Что делать если сотрудники начинают наглеть

Обновлено: 19.05.2024

Вопросы деловой этики в наши дни актуальны как никогда. Управление персоналом превратилось в профессию. Только ленивый не говорит о мотивации и человеческом факторе. Для разнообразия в этой статье хотелось бы обсудить тему потребительского отношения подчиненных к начальнику.

Пожалуй, любому руководителю рано или поздно приходит в голову мысль о том, что его используют. И чем профессиональнее манипулятор, тем позже эта мысль возникает. А тогда следующим возникает вопрос о том, как поставить подчиненного на место.

Что грозит начальнику

Чаще всего имеет место пассивная манипуляция. Давайте присмотримся к наиболее распространенным типам работников-ловкачей.

  1. Те, кто с завидным постоянством просят увеличения зарплаты или другие льготы. Часто это личные водители. Почти всегда они выполняют некие дополнительные обязанности, на что и упирают. Годятся жалобы, ссылки на болезнь, демонстрация показной преданности и самая грубая лесть. С такими следует разрывать отношения сразу же, пока не нашелся кто-то, кто за дополнительные льготы переманит вашего хапугу и выведает о вас лишнее. И не переживайте о разрыве "теплых" отношений, дальше могло быть хуже.
  2. Пассивная манипуляция путем бесконечных жалоб на бытовую неустроенность, плохое здоровье и неурядицы в семье. На первый спонтанный порыв помочь "деликатно" отказывается, но случая выставить себя "сиротой казанской" по-прежнему не упускает. Призыв "пожалеть бедняжку" так и читается в жалостливом выражении лица. Как быть? Прежде чем кидаться на помощь, не стесняйтесь попросить подтверждающие документы. Например, справку, если речь идет о болезни. Благотворительность должна быть разумной.
  3. Манипуляция "от противного". Работник стабильно перевыполняет должностные обязанности и отказывается от дополнительного поощрения. "Управление персоналом" вроде и не требуется. Что вызывает сначала изумление, потом умиление, затем - необходимость как-то реагировать. В данном случае игра называется "Наша фирма мне - родная" или "Такой уж я ответственный".

Вы правда в это верите? Все люди - начальство, подчиненные - работают за деньги, только с разной степенью удовольствия. Поговорите с работником. Постарайтесь нащупать истинную мотивацию. Признание в коллективе? Или просто метит на ваше место? Будьте осторожны. И помните - чем больше человеку даешь, тем он больше хочет.

как поставить подчиненного на место

С любовью к "боссу"

Как поставить подчиненного на место, когда он всячески демонстрирует лояльность?

Не секрет, что в любом коллективе распространена лесть во всех ее формах и проявлениях. Чем больше мы уязвимы в этом вопросе, тем легче покупаемся на нехитрые уловки. Подумайте, вы действительно лучше всех? Каков процент правды в словах подчиненного? Если ничто не смущает и не настораживает - может, пора заканчивать с тренингами личностного роста и взглянуть на ситуацию адекватно?

Случается, что подчиненный откровенно ухаживает за вами. Да, все бывает, и любовь на рабочем месте тоже встречается. Но служебный роман - мина замедленного действия, никогда не знаешь, в какой момент рванет. Подумайте не раз, прежде чем вступать в "неуставные" отношения с подчиненными. Скорее всего, вам или другой стороне рано или поздно придется менять работу.

Помимо вышеописанных ситуаций, руководителю ежедневно приходится "разруливать" прорву мелких и серьезных проблем, которые приносит работа с подчиненными. Во всех случаях поможет элементарное знание людской психологии и понимание, как и с кем "бороться". Каждому типу подчиненных - свой стиль общения. Итак, каковы они, эти типы?

Люди и маски

"Незаменимый". Соглашается всех подменять и замещать. Часто делает не свою работу. Горд, что всё умеет. Понимает с полуслова. Знает слово "нужно".

"Тщеславный" - берётся за дело только тогда, когда можно блеснуть собственным "я". Именно поэтому не уклоняется от общественной работы. Из тщеславия его можно заставить сделать что угодно, но нужно держать в рамках.

управление персоналом

"Практик". Добивается результата любым путем. Всё подчиняет пользе, но слегка зациклен и не способен мыслить масштабно. Пространные размышления считает излишними. Контролировать такого не нужно, но требуется обязательно ставить реальные цели и подробно все разъяснять.

А еще?

"Непостоянный". Интерес к работе то вспыхивает, то гаснет. Активен только когда работа ему нравится. Нуждается во "встрясках" и постоянном напоминании о собственной ответственности. Такому не лишним будет четко прописывать временные рамки.

"Деловой". На рабочем месте он редко. Всегда где-то заседает или куда-то спешит. Таким можно и нужно поручить представлять свой отдел во внешних контактах. Дать как можно больше общественной нагрузки. И следить, чтобы время от времени он все же появлялся на собственном рабочем месте.

"Авторитет". Обожает всех поучать и не терпит неуважения. Как правило, это люди старшего возраста. Поручите ему роль консультанта, упирая на большой деловой и жизненный опыт. Обращайтесь осторожно и подчеркнуто почтительно.

работа с подчиненными

Кроме того.

"Заорганизованный". Делает все только по инструкции. Доверьте такому оформительские задачи, например, папки с входящими и исходящими документами. И он сразу почувствует себя нужным.

"Лентяй". Работать начинает не раньше, чем после пары напоминаний. Особенного смысла в своих действиях не видит, обратной связи не требует. Печальная ситуация.

"Креативщик". Интересуется всем, работает быстро и творчески. Довольно раним и терпеть не может подстраиваться под обстоятельства. Уважает честность и открытость. Очень нуждается в признании и тактичной поддержке. Сотрудничайте с ним, упирая на его исключительность и незаменимость, не вздумайте с ходу отвергать его идеи. И тогда он вам горы свернет.

руководство и подчиненные

Ну и как поставить подчиненного на место?

Вот несколько советов, полезных любому руководителю.

Есть подчиненные, плохо владеющие собой и способные от малейшей критики впасть в агрессию. У мягкого и деликатного начальника (особенно руководителя-женщины) общение с подчиненными такого типа - сущая головная боль. Нередок соблазн "подготовить" такого к неприятному разговору. Но все же лучше сразу переходить к делу. Спокойно и строго укажите на промахи и упущения. Потом полностью выслушайте оправдания, чаще всего возмущение и попытки свалить вину на обстоятельства и третьих лиц. Сохраняйте спокойствие. Не дайте увести себя от главного - вопроса, как он собирается исправлять ошибки.

Другая ситуация - в конце неприятного разговора вы позволили себе пару доброжелательных слов. И поняли, что вся критика тут же забыта, выводы не сделаны. Похвала перевесила. В таком случае лучше заменить абстрактные слова поддержки тактичным разбором сложившейся ситуации и поиском вариантов исправления. Подчиненный обязательно должен вынести из разговора конструктивные выводы.

Эмоции и их отсутствие

Сотрудник молчит в ответ на вашу критику. Вы не получаете обратной связи, что вас напрягает и злит. Попробуйте бороться с ним его же методом. Не ведите долгих бесед, выскажитесь кратко и по делу, затем потребуйте ответа. Молча дождитесь его реакции. Главное - дать понять, что уйти, не прояснив ситуацию, не удастся.

В ответ на критику подчинённые (обычно женщины) реагируют крайне эмоционально и даже плачут. Разговор приходится свернуть и донести нужные соображения до адресата не получается. В этом случае как поставить подчиненного на место?

отношения с подчиненными

Если заместитель ведет себя неадекватно

Вы считаете, что ваш заместитель чересчур демократичен и предоставляет сотрудникам много свободы. Вам же придётся наводить порядок. Как грамотно использовать ситуацию? А почему бы не поделиться с ним беспокойством? Дайте понять, что он хорошо работает. Но ответственность за собственный стиль руководства будет нести полностью сам. Прежде чем принять меры, убедитесь, что проблема действительно существует.

Обратная ситуация - заместитель хорош как профессионал, но груб и обижает людей. Попытки обсудить неэффективны, так как он не считает это проблемой. Взаимоотношения руководителя и подчиненного в этом случае вредят делу. Что предпринять?

Грубым людям трудно понять, зачем быть чуткими. И почему это должно их волновать. Реагируйте на конкретные ситуации и показывайте, как можно было решить проблему "мягкими" методами быстрее и эффективнее. Не перегружайте теорией, он вас не поймет. Потребуется время, но хорошая обстановка в коллективе того стоит.

общение с подчиненными

Начальник - отец родной

Что делать, когда подчинённые обращаются с вопросами личного характера? Ничего не поделаешь - выслушивайте и создавайте доброжелательную атмосферу. Демонстрируйте понимание и готовность помочь. Не преуменьшайте проблему и не стройте из себя судью. Помогите полезной информацией, а не бесплатным советом. По возможности окажите реальную помощь.

Подчинённый - мелкий жалобщик и ябеда. Если поводы для жалоб всегда разные, вероятно, дело в недостатке внимания. Сообщите, что цените его хорошую работу. Возможно, поток жалоб уменьшится. Если нет - объясните, что вы заняты и не можете постоянно прерываться. Предложите зайти попозже. Таким образом можно почти полностью покончить с жалобами.

В целом, тема "Руководство и подчиненные" неисчерпаема. И каждый случай требует индивидуального подхода.

взаимоотношения руководителя и подчиненного

Задумайтесь о мотивации

Вот пять важнейших советов руководителю, желающему повысить мотивацию сотрудников.

Моббинг (от агл. мob — толпа) может проявляться по-разному, но всегда это систематический психотеррор, направленный на уничтожение личности. Людей травят на работе за то, что они не такие, как все, доводя их до стресса и проблем со здоровьем. Одни терпят, другие становятся рабами, третьи увольняются.

Мальчики для битья

Водитель транспортной компании Игорь недавно устроился на новую работу и неожиданно для себя стал изгоем. Как выяснилось, в компании была негласная традиция: водители и автомеханики ходят в ближайший бар отметить окончание рабочего дня. Игорь не любит выпивку, поэтому сначала отнекивался, а затем попросту стал уходить домой. Коллеги такое поведение не простили.

— Ребята стали меня постоянно подкалывать, а если мне нужна помощь, то они под разными поводами отказывают мне, — рассказывает Игорь. — Фактически я остался на работе один.

32-летний Сергей работает менеджером в одном столичном банке, и у него есть проблемы с весом. Всё было бы хорошо, вот только большинство его коллег помешаны на фитнесе. В банке это основная группировка, однако Сергею в неё путь заказан.

— Когда у нас какая-то движуха, они меня никуда не зовут, — вздыхает Сергей.

Мало того, коллеги постоянно подкалывают Сергея за его вес и за то, что он не занимается собой. Эта история длится уже несколько лет. Сергей стал плохо спать, в офисе старается избежать встречи со "спортивными" коллегами, после работы старается быстрее покинуть банк.

— В случае с Сергеем, даже если он не является спортивным человеком, его можно уважать за то, что у него есть своё мнение, — комментирует семейный психолог Ольга Торлецкая. — Однако Сергею не следует противопоставлять себя коллективу. Он мог бы придумать девиз или "кричалку" своим коллегам, чем, безусловно, стал бы полноправным членом их команды, даже не посещая фитнес.

По словам Ольги, Случай Игоря сложнее. Инстинкт самосохранения прочнее всех социальных связей. Если у него проблемы со здоровьем, ему лучше действительно не пить. Но Игорю не стоит осуждать коллег: наверное, ему стоит почаще с ними разговаривать, делиться своим вниманием — в тот же перерыв на обед. И тогда, может быть, его отсутствие вечером в компании будет не так заметно.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Дьявол носит Prada" / © Кинопоиск

Есть своя история и у Гули — сотрудницы московской логистической компании.

— Я переехала в Россию из страны бывшего СНГ, — рассказывает Гуля. — Как же меня достали придирки на работе по поводу моей национальности! Я люблю носить длинные юбки, предпочитаю яркие аксессуары. По этому поводу коллеги неизменно любят пройтись. Идет настоящая травля: они высмеивают мои акцент, ментальность, веру — а это самое болезненное. Со стороны начальства претензий к моей работе нет, но издевательства со стороны сотрудников мешают мне работать и жить.

Под травлю коллег могут попасть люди совершенно неожиданно. Например, коллектив может "сдружиться" против "лишнего" сотрудника, которого нужно выгнать для того, чтобы поделить его ставку. Или такая ситуация: двое сотрудников были в романтических отношениях, которые закончились, а один из партнёров, к примеру, охвачен ревностью и обидой. В этом случае он сделает всё, чтобы насолить бывшему возлюбленному — например, настроит против него коллектив. Есть и другие ситуации.

— Никогда бы не подумала, что окажусь объектом для насмешек, — признается бухгалтер Валентина. — Но, с тех пор как мой возраст перевалил за 60 лет, молодые сотрудники за глаза начали называть меня "баба Валя". Это невероятно задевает! Да, я горжусь тем, что я — бабушка троих внуков. Может быть, не стоило рассказывать о них коллегам так часто? Может быть, поэтому я заслужила это прозвище…

Коллективный заговор

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Дьявол носит Prada" / © Кинопоиск

— Моббинг — это любое систематическое преследование, которое так или иначе унижает человека. Вот почему распространённость этого явления в корпоративной среде в действительности шире, чем об этом принято говорить, — комментирует психотерапевт, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук Марк Сандомирский.

По его словам, моббинг, например, может включать в себя распространение порочащих слухов о сотруднике. Поводом может быть что угодно — здоровье, акцент, внешний вид, поведение и даже блюда, которым он отдает предпочтение во время обеда. Коллеги могут травить изгоя на работе, "забывают" пригласить его на корпоративные и другие социально важные мероприятия. Человеку всячески дают понять, что он здесь чужой.

— Впрочем, моббинг — это не только прямое оскорбление, но и косвенное. Оно может выражаться, например, в подчеркнутой любезности — так называемый эльфинг, — продолжает Сандомирский. — Так или иначе, подчёркивается социальная неадекватность поведения отдельно взятого человека, который является мишенью моббинга.

По некоторым данным, жертвами моббинга становятся 10 процентов сотрудников. Насколько опасно это явление в таких масштабах?

Добить слабого

Фото © Shutterstock Inc

Фото © Shutterstock Inc

— Конечно, моббинг, вопреки ошибочному мнению, сам по себе не порождает суицид, ведь последний — результат внутреннего психологического дисбаланса, существующего у человека длительное время, — объясняет Марк Сандомирский. — Моббинг просто снижает эффективность работы человека, приводит к обострению у него различных психосоматических заболеваний: всё чаще такой изгой уходит на больничный.

В итоге либо такой сценарий: человека "выживают", он уходит на новое место — кстати, иногда уйти с текущей работы бывает полезно даже для карьеры. Либо второй вариант: гонимый человек превращается в привычную жертву, имея психологический сценарий "козёл отпущения". То есть он сам смирился со своей участью, и "чморить" его начинают даже вновь прибывшие сотрудники, которые не в сговоре со "старыми".

— Но если человек переходит с работы на работу и везде одна похожая история — тогда это не моббинг, а собственные психологические проблемы человека, ответственность за которые он пытается переложить на окружающих, — резюмирует Марк Евгеньевич.

Моббинг гендерно универсален — возможен чисто мужской вариант и чисто женский. По словам психологов, коллеги по работе чувствуют слабость человека и начинают бить по больному месту.

— В женском коллективе мужчина может легче становиться жертвой моббинга, если в его семье, например, мать была деспотичной. Он воспринимает такую психологическую агрессию как нечто само собой разумеющееся, — рассуждает Сандомирский. — Любой моббинг зиждется на механизме комплекса неполноценности. Человека притесняют и обижают именно потому, что он склонен обижаться. Он ощущает себя не таким, как все, и изначально представляет себя униженным.

Травля в законе

Оскорбление личности российскими законодателями в нормативных актах определяется как унижение чести и достоинства какого-то человека, и выражено оно должно быть в неприличной форме. Однако на практике не всегда получается разобраться, в каком случае имеет место именно оскорбление, а в каком — высказывание своего мнения в достаточно жёсткой фирме.

С начала 2012-го года оскорбление личности стало не преступлением, а правонарушением. Оно предусмотрено статьёй 5.61 Административного кодекса, а точнее тремя её частями: за собственно оскорбление личности, за публичное оскорбление и за непринятие мер к недопущению публичного оскорбления. Нарушителю грозит штраф до трёх тысяч рублей.

Защита от нападения

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Пациенты" / © Кинопоиск

На Западе научились бороться с корпоративным моббингом — этим занимаются службы персонала. Для России это явление пока новое, поэтому зачастую на него никак не реагируют.

Психологи советуют повышать индивидуальную стрессоустойчивость человека, который стал мишенью моббинга.

— Она достигается различными групповыми и индивидуальными психологическими тренингами, — продолжает Марк Евгеньевич. — Жертве моббинга необходимо прежде всего заняться систематическим повышением самооценки.

По его словам, для этого существует целый ряд психологических приёмов: надо хвалить себя и научиться принимать похвалу; подчёркивать свои заслуги и достоинства; не критиковать себя, в то же время признавать реальные промахи; создать свою группу поддержки — в соцсетях или просто среди друзей.

Во-вторых, для того чтобы освобождаться от негативных эмоций, вызываемых моббингом, человеку, оказавшемуся его жертвой, обязательно надо овладеть навыками практической релаксации.

Третье: жертве нужно научиться создавать видимость того, что на неё никоим образом не влияют эти агрессивные манипуляции.

— В случае если вы подверглись оскорблениям со стороны коллег, следует написать своему руководству служебную записку, в которой нужно изложить обстоятельства происшествия, — даёт совет секретарь кадрового агентства Cornerstone Давид Дзиов. — Если у вас есть свидетели, которые могут подтвердить факт вашего оскорбления, это просто замечательно. В этом случае сам работодатель может принять меры и наложить на оскорбителя дисциплинарное взыскание в виде выговора.

Адвокаты также советуют не бояться обращаться с заявлением в полицию.

— Есть ответственность в российском законодательстве за клевету и оскорбление. За это человек может поставить вопрос о привлечении обидчика к административной ответственности, — делится опытом адвокат Алексей Михальчик. — Для доказательства можно запастись аудио- или видеозаписями. На мой взгляд, потерпевшему не помешает помощь психолога, чтобы он собрался и смог противостоять травле.

Алексей Михальчик отметил, что статья 128.1 УК ("Клевета") предусматривает штраф в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев либо обязательные работы на срок до ста шестидесяти часов.

пройти тестирование

Один из ваших лучших сотрудников приходит в офис, чтобы сказать вам, что он увольняется. Представьте себе то болезненное чувство, как ваше сердце сжимается где-то в животе.

Как вы распределите его обязанности? Как вы объясните это другим членам команды? Как вы найдете кого-то, кто сможет его хорошо заменить? Эти вопросы, с высокой долей вероятности будут проноситься в Вашем уме. Трудно описать этот психологический удар. Вы полагались на этого человека. Но его уход уже неизбежен.

В конце концов, в какой-то момент большинство сотрудников, задумывающихся о карьере, либо найдут другую работу, либо просто устанут от того, что они делают здесь и, возможно, от Вас.

Что отличает настоящих лидеров от посредственных менеджеров, как они реагируют на ситуацию?

Просто дышите, расслабьтесь, и порадуйтесь за человека, за его возможность снова начать получать удовольствие от жизни.

Если вы действительно хороший руководитель, вы спросите его о новой работе или какие у него планы.

Это важно для лидеров, они понимают насколько быстро подобная информация может распространяться в соцсетях, нужно успеть сделать все возможное, чтобы уже бывший сотрудник не оставил о вас плохие отзывы.

2. НЕ ПРИНИМАЙТЕ ЭТО НА СВОЙ СЧЕТ.

Скорее всего, он уходит не из-за вас. Так что не принимайте это на свой счет.

Вы не можете сердиться на кого-то, если он стремится к лучшим возможностям, и если он переживает что-то личное, то тут уж ничего не поделаешь.

3. ЧЕСТНЫЙ РАЗГОВОР.

Это хорошая идея, чтобы провести открытый и честный разговор о том, что пошло не так, и что могло бы быть лучше. Это самое лучшее время для разговора, так как работник уже ничего не теряет.

Его стоит использовать в качестве неофициального источника информации, и оно должно отличаться от интервью при увольнении.

4. ПОПРОСИТЕ ЕГО ПОДЕЛИТЬСЯ ЗНАНИЯМИ.

Надеюсь, вы позволите сотруднику остаться в компании как минимум на две недели, для того, чтобы он мог передать свои знания, умения оставшимся.

Это еще одна причина, почему стоит быть вежливым с сотрудником, который уходит, так что он был заинтересован помочь вам, даже если не должен.

5. БУДЬТЕ ЧЕСТНЫ С ОСТАЛЬНЫМИ ЧЛЕНАМИ КОМАНДЫ.

Пусть оставшаяся команда как можно скорее узнает, что случилось, и что вы планируете брать нового сотрудника.

Это позволит команде понять, что распределение задач носит временный характер. Дайте понять, что вы приветствуете вопросы о том, что произошло.

Как убедиться, что все идет гладко? Есть несколько основных правил , которые могут смягчить удар по компании при увольнения ключевого сотрудника.

1. Документировать все

Один из лучших советов - неустанно документировать все в вашей компании так, что, если к вам приходит новый сотрудник, он может легко узнать/прочитать как все устроено.

Каждый отдел и должность должны иметь все инструкции, регламенты, описания бизнес-процесса, и это должно быть легкодоступным.

2. Распространять знания

Не совсем правильно, если у вас в команде есть сотрудник, который является единственным в компании, кто знает как выполнить определенную задачу или процедуру.

Вы должны спросить себя: “Насколько сильно навредит нам, если человек Х покинет нас завтра?”

Если вам не нравится ответ на этот вопрос, стоит подумать над взаимозаменяемостью и найти способ, чтобы одну и ту же задачу могли выполнять как минимум два ваших сотрудника.

Проведения Exit и Stay Интервью

Оба имеют важное значение, и оба должны быть на регулярной основе.

Exit интервью — это собеседование с сотрудниками, которые покидают вашу организацию.

Вы можете сделать это лично, по телефону, или с помощью анкетирования.

Лучше делать это лично или по телефону, так как вы можете следить за ответами, но здесь есть один недостаток: возможно, это будут не совсем открытые и честные ответы.

Несколько примерных вопросов, которые можно использовать в своем Exit интервью:

1. Если причина ухода новая работа, чем она отличается от работы в нашей компании?

2. Какое событие повлекло за собой ваше решение уйти?

3. Вы поделитесь своими опасениями с кем-нибудь в компании, прежде чем уйти?

4. Что вам меньше всего нравится в нашей компании?

5. Вас устраивала ваша зарплата, система бонусов и дополнительных льгот?

6. У вас были четкие цели и вы точно знали, чего ожидают от вас в вашей работе?

Stay интервью - интервью, когда сотрудник еще находится в компании.

Вы можете использовать его, чтобы удержать лучших сотрудников и узнать, что могло бы привлечь новых.

Несколько вопросов, которые вы можете использовать в Stay интервью:

1. Какая причина №1, по которой Вы хотите остаться в нашей компании?

2. Если бы Ваш друг спросил, почему он должен работать в Вашей компании, чтобы Вы ответили?

3. Вы чувствуете, что ваша работа имеет значение для компании?

4. Вы чувствуете, что используете все свио навыки?

5. Вы чувствуете, что Ваши мнения и предложения учитываются?

6. Если бы вам разрешили изменить что-нибудь в вашей работе, чтобы вы изменили?

В начале 2020 года не каждый работодатель знал что делать, если сотрудник заболел коронавирусом, и какой должен быть порядок действий. Но уже в марте многие страны признали существующую эпидемиологическую обстановку пандемией. В России. начали вводить ограничения. Сотрудники стали болеть, и работодателям пришлось принимать меры для сохранения бизнеса.

Сотрудник заболел коронавирусом

Законодательно порядок действий работодателя при заболевании рабочих коронавирусом не урегулирован. Есть рекомендации Роспотребнадзора, на основе которых предпринимаются меры, с помощью которых можно сохранить жизнь и здоровье сотрудников.

Если работник заболел COVID-19 и это стало известно на рабочем месте:

вызвать бригаду скорой помощи и передать работника врачам СМП;

создать акт с упоминанием произошедшего случая на рабочем месте;

составить приказ о том, что заболевший не допускается до рабочего места;

после того, как сотрудник будет передан медицинским работникам, нужно произвести дополнительную дезинфекцию всех мест.

Также важным действием работодателя станет отстранение от рабочего процесса всех, кто контактировал с заболевшим. При возможности следует оформить для них дистанционную работу.

Дополнительно уведомлять другие государственные организации не нужно — это делают в медицинском учреждении, где примут пациента. Если же информация о сотруднике, заболевшем коронавирусом поступает от Роспотребнадзора, работодатель будет проинструктирован насчет дальнейших действий.

Восстановление работника

При заболевании работнику выдается листок нетрудоспособности (больничный). В этот период он не выполняет работу, так как проходит процедуру лечения и восстановления от болезни.

Больного коронавирусом не могут привлечь к трудовой деятельности. Решение о том, что работник может трудиться, выносит лечащий врач. Для этого пациент должен сдать тесты на антитела к COVID-19, также рекомендуется сдать тест по методу ПЦР. При выявлении работодателем заболевшего сотрудника не нужно лично выяснять историю его контактов. Это сделают в медицинском учреждении.

Порядок действий работодателя при возвращении рабочего, который болел COVID-19, законодательно не установлен. Считается что человек, переболевший коронавирусом, не опасен для окружающих. В качестве подтверждения используется справка из медицинского учреждения, где пациент получил лечение.

Что делать, если нет уверенности в выздоровлении?

Руководитель может не быть уверенным в том, что рабочий полноценно выздоровел и не представляет угрозы для коллег. В этом случае можно предложить ему дополнительно сдать тест на антитела к коронавирусу. Обычно сдаются простейшие тесты SARS-CoV-2, IgM и IgG.

Если больного коронавирусом сотрудника вылечили, но у него есть сложности с восстановлением здоровья, рекомендуется перевести его на удаленный формат работы. Такой способ решения проблемы поможет рабочему быстрее восстановиться в домашних условиях, а также исключить повторное заболевание.

Если нет возможности перевести работника на удаленный формат работы, он должен максимально соблюдать все рекомендации Роспотребнадзора, носить маску, обрабатывать руки дезинфицирующим раствором, регулярно мыть руки и так далее.

Выплаты заболевшим коронавирусом

По закону, болеющий рабочий получает пособие. Оно назначается с целью возмещения утраченного заработка. Поэтому любой работник на больничном не имеет права работать. Если сотрудник работает во время болезни и получает зарплату, то назначенное пособие будет считаться излишне выплаченным.

Выплаты заболевшим коронавирусом, которые находятся на больничном, начисляются в размере, не ниже уровня федерального МРОТ. С 1 января 2020 года МРОТ установили в размере 12 130 рублей в месяц. Следовательно, выплаты сотрудникам, болеющим коронавирусом, не могут быть ниже 12 130 рублей в месяц.

Также, 6 мая 2020 Указом Президента РФ были установлены следующие выплаты медработникам:

В случае смерти медицинского работника в результате заболевания COVID-19 — 2 752 452 рубля. Выплата распределяется между родственниками и родными работника в соответствии с указом.

При получении вреда здоровью в результате развития инфекции COVID-19, который привел к временной нетрудоспособности, выплата составит 68 811 рублей.

Если у медработника стойкая утрата трудоспособности в результате развития новой коронавирусной инфекции, он может получить 2 064 339 рублей (если в результате работник получил 1 группу инвалидности). 1 376 226 рублей (2 группа инвалидности в результате заболевания вирусом COVID-19). Если в результате заболевания установлена 3 группа инвалидности, выплата составит 688 113 рублей.

Что делать работодателю для обеспечения безопасности коллег?

Независимо от того, есть ли в организации рабочие, перенесшие COVID-19, нужно соблюдать режим использования средств индивидуальной защиты:

Если сотрудник работает в коллективе, он должен носить медицинские маски, респираторы. Если работник трудится в отдельном помещении и не контактирует с другими сотрудниками, этим правилом можно пренебречь.

Рекомендуется использовать перчатки на рабочем месте, в местах общего пользования (лифтах, санузлах, столовых и так далее).

Использование средств индивидуальной защиты в виде медицинских масок и перчаток не гарантирует полную безопасность и нулевую вероятность заболевания коронавирусом. Но это значительно снижает риск заражения.

Если сотрудник заболел коронавирусом, прошел лечение и стал работать в коллективе, ему рекомендуется носить указанные средства защиты, чтобы избежать возможного инфицирования других работников. Руководителям рекомендовано обеспечить сотрудников доступом к дезинфицирующим средствам. Это могут быть кожные антисептики и дезинфицирующие салфетки.

Действия работодателя при выявлении работника, заболевшего коронавирусом, должны быть своевременны. Если быстро не исключить контакт больного сотрудника с остальным коллективом, это может привести к полному прекращению работы организации, так как все сотрудники уйдут на больничный. Также это приведет к значительным финансовым потерям. Сотрудники должны быть осведомлены о порядке действий при выявлении больного коронавирусом.

Работодатель должен дополнительно обратить внимание на характер работ сотрудников старше 50 лет. Такие работники — группа риска, которые могут заболеть коронавирусом в первую очередь. Если сотрудники старше 50 лет работают в коллективе, имеют разъездной характер работ, нужно приложить все усилия, чтобы перевести их на удаленную работу, обеспечить всеми средствами защиты и так далее.

Работодатели при выявлении заболевшего сотрудника не должны скрывать данный факт. Так же они должны поступать, если заболели сами. COVID-19 относится к опасным инфекционным заболеваниям. В соответствии с частью 1 статьи 236 УК РФ, нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее массовое заболевание предусматривает штраф до 80 тысяч рублей или ограничение свободы на срок до 1 года. В 2020 году требования предложили ужесточить.

От действий работодателя при коронавирусе даже у одного работника зависит надежность работы всей организации.


Чтобы не допустить на предприятии массовой вспышки заболеваний, работодатель должен немедленно отреагировать на подтвержденный случай коронавируса у работника. НО! В законе нет четких указаний, а привычный порядок расследования в такой ситуации не подходит. Мария Попова (Коновалова) подготовила алгоритм действий для работодателей, который поможет ничего не упустить.

Шаг 1. Изолируйте заболевшего работника

Отстраните заболевшего от работы, изолируйте в отдельном помещении от остальных работников и организуйте его поездку домой, например, закажите такси (ч. 2 ст. 223 ТК). Проконтролируйте, чтобы работник вызвал врача.

Шаг 2. Определите первый и второй круг контактов с заболевшим сотрудником

Люди, с которыми непосредственно контактировал заболевший работник, — первый круг контактов. Люди, с которыми контактировали представители первого круга, — второй круг контактов.

Если сотрудник сообщил о заболевании уже из дома или больницы, определите последний день, когда он был на работе. Это поможет точнее определить круг лиц, с которыми контактировал заболевший.

Проверьте журнал контактов и журнал посещений. В них посмотрите информацию о людях, с которыми контактировал заболевший. Составьте список контактов первого и второго круга.

Используйте рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения от 17 марта 2020 года. ВОЗ устанавливает, что контактное лицо — это человек, который находился с заболевшим от двух дней до и до 14 дней после появления симптомов, в условиях любой из ситуаций:

  • контакт лицом к лицу в пределах одного метра в течение менее 15 минут
  • предоставление прямой помощи без использования средств индивидуальной защиты
  • пребывание в той же закрытой среде, что и заболевший, включая рабочие места, классные комнаты или домашнее хозяйство в течение любого периода времени
  • передвижение в пределах одного метра от заболевшего на любом виде транспорта
  • другие ситуации, в соответствии с протоколами по оценке риска

Шаг 3. Организуйте дезинфекцию

Обработайте дезсредствами поверхности: мебель, подоконники, кресла, стулья, дверные ручки, выключатели, оргтехнику, посуду, краны, умывальники и другое санитарно-техническое оборудование. Используйте дезинфицирующие средства вирулицидного действия, то есть со способностью деактивировать вирусы. Воздух обеззараживают бактерицидными облучателями-рециркуляторами. Кварцевые лампы используют, только когда сотрудников нет в помещениях.

Если работника доставили на транспорте организации, в нем также проводят дезинфекцию. Все поверхности салона следует обеззараживать дезинфицирующими средствами.

Шаг 4. Отправьте на карантин сотрудников первого круга контактов

Сотрудников, с которыми непосредственно контактировал заболевший коронавирусом, отправьте на 14-дневный карантин. При возможности организуйте им тестирование на заболевание и наличие антител.

Шаг 5. Контролируйте состояние сотрудников второго круга

Сотрудников, которые составляют второй круг общения заболевшего, не обязательно отправлять на карантин. Но, если для них возможно организовать удаленную работу, — лучше это сделать. Независимо от того, будут представители второго круга контактов присутствовать на рабочем месте или нет, контролируйте их состояние здоровья. При возможности организуйте тестирование на заболевание и наличие антител.

Шаг 6. Проведите инструктаж о профилактике коронавирусной инфекции

Проведите внеплановый инструктаж работникам посредством видеосвязи, например, используйте Skype или Zoom. Расскажите, какие мероприятия внедрили на предприятии и какие новые права и обязанности появились у работников.

Шаг 7. Отслеживайте состояние заболевшего сотрудника

Периодически интересуйтесь самочувствием заболевшего работника и оказывайте посильную помощь в лечении. По возможности, контролируйте, чтобы работник строго соблюдал карантин.

Шаг 8. Проанализируйте условия, при которых заразился сотрудник

Если первые симптомы у сотрудника проявились на работе, желательно провести внутреннее расследование. Точно выяснить, как и при каких условиях заразился человек, сложно. Но расследование поможет проанализировать качество профилактических мероприятий, которые организовал работодатель, и разработать план по усилению защитных мер.

Шаг 9. Отчитайтесь при необходимости о выполненных мероприятиях в Роспотребнадзор

Самостоятельно работодателю не нужно уведомлять Роспотребнадзор. Но ведомство может запросить информацию о мерах, которые предприняли в связи со случаем заболевания коронавирусом. Работодателя попросят предоставить журнал учета контактов заболевшего и проверят, как соблюдаются профилактические мероприятия.

Читайте также: