаний реактивной катушки
Построить графическую зависимость .
Режим фазорегулятора. Для осуществления режима фазорегулятора ротор машины затормаживают и снабжают приспособлением для поворота вала на требуемые углы. Статор включают в сеть и используют в качестве первичной обмотки, а от обмотки ротора, как от вторичной обмотки, питают нагрузку.
Необходимый сдвиг по фазе между первичным и вторичным напряжением достигают поворотом вала ротора на определенный угол.
Фазорегулятор используется в измерительных лабораториях поверки счетчиков, научно-исследовательских лабораториях и системах регулирования, например, схеме регулирования напряжения ртутных выпрямителей путем изменения фазы сеточного напряжения.
Принципиальная схема фазорегулятора приведена на рис. 16.4, а. На рис. 16.4, б соответственно показана векторная диаграмма напряжений фазорегулятора.
Режим индукционного регулятора. Обмотки индукционного регулятора включаются по схеме автотрансформатора, и регулятор представляет, в сущности, поворотный автотрансформатор. Принципиальная схема соединения обмоток трехфазного индукционного регулятора представлена на рис. 16.4. Первичной обмоткой является обычно обмотка ротора, так как она имеет 3 вывода (контактные кольца и щетки).
Рабочая схема испытания фазорегулятора приведена на рис. 16.5.
Рис.16.5. Схема фазорегулятора
Произвести испытания фазорегулятора. Для этого, изменяя положение ротора относительно статора от 0до180° через каждые 15°, записать показания приборов в табл. 16.4.
Таблица 16.4
Данные исследования фазорегулятора
№ п/п | Измерено | Вычислено | |||
, град. | U1, В | U2, В | I, А | P, Вт | , град |
и т.д. |
Вычислить коэффициент мощности электрического угла поворота ротора по формуле
Эта формула поясняется следующим. Показание ваттметра Р равно произведению тока и напряжения, подведенных к ваттметру, и косинуса угла сдвига фаз между их векторами. Ток, проходящий по токовой обмотке ваттметра, равен и находится в фазе с напряжением U1, так как – активное сопротивление. К обмотке напряжения ваттметра подводится непосредственно напряжение U2. Поэтому . Если , то . Положение ротора, при котором получается это значение Р, соответствует совпадению осей обмоток статора и ротора.
По данным табл. 16.4 построить векторные диаграммы для случаев:
а) = 0°; в) = 45°; с) = 135°.
Условия, для которых следует строить векторные диаграммы, могут быть изменены преподавателем.
По результатам выполненной работы сформулировать выводы.
Рекомендуемая литература: [1, 2, 3].
Лабораторная работа № 17
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИНЕЙНОГО и дугостаторного
АСИНХРОНных ДВИГАТЕЛей
Цель работы: изучение конструктивных особенностей и принципа работы линейного и дугостаторного асинхронных двигателей и снятие его рабочих характеристик.
Оборудование и приборы:
• источник трехфазного синусоидального тока напряжения 220 В;
• комплект измерительных приборов К505 с пофазным измерением тока, напряжения и мощности;
• линейный асинхронный двигатель двухстороннего исполнения (ЛАД);
• электромагнитный тормоз для загрузки двигателя;
• лабораторный автотрансформатор с выпрямителем для питания обмотки тормоза (ЛАТР);
• тахометр для измерения частоты вращения двигателя.
Порядок выполнения работы
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Конструктивно индукционный регулятор – это заторможенная асинхронная машина с фазным ротором, обмотки статора и ротора которой имеют автотрансформаторную связь. Используется для регулирования напряжения.Индукционный регулятор применяется для регулирования амплитуды переменного напряжения 2-, 3- и многофазных систем под нагрузкой. Напряжение на нагрузке 2 U зависит от напряжения сети 1U и ЭДС 2 Е , наводимой в обмотке статора вращающимся магнитным потоком, создаваемым обмоткой ротора. Следует различать внешнюю и внутреннюю мощность индукционного регулятора.Внешняя мощность – мощность, которую мы отводим во внешнюю сеть(мощность нагрузки). Внутренняя мощность – часть внешней мощности, трансформируемая внутри регулятора с обмотки ротора на обмотку статора. Ею и определяются геометрические размеры индукционного регулятора. По условиям электрической прочности изоляции обмоток статора и ротора ограничивают применение индукционных регуляторов сетями с напряжением до 6–12 кВ, но в отдельных случаях они встречаются и на 18 кВ. Промышленностью серийно выпускаются индукционные регуляторы напряжения серии ИР с пределом регулирования напряжения 0−11 кВ и мощностью до 2000 кВ А. Регуляторы большой и средней мощности чаще всего выполняются с масляным охлаждением. При этом регулятор ставят вертикально, чтобы использовать естественное движение масла в вертикальных каналах для целей охлаждения, как и в трансформаторах.
Асинхронный преобразователь частоты.
Асинхронный преобразователь частоты (АПЧ) представляет собой асинхронную машину с фазным ротором АМ, к ротору которой присоединен приводной двигатель Д. Одна из обмоток асинхронной машины, например, статора, подключена к первичной сети с частотой f1, а вторичное выходное напряжение с частотой f2 снимается с контактных колец фазного ротора, вращающегося от приводного двигателя.
Обычно АПЧ применяют для получения переменного тока частотой f2 = 200 или 100 Гц. Ток такой частоты используется для питания электроинструмента.
70. Вращающееся магнитное поле.
Магнитное поле, ось которого вращается в пространстве с постоянной угловой частотой, называется вращающимся магнитным полем. Если при этом величина индукции в любой точке оси магнитного поля остается постоянной, то такое поле называется круговым вращающимся магнитным полем. Это связано с тем, что его можно изобразить вращающимся в пространстве вектором постоянной длины, конец которого при вращении описывает окружность. Формирование кругового вращающегося магнитного поля является необходимым условием работы асинхронных и синхронных машин, всех 3-х фазных машин, включая электрические генераторы и двигатели.
Чтобы получить вращающееся магнитное поле, необходимо выполнить два условия.
1. Размещением трех обмоток с одинаковыми электрическими параметрами в одной плоскости вращения с равным угловым смещением (Δα=360°/3=120°);
2. Пропусканием по этим обмоткам равных по величине и форме синусоидальных гармоник токов, которые сдвинуты по времени на треть периода (по угловой частоте на 120°).
Сформированное круговое магнитное поле станет вращаться. Постоянная индукция созданного поля имеет максимальную амплитуду с величиной Bmax, направленной по оси поля со скоростью постоянного углового вращения ωп. По обмоткам катушек А-Х, В-Y, С-Z от их начала (входа) А, В, С к окончанию (выходу) X, Y, Z пропускается электрический симметричный 3-х фазный ток. Каждый виток обмотки катушек формирует свое индивидуальное магнитное поле, у которого индукция пропорциональна току, проходящему по витку (В=k*i). Магнитные поля в виде векторов индукции ВА, ВB, ВC имеют в пространстве строго выраженное ориентирование, определяемое известным правилом буравчика по отношению к положительному направлению тока в обмотке катушки.
71. Способы пуска в ход трехфазных асинхронных двигателей.
Прямой пуск применяется для пуска асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором. Двигатели этого типа малой и средней мощности обычно проектируют так, чтобы при непосредственном подключении обмотки статора к сети возникающие пусковые токи не создавали чрезмерных электродинамических усилий и превышений температуры, опасных с точки зрения механической и термической прочности основных элементов машины. Однако при прямом пуске двигателей большой мощности, особенно при подключении их к недостаточно мощным электрическим сетям, могут возникать чрезмерно большие падения напряжения (свыше 10—15%). В этом случае прямой пуск для двигателей с короткозамкнутым ротором не применяют и пускают их при пониженном напряжении.
Прямой пуск асинхронного двигателя широко применяют в технике. Недостатками его являются большой пусковой ток и сравнительно небольшой пусковой момент.
Пуск при пониженном напряжении применяется для пуска асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором большой мощности, а также для двигателей средней мощности при недостаточно мощных электрических сетях. Понижение напряжения осуществляется следующими способами:
включением в цепь обмотки статора на период пуска добавочных резисторов или реакторов. При этом на указанных аппаратах создаются некоторые падения напряжения U, пропорциональные пусковому току, вследствие чего к обмотке статора будет приложено пониженное напряжение. По мере увеличения частоты вращения ротора двигателя уменьшается э. д. с, индуцированная в обмотке ротора, а, следовательно, и пусковой ток. В результате этого уменьшается падение напряжения U и автоматически возрастает приложенное к двигателю напряжение;
подключением двигателя к сети через понижающий автотрансформатор.
Реакторный пуск осуществляется следующим образом:
а) включается выключатель Q1, в результате чего АД подключается к сети через реактор и АД приходит во вращение;
б) по мере разбега АД до определенной частоты вращения, включается выключатель Q2. В результате чего реактор шунтируется и АД подключается непосредственно к сети.
Недостатком всех указанных способов является значительное уменьшение пускового и наибольшего моментов двигателя, которые пропорциональны квадрату приложенного напряжения. Поэтому они могут применяться только при пуске двигателя без нагрузки.
Пуск двигателя с фазным ротором с помощью пускового реостата.Двигатели с фазным ротором применяются значительно реже двигателей с короткозамкнутым ротором. Они используются в следующих случаях: 1) когда двигатели с короткозамкнутым ротором неприемлемы по условиям регулирования их скорости вращения, когда статический момент сопротивления на валу при пуске Мст велик и поэтому асинхронный двигатель скоротко-замкнутым ротором с пуском при пониженном напряжении неприемлем, а прямой пуск такого двигателя недопустим по условиям воздействия больших пусковых токов на сеть; 3) когда приводимые в движение массы настолько велики, что выделяемая во вторичной цепи двигателя тепловая энергия вызывает недопустимый нагрев обмотки ротора в виде беличьей клетки.
Пуск двигателей с фазным ротором производится с помощью пускового реостата в цепи ротора Применяются проволочные, с литыми чугунными элементами, а также жидкостные реостаты.
72. Прямой пуск асинхронного двигателя.
Прямой запуск двигателя обладает преимуществами: Дешевизна;Простота;Минимальный нагрев обмоток при запуске.
73. Реакторный и автотрансформаторный пуски асинхронного двигателя. Реакторный пуск осуществляется следующим образом, а) включается выключатель Q1, в результате чего АД подключается к сети через реактор и АД приходит во вращение; б) по мере разбега АД до определенной частоты вращения, включается выключатель Q2. В результате чего реактор шунтируется и АД подключается непосредственно к сети.
Реакторный пуск осуществляется следующим образом. Сначала двигатель получает питание через трехфазный реактор (реактивную или индуктивную катушку), сопротивление которого ограничивает величину пускового тока. При этом ток из сети поступает в обмотку статора через реакторы, на которых происходит падение напряжения за счет индуктивного сопротивление реактора. В результате на обмотку статора подается пониженное напряжение. По достижении нормальной частоты вращения включается выключатель, который шунтирует реактор, в результате чего на двигатель подается нормальное напряжение сети.
Недостаток этого способа пуска состоит в том, что уменьшение напряжения сопровождается существенным уменьшением пускового момента.
Автотрансформаторный пуск асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором осуществляется в следующем порядке. Сначала через автотрансформатор на статор асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором подается пониженное напряжение. При этом пусковой ток асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором, измеренный на выходе автотрансформатора, уменьшается в К раз, где К — коэффициент трансформации автотрансформатора. Что же касается тока на входе автотрансформатора, то он уменьшается в К 2 раз по сравнению с пусковым током при прямом включении двигателя в сеть. Дело в том, что в понижающем автотрансформаторе первичный ток меньше вторичного в К раз и поэтому уменьшение пускового тока при автотрансформаторном пуске составляет К 2 раз. Таким образом, при автотрансформаторном пуске момент и ток асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором уменьшаются в одинаковое число раз. Пусковые автотрансформаторы рассчитываются на кратковременную работу.
Читайте также: