Что обязан указать государственный инспектор по труду в составлении предписания

Обновлено: 18.05.2024

от 10 марта 1998 года N 19

Об утверждении Методических указаний
о порядке выдачи предписаний и наложения штрафов

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 августа 1999 года
на основании приказа Минтруда России
от 25 июня 1999 года N 13.
____________________________________________________________________

1. Утвердить прилагаемые Методические указания о порядке выдачи предписаний и наложения штрафов Рострудинспекцией за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда.

2. Информационно-техническому управлению Рострудинспекции (Терехов Ю.В.) обеспечить издание необходимым тиражом и направление Методических указаний в структурные подразделения центрального аппарата и государственные инспекции труда системы Рострудинспекции для использования в административной практике.

3. Должностным лицам системы Рострудинспекции, осуществляющим государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда, руководствоваться в своей деятельности при выдаче предписаний и наложении штрафов за выявленные нарушения действующим законодательством Российской Федерации и Методическими указаниями.

4. Руководителям государственных инспекций труда системы Рострудинспекции:

организовать систематический учет выданных предписаний и постановлений о наложении штрафов и контроль их исполнения;

ежеквартально осуществлять анализ состояния административной практики и информировать Руководителя Рострудинспекции.

5. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Руководителя Рострудинспекции Лугового А.Н., Разуваева Ю.П. и Шарикова Л.П.

Руководитель Рострудинспекции -
Главный государственный инспектор
труда Российской Федерации
В.К.Варов

Приложение
к приказу Рострудинспекции
от 10 марта 1998 года N 19

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
о порядке выдачи предписаний и наложения штрафов
Рострудинспекцией за нарушение законодательства
Российской Федерации о труде и об охране труда

Настоящие Методические указания определяют порядок выдачи предписаний и наложения штрафов Федеральной инспекцией труда при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации (Рострудинспекцией) и подведомственными ей государственными инспекциями труда по субъектам Российской Федерации, государственными отраслевыми инспекциями труда за нарушения законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда* в организациях независимо от форм собственности и подчиненности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

* В соответствии с пунктами 6 и 7 Положения о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекции), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20.07.94 N 1504, применительно к задачам и функциям Рострудинспекции под законодательством Российской Федерации о труде и охране труда понимаются также связанные с ним законодательные и иные нормативные правовые акты о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации организаций, коллективных договорах и соглашениях.

I. Общие положения

1.1. Предписания и постановления о наложении штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда выдают следующие должностные лица Рострудинспекции и подведомственных ей государственных инспекций труда по субъектам Российской Федерации, государственных отраслевых инспекций труда:

а) в центральном аппарате Рострудинспекции - Главный государственный инспектор труда Российской Федерации; заместитель Главного государственного инспектора труда Российской Федерации; Главный государственный правовой инспектор труда Российской Федерации; Главный государственный инспектор по охране труда Российской Федерации; государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда;

б) в государственных инспекциях труда по субъектам Российской Федерации - главные государственные инспекторы труда, главные государственные правовые инспекторы труда (в том числе отраслевые), главные государственные инспекторы по охране труда (в том числе отраслевые), государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда;

в) в государственных отраслевых инспекциях труда - главные государственные правовые инспекторы труда, главные государственные инспекторы по охране труда, государственные правовые инспекторы труда, государственные инспекторы по охране труда.

1.2. Основаниями для выдачи предписаний и вынесения постановлений о наложении штрафов являются протоколы проверок, содержащие сведения о нарушениях законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда, и протоколы об административном правонарушении.

1.3. Предписания выдаются руководителям, их заместителям, должностным лицам и другим ответственным работникам организаций по формам, утверждаемым приказом Руководителя Рострудинспекции.

1.4. Штрафы на должностных лиц (руководителей, других ответственных работников) организаций за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда налагаются в установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях порядке на основании вынесенных постановлений об административном правонарушении по форме, утверждаемой приказом Руководителя Рострудинспекции.

1.5. Все органы и должностные лица системы Рострудинспекции обязаны вести систематический учет выданных ими предписаний, вынесенных постановлений, и контроль их исполнения.

II. Порядок выдачи предписаний

2.1. Указанные в пункте 1.1 настоящих Методических указаний лица в соответствии со своей компетенцией по результатам государственного надзора и контроля вправе выдавать следующие предписания:

2.1.1. Предписание (форма N 2-ГИТ) об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда (часть вторая статьи 24 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда; абзац 5 пункта 8 Положения о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекции), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20 июля 1994 года N 1504, далее именуемого - Положение о Рострудинспекции) - в случаях, когда указанные нарушения носят очевидный характер и по которым не имеется вступивших в законную силу решений соответствующих органов по рассмотрению трудовых споров, установленных действующим законодательством Российской Федерации (КТС, суд). В случаях выявления очевидных нарушений по фактам, находящимся на рассмотрении указанных органов, предписание, как правило, выдается. В спорных ситуациях предписание не выдается, но в случае убежденности в правоте работника ему оказывается содействие в рассмотрении его заявления в соответствующем органе по рассмотрению трудовых споров.

2.1.2. Предписание (форма N 5-ГИТ) о приостановлении производственной деятельности организации, структурного подразделения, работы оборудования в случаях, когда выявленные нарушения требований по охране труда представляют опасность для жизни и здоровья работников и населения, на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений (часть первая статьи 28 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда; абзац 2 пункта 9, абзац 4 пункта 10 Положения о Рострудинспекции).

2.1.3. Предписание (форма N 7-ГИТ) об отстранении от работы лица, не прошедшего обучения, инструктажа и проверки знаний норм по охране труда, которое действует до устранения выявленных нарушений (часть вторая статьи 24 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда; пункт 9 Положения о Рострудинспекции).

2.2. Предписания, предусмотренные подпунктом 2.1.1 настоящих Методических указаний, вправе выдавать все должностные лица системы Рострудинспекции, указанные в пункте 1.1 настоящих Методических указаний.

Предписания, предусмотренные подпунктами 2.1.2 и 2.1.3 настоящих Методических указаний, вправе выдавать следующие должностные лица системы Рострудинспекции:

а) в центральном аппарате Рострудинспекции - Главный государственный инспектор труда Российской Федерации; Главный государственный инспектор по охране труда Российской Федерации; государственные инспекторы по охране труда;

б) в государственных инспекциях труда по субъектам Российской Федерации - главные государственные инспекторы труда, главные государственные инспекторы по охране труда (в том числе отраслевые), государственные инспекторы по охране труда;

в) в государственных отраслевых инспекциях труда - главные государственные инспекторы по охране труда, государственные инспекторы по охране труда.

III. Порядок наложения штрафов

3.1. Нарушение должностным лицом (руководителем, другим ответственным работником) организации независимо от форм собственности законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда влечет наложение штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда (статья 41 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

3.2. О совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 41 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, составляется протокол (форма N 3-ГИТ) уполномоченным на то должностным лицом (статья 234 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях). Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение; при наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами. Подписание протокола лицом, совершившим правонарушение, означает, что это лицо ознакомилось с содержанием протокола и ему стало известно, о каких его действиях (бездействии) и о нарушении какого (каких) нормативного правового акта в нем говорится. Однако подписание протокола не означает согласия лица с его содержанием. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.. При составлении протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, о чем делается отметка в протоколе (статья 235 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

Копия протокола об административном правонарушении немедленно после составления протокола вручается под расписку лицу, совершившему правонарушение, а также потерпевшему по его просьбе (статья 236-1 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

3.3. Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 41 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, и выносить постановления о наложении административного взыскания вправе (статья 210 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях):

руководители государственных инспекций труда за нарушения законодательства Российской Федерации о труде и законодательства Российской Федерации об охране труда - штраф в размере до ста минимальных размеров оплаты труда;

государственные инспекторы по охране труда за нарушения законодательства Российской Федерации об охране труда - штраф в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда;

государственные правовые инспекторы труда за нарушения законодательства Российской Федерации о труде - штраф в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

При этом следует иметь в виду, что в число руководителей государственных инспекций труда входят заместители руководителей государственных инспекций труда, главные государственные инспекторы труда отраслевых инспекций, а также начальники соответствующих подразделений инспекторского состава центрального аппарата Рострудинспекции и государственных инспекций труда по субъектам Российской Федерации (пункт 3 приказа Рострудинспекции от 03.08.95 N 21). Более конкретный перечень должностных лиц системы Рострудинспекции изложен в пункте 1.1 настоящих Методических указаний.

3.4. Дела о наложении штрафов рассматриваются не позднее чем в пятнадцатидневный срок со дня составления (получения) инспектором, правомочным рассматривать дело (пункт 3.3 настоящих Методических указаний), протокола об. административном правонарушении и других материалов дела (статья 257 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

3.5. Дела о наложении штрафов рассматриваются в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела (статья 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

Рассмотрение начинается с представления инспектора, рассматривающего данное дело. Затем объявляется, какое дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности в виде штрафа, разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности. После этого оглашается протокол об административном правонарушении (статья 258 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

3.6. По результатам рассмотрения дела инспектор выносит постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа (форма N 4-ГИТ), либо постановление о прекращении дела производством (статья 262 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления вручается немедленно под расписку или в срок не позднее трех дней высылается заказным письмом лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. В случае, если копия постановления высылается, об этом делается соответствующая запись в деле (статья 263 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

3.7. Административное взыскание в виде штрафа может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении (статья 38 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

3.8. Размеры штрафов, предусмотренных статьей 210 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, в каждом конкретном случае определяются с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность (статьи 33, 34 и 35 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

IV. Исполнение постановления о наложении штрафа

4.1. Штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее пятнадцати дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования или опротестования такого постановления - не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. Штраф вносится нарушителем в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации (статья 285 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях), и в соответствии с действующим законодательством перечисляется на текущий счет соответствующей государственной инспекции труда по субъекту Российской Федерации.

4.2. В случае неуплаты штрафа нарушителем в установленный срок постановление о наложении штрафа направляется для удержания суммы штрафа в принудительном порядке (статья 286 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях) в соответствии с правилами, установленными Гражданским процессуальным кодексом РСФСР (раздел V "Исполнительное производство").

4.3. Постановление о наложении штрафа, по которому взыскание штрафа произведено полностью, с отметкой об исполнении возвращается инспектору, вынесшему постановление (статья 288 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

4.4. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим (статья 266 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях) вышестоящему должностному лицу системы Рострудинспекции или в районный (городской) суд, решение которого является окончательным. Жалоба направляется инспектору, вынесшему постановление, если иное не установлено законодательством. Поступившая жалоба в течение трех суток направляется вместе с делом соответствующему должностному лицу, правомочному ее рассматривать и которому она адресована (статья 267 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях). Жалоба может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть восстановлен соответствующим должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (статья 268 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

Постановление о наложении штрафа может быть также опротестовано прокурором (статья 269 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

Подача в установленный срок жалобы, принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления о наложении штрафа до рассмотрения жалобы или протеста (статья 270 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

Жалоба, протест рассматриваются в десятидневный срок со дня их поступления (статья 271 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

По жалобе или протесту соответствующим должностным лицом, правомочным их рассматривать, может быть принято одно из следующих решений:

а) постановление остается без изменения, а жалоба или протест без удовлетворения;

б) постановление отменяется, а дело направляется на новое рассмотрение;

в) постановление отменяется и дело прекращается;

г) изменяется мера взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено.

Копия решения по жалобе или протесту на постановление в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему - по его просьбе. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору (статья 273 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

от 10 марта 1998 года N 19

Об утверждении Методических указаний
о порядке выдачи предписаний и наложения штрафов

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 августа 1999 года
на основании приказа Минтруда России
от 25 июня 1999 года N 13.
____________________________________________________________________

1. Утвердить прилагаемые Методические указания о порядке выдачи предписаний и наложения штрафов Рострудинспекцией за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда.

2. Информационно-техническому управлению Рострудинспекции (Терехов Ю.В.) обеспечить издание необходимым тиражом и направление Методических указаний в структурные подразделения центрального аппарата и государственные инспекции труда системы Рострудинспекции для использования в административной практике.

3. Должностным лицам системы Рострудинспекции, осуществляющим государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда, руководствоваться в своей деятельности при выдаче предписаний и наложении штрафов за выявленные нарушения действующим законодательством Российской Федерации и Методическими указаниями.

4. Руководителям государственных инспекций труда системы Рострудинспекции:

организовать систематический учет выданных предписаний и постановлений о наложении штрафов и контроль их исполнения;

ежеквартально осуществлять анализ состояния административной практики и информировать Руководителя Рострудинспекции.

5. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Руководителя Рострудинспекции Лугового А.Н., Разуваева Ю.П. и Шарикова Л.П.

Руководитель Рострудинспекции -
Главный государственный инспектор
труда Российской Федерации
В.К.Варов

Приложение
к приказу Рострудинспекции
от 10 марта 1998 года N 19

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
о порядке выдачи предписаний и наложения штрафов
Рострудинспекцией за нарушение законодательства
Российской Федерации о труде и об охране труда

Настоящие Методические указания определяют порядок выдачи предписаний и наложения штрафов Федеральной инспекцией труда при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации (Рострудинспекцией) и подведомственными ей государственными инспекциями труда по субъектам Российской Федерации, государственными отраслевыми инспекциями труда за нарушения законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда* в организациях независимо от форм собственности и подчиненности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

* В соответствии с пунктами 6 и 7 Положения о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекции), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20.07.94 N 1504, применительно к задачам и функциям Рострудинспекции под законодательством Российской Федерации о труде и охране труда понимаются также связанные с ним законодательные и иные нормативные правовые акты о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации организаций, коллективных договорах и соглашениях.

I. Общие положения

1.1. Предписания и постановления о наложении штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда выдают следующие должностные лица Рострудинспекции и подведомственных ей государственных инспекций труда по субъектам Российской Федерации, государственных отраслевых инспекций труда:

а) в центральном аппарате Рострудинспекции - Главный государственный инспектор труда Российской Федерации; заместитель Главного государственного инспектора труда Российской Федерации; Главный государственный правовой инспектор труда Российской Федерации; Главный государственный инспектор по охране труда Российской Федерации; государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда;

б) в государственных инспекциях труда по субъектам Российской Федерации - главные государственные инспекторы труда, главные государственные правовые инспекторы труда (в том числе отраслевые), главные государственные инспекторы по охране труда (в том числе отраслевые), государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда;

в) в государственных отраслевых инспекциях труда - главные государственные правовые инспекторы труда, главные государственные инспекторы по охране труда, государственные правовые инспекторы труда, государственные инспекторы по охране труда.

1.2. Основаниями для выдачи предписаний и вынесения постановлений о наложении штрафов являются протоколы проверок, содержащие сведения о нарушениях законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда, и протоколы об административном правонарушении.

1.3. Предписания выдаются руководителям, их заместителям, должностным лицам и другим ответственным работникам организаций по формам, утверждаемым приказом Руководителя Рострудинспекции.

1.4. Штрафы на должностных лиц (руководителей, других ответственных работников) организаций за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда налагаются в установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях порядке на основании вынесенных постановлений об административном правонарушении по форме, утверждаемой приказом Руководителя Рострудинспекции.

1.5. Все органы и должностные лица системы Рострудинспекции обязаны вести систематический учет выданных ими предписаний, вынесенных постановлений, и контроль их исполнения.

II. Порядок выдачи предписаний

2.1. Указанные в пункте 1.1 настоящих Методических указаний лица в соответствии со своей компетенцией по результатам государственного надзора и контроля вправе выдавать следующие предписания:

2.1.1. Предписание (форма N 2-ГИТ) об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда (часть вторая статьи 24 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда; абзац 5 пункта 8 Положения о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекции), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20 июля 1994 года N 1504, далее именуемого - Положение о Рострудинспекции) - в случаях, когда указанные нарушения носят очевидный характер и по которым не имеется вступивших в законную силу решений соответствующих органов по рассмотрению трудовых споров, установленных действующим законодательством Российской Федерации (КТС, суд). В случаях выявления очевидных нарушений по фактам, находящимся на рассмотрении указанных органов, предписание, как правило, выдается. В спорных ситуациях предписание не выдается, но в случае убежденности в правоте работника ему оказывается содействие в рассмотрении его заявления в соответствующем органе по рассмотрению трудовых споров.

2.1.2. Предписание (форма N 5-ГИТ) о приостановлении производственной деятельности организации, структурного подразделения, работы оборудования в случаях, когда выявленные нарушения требований по охране труда представляют опасность для жизни и здоровья работников и населения, на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений (часть первая статьи 28 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда; абзац 2 пункта 9, абзац 4 пункта 10 Положения о Рострудинспекции).

2.1.3. Предписание (форма N 7-ГИТ) об отстранении от работы лица, не прошедшего обучения, инструктажа и проверки знаний норм по охране труда, которое действует до устранения выявленных нарушений (часть вторая статьи 24 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда; пункт 9 Положения о Рострудинспекции).

2.2. Предписания, предусмотренные подпунктом 2.1.1 настоящих Методических указаний, вправе выдавать все должностные лица системы Рострудинспекции, указанные в пункте 1.1 настоящих Методических указаний.

Предписания, предусмотренные подпунктами 2.1.2 и 2.1.3 настоящих Методических указаний, вправе выдавать следующие должностные лица системы Рострудинспекции:

а) в центральном аппарате Рострудинспекции - Главный государственный инспектор труда Российской Федерации; Главный государственный инспектор по охране труда Российской Федерации; государственные инспекторы по охране труда;

б) в государственных инспекциях труда по субъектам Российской Федерации - главные государственные инспекторы труда, главные государственные инспекторы по охране труда (в том числе отраслевые), государственные инспекторы по охране труда;

в) в государственных отраслевых инспекциях труда - главные государственные инспекторы по охране труда, государственные инспекторы по охране труда.

III. Порядок наложения штрафов

3.1. Нарушение должностным лицом (руководителем, другим ответственным работником) организации независимо от форм собственности законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда влечет наложение штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда (статья 41 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

3.2. О совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 41 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, составляется протокол (форма N 3-ГИТ) уполномоченным на то должностным лицом (статья 234 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях). Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение; при наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами. Подписание протокола лицом, совершившим правонарушение, означает, что это лицо ознакомилось с содержанием протокола и ему стало известно, о каких его действиях (бездействии) и о нарушении какого (каких) нормативного правового акта в нем говорится. Однако подписание протокола не означает согласия лица с его содержанием. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.. При составлении протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, о чем делается отметка в протоколе (статья 235 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

Копия протокола об административном правонарушении немедленно после составления протокола вручается под расписку лицу, совершившему правонарушение, а также потерпевшему по его просьбе (статья 236-1 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

3.3. Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 41 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, и выносить постановления о наложении административного взыскания вправе (статья 210 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях):

руководители государственных инспекций труда за нарушения законодательства Российской Федерации о труде и законодательства Российской Федерации об охране труда - штраф в размере до ста минимальных размеров оплаты труда;

государственные инспекторы по охране труда за нарушения законодательства Российской Федерации об охране труда - штраф в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда;

государственные правовые инспекторы труда за нарушения законодательства Российской Федерации о труде - штраф в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

При этом следует иметь в виду, что в число руководителей государственных инспекций труда входят заместители руководителей государственных инспекций труда, главные государственные инспекторы труда отраслевых инспекций, а также начальники соответствующих подразделений инспекторского состава центрального аппарата Рострудинспекции и государственных инспекций труда по субъектам Российской Федерации (пункт 3 приказа Рострудинспекции от 03.08.95 N 21). Более конкретный перечень должностных лиц системы Рострудинспекции изложен в пункте 1.1 настоящих Методических указаний.

3.4. Дела о наложении штрафов рассматриваются не позднее чем в пятнадцатидневный срок со дня составления (получения) инспектором, правомочным рассматривать дело (пункт 3.3 настоящих Методических указаний), протокола об. административном правонарушении и других материалов дела (статья 257 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

3.5. Дела о наложении штрафов рассматриваются в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела (статья 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

Рассмотрение начинается с представления инспектора, рассматривающего данное дело. Затем объявляется, какое дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности в виде штрафа, разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности. После этого оглашается протокол об административном правонарушении (статья 258 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

3.6. По результатам рассмотрения дела инспектор выносит постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа (форма N 4-ГИТ), либо постановление о прекращении дела производством (статья 262 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления вручается немедленно под расписку или в срок не позднее трех дней высылается заказным письмом лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. В случае, если копия постановления высылается, об этом делается соответствующая запись в деле (статья 263 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

3.7. Административное взыскание в виде штрафа может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении (статья 38 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

3.8. Размеры штрафов, предусмотренных статьей 210 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, в каждом конкретном случае определяются с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность (статьи 33, 34 и 35 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

IV. Исполнение постановления о наложении штрафа

4.1. Штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее пятнадцати дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования или опротестования такого постановления - не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. Штраф вносится нарушителем в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации (статья 285 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях), и в соответствии с действующим законодательством перечисляется на текущий счет соответствующей государственной инспекции труда по субъекту Российской Федерации.

4.2. В случае неуплаты штрафа нарушителем в установленный срок постановление о наложении штрафа направляется для удержания суммы штрафа в принудительном порядке (статья 286 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях) в соответствии с правилами, установленными Гражданским процессуальным кодексом РСФСР (раздел V "Исполнительное производство").

4.3. Постановление о наложении штрафа, по которому взыскание штрафа произведено полностью, с отметкой об исполнении возвращается инспектору, вынесшему постановление (статья 288 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

4.4. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим (статья 266 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях) вышестоящему должностному лицу системы Рострудинспекции или в районный (городской) суд, решение которого является окончательным. Жалоба направляется инспектору, вынесшему постановление, если иное не установлено законодательством. Поступившая жалоба в течение трех суток направляется вместе с делом соответствующему должностному лицу, правомочному ее рассматривать и которому она адресована (статья 267 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях). Жалоба может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть восстановлен соответствующим должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (статья 268 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

Постановление о наложении штрафа может быть также опротестовано прокурором (статья 269 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

Подача в установленный срок жалобы, принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления о наложении штрафа до рассмотрения жалобы или протеста (статья 270 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

Жалоба, протест рассматриваются в десятидневный срок со дня их поступления (статья 271 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

По жалобе или протесту соответствующим должностным лицом, правомочным их рассматривать, может быть принято одно из следующих решений:

а) постановление остается без изменения, а жалоба или протест без удовлетворения;

б) постановление отменяется, а дело направляется на новое рассмотрение;

в) постановление отменяется и дело прекращается;

г) изменяется мера взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено.

Копия решения по жалобе или протесту на постановление в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему - по его просьбе. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору (статья 273 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК

При инспекционной проверке должностное лицо ГИТ может уведомить о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля (ч. 3 ст. 360 ТК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 357 ТК РФ должностное лицо государственной инспекции труда в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, имеет право в любое время суток при наличии удостоверения посещать в целях инспектирования организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц.

Согласно требованиям Федерального закона№ 294 от 26.12.2008 юридическое лицо уведомляются органом государственного контроля (надзора), не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя органа государственного контроля (надзора)

В приказе в обязательном порядке должны быть указаны:
1) Наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
2) ФИО, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) Наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности;
4) Цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) Правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
6) Сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) Перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;
8) Перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения.

В случае необходимости или по письменной просьбе заявителя о сохранении в тайне автора обращения государственные инспекторы труда в ходе проверки обязаны соблюдать конфиденциальность сведений о заявителе.

Проверка может проводиться только тем должностным лицом, которое указано в приказе (распоряжении) о проведении проверки.

Указанный приказ (распоряжение, или его заверенная копия) должен быть предъявлен лицом, осуществляющим проверку, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

В период проведения проверки или по предварительному письменному запросу в адрес работодателя государственные инспекторы труда вправе запрашивать и безвозмездно получать от работодателя или его представителя необходимую информацию, копии запрашиваемых документов, объяснения, необходимые для их работы. При этом проверяющее лицо вправе требовать для изучения копии только тех документов, которые относятся к предмету проверки.

Важно!
В соответствии со ст. 15 Федерального закона№ 294 от 26.12.2008 при проведении мероприятий по контролю должностные лица государственной инспекции труда не вправе изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки, превышать установленные сроки мероприятий по контролю.

Важно!
Проверка по охране труда проводится исключительно в рамках предмета и объекта проверки, обозначенных в распоряжении (приказе) о проведении проверки!

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ

По результатам проведенной проверки должностное лицо ГИТ составляет акт установленной формы в двух экземплярах.
В акте указываются:
- Дата, время и место составления акта, наименование ГИТ;
- Дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю, фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие;
- Наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю;
- Дата, время и место проведения мероприятия;
- Сведения о результатах мероприятия по контролю, в т. ч. о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которые возлагается ответственность за совершение этих нарушений;
- Сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;
- Подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется по¬средством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле государственной инспекции труда.

В случае обнаружения нарушения трудового законодательства немедленно составляется протокол об административном правонарушении (ст. 28.5 КоАП РФ), а работодателю предъявляется обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений (ст. 357 ТК РФ).
В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, протокол об административном правонарушении может составляться в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
К административной ответственности за нарушения трудового законодательства, выявленные в ходе проверок ГИТ, могут быть привлечены как юридические лица, индивидуальные предприниматели, так и должностные лица.

В протоколе об административном правонарушении указываются (ст. 28.2 КоАП РФ):
- Дата и место его составления;
- Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
- Фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших (если имеются свидетели и потерпевшие);
- Место и время совершения и событие административного правонарушения;
- Статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
- Объяснение руководителя или иного должностного лица работодателя, совершивших правонарушение (законного представителя), в отношении которых возбуждено дело;
- Иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении руководителю или иному должностному лицу работодателя, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
Руководителю или иному должностному лицу работодателя, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении и предписание должны быть подписаны должностным лицом ГИТ, осуществляющим проверку, и немедленно вручены работодателю под роспись. Между тем подписание протокола работодателем не означает его согласия с содержанием протокола!

В предписании об устранении нарушений трудового законодательства проверяющее должностное лицо ГИТ:
- Перечисляет требования об устранении нарушений трудового законодательства, отмеченных в акте проверки, протоколе
- Указывает срок их устранения.
- К указанному в предписании сроку работодатель обязан предоставить письменную информацию по каждому пункту предписания об устранении нарушений или о принятых мерах по их устранению (эта информация может быть в виде соответствующего письма с приложением копии приказа, копии локальных актов с внесенными изменениями и дополнениями, подтверждающих устранение нарушений, а также платежные поручения, ведомости оплаты труда и т. д.)

Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю.
В журнале учета мероприятий по контролю должностное лицо органа государственного контроля (надзора) производит запись о проведенном мероприятии по контролю, которая содержит сведения о:
- Наименовании органа государственного контроля (надзора)
- Дате
- Времени проведения мероприятия по контролю
- Правовых основаниях
- Целях
- Задачах
- Предмете мероприятия
- Выявленных нарушениях
- Составленных протоколах об административных правонарушениях
- Выданных предписаниях
- Фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю
- Подпись проверяющего.

Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.

При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия, делается соответствующая запись.
Составление протокола об административном правонарушении свидетельствует о наличии такого правонарушения.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
1. о назначении административного наказания;
2. о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей!

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении может быть вынесено, например, в случае передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания, в случае если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.
Кроме того, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено определение о передаче дела судье, уполномоченному назначать административное наказание в виде дисквалификации.

Согласно делу об административном правонарушении рассматриваются не позднее, чем в 15-дневный срок со дня составления должностным лицом ГИТ протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Как правило, соответствующее дело об административном правонарушении рассматривает должностное лицо государственной инспекции труда, проводившее проверку, хотя закон не запрещает рассмотреть его другому должностному лицу ГИТ.

ОБЖАЛОВАНИЕ ПРЕДПИСАНИЯ ИНСПЕКТОРА
Работодатель в соответствии со ст. 361 ТК РФ может обжаловать действия государственного инспектора труда соответствующему руководителю по подчиненности, т. е. руководителю ГИТ в субъекте РФ, и (или) в суд:

1. Если государственный инспектор труда произвел проверку в Вашей организации с явными нарушениями, руководитель (его доверенное лицо) может обжаловать его решение на основании выданного этим инспектором предписания об устранении нарушений или/и постановлений о привлечении к административной ответственности.
Имейте в виду, что к таким нарушениям относятся:
— Проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя инспекции труда;
— Требование документов, не относящихся к предмету проверки;
— Превышение установленных сроков проведения проверок;
— Непредставления работодателю акта проверки.
2. При несогласии работодателя с результатами проверки (выданным предписанием, вынесенным постановлением об административном правонарушении) или полученным ответом работник или работодатель в соответствии со ст. 361 ТК РФ может обжаловать действия государственного инспектора труда соответствующему руководителю по подчиненности, т. е. руководителю ГИТ в субъекте РФ, и (или) в суд.

При несогласии с действиями (решением) руководителя ГИТ в субъекте РФ решения могут быть обжалованы главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии. А в суд же можно обратиться в месячный срок со дня, когда стало известно о нарушении прав.
При рассмотрении обращения работника на любой стадии может возникнуть необходимость проведения дополнительной проверки работодателя с целью уточнения вновь выявленных обстоятельств. В связи с тем, что Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ обязывает проводить мероприятия по контролю на основании приказа (распоряжения), представляется, что должностное лицо ГИТ и в указанном случае также должно предъявить работодателю приказ о проведении дополнительной проверки.
По результатам проведенной дополнительной проверки должностное лицо ГИТ оформляет соответствующие документы.

Услуги Правовой защиты

Услуги Правовой защиты

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Права и обязанности госинспекторов труда

Государственные инспекторы труда имеют права и обязанности, установлен порядок действий при проведении проверок, а также ответственность за противоправные действия (бездействие).

16. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД В СФЕРЕ ТРУДА (окончание)

Основные права госинспекторов труда (ст. 357 ТК РФ)

При осуществлении госнадзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов (далее - НПА), содержащих нормы трудового права, госинспекторы труда имеют право:

- в установленном порядке беспрепятственно, в любое время, при наличии удостоверений установленного образца посещать для проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей-физлиц;

- запрашивать у работодателей, органов исполнительной власти, местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, сведения, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

- изымать для анализа образцы используемых материалов и веществ в установленном порядке, с уведомлением работодателя, составлять акт;

- расследовать несчастные случаи на производстве;

- предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных НПА, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в нарушении к дисциплинарной ответственности или отстранении от должности;

- направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений из-за нарушения требований охраны труда;

- выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших: обучение безопасным методам и приемам работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

- запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты, не соответствующих требованиям законодательства РФ о техническом регулировании и государственным нормативным требованиям охраны труда;

- составлять протоколы и в пределах полномочий рассматривать дела об административных правонарушениях, направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности;

- выступать экспертами в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных НПА, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;

- предъявлять организации, проводящей СОУТ, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о СОУТ.

В госинспекцию труда могут обращаться профорганы, работники, иные лица. Если речь идет о вопросах, рассматриваемых в индивидуальном или коллективном трудовом споре (кроме рассматриваемых судом или имеющих его решение), госинспектор, выявив нарушение, вправе выдать работодателю предписание, обязательное для исполнения. В течение 10 дней предписание может быть обжаловано в суде.

Обязанности госинспекторов труда (ст. 358 ТК РФ)

Осуществляя госнадзор, госинспекторы труда обязаны соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей - как физлиц, так и юрлиц. И обязаны хранить ставшую им известной охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую, иную). А после ухода с должности - считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на нарушения трудового законодательства и иных НПА, не сообщать работодателю сведения о заявителе.

Госинспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей - полномочные представители государства и находятся под его защитой (ст. 359 ТК РФ), независимы от госорганов, должностных лиц и подчиняются только закону.

Порядок проверок работодателей (ст. 360 ТК РФ)

Определяется ратифицированными РФ конвенциями МОТ по вопросам инспекции труда, ТК РФ, иными ФЗ, решениями правительства РФ. Госинспекторы труда проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории РФ любых работодателей в порядке, установленном ФЗ с учетом особенностей, установленных ст. 360 ТК РФ.

Предмет проверки: соблюдение трудового законодательства и иных НПА; выполнение предписаний об устранении нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основание для внеплановой проверки: истечение срока исполнения предписания об устранении нарушения либо получение Федеральной инспекцией труда (ФИТ):

а) обращений и заявлений граждан, ИП, юрлиц, информации от органов власти (должностных лиц ФИТ), органов госконтроля (надзора), местного самоуправления, профсоюзов, СМИ о нарушениях работодателями трудового законодательства и иных НПА, требований охраны труда - об угрожающих вредом жизни и здоровью работников нарушениях или приведших к невыплате, неполной выплате или занижении зарплаты, других выплат;

в) запроса работника о проверке условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;

г) приказа руководителя (его зама) ФИТ о внеплановой проверке, изданного по поручению президента или правительства РФ либо по требованию прокурора (в порядке надзора).

Внеплановая выездная проверка по фактам нарушений может быть проведена незамедлительно, с извещением прокуратуры, без согласования с нею. Предварительное уведомление работодателя о внеплановой проверке по указанным фактам или по обращению работника - не допускается.

Особенности проверок соблюдения трудового законодательства в организациях, подведомственных федеральной исполнительной власти в сфере обороны, безопасности, внутренних дел, ФСИН и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются президентом или правительством РФ.

Решения госинспекторов труда могут быть обжалованы руководителю по подчиненности, главному госинспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного госинспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд (ст. 361 ТК РФ).

Руководители и должностные лица организаций, работодатели-физлица несут ответственность за нарушение законодательства в случаях и порядке, установленных ТК РФ и иными ФЗ. За нарушение трудовых прав работников ответственность наступает на основании ТК, КоАП, УК - дисциплинарная, материальная, административная, уголовная. Ответственность препятствующих госнадзору за соблюдением законодательства, не исполняющих предписания, угрожающих госинспекторам труда, членам их семей, их имуществу установлена ФЗ (ст. 363 ТК РФ). За противоправные действия (бездействие) госинспекторы труда несут ответственность, установленную ФЗ (ст. 364 ТК РФ).

Госинспекторы труда - это федеральные государственные гражданские служащими (ст. 6 Конвенции МОТ № 81; ФЗ от 27.07.2004 № 79 “О государственной гражданской службе РФ”). За неисполнение или ненадлежащее исполнение таким служащим по его вине его же должностных обязанностей представитель нанимателя вправе применить дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы (ст. 57 ФЗ № 79).

За противоправные действия (бездействие) госинспекторы труда (правовые и по охране труда) могут быть привлечены: 1) к дисциплинарной ответственности (ст.ст. 192 - 194 ТК РФ, ФЗ-79); 2) к административной ответственности (КоАП - ст. 19.6.1 “Несоблюдение должностными лицами органов госконтроля (надзора) требований законодательства о госконтроле (надзоре)”, ст. 19.1 “Самоуправство”); 3) к имущественной ответственности (ГК РФ - ст. 15 “Возмещение убытков”, ст. 16 “Возмещение убытков, причиненных госорганами и органами местного самоуправления”, ст. 1069 “Ответственность за вред, причиненный госорганами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами”); 4) к уголовной ответственности (УК РФ - ст. 285 “Злоупотребление должностными полномочиями”, ст. 286 “Превышение должностных полномочий”, ст. 293 “Халатность”).

Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица при использовании служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если эти деяния были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ; п. 14 постановления пленума ВС РФ от 16.10.2009 № 19 “О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий”).

Отметим еще, что Роструд функционирует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими госнадзор в установленной сфере, иными органами исполнительной власти: федеральными, субъектов РФ, местного самоуправления, прокуратуры, а также профсоюзами (их объединениями), объединениями работодателей и др. (ст. 365 ТК РФ). Роструд и его территориальные органы заключают соглашения о взаимодействии с общероссийскими и территориальными объединениями профсоюзов.

Автор - заместитель главы департамента социально-трудовых отношений Федерации независимых профсоюзов России

Читайте также: