Что дает изучение социологии сотруднику овд как гражданину

Обновлено: 07.07.2024

Впервые систематический сбор уголовной статистики был начат во Франции. Первый уголовно-статистический ежегодник был опубликован в 1827 г. А.М. Герри.

Еще более значительный вклад в использование статистических методов для изучения криминальной сферы внёс бельгийский математик, астроном и статистик, создатель "социальной физики" Адольф Кетле (1796-1874): он рассматривал преступность как явление, порождаемое обществом и зависящее от типа общества. На основе статистических наблюдений Кетле выявил зависимость "склонности к преступлениям" от возраста, пола, профессии, воспитания, климата и времени года.

Во второй половине XIX в. основы уголовно-социологической теории заложили известные французские социологи Габриэль Тард и Эмиль Дюркгейм. Тард разработал теорию профессионального преступного типа и теорию преступного подражания, Дюркгейм – теорию аномии, объясняющую происхождение социальных отклонений (в том числе и преступности) в обществе. Кроме того, Дюркгейм провёл первое масштабное общеевропейское исследование такого социального отклонения, как самоубийство.

Современные социологические исследования преступности связаны, прежде всего, с криминологией – комплексной наукой о социальной природе преступности, её причинах, личности преступника и средствах предупреждения преступлений. Криминология появляется как продукт развития и дифференциации научного знания об обществе, она возникает на стыке общей социологии, психологии, психиатрии и юридических наук. Социология выполняет по отношению к криминологии методологическую функцию, предоставляя последней возможность применять в своих исследованиях не только социологические закономерности (например, изучать формирование организованных преступных групп на основе знаний, полученных в “социологии организаций”), но и использовать разработанные в социологии методы сбора первичной информации (интервью, анкетирование, контент-анализ и т.д.).

Основными направлениями применения эмпирических социологических исследований в деятельности ОВД являются следующие: 1) собственно криминологические исследования, где используется инструментарий, разработанный в социологии, для изучения различных видов преступлений, их социальных предпосылок и т.д. (например, изучение общественного мнения молодёжи об отношении к наркотикам или опрос жертв преступлений в виктимологии); 2) изучение деятельности организаций, охраняющих правопорядок - характера труда и быта работников ОВД; 3) исследование взаимоотношений органов внутренних дел с населением (общественностью), изучение общественного мнения граждан о деятельности правоохранительных органов.

Первое направление из названных прикладных социологических исследований мы далее не будем рассматривать, так как оно подробно описывается в учебниках криминологии.

Второе направление исследований является весьма перспективным, так как изучение трудовых и организационно-управленческих отношений в ОВД может способствовать совершенствованию структуры правоохранительных органов, повышению эффективности их деятельности, улучшению работы кадрового аппарата. Внутри второго направления можно, в свою очередь, выделить отдельные темы исследований:

1) изучение характера, содержания труда, мотивов трудовой деятельности и уровня удовлетворенности трудом в различных подразделениях и службах ОВД (например, в начале 1990-х годов МВШМ МВД России совместно с ВНИИ МВД России проводились экспресс-исследования среди сотрудников ГАИ и вневедомственной охраны в Московской области);

2) исследование проблем текучести кадров и закрепления молодых специалистов в ОВД (в 1993-1994 гг. в МВШМ проводились исследования по проблемам адаптации выпускников вузов системы МВД России к новому месту службы);

3) изучение социальных проблем женщин-сотрудников ОВД (исследование по этой теме проводилось в 1995-1996 гг. ВНИИ МВД России);

4) исследование организационной структуры, оптимальной численности, характера организационных отношений в различных подразделениях и службах ОВД, исследования стиля руководства и характера труда руководителя в ОВД (такие исследования периодически проводились с конца 1960-х годов, наиболее интенсивно они велись Академией МВД СССР и ВНИИ МВД СССР в 1970-80-х годах);

5) изучение социально-психологического климата, взаимодействия формальной и неформальной структуры организации в коллективах органов внутренних дел (например, кафедрой философии МВШМ МВД СССР в начале 1990-х годов проводилось подобное исследование в УВД Южного округа столицы);

6) исследования быта и семей сотрудников ОВД (блок вопросов об удовлетворённости бытовыми условиями включён в бланк опроса сотрудников милиции, которые проводятся в системе МВД России ежегодно, начиная с 1993 г.);

7) изучение различных форм отклоняющегося поведения среди сотрудников ОВД (в 1994-1995 гг. проводилось исследование по проблеме самоубийств среди сотрудников ОВД) и т.д.

Третье направление прикладных социологических исследований в системе МВД - изучение взаимоотношений органов внутренних дел с населением и средствами массовой информации (СМИ) - традиционно находится под пристальным вниманием руководства министерства. В мае 1997 г. министром внутренних дел утверждена и начала исполняться "Комплексная программа формирования объективного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел", составной частью которой является программа проведения опросов населения о деятельности ОВД (приказ МВД России от 4 июня 1997 г. № 337 "О мерах по совершенствованию организации изучения общественного мнения о деятельности органов внутренних дел"). В "Комплексной программе. " записано, что общественное мнение населения признается одним из основных критериев оценки деятельности ОВД, а результаты опросов должны использоваться для совершенствования оперативно-служебной деятельности. Головной организацией по данной теме является ВНИИ МВД РФ. Программа изучения общественного мнения о деятельности милиции существует начиная с 1988 г., но ранее она регламентировалась другими приказами МВД.

Кроме анкетного опроса составной частью мониторинга общественного мнения является контент-анализ (формализованный анализ текстов) газетных публикаций о деятельности милиции. Ежегодно он осуществляется подразделениями ОВД, проводящими опросы населения, а оперативный анализ прессы проводят пресс-службы УВД.


В статье анализируются особенности прав и обязанностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Приводится характеристика основных и специальных прав и обязанностей представителей правоохранительных органов. Определено, что деятельность сотрудников ОВД регламентирована гораздо жестче, чем деятельность государственных служащих (например, в отношении вопроса применения мер наказания в случае нарушения дисциплины). Отмечены случаи, в которых сотрудник ОВД может действовать согласно своим внутренним убеждениям.

Анализируя структуру административно-правового статуса сотрудника ОВД, прежде всего, необходимо разобрать такие понятия как административно-паровой статус гражданина. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Как указано в статье 2 Конституции РФ, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Административно-правовой статус гражданина это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами.

Элементы административно-правового статуса граждан:

  1. принципы административно-правового статуса граждан;
  2. гражданство;
  3. административная правосубъектность (право, дееспособность) граждан;
  4. права и обязанности граждан в сфере государственного управления;
  5. административная ответственность граждан;
  6. юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Административная правосубъектность граждан способность гражданина (физического лица) быть субъектом административного права. Ее элементами выступают административная правоспособность граждан и административная дееспособность граждан.

Административная правоспособность граждан способность гражданина иметь в силу норм административного права субъективные права и нести юридические обязанности, возникающие с момента рождения и прекращаемые смертью.

Обстоятельства, определяющие объем административной правоспособности граждан, возраст, состояние здоровья, уровень образования, квалификация, семейное положение и др.

Административная дееспособность граждан — способность гражданина в силу норм административного права своими действиями приобретать права и создавать (реагировать) для себя юридические обязанности в сфере государственного управления.

Таким образом, сотрудник органов внутренних дел — гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.

Сотруднику органов внутренних дел выдаются служебное удостоверение и специальный жетон с личным номером. Образцы служебного удостоверения и специального жетона сотрудника органов внутренних дел и порядок их выдачи утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Служебное удостоверение сотрудника органов внутренних дел является документом, подтверждающим личность сотрудника, его принадлежность к федеральному органу исполнительной власти в сфере [1, с.33]. Форменной одеждой полицейский обеспечивается за счет государства. Нагрудные знаки и знаки отличия на форменной одежде должны располагаться в строгом соответствии с установленным образцом. Все сотрудники полиции имеют право на ношение оружия и средств защиты. Их выдача осуществляется также за счет средств федерального бюджета.

Значимый объем обязанностей, выполняемых сотрудниками ОВД, связан с оказанием государственных услуг населению. К примеру, сотрудники дорожно-патрульной службы осуществляют прием экзаменов на право вождения автомобилем.

Помимо того, что сотрудник полиции, являясь гражданином Российской Федерации, обладает всеми гражданскими правами, он обладает и специфическими правами, так как обязан укреплять правопорядок и законность в государстве. В РФ существуют три основных вида государственной службы:

  1. военная служба — государственные военные службы,
  2. государственная гражданская служба — обеспечение исполнения полномочий государственного лица,
  3. правоохранительная служба — службы по обеспечению выполнения законов государства и защите прав граждан.

Трудовой кодекс Российской Федерации распространяется на представителей органов внутренних дел лишь в той части, в которой он не соприкасается с законодательными актами, посвященными службе в полиции.

Сотрудником полиции считается лишь должностное лицо, которому присвоено специальное звание и который выполняет определенные обязанности. В территориальных органах внутренних дел сотрудник полиции выполняет свою работу в пределах конкретной территории его территориального органа. Вне пределов своей территории полицейский выполняет обязанности, которые закреплены за ним федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации. Безусловным является тот факт, что деятельность сотрудников ОВД гораздо жестче регламентирована, чем деятельность государственных служащих. К ним применяются более жесткие меры наказания в случае нарушения дисциплины. Перечень условий, при которых следует увольнение сотрудника полиции из ОВД, гораздо больше, чем подобный перечень в отношении гражданских лиц.

Сотрудники органов внутренних дел имеют право на полное обеспечение всеми техническими средствами, необходимыми для работы. Все сотрудники полиции должны быть ознакомлены со своими должностными инструкциями, в которых перечисляются их права и обязанности. Безусловно, график работы полицейских сильно отличается от графика работы гражданских лиц, но они также имеют право на отдых, выходные и нерабочие дни, ежегодные оплачиваемые отпуска [6, с.24–27].

Если возникает служебная необходимость, сотрудник органов внутренних дел имеет право получить материалы и информацию, составляющую государственную тайну, в строго установленном порядке. Он также может обратиться за нужной информацией в государственные и муниципальные органы.

Все сотрудники органов внутренних дел по желанию могут ознакомиться со своими личными делами и отзывами на свою работу. Никто не имеет право препятствовать продвижению по службе сотрудника полиции, если на то нет значимых оснований. Хотя деятельность полицейских регламентируется специальными федеральными законами, они так же, как и все граждане Российской Федерации, имеют право обратиться в суд за рассмотрением служебного спора в соответствии с законодательством РФ.

Особыми правами сотрудников полиции являются право:

  1. требовать от физических и юридических лиц соблюдать законность и правопорядок,
  2. проводить задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений,
  3. при необходимости проводить проверку документов у граждан и организаций,
  4. при необходимости использовать транспортные средства граждан,
  5. при необходимости в строго установленном законодательством порядке применять физическую силу, табельное оружие и специальные средства защиты.

Так как сотрудник полиции является представителем государственной власти, его требования являются обязательными для выполнения. Он подчиняется непосредственному начальнику. При получении от начальника приказа или распоряжения, противоречащего законодательству Российской Федерации, прежде всего, он должен руководствоваться положениями закона [7, с.272–275].

Сотрудник полиции осуществляет свою деятельность основываясь на контракте, который вступает в силу со дня, названного в приказе руководителя структурного подразделения о назначении на должность. Контракт может быть как бессрочным, так и на определенный срок.

При принятии на службу гражданина устанавливается срок его стажировки не менее трех месяцев и не более шести месяцев. На этот период он считается стажером на должность в органы внутренних дел. В испытательный период со стажером заключается срочный трудовой договор.

Полиция обязана следить за соблюдением прав граждан. Если действия сотрудника полиции приводят к ограничению прав граждан для совершения правосудия, данные действия должны быть немедленно прекращены при достижении необходимой цели. Сотрудник полиции не имеет право прибегать к применению пыток, насилия, жестокому обращению и всему тому, что унижает человеческое достоинство гражданина.

Также сотрудник полиции может выбрать по своему внутреннему убеждению, например, вид принуждения, применяемый к нарушителю. Также он сам решает по сложившимся обстоятельствам, основываясь на приказах применять огнестрельное оружие или нет.

Сотрудником полиции не может быть человек, признанный недееспособным или ограниченно дееспособным. Также в ряды полиции не принимаются граждане с судимостью и имеющие заболевания, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень. Сотрудниками полиции также не могут быть граждане других государств, имеющих двойное гражданство.

Основные термины (генерируются автоматически): сотрудник полиции, Российская Федерация, дело, сотрудник органов, гражданин, исполнительная власть, орган, федеральный орган, административная правоспособность граждан, административно-правовой статус граждан.

Похожие статьи

Административно-правовой статус российского полицейского

Сравнительный анализ административно-правового статуса сотрудника милиции и полиции позволил нам установить, что как сотрудник милиции, так и сотрудник полиции является гражданином Российской Федерации, осуществляющий свою служебную деятельность на.

Правовой статус сотрудника полиции | Статья в журнале.

Основой понятия правового статуса сотрудника полиции является понятие статуса

К этим элементам, в частности, относят: гражданство; правосубъектность (правоспособность и

Говоря о правовом статусе сотрудников полиции, следует помнить, что в теории права.

К вопросу о совершенствовании правового статуса сотрудника.

Гражданин приобретает административно-правовой статус сотрудника полиции при приеме на службу в органы внутренних дел. Сотрудником полиции может быть только гражданин Российской Федерации. Иностранные граждане, лица с двойным гражданством, лица, не.

Ограничения прав граждан, связанные со службой в системе МВД.

Сотрудник органов внутренних дел — это гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового и начальствующего состава и которому присвоено специальное звание рядового или.

Некоторые проблемные вопросы правового статуса.

В работе автор анализирует современные правовые проблемы статуса сотрудников полиции. На первый план выдвигаются проблемы Закона о полиции, регулирующего деятельность сотрудников полиции.

Правовой статус органов внутренних дел как юридических лиц

Нужно отметить, что правоспособность органа внутренних дел возникает с момента его создания и регистрации в качестве юридического лица. Особенности правового статуса органа внутренних дел как юридического лица зафиксированы в п. 1 ст. 49 ГК.

Правовой статус сотрудника УИС | Статья в журнале.

Ключевые слова: сотрудник УИС, правовой статус, административно-правовой статус

Вопрос о правовом статусе сотрудника уголовно-исполнительной системы остается

и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной.

Таким образом, статус сотрудника правоохранительных органов и сам сотрудник в России имеет особое значение в жизни общества, так как Российская Федерация в соответствии со ст. 1 Конституции РФ — демократическое, федеративное и правовое государство.

Служба в правоохранительных органах как вид государственной.

Бакун В. М. Административно-правовой статус служащих правоохранительной службы.

Ключевые слова: Правовой статус, сотрудник полиции, государственная служба, противодействие

В органах судебной власти и прокуратуры занято 19 %; в структурах.

Читайте также: