Что делать если звонят мошенники и представляются сотрудниками банка

Обновлено: 23.04.2024

Мошенники Сбербанка, контроль

Полезные советы

Могут звонить мошенники, представляться службой безопасности Сбербанка

Очень популярный вид телефонного мошенничества — звонок по телефону, обычно с городского номера, представляются службой безопасности Сбербанка, сообщают о якобы попытке какой-то операции по вашей карте и пытаются выведать какую-нибудь информацию — полный номер карты, код из СМС и т.п. Масштабы проблемы таковы, что огромный баннер размещен на главной странице сайта Сбера:

Мошенники Сбер

И, хотя, осенью 2020 года мошенники активно переключаются на Альфа-банк, звонков клиентам Сбербанка всё еще очень много. Казалось бы, уже все знают про этот развод, но нет, люди до сих пор попадаются.

Как мошенники втираются в доверие

Мошенники могут действительно знать ваш номер телефона, имя и отчество, а также вашу фамилию и даже адрес. Чтобы произвести впечатление и войти в доверие, они пользуются купленными фрагментами базы данных клиентов Сбербанка.

Бывшего сотрудника Сбера посадили за продажу базы данных клиентов



Более того, здесь видны последние 4 цифры номера вашей карты и первые 6 цифр (закрепленные за Сбером). Итак, мошенник правильно называет вас по имени и отчеству и сообщает вам о том, что якобы с вашей карты была попытка списания денежных средств:

Если разговор зашёл далеко, и пришла СМС от банка с номера 900, сделайте паузу в разговоре, переключитесь на внимательное изучение текста СМС, это ключевой момент, и он может вам стоить сотен тысяч рублей, помните об этом.

Есть общие рекомендации по безопасному пользованию банковскими картами и управлению своими счетами, правила безопасности и как избежать потери денег при атаках мошенников.

Чего делать нельзя ни при каких обстоятельствах

Соответственно, при входящем звонке из банка нельзя:

Кроме того, мошенники могут получить доступ к мобильному приложению (личному кабинету) и взять на вас кредит, и, разумеется, заберут деньги. Но для этого потребуется достаточно длинный разговор, в пару минут он не уложится.

Спрашивает Алексей М.
Мне позвонили из службы безопасности Сбербанка и сказали что нужно поменять лицевой счёт, потом позвонил сотрудник правоохранительных органов и сказал что завёл уголовное дело по факту мошенничества, и нужно сделать то что скажут сотрудники безопасности сбербанка. Далее я перевёл деньги на счета Теле 2. Работает ли Сбербанк с Теле 2 как со страховым агентом счетов?

Алексей, к сожалению вас развели. Сотрудники органов вам не звонили, всё это мошенники. Никаких специальных счетов и "агентов" не существует, вам навешали лапши на уши. Вы просто лично перевели деньги мошенникам. Рекомендую зайти в приложении Сбербанк-онлайн в раздел "Настройки" - "Безопасность" - "Обучение", ознакомиться с приведенными там 10 короткими статьями и пройти 8 несложных тестов.

Раньше действовали еще проще и просто присылали СМС

В СМС фигурировала цифра 900 (как бы у Сбербанк это число тоже фигурирует). СМС тоже должна была напугать потенциальную жертву, чтобы она перезвонила по указанному в СМС номеру. Но широко известно, что колл-центры организовывали даже в местах лишения свободы:


Примеры звонков, диалоги

Дальше я дошел до магазина и просто отключил связь.

Можно ли наказать мошенников?

Главное, что от вас требуется — распознать звонок мошенников, как видите, это совсем несложно. Найти, кто и откуда звонит — у простого человека — не получится. Можно разве что поразвлекаться и попытаться разыграть их, сделать вид что вы поддались на провокацию и вот-вот сообщите им всё что надо, отнять у них время. Но не думаю, что это очень эффективно. Если у вас это время есть, можно и поболтать, поломать комедию. Но если вы цените своё время, смысла в этом не вижу. Важнее — предупредить всех членов своей семьи, особенно старшего поколения, как не попасться в разнообразные ловушки мошенников и не потерять свои деньги. Для выявления этих организованных групп есть правоохранительные органы, которые всё-таки что-то делают:

17.05.2020 — Похоже, накрыли колл-центр мошенников в Киеве


Из интервью с реальным мошенником

Из признаний одного из мошенников, кто обзванивает клиентов Сбербанка:

«— Как часто клюют?

Звонят ли из Сбербанка реально?

Не будет ошибкой, если я отвечу категорично — нет. В случае, если ваша карта скомпрометирована, вам придет 2-3 СМС примерно следующего содержания:


Т.е. карта просто блокируется, и, возможно, еще отключают вход в Сбербанк-онлайн. Чтобы восстановить доступы, придется лично с паспортом (а лучше и с картой) явиться в офис Сбербанка, но более вероятно, что и саму карту придется перевыпустить.

Новые способы мошенничества: как узнать звонят из банка или мошенники: советы как не потерять свои деньги, как защитить деньги.

Большинство карт защищены 3-D Secure — системой, которая требует подтвердить крупные операции кодом из смс. Чтобы узнать заветный код, злоумышленники используют разные формы фишинга: рассылают письма, спамят в соцсетях, подделывают сайты банков и звонят от их имени по телефону.

ПРИЗНАК 1: Звонок поступает со скрытого номера

Новые способы мошенничества: как узнать звонят из банка или мошенники: советы как не потерять свои деньги, как защитить деньги.

Слева — мошенник, справа — банк

Из банка всегда звонят с официальных номеров, указанных на сайте. Он может быть федеральным, может быть мобильным, но он не будет скрытым.

ПРИЗНАК 2: Смс якобы от банка приходит в новую переписку

Новые способы мошенничества: как узнать звонят из банка или мошенники: советы как не потерять свои деньги, как защитить деньги.

Слева — мошенник, справа — банк

ПРИЗНАК 3: Собеседник не может ответить на простые вопросы

Новые способы мошенничества: как узнать звонят из банка или мошенники: советы как не потерять свои деньги, как защитить деньги.

Оператор колцентра видит на экране всё, что банк о вас знает. Если собеседник не готов ответить на простой вопрос, например назвать остаток по карте, это мошенник.

Новые способы мошенничества: как узнать звонят из банка или мошенники: советы как не потерять свои деньги, как защитить деньги.

Слева — мошенник, справа — банк

Чтобы напугать жертву и заставить скорее совершить нужное действие, мошенники придумывают пугающие сценарии. Говорят, что банк заблокировал счет, начислил штраф за кредит или что проведена подозрительная операция.

В такой ситуации не спешите, две минуты ничего не решат. Позвоните в банк и уточните. Звоните только по телефону, указанному на сайте или на карте.

ПРИЗНАК 5: Собеседник спрашивает данные карты или смс-код

Новые способы мошенничества: как узнать звонят из банка или мошенники: советы как не потерять свои деньги, как защитить деньги.

Смс-код — всё равно что пароль. Сотрудники банка никогда его не спросят, а номер карты они и так знают.

Если вам позвонили якобы из банка и вы хотите убедиться в надежности собеседника, спросите его имя. После этого перезвоните по официальному номеру банка — тому, который указан на карте и на сайте, — и попросите переключить на человека, который вам звонил.

ПРИЗНАК 6: Вам обещают выгоду без усилий

Новые способы мошенничества: как узнать звонят из банка или мошенники: советы как не потерять свои деньги, как защитить деньги.

Слева — мошенник, справа — банк

Чтобы завлечь жертву, мошенники обещают солидный доход быстро и без усилий: суперприбыльную работу, беспроигрышные конкурсы, курсы, которые сделают всех богатыми. Но бесплатного сыра не бывает даже в мышеловке: денег вы не получите, только потеряете. Например, мошенники возьмут предоплату за обучение и пропадут. Или посулят приз и выманят у вас данные карты якобы для перевода выигрыша.

ПРИЗНАК 7: Собеседник торопит вас или пытается переубедить

Новые способы мошенничества: как узнать звонят из банка или мошенники: советы как не потерять свои деньги, как защитить деньги.

Сотрудник банка никогда не будет настаивать или спешить. Он же на работе.

Новые способы мошенничества: как узнать звонят из банка или мошенники: советы как не потерять свои деньги, как защитить деньги.

У банка есть бдительные редакторы, а вот мошенники пишут с ошибками. Не дайте неграмотному преступнику вас обмануть.

ПРИЗНАК 9: Имя отправителя написано неправильно

Слева — мошенник, справа — банк

Выводы

На вас пытаются взять кредит

Если жертва купится на развод, то потеряет свои деньги, а то и кредит возьмёт, чтобы перевести средства мошеннику. Потому что, разумеется, никаких специальных счетов нет и банки никогда не предлагают ничего подобного своим клиентам. Ещё вариант — лжеменеджеру удастся выманить данные, которые позволят подключить мобильный банк жертвы. И тогда‑то он уже и кредит сможет оформить, и сбережения украсть.

Как защитить деньги

Человеку якобы надо пойти в банк, завершить оформление кредита, взять деньги и перевести их на специальный защищённый счёт. Мошенникам, конечно. При этом лжеправоохранитель будет постоянно поддерживать контакт и узнавать, как дела, чтобы жертва не сорвалась.

Как защитить деньги

Как бы странно подчас ни работала полиция, так она точно не делает. Если ситуация выглядит подозрительно, стоит или перезвонить в отдел, который назвал собеседник, или попросить об официальном вызове на беседу. Впрочем, часто достаточно предложить лжесотруднику представиться внятно или заговорить о более формальном взаимодействии, как мошенник бросает трубку. Иногда обматерив, но это пережить проще, чем потерю денег.

Здесь многоходовочка. Сначала потенциальной жертве звонит очевидный мошенник, которого легко проигнорировать. А затем с ней связывается сотрудник банка или полицейский. Он говорит, что зафиксировал звонок злоумышленника, и с этим надо разобраться. В процессе он попросит назвать данные карты, или перевести деньги на спецсчета, или оформить кредит — возможны варианты.

Как защитить деньги

Фишинговые сайты, которые маскируются под реальные страницы приличных сервисов и выманивают у пользователей деньги или данные, которые позволяют украсть сбережения, не новость. Но здесь тоже есть свои тренды.

Например, вопреки коронавирусным ограничениям для путешественников, стало больше сайтов, которые продают фальшивые авиабилеты. Аналогично обстоят дела с сервисами, распространяющими билеты на выступления стендап‑комиков — фейки активно плодятся.

Но, конечно, этими двумя вариантами дело не ограничивается, поэтому при покупках в интернете стоит в целом быть внимательнее.

Как защитить деньги

в адресной строке находится правильный адрес нужного сайта;

замочек в адресной строке закрыт — это тоже свидетельствует о защищённом соединении.

Как аферисты по телефону обманывают владельцев банковских карт?

Давай рассмотри самые распространенные схемы мошенничества по телефону от имени банка — с подробным описанием каждого из 13 способов.

Кто-то пытается перевести деньги с карты

Самый банальный способ обмана. На телефон звонит якобы сотрудник службы безопасности Сбербанка или другого известного банка, в котором у жертвы есть карта или счет. Он сообщает, что кто-то пытается вывести деньги с счета. Злоумышленник ведет себя спокойно и уверенно, говорит, что хочет помочь. Таким образом он пытается повысить доверие жертвы.

Далее аферист сообщает, что для защиты от мошенников нужно продиктовать номер карты и CVC/CVV-код на обратной стороне. Некоторые злоумышленники, наоборот, не спрашивают никакой личной информации. Все, что они говорят — это нужно просто сообщить короткий код, который сейчас придет по SMS.

CVV и CVC код банковской карты

Счет заблокирован

Еще одна схема заключается в том, что мошенник звонит жертве и представляется сотрудником банка. Далее он сообщает, что счет заблокирован из-за подозрительных операций. Возможно, по ошибке или сбоя в системе, из-за которого робот случайно заморозил все счета.

Следующий шаг — получение персональных данных. Чтобы разблокировать карту или счет, нужно назвать номер и дату карты, а также CVV/CVC-код. Иногда злоумышленники просят сообщить паспортные данные держателя карты, а также код из SMS. С таким набором данных у них наверняка получится украсть деньги.

Взломали личный кабинет

Следующий способ обмана заключается в том, что злоумышленник звонит держателю карты Сбербанка, ВТБ или другого известного банка и говорит, что кто-то взломал личный кабинет. Теперь у мошенников есть доступ к деньгам, но воспользоваться ими они пока не могут. И тут сотрудник банка (на самом деле обычный телефонный мошенник) предложит один из нескольких вариантов решения проблемы:

Банковские карты

Отличное предложение по кредитной карте

Мошенники звонят потенциальным жертвам от имени банка и говорят, что у них сформировано отличное предложение по кредитной карте. Далее они называют все условия по ставкам. Иногда человеку сложно отказаться, так как это предложение и правда уникальное, и никакой другой банк не предлагает таких выгодных условий. Также сотрудник банка сообщит, что воспользоваться предложением нужно сейчас, так как другого такого шанса уже не будет. Чтобы подать заявку на получение кредитной карты, необходимо сообщить персональные данные: имя, фамилию и данные паспорта.

Суть этой схемы заключается в том, что мошенники получают персональные данные жертв, а потом оформляют на них кредитные карты. Расплачиваться по всем счетам и кредитам приходится доверчивым гражданам. Иногда они даже не подозревают о проблемах, пока не встретятся с коллекторами.

SMS от коллекторов

Нужно перевести деньги на резервный счет

Далее злоумышленник сообщает номер счета или резервной карты, куда нужно перевести сбережения. После этого он говорит, что чуть позже мы создадим новый личный счет, куда автоматически будут переведены все деньги с резервного счета. Конечно, в итоге жертва просто переведет деньги на счет мошенника.

Еще одна схема заключается в следующем: мошенник звонит по телефону и говорит, что кто-то пытается провести несанкционированную транзакцию. Простыми словами — злоумышленники хотят украсть деньги с карты. Чтобы отменить перевод, нужно перейти по ссылке, которую банк отправит по SMS. Часто здесь скрывается программа или троян, который ворует персональные данные. Также это может быть ссылка на фишинговый сайт, как в случае со взломом личного кабинета.

Штраф за кредит

Подмена номера банка

Когда человек видит, что кто-то звонит с этого номера, у него не возникает сомнений, что это сотрудники Сбербанка. А это значит, что он выполнит все, что скажет мошенник. Здесь нужно помнить, что Сбербанк крайне редко звонит с номера 900, потому что это служебный телефон, который используется для взаимодействия с клиентами Мобильного банка и горячей линии.

Номер 900

Высокий процент при минимальных вложениях

Злоумышленники звонят жертвам и предлагают им положить деньги под высокий процент, например, 20% в год. Звучит очень заманчиво, а для убедительности мошенник подробно описывает все условия депозита.

Как можно понять, это снова фишинговый сайт, задача которого — получить доступ к персональным данным пользователя. Сайт полностью копирует веб-страницу банка, и с первого взгляда очень трудно найти какой-либо подвох.

Иногда сотрудники банка предлагают пройти опрос, который поможет улучшить качество работы Сбербанка (или другого банка), и за это дают денежное вознаграждение. Человеку задают несколько вопросов, а потом отправляют ссылку, где необходимо забрать свой выигрыш. Конечно, для этого нужно ввести номер карты, на которую будут переведены деньги.

Вам причитаются бонусы

Держателям карт звонит сотрудник, который сообщает, что им причитаются бонусы в виде небольшого денежного вознаграждения за лояльность к банку или в честь какого-либо праздника. Чтобы получить деньги, нужно просто сообщить номер карты, на которую будут переведены средства, а также код с обратной стороны. Особенно часто на эту уловку попадаются пенсионеры. И мошенники хорошо об этом знают, поэтому звонят людям в возрасте, так как их намного проще обмануть.

Пенсионер с телефоном

Пройдите биометрическую идентификацию данных

Новый способ обмана. Его суть заключается в том, что мошенник звонит жертве и представляется сотрудником банка. Далее держателю карты говорят, что нужно пройти биометрическую идентификацию данных по телефону. Чтобы подтвердить, что звонит настоящий сотрудник банка, злоумышленник сообщает ФИО владельца и даже номер карты, что сразу повышает доверие.

Запись голоса

Иногда злоумышленники звонят жертвам и представляются сотрудниками банка. Дальше мошенники под разными предлогами начинают задавать различные вопросы : назовите ФИО, число, месяц и год рождения. Все ответы просят называть четко, чтобы на записи не было помех.

Этот способ обмана появился после того, как в банках началась использоваться идентификация по голосу. Мошенники записывают голос жертвы, а потом пытаются совершить мошеннические действия от их лица.

Итоги

Будьте бдительны и помните, что банки НИКОГДА не запрашивают персональные данные, данные банковских карт, пароли и доступы к личным кабинетам по телефону. ВСЕ вопросы всегда можно решить в ближайшем отделении. Если такой возможности нет, лучше перезвонить на официальный номер банка и сообщить о проблеме.

У большинства россиян есть кредиты. Это очень удобно, ведь можно взять в долг крупную сумму, а рассчитываться частями. В связи с популярностью подобных банковских продуктов многие кредитно-финансовые организации существенно упрощают процедуру оформления.

Во многих банках и МФО требуется минимальный пакет документов. Из-за этого увеличилось и число мошенников. Часто люди жалуются, что им звонят из банка и спрашивают, знаю ли я такого человека, что делать? Как избавиться от такой проблемы?

Звонят из банка и спрашивают, знаю ли я такого человека — что делать?

Правила общения

Если вам позвонили, в вежливой форме попросите собеседника назвать свое полное ФИО, компанию, которую он представляет. В это время нужно включить видеозапись, диктофон, чтобы зафиксировать звонок – эти функции сейчас имеются практически в каждом аппарате.

Если звонок действительно имеет к вам отношение, возможно, коллекторы ищут именно вас, просто объясните, что вы будете решать проблемы с оплатой по закону в судебном порядке. Если все равно звонки продолжают поступать, попросите, чтобы вам прислали письменно все имеющиеся финансовые претензии.

Они могут сделать это в заказном письме, к которому должны быть приложены копии договора займа, устава коллекторского агентства, доверенность, полученная работником компании на использование персональных данных заемщика, точные суммы долга.

Важно, чтобы все присланные документы были заверены необходимыми печатями и подписями. Дальше разговаривать нет смысла, пока письмо не придет к вам.

Звонят из банка и спрашивают, знаю ли я такого человека, что делать: совет юриста

Во время подобных разговоров не нужно соглашаться с какой-то информацией или отрицать ее. Следует придерживаться нейтралитета, ведь у вас на руках еще нет письменной претензии или судебного решения, так что никто не имеет права требовать выплату процентов и каких-то комиссий.

Если вам начали хамить, угрожать, вымогать деньги, можно обращаться в полицию. Как доказать это? Как раз в этом и поможет записанное вами аудио или видео, письма на e-mail или SMS-ки. Никогда сами не угрожайте коллектору или представителю банка, ведь в этом случае они тоже могут писать заявление.

Звонят из банка и спрашивают, знаю ли я такого человека — что делать?

Спрашивают про кредит Вашего знакомого

Еще один совет – нельзя верить на слово таким звонящим коллекторам. Во-первых, это могут быть мошенники, во-вторых, коллекторские агентства пользуются разными хитростями.

К примеру, могут показать судебное решение, которого на самом деле не существует. Там могут написать все, что угодно, но верить этому нельзя. Проверка решения выполняется на официальном ресурсе суда, принимавшего это решение.

Часто коллекторы пользуются психологическими уловками и методами, заставляя семью, особенно пожилых людей, волноваться и оплачивать все долги, даже чужие. Стоит также отметить, что для родственников и знакомых должника есть еще одно правило. Почему вы обязаны платить, если не участвовали в оформлении кредитных обязательств?

Нужно сразу ответить звонящему, что на все вопросы пусть отвечает должник, а не вы. Если поступают угрозы, проявляется агрессия и настойчивость, нужно сказать, что при повторном звонке вы обратитесь в полицию. Чаще всего это помогает, ведь подобные действия считаются вымогательством, то есть они уголовно наказуемы. Не нужно бояться угроз, к тому же, если у вас нет никаких кредитов.

Звонят из банка и спрашивают, знаю ли я такого человека — что делать?

Звонят из банка и спрашивают другого человека — что делать

Бывает, что номер по ошибке вносят в коллекторскую или банковскую базу. В таком случае нужно собеседнику по телефону объяснить, что этот номер ваш, должника вы не знаете. Можно занести входящий в черный список или спам провайдера.

Если звонки будут продолжаться, необходимо обратиться в банковскую организацию, чтобы они предоставили данные об учреждении, в котором есть долг. Пусть сотрудники разбираются в этой проблеме и исключают ваши контакты из перечня должников. Если вас продолжают беспокоить, делайте запись диктофона и идите с жалобой в прокуратуру.

При оформлении кредитных обязательств человек оставляет телефоны, по которым его можно найти, не всегда они принадлежат этому лицу. И даже если номер указывался верно, всегда его можно сменить. Со временем он оказывается в руках другого владельца. В связи с этим все чаще коллекторы или банк требуют денег у людей, не имеющих к займу никакого отношения.

Как поступить, если поступают звонки из-за чужих кредитов или у вас спрашивают, знаете ли вы этого должника:

  • спокойным тоном объясните, что это какая-то ошибка;
  • обратитесь к своему сотовому провайдеру и расскажите, что вам надоедают звонками.

Если звонят по поводу человека, которого вы действительно знаете, ни в коем случае не нужно озвучивать какую-то информацию. Просто говорите, что ничего не знаете, не скажете, а если требуются сведения – пусть делают запрос официально.

Позвонить может любой человек. Тут нет гарантии, что это будет банковский сотрудник. Бывали случаи, когда коллекторы прикидывались поликлиникой. Может быть, просто хотят у вас узнать какую-то информацию. Вот только на это никто не имеет прав.

Так что если банк или другое учреждение хотят узнать какие-то данные про другое лицо – это будет свидетельством, поэтому должно оформляться документально. Существует понятие – защита личных сведений. Никто не имеет права разглашать конфиденциальную информацию, выяснять ее без законных оснований.

Если вам продолжают звонить и разговаривать грубо и настойчиво, стоит обратиться в полицейский участок и написать заявление о вымогательстве информации. Естественно, нет гарантии, что дело будет дальше развиваться, но часто это помогает, и нежелательные звонки прекращаются.

Стоит отметить, что при оформлении ссуды, у клиента часто спрашивают контакты знакомых. В таком случае банк может позвонить и спросить, знаете ли вы этого гражданина, чтобы удостовериться в корректности предоставленных сведений. В таких ситуациях просто спрашивают, знаком ли вам этот человек, ничего личного спрашивать не должны. На форумах часто говорят об этом.

Отзывы людей, столкнувшихся с подобными звонками, говорят, что лучше совсем не брать незнакомые входящие. Если же трубку пришлось взять, говорите, чтобы собеседник делал официальный запрос информации, интересующей его. Дальше стоит поговорить с человеком, о котором спрашивали и рассказать, что его разыскивают.

Надеемся, теперь понятно, что делать, как поступить, если звонят из банка и спрашивают, знаю ли я такого человека. Главное – не запаниковать и не растеряться.

Читайте также: