Чем отличается организация летной работы от летной эксплуатации гражданских воздушных судов

Обновлено: 23.05.2024

Авиационный персонал - работники гражданской авиации, деятельность которых непосредственно направлена на осуществление целей, в которых используется гражданская авиация.

Должностное лицо - лицо, занимающее должность, связанную с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.

Командир воздушного судна (командир самолета, командир вертолета) - пилот, имеющий допуск к самостоятельным полетам на воздушном судне данного типа, в обязанности которого входит руководство деятельностью экипажапо организации и выполнению полетов.

Примечание. При оформлении документов, в которых указывается конкретный тип воздушного судна, следует применять соответствующий термин - "командир самолета", "командир вертолета".

Командно-летный состав - должностные лица авиационного персонала, имеющие действующее свидетельство летного состава и занимающие летную должность,

Командно-руководящий состав - должностные лица авиационного персонала гражданской авиации.

Летно-инструкторский состав - лица авиационного персонала, имеющие действующее свидетельство летного состава, допуск к инструкторской работе по специальности и занимающие должность инструктора.

Летная проверка - процесс определения уровня знаний и умений экипажа (членов экипажа) в целях и в сроки, предусмотренные НПП ГА.

Летная тренировка - процесс обучения летного состава в целях приобретения (восстановления) навыков летной работы.

Летная работа - работа, проводимая летным составом по выполнению задания на полет.

Летный состав экипажа - члены экипажа, имеющие специальную подготовку и свидетельство на право летной эксплуатации воздушного судна данного типа и (или) его оборудования.

Организация летной работы - система мероприятий по планированию летной работы и управлению летными подразделениями и экипажами воздушных судов ГА для выполнения государственного плана и обеспечения безопасности, регулярности н экономической эффективности полетов.

Планирование летной работы - выработка порядка, последовательности и эффективных путей выполнения перспективных, текущих и оперативных планов работы управлений, предприятий, подразделений и экипажей воздушных судов в установленные сроки.

Послеполетная работа - работа, выполняемая экипажем с момента выключения двигателя (двигателей) до завершения всех операции, связанных с выполнением задания на полет.

Предварительная подготовка - основной вид подготовки экипажа к полету (полетам), в процессе которого проводятся изучение материалов, подготовка документов, отработка действий и контроля готовности экипажа к выполнению задания на полет.

Предполетная подготовка - этап подготовки экипажа к выполнению данного полета, содержащий операции с момента явки в АДП (при авиационных работах - на рабочий аэродром) до момента запуска двигателя для полета.

Продолжительность выполнения задания на полет - время от начала предполетной подготовки до завершения послеполетных работ.

Црофессиональная подготовка летного состава - процесс приобретения, сохранения и совершенствования летным составом знаний и умений, необходимых для выполнения летной работы.

Разбор полетов в экипаже - анализ командиром возданного судна (проверяющим) качества выполнения задания на полет каждым членом экипажа в целях совершенствования профессиональной подготовки членов экипажа, устранения и предупреждения отклонений в работе экипажа.

Район авиационных работ - район, в границах которого выполняются авиационные работы экипажами одного летного подразделения, утвержденный руководителем авиапредприятия.

Район авиационных работ экипажа - территория, закрепленная за экипажем заданием на выполнение авиационных работ.

Формирование экипажа воздушного судна - процесс подбора и подготовки членов экипажа с учетом профессиональных, деловых и моральных качеств, выработки слаженности в работе экипажа и допуска к полетам в соответствии с установленными требованиями.




Член экипажа воздушного судна - лицо авиационного персонала, включенное в задание на полет, назначаемое для выполнения определенных служебных обязанностей по управлению и обслуживанию воздушного судна во время выполнения задания на полет,

Экипаж воздушного судна для выполнения авиационных работ - группа специалистов, включавшая экипаж гражданского воздушного судна, а также специалистов "заказчика", имеющих действующие свидетельства летного состава.

Прежде чем дать определение термину "организация летной работы", необходимо рассмотреть ряд понятий. К ним относятся: пространство, система, состояние системы, процесс, планирование и управление процессом, организация процесса.

В качестве первого понятия, выраженного через термины, не требующие определения, введем понятие пространства как множества, наделенного структурой. Это означает, что все элементы множества, именуемого пространством, каким-то образом связаны между собой. В зависимости от класса элементов, составляющих пространство, различают статическое и динамическое пространства. Элементы статического класса имеют только одно состояние, а элементы динамического класса за время своего существования меняют состояние хотя бы один раз.

Динамическое пространство называется системой. Множество состояний элементов системы, остающееся неизменным в течение некоторого отрезка времени, образует состояние системы. Любая смена состояний системы образует процесс, который может развиваться организованно и неорганизованно.

В любой организации отчетливо распознаются две основные функции: планирование процесса - организация в нереальном времени (в будущем) и управление процессом - организация в реальном времени. Таким образом, организация процесса — это планирование и управление процессом. Планирование процесса заключается в выработке для него целей (показателей эффективности) и путей их достижения. Реализация всякого процесса, как правило, связана с возникновением отклонений от плана, что обусловлено влиянием множества случайных факторов. Противодействовать отклонениям можно лишь за счет управляющих воздействий.

Летная работа представляет собой очень сложный процесс, который включает в себя профессиональную подготовку летного состава и допуск его к самостоятельным полетам, комплектование и формирование экипажей ВС, предварительную и предполетную подготовку экипажей к полетам и послеполетные работы, выполнение полетов всех видов, летно-методическую работу.

Организация летной работы — это планирование и управление летной работой подразделений и экипажей ВС для выполнения государственного плана и обеспечения безопасности, регулярности и эффективности полетов.

Руководство по организации летной работы в гражданской авиации. (Руководство по ОЛР ГА) разработано в соответствии с требованиями Воздушного кодекса РФ и НПП ГА. Руководство по ОЛР дополняет и конкретизирует положения НПП ГА, относящиеся к организации летной работы с учетом стандартов и рекомендаций ИКАО.

Руководство по ОЛР ГА является нормативным документом. Вое другие документы по организации летной работы могут лишь развивать и конкретизировать требования настоящего Руководства. Документы, которые противоречат Руководству по ОЛР ГА, должны признаваться недействительными и подлежат отмене.

Требования Руководства по ОЛР ГА являются обязательными для всего командно-руководящего, командно-летного, летно-инструкторского и летного состава, а также для должностных лиц и работников других служб в части, их касающейся, и распространяются на летные подразделения авиапредприятий, учебных заведений, ремзаводов, научно-исследовательских институтов.

Все изменения и дополнения к Руководству по ОЛР вносятся на основании дополнений и изменений к гл. 3 НПП ГА, приказов и распоряжений Министра транспорта, а также специальных распоряжений Первого заместителя Министра (Руководителя ГС ГА).

Летная работа направлена на решение задач государственного плана использования гражданской авиации: перевозок воздушными судами (ВС) пассажиров, грузов и почты; выполнения авиационных работ в отраслях народного хозяйства; оказания медицинской помощи населению и проведения санитарных мероприятий; проведения экспериментальных и научно-исследовательских работ, эксплуатационных испытаний новой авиационной техники, учебных, культурно-просветительных и спортивных мероприятий, поисково-спасательных работ и оказания помощи населению при стихийных бедствиях.

При организации летной работы, связанной со спасанием жизни людей или стихийными бедствиями, начальники управлений, летных учебных заведений и командиры (начальники) предприятий ГА в случаях, не терпящих отлагательства, имеют право под личную ответственность допускать отступления от требований настоящего Руководства. Об этих действиях они обязаны немедленно информировать УЛС ГС ГА.

Организация летной работы включает:

- планирование летной работы;

- профессиональную подготовку летного состава;

- допуск летного состава к полетам;

- формирование экипажей ВС;

- предварительную и предполетную подготовку экипажей к полету;

- проверку работы летного состава;

- проверку и тренировку летного состава проверяющими в составе экипажа;

- разборы летной работы;

- контроль и анализ летной работы;

Организация летной работы в гражданской авиации осуществляется:

- в ГС ГА- Управлением летной службы;

- в ТО УВТ - заместителем начальника УВТ по организации летной работы и летно-штурманским отделом;

- в Центрах ГА и летных учебных заведениях - заместителем начальника по летной подготовке, а также командирами учебно-летных и летно-методических подразделений;

- в авиапредприятиях ГА - заместителем командира по организации летной работы;

- в летных подразделениях - руководителем летного подразделения, его заместителем и штабом подразделения.

Обязанности и права командно-руководящего, командно-летного, инструкторского состава и командиров ВС по вопросам организации летной работы устанавливаются Воздушным кодексом РФ, ФП ИВП, НПП ГА, настоящим Руководством и должностными инструкциями.

Ответственность этих должностных лиц за те или иные действия (или бездействие), возникает как следствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей или неприменения предоставленных прав.

Авиационный персонал - работники гражданской авиации, деятельность которых непосредственно направлена на осуществление целей, в которых используется гражданская авиация.

Должностное лицо - лицо, занимающее должность, связанную с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.

Командир воздушного судна (командир самолета, командир вертолета) - пилот, имеющий допуск к самостоятельным полетам на воздушном судне данного типа, в обязанности которого входит руководство деятельностью экипажапо организации и выполнению полетов.

Примечание. При оформлении документов, в которых указывается конкретный тип воздушного судна, следует применять соответствующий термин - "командир самолета", "командир вертолета".

Командно-летный состав - должностные лица авиационного персонала, имеющие действующее свидетельство летного состава и занимающие летную должность,

Командно-руководящий состав - должностные лица авиационного персонала гражданской авиации.

Летно-инструкторский состав - лица авиационного персонала, имеющие действующее свидетельство летного состава, допуск к инструкторской работе по специальности и занимающие должность инструктора.

Летная проверка - процесс определения уровня знаний и умений экипажа (членов экипажа) в целях и в сроки, предусмотренные НПП ГА.

Летная тренировка - процесс обучения летного состава в целях приобретения (восстановления) навыков летной работы.

Летная работа - работа, проводимая летным составом по выполнению задания на полет.

Летный состав экипажа - члены экипажа, имеющие специальную подготовку и свидетельство на право летной эксплуатации воздушного судна данного типа и (или) его оборудования.

Организация летной работы - система мероприятий по планированию летной работы и управлению летными подразделениями и экипажами воздушных судов ГА для выполнения государственного плана и обеспечения безопасности, регулярности н экономической эффективности полетов.

Планирование летной работы - выработка порядка, последовательности и эффективных путей выполнения перспективных, текущих и оперативных планов работы управлений, предприятий, подразделений и экипажей воздушных судов в установленные сроки.

Послеполетная работа - работа, выполняемая экипажем с момента выключения двигателя (двигателей) до завершения всех операции, связанных с выполнением задания на полет.

Предварительная подготовка - основной вид подготовки экипажа к полету (полетам), в процессе которого проводятся изучение материалов, подготовка документов, отработка действий и контроля готовности экипажа к выполнению задания на полет.

Предполетная подготовка - этап подготовки экипажа к выполнению данного полета, содержащий операции с момента явки в АДП (при авиационных работах - на рабочий аэродром) до момента запуска двигателя для полета.

Продолжительность выполнения задания на полет - время от начала предполетной подготовки до завершения послеполетных работ.

Црофессиональная подготовка летного состава - процесс приобретения, сохранения и совершенствования летным составом знаний и умений, необходимых для выполнения летной работы.

Разбор полетов в экипаже - анализ командиром возданного судна (проверяющим) качества выполнения задания на полет каждым членом экипажа в целях совершенствования профессиональной подготовки членов экипажа, устранения и предупреждения отклонений в работе экипажа.

Район авиационных работ - район, в границах которого выполняются авиационные работы экипажами одного летного подразделения, утвержденный руководителем авиапредприятия.

Район авиационных работ экипажа - территория, закрепленная за экипажем заданием на выполнение авиационных работ.

Формирование экипажа воздушного судна - процесс подбора и подготовки членов экипажа с учетом профессиональных, деловых и моральных качеств, выработки слаженности в работе экипажа и допуска к полетам в соответствии с установленными требованиями.




Член экипажа воздушного судна - лицо авиационного персонала, включенное в задание на полет, назначаемое для выполнения определенных служебных обязанностей по управлению и обслуживанию воздушного судна во время выполнения задания на полет,

Экипаж воздушного судна для выполнения авиационных работ - группа специалистов, включавшая экипаж гражданского воздушного судна, а также специалистов "заказчика", имеющих действующие свидетельства летного состава.

Прежде чем дать определение термину "организация летной работы", необходимо рассмотреть ряд понятий. К ним относятся: пространство, система, состояние системы, процесс, планирование и управление процессом, организация процесса.

В качестве первого понятия, выраженного через термины, не требующие определения, введем понятие пространства как множества, наделенного структурой. Это означает, что все элементы множества, именуемого пространством, каким-то образом связаны между собой. В зависимости от класса элементов, составляющих пространство, различают статическое и динамическое пространства. Элементы статического класса имеют только одно состояние, а элементы динамического класса за время своего существования меняют состояние хотя бы один раз.

Динамическое пространство называется системой. Множество состояний элементов системы, остающееся неизменным в течение некоторого отрезка времени, образует состояние системы. Любая смена состояний системы образует процесс, который может развиваться организованно и неорганизованно.

В любой организации отчетливо распознаются две основные функции: планирование процесса - организация в нереальном времени (в будущем) и управление процессом - организация в реальном времени. Таким образом, организация процесса — это планирование и управление процессом. Планирование процесса заключается в выработке для него целей (показателей эффективности) и путей их достижения. Реализация всякого процесса, как правило, связана с возникновением отклонений от плана, что обусловлено влиянием множества случайных факторов. Противодействовать отклонениям можно лишь за счет управляющих воздействий.

Летная работа представляет собой очень сложный процесс, который включает в себя профессиональную подготовку летного состава и допуск его к самостоятельным полетам, комплектование и формирование экипажей ВС, предварительную и предполетную подготовку экипажей к полетам и послеполетные работы, выполнение полетов всех видов, летно-методическую работу.

Организация летной работы — это планирование и управление летной работой подразделений и экипажей ВС для выполнения государственного плана и обеспечения безопасности, регулярности и эффективности полетов.

Руководство по организации летной работы в гражданской авиации. (Руководство по ОЛР ГА) разработано в соответствии с требованиями Воздушного кодекса РФ и НПП ГА. Руководство по ОЛР дополняет и конкретизирует положения НПП ГА, относящиеся к организации летной работы с учетом стандартов и рекомендаций ИКАО.

Руководство по ОЛР ГА является нормативным документом. Вое другие документы по организации летной работы могут лишь развивать и конкретизировать требования настоящего Руководства. Документы, которые противоречат Руководству по ОЛР ГА, должны признаваться недействительными и подлежат отмене.

Требования Руководства по ОЛР ГА являются обязательными для всего командно-руководящего, командно-летного, летно-инструкторского и летного состава, а также для должностных лиц и работников других служб в части, их касающейся, и распространяются на летные подразделения авиапредприятий, учебных заведений, ремзаводов, научно-исследовательских институтов.

Все изменения и дополнения к Руководству по ОЛР вносятся на основании дополнений и изменений к гл. 3 НПП ГА, приказов и распоряжений Министра транспорта, а также специальных распоряжений Первого заместителя Министра (Руководителя ГС ГА).

Летная работа направлена на решение задач государственного плана использования гражданской авиации: перевозок воздушными судами (ВС) пассажиров, грузов и почты; выполнения авиационных работ в отраслях народного хозяйства; оказания медицинской помощи населению и проведения санитарных мероприятий; проведения экспериментальных и научно-исследовательских работ, эксплуатационных испытаний новой авиационной техники, учебных, культурно-просветительных и спортивных мероприятий, поисково-спасательных работ и оказания помощи населению при стихийных бедствиях.

При организации летной работы, связанной со спасанием жизни людей или стихийными бедствиями, начальники управлений, летных учебных заведений и командиры (начальники) предприятий ГА в случаях, не терпящих отлагательства, имеют право под личную ответственность допускать отступления от требований настоящего Руководства. Об этих действиях они обязаны немедленно информировать УЛС ГС ГА.

Организация летной работы включает:

- планирование летной работы;

- профессиональную подготовку летного состава;

- допуск летного состава к полетам;

- формирование экипажей ВС;

- предварительную и предполетную подготовку экипажей к полету;

- проверку работы летного состава;

- проверку и тренировку летного состава проверяющими в составе экипажа;

- разборы летной работы;

- контроль и анализ летной работы;

Организация летной работы в гражданской авиации осуществляется:

- в ГС ГА- Управлением летной службы;

- в ТО УВТ - заместителем начальника УВТ по организации летной работы и летно-штурманским отделом;

- в Центрах ГА и летных учебных заведениях - заместителем начальника по летной подготовке, а также командирами учебно-летных и летно-методических подразделений;

- в авиапредприятиях ГА - заместителем командира по организации летной работы;

- в летных подразделениях - руководителем летного подразделения, его заместителем и штабом подразделения.

Обязанности и права командно-руководящего, командно-летного, инструкторского состава и командиров ВС по вопросам организации летной работы устанавливаются Воздушным кодексом РФ, ФП ИВП, НПП ГА, настоящим Руководством и должностными инструкциями.

Ответственность этих должностных лиц за те или иные действия (или бездействие), возникает как следствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей или неприменения предоставленных прав.

Авиационно-транспортная система гражданской авиации

Авиационная транспортная система (АТС) – совокупность совместно действующих и взаимодействующих между собой авиационных, технических средств (ВС и наземные средства обеспечения полетов) структурно организационного персонала, их эксплуатирующего, а также системы организации и управления процессами летной и технической эксплуатации авиационной техники, функционированием производственных подразделений, предприятий и авиатранспортной отрасли в целом.

АТС, как и значительная часть ее элементов, которые могут рассматриваться как системы более низкого уровня, обладают признаками сложных систем:

– наличие сложной целенаправленной системной функции, реализуемой большим числом взаимосвязанных и взаимодействующих элементов;
– возможность разделения системы на подсистемы, задачи которых подчинены общей цели функционирования всей системы;
– наличие управления, имеющего иерархическую структуру, с использованием интенсивных потоков информации;
– существенное воздействие на состояние системы случайных факторов, в том числе факторов внешней среды и т. д.


АТС включает экипаж, ВС и взаимодействующие с ними системы управления воздушным движением (УВД), наземного обеспечения полетов (ОП), включая организацию летной работы (ОЛР) и инженерно-техническое обеспечение (сохранение летной годности ВС) и другие виды деятельности авиакомпаний и аэродромных служб государственного регулирования деятельности ГА.

Техническая сложность современной АТС, многочисленность служб, участвующих в организации, подготовке, выполнении и обеспечении полетов, эксплуатирующих воздушные суда в широком диапазоне погодных и климатических условий, порождают многообразие факторов, влияющих на конечный исход полета.

Система обеспечения полета включает в себя следующие элементы:

– организацию летной работы;
– сохранение летной годности ВС, т. е. инженерно-техническое обеспечение;
– наземное обеспечение полетов (штурманское, аэронавигационное метеорологическое, аэродромное и обеспечение горюче-смазочными материалами (ГСМ), электросветотехническое, радиотехническое радиолокационное, медицинское, орнитологическое, поисковое и аварийно-спасательное обеспечение, обеспечение авиаперевозок и авиационной безопасности);
– государственное регулирование.


Организация летной работы призвана обеспечивать организационную поддержку качества летной работы путем соответствующей организации и планирования полете, летно-методической работы с экипажами ВС, контроля летной деятельности, обучения летного состава.

Сохранение летной годности ВС, реализуемое силами и средствами различных авиапредприятий (авиакомпании, аэропорта и (или) авиаремонтного предприятия) направлено на обеспечение требуемого уровня надежности работы авиационной техники на основе реализации высокоэффективных технологий технического обслуживания и ремонта (ТОиР), контроль соблюдения принятых технологий и качества работ, обучения инженерно-технического персонала.

из чего состоит сборник джепсен jeppesen

Аэронавигационное обеспечение полетов осуществляется в целях безопасной, точной и экономичной аэронавигации и включает следующие мероприятия, осуществляемые на этапах подготовки, организации и выполнения полетов:

– формирование (установление) заданных траекторий полетов ВС;
– определение эксплуатационных минимумов аэродромов;
– сбор, обработку, издание, хранение, распространение и обеспечение летных экипажей аэронавигационной информацией;
– навигационное планирование полетов;
– разработку навигационных процедур;
– информационное обеспечение пилотажно-навигационных комплексов, навигационных систем.

ОСНОВНЫЕ КАРТЫ ПОГОДЫ ДЛЯ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ


Метеорологическое обеспечение полетов осуществляется в целях обеспечения безопасности, регулярности и эффективности полетов путем предоставления экипажам ВС, органам обслуживания воздушного движения и органам, осуществляющим планирование и обеспечение полетов, метеорологической информации, необходимой для выполнения их функций.

Объем и порядок обеспечения метеорологической информацией на каждом аэродроме определяются инструкцией по метеорологическому обеспечению полетов на аэродроме. Сведения о погоде, полученные от экипажей воздушных судов во время полета и после посадки, могут использоваться метеорологическими подразделениями при подготовке оперативных прогнозов погоды. Наблюдения за возникновением, развитием и окончанием явлений погоды, опасных для авиации, ведутся непрерывно.

Экипажи воздушных судов, находящихся в полете, получают данные о погоде по системам вещания метеорологической информации (ATIS, VOLMET, радиовещательные каналы ВЧ и ОВЧ).

Инженерно-авиационное обеспечение полетов осуществляется в целях поддержания летной годности гражданских воздушных судов. Инженерно–авиационное обеспечение включает:

– поддержание воздушных судов в исправном состоянии в соответствии с эксплуатационной документацией воздушных судов;
– сбор, учет и анализ данных об отказах и неисправностях авиационной техники и об особенностях эксплуатации воздушных судов, предоставление этих данных уполномоченному органу в области гражданской авиации, внедрение мероприятий по устранению и предупреждению отказов и неисправностей;
– учет ресурсного и технического состояния авиационной техники (АТ);
– планирование технического обслуживания и ремонта АТ;
– ведение и обеспечение сохранности эксплуатационной документации, включая пономерную и судовую документацию;
– работы по исследованию отказавших агрегатов;
– обработку и анализ полетной информации;
– работу по содержанию производственной базы для поддержания летной годности воздушных судов;
– поддержание и повышение профессионального уровня инженерно-технического персонала;
– поддержание и повышение технических знаний членов экипажей ВС.


К выполнению полета допускается исправное, готовое к вылету воздушное судно, которое прошло необходимое техническое обслуживание и ремонт и его годность к эксплуатации подтверждена сертифицированной организацией по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (ТО и РАТ).

Авиатопливообеспечение осуществляется в целях заправки воздушных судов кондиционными авиационными ГСМ и включают прием, хранение, подготовку и выдачу на заправку (обработку) ВС.


Аэродромное обеспечение полетов осуществляется в целях поддержания летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Порядок расстановки и движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации определяется в Инструкции по производству полетов (Аэронавигационном паспорте аэродрома). Маркировка искусственных покрытий взлетно-посадочных полос (ВПП), рулежных дорожек (РД), мест стоянок (МС), перронов и грунтовых аэродромов производится в соответствии с установленными требованиями.

Подготовку летного поля к полетам воздушных судов, контроль за его техническим состоянием, своевременным ремонтом, определение значения коэффициента сцепления осуществляет оператор аэропорта, выполняющий аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению.

Электросветотехническое обеспечение полетов включает комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых службой электросветотехнического обеспечения полетов (ЭСТОП) в целях поддержания технического состояния и эксплуатационных параметров оборудования, обеспечивающего безопасность полетов, и предусматривает:

– содержание электросветотехнических средств в исправном состоянии;
– бесперебойное снабжение электроэнергией системы светосигнального оборудования.


Радиотехническое обеспечение полетов (РТОП) осуществляется в целях обеспечения экипажей ВС и органов ОВД связью и данными радиотехнических систем и включает комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых службой эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (ЭРТОС).

Орнитологическое обеспечение полетов – комплекс организационных, оперативных и других мероприятий, в том числе мероприятий по преобразованию территорий, осуществляемых в целях предотвращения столкновений ВС с птицами.

Организационное обеспечение полетов воздушных судов состоит в обслуживании пассажиров, багажа, грузов и почты в аэропорту отправления (назначения) и распределении коммерческой загрузки на борту ВС с учетом соблюдения установленных ограничений по весу и центровке, эффективного использования его полезных объемов и грузоподъемности, а также оформлении сопроводительной документации при соблюдении требований безопасности полетов.

Обеспечение авиационной безопасности при выполнении полетов осуществляется в целях предотвращения незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации в соответствии с требованиями нормативных документов по авиационной безопасности.

Медицинское обеспечение полетов осуществляется в целях повышения безопасности полетов посредством сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности и профессионального долголетия, а также медицинского освидетельствования авиационного персонала.

Члены экипажа ВС, диспетчерский персонал органов ОВД, независимо от занимаемой должности, перед выполнением полетного задания в установленном порядке проходят предполетный (предсменный) медицинский осмотр.


Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов осуществляется в целях своевременного поиска и оказания помощи пассажирам и экипажам ВС, терпящих бедствие, и их эвакуации.

Поиск терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов и спасание их пассажиров и экипажей организуют и осуществляют соответствующие уполномоченные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены обязанности по формированию и содержанию служб поиска и спасания.

Госавианадзор СССР также выдавал сертификаты лётной годности на тип гражданского воздушного судна (при условии его соответствия Нормам летной годности).

Техническое обслуживание воздушных судов — наземное инженерно-техническое обеспечение летательных аппаратов на протяжении всего срока эксплуатации, направленное на поддержание их постоянной исправности и готовности к полёту. Без технического обслуживания и надлежащего ухода любое воздушное судно очень быстро приходит в непригодное к полётам состояние. Грамотное техническое обслуживание воздушных судов является основополагающим фактором безопасности полётов.

Авиацио́нный персона́л — лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полётов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения.

Регламент технического обслуживания — комплект руководящей технической документации для конкретного типа летательного аппарата по основным авиационным специальностям (СД, АО, РЭО, АВ), предназначенный для инженерно-технического персонала авиации, определяющий периодичность, порядок и объём всех обязательных к исполнению видов наземных работ на летательном аппарате. Является основным руководящим документом для ИТС. В настоящее время применяется только при эксплуатации летательных аппаратов отечественного.

Бортовой журнал —технический журнал, в который в установленной форме записываются сведения о воздушном судне, всех произведенных полетах, особых случаях в полете, обнаруженных неисправностях, произведенном техническом обслуживании, замене агрегатов и т. п. Бортжурнал предназначен для контроля технического состояния воздушного судна, контроля произведенных регламентных работ. Также он широко используется при расследовании авиационных инцидентов. За правильность и своевременность заполнения бортового.

Военно-транспортный самолёт — транспортный самолёт, предназначенный для доставки войск, оружия и другого военного оборудования.

Контрольный облёт — испытательный полёт летательного аппарата перед вводом в эксплуатацию. Выполняется лётчиком на одноместных машинах, или лётным экипажем на многоместных.

Руководство по лётной эксплуатации (сокр. РЛЭ) — набор справочных материалов и инструкций, предназначенный для безопасной эксплуатации самолёта. Содержит набор инструкций и специфических для каждого летательного аппарата данных, как то: минимальная и максимальная скорости полёта, максимальный угол атаки, ограничения по алгоритмам взлёта и посадки, устройство и назначение бортовой авионики и т. п. Используется пилотами, штурманами, бортмеханиками и другим авиационным персоналом.

Авиацио́нная те́хника — совокупность летательных аппаратов, их бортового оборудования и агрегатов, двигателей, авиационного вооружения и авиационных средств спасания.

Возду́шное су́дно — летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счёт взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отражённым от поверхности земли или воды.

Авиатехники — это целая структура в авиации (и самая массовая: авиация — это техника), со своими учебными заведениями, сложной системой, не очень благодарной работой — нередко грязной и физически тяжёлой, при этом технологически сложной. В среднем, на час полёта самолёта требуется 30-50 человеко-часов работы (иногда и более 100 ч/ч) наземного персонала. На пассажирских (коммерческих) самолётах трудозатраты существенно меньше, чем в военной авиации.

Бортинженер (бортовой инженер, БИ) — член лётного экипажа воздушного судна (ВС) или космического корабля (КС), обеспечивающий контроль и управление силовыми установками и рядом самолётных систем во время полёта, а также выполняющий ряд обязанностей при выполнении предполетной подготовки ВС.

Ремонт корабля (судна) — комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на поддержание либо восстановление свойств корабля, его оружия и технических средств силами личного состава, судовых мастерских или судоремонтных заводов. Различают следующие виды ремонта кораблей: аварийный, гарантийный, доковый, межпоходовый, навигационный, планово-предупредительный, средний и текущий.

Система управления воздушным движением — автоматизированный сервис, обеспечиваемый наземными службами для управления воздушным движением (см. авиадиспетчер).

Авиадиспе́тчер (диспетчер управления воздушным движением, диспетчер УВД) — авиационный специалист, осуществляющий диспетчерское обслуживание воздушного движения.

Серьезный авиационный инцидент с повреждением воздушного судна (Ранее — Авиационная поломка) — авиационный инцидент, при котором восстановление воздушного судна, получившего повреждение, возможно и экономически целесообразно.

Механик-водитель, водитель-механик — лицо, профессионально занимающееся управлением, обслуживанием и ремонтом управляемой им специализированной колёсной и гусеничной техники повышенной проходимости .

Авиацио́нная метроло́гия — раздел прикладной и законодательной метрологии, занимающийся обеспечением единства измерений в авиации и метрологическим надзором (контролем), направленным на повышение качества предоставляемых работ и услуг, обеспечение безопасности полетов.

Сертификат типа — документ, выданный государством разработчика, то есть государством, имеющим юрисдикцию над организацией - разработчиком воздушного судна, авиационного двигателя или воздушного винта, для определения типовой конструкции воздушного судна (двигателя или винта) и подтверждения соответствия этой конструкции нормам лётной годности данного государства.

Транспортная авиация — специализированные летательные аппараты, предназначенные для перевозки различных грузов. Также ТА может привлекаться для транспортировки людей, правда, условия перевозки трудно назвать комфортабельными.

Служба авиационной безопасности (САБ) — система органов безопасности аэропортов, осуществляющая в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению авиационной безопасности Российской Федерации.

Техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) — комплекс технологических операций и организационных действий по поддержанию работоспособности или исправности объекта при его использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании. ТОиР могут быть как плановыми (регламентированными), так и неплановыми.

Аэронавигационная информация — сведения об аэродромах, структуре воздушного пространства, радиочастотах, средствах радиотехнического обеспечения, необходимые для планирования и выполнения полётов. Может публиковаться в бумажном и электронном видах.

Риггер — специалист, прошедший специальный курс обучения по укладке, обслуживанию и ремонту парашютной техники.

Технический осмотр транспортных средств (техосмотр, ТО) — проверка технического состояния транспортных средств (ТС), в том числе их частей и элементов их дополнительного оборудования, на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за её пределами.

Техническое освидетельствование — экспертиза различных технических объектов специалистами, обычно комиссией, представляющими государственные надзорные органы или имеющими государственную лицензию на право проведения или участия в таких экспертизах.

Руководство по эксплуатации — документ или интерактивное электронное приложение, содержащие сведения о конструкции, принципе действия, характеристиках (свойствах) изделия, его составных частях и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации изделия (использования по назначению, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования) и оценок его технического состояния при определении необходимости отправки изделия в ремонт, а также сведения по утилизации изделия.

Негабари́тный груз (англ. Oversize load) — это такой груз, весогабаритные параметры которого превышают допустимые при транспортировке размеры и установленные правилами дорожного движения нормы. Другими словами, негабаритный размер — это такой размер груза, который невозможно поместить в стандартное транспортное средство.

Шипчандлер (англ. ship chandler — судовой поставщик) — торговый морской термин, которым называют лицо-поставщика продовольствия и корабельного оборудования, с целью нормальной эксплуатации судна и безопасности мореплавания.

Гонка двигателей - контрольное опробование, (прогонка, газовка (жарг.)) — плановая периодическая проверка работоспособности силовых установок летательного аппарата и связанных систем и оборудования.

Суда атомного технологического обслуживания (АТО) — класс специализированных кораблей и плавсредств для обеспечения радиационной и ядерной безопасности в процессе эксплуатации и утилизации надводных и подводных кораблей с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ).

Специальные технические условия (СТУ) - технические нормы, разработанные для конкретного объекта капитального строительства, и содержащие дополнительные к установленным или отсутствующие технические требования в области безопасности, отражающие особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации, а также демонтажа (сноса) объекта. Данный документ также необходим в тех случаях, когда в ходе проектирования невозможно соблюсти выполнение действующих нормативных требований.

Докование — стоянка судна в доке для проведения осмотра, покраски подводной части и выполнения ремонтно-профилактических работ. Постановка судна может производиться на кильблоки, клетки и смешанным способом (характерен для многих военных кораблей).

Система активного предотвращения пожара — это совокупность технических средств, используемых для создания условий исключающих возникновение и продолжение пожара.

Командир воздушного судна (КВС) — командир экипажа воздушного судна (самолёта, вертолёта, дирижабля) в гражданской авиации.

Техническое замыкание автоколонны — совокупность сил и материально-технических средств, предназначенных для оказания технической помощи участникам автоколонны (танковой колонны и так далее) на марше, снабжения неисправных транспортных средств запасными частями, горючим и смазочными материалами, а также для эвакуации вышедшей из строя техники к месту ремонта.

Теротехнология — технология обеспечения эффективной работы оборудования в течение всего срока его службы с учётом технических, технологических и организационных факторов и связей между ними. Теротехнология как наука возникла в связи с поиском пути повышения эффективности эксплуатации техники. Она классифицирует принципы и элементы технического обслуживания и ремонта учитывая моральный износ оборудования. Это технология обеспечения эффективного функционирования оборудования в течение всего срока службы.

База запаса служит для размещения и технического надзора за локомотивами и моторвагонным подвижным составом (МВПС), числящихся в запасе железных дорог (в России — в запасе РЖД).

Авиаперево́зки (воздушные перевозки) — способ транспортировки грузов и перевозки пассажиров при помощи воздушных судов.

Классификационное число воздушного судна (англ. Aircraft Classification Number, ACN) — это нормативный параметр Международной организации гражданской авиации (ИКАО), выражающий относительное воздействие воздушного судна на искусственное покрытие взлётно-посадочной полосы аэродрома, используемый в паре с классификационным числом покрытия.

Утилизация атомных подводных лодок — процесс по демонтажу оборудования АПЛ, переработке отработанного радиоактивного топлива и радиоактивных отходов и помещению их на долговременное хранение в безопасное место. К процессу утилизации предъявляются высокие требования по безопасности с точки зрения нанесения вреда окружающей среде, а также риска, связанного с проблемами распространения ядерных материалов и топлива.

Испытания корабля (судна) — практическое определение тактико-технических элементов и эксплуатационных качеств корабля (судна). Испытания корабля производят после его постройки, модернизации, переоборудования и ремонта: они бывают швартовными, заводскими ходовыми и государственными (приёмно-сдаточными для небольших судов серийной постройки, кораблей и судов, прошедших ремонт и (или) модернизацию).

Еди́ная систе́ма констру́кторской документа́ции (ЕСКД) — комплекс государственных стандартов, устанавливающих взаимосвязанные правила, требования и нормы по разработке, оформлению и обращению конструкторской документации, разрабатываемой и применяемой на всех стадиях жизненного цикла изделия (при проектировании, разработке, изготовлении, контроле, приёмке, эксплуатации, ремонте, утилизации).

Аэродро́м (от греч. αέρος — воздух и δρόμος — дорога, улица) — земельный или водный участок с воздушным пространством, сооружениями и оборудованием, обеспечивающими взлёт, посадку, руление, размещение и обслуживание самолётов, вертолётов и планёров.

Моторесурс — один из основных технических параметров, с помощью которого даётся оценка долговечности двигателя, машины или транспортного средства. Под моторесурсом, как правило, понимается объём наработки техники до состояния, при котором её дальнейшая эксплуатация невозможна либо связана с нарушением требований технической безопасности или недопустимым снижением эффективности работы.

Пробежка - испытательное или контрольное опробование работоспособности силовых установок, летательного аппарата, его систем и оборудования при движении по земле. Выполняется лётчиком на одноместных машинах, или лётным экипажем на многоместных.

Читайте также: