Что делает научный сотрудник в лаборатории

Обновлено: 18.05.2024

Должностная инструкция младшего научного сотрудника

(научного сотрудника, инженера, инженера-конструктора, инженера-технолога)

1. Общие положения

1.1. Младший научный сотрудник относится к категории специалистов.
1.2. На должность младшего научного сотрудника принимается лицо:
1) имеющее высшее образование — бакалавриат;
2) имеющее опыт работы по специальности не менее трех лет или ученую степень без предъявления требований к стажу работы.
1.3. К работе, указанной в п. 1.2 настоящей инструкции, допускается лицо:
1) прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) прошедшее инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.
1.4. Младший научный сотрудник должен знать:
1) цели и задачи проводимых исследований и разработок;
2) методы анализа и обобщения отечественного и международного опыта в соответствующей области исследований;
3) методы проведения экспериментов и наблюдений, обобщения и обработки информации;
4) отечественный и международный опыт в соответствующей области исследований;
5) методы и средства планирования и организации научных исследовании и опытно-конструкторских разработок;
6) методы разработки технической документации;
7) нормативная база для составления информационных обзоров, рецензий, отзывов, заключений на техническую документацию;
8) Правила внутреннего трудового распорядка организации;
9) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;
10) ……………….. (другие требования к необходимым знаниям)
1.5. Младший научный сотрудник должен уметь:
1) применять нормативную документацию в соответствующей области знаний;
2) оформлять результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
3) применять методы анализа научно-технической информации;
4) применять актуальную нормативную документацию в соответствующей области знаний;
5) применять методы проведения экспериментов;
6) оформлять проекты календарных планов и программ проведения отдельных элементов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
7) оформлять элементы технической документации на основе внедрения результатов научно-исследовательских работ;
8) ……………….. (другие навыки и умения)
1.6. Младший научный сотрудник в своей деятельности руководствуется:
1) ……………….. (наименование учредительного документа)
2) Положением о ……………….. (наименование структурного подразделения)
3) настоящей должностной инструкцией;
4) ……………….. (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые функции по должности)
1.7. Младший научный сотрудник подчиняется непосредственно ……………….. (наименование должности руководителя)
1.8. ……………….. (другие общие положения)

2. Трудовые функции

2.1. Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок по отдельным разделам темы:
1) осуществление проведения работ по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований;
2) осуществление выполнения экспериментов и оформления результатов исследований и разработок;
3) подготовка элементов документации, проектов планов и программ проведения отдельных этапов работ.
2.2. ……………….. (другие функции)

3. Должностные обязанности

3.1. Младший научный сотрудник исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 1 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) проводит маркетинговые исследования научно-технической информации;
2) осуществляет сбор, обработку, анализ и обобщение передового отечественного и международного опыта в соответствующей области исследований;
3) осуществляет сбор, обработку, анализ и обобщение результатов экспериментов и исследований в соответствующей области знаний;
4) осуществляет подготовку предложений для составления планов и методических программ исследований и разработок, практических рекомендаций по исполнению их результатов;
5) внедряет результаты исследований и разработок в соответствии с установленными полномочиями.
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) проводит эксперименты в соответствии с установленными полномочиями;
2) проводит наблюдения и измерения, составляет их описания и формулирует выводы;
3) внедряет результаты исследований и разработок в соответствии с установленными полномочиями;
4) составляет отчеты (разделы отчетов) по теме или по результатам проведенных экспериментов.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 3 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет подготовку информационных обзоров, рецензий, отзывов, заключений на техническую документацию;
2) проводит работы по формированию элементов технической документации на основе внедрения результатов научно-исследовательских работ;
3) осуществляет разработку проектов календарных планов и программ проведения отдельных элементов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
3.1.4. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.5. ……………….. (другие обязанности)
3.2. В рамках выполнения своих трудовых функций младший научный сотрудник:
1) осуществляет деятельность, направленную на решение задач аналитического характера, предполагающих выбор и многообразие актуальных способов решения задач;
2) несет ответственность за результат выполнения работ.
3.3. ……………….. (другие положения о должностных обязанностях)

4. Права

4.1. Младший научный сотрудник имеет право:
4.1.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.1.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.1.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.1.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.1.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.1.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.2. ……………….. (иные права)

5. Ответственность

5.1. Младший научный сотрудник привлекается к ответственности:
— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;
— правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
— причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. ……………….. (другие положения об ответственности)

6. Заключительные положения

Нау́чный сотру́дник — общее название учёных, занимающихся наукой, а также одна из конкретных категорий таких учёных.

Квалификационные требования научных сотрудников в России

Учёная степень (доктор или кандидат наук), наличие научных трудов или авторских свидетельств на изобретения, реализованных на практике научныx проектов и разработок и т. д.

Должности научных работников:

  • Младший научный сотрудник
  • Научный сотрудник
  • Старший научный сотрудник (учёное звание старшего научного сотрудника в настоящее время в РФ не присваивается, приравнено к званию доцента по специальности)
  • Ведущий научный сотрудник
  • Главный научный сотрудник

Должностные обязанности

  • Разрабатывает научные решения по проблемам, методы проведения исследований и разработок, выбирает необходимые для этого средства.
  • Обосновывает направления новых исследований и разработок и методы их выполнения, вносит предложения для включения в планы научно-исследовательских работ.
  • Организует составление программы работ, координирует деятельность соисполнителей при совместном их выполнении с другими учреждениями (организациями), обобщает полученные результаты.
  • Определяет сферу применения результатов научных исследований и разработок и организует практическую реализацию этих результатов.
  • Осуществляет подготовку научных кадров и участвует в повышении их квалификации.

Ссылки

    — документ Минтруда РФ (Проверено 19 сентября 2009) (Проверено 19 сентября 2009)
  • Присвоение ученых званий профессора по специальности и доцента по специальности. Архивировано из первоисточника 25 мая 2012.

Это заготовка статьи о науке. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
Это примечание по возможности следует заменить более точным.

  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Доцент • Профессор • СССР: научный сотрудник (младший • старший) • ассистент • Российская империя: адъюнкт • приват-доцент • адъюнкт-профессор • экстраординарный профессор • ординарный профессор • заслуженный профессор

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Научный сотрудник" в других словарях:

научный сотрудник — (инженер исследователь) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN scientific officerresearch scientist … Справочник технического переводчика

НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК — должность и научное звание сотрудника научно исследовательского учреждения (института, лаборатории и пр.), а также кафедры образовательного учреждения высшего профессионального образования. Звание младшего научного сотрудника (м.н.с.)… … Профессиональное образование. Словарь

НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК — Должностные обязанности. Проводит научные исследования и разработки по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в качестве ответственного исполнителя или совместно с научным руководителем, осуществляет сложные эксперименты и наблюдения.… … Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих

научный сотрудник - космонавт — на учный сотр удник космон авт … Русский орфографический словарь

Младший научный сотрудник (фильм) — Младший научный сотрудник Жанр Теленовелл … Википедия

СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК — ученое звание, присваиваемое докторам и кандидатам наук, и штатная должность в российских научно исследовательских учреждениях и вузах … Большой Энциклопедический словарь

старший научный сотрудник — учёное звание, присваиваемое докторам и кандидатам наук, и штатная должность в российских научно исследовательских учреждениях и вузах. * * * СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК, ученое звание, присваиваемое докторам и кандидатам… … Энциклопедический словарь

младший научный сотрудник — сущ., кол во синонимов: 1 • начинающий алкоголик (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

консультант-научный сотрудник — консультант научный сотрудник, консультанта научного сотрудника … Орфографический словарь-справочник

Моя кафедра в университете была представлена сотрудниками лаборатории, в которой я училась и куда меня пригласили как раз на защите диплома. Пригласили писать диссертацию, работать и преподавать. Быть учёным я хотела всегда и в общем-то никем другим я себя и не мыслила. Так что всю трудовую карьеру провела здесь, в НИИ, и смежных учреждениях. Этой осенью ровно 10 лет исполняется моему стажу.

Стоит отметить, что я защищалась уже приличное время назад и правила, особенности и формальности очень часто меняются. В том числе в зависимости от специальности и специфики работы.

Почему психиатрия? Никакого особенного пристрастия, выбирала в равной степени между биологией, геологией, археологией и прочими науками. Желание было исключительно заниматься исследованиями и какой-либо научной деятельностью. Родители и ограничения в познаниях сошлись на клинической психологии и психотерапии. Оказалось, что вполне успешно выбрала. И сегодня мало кто может сказать, что это не моё.

Все эти годы зарплата была ниже 1 МРОТа , год назад подняли до него. Но это только для тех, у кого есть степень. То есть без степени ещё минус 3050 р. Недавно мне сказали, что что-то подняли, но точные цифры не знаю. Сейчас я в отпуске по уходу за детьми и получаю пособие минимальное утверждённое по стране, поскольку если от зарплаты считать необходимый процент, то он будет, безусловно, ниже допустимого.

Расскажу о нашем распорядке дня. Утро понедельника — собрание, пятиминутка или еще как у кого. Там заведующий, директор рассказывает о том, что надо, что случилось в мире науки, сколько надо сделать и какой результат. Конференции, заседания и прочие планы.

Далее на уровне лабораторий и отделений такое же мероприятие. Потом обходы, если есть отделения. Ну и все. Все идут делать что в приоритете: лечить, изучать, обрабатывать результаты, писать и прочее. Во все остальные дни недели то же самое, только без собраний.

Никаких регламентов и распорядков у учёных нет. Нужен результат и наличие на работе. Обеденных перерывов тоже нет. Иногда половину недели занимает конференция. Кто-то ее организовывает, кто-то выступает, кто-то посещает.

На конференциях можно пожрать в каком-нибудь холле крупного отеля или конференц-зала . Если фарм-мафия организовывает, то есть и такая опция. Я лично за этим туда хожу. А если это конференция местного масштаба, то ты просто сидишь и думаешь, что мог полезного сделать в это время.

Фарм-бизнес — это бандитский бизнес. Они делают лекарства. Лекарства стоят денег. Не малых. Чтобы их покупали, их должны назначать врачи. Фарм-компании платят врачам за то, чтобы они рекламировали лекарства на конференциях, типа как выдавая за результаты своих исследований эффективности. Врачи назначают эти лекарства. Компания живёт и очень красиво.

Лекарства в психиатрии вещь сложная, и поэтому фарм-компании бывают ну очень изобретательны в своих методах. И все свои стандартные методы из любимых фильмов про данный контингент, кстати, они тоже используют. На сегодняшний день они гораздо сильнее, выше и мощнее всех наркокартелей . И я не знаю, что мы можем сделать с этим. Но мои знакомые врачи и коллеги никогда с ними не связывались.

Прикольно, когда видишь одну и ту же презентацию с препаратом, но от разных докладчиков. Мы обычно не обращаем на это внимания. Все про это знают и не придают значения.

Запретили работать на половину или четверть ставки (последних просто уволили). Соответственно, люди не могут больше совмещать с другими институтами работу. Стали сильно контролировать присутствие , а значит необходимо там быть. Раньше мы могли в течение рабочего дня ездить — читать лекции, вести семинары или практикумы в больницах для студентов. У нас были присутственные дни для этих заседаний и обсуждений, а дальше все мы работали 25 часов в сутки, кто где, и приносили результаты в виде диссертаций, книг, статей и докладов.

Теперь мы должны быть всю неделю в помещении, где нет даже рабочего стола. А работа осталась. И делать ее надо также — кто где. И результаты приносить такие же. У меня стоимость проезда на работу в таком режиме стоит половину зарплаты.

Есть ощущение, что людей с психологическими болезнями все больше и больше. К сожалению, это так. Жизнь ставит слишком много задач и слишком давит на психику. Мы не справляемся время от времени. Наш мозг почти не изменился с тех времён, когда мы бегали из пещеры на охоту и за ягодами. А вот условия жизни стали таковы, что мозгу приходится вкалывать в миллион раз сильнее, больше и чаще. Стресс очень велик и беспощаден к нам. А посему мораль такова, за своим психическим здоровьем надо следить, своим психологическим благополучием надо интересоваться. Мышление практиковать гибкое, а способы совладания со стрессом — максимально эффективные. Не избегать то, что доставляет дискомфорт или тревожит. Стремиться к миру с собой и в себе.

Существует мнение, что здоровых людей нет. Это очень вредное мнение. Во-первых, оно девальвирует понятие нормы и здоровья, а во-вторых, не даёт нам шанса на выздоровление . Здоровые люди есть и их больше, чем кажется. Потому что психическое нездоровье — это не плохое настроение, не проблемы с женой и не дурной характер. Это невозможность жить с собой и среди людей так, как предписано природой и нашей сутью. То есть в мире.

Самый важный критерий психического расстройства — это дезадаптация . Но даже самая сильная дезадаптация может быть адаптирована, и человек даже с самыми лютыми диагнозами может жить и вполне себе нормально. Работать, общаться, дружить, совершать достижения, получать удовольствие от своей жизни и её наполнения. Все мы переживаем и трудности и горести, но все по-разному, некоторым людям для этого нужна профессиональная помощь . И не для того, чтобы обозвать психом и выбросить из жизни (как это делает тюрьма), а напротив — скорее, вернуть в жизнь, максимально сохранив .


Для участия в конкурсах, научных практикумах, семинарах, встречах, человек должен отвечать определенным требованиям. Младший научный сотрудник – это минимальная иерархическая ступень, необходимая для участия. Как получить должность? Читайте далее в статье.

Иерархия научных сотрудников

Российская иерархическая лестница в области научной деятельности выглядит так:

  • младший научный сотрудник;
  • научный сотрудник;
  • старший научный сотрудник;
  • ведущий научный сотрудник;
  • главный научный сотрудник.


Младший научный сотрудник

Чтобы получить младшего научного сотрудника, необходимо проводить исследования в выбранной отрасли науки, ставить эксперименты, проводить наблюдения, измерения, уметь формировать из них научно обоснованные выводы. Затем нужно их опубликовать.

Научный сотрудник младшего звена должен уметь не только формировать научно-обоснованные выводы, но и публиковать их в специализированных издания. Период активных публикаций – не менее 1 года. Для продвижения по иерархической лестнице количество публикаций будет увеличиваться.

Для получения должности научного сотрудника младшего звена нужно иметь высшее профильное образование, опыт практической работы по исследуемой специальности. Также нужен опыт исследовательской деятельности во время обучения.

Приветствуется активное участие в семинарах, тренингах, молодежных конференциях. Такие квалификационные требования к младшему научному сотруднику предъявляются на основании Постановления РАН № 196 от 25.03.2008 года.

Старший научный сотрудник

Чтобы стать старшим научным сотрудников, необходимо также отвечать определённым требованиям. Он должен уметь осуществлять руководство группой работников, занимающихся плановой исследовательской деятельностью. Если нет возможности руководить такой группой, сотрудник на должности должен самостоятельно проводить сложные исследования и ставить эксперименты. Также в его обязанности входит разработка рекомендательных материалов и планов для проведения будущих исследований по конкретному научному направлению.

Научный сотрудник старшего звена должен заниматься подготовкой кадров для НИИ или иного учреждения, а также направлять имеющихся сотрудников на обучения для повышения квалификационных навыков. Чтобы получить должность, нужно отвечать определённым требования по знаниям и умениям:

За последние 5 лет сотрудник на должности должен принимать активное участие в исполнении работ по разделам программа фундаментальных исследований РАН.

Ведущий научный сотрудник

Чтобы получить должность ведущего научного сотрудника работник должен уметь самостоятельно руководить проводимыми исследованиями, а также группой сотрудников, которые эти исследования проводят под его началом. Темы заранее согласовываются и утверждаются. Руководитель должен не только регулировать процесс, но и принимать в нём участие в качестве ответственного работника.

В обязанности также входит разработка методов решения задач более сложного уровня. Организация работы по новым направлениям исследований в выбранной научной области, координация деятельности соисполнителей так, чтобы всем было удобно работать в сложившихся условиях – функции ведущего сотрудника. Сюда также относится:

  • обеспечение аналитических работ;
  • сбор и обобщение результативных данных, полученных в ходе проведенных исследований;
  • организация процесса подготовки кадров для НИИ или иного учреждения;
  • контроль над тем, как кадры повышают квалификацию в интересах научного заведения.

Чтобы занять должность, нужно:

Также ведущий научный сотрудник должен принимать активное участие в подготовке кадров высшей академической квалификации – кандидатов наук и докторов. После этой должности можно стать главным научным сотрудником учреждения.

Главным научным сотрудником является человек, достигший высшей степени иерархии в научной деятельности.

Научный сотрудник — перевод на английский

По мнению российских и зарубежных ученых, наиболее понятным является следующий перевод:

  • Senior/Junior/ researcher – так переводится должность сотрудника науки, находящегося на нижней ступени;
  • research scientist – обычный научный сотрудник учреждения;
  • scientist – сотрудник, находящийся на должности на старшей ступени научной деятельности;
  • staff scientist – человек на должности инженера-исследователя в научном учреждении.

Должностная инструкция научного сотрудника

В должностные обязанности работника на данной должности входит:

  • проведение научных исследований по специальности учреждения, в котором работает;
  • проведение разработок по отдельным этапам или разделам научных проектов;
  • участие в научных проектах в качестве ответственного исполнителя;
  • самостоятельное проведение исследований, экспериментов, наблюдений, решение сложных задач;
  • сбор, анализ, обработка, обобщение результатов, полученных в ходе проведения исследований, экспериментов, испытаний, наблюдений;
  • разработка методических рекомендаций и планов по программе проводимых исследований, экспериментов, наблюдений, испытаний;
  • активное участие в образовательных программа ВУЗов по специальности – чтение лекций, проведение семинаров, практикумов;
  • руководство над курсовыми и дипломными проектами.

Как стать научным сотрудником? Прежде чем приступить к исполнению непосредственных должностных обязанностей, необходимо удостовериться, что работник на должности:

  • умеет ставить задачи и цели будущих исследований, экспериментов, наблюдений;
  • достаточно изучил отечественную и зарубежную литературу по темам проводимых работ;
  • применяет современные методы организации исследований;
  • умеет грамотно воспринимать и обобщать полученную информацию;
  • знает внутренние нормативные акты;
  • ознакомлен с правилами техники безопасности, охраны труда, прочими локальными актами.

В процессе трудовой деятельности на должности сотрудник должен написать и опубликовать не менее 3 научных трудов. В работе научного сотрудника излагаются факты, результаты и выводы проведенных исследований, наблюдений, экспериментов. Также нужно стать докладчиком конференций, семинаров и симпозиумов отечественного и международного масштаба и являться конкурсантом проектов по специализации учреждения.

Достижения в области науки дают возможность перейти на следующую ступень карьерной лестницы.

Подлежат ли призыву научные сотрудники

В ст. 23 Закона № 53-ФЗ от 28.03.1998 года прописано, что правом на освобождение от призыва на воинскую службу подлежат граждане, имеющие ученую степень, то есть, являющиеся кандидатами или докторами наук.

Соответственно, если научный работник имеет академическую степень, в армию его не призовут. Наличие ученой степени является обязательным для назначения должность по иерархической научной лестнице.

Если научный работник уже имеет должность, но пока еще не получил степень, а только обучается в аспирантуре и готовится к защите, он также не подлежит призыву на службу в ряды Вооружённых сил РФ.

Если аспирант закончил учебное заведение, но диссертацию защитить не смог, он также является потенциальным призывником (до 27 лет).

Читайте также: