Было ли в риме трудовое право

Обновлено: 07.05.2024

Иглин Алексей Владимирович, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Ульяновского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидат юридических наук.

Исследователи видят в римском праве источник международного права. Международное римское право - конгломерат правовых норм о международных отношениях, универсальных по своей правовой природе, использовавшихся в период Древнего Рима для регулирования внешних связей и явившихся источником многих современных институтов дипломатии и международного права.

Ключевые слова: римское право, международное право, дипломатия, международные отношения, jus gentium.

International Roman Law

Iglin Aleksey Vladimirovich, Head of the Department of Theory and History of State and Law, Ulyanovsk Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Law.

Researchers see a source of international law in the Roman law. The International Roman Law - a conglomerate of precepts of law about the international relations, universal by the legal nature, the external relations and many modern institutes of diplomacy and international law which were a source used in the period of ancient Rome for regulation.

Key words: Roman law, international law, diplomacy, international relations, jus gentium.

Древний Рим играл выдающуюся роль в международных отношениях. Исследователи видят в римском праве источник международного права . Римские юристы впервые сформулировали понятие "право народов". Поэтому не случайно многие идеи и институты современного международного права возникли благодаря деятельности европейских государств. Ряд авторов связывают зарождение международного права с договорами христианских и мусульманских государств и народов . Кроме того, истории известны обычаи германских государств, на основании которых они вступали в отношения с соседними странами. Следовательно можно выделить два источника в становлении международного права - каноническое и римское право. Представляется, римское право стало не только источником международного и европейского права, но и само по себе явилось межгосударственным правом, ведь рецепция римских законов затронула практически все цивилизованные страны. Ряд государств остановили свой выбор на частноправовых вопросах (например Россия в своем гражданском законодательстве), другие - на вопросах процессуального права (например Италия в преторском процессе), наконец, публичное право Древнего Рима явилось прообразом государственного механизма монархических стран-доминионов.

См., напр.: Римское право / Под ред. М.Н. Прудникова. М., 2013. С. 112 - 115.
Гефтер А.В. Европейское международное право. СПб., 1880. С. 15 - 16; Европейское международное право / Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчикова, П.В. Саваськова. М., 2009. С. 10 - 11.

Какие пределы рецепции римского права существуют в международных отношениях? Римский народ был проникнут идеей политического единства, стремился провести ее даже в международных отношениях. Этот политический идеал Рима наложил печать на всю его историческую судьбу. Ради нее Рим жертвовал духовной стороной индивидуальной и общественной жизни, при этом в полной мере пользовался результатами деятельности народов, уже сошедших со сцены всемирной истории. Вместе с тем Рим осуществил иное историческое назначение - он внес начало единства в Древний мир, соединив все существующие тогда государства под своей верховной властью.

Международные отношения римлян не могут быть поняты без уяснения внутренних порядков, господствовавших в Риме. В этом отношении влияние римского права на международные дела существенно отличалось в период республики и в период империи.

Так, в эпоху Римской республики огромное воздействие на все отношение римлян к другим народам оказывала происходившая в Риме борьба патрициев и плебеев. Класс плебеев в значительной степени состоял из потомков побежденных народов, которые силой римского оружия были вынуждены стать частью римского государства. Борьба эта проходила различные фазы. Руководимые сознанием своего личного интереса, патриции постепенно уступали законным требованиям своих противников и наконец уравняли права плебеев со своими привилегиями. Это происходило в тесной связи с постепенным изменением отношения римлян к другим народам.

Вместе с тем историческая задача, которую предстояло разрешить римлянам, сама по себе устраняла возможность мирных международных отношений. Она предполагала враждебные столкновения не только с народами, которые не хотели признать власть Рима. Поэтому история международных отношений римлян в период республики представляет собой череду войн с захватническими целями. Римляне при этом руководствовались неодинаковой политикой по отношению к завоеванным народам. Так, в отношении италийских народов политика отличалась благоразумностью и осторожностью в связи с тем, что эти народы были одного происхождения с римлянами. На этом основании италийские города получили от победителей права муниципий. В отношении же отдаленных народов главенствовали принципы превосходства римлян и подчинения народов завоевателям .

См., напр.: Римское право / Под ред. М.Н. Прудникова. С. 114 - 115.

С точки зрения международного права наиболее важное значение имеют те соглашения римлян с другими народами, которые заключались на началах равенства и взаимности. С независимым народом или с противником, которого не удалось окончательно победить, заключались договоры союза, дружбы, мира, на основании которых подданные той или иной страны имели в пределах своей территории некоторые права.

По мере военных успехов римлян и возрастания мощи Рима такие договоры встречались весьма редко. К концу республиканского периода они уступают место римскому закону, который предписывался другим народам. Вместе с тем сила обстоятельств и потребностей заставляла римлян признавать за народами известные права, создавать для их реализации особые органы. В первую очередь это было связано с разнообразными отношениями между частными лицами, римскими гражданами и подданными других государств. Так, каждый иностранец, находящийся в Риме, мог выбрать из среды римских граждан патрона, который был по отношению к гостю покровителем и защитником его прав. Со временем в римском обществе сложился взгляд, что гостеприимство есть высшая добродетель. Это получило свое отражение в законе.

В научной литературе встречается мнение о том, что победа над Карфагеном подвигла Рим к принятию на себя роли международного полицейского, особенно относительно постоянно конфликтующих государств эллинистической Греции и Ближнего Востока. При этом римский Сенат руководствовался благими целями: он надеялся обеспечить греческую независимость. Лишь когда римляне поняли, что греки не способны к самоуправлению, последовала аннексия Македонии, что обеспечивало более близкое наблюдение за делами в Греции .

Melko M., Weigel R.D. Peace in the Ancient World. Jefferson, 1981. P. 92.

То, какими принципами руководствовались римляне при выборе дипломатических средств и механизмов установления контроля над Азией, во многом зависело от начального статуса и степени лояльности тех или иных властителей по отношению к новому гегемону. Римляне максимально использовали юридические институты для легализации своих имперских планов. Это весьма важный момент их политики на Востоке, свидетельствующий о том, что отнюдь не одни лишь "железные" римские легионы прокладывали Риму путь к мировому господству. Юридическое закрепление прав римского народа на целые государства посредством оформления завещаний можно считать выдающейся дипломатической победой Рима, ничуть не уступавшей громким военным свершениям. Эти юридические акты, начиная с пергамского завещания 133 г. до н.э., закрепили законность и долговечность римской власти в Восточном Средиземноморье. Завещание Никомедом Риму Вифинии в 74 г. до н.э. подтвердило действенность и правомочность данной практики. Мало того, узаконивалось право римлян на внедрение в Азии своего административного аппарата, требовавшегося пока что для управления доставшейся по завещанию территорией. А следовательно приобретало законные основания право вмешательства в межгосударственные отношения на основании защиты интересов "благоприобретенной" собственности .

Митина С.И. Институты частного права на службе римской дипломатии // Международное публичное и частное право. 2011. N 1. С. 29.

Римское право сформулировало ряд положений, определявших обязанности государства по отношению к "друзьям римского народа". Они считались гостями Рима, жили за счет государственной казны и пользовались особыми почестями, предписываемыми законом. Подобное не распространялось на варваров.

Вместе с тем законы Рима не указывали средств для судебной защиты интересов иностранцев. Споры, которые возникали между ними, а также между ними и римскими гражданами, не подлежали ведению городского претора. Лишь со временем (242 г. до н.э.) была учреждена особая должность претора специально для разбирательств тяжб, в которых были замешаны иностранцы.

Таким образом, в период Римской республики войны и завоевания римлян служили орудием не только порабощения других народов, но и фактором сближения с ними, ознакомления с их культурой и цивилизацией, продуктами умственной и экономической деятельности.

Период империи существенно отличается от республиканского периода в международных отношениях Рима. Рим был озабочен не столько завоеваниями новых территорий, сколько преодолением внутренних распрей. Благодаря достижениям цивилизации Рима его язык, политические и правовые воззрения быстро усваивались в провинциях, в последних граждане уже ничем не отличались от римлян. Все части императорского Рима подчинялись одним законам, суду и администрации.

В период республики и империи римский народ и его юристы имели некоторое понятие о международном праве в современном смысле слова. Так, в Риме была известна особая отрасль права, так называемое ius feciale, содержание которого составляли различные формулы и обряды, применяемые в случае объявления Сенатом войны или заключения трактатов особым слоем жрецов-фециалов, которые играли роль представителей Рима в международных отношениях и, как полагают некоторые ученые, были не только посредниками в переговорах, но и сами решали вопросы войны и мира .

См., напр.: Римское право. С. 112 - 115.

В римском праве можно встретить понятия неприкосновенности личности посланников, упоминания о древних международных третейских судьях. Под последними подразумевались лица, избиравшиеся римским народом и тем народом, с которым он вступал в договор, для решения как общих споров, которые возникали между подданными этих народов, так и недоразумений между самими государствами, порожденных исполнением договора.

Вся последующая история окончательного утверждения имперской власти Рима на востоке Средиземноморья свидетельствует об одном: римляне осознавали лишь себя в роли блюстителей мирового порядка, а свое государство - в качестве гаранта политической стабильности. Это означало кардинальное изменение не просто политической, но и правовой системы, обеспечивавшей жизнеспособность всего эллинистического сообщества. Римское частное право, как ни парадоксально это звучит, служило инструментом реализации геополитических целей Сената наравне с военной стратегией. Римская дипломатия посредством права проложила путь к полному подчинению ранее независимых государств при минимальной затрате материальных и военных ресурсов. Все это лишний раз доказывает универсальность и действенность институтов римского права .

Митина С.И. Институты частного права на службе римской дипломатии // Международное публичное и частное право. 2011. N 1. С. 30.

В целом римское право дает науке международного права тот практический метод, те орудия анализа, посредством которых могут быть выяснены юридические нормы и законы. Вильгельм Дильтей заметил, что римское политическое мышление характеризовалось неуемным стремлением всюду установить правила. Власть суверенной высшей воли над миром, ее действия преимущественно позитивны и индуктивны, и это "вещное" мышление ощутимо отделяло право от религиозных и нравственных законов. Оно ограничивало сферы господства отдельных воль в правовом устройстве общества, установив закон в качестве правила такого ограничения: "Идея господства была той призмой, сквозь которую древнее право рассматривало все отношения, связанные с индивидуальной жизнью". Полезность и целесообразность характеризовали эту милитаристски и юридически воспитанную волю. Право стало для римлян кодексом законов, относящихся к существу дела, оно привносило целесообразность в жизненные отношения, стремясь свести их к четко артикулированному выражению .

Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. СПб., 2000. С. 13 - 14.

Вместе с тем нельзя переоценить и понятийный аппарат римского права, используемый международными акторами. Терминология в международном праве основана на римском порядке реализации норм права: "кодификация", "рецепция", "конвенция", "унификация" - все эти явления были известны римским юристам.

Преемником римского права в современном миропорядке считается Ватикан, статус которого в международном праве - вспомогательная суверенная территория Святого Престола, резиденции высшего духовного руководства Римско-католической церкви. Дипломатические миссии иностранных государств аккредитуются при Святом Престоле, а не при городе-государстве Ватикан. Иностранные посольства и представительства, аккредитованные при Святом Престоле, ввиду малой территории Ватикана размещены в Риме (включая и посольство Италии, которое, таким образом, находится в ее собственной столице). Ватикан является постоянным наблюдателем при ООН с 1964 г., сотрудничая с организацией с 1957 г. В июле 2004 г. права миссии Святого Престола при ООН были расширены. Кроме того, с августа 2008 г. Ватикан начал сотрудничество с Интерполом на постоянной основе.

Сам Ватикан не устанавливает дипломатических отношений, не участвует в международных организациях и не заключает международные договоры, поскольку является суверенной территорией Святого Престола и суверенитет первого прямо проистекает из суверенитета последнего. Кафедра римских епископов признается суверенным субъектом международного права с раннесредневековых времен. Всего Святой Престол поддерживает дипломатические отношения со 174 странами мира, в которых он представлен папскими послами (нунциями) и является членом 15 международных организаций .

Ватикан активно выступает за сохранение мира и урегулирование международных конфликтов. В 1971 г. Святой Престол заявил о своем решении придерживаться Договора о нераспространении ядерного оружия, дабы "предоставить моральную поддержку принципам, которые служат основой самого Договора".

Таким образом, международное римское право - конгломерат правовых норм о международных отношениях, универсальных по своей правовой природе, использовавшихся в период Древнего Рима для регулирования внешних связей и явившихся источником многих современных институтов дипломатии и международного права.

Литература

  1. Гефтер А.В. Европейское международное право. СПб., 1880. С. 15 - 16.
  2. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. СПб., 2000. С. 13 - 14.
  3. Европейское международное право / Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчикова, П.В. Саваськова. М., 2009. С. 10 - 11.
  4. Митина С.И. Институты частного права на службе римской дипломатии // Международное публичное и частное право. 2011. N 1. С. 29 - 30.
  5. Римское право / Под ред. М.Н. Прудникова. М., 2013. С. 112 - 115.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Гражданский кодекс, по которому мы живем, выстроен во многом на римском праве. Хотя, конечно, через несколько передаточных звеньев. Они начали это делать три тысячи лет назад. Это оказалось на самом деле живучим. Им удалось создать практически универсальную систему.

Как одно из античных племен умудрилось распространить свое право на все человечество. В чем секрет? Надо рассматривать два варианта ответа. С одной стороны, нужно иметь римские легионы. Но с другой стороны, римляне внутри своей общины вырабатывают практически универсальную модель. Что такое право? Искусство доброго и справедливого, как его определяют юристы. Если мы сейчас спросим не улице, что такое справедливость, кто ее определяет? Нам скажут, государство, что-нибудь такое высокое, страшное. А римлянин скажет — нет, большая справедливость возникает из маленьких частных, это совокупность множества частных справедливостей. Вот если со мной поступают справедливо, справедливо с вами поступают, справедливо с ним. Так мы перейдем к определению справедливости.

Флавий Юстиниан I

До универсальности оставалось несколько веков. Со временем все это усложнялось, разрасталось и т. д. В определенный момент — очень сильно упрощаю, конечно, — юристы начинают воспринимать то, чем они занимаются, искусством. Очень красивое определение, когда юрист пишет про себя: мы называем себя жрецами справедливости. Это почти религия. Начинают воспринимать это как искусство, как науку, как то, что требует осмысления, рефлексии постоянной. Начинают разрабатывать систему права.

Если 20 лет назад представить российскую улицу, на которой одна машина вьехала в другую. Что бы сделали восемь из десяти водителей? Взяли монтировку и вышли разбираться. Что бы сделал римлянин? Пошел в суд, предъявил иск о возмещении ущерба. У него мозг был устроен так, что он искал бы правовую коллизию. Восстановить порушенную ниточку паутинку, чтобы она снова начала действовать. Вот система, которую они сумели разработать, именно она оказалась универсальной. Именно римляне придумали, что право делится на частное и публичное. Что право делится на общее для всех народов и право цивильное, то, что мы называем правом граждан какого-то народа. Наконец, то, что внутри права граждан будет деление на право лиц, право вещей и право обязательств. Право собственности относится к вещному праву. И внутри каждого из разделов пойдут подразделы, секции.

В том, что все это великолепие не пропало, огромную роль сыграл персонаж, живший полторы тысячи лет назад. Это Восточная Римская империя, Западная уже отсутствует примерно 60 лет как. На Востоке на императорский трон поднимают очень любопытную личность, выходца из простых людей по имени Юстиниан. Которого охватывает совершенно неудержимая мечта, которая сейчас прозвучит очень зловеще. Потому что с тех пор мы видели много таких мечтателей восстановить Римскую империю в ее величии и мощи. Для него восстановление империи — это не просто вернуть все земли. Для него восстановление империи — это и приведение в порядок права. Выстраивание правового универсума.

У права, которое я описывал, права, растущего снизу, есть ровно один минус: число юристов не уменьшается, их становится все больше, больше. Те, кто жил давно, оставляют свои тексты. В судах начинается совершеннейший ужас, когда судья, к которому приходят истец и ответчик, вынужден выслушивать бесконечные отсылки стороны истца и стороны ответчика, это новые, новые, новые тексты. А потом разбираться во всех этих текстах. Бывали случаи, когда тяжба разрешалась в ту или иную пользу, когда истец уже давно умер, ответчик умер, их сыновья уже умерли. И результат тяжбы был озвучен внукам истца и ответчика каким-то очередным по счету судьей, потому что судьи тоже умерли.

Много из того, что вы прочтете, будет близко, понятно и знакомо. Если мы перенесемся в средние века Европы, плюс 700 лет к Юстиниану, мы имеем вот эту рукопись, где мы видим, что университеты Европы вырастали на изучении права Юстиниана. Да, университеты начинаются с изучения права. Юридические факультеты самые древние. Первенство оспаривают, как известно, медицинский и теологический факультеты, но, все-таки, юриспруденция, мне приятнее думать, что она была первой.

Про универсальность можно говорить и по-другому. Например, Наполеон, один из самых знаменитых портретов в императорской одежде и диадеме? Он иммитирует Юстиниана I. Для него император — это Юстиниан. Этому есть еще доказательство. В 1804 году Наполеон становится императором. Что он делает именно в этот год? Провозглашает кодекс, который известен тогда как кодекс Наполеона, а сейчас весь мир знает его, как французский гражданский кодекс. Это он и есть, туда внесены поправки, обновления.

Если мы обратим внимание на современное право, в котором не так много, как хотелось бы, осталось от римского, но вот портал кассационного суда в Риме. Несколько статуй из тех, что там есть: Марк Антистий Лабеон, Сальвий Юлиан, Гай, Фабиниан. Это все классические юристы от I века до нашей эры до III века нашей эры. Это же все классика римского права. Почему же эти статуи стоят на портале кассационного суда? Для судей совершенно однозначно, что эти юристы олицетворяют саму идею права. Ведь не то, что в стенах кассационного суда Рима цитируют ночи напролет римских юристов, нет. Но они олицетворяют саму идею того, что такое право, каким оно должно быть и какими должны быть юристы, если мы говорим про личный облик служителя.

Скажу крамольное, вы видите государство. Государство, которого римляне не знали. Но что есть государство, как не правовой конструкт? Формально правовой, подчеркиваю. Если шагать через эпохи довольно широкими шагами, то господство частного права, частных отношений длилось очень долго, на самом деле. Оно приобретало самые разные формы, зачастую неприятные, сугубо извращенные, например, феодализм, который не знал государства и, более того, был ему противоположен. Но все это господство частных отношений базируется на частных правовых сделках. Когда эта система начинает давать сбой массовый, а это где-то начало XV-XVI века, очень много чего в Европе творится, об этом можно много говорить. Но когда начинает давать сбой система, на первый план выходят кто? Не рыцари, не священники, выходят горожане, бюргеры, буржуазия. Которые говорят: дайте нам спокойно торговать, спокойно производить то, что мы продаем. Дайте нам спокойствие. Гарантируйте нам его юридически, гарантируйте нам права.

И медленно, очень медленно, где-то там до конца XVIII века, и очень мучительно, начинает прорастать сама идея государства. Как гаранта, конечно. Как той системы институтов, которая очень четко выделяет публичное пространство, отделяя его от частных пространств и гарантирует, что в публичных пространствах сделки и отношения будут в безопасности.

Конечно, еще влияет много чего. Идея граждан для государства, идея силового управления. Это полностью противоположно, конечно. Если почитать теоретиков, на кого они будут ссылаться? Есть такое направление — юснатурализм, есть юристы, которые опираются на право и понимают, что сначала право, а потом государство. А есть те, кого называли легистами, от слова lex — закон, что все, что дает государство — и есть право, любой закон становится правом. В Европе очень мощная культура того, что называется юридическим, т. е. они понимают, что сначала право, а потом государство. В России традиционно первично было государство.

Статуи портал кассационного суда в Риме

Права человека — это наследие римского права. В самом Риме понятия прав человека не было, но это понятие вырастает из римского материала. Это в XVII веке впервые прозвучало как права человека, но это именно правовая культура. Вы видите борьбу за права отдельного человека, вы видите саму идею конституции, как правоустанавливающего акта. Как того документа, который создает политический порядок, обратите внимание. Легистам не нужна конституция, им нужна воля правителя. Легизм восходит в этом плане к Востоку. К тому, что называется восточной деспотией. Когда есть воля монарха, а все остальное идет лесом.

Если мы когда-нибудь доживем до момента, когда римское право — система принятия справедливости как совокупности множества частных справедливостей, — покажется нам эпизодом далекого прошлого, это значит, что мы доживем до того момента, когда конкретный человек для нас ничего не будет значить.

Читайте также: