Что делать если не стоит на работу

Обновлено: 17.05.2024

Что делать, если вы заболели: остаться дома или все же пойти на работу? Обозреватель BBC Capital ищет правильный ответ на этот вопрос.

На английском языке таких людей называют "wickie", но ничего общего с названием известной веб-энциклопедии это слово не имеет.

Оно обозначает человека, который идет на работу, даже если заболел.

Это явление также известно как "презентеизм". Хорошо это или плохо - присутствовать на работе, даже если чувствуешь себя неважно?

Как сказать коллегам о своей болезни

Как врачи исправляют ошибки друг друга

Цена новогоднего похмелья

Недавние исследования показывают, что производительность труда такого работника невысока, он делает больше ошибок и проявляет невнимательность.

Кроме того, вы наверняка будете раздражать коллег постоянным кашлем и сморканием.

Полная противоположность "wickie" - "sickie", то есть ипохондрик, человек, который постоянно жалуется на плохое самочувствие, даже если с ним все в порядке.

Так как же точно определить, когда стоит остаться дома?

Большинство из нас находятся где-то посередине между этими двумя категориями.

Впрочем, остаться дома порой мешает давление со стороны коллектива. Например, все расхваливают коллегу, появившегося на работе, несмотря на то, что тот еле стоит на ногах, или босс тонко намекает, что больничный в компании не приветствуется.

Все мы боимся потерять работу и не хотим остаться без заработной платы, и поэтому решение остаться дома на время болезни многим дается не так просто, как следовало бы.

Так как же точно определить, когда стоит остаться дома?

Почему люди чувствуют себя обязанными пойти на работу во время болезни?

Исследователи из Университета Восточной Англии отмечают, что на это влияют такие факторы, как жесткие требования со стороны работодателя, стресс и страх потери работы.

Оставаться дома во время болезни или нет - это то решение, которое следует принимать, полагаясь на здравый смысл. Но у вашего босса на этот счет может быть другое мнение.

Объективной меры того, насколько болен должен быть человек, чтобы остаться дома, не существует, что еще больше затрудняет наш выбор.

"Мне также удалось выяснить, что люди, которые чрезвычайно поглощены своей работой и склонны к трудоголизму, реже берут больничный - независимо от того, насколько плохо себя чувствуют", - говорит Гейл Кинман, профессор психологии в области профессиональной гигиены труда из Бедфордширского университета (Великобритания).

Кроме того, в этом вопросе мы часто ориентируемся на поведение своего босса.

"Если ваш начальник практикует презентеизм, он может ожидать того же от своих подчиненных, и они не захотят брать больничный", - добавляет Кинман.

Вот почему кажется, что требовательным, властным начальникам недостает сочувствия к своим сотрудникам.

Если ваш начальник практикует презентеизм, он может ожидать того же от своих подчиненных

Если вы думаете, что босс отрицательно отреагирует на вашу болезнь, вы вряд ли возьмете больничный, даже если это очень необходимо.

Согласно другим исследованиям специалистов из Университета Восточной Англии, на работу во время болезни приходят работники, находящиеся под давлением со стороны коллег или начальства и испытывающие от этого сильный стресс, а также работники с высокой мотивацией.

Тому, кто чувствует себя притесненным или ущемленным в правах, попросить больничный будет труднее.

Остаться в постели

Вы думаете: это всего лишь простуда. Вы говорите себе, что чихание и заложенность носа появились совсем недавно. И вы идете на работу.

На самом деле, даже если болезнь протекает в легкой форме, лучше остаться дома и отдыхать, чтобы не усугубить ее.

Майкл Тэм, врач-терапевт в больнице Fairfield Hospital, что в австралийском Сиднее, советует взять больничный, как только появляются первые симптомы сильной простуды.

В первую очередь это касается тех, кто по долгу службы контактирует с множеством людей - например, работников сферы гостеприимства (туризм, гостиничный сервис и т.д.) или ухода.

То же самое Тэм рекомендует и тем, кто работает в офисе, так как это поможет избежать распространения болезни.

У вас желудочный грипп? Останьтесь дома еще на пару дней после того, как прекратятся рвота и диарея.

Во многих странах, например, в Австралии, закон гарантирует оплачиваемый больничный и тем, кто работает на полную ставку, и некоторым штатным работникам с неполной занятостью.

В других странах, включая США и некоторые азиатские государства, подобных гарантий мало, либо они вовсе отсутствуют.

Таким образом, вполне закономерно, что в сферах деятельности, где размер зарплаты и гарантии занятости зависят от личного присутствия, работники реже остаются дома во время болезни. Это еще один вывод, сделанный Кинманом в процессе его исследования.

Даже во многих развитых странах с относительно благоприятным трудовым законодательством (как в Сингапуре, например) работник не имеет права на оплату больничного, если он проработал на своей должности менее трех месяцев.

Там, где размер зарплаты и гарантии занятости зависят от личного присутствия, работники реже остаются дома во время болезни

"Эта проблема особенно актуальна в случаях, когда работнику не оплачивается больничный, когда компания испытывает нехватку персонала или начальство очень неодобрительно относится к болеющим сотрудникам. Это также касается работников здравоохранения, социальных работников и представителей других подобных сфер", - говорит Кинман.

Эта дилемма хорошо знакома некоторым подрядчикам и фрилансерам. По оценкам специалистов, в Австралии 24% работников ведут трудовую деятельность на условиях срочных трудовых договоров.

А недавнее исследование Союза фрилансеров США показало, что 35% работников работают внештатно (то есть их заработок напрямую зависит от объема выполненной работы).

"Если я не выйду на работу, мне не заплатят", - говорит Шон Ньюман, строитель из Лондона.

Что делать, если вы заболели:

Немедленно свяжитесь с начальником

Примите твердое решение остаться дома

Составьте план заданий, которые вам нужно будет закончить

Сообщите начальнику примерный срок возвращения в офис

Источник: Гейл Кинман

В то же время Николь, государственная служащая из Сиднея (Австралия), попросившая не указывать ее фамилию, говорит, что во время простуды могла бы поработать полдня из дома, но ее сил не хватает на полноценный рабочий день в офисе.

Дело в том, что если человеку, который едва держится на ногах из-за болезни, приходится добираться до работы, а потом сидеть на совещаниях, то его состояние лишь ухудшается.

Но ее непосредственный начальник заявил, что подобные компромиссы для него неприемлемы, и что "сотрудники должны либо болеть и сидеть дома, либо быть здоровыми и присутствовать на работе", - говорит она.

По ее мнению, такие правила не позволяют сотрудникам успешно справляться с работой. "В жизни есть не только черное и белое".

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Capital.


Марина Левинадиректор департамента по связям с общественностью, информационной политике и корпоративной ответственности Microsoft в России

Смена работы — это всегда стресс. И даже не столь важно, что превалирует в каждом конкретном случае: вдохновение от перспектив или страх от непривычного круга обязанностей. Важно, что попадая в незнакомую обстановку или новый коллектив, человек выходит из зоны комфорта, а значит, ему необходимо время на адаптацию. У разных людей этот процесс может занимать разное количество времени, поэтому не нужно относиться к проблеме дискомфорта на новом рабочем месте как к однозначному индикатору того, что работа не подходит.

Компании важно дать сотруднику время для привыкания, изучения культуры и специфики новой работы, налаживания связей внутри организации. Если по истечении нескольких первых месяцев проблема сохраняется, а динамика привыкания остается негативной, то, конечно, есть вероятность, что на этапе принятия решения о трудоустройстве была допущена ошибка. Однако мой опыт говорит о том, что в большинстве случаев человек успешно адаптируется.


Валентина Игнатьеваведущий менеджер по персоналу агентства интегрированных коммуникаций Comunica

Когда человек попадает на новое место работы, порыв развернуться и уйти может быть совершенно нормальным. Причины бывают самыми разными. Я знаю несколько историй людей, которые так сделали, потому что в офисе у потенциального работодателя не было окна, вместо разработки дизайн-макетов их посадили на холодные звонки или другая компания в тот же день сделала лучшее предложение.

Даже если вы оказались в похожей ситуации, и причины не так очевидны, желания уйти не нужно бояться. Кто-то более адаптивен, а кто-то — менее. Это зависит от темперамента и характера человека. Я рекомендую по возможности выходить на работу под конец недели — в четверг или пятницу. В первый день постарайтесь обойти офис и разузнать всё — где находится туалет, как одеваются коллеги, не склонен ли начальник кидаться пепельницами.

Очень полезно сходить пообедать с новыми коллегами, чтобы ненавязчиво задать интересующие вас вопросы. Кроме того, под конец недели люди более расслаблены, и с ними можно пообщаться в более неформальной обстановке. Это все поможет на выходных спокойно обработать информацию и принять рациональное решение.

Что делать, если вам всё-таки неудержимо хочется уйти? Для того, чтобы не выглядеть неадекватно в глазах работодателя, лучше подойти к руководителю и откровенно сказать о том, что это место работы вам не подходит, и вы вынуждены его покинуть. При этом будьте вежливы и корректны — не стоит материться или упражняться в сарказме, даже если рабочее место вас неприятно изумило. Кто знает, может быть, вам придётся в будущем снова столкнуться с сотрудниками этой компании в другом месте. Кроме того, мир тесен, и другой работодатель может попросить их дать вам рекомендацию.


Евгения Дворскаяоснователь и генеральный директор рекрутингового маркетплейса JungleJobs

Разговора не нужно опасаться, это всего лишь формальность, после которой вы разойдётесь с компанией в разные стороны. Но можно разойтись очень порядочно, а можно некрасиво. Чтобы получилось порядочно, дайте честную, но вежливую обратную связь.

Примерно это может выглядеть так: мне действительно интересны те задачи, которые стоят передо мной, но я чувствую, что коллектив мне совершенно не близок и мне будет сложно с ним сработаться, поэтому я считаю, что будет правильно уйти сразу, не тратя ваши деньги и моё время.

В наше время скорости распространения информации и распространения социальных сетей риски от некорректного разрыва отношений, невыполнения обязательств могут стоить вам репутации. Потому как ситуация сама по себе не очень приятная: компания потратила время и, возможно, деньги на поиск вас, отказала другим кандидатам. Нужно быть максимально корректным в столь деликатном вопросе. И всегда помните, что завтра вы снова может столкнуться с кем-то из несостоявшихся коллег или руководителей, как с клиентом, например.


Мария Хандросуправляющий консультант рекрутинговой компании Hays

Здесь важно признаться себе, что первый рабочий день — это, безусловно, стресс. Процесс адаптации занимает время, и не происходит в один момент. Не зря в большинстве компаний испытательный срок длится три месяца. Это время нужно не только для того, чтобы работодатель оценил качество и уровень работы сотрудника, но и для того, чтобы сотрудник понял, насколько ему комфортно и интересно работать в компании.

Желание уйти с работы в первый день может возникнуть по разным причинам. Иногда по очень необычным. Как-то кандидат принял решение уйти из компании на второй рабочий день, потому что в компании, по его словам, нестерпимо пахло мылом.

Если желание уйти с работы возникло потому, что вам кажется, что вы не справитесь со своей работой, оставьте эти страхи. Никто не ждёт от вас заоблачных результатов в первые недели, а уж тем более в первый рабочий день. Дайте себя время войти в курс дела и адаптироваться к новому месту.

Если вы всё-таки решили уйти, не сбегайте безвозвратно в обед, никого не предупредив об этом. Уйти из компании в первый день — это тоже решение. Имейте смелость честно сказать об этом руководителю. Не начинайте такой разговор с претензий и агрессии. Спокойно и аргументированно объясните, почему вы не хотите продолжать работу в компании. Напоследок не забудьте поблагодарить всех участников процесса за их участие и уделённое время. Побег из компании может негативно отразиться на вашей репутации на рынке труда, так как менеджеры по персоналу из разных компаний зачастую общаются друг с другом.


Катерина Гавриловаоснователь рекрутингового агентства DigitalHR

Есть люди, которые не любят говорить о проблемах. Когда они выходят на работу и в первый же день в ней разочаровываются, они тихо уходят из офиса, плотно прикрывают дверь и растворяются в вечерней толпе у метро. Затем перестают отвечать на звонки и блокируют несостоявшихся коллег в соцсетях. Не надо так.

Скажу честно, руководители и HR-специалисты очень близко к сердцу принимают такие ситуации: во-первых, переживают за человека — вдруг с ним что-то случилось? Во-вторых, переживают за рабочий процесс — неужели в компании есть что-то, что провоцирует буквально на бегство из офиса?

Хотя зачастую серьёзных причин такого поведения нет, иногда кандидаты бояться давать фидбек работодателю и предпочитают исчезнуть. Кроме того, что такое поведение — надсмешка над деловой этикой, оно сигнализирует о профессиональной незрелости кандидата и портит ему репутацию на рынке.

Лучше наберитесь смелости и скажите честно руководителю или HR-менеджеру, что вам некомфортно работать. Вы неверно поняли задачи, не готовы к ненормированному графику — дайте обратную связь, чтобы спасти следующих кандидатов, которые смогут попасть в такую же ситуацию. В любом случае скажите спасибо компании — это ценный опыт для обеих сторон. Но мы советуем не торопиться, присмотреться к компании получше. Вдруг желание уйти — это всего-навсего стресс от первого рабочего дня, а дальше будет только лучше?

После десяти лет работы во внешнем и внутреннем подборе персонала могу сказать, что такие ситуации — большая редкость и скорее исключение. Обычно перед выходом на новое место соискатель неоднократно встречается с работодателем, знакомится, присматривается, поэтому сюрпризы в первый рабочий день сведены к минимуму.

Тем не менее, Half-day Tony (люди, которые покидают новое рабочее место в первый же день — прим. ред.) встречаются. Выделю, на мой взгляд, самые распространенные причины, почему сотрудник может исчезнуть в первый день, например, не вернувшись в офис с обеда.

  • Кандидат получает оффер от компании мечты или бывший работодатель с опозданием делает выгодное контрпредложение.
  • На собеседовании кандидат предполагал работать с определенными людьми: руководителем, коллегой-экспертом, командой. При выходе человек узнает о штатных изменениях и понимает, что ему предстоит работать с другими специалистами и в рамках другой структуры. Такие изменения не вдохновляют новичка или вовсе вызывают у него антипатию.
  • Новичку в первый день работы дают другие задачи, не обсуждавшиеся на собеседованиях.
  • Сотрудник понимает, что не готов к темпам, объёмам, срокам или стандартам работы на новом месте.
  • На собеседовании человек не придал значения атмосфере внутри компании, а в первый день ощутил, что ему не близки субкультура и корпоративный стиль.

Если даже выяснили все, что хотели, а после выхода на новое место возникли неожиданные обстоятельства, найдите в себе силы не исчезать бесследно. Лучше честно и лаконично поговорить с руководителем или HR-специалистом и обсудить сложившееся положение. Даже если решить проблему вместе не удалось, вы сохраните за собой репутацию адекватного человека.



Недавно к нам обратился клиент - сотрудник одной из крупных компаний. В случайном разговоре он узнал, что один из его коллег, работающих на аналогичной должности, принятый вместе с ним и выполняющий аналогичный функционал, получает в полтора раза больше, чем он.

✔Что делать, если Вы узнали или догадываетесь о подобной несправедливости, и как с этим бороться? Мы подготовили для Вас подробную инструкцию.

Содержание

1. Проверьте факты

Не спешите вызывать начальника на разговор или обращаться в суд сразу же, как только Вы узнали о предполагаемой разнице. Помните, что люди порой склонны приукрашивать действительность - особенно, если вопрос касается размера доходов.

Кроме того, чем более веские доказательства Вам удастся собрать до обращения в суд, тем больше шансов у Вас будет на быстрое и правильное разрешение спора.

Попробуйте уточнить информацию у сотрудников бухгалтерии, у самого “проболтавшегося” коллеги или непосредственного начальника, как бы невзначай затронув тему зарплаты в разговоре. Разговор от начала и до конца стоит записать на аудио.

Если Вы воспользуетесь профессиональным диктофоном, это оставит меньше шансов Вашим собеседникам опровергнуть свое участие в разговоре с помощью судебной экспертизы.

Идеальным вариантом может стать получение копии зарплатной ведомости или иных подтверждающих документов.

2. Убедитесь, что различие заключается в размере окладов либо премий, условия получения которых выполняются Вами и коллегой в одинаковой степени

Различие в части окладов недопустимо во всех случаях, если только в штатном расписании и трудовых договорах не установлена т.н. “вилка” в окладах. В этом случае работодатель сможет доказать обоснованность различий в выплатах наличием объективных критериев, отраженных в локальном нормативном акте (например, можно обосновать изменение размера оклада различным стажем работников). Отметим, что согласно сложившейся судебной практике работодатель также обязан будет доказать, что работник был ознакомлен с данным нормативным актом.

Аналогичным образом обстоит ситуация и с премиями - объективные критерии оценки должны быть указаны в локальном нормативном акте.

3. Непростой разговор

Если Вы уверены, что размеры выплат занижаются незаконно и незаслуженно, собрали необходимые доказательства, то Вы можете переговорить с работодателем открыто. Попросите его предоставить установленные локальными нормативными актами критерии оценки эффективности, в соответствии с которыми размер заработной платы существенно отличаются.

Очевидно, что разговор предстоит не самый простой, поэтому к нему следует подготовиться и заранее продумать аргументы в свою пользу: оцените эффективность вашей работы в сравнении с коллегой, ознакомьтесь заранее с действующей должностной инструкцией и положением о премировании, а также со штатным расписанием.

Не бывает одинаковых ситуаций. Профессионал сможет оценить именно Ваш случай, исходя из своего опыта, и подсказать, как увеличить Ваши шансы на успех, избежать юридических ловушек и негативных последствий.

Если разговор ни к чему не привел (либо в Вашей ситуации может вызвать лишь новые проблемы), а обязанности и оклады совпадают, переходите к подаче заявлений и жалоб.

4. Подайте заявление в прокуратуру

По итогам проверки за нарушение трудового законодательства работодатель может быть привлечен к административной ответственности по статье 5.27 КоАП. Если доводы жалобы подтвердятся, прокурор также направит работодателю предписание о необходимости устранения нарушений.

5. Подайте жалобу в трудовую инспекцию

Она обязательно должна содержать такие данные, как :

- ФИО и адрес регистрации заявителя, его телефон и e-mail;

- наименование работодателя и место его нахождения

- описание допущенных работодателем нарушений и имеющихся доказательств (при их наличии);

- дата и подпись заявителя.

При необходимости можно попросить провести проверку конфиденциально - в этом случае инспекция не раскроет Вашего имени работодателю.

6. Если ничто из перечисленного не помогло, подайте исковое заявление о взыскании разницы в заработной плате

Работник, получающий необоснованно низкую зарплату по сравнении с коллегами, вправе в порядке ст. 392 ТК РФ обратиться в суд и взыскать сумму недоплаты в течение трех месяцев со дня, когда он узнал о нарушении своих прав.

Преимущество данного способа заключается в возможности суда по ходатайству истца в соответствии со ст. 57 ГПК РФ истребовать всю необходимую внутреннюю документацию работодателя, которую он может отказываться предоставить добровольно.

Добиться повышения заработной платы и компенсировать разницу окладов за период, когда вы получали меньше коллеги, возможно лишь в том случае, если доводы истца, на которых основаны его требования, будут подтверждены доказательствами. Пример: суд истребовал зарплатные ведомости и штатное расписание и установил разницу в окладе сотрудников на одинаковых должностях.

7. Пример из практики “Крайнев и партнеры”

Работник случайно получил доступ к зарплатной ведомости и увидел, что его заработная плата необоснованно занижена в сравнении с его коллегами на аналогичных должностях.

В ходе подготовки мы провели переговоры с работодателем, однако последовал отказ в выплате компенсации и был подан иск о взыскании “недоплаты”, а также мы подготовили ходатайство об истребовании доказательств у работодателя.

Оказалось, что работодатель подготовился к таким спорам и создал в компании несколько десятков должностей с разными названиями, но одинаковым трудовым функционалом. Тем не менее истребование должностных инструкций и уточнение фактически исполняемых обязанностей сотрудников позволило опрокинуть позицию организации. В рамках утвержденного уже в следующем судебном заседании мирового соглашения работодатель, опасаясь репутационных и финансовых потерь, в полном объеме выплатил работнику недостающую сумму, проценты на неё, а также компенсировал его судебные расходы и фактически потерянное время.

umnij_dom_sovremennij_vzgljad_na_organizatsiju_inzhenernih_sistem-5

На носу майские праздники – время, когда можно будет наконец-то расслабиться и немного отдохнуть от работы. Но что делать, если на работу не хочется идти уже сегодня? Согласитесь, бывает так, что вроде бы заработал имидж трудолюбивого сотрудника, да и совесть откровенно против… но так хочется взять и прогулять работу, оставшись и дальше валяться в теплой постели или на диване, просматривая утренние телешоу… А если ребенок заболел или вы в плену бессилия после вчерашней вечеринки?

1. Донорство

Самый, наверное, проверенный способ не пойти на работу – это сдача крови. Позволяет не только реализовать ваши благородные намерения помочь человечеству, но и дает материальную выгоду в виде питания или денежной компенсации в донорском центре. Ну а кроме того, согласно ст. 186 ТК, в этот день можно вполне законно прогуливать работу. Более того, следующий после сдачи крови день может быть аналогичным образом прогулян, и это никак не отразится на вашей зарплате, так что внакладе вы тоже не останетесь. Если нет желания отдыхать конкретно в эти дни – нет проблем, выходные дни по случаю донорства, по исключительно вашему велению могут переноситься на любой другой день или же прибавлены к отпуску. Главное, чтоб начальство за такие уловки не взъелось… Хотя, на вашей стороне закон, так ведь?!

dobro-o-kotorom-molchat-predstaviteli-bolshoi-chetverki-2

2. Работа по выходным и праздникам

3. Температурные нарушения

temperatura

5. Корпоративные отгулы

6. Учебный отпуск

x26777d20150213151551

7. Медосмотр

Медосмотр – это всегда хлопотно. Приходится обходить много врачей, выстаивать километровые очереди и в целом тратить на это кучу времени. И если работодатель отправляет вас на его прохождение, он прекрасно понимает, что быстро такие дела не делаются. Кстати, да, вы не обязаны проходить его в нерабочее время – медосмотр, если он проводится в обычных больницах профсомотра, то это всегда рабочее время. При этом согласно ст. 185 ТК, время прохождения медосмотра полностью оплачивается работодателем, хоть это будет половина рабочего дня, хоть несколько дней. И тут нужно понимать, что скорость его прохождения будет зависеть исключительно от вас, ваших знакомств в больнице и расторопности в очередях. А может нужная справка и вообще была получена заранее, и день медицинского осмотра удастся провести за пределами медицинских заведений?

8. Болезнь ребенка

Заболел ребенок? Уж с чем с чем, а с этим проблем точно нет – законодательство позволяет одному из родителей ребенка оформить на время его болезни больничный. Согласно Приказу Минздравсоцразвития № 624н, регулирующему порядок выдачи листков нетрудоспособности, больничный выдается в случае ухода за больным ребенком до 7 лет – в любом случае заболевания, и до 15 лет – при амбулаторном лечении или необходимости совместного пребывания в больнице. А если родитель осуществляет уход за ребенком-инвалидом, то согласно ст. 262 ТК, ежемесячно ему предоставляется 4 дополнительных выходных дня.

8c59ba68

9. Работать в селе

Если вам повезло (или не повезло) работать в сельской местности и при этом родиться женщиной – знайте, согласно ч. 2 ст. 262 ТК, вам положен 1 дополнительный неоплачиваемый выходной в месяц, который предоставляется по заявлению самой работницы без аргументации и объяснения причин. Хочу отдыхать, и всё! Связано это со сложными условиями труда в сельской местности, тем более что женщины обычно работают там или на животноводческих фермах, или в полевых условиях. Тем не менее выходной предоставляется независимо от наличия детей и прочих субъективных факторов, хоть вы доярка, хоть главный бухгалтер сельского совета. Главное, это заявление на им руководства, и все, на работу можно не идти!

10. Задержка зарплаты

Пусть это и негативный пример, но работник имеет полное право приостановить трудовую деятельность и не выйти на работу, письменно известив об этом начальство, если срок задержки заработной платы составил 15 дней. Нет зарплаты? Работайте сами! Согласно ст. 142 ТК, такой одинокий протест корпоративному произволу может длиться до тех пор, пока задержанная сумма не будет выплачена. При готовности произвести оплату задержанной суммы, работник обязан выйти на работу на следующий день. При этом на момент приостановления работы он не обязан находиться на рабочем месте, так что если 2 недели не платят зарплату – оставайтесь под одеялом, предварительно написав начальству заявление. За зарплату не бойтесь – на период такой забастовки, согласно ч. 4 ст. 142 ТК, за работником сохраняется средний заработок.

А вообще, лучше наладить с начальством хорошие отношения, и всегда иметь возможность отпроситься – закон законом, а доверительные отношения с руководством стоят гораздо большего.

Читайте также: