Что говорят дети о профессиях

Обновлено: 19.05.2024


Если мы посмотрим атлас профессий будущего, то найдём там мало знакомых специальностей: архитектор виртуальности, урбанист‑эколог, специалист по рециклингу одежды. Современная тенденция ведёт к тому, что люди будут сами придумывать себе профессии. В динамично меняющемся мире особенно важно, чтобы ребёнок выбирал дело на основе именно своих предпочтений и способностей.

А родителю остаётся только задать правильные вопросы, не навязывая своё мнение.

1. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

Этот вопрос поможет понять, задумывался ли ребёнок уже о том, чем он хочет заниматься, или вам только предстоит зародить в его голове мысль о будущем.

Решение может быть обосновано и тем, что на выбранную специальность проще поступить в вуз. Такой подход только кажется практичным. Как правило, это решение, которое принимается в последний момент, когда альтернатива – не поступить никуда и потерять год. Чтобы выбор был осознанным, нужно копнуть глубже.

2. Что ты любишь делать?

Достаточно вспомнить о хобби или подумать, чем ребёнок любит заниматься в свободное время. Он затрудняется ответить? Ничего страшного, на помощь ему придёт зависть: спросите, кому из своих друзей он завидует и почему. Однокласснику‑футболисту или, может быть, подруге, которую мама научила шить стильную одежду. Вы можете узнать много интересного. Нелишним будет вспомнить, на каких уроках в школе ребёнок слушает учителя с интересом.

В итоге у вас появится несколько любимых или желаемых занятий. Выпишите их на лист бумаги.

3. Что у тебя получается хорошо?

На этот вопрос бывает сложно ответить даже взрослому при заполнении резюме. Потребуется участие родителей, друзей и, возможно, школьного учителя. С какой просьбой вы обратились бы к своему ребёнку: помочь с компьютером, придумать классную подпись для поста в Instagram? Математика или литература даётся вашему чаду легче? Обратите внимание, что речь идёт уже не о любимых предметах, а именно о тех, где ребёнок показывает лучшие результаты, быстро выполняет домашнее задание. Всё, что вам удалось вспомнить вместе, запишите рядом со столбцом любимых занятий.

Чем чаще вы будете напоминать ребёнку о том, что у него получается хорошо, тем больше у него будет мотивации продолжать этим заниматься. А ещё таким образом вы формируете у него реалистичное представление о своих возможностях.

4. Чем ты мог бы быть полезен миру?

Попросите ребёнка вспомнить эпизод из жизни, где он оказался полезен благодаря своим врождённым качествам. Например, вернул в библиотеку задержанную на две недели книгу вместо стеснительного друга, потому что легко находит общий язык с людьми любого возраста. Это качество можно использовать осознанно, и есть масса профессий, где оно пригодится.

С первого взгляда названная особенность может показаться нейтральной или даже негативной. Как в случае с мальчиком Джимом, у которого была очень активная мимика и который мог корчить самые невообразимые рожицы. Такая способность могла бы просто раздражать учителей. Но Джим заметил, что его кривляния смешат людей, и начал делать это специально, чтобы заставить их взбодриться и получить положительные эмоции. Сегодня мы знаем его как популярного комика и актёра Джима Керри, а живая мимика стала его визитной карточкой.

Вспомните несколько таких выделяющихся качеств, присущих вашему ребёнку, и придумайте для них полезное применение. Устройте мозговой штурм. Пусть это будут самые безумные идеи для стартапов или даже новых профессий. Главное правило – обосновать, почему это может быть полезно людям и почему именно он может это сделать. Всё, что у вас получится, запишите в третий столбец.

6. Что ты можешь сделать уже сейчас?

Мечтая стать писателем или бизнесменом, мы часто представляем себе только положительные стороны этих профессий. Эта ошибка восприятия свойственна даже взрослым, что уж говорить о детях. Например, писатель видится человеком, который сидит у камина с ноутбуком и сочиняет романы. Он зарабатывает творчеством и не должен ходить каждый день на работу. В жизни же известными писателями редко становятся сразу, а иногда и не становятся вовсе – и совмещают творчество с работой журналиста, копирайтера или переводчика.

Чтобы узнать о том, что на самом деле представляет собой дело, которое выбрал ребёнок, нужно попробовать. У подростка есть много возможностей: волонтёрство, курсы с проектной деятельностью и так далее. Можно поработать где‑то неофициально.

Для детей помладше лучший вариант – это книги и фильмы, которые рассказывают о жизни настоящих космонавтов, писателей и бизнесменов. Прочитайте биографии выдающихся людей из той сферы, которая интересна ребёнку. Предложите поиграть в выбранную им профессию, давайте простые задания (например, написать статью о том, как вы сходили в театр). Если есть возможность, познакомьте ребёнка с настоящим бизнесменом, юристом или журналистом. Пусть он расскажет, из чего состоит его рабочий день.

7. Обязательно ли выбирать профессию раз и навсегда?

В один момент человек может полностью поменять свою жизнь, уйти с постоянной работы и начать заниматься своим делом или получить второе образование. Важно об этом рассказать ребёнку, что они в своё время тоже могут изменить своё решение. Остыть к когда‑то любимому делу и начать заниматься чем‑то совершенно новым – это нормально. Зная это, выбирать профессию будет легче.

Доказано, что 90% навыков, которыми владеет взрослый (умение играть на инструменте, знание языков и другие), было получено в подростковом возрасте, в основном между 11 и 16 годами, когда наши когнитивные способности сосредоточены на внешнем мире. Чем больше вы позволите ребёнку попробовать в этот период, тем шире будут его горизонты.

Читайте также: